Русский язык и культура речи
Лекция
Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие)
План
1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества
2. Понятие речевого события, его характеристика
3. Основные признаки речевой ситуации
4. Речевой этикет
1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества
Речевое взаимодействие людей - необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.
Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу. Жрец сообщил, что пришлет человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт - лирик Тиртей. Оракул не обманул ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей пел пламенные гимны доблестным воинам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевленные спартанцы воспрянули духом и разбили врага.
На заре существования человечества вера в силу слова проявлялась в магических заклинаниях, заговорах, в наличии различных запретов на произношение тех или иных слов, чтобы произнесенное вслух слово не навредило человеку (табу).
К. Носилов в книге “На Новой Земле” приводит пример табу у ненцев: “Но более всего нас радовало, когда нам бабушка выворожит белого медведя. Про него она никогда прямо не скажет (упоминать имя его “ошкуй” грешно для самоедов, а для женщин в особенности)….” (с.44).
Ю. Шесталов также пишет: “С тех пор медведей стали убивать. Но мансиец не скажет: “Я убил медведя”, а молвит: “Я низвел его”. И не по имени медведя называют, а “в лесу живущим “величают”. [Ю. Шесталов. Когда качало меня солнце. - Лениздат, 1983, с.239]
В Библии отражена божественная природа слова: “Вначале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово был Бог”. [Евангелие от Иоанна]
Библия рассматривает слово как важнейшее средство человеческого общения. В “Книге притчей Соломоновых” завещано: “Приложи сердце свое к учению и уши твои - к умным словам” [гл. 23, 12]. В “Книге Екклесиаста” (проповедника) подчеркивается: “Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их от единого пастыря” [гл. 12, 11]. “Толковая Библия, или комментарии к тексту священного писания”, изданная Институтом перевода Библии [Стокгольм, 1987, т. 2], дает такое толкование значения этих слов: “Слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, поскольку здесь имеются в виду те острия, которые находятся на палке пастуха и погонщиков”. [Указ. раб., с. 35-36]
Искусство слова, умение говорить высоко ценятся Библией. Какие же требования предъявляет Библия к речам человека? Прежде всего - это умение говорить по существу. В “Евангелии от Матфея” читаем: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” [гл. 12, 36-37]. Апостол Павел поучает: “…. Бабьих басней отвращайся” [2 послание к Тимофею, гл. 2, 16]; “Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам…”. [гл. 5, 4]
Следующее требование к речи состоит в том, что слово должно быть продуманным и твердым: “Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово” [Книга премудростей Иисуса сына Сирахова, гл. 5, 12], “Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ”. [Там же, гл. 5, 13] Особенно твердым в выполнении обещанного должен быть человек, поклявшийся самым святым для себя: “Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу”. [Второзаконие, гл. 23, 23] Особенности речи Библия тесно связывает с нравственным, интеллектуальным уровнем человека. В Библии на эту тему очень много изречений, например: “Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен” [Книга притчей Соломоновых, гл. 17, 20]; “В речах - слава и бесчестие, и язык глупого бывает падением ему”. [гл. 5, 15]
Библия запрещает нам злоречие, клевету, использование слова во вред человеку. Апостол Павел учит: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим”. [Послание к Ефсеянам, гл. 4, 29]
“Дурное слово на ветер молвится”, - часто говорят в народе, но Библия предостерегает от легкомысленного отношения к гнилым (дурным) словам, чтобы не оскорблять слушающих, а приносить духовную пользу.
В “Послании к колоссянам” апостол Павел пишет: “А теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших”. [гл. 3, 8]
“Не прослыви наушником и не коварствуй языком твоим: ибо на воре стыд, на двоязычном - злое порицание”, - читаем мы в “Книге премудростей Иисуса сына Сирахова” [гл. 5, 16, 17], “Боятся в городе дерзкого на язык и ненавидят опрометчивого в словах”. [Там же, гл. 9, 23]
В “Послании к Римлянам” апостола Павла говорится: “Злоречивы, клеветники, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы…. делающие такие дела достойны смерти…”. [гл. 1, 30 - 32]
Апостол Павел внушает, что надо уметь обуздать язык свой, это уже является признаком высокого нравственного совершенства. Общечеловеческая греховность особенно проявляется в связи с неправильным употреблением дара слова. Кто может обуздать язык, то может обуздать свое существо.
“Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него”, - говорится в другом месте. [Книга притчей Соломоновых, гл. 29, 20]
Библия в сильных образных выражениях рисует гибельные действия необуз ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 |
|