ых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».
2. Культура речи как культура речевой деятельности.
Речь - это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письма), и результат этого процесса - то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.
Основные цели речи - информирование, выражение чувств, воздействие - порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.
В содержание культуры речи входит и культура восприятия и понимания речи. Культура понимания тесно связана с культурой взаимодействия партнеров по общению. Культура восприятия и понимания речи всегда выражается в активной интерпретации смыслов слов. Это может быть понимание содержания речи, или может быть понимание более высокого уровня - реконструкция сказанного, а может быть приращение смыслов за счет ассоциаций, достраивания структуры текста недостающей информацией.
Все составляющие речи можно рассматривать как элементы культуры речи, культуры общения и культуры в целом. Следовательно, культура речи представляет собой область проявления в речевой деятельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества в целом.
3. Речевая культура общества и речевая культура личности.
Характеризуя уровень культуры речи наших современников, лингвисты, психологи, социологи сходятся во мнении, что
- речь становится более унифицированной: в ней преобладают стандарт, клише, штамп;
- в речи, как правило, слабо проявляется индивидуальность - появилось усредненность в выражении содержания высказывания;
- в речи появились такие качества, как резкость в оценках, отсутствие оттенков, полутонов, потеря чувства слова и чувства стиля, речевого вкуса.
И как следствие - все констатируют неумение большинства людей адекватно выразить свои мысли и чувства. Сегодня ученые говорят об экологии русской речи, о необходимости ее защиты, потому что сейчас царят полу-грамотность и «полуязычие», активно поддерживается СМИ и рекламой.
Русский язык - живой, поэтому в нем происходят различные процессы - обогащения, устаревания и т.д. В новых условиях появилась потребность в образцах нового речевого поведения и стал формироваться современный речевой идеал.
«Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности» (Ю.В.Рождественский). Использование этих образцов и обучение им формируют речевую культуру личности.
4. Критерии оценки культуры речи.
Культура речи предполагает речевое взаимодействие людей с целью их взаимопонимания. На это направлены и нормы, которые тоже объединяют людей в пользовании одним и тем же языком, и речевые модели, которые служат тому, чтобы люди понимали не только то, что сказано, но и то, что имелось в виду. Этой цели служат и возникающая на базе сказанного общность смыслов, знаний, понимания, и, в конце концов, - характер взаимоотношений между людьми. Поэтому этичность и коммуникативность - главные условия культуры речи наряду с общей образованностью, и, как следствие, - владение речевыми и языковыми нормами.
По каким критериям нужно оценивать культуру речи?
Если говорить о достоинствах речи, то речь должна быть качественной, а значит - обладающей необходимыми свойствами, которые делают речь привлекательной для слушателей и свидетельствуют о речевом мастерстве ее автора. Такие свойства речи в лингвистике называют коммуникативными.
Коммуникативные качества речи - такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным.
Разные качества речи «работают» на различные стороны речи, на те или иные нормы - этические (уместность, доступность, выразительность), коммуникативные (выразительность, уместность, доступность, логичность, точность, богатство), языковые и речевые (правильность, точность, логичность и др.).
Культура речи тесно связана с культурой общения. И достоинства речи проявляются в ней, если:
- у говорящего есть чувство собственного достоинства;
- говорящий с уважением относится к адресату как к достойному собеседнику;
- говорящий хорошо знает, что культурно, а что не соответствует принятым в этом обществе правилам поведения и речи.
Сейчас все более укрепляется в сознании людей то, что речь человека - это показатель его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, а нормированность речи выступает как условие и как показатель культуры речи человека.
5. Нормированность как механизм культуры речи.
Нормированность - средство структурирования каких-то процессов, норма отражает, прежде всего, традиции, установления, обычаи. Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.
В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон речи в частности.
· Этические нормы оцениваются по шкале прилично/неприлично, хорошо/плохо.
· Коммуникативные: удачно/неудачно, эффективно/неэффективно.
· Этические (в рамках этических и коммуникативных):
принято/не принято.
· Речевые нормы: логично/нелогично, точно/неточно, уместно/неуместно, доступно/недоступно и т.п.
· Языковые нормы: правильно/неправильно.
Наиболее разработанным является учение о языковой норме, по аналогии с которой исследуется и другие виды нормы.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | [9] | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|