lign="left">0,0432
1,765
|
1,430
|
0,347
|
|
2. Уровень стандартного оперирования И с-о
|
Э (n=17)
|
1,734
|
0,2916
|
0,0707
|
5,099
|
2,561
|
0,621
|
|
|
К (n=17)
|
1,398
|
0,1692
|
0,0410
|
2,511
|
2,154
|
0,522
|
|
3. Аналитико-синтетический уровень И а-с
|
Э (n=17)
|
3,187
|
0,3280
|
0,0796
|
7,182
|
4,402
|
1,068
|
|
|
К (n=17)
|
3,028
|
0,1911
|
0,0463
|
3,980
|
2,920
|
0,708
|
|
4. Творческий уровень И тв
|
Э (n=17)
|
0,471
|
0,0514
|
0,0125
|
4,235
|
4,294
|
1,042
|
|
|
К (n=17)
|
2,353
|
0,2370
|
0,0575
|
2,471
|
2,267
|
0,550
|
|
5.Интегральный показатель знаний (ИПЗ)
|
Э (n=17)
|
1,734
|
0,1698
|
0,0412
|
5,414
|
2,330
|
0,565
|
|
|
К (n=17)
|
2,123
|
0,1445
|
0,0350
|
2,663
|
1,734
|
0,421
|
|
|
Примечание: Х - среднее арифметическое, S - сигмальное отклонение, M - стандартная ошибка.
По окончании эксперимента среднегрупповое значение интегрального показателя знаний (ИПЗ) в экспериментальной группе достоверно изменилось на 3,68 баллов (p<0,00) и достигло переходного уровня (5,41 б). Показатели знаний на уровне воспроизведения изменились достоверно на 3,25баллов (p < 0,00); на уровне стандартного оперирования - на 3,36 баллов (p < 0,00); аналитико-синтетическом - на 4,0 балла (p < 0,00), творческом - на 3,76 баллов (p < 0,00).
В контрольной группе показатели информационного компонента готовности также изменились, но остались в пределах первого (критического) уровня. Среднегрупповое значение интегрального показателя знаний (ИПЗ) равно 2,66б, изменение на 0,54б (p>0,05) является недостоверным и составляет 25%. Показатели знаний на уровне воспроизведения изменяются недостоверно на 0,04 (p>0,05); на уровне стандартного оперирования изменение является достоверным - на 0,11б (p<0,04); аналитико-синтетическом - недостоверно на 0,95(p>0,05); творческом - недостоверно на 0,12б (p>0,05). Динамика показателей готовности студентов экспериментальной и контрольной групп представлена на рис. 2,3.
Рис 2 - Динамика показателей информационного компонента готовности студентов экспериментальной группы
Рис 3 - Динамика показателей информационного компонента готовности студентов контрольной группы
Полученные данные позволяют предположить, что специально разработанное содержательное обеспечение процесса формирования информационного компонента готовности к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении, значительно эффективнее традиционного (разнопредметного) подхода. Причем, по всем уровням проявления специальных знаний: воспроизведения, стандартного оперирования, аналитико-синтетического, творческого. Особо следует отметить тот факт, что если в контрольной группе изменение уровня творческого проявления специальных знаний не наблюдается, то в экспериментальной группе изменение этого показателя информационного компонента готовности к работе с трудными подростками весьма существенны, т.к. характеризуются более чем двукратным повышением.
3.1.2 Динамика мотивационного компонента готовности
Для характеристики мотивационного компонента готовности специалистов физической культуры к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение, определялся уровень мотивации достижения. Оценка мотивационного компонента готовности студентов проводилась по 12-ти показателям. В таблице представлены данные мотивационного компонента контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 13 - Динамика показателей мотивационного компонента готовности студентов к воспитательной деятельности
|
Мотивационный компонент
МК
|
Группы
|
До исследования
|
После исследования
|
|
|
|
X
|
?
|
м
|
X
|
?
|
r
|
|
М общий показатель мотивации
|
Э (n=17)
|
2,647
|
0,715
|
0,173
|
3.571
|
0,529
|
|
|
|
К (n=17)
|
2,604
|
0,944
|
0,229
|
2,833
|
1,039
|
|
|
М1
|
Э (n=17)
|
4,117
|
1,964
|
|
4,705
|
1,212
|
|
|
|
К (n=17)
|
4,411
|
1,660
|
|
5,000
|
0,000
|
|
|
М2
|
Э (n=17)
|
1,529
|
0,2321
|
|
3,176
|
0,2270
|
|
|
|
К (n=17)
|
2,117
|
0,2232
|
|
2,176
|
0,2455
|
|
|
М3
|
Э (n=17)
|
1,294
|
0,2143
|
|
3,058
|
0,2410
|
|
|
|
К (n=17)
|
1,705
|
0,2229
|
|
2,823
|
0,2,404
|
|
|
М4
|
Э (n=17)
|
2,411
|
0,2526
|
|
5,000
|
0,000
|
|
|
|
К (n=17)
|
2,823
|
0,2404
|
|
3,176
|
0,2270
|
|
|
М5
|
Э (n=17)
|
3,823
|
0,2186
|
|
4,411
|
1,660
|
|
|
|
К (n=17)
|
2,529
|
0,2426
|
|
2,470
|
0,2477
|
|
|
М6
|
Э (n=17)
|
3,588
|
0,2265
|
|
3,352
|
0,2216
|
|
|
|
К (n=17)
|
3,705
|
0,2084
|
|
2,764
|
0,2462
|
|
|
М7
|
Э (n=17)
|
3,823
|
02186
|
|
3,882
|
0,2088
|
|
|
|
К (n=17)
|
2,411
|
0,2526
|
|
3,588
|
0,2265
|
|
|
М8
|
Э (n=17)
|
1,000
|
0,1936
|
|
1,411
|
0,2093
|
|
|
|
К (n=17)
|
1,764
|
0,2194
|
|
1,529
|
0,2034
|
|
|
М9
|
Э (n=17)
|
2,941
|
0,2536
|
|
5,000
|
0,000
|
|
|
|
К (n=17)
|
3,764
|
0,1985
|
|
3,588
|
0,2265
|
|
|
М10
|
Э (n=17)
|
1,058
|
0,1560
|
|
1,941
|
0,2357
|
|
|
|
К (n=17)
|
0,470
|
0,1230
|
|
1,588
|
0,2292
|
|
|
М11
|
Э (n=17)
|
1,941
|
0,2357
|
|
1,705
|
0,2229
|
|
|
|
К (n=17)
|
2,764
|
0,2194
|
|
2,352
|
0,2316
|
|
|
М12
|
Э (n=17)
|
4,411
|
1,660
|
|
5,000
|
0,000
|
|
|
|
К (n=17)
|
2,588
|
0,2373
|
|
3,882
|
0,2088
|
|
|
|
Среднегрупповой показатель мотивационного компонента готовности студентов к воспитательной деятельности с подростками, имеющими отклонения в поведении, в экспериментальной группе достоверно улучшился на 0,92балла (p<0,00), что составило 34,0% от исходного уровня. Полученное значение соответствует третьему (высокому) уровню готовности студентов к работе. Из 12-ти оцениваемых показателей, мы отметим показатели, изменившиеся в большей степени. Показатель ответственности по принятию решений в деятельности (М4) увеличился на 2,58 балла, что составило 107% по отношению к исходному уровню; устойчивость мотивации в условиях соперничества (М9) увеличилась на 2,05балла, что составило 69% от исходного уровня; показатели ориентации на внешнюю оценку достигнутой меры успеха (М3) увеличились на 1,76баллов, степень уверенности в достижении (М2) увеличилась на 1,64балла; мера риска в деятельности (М1) на 0,88баллов, что составило 83% от исходного уровня.
Среднегрупповое значение мотивационного компонента готовности в контрольной группе изменилось на 0,3 балла, прирост является достоверным (p<0,004). Данное значение (2,83балла) в соответствии со шкалой измерения осталось на прежнем (среднем) уровне готовности. В контрольной группе улучшились показатели мотивации: ориентация на внешнюю оценку достигнутой меры успеха - М3 увеличилась на 1,11балл (65%); соразмерность мотивации субъектным возможностям и внешним условиям -М7 увеличилась на 1,17баллов (48%); мера риска в деятельности - М10 на 1,11балл (23,6%); мера регулирования уровня притязаний - М12 - на 1,29 баллов (50%). На рис. представлена динамика показателей мотивационного компонента готовности за эксперимент (экспериментальная группа) и контрольная группы
Рис 4 - Динамика показателей (1-4) мотивационного компонента готовности студентов за эксперимент (ЭГ)
Примечания: М1- привлекательность ситуации достижения в деятельности; М2 - степень уверенности в достижении; М3 - ориентация на внешнюю оценку достигнутой меры успеха; М4 - ответственность по принятию решений в деятельности
Рис. 5 - Динамика показателей (5-8) мотивационного компонента готовности студентов за эксперимент (ЭГ)
Примечания: М5 - настойчивость в достижении цели; М6 - удовлетворенность результатом; М7 - соразмерность мотивации субъектным возможностям и внешним условиям; М8 - ориентация на меру достижения
Рис. 6 - Динамика показателей (9-12, средний) мотивационного компонента готовности студентов за эксперимент (ЭГ)
Примечания: М9 - устойчивость мотивации в условиях соперничества; М10 - мера риска в деятельности; М11 - уровень притязаний в деятельности; М12 - мера регулирования уровня притязаний; М - общий уровень мотивации
Рис. 7 - Динамика среднегрупповых показателей мотивации достижения студентов за эксперимент (экспериментальная и контрольная группы)
Очевидно, что предлагаемая экспериментальная модель обучения студентов к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении, повышает возможность формирования мотивационного компонента готовности студентов.
3.1.3 Динамика операционального компонента готовности студентов.
Операциональный компонент готовности студентов отражает уровень владения способами воспитательной деятельности с подростками, имеющими отклонения в поведении. Определение данного компонента проводилось после прохождения студентами производственной и преддипломной практик. В процессе прохождения практики, студенты выполняли полученные задания для приобретения необходимых способов воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение. В таблице представлены данные по оценке операционального компонента готовности студентов.
Таблица 14 - Динамика показателей операционального компонента готовности студентов к воспитательной деятельности
|
Операциональный компонент ОК
|
Группы
|
До исследования
|
После исследования
|
|
|
|
X
|
?
|
м
|
X
|
?
|
м
|
|
ОК средний
|
Э (n=17)
|
5,382
|
0,642
|
0,155
|
5,698
|
0,634
|
0,153
|
|
|
К (n=17)
|
4,878
|
0,903
|
0,219
|
5,039
|
0,859
|
0,208
|
|
ОК в процессе обучающей деятельности
|
Э (n=17)
|
5,588
|
0,625
|
0,151
|
5,881
|
0,626
|
0,152
|
|
|
К (n=17)
|
5,137
|
0,860
|
0,209
|
5,381
|
0,794
|
0,193
|
|
ОК в процессе воспитательной деятельности
|
Э (n=17)
|
5,382
|
0,669
|
0,162
|
5,517
|
0,672
|
0,163
|
|
|
К (n=17)
|
4,623
|
1,032
|
0,250
|
4,956
|
0,918
|
0,223
|
|
|
Среднегрупповой показатель готовности по реализации предметных действий в экспериментальной группе достоверно изменился на 0,31балл, (p<0,00), что составило 5,75% от исходного уровня. Его значение в соответствии со шкалой измерения находится на втором (среднем) уровне готовности. Показатели готовности по реализации предметных действий в процессе обучающей деятельности изменились достоверно на 0,24балла, (p<0,00), что составило 4,3% от исходного уровня. Показатели проявления предметных действий в процессе воспитательной деятельности также изменились достоверно на 0,33балла (p<0,00), что составило 6,1% от исходного уровня.
Среднегрупповое значение оценки по реализации способов деятельности студентов контрольной группы изменилось на 0,16 баллов, (3,3%). Прирост является достоверным (p<0,00). Значение показателя характеризует критический уровень готовности студентов к работе с трудными подростками. Уровень реализации предметных действий в процессе обучения изменился на 0,24 балла, что составило 4,0% от исходного уровня; в процессе воспитания - на 0,33 балла (7,1%), прирост достоверен. Данные, характеризующие динамику показателей операционального компонента готовности, в обеих группах представлены на рис.
Рис. 6 - Динамика показателей операционального компонента готовности студентов за эксперимент
3.1.4 Динамика интегрального компонента готовности
С учетом получения значений трех компонентов уровней готовности определялся показатель интегрального качества в контрольной и экспериментальной группах. В таблице представлена динамика всех компонентов готовности студентов и ПИК за экспериментальный период.
Таблица 15 - Динамика показателей готовности студентов к учебно-воспитательной деятельности за эксперимент
|
Компоненты
|
Группы
|
Показатели
|
|
|
|
X
|
?
|
м
|
|
Информационный компонент (ИК)
|
Э (n=17)
|
5,414
|
2,33
|
0,56
|
|
|
К (n=17)
|
2,663
|
1,734
|
0,421
|
|
Операциональный компонент (ОК)
|
Э (n=17)
|
5,698
|
0,634
|
0,153
|
|
|
К (n=17)
|
5,039
|
0,74
|
0,18
|
|
Мотивационный компонент (МК)
|
Э (n=17)
|
3,571
|
0,529
|
0,128
|
|
|
К (n=17)
|
2,833
|
1,039
|
0,252
|
|
|
Показатели информационного компонента готовности подтверждают достоверные изменения в обеих группах с преимуществом положительных изменений в экспериментальной группе по отношению к контрольной группе. Выявленный уровень информационного компонента в экспериментальной группе соответствует среднему, в контрольной группе -критическому уровню готовности.
Показатели мотивационного компонента готовности в экспериментальной группе достигли третьего уровня. В контрольной группе, они остались на прежнем уровне. Разница между экспериментальной и контрольной группой составляет 0,73б (20,6%) и является достоверной.
Показатели операционального компонента, выявленные в экспериментальной группе превышают показатели контрольной группы на 0,73 балла, что составляет 11,5%. Выявленные уровни операционального компонента готовности в обеих группах соответствуют второму уровню проявления (рис).
Рис. 7 - Динамика показателей компонентов готовности студентов
Исследуя полученные данные, необходимо отметить, что в контрольной и экспериментальной группах, присутствует динамика роста показателей компонентов готовности студентов, но уровень данных показателей в экспериментальной группе значительно выше, что подтверждает рассчитанный показатель интегративного качества (ПИК). У студентов экспериментальной группы этот показатель увеличился (0,25-0,68). У студентов контрольной группы значения ПИК хоть и меняются достоверно, но динамика практически не выражена (0,17-0,25).
Таким образом, анализ достижений студентов экспериментальной и контрольной групп, достаточно очевидно, свидетельствует о преимуществе экспериментального организационно-содержательного обеспечения на основе интегрального подхода в процессе формирования информационного, мотивационного и операционального компонентов готовности к воспитательной деятельности с трудными подростками в системе профессиональной подготовки студентов. Данный факт подтверждается получением достоверно более высоких результатов в экспериментальной группе по большинству показателей информационного, мотивационного и операционального компонентов готовности.
С целью выявления взаимосвязей и взаимовлияний уровней компонентов в процессе формирования готовности студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками проводился корреляционный анализ. Было определено 64 корреляции до и 64 после. Условно нами была принята шкала значений корреляций: менее 0,3 - связь отсутствует; 0,3 - 0,4 - слабая степень связи; 0,41 - 0,7 - средняя степень связи; 0,71 - высокая степень связи.
Самые высокие корреляционные связи в экспериментальной группе до и после исследования между уровнями информационного и операционального компонентов. Уровень воспроизведения знаний имеет тесную связь с уровнем проявления предметных действий в процессе обучающей и воспитательной деятельности. Это обстоятельство свидетельствует о том, что формирование знаний определяет способы действий будущих специалистов, данные компоненты находятся в рамках соответствия друг другу.
Отсутствуют корреляционные связи в экспериментальной группе до исследования: между уровнем воспроизведения знаний и творческим, стандартного оперирования и творческим, аналитико-синтетическим и творческим; между творческим уровнем проявления знаний и уровнем предметных действий в процессе воспитания и обучения. Слабые связи между аналитико-синтетическим уровнем знаний и предметными действиями в процессе воспитания, обучения. По всей вероятности, при отсутствии необходимого и достаточного комплекса знаний невозможно творческое проявление знаний студентами и овладение способами деятельности в контексте работы с трудными подростками.
Отсутствие связей и наличие самых слабых связей проявляется и в мотивационном компоненте до исследования: между уровнем стандартного оперирования, творческого и мотивационного компонента; между уровнем проявления действий в процессе обучения и воспитания. Очевидно, что низкий уровень знаний студентов отрицательно сказывается на формировании мотивации достижения.
В контрольной группе отмечаются средние корреляционные связи между уровнями воспроизведения знаний, стандартного оперирования, аналитико-синтетического уровня, творческого и величиной интегрального показателя знаний до и после исследования. Высокий уровень связей имеется в наличии только между уровнями операционального компонента в процессе реализации способов обучающей и воспитательной деятельности.
Отсутствуют связи в контрольной группе между: уровнем воспроизведения знаний до и после, стандартного оперирования до, аналитико-синтетического до, творческого уровня до и после, величиной интегрального показателя знаний до и после и реализацией способов деятельности в процессе обучения и воспитания. Связи мотивационного компонента готовности являются самыми слабыми. Полученные данные позволяют предположить, что обучение студентов
3.2 Результаты реализации готовности студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками
На первом этапе работы участники экспериментальной группы изучали учащихся. Использовались методы: анкетирование, устный опрос, собеседование, тестирование двигательной подготовленности, изучение школьной, медицинской документации, определение уровня тревожности, психологического климата в классном коллективе, мотивов участия в деятельности, отношений в семье.
Просмотр психолого-педагогических характеристик, школьной документации, собеседование с классными руководителями, социальным педагогом, психологом, родителями проводились для изучения социального статуса родителей, отношений в семье, личностных особенностей подростков, эмоционально-волевой сферы, анализа успеваемости, посещаемости. Интересы и склонности школьников, их отношение к занятиям физической культурой и спортом выявлялись при помощи анкетного опроса.
Тестирование уровня физической подготовленности подростков осуществлялось с использованием двигательных тестов из школьной программы по физическому воспитанию (В.И.Лях.).
Для изучения состояния психологического климата в коллективе, отслеживания действенности мероприятий и их влияния на изменение психологического климата использовалась экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе», авторы О.С. Михалюк, А.Ю, Шалыто (разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета).
При определении самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) применялся разработанный Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптированный Ю.Л. Ханиным тест шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Приложение)
Для выявления, что и в какой степени привлекает учащихся в совместной деятельности, была использована методика шкалирования по изучению мотивов участия школьников в деятельности Л.В. Байбородовой (приложение).
Изучение стиля семейного воспитания, характера отношений между подростками и их родителями проводилось классным руководителем при помощи анкетирования учащихся и родителей.
С целью определения отношения школьников к занятиям по физической культуре и спорту было проведено анкетирование учащихся (использовалась часть вопросника «СИНДИ» программы интегрированной профилактики инфекционных заболеваний ВОЗ).
Участниками экспериментальной группы было выявлено. Из 23 семей учащихся: 64,0% учащихся воспитываются в полных, на первый взгляд благополучных семьях; 36,0% учащихся - в неполных семьях; родители со средним образованием составляют-61,0%, средне-техническим-3,0%, высшим-36,0%. Большинство учащихся успевают на оценку «удовлетворительно» - 69,0%, на учете в подростковом отделении для несовершеннолетних (ПДН) состоят 8 человек, на внутришкольном учете (ВШУ) состоят 9 человек.
Уровень физической подготовленности учащихся преимущественно является низким (60,1%) и средним (21,8%). Среди мальчиков: низкий уровень имеют 60,4%, средний уровень - 18,7%. Среди девочек: низкий уровень имеют 59,5%, средний уровень - 26,0%.
Изучение состояния тревожности показало, что 28,0% учащихся имеют высокий уровень личностной тревожности, что способствует эмоциональным, невротическим срывам, может вызвать психосоматические заболевания, ведет к конфликтам в межличностных отношениях. Низкий уровень личностной тревожности, характеризующий снижение чувства ответственности, имеют 17,0% учащихся. Высокий уровень реактивной тревожности имеют 10,0% учащихся, для них характерны: беспокойство, напряжение, нервозность.
Психологический климат в классном коллективе (4,5б) является неблагоприятным. Особенно низкими показателями являются эмоциональный и поведенческий компоненты коммуникаций (теплота взаимоотношений, взаимная поддержка, сплоченность, согласие, дружелюбие). Преобладающими мотивами в совместной деятельности учащихся являются личностные.
Анализируя характер семейных отношений, студенты отметили, что только 27,0% учащихся открыто, обсуждают с учащимися свои проблемы, 23,0% родителей совсем не интересуются проблемами детей; 47,0 % учащихся стараются уйти из дома при первой возможности; 38,0% подростков с родителями почти не разговаривают. Родители вместе с детьми не принимают участия в спортивно-массовых мероприятиях школы, у них отсутствуют совместные увлечения, интересы. Воспитание в семьях в основном строится по противоречивому, нейтральному типу.
В результате изучения отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом было выявлено: 49% учащихся относятся к урокам физической культуры безразлично (индифферентно); 19,0% - занимаются в спортивных клубах или спортшколе; 27,0% учащихся смотрят передачи на спортивные темы; но всего лишь 3,8% учащихся участвуют в спортивной жизни школы. Свободное время подростки проводят в основном: в компании самых близких друзей, за компьютером, на вечеринках, посещая дискотеку. Из многих видов спорта (легкая атлетика, восточные единоборства, борьба, лыжи, плавание и др.) предпочтение школьники отдают спортивным играм.
Таким образом, по результатам изучения особенностей данных учащихся студенты смогли сделать некоторые предположения: тестирование физической подготовленности свидетельствует о низком уровне развития физических качеств, снижении функционирования основных систем организма и общей работоспособности учащихся. 45% учащихся склонны к эмоциональным невротическим срывам, конфликтам в межличностных отношениях, снижению ответственности за свои действия. Характер семейных отношений свидетельствует об отсутствии совместных увлечений, интересов, хобби.
Для изучения эмоционально-волевой сферы студентами совместно с психологом школы было проведено диагностирование данных учащихся. В результате проведения комплексной диагностики у подростков были зафиксированы нарушения эмоционально-волевой сферы (высокая эмоциональная нестабильность - 32%; повышенная импульсивность - 23%; неспособность управлять своими поступками - 33%; слабость волевого напряжения - 34%; низкая работоспособность - 51%); легкая и средняя степень педагогической запущенности - 37% школьников.
На втором этапе в ходе реализации системы физкультурно-спортивных занятий студентами экспериментальной группы были получены данные, подтверждающие, что активное использование средств физкультуры и спорта во внеклассной деятельности учителя физкультуры способствует коррекции асоциального поведения школьников; снижению уровня личностной и реактивной тревожности, количества учащихся, стоящих на ВШУ, ИДН-учете; улучшению физической подготовленности, психологического климата в классном коллективе и семье, формированию интереса к занятиям физической культуры и спортом.
Улучшился уровень общей физической подготовленности (ФП) учащихся: увеличилось количество учащихся со средним уровнем физической подготовленности на 5,7%; уменьшилось количество учащихся с низким уровнем физической подготовленности на 7,7% (табл).
Таблица 16 - Данные уровня физической подготовленности школьников
|
Уровни ФП
|
Общий уровень, количество %
|
Мальчики, количество %
|
Девочки, количество %
|
|
|
до
|
после
|
до
|
после
|
до
|
после
|
|
низкий
|
60,1
|
52,4
|
60,4
|
54,8
|
59,5
|
53, 2
|
|
средний
|
21,8
|
27,5
|
18,7
|
21,8
|
26,0
|
29,4
|
|
высокий
|
18,0
|
20,1
|
20,0
|
23,4
|
14,3
|
17,4
|
|
|
Произошло улучшение психологического климата в классном коллективе с 4,5 до 5.5 б на 1б (табл.). Повысились показатели эмоционального компонента (дружелюбие, согласие, теплота взаимоотношений, взаимная поддержка), когнитивного компонента (активность, интерес). Преобладающими мотивами участия в деятельности стали: возможность интересного дела, общения с разными людьми, творчества, возможность выработать у себя определенные черты характера.
Таблица 17 - Показатели психологического климата коллектива учащихся
|
№ пп
|
Составляющие состояния психологического климата
|
Баллы
до
|
Баллы
после
|
|
1
|
Дружелюбие
|
4,7
|
6,2
|
|
2
|
Согласие
|
4,6
|
6,4
|
|
3
|
Удовлетворенность
|
5,3
|
5,6
|
|
4
|
Увлеченность
|
5,0
|
5,3
|
|
5
|
Результативность
|
5,0
|
5,6
|
|
6
|
Теплота взаимоотношений
|
3,2
|
4,3
|
|
7
|
Сплоченность
|
4,0
|
4,9
|
|
8
|
Взаимная поддержка
|
3,8
|
4,5
|
|
9
|
Интерес
|
4,5
|
5,5
|
|
10
|
Активность
|
4,9
|
6,3
|
|
11
|
Средний уровень
|
4,5
|
5,5
|
|
|
3) Изменился уровень тревожности школьников. Количество учащихся с низким уровнем реактивной тревожности увеличилось на 12% (с 78% до 90%). Количество учащихся с умеренным уровнем личностной тревожности увеличилось на 25% (с 55% до 80%), с высоким уровнем личностной тревожности снизилось на 18 % (с 28 до 10%). Были сняты с учета в ИДН - 3 подростка; с ВШУ-учета - 6 человек.
Таблица 18 - Уровень тревожности учащихся
|
Уровни тревожности
|
Реактивная, %, до
|
Реактивная, %, после
|
Личностная, %, до
|
Личностная %, после
|
|
Низкий
|
78
|
90
|
17
|
10
|
|
Умеренный
|
10
|
10
|
55
|
80
|
|
Высокий
|
12
|
|
28
|
10
|
|
|
В ходе проведенной работы улучшился характер отношений подростков и родителей: увеличилось количество детей, открыто обсуждающих проблемы со своими родителями на 13%; совместная деятельность детей и родителей: общие увлечения - на 14%, интерес к успехам родителей - на 13%, дружеские отношения - на 23%. Снизилось количество семей, имеющих безразличный тип отношений в семье.
Таблица 19 - Характер отношений родителей и подростков
|
№пп
|
Характеристики отношений
|
Ответили положительно, %
|
Ответили отрицательно,
|
|
|
|
2007г.
|
2009г.
|
2007г.
|
2009г.
|
|
1
|
Открыто обсуждают с родителями любые проблемы
|
27
|
40
|
73
|
60
|
|
2
|
Есть общие увлечения, хобби
|
31
|
45
|
69
|
55
|
|
3
|
Дети интересуются успехами и неудачами родителей на работе
|
62
|
75
|
38
|
25
|
|
4
|
Вместе с родителями принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях школы
|
0
|
12
|
100
|
88
|
|
5
|
Стараются обратить на себя внимание родителей, но их не интересуют дела детей
|
23
|
15
|
77
|
85
|
|
6
|
Стараются уйти при первой возможности из дома, ощущают себя ненужными
|
47
|
35
|
53
|
65
|
|
7
|
С родителями почти не разговаривают
|
38
|
20
|
62
|
80
|
|
8
|
Время от времени ссорятся, но быстро налаживают дружеские отношения
|
47
|
70
|
53
|
30
|
|
|
Изменилось отношение учащихся к физической культуре и спорту: увеличилось количество учащихся, которые считают, что необходимо заниматься спортом - на 14% с 78 до 92%, нравятся уроки физкультуры - на 16%, с 51 до 67%; количество участвующих в спортивной жизни школы - на 3,2% с 3,8 до 7,0%; занимающихся в спортивных клубах - на 13%, с 19 до 32%, проявляющих интерес к спортивным передачам - на 10% с 27 до 37%. Мониторинг спортивных результатов показал хороший уровень достижений школьников с девиациями в поведении.
Таблица 20 - Отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом
|
№
пп
|
Вопрос, утверждение
|
Ответили положительно
|
Ответили отрицательно
|
Нейтральное отношение (иногда)
|
|
|
|
2007, %
|
2009, %
|
2007, %
|
2009, %
|
2007, %
|
2009, %
|
|
1
|
Современному человеку необходимо заниматься спортом
|
78
|
92
|
-
|
|
22
|
8,0
|
|
2
|
Нравятся уроки ФК
|
51
|
67
|
6,3
|
8,0
|
42,7
|
25
|
|
3
|
Участвуете ли, Вы, в спортивной жизни школы
|
3,8
|
7
|
70
|
66
|
26,2
|
27
|
|
4
|
Занимаетесь ли, Вы, в спортивном клубе, спортшколе, танцевальном кружке
|
19
|
32
|
67
|
55
|
14
|
13
|
|
5
|
Какими видами спорта хотели бы заниматься:
|
|
|
5.1.
|
Легкая атлетика
|
26
|
29
|
|
|
|
|
|
5.2.
|
Спортивные игры
|
28
|
31
|
|
|
|
|
|
5.3.
|
ОФП
|
2,0
|
3,0
|
|
|
|
|
|
5.4
|
Бокс
|
5
|
5,5
|
|
|
|
|
|
5.5.
|
Восточные единоборства
|
3,7
|
3,6
|
|
|
|
|
|
5.6.
|
Борьба
|
-
|
|
|
|
|
|
|
5.7.
|
Коньки
|
12
|
11
|
|
|
|
|
|
5.8.
|
Другое (Лыжи, плавание)
|
23,2
|
16,9
|
|
|
|
|
|
6 ...........
|
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | [6] | 7 |
|