Главная   Добавить в избранное Русский язык и культура речи | лекция


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 

Русский язык и культура речи - лекция


Категория: Лекции
Рубрика: Иностранные языки и языкознание
Размер файла: 28 Kb
Количество загрузок:
34
Количество просмотров:
1783
Описание работы: лекция на тему Русский язык и культура речи
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать


удерживает язык свой от зла и уста свои от лукавых речей”. [Первое соборное послание Св. ап. Петра, гл. 10]

В “Книге премудростей Иисуса сына Сирахова” читаем: “Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих” [гл. 5, 14]; “Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово” [гл. 5, 12]; будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ” [гл. 5, 13]; “Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь” [гл. 6, 5]; “Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире” [Толковая библия, т. 5, с. 168]; “Перед собранием старших не многословь, и не повторяй слово в прошении твоем” [гл. 7, 14]; “Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того” [гл. 19, 14]; “Расспроси друга, ибо часто бывает клевета” [гл. 19, 15]; “В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему”. [гл. 5, 15]

О том, какое социальное и политическое значение придавалось языку, свидетельствуют факты:

- первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;

- первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);

- первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать еще как историю просвещения, образованности и культуры.

[Данные примеры приводятся по книге Л.А. Введенской, П.П. Червинского, с. 216-217].

Наши современники не менее высоко оценивают роль, силу слова:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно продать,

И предать, и купить,

Слово можно в разящий

Свинец перелить, - пишет В.Шефнер. И таких примеров можно привести много.

Понимание роли слова в жизни людей послужило причиной того, что уже в античности в Греции сложилось учение об искусстве речи и появился сам термин риторика.

2. Понятие речевого события, его характеристика

Речевое событие - это основная единица коммуникации (речевого общения). Оно (речевое событие) представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов:

1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается, - мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение;

2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения, т.е. речевая ситуация.

Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события.

При этом особенности речи, мимики, жестов будут описаны далее, здесь же подробнее рассмотрим речевую ситуацию.

3. Основные признаки речевой ситуации

Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в своей “Риторике” [Античные риторики. М., 1978] Он писал, что “речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)”. [Риторика: книга первая] Помимо говорящего и адресата (лица, к которому обращена речь), в речевой ситуации часто участвуют и другие, кто является свидетелем происходящего. Для речевой ситуации также важны отношения между участниками общения, и прежде всего - учет социальной роли участников общения. Непонимание своей социальной речи участниками общения приводит к конфликтам, проблемам.

Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель речи (зачем говорится о чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в “Риторике” обращал большое внимание на цель речей разного типа:

“Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное”. Цель говорящего в такой речи - показать слушателям, “что такое хорошо и что такое плохо”, зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному.

“Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справделивое и несправедливое”; один обвиняет, другой защищает или защищается. - Цель говорящего - доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.

“У человека, дающего совет (политического оратора), цель - польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего”. [Аристотель. Риторика, кн. 1]

Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который говорящий хочет получить от своей речи. Говоря, человек совершает поступок (речевое действие), поскольку, как уже говорилось выше, сила воздействия слова велика. Типы речевых поступков в современной риторике классифицируются исходя из целей говорящего. Какие же цели может иметь говорящий? И какие речевые поступки он может совершать? Назовем основные.

Цель говорящего

(речевое намерение)

Тип речевого акта

(речевого действия)

Тип речи

(дискурса)

1. Сообщить, информировать

Сообщение информации

Информирующий

2. Высказать и доказать свое мнение

Убеждение

Аргументирующий

3. Побудить к действию

Побуждение

Агитирующий

4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину

Поиски смысла

Эврический (от греч. eurisko - нахожу)

5. Выразить свое видение ...........

Страницы: 1 | 2 | [3] | 4 | 5 |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

На данный момент в нашей базе:
Рефераты: 23980
Курсовые работы: 21533
Доклады: 1070
Шпаргалки: 571
Дипломные работы: 5897
Учебные пособия: 529
Статьи: 854
Контрольные работы: 9919
Книги: 207
Практические работы: 370
Аттестационные работы: 98
Тесты: 73
Лекции: 876
Творческие работы: 292
Научные работы: 271
Отчеты по практике: 716
Авторефераты: 867
Презентации: 340
Биографии: 50
Монографии: 38
Методички: 633
Курсы лекций: 509
Лабораторные работы: 508
Задачи: 107
Бизнес Планы: 153
Диссертации: 83
Разработки уроков: 24
Конспекты уроков: 41
Магистерские работы: 54
Конспекты произведений: 27
Анализы учебных пособий: 8
Краткие изложения: 59
Материалы конференций: 15
Сочинения: 122
Эссе: 99
Анализы книг: 30
Топики: 74
Тезисы: 10
Истории болезней: 344

Всего работ: 71451
Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Русский язык и культура речи | лекция

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
реклама на сайте
Лучшие лицензионные казино с выводом денег