uot;>· Переменные, т.е. ситуативные (пассажир, клиент, гость, посетитель, провожающий и т.д.).
Успешность коммуникации часто зависит от того, насколько адекватно человек оценивает свою речевую роль, и от того, насколько его речевое поведение соответствует этой роли, и коммуникативным ожиданиям окружающих.
В рамках коммуникативной ситуации часто вне зависимости от количества участников общения и диалогической или монологической формы речи кто-то берет на себя роль коммуникативного лидера. Лидер в общении реализуется в следующем речевом поведении:
- выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт,
- прямо выражает свои речевые намерения, ведет беседу,
- руководит развитием и сменой тем,
- задает выясняющие и уточняющие вопросы,
- завершает общение и подводит его итоги.
Цели речи.
Цели речи определяются направленностью общения либо на объединение (на кооперацию, на сотрудничество), либо на отъединение (на конфликт, на конфронтацию).
Коммуникативные цели речи - это цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств.
Коммуникативные цели общего характера:
- мы сообщаем другим, каково положение вещей;
- мы пытаемся заставить других совершить нечто;
- мы берем на себя обязательство совершить нечто;
- мы выражаем свои чувства и отношения;
- мы с помощью высказываний вносим изменения в существующий мир.
Кроме того, коммуникативная цель может быть не только основной, но и дополнительной. Например, основная цель речи - сообщить какие-то факты, но при этом в качестве дополнительной цели может выступать стремление сделать это максимально интересно или произвести на слушателей определенное впечатление.
Результат речи определяется в зависимости от того, достигнута ли цель и насколько эффективна.
Общая или синонимичная цель - решить общую проблему, договориться о распределении ролей при выполнении какого-то поручения, обменяться впечатлениями.
Разные цели - один речевой партнер хочет поделиться впечатлениями о поездке, а другой хочет обсудить проблемы по работе.
Противоположные цели - один речевой партнер выступает в поддержку какого-то предложения, а другой это же предложение призывает отклонить.
Цели речи различаются по степени выраженности:
Явная - это цель, которую формируют в речи прямо (просьба, поздравление).
Скрытая - это цель, которую прячут, скрывают или выражают косвенно (в рекламе расхваливается товар, но нет прямого призыва купить).
Содержание речи.
Цели речи и взаимоотношение между партнерами в значительной степени зависят и от того, что является содержанием речи.
Содержание речи - это ее суть, заключенная в речевую форму, а именно: стиль, жанр, письменную, устную форму речи.
Цель речи всегда связана с ее содержанием и входящей в него информацией. Если цель речи - проинформировать, то информация становится главным ее содержанием. Если цель речи - поделиться чувствами, эмоциями, то их выражение сопровождается логической информацией о причинах или следствиях этих эмоций.
2. Этические нормы.
Этические и коммуникативные нормы вытекают из законов оптимального, гармоничного, эффективного общения, вырабатывавшихся тысячелетиями, являются своеобразным итогом осмысления речевой практики людей различных культур.
Этические и коммуникативные нормы - это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Это предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты, которые формировались на основе понимания законов общения. Они нашли отражение в фольклоре - в пословицах и поговорках о речи, об общении, где и проявилась культура народа.
Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей и регулируют формы их проявления в речи. Они предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе.
Главными моральными ценностями считаются Истина, Доброта, Красота, которые соответственно проявляются как критерии при оценки этичности речи и речевого поведения в целом. Истинность, правдивость - благодаря этим качествам возникает доверие к говорящему, без которого невозможно общение.
В первую очередь этические нормы направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении. С точки зрения этических норм неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость, озлобленность, зависть и т.п. И наоборот, уважение и терпимость к людям, доброжелательность - это норма.
3. Коммуникативные нормы.
Коммуникативные нормы - это нормы, ориентированные на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации. Они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения. Коммуникативные нормы соединяют в себе стратегические и тактические элементы.
К стратегическим элементам речевого общения относятся: выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. А в процессе реализации стратегии в рамках определившейся ситуации общения проявляются тактические элементы речи: структурирование её процесса, конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения.
Этические и коммуникативные нормы так тесно взаимосвязаны, что нарушение большинства коммуникативных норм общения одновременно приводит к нарушению и этических правил.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | [11] | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|