ие - мышлЕние, залИтый - залитОй, вЕрны - вернЫ, в Избу - в избУ, нА мост - на мОст и т.п. Смыслоразличительная функция - реализуется в употреблении омонимов (хАос - хаОс, счАстливо - счастлИво, языкОвый - языковОй, зАнятый - занятОй и т.п.). Особую трудность представляют орфоэпические профессионализмы: договОр, осужденЫ, возбужденО.
Внимание на правильность употребления некоторых:
- терминов: мАркетинг, оптОвый, ассиметрИя.
- иностранных слов: манЕвры, феЕрия, каталОг, каучУк.
- сложных слов: нефтепровОд, вероисповЕдание.
- официально-деловой лексики: ходАтайствовать.
- отглагольных существительных: изобретЕние, упрОчение, обеспЕчение.
- глаголов: отключАт, звонИт, созвонИмся, баловАть, облегчИть, углубИть.
- причастий: понЯвший, прибЫвший, переведенА.
Лексические нормы.
Эти нормы включают употребление слова в строгом соответствии с его словарным значением, а также нормы относительно употребления слов в сочетаниях с другими словами, имеющими свое лексическое значение, т.е. нормы лексической сочетаемости.
Словообразовательные нормы.
Они регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова. Можно образовывать новые слова по любым продуктивным моделям с учетом морфологических и семантических особенностей слов. Норма словообразования ограничивает лишь образование слов по непродуктивным моделям. Например, можно сказать наблюдатель, но нельзя - наблюдальщик, можно охотник, но нельзя - охотщик, можно речной, лесной, но нельзя - лессовой, рековой.
Морфологические нормы.
Эти нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими: можно употребить офицеры, инженеры, нельзя - офицера, инженера; можно много дел, нет места и нельзя - много делов, нет местов.
Синтаксические нормы.
Эти нормы определяют правильное построение и употребление всех синтаксических конструкций. Например, «Молодежь всегда были передовой частью общества …» (правильно: молодежь всегда была …), «Он любил и увлекался футболом» (правильно: он любил футбол и увлекался им.).
Глава 6
КУЛЬТУРА НЕСЛОВЕСНОЙ РЕЧИ.
1. Основные виды и функции невербальных средств.
Основные невербальные средства по каналу общения делятся на визуальные, акустические и тактильные.
Визуальные невербальные средства - это те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Зрение является основным каналом поступления разнообразной информации (до 80%). В визуальные невербальные средства включаются физический облик человека (постоянные параметры: телосложение, национальность, возраст и переменные: настроение, состояние здоровья и пр.); костюм (прическа, макияж, украшения) как способ социального оформления внешности, манеры. Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют.
Невербальные визуальные средства устной речи - значащие движения: прежде всего жесты, мимика, позы (т.е. кинесика), и имеющая значение для речи статика: взаиморасположение в пространстве (проксимика).
Жесты.
Жесты выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на:
· Эмоциональные (всплеснуть руками);
· Изобразительные (показать размер предмета);
· Указательные (указать направление или на предмет);
· Регулирующие (призвать к молчанию);
· Жесты - символы (рукопожатие).
Жесты речи коммуникативны. Они, с одной стороны, экспрессивны - направлены на то, чтобы выразить себя, свои эмоции, свое отношение к кому-то/чему-то, свою волю. С другой стороны, в жестах отражается направленность речи на адресата - указательные, изобразительные жесты помогают точнее и доступнее объяснить или рассказать.
По классификации Н. И. Формановской, жесты различаются по назначению, по обращенности на себя/на другого, по составу, по происхождению, по значениям.
По назначению различают жесты обыденные, символичные (отдание чести у военных), ритуальные (в церковном обряде).
По составу жесты бывают:
1. простые, если состоят из одного движения (поднять руку для ответа);
2. составные, если состоят из нескольких однородных движений (помахать рукой на прощание);
3. сложные, если состоят из нескольких неоднородных движений.
С точки зрения обращенности на себя/на другого различают:
1. индивидуальные жесты (бить себя в грудь кулаком);
2. индивидуально-взаимные (целовать руку даме);
3. взаимные (пожать друг другу руки).
С точки зрения происхождения жесты могут быть исконными и заимствованными.
Жест имеет значение и он может быть многозначным, сложным по значению и ситуативным. Так, рукопожатие может означать приветствие, прощание, знакомство, поздравление. Жесты могут образовывать ряд аналогов - функциональный «синонимичный» ряд: жесты приветствия - рукопожатие, кивок, улыбка, неглубокий поклон, приподнимание шляпы. Можно рассматривать жесты в антонимичном ряду: рукопожатие как жест приветствия и прощания. Жестам свойственна и стилистическая дифференциация: есть жесты нейтральные и эмоционально-экспрессивные, есть жесты возвышенные и грубые, фамильярные, развязные.
Самое главное - жесты должны быть уместными, их смысл должен быть понятен адресату.
Жесты очень тес ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | [19] | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|