. Какие виды речевого этикета вам известны?
3. Каков общий принцип использования этикетных средств?
4. Что доказывает, что этикет -- явление национальное?
5. Как официальность обстановки влияет на выбор этикетных средств?
6. Чем отличаются вы-общение от ты-общения?
7. Какова дистанция официального общения?
8. Охарактеризуйте тональность официального общения.
9. Как зависит выбор этикетных средств от социального статуса адресата?
10. В чем заключается специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений?
11. Когда в деловом общении используются обращения-индексы?
12. Является ли обращение "господин -- господа" универсальным?
13. Что включает в себя понятие "этикетный текст"?
14. Что такое церемония и каковы особенности проведения торжеств с точки зрения использования этикетных текстов?
15. Почему умение произнести тост считалось обязательным речевым навыком для светского человека?
16. Чем отличается знакомство в сфере делового общения от знакомства в личной сфере общения?
17. Что такое "этикетная рамка"?
18. Дайте определение этикетной модуляции речи.
19. Какова специфика выбора тем обсуждения в официально-деловой речи и светской беседе?
20. Перечислите этикетные ритуалы делового письма.
21. Какие функции выполняют этикетные средства в телефонном диалогическом общении?
Задания
1. Определите, какие из формул прощания могут использоваться в официальной обстановке: бывай!, пока!, счастливо!, прощайте!, всего хорошего!, до встречи!, будь!, чао!, позвольте откланяться!, разрешите попрощаться!, ну, давай!, привет!
2. Приведите примеры правильного и неправильного использования вы- и ты-общения в различных жанрах деловой речи (из личного опыта).
3. Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться: 1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать решение по вашему заявлению.
4. Какими этикетными формулами можно подчеркнуть дистанцию официального общения, если собеседник неоправданно выбирает ты-общение?
5. Составьте текст поздравительного письма, адресованного ректору института и сравните его с теми поздравительными текстами, которые вы адресуете своим близким (выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).
6. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи при условии, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисту? Какое обращение уместно, если вы обращаетесь к подчиненным? Как обратиться к швейцару, официанту? Как обратиться к секретарю в приемной?
7. Составьте текст поздравительной речи (в честь юбиляра, годовщины деятельности организации). Выделите графически его композиционные части.
8. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку (составьте ее для себя) или без нее.
9. Познакомьте своего начальника с прибывшим иностранным партнером, с клиентом вашей фирмы.
10. Какие этикетные фразы можно использовать для вежливой формы отказа принять предложение; выслать новые каталоги, образцы материалов; принять посетителя?
11. Выберите тост, который вы можете предложить на дружеской встрече в ресторане после подписания контракта: за ваше здоровье! За удачу! За взаимопонимание! За наше дальнейшее сотрудничество! За успех нашего дела! За осуществление наших планов!
12. Извинитесь по телефону за отсутствие вашего представителя на переговорах.
13. Уточните по телефону сроки взаимных поставок.
14. Что нужно ответить на просьбу пригласить к телефону какое-то конкретное лицо, если его нет на месте?
15. Если во время разговора по телефону зазвонил второй аппарат, что вы делаете:
Будете продолжать разговаривать по телефону?
Извинитесь перед собеседником и поднимете трубку для того, чтобы узнать, кто звонит?
Извинитесь перед собеседником и предложите ему перенести разговор на другое время?
Проиграйте эту ситуацию.
16. Объясните, как вы понимаете пословицы:
Слово не зря молвится.
Не бросай слов на ветер.
Слово -- серебро, молчание -- золото.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
По платью встречают, по уму провожают.
Деловые игры
Деловые игры проводятся в форме психологического и лингвистического тренинга. Это форма, позволяющая обучаемым проявить максимальную активность, проявить не только умения, но и фантазию, эвристические способности, высоко ценящиеся в инновационном менеджменте. Задачей лингвистического тренинга является обучение в интерактивной форме важнейшим коммуникативным навыкам: умению употреблять слова, выражения, интонации применительно ...........
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | [16] | 17 | 18 |
|