я.
Коммуникация - это информационная связь субъекта с тем или иным объектом.
Коммуникацией называют и пути сообщения (например, водная коммуникация), и формы связи (телеграф, радио, телефон), и общение, связь между людьми для передачи и получения информации, и массовую коммуникацию - процесс сообщения технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим рассредоточенным аудиториям.
Общение - взаимные отношения, деловая или дружественная связь.
Коммуникация и общение отличаются и преимущественной формой речевой активности участников процесса: монологом - в коммуникации и диалогом - в общении.
Итак, культура общения как обязательный элемент общей культуры человека - это культура взаимодействия между людьми.
2. Виды и формы общения.
Фатическое - информативное общение.
Для информативного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. Фатическое (неинформативное) общение нацелено на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении.
Вербальное - невербальное общение.
Вербальное и невербальное общение чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение - это общение словесное. Невербальное общение - это общение несловесное, в котором системой знаков служит:
· в устной речи - сочетание позы, жестов, мимики, интонации, и т.п.
· в письменной - расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т.д.
Устное - письменное общение.
Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
1. особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. особенностями, определяемыми формой речи.
Монологическое - диалогическое общение.
Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, - монолог и диалог.
Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог - это речь одного человека , не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Считается, что диалог - это более древняя, природная форма речи, а монолог - продукт культуры.
Монологическое и диалогическое общение как особые виды выделяются потому, что каждая из этих разновидностей имеет свои особенности, которые определяют их возможности и преимущества в достижении тех или иных целей.
Контактное - дистантное общение.
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг с другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. При этом общении ситуация позволяет партнерам использовать в речи не описания, а указания на предметы, действия и явления, в результате чего понимание достигается гораздо проще.
Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги, разговор по телефону, диалог в Интернете, обмен записками. При дистантном общении существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реакции. Однако в ситуациях, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно.
Опосредованное - непосредственное общение.
Эти виды общения тесно связаны с контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, не требующее дополнительных средств для его осуществления, - это общение непосредственное. А общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, является опосредованным.
Межличностное - публичное - массовое общение
Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько партнеров общаются.
Если в общении принимают участие двое (один+один), то это общение межличностное.
Если общаются несколько человек (один+много), то его особенности зависят от того, сколько всего человек вступают во взаимодействие и какова ситуация общения в целом. Это могут быть и трое-четверо друзей в неформальной обстановке - тогда их общение близко к межличностному, а может быть и человек 20-50, и в этом случае оно становится публичным даже в неофициальной обстановке. Групповое общение характеризуется тем, что в нем еще возможен диалог, но уже необходим лидер, регулирующий это общение. Публичное общение обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели.
Официальное - неофициальное общение
Официальное (должностное) общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.
Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т.е. там, где возможно исполнение человеком той или иной должности (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т.д.). Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
Свободное - стереотипное общение
Стереотипный вид общения используется, прежде всего, тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т.е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают ...........
Страницы: 1 | 2 | [3] | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|