Главная   Добавить в избранное Организационно-содержательное обеспечение процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками | диссертация


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Организационно-содержательное обеспечение процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками - диссертация


Категория: Диссертации
Рубрика: Педагогика
Размер файла: 247 Kb
Количество загрузок:
145
Количество просмотров:
5824
Описание работы: диссертация на тему Организационно-содержательное обеспечение процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать


тного единства, будет полем деятельности психологии и педагогики.

На этом основании указанные образовательные дисциплины были включены в теоретическое содержание специального курса. Им было отведено равное количество часов (по 4 часа).

Эффективность учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками зависит от интеграции усилий многих специалистов. На наш взгляд, студентам также необходимы знания в нормативно-правовой области. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность всех участников педагогического процесса, было включено в процесс теоретического содержания подготовки будущих специалистов в количестве двух часов. Таким образом, общий объем специального курса составил 18 часов.

Аспекты информационного наполнения системы знаний, определяющих содержание процесса формирования готовности к воспитательной работе с трудными подростками будущих специалистов физической культуры, выделялись: 1)с использованием метода экспертной оценки, в проведении которого приняли участие преподаватели факультета адаптивной физической культуры (кандидаты, доктора наук), ведущие курс по данным учебным дисциплинам. Был проведен анкетный опрос, в котором предлагалось отметить важность и обязательность тех или иных тем для включения в разделы; исходя из их значения для процесса воспитания трудных подростков, спецификой целей и задач коррекционно-педагогической деятельности.

Конкретизация содержания теоретического раздела надпредметного спецкурса осуществлялась на основе научной редукции соответствующих наук и теорий, раскрывающих сущность и технологию воспитательной деятельности с трудными подростками. Проведенные исследовательские процедуры дали возможность выявить необходимый и достаточный состав тем, а также распределить их по разделам и подразделам теоретической подготовки. Ниже представлен базовый набор тем по блокам выделенных учебных дисциплин.

Нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности трудных подростков (2 часа).

Социально-педагогические проблемы воспитания трудных подростков (4 часа).

Основы психорегуляции учебно-воспитательной деятельности трудных подростков (4 часа).

Учебно-воспитательная деятельность средствами физической культуры (6 часов).

На наш взгляд, представленная тематика содержательного обеспечения процесса готовности специалистов физической культуры к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение, является необходимой и достаточной. При желании, возможно добавление тем сверх предлагаемого состава. Однако, подобная процедура представляет собой дидактическое моделирование, которое должно быть авторским и ситуационным, а поэтому - вариативным.

Необходимость определения подходов по выявлению состава обсуждаемых вопросов, информационных единиц возникает после определения состава тем содержательного обеспечения процесса формирования готовности к воспитательной деятельности с трудными подростками. Содержание темы, на наш взгляд, есть совокупность вопросов, которые представляются и обсуждаются в определенной последовательности. Содержание вопросов есть совокупность информационных единиц, представляемых и обсуждаемых в определенной последовательности. Таким образом, тема - это целое, вопросы темы - составляющие целое, а информационные единицы - элементы вопросов темы.

Определение соразмерности вопросов темы (по объему) и адекватности вопросов (по задачам) представляет проектирование вопросов тем и связано с учетом отношений элементов содержания темы. Для отношений элементов содержания темы характерны место и роль конкретного вопроса темы в системе ее содержательного обеспечения. Фактологический анализ позволяет выделять и учитывать: связи преемственности (порядок представления), связи сопряженности (разноаспектности содержания вопросов темы), связи суммации (подкрепления), связи функциональной результативности (информационное представительство какой-то части содержания темы) (В.П. Беспалько - 1,2, О.С. Васильева, В.А Глуздов К) [26 Бесп, 27 Бесп, 35 Вас, 55 Глузд, 60 деят, 69 Законы].

Функциональная результативность вопроса определялась, исходя из принципа необходимости и достаточности их представительства в теме. При этом мы опирались на анализ опыта работы преподавателей кафедр реабилитологии, физической культуры факультета адаптивной физической культуры, кафедр физического воспитания других вузов, личный опыт работы (анализ учебно-тематических планов, планов лекций), анализ предложений, имеющийся в соответствующих публикациях (учебные пособия, методические материалы, теоретические публикации). Использовался метод научной редукции, теории деятельности, теории систем, теории обучения.

Для выяснения сопряженности вопросов мы представляли информацию с точки зрения ее характера (описательного, объясняющего, предписывающего, связующего) и качества (вероятностная, достоверная, проблемная). Логика отношений «первичности - вторичности», представляемая в вопросах темы помогла достижению преемственности содержательного обеспечения тем. Описанные подходы помогли, на наш взгляд, смоделировать системную структуризацию и характеризацию содержательного обеспечения теоретического раздела содержательного обеспечения процесса готовности специалистов в сфере физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками.

Проектирование процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками (как и другого процесса) представляет оформление и структурирование содержания этого процесса по определенному алгоритму в соответствии с теоретическими, социальными и предметными основаниями (О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, А.М. Моисеев, В.А. Сластенин, В.Т. Чичикин).

Состав элементов проектирования процесса профессиональной подготовки вообще, и содержательного обеспечения готовности к воспитательной работе с трудными подростками в частности, в соответствии с критериями необходимости и достаточности, практической целесообразности, учитывает следующие документы: учебный план, учебно-тематический план, тематический план, информационное содержание вопросов, составляющих каждую тему.

Учебный план включает: состав учебных разделов, распределение общего объема учебных часов, ориентировочное распределение часов по разделам. Разработка учебно-тематического плана происходит согласно разделу теоретической подготовки. Состав тем, объем учебных часов на каждую из них и последовательность их прохождения определяет также учебно-тематический план.

Тематический план конкретизирует состав вопросов в пределах каждой темы. Следовательно, процесс проектирования формирования готовности будущих специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками в системе высшего профессионального образования характеризуется разработкой перечисленных объектов (соотносительно структуре и содержанию).

Определение объема учебных часов, необходимых и достаточных для осуществления процесса подготовки студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками, осуществлялось исходя из следующих позиций.

Во-первых, определялся состав тем, предполагаемых для изучения. Во-вторых, на основе метода научной редукции, анализа опыта работы (своего и других), экспертного метода был определен перечень вопросов по каждой теме содержания. В-третьих, с помощью разработки информационного содержания каждого вопроса в каждой теме был определен ориентировочный объем учебного времени, необходимого для изучения той или иной темы.

Организационные формы учебного процесса в связи с подготовкой студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками (лекции, практические занятия) и их распределение по объему часов проходили с учетом педагогической целесообразности и особенностей информационного содержания вопросов для каждой темы.

При этом, мы опирались на имеющуюся практику организации учебно-воспитательного процесса кафедрой реабилитологии и физической культуры студентов факультета адаптивной физической культуры в рамках 1, 2, 3 курсов. Ниже по тексту представлен перечень тем и составляющих их содержание вопросов, разработанного нами специального интегрированного курса, как вариант тематического плана подготовки студентов вуза к воспитательной деятельности с трудными подростками в сфере физической культуры. Целью спецкурса является формирование готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками.

Задачи спецкурса:

Ш способствовать формированию у будущих специалистов в сфере физической культуры необходимого и достаточного комплекса знаний для осуществления коррекционно-педагогической и профилактической деятельности с детьми и подростками; имеющими девиации в поведении;

Ш способствовать формированию у будущих специалистов физической культуры мотивации, необходимой для реализации учебно-воспитательной деятельности с данным контингентом;

Ш способствовать формированию у будущих специалистов необходимых умений и навыков для осуществления самостоятельной коррекционно-воспитательной деятельности с трудными детьми и подростками (разработка и использование методик, программ, технологий в различных сферах физической культуры).

Ш Тема 1. «Основные нормативно-правовые документы правительства РФ и Министерства Нижегородской области по вопросам профилактики асоциального поведения среди детей и молодежи». Вопросы:

1. Приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг)

2. Результаты выполнения Федеральной Целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг.

3. Цели и задачи программы «Дети России».

4. Предполагаемые результаты мероприятий программы «Дети России».

5. Характеристика основных подпрограмм: «Здоровое поколение», «Дети и семья».

6. Основные направления подпрограмм: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Семьи с детьми-инвалидами», «Дети-сироты».

Тема 2. «Теоретическая сущность понятия «девиантное поведение». Вопросы:

1. Характеристика детей с девиантным поведением.

2. Основные концептуальные подходы к возникновению девиантного поведения.

3. Формы проявления девиаций в поведении детей и подростков.

4. Характеристика недостатков работы педагогического коллектива школы, способствующих возникновению девиантного поведения.

5. Типы группового общения подростков. Зависимость направленности группового общения подростков от различных факторов.

6. Влияние СМИ на поведение подростков и молодежи.

Тема 3. «Особенности воспитания детей и подростков, имеющих девиантное поведение». Вопросы:

1. Задачи воспитания трудных детей и подростков.

2. Основные методы, используемые в воспитании трудных детей и подростков.

3. Принципы, используемые в работе с трудными подростками.

4. Сложности и противоречия в воспитательной работе с подростками, имеющими девиантное поведение.

5. Типы семей и семейного воспитания, лежащие в основе девиантного поведения детей и подростков.

6. Пути коррекционного воздействия внутрисемейных отношений.

7. Формы работы с родителями трудных детей и подростков.

8. Условия эффективной деятельности образовательного учреждения по профилактике и коррекции отклоняющегося от нормы поведения школьников.

Тема 4. «Психологические особенности учащихся с девиациями».Вопросы:

1. Особенности недостатков характера детей: ленивых; пассивным поведением; неорганизованных; ненастойчивых; эгоистических; недисциплинированных.

2. Коррекция личности подростка в зависимости от недостатков характера.

3. Акцентуации характера. Типы акцентуаций характера, наблюдаемые у школьников с отклонениями в поведении.

4. Индивидуальный подход к школьникам-неформалам, к школьникам-правонарушителям, с делинквентным поведением.

5. Факторы риска употребления наркотических и токсических веществ.

Тема 5. «Использование социально-психологических и терапевтических методов в коррекции девиантного поведения подростков». Вопросы:

1. Методы, используемые в психодиагностике индивидуальных особенностей школьника.

2. Стили и виды педагогического общения. Использование стиля педагогического общения в зависимости от этапа развития детского коллектива.

3. Групповые методы психосоциальной коррекции школьников с отклонениями в поведении: методика игровой психотерапии; тренинг первичных коммуникативных навыков для детей и подростков с трудностями в общении и нарушениями эмоциональной сферы; психологические игры, направленные на установление психологического контакта между занимающимися; имаготерапия; антистрессовая пластическая гимнастика

Тема 6. Проектирование учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении. Вопросы:

1. Основные понятия, используемые в системе физического воспитания.

2. Задачи физического воспитания для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Общие и специфические методы физического воспитания.

3. Средства, используемые для развития физических способностей (сила быстрота, выносливость, координационные способности, гибкость).

4. Использование функциональных проб в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности (проба Штанге, Генче, с приседаниями и т.д.)

5. Врачебно-педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий (утомление различной степени).

6. Методики, используемые для развития физических качеств у подростков с девиациями в поведении.

7. Проектирование занятий по физической культуре с трудными подростками в процессе урока, четверти, года,

Тема 7. Система коррекционно-воспитательной работы с трудными подростками, средствами физической культуры в условиях образовательного учреждение, учреждениях дополнительного образования, спортклубов, сферы досуга. Вопросы:

1. Основные подходы к профилактике девиантного поведения в физической культуре.

2. Построение работы с трудными подростками в системе занятий физической культурой.

3. Цели, задачи и направления внеклассной работы в школе.

4. Методы организации деятельности трудных подростков на уроке, внеурочном физкультурно-спортивном занятии.

5. Контрольные тесты для определения скоростных способностей, силовой выносливости, быстроты, гибкости, общей выносливости.

6. Личность педагога по физической культуре в профилактике девиантного поведения подростков. Требования к профессиональным и личным качествам специалиста.

7. Диагностика воспитанности школьников, классного, спортивного коллектива.

Тема 8. Система коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками средствами физической культуры в образовательном учреждении, детских спортивных клубах. Семинар-практикум Вопросы:

1. Организация спортивной секции в школе.

2. Методика развития: силовой выносливости; скоростно-силовых качеств; общей выносливости.

3. Проектирование учебного процесса по физической культуре.

4. Моделирование содержания физкультурно-спортивных мероприятий.

Разработка состава тем, вопросов к каждой теме, информационного содержания вопросов, дали возможность разработать учебно-тематический план (см. табл.) теоретического содержания готовности студентов к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками средствами физической культуры в системе высшего профессионального образования.

Таблица 9 - Экспериментальный учебно-тематический план курса «Современные педагогические технологии физкультурно-спортивной деятельности с трудными подростками»

Раздел

Формы занятий

Формы контроля

Всего

лекции

практич

1

Нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности

2

2

1.1.

Основные нормативно-правовые документы правительства РФ и Министерства Нижегородской области по вопросам профилактики асоциального поведения среди детей и молодежи, по улучшению положения детей в РФ.

1

1

2

Социально-педагогические проблемы воспитания трудных подростков

4

4

2.1.

Теоретическая сущность понятия «девиантное поведение»

2

2.2.

Особенности воспитания детей и подростков с девиантным поведением

2

3

Основы психорегуляции воспитательной деятельности подростков с девиациями

4

2

2

3.1.

Психологические особенности школьников, имеющих девиантное поведение

2

3.2.

Психосоциальная коррекция и реабилитация подростков, имеющих девиантное поведение

2

4

Учебно-воспитательная деятельность средствами физической культуры

6

2

4

4.1.

Проектирование учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении

2

2

4.2.

Система коррекционно-педагогической деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении средствами физической культуры

2

5

Итоговый контроль

2

2

тестирование

(входящее, итоговое)

Итого:

18

8

10

Содержание вопросов тем подвергалось разнообразной экспертизе. В проведении экспертизы приняли участие преподаватели вуза (ведущих теоретический курс), студенты (на основе обратной связи в эксперименте), анализировались мнения экспертов и студентов. Проведенная работа в этом направлении позволила выявить ориентировочные объемы затрат учебного времени на каждую тему, которые и были приняты за основу.

Учебно-тематический план теоретической подготовки студентов к деятельности с трудными подростками разработанный нами, предполагает примерное соотношение лекционных и практических занятий по теории равное, соответственно, 50 % и 50 %. Данное соотношение получено на основе экспертной оценки специалистов и студентов (в процессе обратной связи) и может быть рекомендовано в качестве ориентирующего.

Следует отметить, что разработанное содержание процесса готовности будущих педагогов с трудными подростками целесообразно включить в раздел государственного образовательного стандарта «Факультативы» учебного плана по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья («Адаптивная физическая культура)» объемом 18 часов. Это дает основание реализовать предлагаемое содержание в области теоретической и практической подготовки студентов факультета адаптивной физической культуры. Оптимальным сроком проведения данного курса, по нашему мнению, следует определить 4-й курс обучения студентов. Необходимые учебные дисциплины: физиология, биохимия, гигиена, теория и методика физической культуры, психология, педагогика, специальная психология, специальная педагогика в соответствии с учебным планом изучались студентами факультета адаптивной физической культуры на предыдущих курсах. Авторский курс может быть также использован, как специальный курс дисциплин в учебных планах программ дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

Проведенное теоретическое исследование по моделированию и проектированию процесса подготовки по формированию готовности к воспитательной деятельности с трудными подростками в системе высшего профессионального образования студентов факультета адаптивной физической культуры послужило основанием для организации экспериментальной деятельности в рамках задач настоящего исследования.

«Система коррекционно-воспитательной работы с трудными подростками средствами физической культуры в условиях образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, спортклубов, сферы досуга»,

Содержание программы физкультурно-спортивной деятельности предполагает активное использование средств физкультуры и спорта во внеклассной деятельности учителя физкультуры. Основная цель - создание условий для формирования у подростков потребности в занятиях физической культурой, укреплении физического и психического здоровья, профилактики асоциального поведения, оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи в социальной адаптации и реабилитации подростков.


В нашей программе с трудными подростками система занятий включала блоки: ежедневные занятия в спортивной секции «Баскетбол», внеклассная работа, самостоятельные занятия учащихся, физкультурно-массовые и профилактические мероприятия, совместную оздоровительную работу с семьей. Для успешного выполнения предполагалось активное участие в ней администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога, медицинских работников, учителя физкультуры, родителей, самих учащихся.

Программа физкультурно-оздоровительных занятий и профилактических мероприятий

1.Внеклассная работа:

1.1.Работа спортивной секции «Баскетбол»

2.Самостоятельные занятия:

2.1.Утренняя гигиеническая гимнастика;

2.2.Оздоровительный бег

Физкультурно-массовая и профилактическая работа:

3.1.Проведение Дней Здоровья и спорта.

3.2.Спортивные соревнования

3.3.Прогулки экскурсионные, спортивные.

4.Совместная физкультурно-оздоровительная работа с семьей.

4.1.Участие родителей в мероприятиях школы;

4.2.Привлечение родителей к организации и руководству спортивных кружков, секций;

4.3.Проведение тематических бесед с родителями, оказание консультаций по проблемным вопросам.

Занятия в спортивной секции «Баскетбол» проводились ежедневно, иногда включая и выходной день, длительностью 120 мин.

В качестве самостоятельных занятий ребята должны были выполнять дома ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику и заниматься оздоровительным бегом. Предложенные два комплекса утренней гигиенической гимнастики имели продолжительность 15-20 мин., оздоровительный бег - 2-3 раза в неделю, по 20-40 мин. По физкультурно-массовому и профилактическому направлению согласно общего плана воспитательной работы проводились: Дни Здоровья и спорта - 1 раз в четверть, экскурсионные прогулки - 1 раз в месяц, спортивные соревнования в рамках выполнения ежегодного календаря спортивных соревнований. В соответствии с ежегодным календарем соревнований трудные подростки принимали участие в соревнованиях по различным видам спорта (приложение)

Совместная физкультурно-оздоровительная работа с семьей предполагала: участие родителей в школьных мероприятиях «Папа, мама, я - баскетбольная семья», экскурсионные поездки в г. Павлово, г.Дзержинск, г. Арзамас с посещением музеев. Зимой дети выезжали кататься на лыжах или на коньках. Летом работал пришкольный оздоровительный лагерь, в рамках которого дети могли посещать бассейн. Проводились тематические беседы на родительских собраниях 1 раз в четверть по запланированным темам: «Анатомо-физиологические особенности детей», «Предупреждение неправильной осанки и плоскостопия», «Закаливание», «Кризис подросткового возраста», консультации по проблемам табакокурения, употребления подростками наркотических и токсических веществ.

Дети с девиантным поведением занимались в секции, начиная с 5-го класса. После первого года обучения дети принимали участия в стритболах (соревнования уличных команд), по итогам которых получали вознаграждения: грамоты и медали. На втором году обучения были организованы первые поездки в Сормовский и Автозаводский районы, где ребята принимали участие в товарищеских встречах. Результаты игр на первом этапе были не высоки, но главное, дети находились всегда в центре внимания учителя. За ними можно было наблюдать, контролировать процесс участия в игре, взаимотноошения в коллективе. Задача коррекции асоциального поведения детей и подростков является выполнимой при условиях - быть особенно внимательным, терпеливым, толерантным к «трудным» детям, не отталкивать их, а наоборот, располагать к себе, вовлекать в интересные дела.

Наряду с реализацией программы коррекционно-педагогической деятельности нами использовались система мер общей профилактики, направленных на предупреждение и преодоление противоправного поведения детей, подростков, молодежи. С этой целью в школе реализовывалась программа «Профилактика», в которой принимали участие все обучающиеся. Специальная профилактика, направленная непосредственно на работу с детьми «группы риска», несовершеннолетними, правонарушителями предполагала использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки, социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту от насилия, негативного влияния асоциальной среды, агрессии родителей. К ребенку с отклоняющимся поведением могут применяться различные формы и методы социального воздействия. Так, например, с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, проводит работу инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН). При невыполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей или проявлению агрессии родителей по отношению к собственным детям социальный контроль осуществляется правовыми органами, использующими принудительные меры; разнообразными социальными институтами и организациями, которые предусматривают экономические или организационные санкции.

Заключение по второй главе
Выявление уровня готовности студентов факультета адаптивной физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками проводилось в соответствии с предложенной в одном из исследований (В.Т. Чичикин, 1998) структурой профессиональной готовности, содержащей: информационный (ИК), операциональный (ОК) и мотивационный (МК) компоненты.
Исследовательская процедура включала: разработку тестовых заданий для определения уровней каждого их указанных компонентов; тестирование информационного компонента готовности (оценка знаний студентов); операционального компонента готовности (уровень владения способами деятельности); мотивационного компонента готовности - с использованием анкетного опроса; расчет интегрального компонента готовности.
Было выявлено, что проявления знаний студентов являются неудовлетворительными на всех уровнях (воспроизведения, стандартного оперирования, творческом и интегральном). Только 5,9% студентов показали средний уровень знаний; 12% - критический уровень знаний и 82% студентов имеют недопустимый уровень знаний.
Недостаточный уровень сформированности знаний студентов зависит от некоторых факторов. Среди них можно указать такие, как недостаточное внимание преподавателей к реализации системы теоретической подготовки в сфере коррекционно-педагогической деятельности с трудными подростками в области изучения дисциплин (теория и методика физической культуры, педагогика, психология), представление информационного материала в рамках содержания учебного предмета без попыток его интеграции на основе преемственности.
Изучение операционального компонента готовности студентов, отражающего владение способами педагогической деятельности, показало, что уровень владения способами деятельности студентов находится на критическом уровне. Средние значения оценок колеблются от 5,003 до 5,363 (при максимально возможной оценке в 7 баллов). Средний уровень оценок студентов в педагогической деятельности равен 5,180. Из всех тестируемых 38% студентов имеют средний уровень оценок, а 62% студентов имеют критический уровень.
Можно сделать предположение, что студенты, в общем, владеют способами профессиональной деятельности, но этого явно недостаточно для обеспечения ее качества. По всей видимости, система подготовки студентов в рамках дисциплин теория и методика физической культуры, психология, педагогика в связи с формированием способов воспитательной деятельности с трудными подростками, является недостаточно эффективной. Одним из путей повышения эффективности системы, на наш взгляд, может быть разработка и реализация содержательного обеспечения образовательного процесса на основе межпредметной интеграции посредством введения специального курса.
Среднее значение сформированности мотивационного компонента готовности студентов равно 2,709. В соответствии с используемой шкалой оценивания это значение соответствует допустимому уровню мотивации достижения. Показатели готовности студентов к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении, колеблются в пределах от 1,0 до 4,16 баллов. Из всего количества респондентов низкий уровень мотивации имеют 2,9% студентов; средний уровень мотивации - 88,2% студентов и высокий уровень - 8,8% студентов.
Среднее значение показателя интегрального качества (ПИК) готовности к воспитательной деятельности у тестируемых студентов равно 0,17. Было выявлено, что 91% исследуемых имеют значение ПИК от 0,08 до 0,22 в классификационном ряду; 8,9% студентов имеют значение ПИК от 0,39 до 0,42. Показатели интегрального компонента готовности будущих специалистов к коррекционно-педагогической деятельности средствами физической культуры можно оценить как критические.
Полученные данные позволяют предположить, что система формирования готовности будущих специалистов в сфере физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками, реализуемая в процессе их профессиональной подготовки является недостаточно эффективной. Это обстоятельство подтверждает необходимость изменения существующей системы информационного обеспечения студентов в контексте воспитательной деятельности с трудными подростками в процессе их профессиональной подготовки.
По вопросам реализации системы профессионального образования на факультете основная часть студентов (86%) оценили уровень профессионализма преподавателей как хороший и отличный. Вместе с тем, 21% опрошенных респондентов отмечают недостаточный уровень использования современных технологий и 37% - реализации индивидуального подхода. Видимо, поэтому, качество организации образовательного процесса 54% оценили на оценки «хорошо» и «отлично», 46% на оценку «удовлетворительно».
В результате проведенного анкетного опроса преподавателей по вопросам изучения уровня теоретических знаний студентов в рамках научных дисциплин: теория и методика физической культуры, педагогика, психология было выявлено, что большая часть студентов (64%), не имеют достаточной теоретической подготовленности.
Отношение студентов к преподаваемой научной дисциплине 38% преподавателей кафедр реабилитологии, физической культуры оценивают как хорошее, 52%, как «удовлетворительное» и 14%, как «неудовлетворительное». Объем усвоения программного материала студентами по теоретической подготовке в сфере применительно к своему предмету (физическая культура, психология, педагогика) по оценкам преподавателей 39% студентов имеют частичный, 37% - наполовину, только 24 % респондентов имеют в большей мере. В полном объеме программный материал научных дисциплин не освоил ни один студент.

По вопросу организации теоретической подготовки студентов в системе профессиональной подготовки студентов, изменения (переработка, доработка) организационно-содержательного обеспечения в рамках интересующих нас дисциплин в ответах преподавателей просматриваются следующие тенденции: 46% респондентов полагают, что содержание теоретического раздела по их научной дисциплине требует уточнений; 29% опрошенных утверждают, что это содержание требует значительной переработки; 14 % преподавателей кафедр физической культуры и реабилитологии склонны к полной переработке содержания и 11% респондентов считают, что содержание теоретического раздела не требует переработки. Таким образом, 89% опрошенных преподавателей утверждают необходимость изменения (в той или иной мере) содержания теоретического раздела образовательного процесса студентов вуза в рамках своих дисциплин.

По вопросу увеличения объема учебных часов на теоретическую подготовку большая часть преподавателей кафедр физической культуры, реабилитологии факультета считает, что объем является достаточным (84%), склонны к предположению о его незначительном увеличении (12%). Преподавателей, указавших на увеличение объема учебных часов на теоретическую подготовку наполовину или вдвое - в наличии нет. По всей видимости, следует согласиться с мнением большинства преподавателей кафедр факультета о достаточности имеющихся объемов учебных часов на теоретический раздел. На вопрос о необходимости разработки и реализации специальных курсов по формированию готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками дополнительно к содержанию программы основная часть опрошенных преподавателей (87%) дает положительные ответы.

Полученные в целом, результаты исследований позволяют оценить качество (содержания, процесса и результата) системы теоретической подготовки студентов как допустимое, но не оптимальное. Улучшение качества содержательного обеспечения в системе профессионального высшего образования студентов филиала за счет введения дополнительного специального курса, как мы считаем, является одним из важных направлений оптимизации процесса в формировании готовности студентов к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение.

В условиях предметной спецификации преподавания специальных дисциплин и интеграции знаний в условиях надпредметного курса были получены необходимые и достаточные результаты в решении задач формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности с трудными подростками. Вывод в заключение

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Экспериментальная работа организовывалась и проводилась в 2 этапа. Первый этап был связан с формированием готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры. На данном этапе реализовывался разработанный нами спецкурс (содержание и объем представлены в главе 2, параграфе 2.2.). В эксперименте приняли участие 44 студента факультета адаптивной физической культуры. Участниками контрольной группы (содержание и организация процесса обучения остались без изменения) были студенты учебной группы (17 чел: 13 юношей, 4 девушки) 3-его курса очной формы обучения. Экспериментальную группу составили студенты 4-го курса очной формы обучения (17 чел: 12 юношей, 5 девушек), для которых был разработан специальный курс на основе интегративного и междисциплинарного подхода.

Для уточнения некоторых вопросов проблемы готовности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта к работе с трудными подростками в исследовании приняли участие студенты 4 курса очно-заочной и заочной формы обучения (8чел: 5 юношей, 3 девушки), имеющие опыт работы и продолжающие работать с трудными подростками (учителя физической культуры в педагогическом колледже, общеобразовательной школе, тренеры детской юношеской спортивной школы). Они составили контрольную группу № 2. (таблица)

Таблица 10 - Характеристика участников исследования

Группы

Кол-во

Пол

Возраст

Стаж работы

Юн.

Дев.

21-23 лет

28-35 лет

5-10 лет

Свыше 10 лет

Контр. №1

17

12

5

17 чел-100%

-

-

Контр. №2

8

5

3

8 чел-100%

5 чел -

62,5%

3 чел -

37,5%

Экспер.

17

13

4

17чел-100%

-

-

Первый этап длился в течение одного года и осуществлялся в рамках образовательного процесса.

Второй этап экспериментальной работы проходил в условиях педагогической практики (производственной и преддипломной), длительность составила 2 года. В процессе прохождения практики приняли участие как студенты экспериментальной, так и студенты контрольной групп. На данном этапе выявлялась эффективность реализации знаний, полученных в экспериментальной группе, в связи с формированием готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками посредством специализированного курса. Методика измерения показателей готовности до и после эксперимента представлена в главе 2, 2.1.). В последующих параграфах данной главы анализируются полученные результаты экспериментальной работы покомпонентно и по интегральному показателю готовности.

До и после эксперимента в связи с формированием готовности измерялись показатели ее компонентов (информационный, операциональный, мотивационный) как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Начальные измерения показателей достоверно не отличались друг от друга (таблица). Это дает нам основание утверждать, что возможные результаты после окончания эксперимента не зависят от исходного уровня показателей.

Таблица 11 - Начальные измерения показателей готовности студентов в контрольной (№1) и экспериментальной группах

Компоненты

Группы

Среднее значение

X

ИК - воспроизведения

Э (n=17)

1,565

К (n=17)

1,729

ИК - ст. оперирования

Э (n=17)

1,734

К (n=17)

1,398

ИК - Аналитико-синтетический

Э (n=17)

3,187

К (n=17)

3,028

ИК - Творческий

Э (n=17)

0,471

К (n=17)

2,353

Интегральный показатель знаний (ИПЗ)

Э (n=17)

1,734

К (n=17)

2,123

ОК - средний

Э (n=17)

5,482

К (n=17)

4,878

ОК - в процессе обучения

Э (n=17)

5,588

К (n=17)

5,137

ОК - в процессе воспитания

Э (n=17)

5,382

К (п=17)

4,623

МК

Э (п=17)

2,647

К (n=17)

2,604

Показатель интегрального качества (ПИК)

Э (п=17)

0,25

К (n=17)

0,17

Среднегрупповые значения интегрального показателя знаний (ИПЗ) студентов в экспериментальной и контрольной (№1) группах до исследования находятся на недопустимом уровне. Среднегрупповые значения операционального компонента (ОК) готовности студентов в обеих группах соответствуют критическому уровню проявления предметных действий. Среднегрупповые показатели мотивации достижения (МК) студентов находятся в пределах среднего уровня по принятой шкале оценивания. Показатели интегрального качества в обеих группах являются критическими.

3.1 Результаты формирования готовности будущих специалистов в сфере физической культуры для учебно-воспитательной работы с трудными подростками

В данном разделе представлены результаты 1 этапа экспериментальной работы. Основной целью этого этапа было формирование готовности студентов для осуществления воспитательной деятельности с трудными подростками посредством прохождения разработанного нами экспериментального спецкурса.

3.1.1 Динамика информационного компонента готовности

В соответствии со структурой готовности специалиста физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками показатели измерялись по компонентам: информационный, мотивационный, операциональный и интегрально при помощи разработанных тестовых заданий (представлены в приложениях).

В данном параграфе диссертации представлен анализ показателей информационного компонента (ИК) готовности студентов к воспитательной работе с трудными подростками. В качестве характеризующих информационный компонент признаков использовалось содержание учебных дисциплин, определяющих формирование знаний в связи с работой будущих специалистов с трудными подростками: педагогика, психология, теория и методика физической культуры. Знания определялись по уровням: воспроизведения (Ив), стандартного оперирования (Ис-о), аналитико-синтетическом (Иа-с), творческом (Итв) и интегрально (ИПЗ).

В таблице представлены данные, характеризующие усредненные показатели динамики информационного компонента студентов в контрольной и экспериментальной группах (обучались по экспериментальной модели).

Таблица 12 - Динамика показателей информационного компонента готовности студентов к воспитательной деятельности

Информационный компонент ИК

Группы

До исследования

После исследования

X

?

м

X

?

м

1. Уровень воспроизведения Ив

Э (n=17)

1,565

0,1528

0,0371

4,818

1,652

0,401

К (n=17)

1,729

0,1783



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | [5] | 6 | 7 |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Организационно-содержательное обеспечение процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками | диссертация

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег