данности языка. Пожар зла и гибели, зажигаемый языком, воспламеняет и сжигает огнем страстей весь круг жизни человеческой:
“5. Так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает.
6. И язык - огонь, прикраса неправды, язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспламеняем от геенны, ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может; это неудержимое зло, он исполнен смертоноснаго яда.
7. Им благословляем Бога и отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
8. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть”. [Послание апостола Иакова, гл. 3]
Эта же мысль выражена в других словах: “Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживает язык свой от лукавых речей”. [Первое соборное послание апостола Петра, гл. 10] Библия наставляет: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы….”. [Евангелие от Матфея, гл. 7, 1 - 2]
Особо почитается Библией дар слова у тех, кто призван учить: у учителей, проповедников. “Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, - читаем “Послание святого апостола Павла к коринфянам”, - иному чудотворения, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков” [гл. 14], говорится и о пользе дара языков: если говорящий языками может изъяснить собравшимся смысл своей речи, дар языков ставится на уровень с даром пророчества. Состояние же говорящего языками, но не способного разъяснить свою речь - состояние несовершенное, и прекрасная сама по себе речь говорящего останется бесполезной для слушателей, в таком случае владение языками становится даром бесплодным.
В Библии уделяется внимание ораторским данным апостолов, пророков. Особенности речей пророков, их смысл и форма изучаются апостолами: “…будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей, будет наследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей” [Деяние апостолов, гл. 38, 13]; “Мудрые слова были в учении их: они изобрели музыкальные строи, и гимны предали писанию”. [Деяние апостолов, гл. 44, 3] Не случайно наиболее почитаемы христианские святые Иоанн Златоуст, апостол Иоанн Богослов, Апостол Петр, которые славились умением говорить.
Речи апостолов обычно воодушевленные, форма изложения мыслей афористическая. Сила речей такова, что многих они (пророки, апостолы) обращали в свою веру. Например, речь апостола Петра обратила в свою веру “мужей”: “Многие же из слушавших слово уверовали; и было таковых людей около пяти тысяч”.
Говоря о проповеднической деятельности апостолов, Библия обращает внимание на то, в чем заключается сила проповедей. Одна из главных черт речей пророков - уверенность в своей правоте: “А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его…”. [Книга пророка Михея, гл. 3, 8]
Не менее важным качеством апостольских речей является их смелость: “И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, … и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением”.
Вот как описывает силу проповеди апостола Петра известный польский писатель Генрих Сенкевич (1846-1916) в романе “Камо грядеши?” (1896), где действие разворачивается на протяжении последних четырех лет правления римского императора Нерона (64-68 г. н.э.): “… Петр стоял перед коленопреклоненными, старый, озабоченный человек, в эту минуту казавшийся воплощением дряхлости и немощи.
… А тем временем Петр заговорил, и голос его вначале был настолько тих, что с трудом можно было расслышать слова:
- Дети мои! Я видел на Голгофе, как Бога пригвождали к кресту. Я слышал стук молотков и видел, как поставили крест стоймя, дабы толпы смотрели на смерть сына человеческого…
Далее Петр заговорил голосом уже более громким:
- Почто жалуетесь? Господь сам предал себя мукам и смерти, а вы хотите, чтобы он вас от нее охранил? О, маловерные! Неужто вы не поняли его учение? Неужто он вам обещал одну и ту же жизнь? Вот он приходит к вам и говорит вам: “Идите моим путем!”, вот он подымает вас к себе, а вы цепляетесь за землю и вопите: “Господи, спаси!” Я, который перед богом прах, но перед вами апостол божий и наместник, говорю вам именем Христовым: “Не смерть перед вами, но жизнь, не муки, но неслыханные наслаждения, не слезы и стоны, но песнь, не рабство, но престол царский! Я, апостол господень, говорю тебе, вдовица, сын твой не умрет, но родится во славе для жизни вечной, и ты соединишься с ним! Тебе, отец, у кого невинных дочерей опозорили палачи, я обещаю, что ты найдешь их сияющими белизной, как лилии Хеврона! Вам, матери, которых отымут у сирот, вам, что лишаются отцов, вам, что сетуете, вам, что будете зреть гибель любимых, вам, опечаленные, страждущие, тревожащиеся, и вам, кому предстоит умереть, я обещаю именем Христовым, что вы пробудитесь, как ото сна, к божьему. Во имя Христа, да спадут бельма с глаз ваших и отогреются сердца!”.
С этими словами апостол поднял руку повелительным жестом, и все почувствовали, что живее потекла кровь в их жилах, но также и дрожь пробежала по телу, ибо стоял перед ними уже не старец, дряхлый и недужный, но властелин, который брал их души и, поднимая из праха, освобождал от тревоги.
- Аминь! - вскричали несколько голосов.
А из его глаз излучался все более яркий свет, и вся его фигура дышала силой, величием, святостью.
… Даже лицо апостола изменилось, озарилось каким-то необычным светом - некоторое время смотрел он так и молчал, словно онемев от восторга, но вот опять они услышали его голос…”
Библия свидетельствует, что слушателей следует готовить к восприятию речи оратора. Эта мысль выражена в притче о сеятеле. Только подготовленные, настроенные на восприятие речи слушатели принимают идеи оратора, претворяют их в дела.
Библия рекомендуют: “Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, то ...........
Страницы: 1 | [2] | 3 | 4 | 5 |
|