uot;left">Аргументы и контраргументы. Последние возникают в сознании оппонента как возражение оратору.
Способы расположения аргументов.
1. Нисходящая и восходящая аргументация. Эти способы различаются по тому, куда направлен вектор усиления аргументации: при нисходящей аргументации сначала приводится самые сильные аргументы, затем - менее сильные, завершается все выводом или побуждением к действию. Восходящая аргументация предполагает, что сильные аргументы используются в конце выступления. Заканчивается речь , как правило, ярким, эмоциональным призывом.
2. Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя предполагает изложение аргументов одной направленности: либо позитивные, поддерживающие данную точку зрения, либо негативные, излагающие противоположную точку зрения. Она лучше воспринимается слушателями, готовыми принять чужую точку зрения.
При двусторонней аргументации, аудитория может сопоставить обе позиции и вместе с оратором выбрать одну из них. Она активизирует внимание аудитории, позволяет более глубоко проанализировать ситуацию и сделать выводы самостоятельно.
3. Индуктивная и дедуктивная аргументация. При индуктивной - изложение построено от анализа конкретных фактов к выводу. Обобщение делается на основе изучения типичных случаев. Дедуктивный метод - рассуждение от общего к частному. Построенная речь только методом дедукции не очень хорошо воспринимается аудиторией, так как в них чувствуется назидательность, навязывание мнения выступающего.
3. Информирующая речь.
Информирующая речь - один из видов устных высказываний, ее коммуникативная цель - дать новые сведения, пробудить интерес к предмету речи.
Доклад - это сообщение о постановке проблемы, возможных путях ее решения, о ходе исследования, его результатах. Различают научный и учебный доклады. Научный доклад содержит объективно новые сведения. В учебном докладе эта новизна - понятие субъективное.
Правила доклада:
1. пропусти материал через свое сознание, переформулируй текст, проиллюстрируй содержание примерами, более близкими для аудитории;
2. структурируй доклад;
3. выскажи собственные мысли по поводу изложенного;
4. используй средства диалогизации, привлечения внимания: риторические вопросы, отвлечение с приведением собственных примеров, обращения к аудитории.
Этапы подготовки:
1. окончательный выбор темы, подбор литературы, чтение литературы.
2. продумывание структуры доклада.
3. запись продуманного, использование первоисточника (ссылка).
4. произнесение доклада вслух, репетиция.
Есть ситуации, когда допустимо и возможно только чтение (защита дипломных проектов).
4. Эпидейктическая речь.
Эпидейктическая речь (от греч. dieknumi - показываю, делаю видным, известным, приветствую) - речь, цель которой - выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Жанры, в которых реализуется этот вид речи, - поздравление, тост, похвала - встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях, презентациях. Ее основное содержание - похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элементы аргументации.
Этот вид речи возник в Греции в V в. до н.э. Чтобы возбудить у аудитории высокие чувства - эпидейктическая речь регламентировалась рядом правил. Аристотель считал, что:
1. хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе;
2. законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения;
3. оратор должен использовать сравнение действий восхваляемого либо с поступками героев прошлого, либо с действиями обычных людей, чтобы выделить на этом фоне его заслуги;
4. случайно совершенный поступок древние представляли как осуществленный обдуманно.
Очень распространено было эпидейктическое красноречие на Руси, где оно развивалось с XI - XII вв., опираясь на многовековую традицию красноречия античного. Традиции произнесения эпидейктических речей на Руси складываются из памятников красноречия дидактического (учительского) и памятников красноречия торжественного (эмоционального).
Композиция эпидейктической речи была трехчастной: вступление, повествовательная часть, заключение.
Вступление - относительно самостоятельная обязательная часть, цель которой - привлечь внимание слушателей и обозначить проблему, которую ставит автор.
Основная часть - повествовательная - изображается картина настоящего, будущего, изложена похвала и превозносятся достоинства объекта или субъекта. Рассказ перемежается лирическими отступлениями, комментариями автора, пояснениями.
Заключение - завершающая часть: похвала герою, благодарность, пожелания, выражения надежды на что-то.
5. Вторичные тексты.
Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные же представляют собой результат переработки исходного (первичного) текста и являются реакцией на прочитанное, ответом на сказанное и в конечном счете результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста.
Вторичный текст - ответ - это ответное письмо, ответное заявление, полемический ответ. В этом случае первичный текст встраивается в содержание вторичного текста в виде пересказа фрагментов, цитирования.
Вторичный текст - исследование. Предметом речи здесь становится исходный текст, который подвергается интерпретации, анализу, т ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | [25] | 26 |
|