Главная   Добавить в избранное Русский язык и культура речи | конспект произведения


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Русский язык и культура речи - конспект произведения


Категория: Конспекты произведений
Рубрика: Иностранные языки и языкознание
Размер файла: 120 Kb
Количество загрузок:
114
Количество просмотров:
26851
Описание работы: конспект произведения на тему Русский язык и культура речи
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать


ых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

2. Культура речи как культура речевой деятельности.

Речь - это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письма), и результат этого процесса - то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.

Основные цели речи - информирование, выражение чувств, воздействие - порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.

В содержание культуры речи входит и культура восприятия и понимания речи. Культура понимания тесно связана с культурой взаимодействия партнеров по общению. Культура восприятия и понимания речи всегда выражается в активной интерпретации смыслов слов. Это может быть понимание содержания речи, или может быть понимание более высокого уровня - реконструкция сказанного, а может быть приращение смыслов за счет ассоциаций, достраивания структуры текста недостающей информацией.

Все составляющие речи можно рассматривать как элементы культуры речи, культуры общения и культуры в целом. Следовательно, культура речи представляет собой область проявления в речевой деятельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества в целом.

3. Речевая культура общества и речевая культура личности.

Характеризуя уровень культуры речи наших современников, лингвисты, психологи, социологи сходятся во мнении, что

- речь становится более унифицированной: в ней преобладают стандарт, клише, штамп;

- в речи, как правило, слабо проявляется индивидуальность - появилось усредненность в выражении содержания высказывания;

- в речи появились такие качества, как резкость в оценках, отсутствие оттенков, полутонов, потеря чувства слова и чувства стиля, речевого вкуса.

И как следствие - все констатируют неумение большинства людей адекватно выразить свои мысли и чувства. Сегодня ученые говорят об экологии русской речи, о необходимости ее защиты, потому что сейчас царят полу-грамотность и «полуязычие», активно поддерживается СМИ и рекламой.

Русский язык - живой, поэтому в нем происходят различные процессы - обогащения, устаревания и т.д. В новых условиях появилась потребность в образцах нового речевого поведения и стал формироваться современный речевой идеал.

«Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности» (Ю.В.Рождественский). Использование этих образцов и обучение им формируют речевую культуру личности.

4. Критерии оценки культуры речи.

Культура речи предполагает речевое взаимодействие людей с целью их взаимопонимания. На это направлены и нормы, которые тоже объединяют людей в пользовании одним и тем же языком, и речевые модели, которые служат тому, чтобы люди понимали не только то, что сказано, но и то, что имелось в виду. Этой цели служат и возникающая на базе сказанного общность смыслов, знаний, понимания, и, в конце концов, - характер взаимоотношений между людьми. Поэтому этичность и коммуникативность - главные условия культуры речи наряду с общей образованностью, и, как следствие, - владение речевыми и языковыми нормами.

По каким критериям нужно оценивать культуру речи?

Если говорить о достоинствах речи, то речь должна быть качественной, а значит - обладающей необходимыми свойствами, которые делают речь привлекательной для слушателей и свидетельствуют о речевом мастерстве ее автора. Такие свойства речи в лингвистике называют коммуникативными.

Коммуникативные качества речи - такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным.

Разные качества речи «работают» на различные стороны речи, на те или иные нормы - этические (уместность, доступность, выразительность), коммуникативные (выразительность, уместность, доступность, логичность, точность, богатство), языковые и речевые (правильность, точность, логичность и др.).

Культура речи тесно связана с культурой общения. И достоинства речи проявляются в ней, если:

- у говорящего есть чувство собственного достоинства;

- говорящий с уважением относится к адресату как к достойному собеседнику;

- говорящий хорошо знает, что культурно, а что не соответствует принятым в этом обществе правилам поведения и речи.

Сейчас все более укрепляется в сознании людей то, что речь человека - это показатель его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, а нормированность речи выступает как условие и как показатель культуры речи человека.

5. Нормированность как механизм культуры речи.

Нормированность - средство структурирования каких-то процессов, норма отражает, прежде всего, традиции, установления, обычаи. Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.

В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон речи в частности.

· Этические нормы оцениваются по шкале прилично/неприлично, хорошо/плохо.

· Коммуникативные: удачно/неудачно, эффективно/неэффективно.

· Этические (в рамках этических и коммуникативных):

принято/не принято.

· Речевые нормы: логично/нелогично, точно/неточно, уместно/неуместно, доступно/недоступно и т.п.

· Языковые нормы: правильно/неправильно.

Наиболее разработанным является учение о языковой норме, по аналогии с которой исследуется и другие виды нормы.



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | [9] | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

На данный момент в нашей базе:
Рефераты: 23980
Курсовые работы: 21533
Доклады: 1070
Шпаргалки: 571
Дипломные работы: 5897
Учебные пособия: 529
Статьи: 854
Контрольные работы: 9919
Книги: 207
Практические работы: 370
Аттестационные работы: 98
Тесты: 73
Лекции: 876
Творческие работы: 292
Научные работы: 271
Отчеты по практике: 716
Авторефераты: 867
Презентации: 340
Биографии: 50
Монографии: 38
Методички: 633
Курсы лекций: 509
Лабораторные работы: 508
Задачи: 107
Бизнес Планы: 153
Диссертации: 83
Разработки уроков: 24
Конспекты уроков: 41
Магистерские работы: 54
Конспекты произведений: 27
Анализы учебных пособий: 8
Краткие изложения: 59
Материалы конференций: 15
Сочинения: 122
Эссе: 99
Анализы книг: 30
Топики: 74
Тезисы: 10
Истории болезней: 344

Всего работ: 71451
Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Русский язык и культура речи | конспект произведения

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
реклама на сайте
Лучшие лицензионные казино с выводом денег