В процессе самой речи участники постоянно оценивают уместность сказанного или услышанного, написанного или прочитанного относительно всех слагаемых коммуникации.
Уместность - это инструмент оценки речи относительно ситуации общения и текста как с точки зрения этических и коммуникативных норм, так и с точки зрения оправданности использования в нем тех или иных речевых и языковых компонентов.
2. Богатство речи.
Богатство языка и речи отражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи - это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств.
Богатство речи - качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Соответственно речь разнообразную называют богатой, а речь однообразную - бедной.
Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.
Богатство языка - это разнообразие всех уровней языка - те сокровища языка, из которых состоит речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях.
Но богатство языка - это только основа, база для богатства речи. Богатство речи каждого носителя языка - это плод его личных «накоплений», заработанных в процессе активного овладения речью. Богатство речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых средств языка и активным их освоением - стремлением разнообразить свою речью.
Основные источники языкового богатства.
Фонетическое богатство - это богатство фонем (гласных и согласных звуков) и их сочетаний. Звуковое богатство русской речи используется и в поэзии для создания с помощью специального подбора звуков (звукописи) соответствующих образов (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.А.Некрасов «Железная дорога»). Повтор согласных звуков называется аллитерацией.
Фонетическое богатство помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм (это звуки слов «свист», «гром», «всплеск», «медленно», «быстро» и т.п.).
Кроме того, очень важный компонент звукового облика речи - ударение. Звуковой строй русского языка характеризуется разноместным ударением в словах, что также значительно повышает его богатство. Например,
анализ крОви (родительный падеж) - в кровИ (предложный падеж);
рукИ не подаст (родит. падеж) - чистые рУки (именит. падеж мн.ч.);
пальто малО (краткая форма прилагательного) - спал мАло (наречие).
Таким образом, разноместность и подвижность русского ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя ее ритмической организованности, но и являются важным различительным фонологическим средством.
Словообразовательное богатство, которое складывается в результате образования новых слов, - один из важнейших путей пополнения словарного состава языка и, следовательно, его богатства. С помощью словообразовательных моделей образуются слова и словоформы, которые помогают найти самую точную грамматическую структуру для выражения мыслей.
С помощью словообразовательных моделей слова приобретают следующие основные значения:
- значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку, например, от сущ. «вода» образованно прил. «водный», от глагола «читать» образованно сущ. «читатель».
- значения, представляющие собой дополнительный семантический компонент, например, уменьшительное значение («дом» - «домик»), значение начала («говорить» - «заговорить»).
- значение, сводящиеся к перемещению слова в другую часть речи («слушать» - «слушание», «хороший» - «хорошо»).
Лексическое богатство - самый значимый пласт богатства языка. Лексика (от греч. lexikos - относящийся к слову) - совокупность слов языка, его словарный запас.
По сфере употребления различается лексика общеупотребительная, которая используется в речи вне зависимости от стиля текста, и стилистическая отмеченная (разговорная, научная, профессиональная и т.д.).
По сферам общения в лексике находят отражение различия внутри языкового коллектива - различается лексика по принадлежности к территориальным и социальным диалектам: жаргон, арго и т.д. Основная часть лексики входит в состав русского литературного языка.
Лексика отличается и по эмоциональной окраске, по этому основанию она делится на нейтральную и эмоционально окрашенную, например: нелепый - несуразный, дикий.
С точки зрения лексического богатства языка важно разделение лексики на активную и пассивную. Активная лексика - это часть лексики, которая находится в постоянном употреблении. Она составляет основную часть богатства речи конкретного человека. Пассивная лексика - это слова, которые когда-то активно использовались, но в силу ряда причин вышли из употребления или еще не стали постоянно использоваться, т.е. слова, различные по времени их появления в языке: устаревшие и новые.
В зависимости от причин устаревания эти слова делятся на два разряда: историзмы и архаизмы. Историзмы - слова или устойчивые словосочетания, обозначающие исчезнувшие реалии (армяк, камзол, барщина). Историзмы не имеют синонимов, они могут относится как к очень далеким от нас временам (карета, целовальник, цирюльник), так и к сравнительно недавнему прошлому (ликбез, перестройка). Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но замененные по каким- либо причинам вытиснившими их синонимами (отрок, сей, выя). Выделяются и семантические архаизмы - слово «позор» раньше обозначало «зрелище», а теперь - только «бесчестие». Слово «живот» раньше обозначало не только часть тела, но и «жизнь».
Противоположностью устаревших слов являются неологизмы - слова, значения слов или словосочетания, появившиеся в определенный период в каком-либо языке или использованные один раз (случайно или для большей выразительности) в тексте ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | [13] | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|