и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, происшедших с вами.
· Обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;
· Краткое изложение целей и задач выступления. Этот вид вступления практикуется, когда аудитория - единомышленники и нет необходимости привлекать их внимание другими способами, кроме как рассмотрением самой проблемы;
· Использование парадоксального цитирования. Этот вид вступлений позволяет создать определенный эмоциональный настрой у аудитории, пробуждает мыслительную активность, интерес. Например, «Образование - это то, что остается, когда все выученное уже забыто».
· Риторический вопрос, он активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.
Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи, как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля. Использовав яркое, необычное вступление, оратор и дальше должен вести речь в избранной тональности.
Чего не должно быть во вступлении? Извинений. Извинения ассоциируются у аудитории с неуверенностью, неуверенность - с низким статусом оратора, что, несомненно, скажется на результате его выступления.
Какими же могут быть методы изложения основной части?
· Индуктивный способ - это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.
· Дедуктивный способ - это способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов - к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.
· Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что если два явления обладают сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.
Используя аналогию в речи, необходимо соблюдать следующие правила:
1. аналогии должны основываться не на поверхностных признаках явлений, а на их существенных свойствах;
2. общие свойства явлений должны характеризовать их с разных сторон;
3. следует устанавливать не только черты сходства, но и черты различия явлений.
Нарушение этих правил ведет к сложной аналогии.
· Концентрический и ступенчатый способы предполагают:
1. концентрический - наличие единого центра, которым является поставленная проблема, вокруг которого и располагается материал. Оратор все время возвращается к этой проблеме, углубляет и развивает выдвинутое положение;
2. ступенчатый - последовательное изложение проблематики, переход, как по ступеням, от одного аспекта к другому.
· Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию. Второй предполагает изложение материала, например, в форме заочной экскурсии, когда в форме, облегчающей восприятие, используя средства наглядности, докладчик знакомит аудиторию с особенностями развития, историей, культурой страны и т.п.
· Тактический способ, который считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи. Речь, построенная данным способом, включает следующие пункты:
1. описание обстановки и вывод о необходимости ее изменения;
2. описание мер для борьбы со злом и наличия условий для их реализации;
3. анализ возможных последствий предлагаемых мер;
4. призыв к аудитории, предложение, что нужно предпринять в сложившейся ситуации.
Не менее важной, чем вступление, частью является заключение.
Закон края гласит, что лучше всего запоминается начало и конец любого высказывания, любой речи. роль заключения велика - это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи.
Рекомендации оратору:
1. Первое впечатление самое сильное, оно хорошо запоминается. Произвести благоприятное впечатление на аудиторию до момента говорения - задача любого оратора. Оно складывается из уверенной, с достоинством, манеры держаться, и из проявления доброжелательности с помощью улыбки, взгляда.
2. Внешний вид. При деловом общении благоприятное впечатление складывается от фигуры, напоминающей вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми углами и стиль одежды. Выбор цвета одежды также несет информацию о владельце: в европейской культуре признаком высокого статуса считаются черно-бело-серые оттенки и гамма с преобладанием светлых тонов. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем меньше она подходит для делового общения. Одежда должна соответствовать серьезности оратора, так как это настроение передастся и слушателям.
3. Плохо если оратор начинает свое выступление на ходу, не дойдя к трибуне или столу. Напротив, подойдя к столу, необходимо сделать начальную паузу, дать возможность успокоится самому и сосредоточиться аудитории. Эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем то самое первое впечатление.
4. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, т.е. обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать. Самое правильное - мысленно разбить всех на группы и переводить взгляд, обязательно фиксируя на несколько секунд, от одной группы к другой. С фиксацией взгляда связана еще одна ошибка: если преподаватель сидит вместе со слушателями, то взгляд говорящего студента, как правило, обращен к нему, тогда предоставленная самой себе аудитория сразу выходит из-под контроля.
5. Месторасположение оратора в пространстве. Встать нужно так, как удобно, но обязательно устойчиво. Для этого можно чуть выдвинуть вперед ногу, перенести центр тяжести на ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | [23] | 24 | 25 | 26 |
|