quot;left">Языковая норма - это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка.
Для чего нужна норма? Для того чтобы
- люди понимали друг друга правильно;
- отличить образованного человека от необразованного;
- образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на его воспитание и развитие у остальных;
- сохранять языковые традиции.
6. Уровни культуры речи.
Уровни культуры речи: высокий - средний - низкий, т.е. культурно, малокультурно и совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно.
Высокий уровень культуры проявляется в звуках голоса и интонациях, в том, как человек ходит, сидит, стоит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде - все это в устной речи оценивается с позиций того, насколько они соответствуют нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек относится к другим людям, как ведет диалог, как строит монолог и т.д.
В письменной речи: какой у человека почерк - аналог хорошей дикции, как он располагает текст на странице, насколько грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации написан текст. Обязательно оценивается соблюдение языковых и речевых норм.
Низкий уровень речевой культуры проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить неудобств, то низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное - самоутверждаться за счет других. Отсюда - грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым норм. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.
Типы речевой культуры (по О.Б.Сиротиненой).
Она выделяет полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный типы речевой культуры.
Носителям полнофункционального типа свойственно максимально полное владение всем богатством русского языка, использование обширного лексикона, целесообразное использование иностранных слов. Им свойственно соблюдение норм литературного языка (орфографических и пунктуационных, орфоэпических и интонационных, стилистических, лексических норм сочетаемости и т.д.).
Значительно большее количество людей являются носителями неполнофункционального типа. В целом его можно охарактеризовать словом меньший: меньшие знания, меньшие усилия для их расширения, меньший уровень умений и т.д. Владение, кроме разговорной речи, только одним - максимум двумя функциональными стилями.
Наибольшее распространение имеет среднелитературный тип речевой культуры, его носителями являются люди со средним и неполным средним образованием и люди с высшим узкопрофессиональным образованием. Для них характерно очень поверхностное знание норм литературного языка, и потому системные от них отступления в произношении. Очень типичны нарушения коммуникативных и этических норм, неспособность к построению монолога, отсюда невразумительность, слова-паразиты, фактическое не владение навыками официального общения.
Не менее опасен складывающийся с конца ХХ в. и усиленно насаждаемый в СМИ литературно-жаргонизирующий тип. Специфика этого типа заключается в сознательном насаждении сниженной, часто даже безграмотной речи.
Среди малообразованного населения встречается обиходный тип речевой культуры. Его носители владеют только навыками разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологическую, ни письменную речь.
Высокий уровень культуры речи обеспечивает незатрудненное и эффективное функционально грамотное общение в различных сферах и ситуациях.
Глава 4
ЭТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ
1. Коммуникативная ситуация.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, которые помогают осуществить оптимальное общение.
Для того чтобы грамотно общаться, необходимо знать основные компоненты коммуникативной ситуации, а также основные законы общения, которые определяют его коммуникативные и этические нормы.
На успешность общения влияют факторы такие как:
- внеязыковые факторы: взаимоотношения между участниками, этические установки коммуникантов; характер передаваемой информации, условия общения, национально-культурные традиции.
- языковые и речевые факторы: специфика языка, на котором происходит общение; устная или письменная, монологическая или диалогическая форма сообщения, особенности жанра и стиля речи, степень реализации коммуникативных качеств речи, языковая грамотность коммуникантов.
Обстоятельства общения условно делятся на внутренние и внешние:
- внутренние: мотив, причины, вызывающие это общение, психологическое или эмоциональное состояние коммуникантов;
- внешние: место, время, продолжительность, наличие или отсутствие непосредственного контакта.
Все компоненты коммуникативной ситуации в совокупности и обеспечивают успешность общения на всех его этапах.
Коммуниканты. Термины «партнеры», «коммуниканты», «собеседники» подчеркивают двусторонность процесса, большую общность его участников, равноправные отношения.
На характеристику коммуникантов оказывает влияние сфера общения (бытовая, профессиональная, учебная и т.д.). Чаще всего в зависимости от сферы общения ситуации различаются по степени их официальности, следовательно, и участники общения выступают в официальных или неофициальных речевых ролях. (симметричность - несимметричность речевых ролей, «начальник - подчиненный).
Характеристика участников общения делится на постоянные и переменные речевые роли.
· Постоянные (пол, возраст, профессия, социальный статус, уровень языковых знаний, образованность).
|