gt;Речевые нормы в рамках культуры речи коммуникативно ориентированы, т.е. их предназначение - сделать общий код единым и тем самым способствующим однозначному пониманию речи.
Для того, чтобы общение состоялось, должны быть выполнены несколько обязательных условий: это технические предпосылки коммуникации (Е.В.Падучева) - внеречевые условия успешного общения, которые формируются как постулаты:
- постулат о составляющих - должен быть отправитель, получатель, действительность, текст и код;
- постулат о контакте: между отправителем и получателем должен быть контакт;
- постулат о коде: отправителем и получателем должен использоваться один код.
Необходимость выполнения этих постулатов очевидна: если нет хотя бы одного из составляющих - коммуникация не происходит.
Относительно текста со структурированием информации связаны рекомендации по этому поводу - постулаты Г.П.Грайса.
Постулат количества информации:
1. «Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется».
2. «Твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется».
Этот постулат можно сформулировать так: «Говори в меру».
Постулат качества информации: общий постулат «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным», а также:
1. «Не говори того, что считаешь ложным».
2. «Не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований».
Этот постулат предписывает согласование речи с этическими нормами.
Постулат отношения - это постулат релевантности:
«Не отклоняйся от темы».
Этот постулат требует говорить только по существу дела.
Постулат способа. Общий постулат: «Выражайся ясно», а также:
1. «Избегай непонятных выражений».
2. «Избегай неоднозначности».
3. «Будь краток (избегай ненужного многословия)».
4. «Будь организован».
Этот постулат выражает заботу о партнере, о том, чтобы было доступно и понятно все, о чем идет речь.
4. Речевой этикет.
Речевой этикет - «национально специфические» правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.
Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т.д. Этикет - это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определенное место в данном обществе, то он должен своим поведением оправдывать ожидания этого общества. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.
Следовательно, речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию, служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.
Основными этикетными жанрами являются:
· приветствие
· прощание
· извинение
· благодарность
· поздравление
· просьба
· утешение
· комплимент
· похвальное слово
· вежливая оценка
· приглашение
· отказ
· возражение
Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.
Речевой этикет служит более конкретным воплощением этических и коммуникативных норм. Уровень мастерства коммуниканта в этом отношении определяется знанием этических формул и их значения и умением использовать эти средства уместно и адекватно.
Глава 5
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
1. Уместность речи.
Уместность и культура речи.
Уместность - это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, потому что очень часто успех всего высказывания определяется его уместностью или неуместностью.
Уместной называется речь, которая соответствует всем составляющим коммуникативной ситуации.
Уместность ситуативная представляет собой безусловное требование культуры речи. Речь может быть эффективной только тогда, когда она уместна.
Речь должна быть целенаправленной, но в то же время прямолинейность не всегда вежлива и уместна. В этом случае целесообразно использовать разные формы непрямого воздействия - намеки, косвенные высказывания.
Для оценки ситуативной уместности важно учитывать условия общения: где и когда оно происходит, как долго длится. Например, неуместно задерживать человека, который торопится уйти, серьезным и долгим разговором; в людном месте «на ходу» обсуждать важные проблемы; переходить на рассказ о своих личных проблемах в официальной обстановке и т.д.
Текстовая уместность связана с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуникативной ситуации.
Текстовая уместность входит как составная часть в ситуативную. В ней выделяются стилистическая уместность (соответствие употребления языковых средств тому или иному функциональному стилю) и стилевая (соответствие речевых средств стилю данного автора и конкретного текста). ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | [12] | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|