(понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного
Оценка (похвала и пори-цание)
Эпидейктический
6. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым
Игровые речевые акты
Гедонистический (от греч. hedomai - радуюсь) или диат-рибический (от греч. diatribo - провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою “эмонациональную картину” мира
Эмотив
Поэтический
Художественный
[Приведена таблица из книги: А.К. Михальская. Основы риторики. - М.: Просвещение, 1996, с. 57]
Безусловно, в реальной жизни, в живом общении могут быть выделены многочисленные другие цели речи и речевые поступки (завоевание расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба и т.д.).
Для того, чтобы речь (слово) действовала эффективно, необходимо, чтобы речевая ситуация характеризовалась некоторыми признаками. Во-первых, следует соблюдать принцип гармонии речевого события, т.е. то, о чем говорят, должно соответствовать условиям речи. Во-вторых, существуют определенные требования к поведению говорящего. Не случайно риторика говорит: “Мы слушаем не речь, а человека, который говорит”, а римский теоретик риторической педагогики Квинтилиан писал: “Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком”. Выполнение этой рекомендации потребует длительного времени, времени воспитания в себе “Человека”, однако есть и более конкретные рекомендации сделать свою речь эффективной (убедительной, убеждающей).
Несмотря на национальные различия в речевом идеале, есть нечто общее, что обусловливает успех речи.
Правило 1.
ВЫ говорите со слушателями (-ем) как с равноправным партнером.
Правило 2.
ВЫ уважаете мнение слушателей (-я).
Правило 3.
ВЫ заинтересованы во взаимодействии со слушателями (-м).
Правило 4.
Речь является успешной, если слушатели готовы к восприятию речи. Следовательно, аудиторию надо готовить к восприятию речи.
А.К. Михальская приводит такой перечень качеств говорящего, обеспечивающих успешность речи:
- обаяние;
- артистизм;
- уверенность;
- дружелюбие;
- искренность;
- объективность;
- заинтересованность;
- увлеченность.
[Указ. раб., с. 67]. Подробнее см. об этом далее тему “Особенности публичной речи”.
Американский лингвист Робин Лакофф обращает внимание на необходимость соблюдения следующих принципов речевого поведения:
- не навязывайся;
- выслушай собеседника;
- будь дружелюбен.
Мы видим, и эти рекомендации носят прежде всего этический характер, как и приведенные выше.
Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей.
4. Речевой этикет
“Тайм менеджер” дает советы этического характера:
- Выполняйте обещания - держите слово.
- Говорите с людьми, а не о них.
- Признавайте свои ошибки. Не пытайтесь найти им оправдания или свалить их на других.
- Не участвуйте в распространении сплетен, в интригах и политиканстве.
- Не говорите дурно об отсутствующих.
- Не отзывайтесь дурно о конкурентах.
- Не делайте никому замечаний в присутствии посторонних.
- Берите на себя свою долю ответственности за ошибки Ваших сотрудников, коллег, друзей и близких.
- Не делайте достоянием широкой публики свое несогласие с родственниками, друзьями, начальником, сотрудниками, коллегами.
- Защищайте других от несправедливых нападок.
- Говорите только то, что думаете, то, за что готовы ответить и в любое время повторить.
- Не выдавайте чужие идеи за свои. Не приписывайте себе лавры за то, что сделали другие.
- Стройте свой успех на собственных достижениях.
- Давайте честные и откровенные объяснения. Не преувеличивайте. Не лгите. Ничего не скрывайте. Не делайте из ничего “тайны”.
- Не откладывайте неприятных решений, взысканий и печальных известий, от которых все равно никуда не уйти.
- Если Вы сомневаетесь, что Вам следует делать, задайте себе вопросы: Это законно? Как я буду себя после этого чувствовать? Смогу ли я рассказать об этом своей семье и друзьям?
Другие полезные советы:
- держать слово;
- быть людьми типа “сделал/проверил”;
- брать на себя ответственность;
- быть жизнерадостным;
- быть справедливым;
- быть лояльным;
- уметь благодарить;
- быть терпимым;
- вести себя этично. [Указ. кн., с. 87]
В течение веков выра ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | [4] | 5 |
|