t;Благозвучность голоса характеризуется чистотой и приятностью тембра, свободного от посторонних призвуков: хрипа, сипения, зажатости, тусклости звука голоса. Дикцией принято называть отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения - это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения.
Важность интонации в общении объясняется тем, что именно она формирует так называемую «тональность» общения, ту атмосферу, которая делает общение мукой или наслаждением. Интонация складывается из этих компонентов: громкость, сила, темп, ритм, тембр, обертоны и подтексты - все это создает индивидуальный стиль, особый звуковой образ речи. Важно отметить, что интонация в большей степени, чем другие несловесные средства, передает истинные оценки и эмоции говорящего.
Основным средством смыслового выделения главного во фразе является логическое ударение. Мастерство постановки логических ударений заключается в том, чтобы наиболее сильным ударением выделить самое главное слово или слова, менее сильным - слова второстепенные, а остальные слова «стушевать», чтобы «между всеми этими выделяемыми и не выделяемыми словами . . . найти соотношение, градацию силы, качества ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и жизнь фразе» (К.С. Станиславский).
Логическое ударение часто «выступает в паре» с логическими паузами, помогающими разделять поток речи на смысловые такты, облегчающие слушателю восприятие основной информации.
Интонационный рисунок речи определяется не только техническими параметрами, но и смысловой основой - подтекстом, который в совокупности с психологическими паузами и ударениями делает речь живой, полнокровной и действенной. Подтекст - это передача истинного отношения автора речи к ее предмету и собеседнику посредством интонации.
Тактильные невербальные средства - это средства, которые рассчитаны на осязание, т. е. различного рода прикосновения. К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский характер, но и этикетный.
Несловесные средства гораздо точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки и гораздо меньше поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации гораздо выше.
Синтез вербальной и невербальной речи предполагает, что невербальная речь по отношению к вербальной выполняет три основные функции:
1. Вносит в нее дополнительную информацию.
2. Комбинирует с вербальными средствами, передавая тот же смысл, как, например, интонация.
3. Помогает сохранять контакт между партнерами и регулировать поток речи.
Нередки случаи, когда невербальная и вербальная речь противоречат друг другу, и в этих ситуациях значение невербальных сигналов принимается как истинное. Это противоречие объясняется неосознанностью большей части невербальных сигналов. Они имеют естественный характер и «выдают» истинное отношение говорящего к предмету его речи, адресату или ситуации в целом.
С помощью вербальных средств передается в основном фактическая и логическая информация, а с помощью невербальных - преимущественно эмоциональная.
Важной функцией невербальных сигналов является функция управления контактом. В зависимости от фазы общения выделяются три группы знаков управления контактом:
1. контактоустанавливающие (взгляд, соотв. жесты: рукопожатие при приветствии, поклоны, улыбки, привлечение внимания с помощью прикосновения);
2. поддержание и усиление контакта (обмен взглядами, обращения, усилительные и указательные жесты);
3. завершающие общение (соотв. жесты: махание рукой, рукопожатие при прощании, поклоны, изменение положения в пространстве).
2. Основные аспекты культуры несловесной речи.
Культура несловесной речи проявляется в знании этих средств, в умении использовать в своей речи, в умении воспринимать и интерпретировать несловесные средства в чужой речи, в умении взаимодействовать с партнерами с помощью этих средств.
Неосознанность сигналов несловесной речи помогает освободить от помех восприятие собеседника как во время говорения, так и во время слушания.
По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных сигналов:
1. Эмблемы - хорошо осознанные знаки, свободные от контекста и имеющие прямой словесный перевод.
2. Иллюстраторы - менее осознанные знаки, сопровождающие речь; знаки, участвующие в регуляции процесса общения и координации действий партнеров.
3. Адаптеры и выразительные движения, которые редко употребляются осознанно и преднамеренно.
Наиболее осознанными являются несловесные знаки, помогающие говорящему выразить содержательную сторону речи, менее осознанными - поддерживающие процесс контакта, а наименее поддающиеся контролю - эмоционально-оценочные невербальные средства.
Культура невербального общения предполагает соблюдение основных правил:
1. Использование невербальных средств не должно создавать помех в приеме, понимании и интерпретации высказываний.
2. Несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл или оптимизировать процесс общения, тем самым облегчать взаимопонимание.
3. В то же сами единицы невербальных средств как компоненты вербально-невербального общения подчиняются нормам, аналогичным языковым.
4. Несловесное поведение в целом также подчиняется правилам этикета. Отбор несловесных средств должен быть не менее строгим, чем отбор слов. Особенно нужно следить за уместностью как самих средств, так и их интенсивности.
Невербальные сигналы должны быть правильными (по значению в данной культуре), точными (указательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми), выразительными - в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этиче ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | [21] | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|