но связаны с мимикой, поэтому их рассматривают в комплексе.
Мимика.
Мимика (от греческого mimikos - подражательный) - это значимые движения мышц лица.
Согласно исследованиям психологов, различные мимические реакции проявляются в направлении движения. Так, «при активности субъекта экспрессивные движения как бы направлены «вовнутрь» (сжатие губ, кулаков, опущение бровей), удовольствие проявляется в движении «вверх» (углы рта, уголки глаз, положение плеч в позах, жестах): неудовольствие - вниз; интенсивность проявляется в мышечном тонусе, его степени и распределении в разных мышцах» (А.В.Викулов).
При этом рот является центром восприятия мимики человека, поэтому особая роль в мимике принадлежит улыбке. Улыбка - символ дружелюбия, радости, искренности. В то же время она бывает иронической, натянутой, искусственной, снисходительной, презрительной и т.д., и в этих случаях улыбка вызовет противоположный эффект. Ее значение целиком и полностью зависит от микродвижений вокруг глаз, рта и положение головы.
Не менее важным несловесным средством является взгляд. Глаза не зря считаются «зеркалом души». Взгляд - это очень важный компонент общения. Многие исследователи отмечают следующие основные функции взглядов в общении:
- информационный поиск (говорящий смотрит на слушающего);
- оповещение об освобождении канала связи;
- стремление скрывать или выставлять свое «Я» (быть/не быть в центре внимания);
- установление и поддержание социального взаимодействия (быстрые короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт);
- поддержание стабильного уровня психологической близости.
Основным феноменом невербального общения является взаимный взгляд. Очень важен обмен взглядами для управления контактом.
Положение в пространстве.
Этот компонент несловесного общения изучает проксемика (от англ. Proximity - близость) - это термин, который используется для обозначения «пространственных потребностей» человека, это та пространственная дистанция, которая наиболее удобна для общения людей в той или иной ситуации.
4 дистанции по А. Пиза
1. Интимная зона (от 15 до 40-50см.) - это зона открыта для самых близких людей. Если вы не уверены, что данный человек считает вас таковыми - соблюдайте дистанцию, иначе вы рискуете показаться навязчивым, невоспитанным или человек расценит как агрессию с вашей стороны.
2. Личная зона (от 50 до 120 - 150 см.) - это дистанция для общения с хорошо знакомыми и приятными людьми в неофициальной обстановке. Это дистанция, на которой удобно разговаривать, поскольку вы можете смотреть друг на друга без напряжения, но и без утомления, вызванного слишком близким объектом для зрения, и слышите друг друга хорошо, чтобы перейти на шепот или говорить тихо.
3. Социальная зона (от 120 до 360 см.) - это дистанция для формального или официального общения. Именно это расстояние можно считать наилучшим для тех, кто хочет «сохранить дистанцию», т.е. для разговоров между начальником и подчиненными, партнерами по бизнесу.
4. Общественная зона (более 360 см.) - эта дистанция, по-видимому, обозначает своеобразный предел для полноценного общения, после которого может состояться только коммуникация. Это расстояние предпочтительно в ситуации массового общения с очень большой аудиторией.
Рекомендации по размещению в пространстве.
Вступать в общение лучше всего с дистанции в 4м.- начать с улыбки, с 2м. - поприветствовать словесно, далее может следовать рукопожатие, а собственно общение желательно проводить на личной дистанции. При этом, если мы, подготовив почву и не встретив сопротивления, переместимся в следующую, более близкую, зону, то скорее всего шансы, что партнер будет склонен выполнить нашу просьбу, гораздо выше, чем если бы вы сохранили первоначальную дистанцию.
Правило «стола».
Форма и размер стола многое могут рассказать о его хозяине. Решительный властный человек предпочитает прямоугольный стол, во главе которого он и садится. Демократичный руководитель, готовый прислушаться к мнению подчиненных, ставит в своем кабинете круглый или овальный стол.
Углы стола существенно влияют на характер общения, делая его более «угловатым», некомфортным. Если же вокруг только прямоугольные или квадратные столы, а общение нужно «смягчить», то важно учитывать, что, когда двое людей сидят друг напротив друга, это создает ситуацию противоборства. При таком расположении удобнее «выяснять отношения», ссориться и спорить, но не говорить по душам. Гораздо уютнее как при деловом, так и при неофициальном общении сесть вполоборота друг к другу,т. е. по разные стороны одного угла.
Ведущими невербальными средствами на письме являются графики, шрифты, почерк, расположение материала на странице, разнообразные средства выделения, с помощью которых передается информация логического плана.
Акустические невербальные средства - это средства, которые воспринимаются на слух. К ним в основном относится голос и интонация, а также ее слагаемые - тембр, темп, ритм, мелодика. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь.
Первое впечатление от человека мы получаем не только благодаря его внешнему виду, но и голосу. Голос очень многое может сказать о человеке.
На интонационный рисунок высказывания оказывает большое влияние темп речи. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контакта, от стиля произношения. Медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.
Тембр зависит от высоты основного тона, характерной для вашего индивидуального голоса, а также от обертонов (изменений резонирующей ротовой полости), которые придают голосу особую качественную окраску звучания (теплую, холодную, мягкую).
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | [20] | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|