другую. Такая поза даст возможность, перенося центр тяжести, делать шаг вперед или назад, чтобы не стоять неподвижным памятником в течении всего выступления. Мышечная напряженность и усталость выступающего сразу передается слушателям, они начинают ерзать на местах. Изредка меняя позу, оратор не даст утомиться аудитории. Но здесь нельзя злоупотреблять, а то появится ощущение, что говорящий не находит себе места. Кроме того, этим движением - шагом вперед - можно подчеркнуть важную мысль, сосредоточить на ней внимание аудитории. Оптимальное положение рук следующее: они согнуты в локтях, так что ладони находятся выше уровня талии, пальцы расположены так, будто в руках у говорящего грейпфрут. Такое положение рук читается аудиторией как расположение и готовность к общению. Эта поза подсознательно настраивает на полноценное искреннее общение. Не рекомендуется принимать закрытых поз, когда скрещены руки и (или) ноги, потому что эта поза воспринимается аудиторией как выражение недоверия, неготовности к общению. Отрицательно воспринимается и поза, при которой говорящий опирается руками о стол, наклонившись над ним, - это поза доминирования, превосходства.
Что способствует удержанию внимания?
1. логически стройное изложение материала.
2. сохранение интригующих моментов, затронутых во вступлении, или наличие конфликтов.
3. обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метаформам и сравнениям, аналогиям.
4. речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышение/понижение голоса, изменение его громкости, темпа речи, осознанного изменения логического ударения), а так же двигательной системы общения (взгляд, мимика, жесты, телодвижение).
5. использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.
6. диалогизация выступления (форма вопрос-ответ), слушатели вовлечены в мысленный диалог оратора.
7. использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.
8. лаконичность выступлений не в ущерб содержательной стороне.
Д. Карнеги «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать».
Глава 8.
ЖАНРЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. Роды и виды публичных выступлений
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, богословско-церковное.
К социально-политическому красноречию относится доклад на социально-политические и политико-экономические темы, политическая речь, митинговая речь, агитаторскую речь и т.д.
К академическому красноречию - вузовскую лекцию, научный доклад, научное сообщение, научный обзор.
К судебному красноречию - прокурорскую/обвинительную речь; адвокатскую/защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого и.т.д.
К социально-бытовому - речь на юбилее, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово).
К богословско-церковному красноречию - проповедь, речь на соборе.
Военное красноречие - инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь - приказ.
Дипломатическое красноречие - речь на международной конференции.
Деловое красноречие - речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры.
Диалогическое красноречие - спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты, интервью.
Торговое красноречие - реклама, речь на презентации.
2. Аргументирующая речь.
Этот тип речи один из самых распространенных. В риторике к нему относят как убеждающую, так и агитирующую речи, поскольку они имеют много общего. Коммуникативная цель - убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также уговорить его на что-то, склонить к действию (агитирующая речь). Аргументирующая речь связана с понятиями, как тезис, аргументы, демонстрация.
Тезис - мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Его необходимо ясно, понятно, точно сформулировать, следить, чтобы он не содержал логического противоречия. Тезис не должен меняться на протяжении всей речи. Если он нечетко сформулирован, его будет трудно доказать, у слушателей непременно возникнут вопросы. Нечеткость формулировок может привести к потери тезиса. Самое главное, чтобы тезис был доказан.
Для доказательства используют аргументы - суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса). Аргументы должны быть истинными и достаточными, при этом они не могут существовать независимо друг от друга, а объединяются в особую систему утверждений.
Типы аргументов:
Сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Сила аргумента определяется слушателем, а не говорящим. Гораздо чаще используют несколько аргументов. Оптимальное количество 3-4, поскольку один аргумент - это просто факт, на два аргумента - можно возразить, на три аргумента это сделать сложнее, а после четвертого воспринимаются как «много».
- Аргумент «к делу» и «к человеку». Первый тип аргументов (это факты, подтверждающие справедливость выдвинутого тезиса, а также законы природы, аксиомы - все то, что может рассматриваться как безусловно истинное, не требующие отдельного доказательства) называют еще рациональным, воздействующим на разум слушателей, второй - иррациональным, психологическим, взывающим к чувствам. Логические и психологические доводы часто выступают в единой системе, которая и называется системой аргументации. Ее воздействие связано не только к разуму, но и к чувствам человека.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | [24] | 25 | 26 |
|