, свобода в выборе слов и выражений, проявление своего отношения к сообщаемому собеседником, эмоциональность.
С помощью средств разговорной речи реализуется функция общения, средствами книжных стилей - функция сообщения.
Стиль научный. Используется в сфере научной или учебной деятельности человека. Специфика этой сферы общения - обобщение результатов научных исследований, научное описание фактов и явлений действительности, законов. В зависимости от специфических задач, автор излагает свои научные воззрения в учебниках, научных статьях, монографиях, диссертациях, докладах и других жанрах научной литературы.
Информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер. Исходя из этого, передача научной информации требует точности, логичности, доказательности.
Названные особенности определяют важнейшие стилевые черты научного стиля, его специфику: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытую эмоциональность, строгость и даже сухость изложения.
Научный стиль реализуется в следующих его разновидностях: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный.
Стиль публицистический. Используется в сфере общественных отношений (общественно-политических, культурных, спортивных). Наиболее полно его черты проявляются в газетных публикациях, журналах, еженедельниках. Он используется на радио, телевидении, в документальном кино. Основными жанрами письменной публицистической речи являются: статьи, информационные сообщения, очерк, репортаж, интервью, фельетон, эссе, памфлет, записки. Важнейшие жанры устной публицистической речи - выступления на митингах, собраниях, в гос. структурах, беседы полит. комментаторов, прямой репортаж с места событий. Основными функциями публицистического стиля являются воздействующая и информативная.
Сфера употребления и основные функции этого стиля определяют его важнейшие стилевые черты: экспрессивность, выразительность, стандартизованность, клишированность речи, призывность, простота, доступность, рекламность, документально-фактологическая точность, сдержанность, официальность.
Стиль художественный. Реализуется в процессе создания литературных произведений различных жанров. Специфика художественной литературы - отражение действительности при помощи слова - определяет особенности использования в беллетристических произведениях общелитературного и общенародного языка.
Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, все структурные элементы языка, а также некоторые внелитературные языковые средства. Следовательно, средства других стилей и элементы внелитературного языка (диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, сленг и т.п.) выступают в особой функции - эстетической.
Стиль официально-деловой. Используется в сфере официальных деловых отношений. Реализуется при составлении государственных актов, инструкций, договоров, законов, официальных сообщений, документации (заявления, справки, отчеты, протоколы). Этот стиль реализует функцию сообщения. Ведущие стилевые черты: предписывающий характер, точность, не допускающая инотолкования, объективность, связанная с правовой нормой. Выделяют два вида стилистической окраски: эмоционально-экспрессивную и функциональную. Эмоционально-экспрессивные элементы языка передают эмоциональное состояние говорящего или его отношение к предмету речи либо характеризуют самого говорящего с языковой точки зрения. Функционально окрашенные средства языка несут информацию о типичных сферах употребления языковой единицы.
Существование стилей обеспечивается наличием в языке стилистических синонимов. Стилистические синонимы - это слова, словосочетания, синтаксические конструкции, совпадающие по значению, но различающиеся стилистической окраской и характером употребления в различных функциональных стилях.
Вещать - изрекать - говорить - сообщать - толковать.
Глава 3
КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Культура речи как компонент культуры в целом.
Культура речи - это область лингвистики, которая изучает речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общества.
Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частности - это речь данного общества и конкретного человека, которая характеризуется высоким уровнем развития.
Культура речи - это еще и аспект описания национальной культуры. Компетентность в этом отношении - это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации. Например, у японцев существует верование, согласно которому опыт, выраженный словами, теряет свою сущность. Таким образом, в момент сильного эмоционального переживания самое правильное - ничего не говорить. В русской культуре в аналогичной ситуации принято, наоборот, разделить с партнерами по общению их чувства и сделать это искренне, с использованием соответствующих этой ситуации речевых конструкций.
Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. в русской риторике это направление нашло свое отражение в трудах М.В.Ломоносова, в которых большое внимание уделялось достоинствам языка и стиля самого текста речи.
«Культура речи» в первую очередь помогала людям вырабатывать у них и поддерживать единый общий (литературный) язык в противовес диалектам и просторечию. В связи с этим главным понятием культуры речи стало понятие «нормативность».
В 80-е гг. ХХ в. на базе развития психологии, психолингвистики, этнолингвистики зарождается коммуникативный подход к речи. В отношении культуры речи этот подход ярко проявился в работах Б.Н.Головина, который выделил основные критерии анализа речи, объединил их под термином «коммуникативные качества речи» в систему, охватывающую соотношения речи и действительности, речи и языка, речи и мышления, речи и сознания.
В середине 90-х гг. ХХ в. профессор Е.Н.Ширяев расширил представление о культуре речи: «Культура речи - это такой набор и такая организация языков ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | [8] | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|