СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Введение в общую психологию
Объект, предмет и задачи психологии
Основные отрасли и методы психологии
Понятие о психике и сознании
Деятельность и поведение человека
Биологическое и социальное в человеке
Тема 2. Психические процессы
Ощущение как психический процесс
Восприятие, его виды и свойства
Процессы памяти
Процесс мышления
Мышление и речь
Воображение и его виды
Внимание, его виды и свойства
Эмоциональные процессы
Мотивационные процессы
2.10. Волевые процессы
ТемаЗ. Психические состояния
Классификация психических состояний
Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия
Психическое состояние стресса
Сон, врабатывание, утомление, монотония
Регуляция и саморегуляция психических состояний
Аутогенная тренировка
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
Становление и развитие педагогики
Практическая и научная педагогика
Педагогическая деятельность как созидание личности:
Общекультурное значение педагогики
Тема 2 . Образование как социокультурный феномен
2.1. Тенденции современной социокультурной ситуациии образование
Функции и ценности образования в обществе
Основные модели образования как педагогического процесса
Образование как средство разрешения глобальных проблем:
Тема 3. Современное состояние образования
Мировые образовательные тенденции
Образование как развивающаяся система
Демократизация школьного образования
Развитие высшей школы в современном мире
Система образования в Республике Беларусь
Реформа белорусской общеобразовательной школы
Развитие профессионально-технического и среднего специального образования
Реформирование системы высшего образованияв Республике Беларусь
Раздел I ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Введение в общую психологию
1.1. Объект, предмет и задачи психологии
Психология (от греческого «психе» -- душа) -- это об-ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове-ка и животных, то есть наука о психике.
Этапы развития психологической науки:
этап - психология как наука о душе.
этап -- психология как наука о сознании.
этап -- психология как наука о поведении.
этап - психология как наука о психике.
В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе-риментальной психологии.
Объект психологии -- это совокупность различных но-сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Предмет психологии -- это происхождение, законо-мерности развития и функционирования психики чело-века и животных.
Задачи психологии:
научиться понимать сущность психических явлений;
научиться управлять ими;
использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
быть теоретической основой практики психологиче-ской службы.
1.2. Основные отрасли и методы психологии
Современная психология включает в себя до 40 отдель-ных дисциплин и научно-практических направлений:
зоопсихология в изучает особенности психики жи-вотных;
детская психология -- изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;
социальная психология -- изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;
педагогическая психология -- изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
психология труда -- рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо-мерности развития трудовых умений и навыков;
медицинская психология -- изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси-хотерапии;
юридическая психология -- изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес-са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;
экономическая психология -- рассматривает психоло-гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);
военная психология -- изучает поведение людей в ус-ловиях боевых действий;
патопсихология -- (patos -- страдание ) -- изучает от-клонения в развитии психики, распад психики при раз-личных формах мозговой патологии.
Методы психологии:
методы сбора информации (наблюдение, изучение ре-зультатов деятельности, изучение документов, метод оп-роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).
методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).
методы психологического воздействия (дискуссия, тре-нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше-ние, релаксация и другие).
13. Понятие о психике и сознании
Психика -- это свойство животных и человека отра-жать объективный мир в его связях и отношениях.
Психическое отражение -- это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави-симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
психические процессы (познавательные, эмоциональ-ные, волевые, мотивационные и другие);
психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
психические свойства человека (темперамент, способ-ности, характер, направленность личности);
Психическая деятельность зависит от особенностей че-ловеческого организма и функционирования коры го-ловного мозга, в которой выделяют:
сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор-мацию от органов чувств и рецепторов);
моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
ассоциативные зоны (служат для переработки инфор-мации).
В психологии существуют и другие представления о струк-туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна-тельное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики живот-ных -- это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание -- это высший уровень психического отраже-ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по-ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание -- неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз-нание ребенка также развивается в процессе взаимодей-ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси-хика при этом и продолжает функционировать.
Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще-ственное. Первые два изучаются психологией, третье -- общественными науками.
Структуру сознания можно рассматривать в плане раз-личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде-ние, умозаключение). Различные формы знания составля-ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен-том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст-вий человека.
1.4. Деятельность и поведение человека
Деятельность -- это активное взаимодействие субъек-та с окружающим миром, направленное на производст-во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.
Мотив -- это то, ради чего осуществляется деятель-ность. Мотив -- это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.
Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.
Всякая деятельность состоит из действий и поступков.
Действие -- это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ-ными способами, которые называются операциями.
Поступки -- это действия, которые связаны с нравст-венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.
В зависимости от степени осознанности действий и по-ступков выделяют следующие компоненты деятельности:
Умения -- в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части -- навыки.
Навыки -- это автоматизированные компоненты уме-ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
Привычки -- в отличие от навыков могут контролиро-ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля-ются разумными и полезными. Например, дурные привыч-ки: курение, сквернословие и др.
Деятельность является одним из проявлений поведе-ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея-тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.
1.5. Биологическое и социальное в человеке
Человек -- это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой -- это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова-ния. А многие психологи уточняют, что человек -- это существо биопсихосоциальное.
Диалектика взаимосвязей биологического и психиче-ского, психического и социального до сих пор представ-ляет для науки серьезную проблему.
Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со-зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой -- социальным научением.
Природные (биологические) особенности человека вы-ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв-ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.
Установлено, что во многом именно генами опреде-ляется множество психологических характеристик чело-века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно-сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль-ной среды, социального опыта, в том числе и воспита-ния в широком смысле этого слова.
Тема 2. Психические процессы
2.1. Ощущение как психический процесс
Психический процесс -- это течение психического яв-ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга-низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па-мять, мышление, внимание и воображение.
Ощущение -- это первейшая и простейшая форма чув-ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).
Физиологическим аппаратом ощущения является анали-затор, состоящий из трех частей:
рецептор -- часть анализатора, преобразующая энер-гию внешнего воздействия в нервные сигналы;
нервный путь, по которому нервные сигналы переда-ются в мозг;
корковая часть полушарий головного мозга, где нерв-ные сигналы осознаются.
Типы ощущений:
Внешние ощущения -- зрительные, слуховые, обоня-тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо-жены на поверхности тела.
Внутренние ощущения -- голод, жажда, тошнота, из-жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.
* Двигательные (кинестезические) ощущения -- это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы
двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.
Ощущение каждого человека имеет определенный диа-пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возни-кает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога ¦ уже не возникает, так как раздражи-тель слишком силен.
Все ощущения имеют общие законы:
Закон сенсибилизации -- состоит в повышении чувст-вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис-тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность.
Закон адаптации (приспособления) -- состоит в из-менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.
Закон контрастности -- состоит в изменении чувст-вительности под влиянием предшествующего раздражи-теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка-жется темнее, а на черном -- светлее.
2.2. Восприятие, его виды и свойства
Восприятие -- это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений, которые присущи всем жи-вым существам, имеющим нервную систему, способно-стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.
Если результатом ощущения является некоторое чув-ство (например, ощущение яркости, громкости, соле-ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады-вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.
Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред-полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за-висимости от того, какой из них работает активнее, раз-личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося-зательное восприятие.
Восприятия подразделяют также и на другие виды.
В зависимости от целей: преднамеренные и непред-намеренные восприятия.
В зависимости от степени организации: организован-ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.
В зависимости от формы отражения:
восприятие пространства -- это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;
восприятие времени -- это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;
восприятие движения -- это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Свойства восприятия:
Избирательность восприятия -- способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.
Предметность восприятия -- проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.
Апперцепция -- зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Осмысленность восприятия -- показывает, что вос-принимаемые человеком предметы имеют для него опре-деленный жизненный смысл.
Константность восприятия -- относительное посто-янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно-сти и т.д.).
Целостность восприятия -- выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.
Нарушения восприятия:
1 Гиперстезия -- повышенная чувствительность к обыч-ным внешним раздражителям.
* Гипостезия -- явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.
Агнозия -- нарушение узнавания предметов при яс-ном сознании и сохранении или незначительном сниже-нии чувствительности.
Галлюцинации -- восприятия, возникающие без нали-чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву-ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред-метов и явлений.
2.3. Процессы памяти
Память -- это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос-принимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы пред-ставлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами про-шлого опыта.
Компоненты памяти:
Запоминание.
Сохранение.
Воспроизведение.
Забывание.
Виды памяти:
Наглядно-образная -- это память на зрительные, зву-ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.
Словесно-логическая -- выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку.
Двигательная (моторная) -- выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений.
Эмоциональная память -- это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше-ния того или иного поступка.
Памяти присуши следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.
Возможные расстройства памяти:
Гиперфункция памяти -- когда воспоминания вдруг ста-новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер-функция памяти принимает форму навязчивьгх воспоми-наний.
Амнезия -- утрата способности сохранять или вос-производить имеющуюся информацию.
2.4. Процесс мышления
Мышление -- (,зто психический процесс отражения ре-альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека.
"Мышление можно представить как познавательный про-цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре-шение.
Виды мышления:
* Наглядно-действенное -- отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова-ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.
* Наглядно-образное I осуществляется на основе преоб-разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
* Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное -- это опосре-дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по-нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ-ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз-личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе-ния, способы доказательств и т.д.
Процессы мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:
Самостоятельность мышления.
Широта и глубина ума.
Гибкость мысли.
Быстрота и критичность ума.
2.5. Мышление и речь
Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знако-вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос-мысления и передачи информации. Язык служит средст-вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор-мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.
Речь ~ это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло-весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).
Виды речи:
Внутренняя речь -- это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко-ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.
Внешняя речь -- бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис-пут, дискуссия).
Свойства речи:
* Содержательность речи - зависит прежде всего от
ценности и объема содержащейся в ней информации.
* Понятность речи -- зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня разви-тия слушателей.
* Выразительность речи -- определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.
2.6. Воображение и его виды
Воображение -- это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове-ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре-образования уже имеющихся в сознании образов, а точ-нее -- представлений памяти.
Воображения создаются с помощью следующих приемов:
вычленение из целостного образа каких-либо элемен-тов (например, представление о величине палки как сред-стве удлинить руку);
изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);
агглютинация -- соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);
конструирование предметов в зависимости от их на-значения (топор, луноход и т.п.);
* гиперболизация -- мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру-сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);
перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);
типизация -- создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ-ектов (создание образов в художественной литературе: Ев-гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);
Таким образом, воображение основано на преобра-зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче-ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз-ни, из прошлого опыта.
Виды воображения:
Непроизвольное (пассивное) -- когда образы возника-ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови-дениях, при чтении книг и т.д.).
Произвольное (активное) -- когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:
а) воссоздающее -- создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д.
б) творческое -- (более сложный вид воображения) -- самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
Фантазии -- это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.
Мечты -- нацелены на будущее, это образы желае-мого будущего.
Грезы -- мечты, которые очень слабо связаны с реаль-ностью и которые никогда не реализуются.
2.7. Внимание, его виды и свойства
Внимание -- это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Виды внимания:
Непроизвольное внимание -- вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно-стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж-ность объекта.
Произвольное внимание -- возникает вследствие соз-нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.
Послепроизвольное внимание -- возникает вслед за про-извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.
Свойства внимания:
Избирательность внимания -- сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.
Устойчивость внимания -- длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.
Распределение внимания -- одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
Объем внимания -- количество объектов, одновремен-но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно-сти восприятия (средний объем внимания: 5--7 объектов).
* Переключаемость внимания -- способность внимания переключаться с одного объекта на другой.
От особенностей внимания зависят такие черты лич-ности, как внимательность, наблюдательность и рассе-янность.
Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима-ние) в своей совокупности представляют психическое яв-ление, которое называют интеллектом.
Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярно-стью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I Q ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).
Максимальное значение I Q -- 200 баллов, минималь-но--О баллов. От 84 до 116 баллов -- средний уровень интеллекта, от 116 до 180 - повышенный уровень, от 10 до 84 -- умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).
Дебилъностъ -- легкая степень слабоумия. Дебилы способ-ны к обучению, овладевают несложными трудовыми про-цессами, их социальное приспособление ограничено.
Имбецилъность -- средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.
Идиотия -- самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
2.8. Эмоциональные процессы
Эмоциональные процессы, как и все психические про-цессы, представляют собой отражение реальности, но толь-ко в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания, в более или менее внешне выраженной экспрессии.
В эмоциях проявляется оценка индивидом возможно-стей удовлетворения своих потребностей. Однако, для воз-никновения эмоции необходима не только актуализация потребности, создающая определенное напряжение пси-хики, но и понимание ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели.
Наиболее распространенные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие -- отрицательными в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности индивида.
В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяют на следующие виды;
Настроения -- слабо выраженные эмоциональные пе-реживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих. Настроения переживаются либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как определенное эмоциональное состояние (скука, печаль, тос-ка, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликова-ние, восторг и т.д.).
Аффекты -- эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризую-щиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчая-ние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем.
Страсти -- сильные, глубокие, длительные и устой-чивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.
Чувства -- в отличие от обычных эмоций (непо-средственных, временных переживаний) -- это более слож-ные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя це-лую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы:
моральные чувства -- связаны с нравственной оцен-кой поступков своих и других людей (чувство долга, чес-ти, дружбы, любви и т.д.);
интеллектуальные чувства -- связаны с удовлетворе-нием познавательных потребностей (чувство успешно-сти обучения и др.);
эстетические чувства -- возникают в связи с удовле-творением эстетических потребностей (чувство прекрас-ного, безобразного, возвышенного или низменного).
2.9. Мотивационные процессы
Мотивация -- это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и воз-никновению мотивов -- внутренних побудителей к актив-ной деятельности или поведению.
Потребность -- это испытываемая человеком нужда в чем-то.
Потребности бывают:
потенциальные и актуализированные;
материальные и духовные;
биологические и социальные;
просоциальные и асоциальные;
индивидуальные, групповые и общественные;
здоровые и нездоровые;
ведущие и второстепенные;
устойчивые и неустойчивые;
реальные и иллюзорные.
Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:
потребности физиологические (органические) -- голод, жажда, половое влечение и др.;
потребности в безопасности ~ чувствовать себя за-щищенным, избавиться от страха, от агрессивности;
потребности в принадлежности и любви -- принадле-жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при-нятыми ими;
потребность уважения (почитания) -- одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус-пехов;
познавательные потребности -- знать, уметь, пони-мать, исследовать;
эстетические потребности -- гармония, симметрия, порядок, красота;
--. потребность в самоактуализации -- реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.
На основе этой классификации Маслоу создал свою ие-рархическую теорию мотивации, согласно которой инди-вид после удовлетворения потребностей низшего уровня стре-мится удовлетворить потребности более высокого уровня. Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различ-ных психических явлений (как осознанных, так и не-осознаваемых).» Это могут быть: желания, влечения, на-мерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие.
Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (от-ражающие потребность в общении), мотивы власти, аль-труистические мотивы (стремления к бескорыстной по-мощи) и другие.
Человек может одновременно находиться под воздейст-вием нескольких мотивов (полимотивированность), кото-рые могут вступать между собой в противоречие или борьбу (мотивационный конфликт). В его разрешении главную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение нервной системы. Согласно принципу доминанты, сфор-мулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует тот мотивационный процесс, в осно-ве которого лежит наиболее важная потребность.
2.10. Волевые процессы
Волевые процессы -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мо-билизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии реше-ний, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К про-стым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
осознание цели и стремление ее достичь;
осознание возможностей ее достичь;
появление мотивов, связанных с достижением цели;
борьба мотивов и выбор возможности достижения;
принятие решения о возможных действиях;
осуществление принятого решения;
Наряду с волевыми действиями человек часто выпол-няет и неволевые (автоматические и инстинктивные), ко-торые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
В зависимости от характера протекания волевых про-цессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
целеустремленность;
самообладание;
самостоятельность;
решительность;
настойчивость;
энергичность;
инициативность;
исполнительность.
Тема 3. Психические состояния
3.1 Классификация психических состояний
Психическое состояние -- это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей ди-намичности психические состояния занимают промежу-точное место между психическими процессами и психи-ческими свойствами.
Психические состбяния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрес-сия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические со-стояния выступают в качестве основы при формирова-нии психических свойств или качеств личности.
Вместе с тем психика едина и деление психических явлений на психические процессы, состояния и свойства является чисто условным. Например, такие психические явления, как счастье, любовь, стресс и др., одни психо-логи относят к психическим (эмоциональным) процес-сам, другие -- к психическим состояниям.
Каждый человек постоянно переживает различные пси-хические состояния. <^Три одних состояниях наша деятель-ность протекает легко и продуктивно, при других -- трудно и не вполне эффективно.
Психические состояния зависят от окружающей об-становки, физиологических факторов, времени, словес-ного воздействия и других условий.
Психические состояния классифицируют:
В зависимости от продолжительности: кратковремен-ные и длительные.
В зависимости от влияния на особенности поведения и деятельности личности: стенические (повышающие актив-ность) и астенические (понижающие активность).
В зависимости от степени осознанности: состояния более или менее осознаваемые человеком.
3.2. Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия
Психические состояния каждого человека индивидуальны.
Однако, всегда можно выделить положительные и отри-цательные психические состояния разных людей. Приме-ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных -- трево-га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п.
Депривация -- это состояние переживания относитель-ной лишенности, порождаемое несоответствием того, что человек имеет, и того, что по его мнению, он должен иметь. Человек находится в состоянии депривации, если у него нет того, чем владеют другие (или чем он владел в прошлом), если он жаждет этого и считает возможным иметь. Например, состояние детей, лишенных отноше-ний близости с родителями, особенно с матерью. Де-привация часто сопровождается пониженным настрое-нием, депрессией, апатией, которые на короткое время могут сменяться эйфорией, раздражительностью.
Депрессия -- это состояние психической подавленно-сти, тоски, отчаяния. При этом влечения, мотивы, воле-вая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события про-шлого и ощущение беспомощности перед лицом жиз-ненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывает-ся восприятие времени, которое течет мучительно долго.
Для поведения в состоянии депрессии характерны за-медленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки к самоубийству.
Апатия -- состояние вялости, безразличия к окружаю-щему, отсутствие стремления к деятельности.
Эйфория -- неадекватно повышенное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответствующее объективным обстоятельствам.
Фрустрация -- психическое состояние, возникающее в ответ на появления объективно и субъективно непреодо-лимых препятствий на пути удовлетворения потребностей, достижения целей, решения задач. Фрустрация -- это кру-шение надежд, переживание неудачи. Эмоционально она может выражаться в гневе, досаде, отчаянии, чувстве вины. Фрустрация создает внутренние условия для апатии, де-прессии и агрессии.
Агрессия -- запускается и поддерживается эмоциями, вхо-дящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). В состоянии агрессии человек готов причинить другому ущерб, оскорбить, победить, убить. Например, сексуальная агрессия может проявляться в сексуальной грубости, изнасиловании, издевательстве и убийстве (сек-суальные маньяки-убийцы).
3.3. Психическое состояние стресса
Стресс -- это, прежде всего состояние психической на-пряженности, возникающее в ответ на сложные обстоя-тельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Однако, понятие стресса используется не только для опи-сания психического состояния, но также и физиологиче-ского. В общем, стресс -- это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемные ситуации.
Причины физиологического стресса: чрезмерные фи-зические нагрузки, высокая и низкая температура, го-лод, шум, болезнь, травма, операция и т.д.
Причины психологического стресса:
ситуации угрозы, опасности, обиды;
грубость, зависть, измена, несправедливость;
борьба за власть, крушение надежд, денежные про-блемы;
трудности с начальством, увольнение, предстоящий экзамен;
информационные перегрузки, когда человек не ус-певает принимать решения при высокой ответственно-сти за последствия.
Под воздействием этих и других стрессоров по коман-де симпатической нервной системы в кровь надпочечни-ками выбрасывается адреналин и норадреналин, что спо-собствует мобилизации организма. Когда же состояние мобилизации организма затягивается, гормоны повыша-ют интенсивность работы сердца, отчего повышается кровяное давление, могут развиваться сердечно-сосуди-стые заболевания.
Симптомы (характерные проявления) стресса:
нервозность и тревога;
тремор;
головные боли;
слабость и утомляемость;
боли в желудке и проблемы с пищеварением;
В покраснения лица;
ощущение паники;
беспричинный страх;
кошмары.
Отрицательные последствия сильного стресса: общая уста-лость, апатия, отсутствие аппетита, раздражительность, острая реакция на критику, злоупотребление алкоголем, проблемы со здоровьем (гипертония, язва желудка, голов-ные боли).
Умеренный стресс полезен. Канадский биолог и врач Ганс Селье, давший название этому явлению, говорил, что стресс был всегда. Отсутствие стресса -- подобно смерти. Стресс -- это спасательная реакция, сигнал тревоги, когда организ-му нужно в доли секунды мобилизовать силы на отражение опасности. Положительный стресс Селье называл эустрес-сом, а ослабляющий , чрезмерный -- дистрессом.
Преодоление дистрессовых ситуаций и часто связанных с ними состояний депрессии предполагает реализацию двух типов усилий: связанных с разрешением проблем-ной ситуации и связанных с регулированием эмоций.
Усилия по разрешению проблемы выражаются в попыт-ках сделать что-нибудь конструктивное для изменения са-мой стрессовой ситуации. Для этого используют внешние ресурсы: деньги, социальную поддержку, снижение нагру-зок, полное разрешение конфликтов, примирение и т.д.
Усилия по регулированию эмоций связаны с попытками контроля над собственными эмоциональными реакциями на стрессовые события. Помимо медикаментозных средств, это регулярный отдых, прогулки, глубокое дыхание, мы-шечное расслабление, управление воображением или ме-дитация и т.п. Такие методы позволяют снижать частоту сердечных сокращений, величину мускульного напряже-ния, артериального давления.
Для успокоения, то есть снижения психофизиологи-ческой и психоэмоциональной напряженности (стрес-са), полезны также:
снижение для себя значимости сложившейся небла-гоприятной ситуации;
наличие запасных, отступных стратегий или позиций;
эмоциональная разрядка в сменяющих друг друга ви-дах деятельности (интеллектуальный и физический труд, общение, игра, физкультура, путешествия, рыбалка, дис-котека и т.п.);
активизация чувства юмора и т.д.
3.4. Сон, врабагывание, утомление, монотонна
Сон -- естественное психическое состояние человека, определяемое суточным биоритмом и проявляющееся как переход от состояния ясности сознания к его потере (при засыпании) и обратно -- к ясности (при пробуждении). Сон состоит из двух стадий: медленного и быстрого сна. ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|