олкованию вторым автором, в результате чего появляются рецензии, литературно-критические статьи, комментарии.
Завершение первичного текста - это когда второй автор создает новое законченное произведение, в котором первичный текст является его началом или частью.
6. Конспект.
Конспект - это свертывание информации текста первоисточника в удобной форме для последующего восстановления исходного содержания.
По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на монографические, составленные по одному источнику, и сводные, или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему.
В зависимости от объема выделяются конспекты краткие (отбираются положения общего характера), подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями) и смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других - более кратко.
Интегральные конспекты - это конспекты, которые передают все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя.
Селективный конспект - это конспект включающий отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Он носит индивидуальный характер и отражает конкретные потребности составителя.
7. Аннотация.
Аннотация - это краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, проблематики, структуры, читательского адреса. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» и перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, но не раскрывает самого содержания этих вопросов.
Объем аннотации колеблется от 150 до 200 знаков. Этот текст имеет жесткую структуру.
Классификация аннотаций:
1. В зависимости от объема различают краткие (характеристика текста с точки зрения основной тематики), и развернутые (освещающие поставленные вопросы и характеристику новизны).
2. С точки зрения метода анализа и наличия/отсутствия оценки исходного текста можно выделить описательные аннотации, раскрывающие тематику первичного текста, но не дающие критической оценки. Рекомендательные аннотации, оценивающие первичный текст с точки зрения его пригодности для данной категории читателей со стороны, например, используемого метода решения задач.
3. В зависимости от тематического охвата материала первоисточника можно говорить об общих аннотациях, характеризующих весь текст в целом, и специализированных аннотациях, которые составляются в тех случаях, когда тематика исходного текста шире тематики, интересующей категорию читателей. Эти аннотации рассчитаны на узкий круг специалистов.
4. Крайне редко встречаются обзорные аннотации, содержащие обобщенную характеристику нескольких первичных текстов, близких по тематике.
Библиографическое описание - совокупность сведений о тексте первоисточника, оформленных в соответствии с установленными правилами.
Варианты:
1. Фамилия И.О., Фамилия И.О. Название книги: Учеб. Пособие. М.: Просвещение, 2002. - 111с.
2. Название книги / Под ред. И.О. Фамилия. М.: Наука, 2003. - 111с.
3. Название книги: Межвуз. сб. науч. Тр. / Под ред. И. О. Фамилия. Саратов: Изд - во Сарат. ун - та, 2003. - 111с.
8. Реферат.
Реферат - это семантически адекватное, ограниченное малым объемом и вместе с тем возможно более полное изложение основного содержания первичного текста, отличающегося постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий.
Основные жанровые черты реферата:
· Его содержание полностью зависит от содержания первичного текста;
· Основная смысловая информация передается в реферате без искажений и субъективных оценок;
· Реферату присуща высокая степень информативности при ограниченном объеме;
· Он характеризуется постоянством структуры;
· В реферате широко используется цитирование, т.е. перенесение в текст реферата формулировок исходного текста;
· Читательская аудитория реферата существенно шире аудитории первичного текста, так как реферат может быть использован читателями всех категорий.
Разновидности рефератов:
1. В зависимости от количества источников различают монографические (один исходный текст) и обзорные (анализ информации нескольких источников, объединенных одной темой).
2. По виду представленной в них информации, степени ее свертываемости и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (реферат-конспект) и индикативные (описательные, указательные).
Коэффициент свертываемости определяется как соотношение объемов первичного и вторичного текстов. Он показывает во сколько раз объем вторичного текста уменьшен по сравнению с объемом оригинала, принятым за единицу.
Главная задача автора реферата - оценить информацию с точки зрения ее важности, при необходимости переформулировать ее, представив в более емкой форме, обобщить некоторые положения, исключить второстепенные моменты и представить все остальное в виде текста определенной структуры.
Особенности учебного реферата:
1. Этот реферат, как правило, обзорный (несколько источников для углубленного анализа);
2. Объем учебного реферата не зависит от коэффициента свертываемости и определяется в 20 - 30 печатных страниц;
Смысловые компоненты: формулировка темы исходного текста, перечисление важных вопросов, рассматриваемых автором, методов исследования, анализ важных ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | [26] |
|