Главная   Заказать работу Основы психологии и педагогики | учебное пособие


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней
 




Основы психологии и педагогики - учебное пособие


Категория: Учебные пособия
Рубрика: Психология
Размер файла: 82 Kb
Количество загрузок:
2073
Количество просмотров:
29691
Описание работы: учебное пособие на тему Основы психологии и педагогики
Подробнее о работе: Читать или Скачать
ВНИМАНИЕ: Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные Учебные пособия для сдачи преподавателю, чтобы заказать уникальные Учебные пособия, перейдите по ссылке Заказать Учебные пособия недорого
Смотреть
Скачать
Заказать



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Введение в общую психологию

Объект, предмет и задачи психологии

Основные отрасли и методы психологии

Понятие о психике и сознании

Деятельность и поведение человека

Биологическое и социальное в человеке

Тема 2. Психические процессы

Ощущение как психический процесс

Восприятие, его виды и свойства

Процессы памяти

Процесс мышления

Мышление и речь

Воображение и его виды

Внимание, его виды и свойства

Эмоциональные процессы

Мотивационные процессы

2.10. Волевые процессы

ТемаЗ. Психические состояния

Классификация психических состояний

Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия

Психическое состояние стресса

Сон, врабатывание, утомление, монотония

Регуляция и саморегуляция психических состояний

Аутогенная тренировка

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

Становление и развитие педагогики

Практическая и научная педагогика

Педагогическая деятельность как созидание личности:

Общекультурное значение педагогики

Тема 2 . Образование как социокультурный феномен

2.1. Тенденции современной социокультурной ситуациии образование

Функции и ценности образования в обществе

Основные модели образования как педагогического процесса

Образование как средство разрешения глобальных проблем:

Тема 3. Современное состояние образования

Мировые образовательные тенденции

Образование как развивающаяся система

Демократизация школьного образования

Развитие высшей школы в современном мире

Система образования в Республике Беларусь

Реформа белорусской общеобразовательной школы

Развитие профессионально-технического и среднего специального образования

Реформирование системы высшего образованияв Республике Беларусь

Раздел I ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Введение в общую психологию

1.1. Объект, предмет и задачи психологии

Психология (от греческого «психе» -- душа) -- это об-ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове-ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

этап - психология как наука о душе.

этап -- психология как наука о сознании.

этап -- психология как наука о поведении.

этап - психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе-риментальной психологии.

Объект психологии -- это совокупность различных но-сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии -- это происхождение, законо-мерности развития и функционирования психики чело-века и животных.

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических явлений;

научиться управлять ими;

использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

быть теоретической основой практики психологиче-ской службы.

1.2. Основные отрасли и методы психологии

Современная психология включает в себя до 40 отдель-ных дисциплин и научно-практических направлений:

зоопсихология в изучает особенности психики жи-вотных;

детская психология -- изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;

социальная психология -- изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;

педагогическая психология -- изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

психология труда -- рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо-мерности развития трудовых умений и навыков;

медицинская психология -- изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси-хотерапии;

юридическая психология -- изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес-са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;

экономическая психология -- рассматривает психоло-гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);

военная психология -- изучает поведение людей в ус-ловиях боевых действий;

патопсихология -- (patos -- страдание ) -- изучает от-клонения в развитии психики, распад психики при раз-личных формах мозговой патологии.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре-зультатов деятельности, изучение документов, метод оп-роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре-нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше-ние, релаксация и другие).

13. Понятие о психике и сознании

Психика -- это свойство животных и человека отра-жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение -- это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави-симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

психические процессы (познавательные, эмоциональ-ные, волевые, мотивационные и другие);

психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

психические свойства человека (темперамент, способ-ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че-ловеческого организма и функционирования коры го-ловного мозга, в которой выделяют:

сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор-мацию от органов чувств и рецепторов);

моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

ассоциативные зоны (служат для переработки инфор-мации).

В психологии существуют и другие представления о струк-туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна-тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот-ных -- это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание -- это высший уровень психического отраже-ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по-ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание -- неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз-нание ребенка также развивается в процессе взаимодей-ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси-хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще-ственное. Первые два изучаются психологией, третье -- общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз-личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде-ние, умозаключение). Различные формы знания составля-ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен-том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст-вий человека.

1.4. Деятельность и поведение человека

Деятельность -- это активное взаимодействие субъек-та с окружающим миром, направленное на производст-во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.

Мотив -- это то, ради чего осуществляется деятель-ность. Мотив -- это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие -- это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ-ными способами, которые называются операциями.

Поступки -- это действия, которые связаны с нравст-венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по-ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

Умения -- в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части -- навыки.

Навыки -- это автоматизированные компоненты уме-ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Привычки -- в отличие от навыков могут контролиро-ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля-ются разумными и полезными. Например, дурные привыч-ки: курение, сквернословие и др.

Деятельность является одним из проявлений поведе-ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея-тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

1.5. Биологическое и социальное в человеке

Человек -- это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой -- это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова-ния. А многие психологи уточняют, что человек -- это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче-ского, психического и социального до сих пор представ-ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со-зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой -- социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы-ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв-ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде-ляется множество психологических характеристик чело-века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно-сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль-ной среды, социального опыта, в том числе и воспита-ния в широком смысле этого слова.

Тема 2. Психические процессы

2.1. Ощущение как психический процесс

Психический процесс -- это течение психического яв-ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга-низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па-мять, мышление, внимание и воображение.

Ощущение -- это первейшая и простейшая форма чув-ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали-затор, состоящий из трех частей:

рецептор -- часть анализатора, преобразующая энер-гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

нервный путь, по которому нервные сигналы переда-ются в мозг;

корковая часть полушарий головного мозга, где нерв-ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

Внешние ощущения -- зрительные, слуховые, обоня-тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо-жены на поверхности тела.

Внутренние ощущения -- голод, жажда, тошнота, из-жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.

* Двигательные (кинестезические) ощущения -- это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы
двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа-пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возни-кает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога ¦ уже не возникает, так как раздражи-тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

Закон сенсибилизации -- состоит в повышении чувст-вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис-тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность.

Закон адаптации (приспособления) -- состоит в из-менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

Закон контрастности -- состоит в изменении чувст-вительности под влиянием предшествующего раздражи-теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка-жется темнее, а на черном -- светлее.

2.2. Восприятие, его виды и свойства

Восприятие -- это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи-вым существам, имеющим нервную систему, способно-стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чув-ство (например, ощущение яркости, громкости, соле-ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады-вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред-полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за-висимости от того, какой из них работает активнее, раз-личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося-зательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

В зависимости от целей: преднамеренные и непред-намеренные восприятия.

В зависимости от степени организации: организован-ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

В зависимости от формы отражения:

восприятие пространства -- это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

восприятие времени -- это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

восприятие движения -- это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

Избирательность восприятия -- способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

Предметность восприятия -- проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Апперцепция -- зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Осмысленность восприятия -- показывает, что вос-принимаемые человеком предметы имеют для него опре-деленный жизненный смысл.

Константность восприятия -- относительное посто-янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно-сти и т.д.).

Целостность восприятия -- выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

1 Гиперстезия -- повышенная чувствительность к обыч-ным внешним раздражителям.

* Гипостезия -- явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.

Агнозия -- нарушение узнавания предметов при яс-ном сознании и сохранении или незначительном сниже-нии чувствительности.

Галлюцинации -- восприятия, возникающие без нали-чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву-ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред-метов и явлений.

2.3. Процессы памяти

Память -- это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос-принимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы пред-ставлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами про-шлого опыта.

Компоненты памяти:

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение.

Забывание.

Виды памяти:

Наглядно-образная -- это память на зрительные, зву-ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.

Словесно-логическая -- выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку.

Двигательная (моторная) -- выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений.

Эмоциональная память -- это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше-ния того или иного поступка.

Памяти присуши следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.

Возможные расстройства памяти:

Гиперфункция памяти -- когда воспоминания вдруг ста-новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер-функция памяти принимает форму навязчивьгх воспоми-наний.

Амнезия -- утрата способности сохранять или вос-производить имеющуюся информацию.

2.4. Процесс мышления

Мышление -- (,зто психический процесс отражения ре-альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека.

"Мышление можно представить как познавательный про-цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре-шение.

Виды мышления:

* Наглядно-действенное -- отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова-ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

* Наглядно-образное I осуществляется на основе преоб-разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

* Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное -- это опосре-дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по-нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ-ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз-личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе-ния, способы доказательств и т.д.

Процессы мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:

Самостоятельность мышления.

Широта и глубина ума.

Гибкость мысли.

Быстрота и критичность ума.

2.5. Мышление и речь

Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знако-вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос-мысления и передачи информации. Язык служит средст-вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор-мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь ~ это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло-весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).

Виды речи:

Внутренняя речь -- это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко-ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

Внешняя речь -- бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис-пут, дискуссия).

Свойства речи:

* Содержательность речи - зависит прежде всего от
ценности и объема содержащейся в ней информации.

* Понятность речи -- зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня разви-тия слушателей.

* Выразительность речи -- определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.

2.6. Воображение и его виды

Воображение -- это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове-ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре-образования уже имеющихся в сознании образов, а точ-нее -- представлений памяти.

Воображения создаются с помощью следующих приемов:

вычленение из целостного образа каких-либо элемен-тов (например, представление о величине палки как сред-стве удлинить руку);

изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

агглютинация -- соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

конструирование предметов в зависимости от их на-значения (топор, луноход и т.п.);

* гиперболизация -- мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру-сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

типизация -- создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ-ектов (создание образов в художественной литературе: Ев-гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);

Таким образом, воображение основано на преобра-зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче-ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз-ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

Непроизвольное (пассивное) -- когда образы возника-ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови-дениях, при чтении книг и т.д.).

Произвольное (активное) -- когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее -- создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д.

б) творческое -- (более сложный вид воображения) -- самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.

Фантазии -- это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

Мечты -- нацелены на будущее, это образы желае-мого будущего.

Грезы -- мечты, которые очень слабо связаны с реаль-ностью и которые никогда не реализуются.

2.7. Внимание, его виды и свойства

Внимание -- это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание -- вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно-стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж-ность объекта.

Произвольное внимание -- возникает вследствие соз-нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное внимание -- возникает вслед за про-извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:

Избирательность внимания -- сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

Устойчивость внимания -- длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.

Распределение внимания -- одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Объем внимания -- количество объектов, одновремен-но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно-сти восприятия (средний объем внимания: 5--7 объектов).

* Переключаемость внимания -- способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты лич-ности, как внимательность, наблюдательность и рассе-янность.

Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима-ние) в своей совокупности представляют психическое яв-ление, которое называют интеллектом.

Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярно-стью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I Q ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).

Максимальное значение I Q -- 200 баллов, минималь-но--О баллов. От 84 до 116 баллов -- средний уровень интеллекта, от 116 до 180 - повышенный уровень, от 10 до 84 -- умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъностъ -- легкая степень слабоумия. Дебилы способ-ны к обучению, овладевают несложными трудовыми про-цессами, их социальное приспособление ограничено.

Имбецилъность -- средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

Идиотия -- самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

2.8. Эмоциональные процессы

Эмоциональные процессы, как и все психические про-цессы, представляют собой отражение реальности, но толь-ко в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания, в более или менее внешне выраженной экспрессии.

В эмоциях проявляется оценка индивидом возможно-стей удовлетворения своих потребностей. Однако, для воз-никновения эмоции необходима не только актуализация потребности, создающая определенное напряжение пси-хики, но и понимание ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели.

Наиболее распространенные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие -- отрицательными в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности индивида.

В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяют на следующие виды;

Настроения -- слабо выраженные эмоциональные пе-реживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих. Настроения переживаются либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как определенное эмоциональное состояние (скука, печаль, тос-ка, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликова-ние, восторг и т.д.).

Аффекты -- эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризую-щиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчая-ние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем.

Страсти -- сильные, глубокие, длительные и устой-чивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.

Чувства -- в отличие от обычных эмоций (непо-средственных, временных переживаний) -- это более слож-ные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя це-лую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы:

моральные чувства -- связаны с нравственной оцен-кой поступков своих и других людей (чувство долга, чес-ти, дружбы, любви и т.д.);

интеллектуальные чувства -- связаны с удовлетворе-нием познавательных потребностей (чувство успешно-сти обучения и др.);

эстетические чувства -- возникают в связи с удовле-творением эстетических потребностей (чувство прекрас-ного, безобразного, возвышенного или низменного).

2.9. Мотивационные процессы

Мотивация -- это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и воз-никновению мотивов -- внутренних побудителей к актив-ной деятельности или поведению.

Потребность -- это испытываемая человеком нужда в чем-то.

Потребности бывают:

потенциальные и актуализированные;

материальные и духовные;

биологические и социальные;

просоциальные и асоциальные;

индивидуальные, групповые и общественные;

здоровые и нездоровые;

ведущие и второстепенные;

устойчивые и неустойчивые;

реальные и иллюзорные.

Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:

потребности физиологические (органические) -- голод, жажда, половое влечение и др.;

потребности в безопасности ~ чувствовать себя за-щищенным, избавиться от страха, от агрессивности;

потребности в принадлежности и любви -- принадле-жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при-нятыми ими;

потребность уважения (почитания) -- одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус-пехов;

познавательные потребности -- знать, уметь, пони-мать, исследовать;

эстетические потребности -- гармония, симметрия, порядок, красота;

--. потребность в самоактуализации -- реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.

На основе этой классификации Маслоу создал свою ие-рархическую теорию мотивации, согласно которой инди-вид после удовлетворения потребностей низшего уровня стре-мится удовлетворить потребности более высокого уровня. Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различ-ных психических явлений (как осознанных, так и не-осознаваемых).» Это могут быть: желания, влечения, на-мерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (от-ражающие потребность в общении), мотивы власти, аль-труистические мотивы (стремления к бескорыстной по-мощи) и другие.

Человек может одновременно находиться под воздейст-вием нескольких мотивов (полимотивированность), кото-рые могут вступать между собой в противоречие или борьбу (мотивационный конфликт). В его разрешении главную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение нервной системы. Согласно принципу доминанты, сфор-мулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует тот мотивационный процесс, в осно-ве которого лежит наиболее важная потребность.

2.10. Волевые процессы

Волевые процессы -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мо-билизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии реше-ний, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.

Волевые процессы бывают простыми и сложными. К про-стым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:

осознание цели и стремление ее достичь;

осознание возможностей ее достичь;

появление мотивов, связанных с достижением цели;

борьба мотивов и выбор возможности достижения;

принятие решения о возможных действиях;

осуществление принятого решения;

Наряду с волевыми действиями человек часто выпол-няет и неволевые (автоматические и инстинктивные), ко-торые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.

В зависимости от характера протекания волевых про-цессов выделяют следующие волевые качества личности человека:

целеустремленность;

самообладание;

самостоятельность;

решительность;

настойчивость;

энергичность;

инициативность;

исполнительность.

Тема 3. Психические состояния

3.1 Классификация психических состояний

Психическое состояние -- это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей ди-намичности психические состояния занимают промежу-точное место между психическими процессами и психи-ческими свойствами.

Психические состбяния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрес-сия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические со-стояния выступают в качестве основы при формирова-нии психических свойств или качеств личности.

Вместе с тем психика едина и деление психических явлений на психические процессы, состояния и свойства является чисто условным. Например, такие психические явления, как счастье, любовь, стресс и др., одни психо-логи относят к психическим (эмоциональным) процес-сам, другие -- к психическим состояниям.

Каждый человек постоянно переживает различные пси-хические состояния. <^Три одних состояниях наша деятель-ность протекает легко и продуктивно, при других -- трудно и не вполне эффективно.

Психические состояния зависят от окружающей об-становки, физиологических факторов, времени, словес-ного воздействия и других условий.

Психические состояния классифицируют:

В зависимости от продолжительности: кратковремен-ные и длительные.

В зависимости от влияния на особенности поведения и деятельности личности: стенические (повышающие актив-ность) и астенические (понижающие активность).

В зависимости от степени осознанности: состояния более или менее осознаваемые человеком.

3.2. Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия

Психические состояния каждого человека индивидуальны.

Однако, всегда можно выделить положительные и отри-цательные психические состояния разных людей. Приме-ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных -- трево-га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п.

Депривация -- это состояние переживания относитель-ной лишенности, порождаемое несоответствием того, что человек имеет, и того, что по его мнению, он должен иметь. Человек находится в состоянии депривации, если у него нет того, чем владеют другие (или чем он владел в прошлом), если он жаждет этого и считает возможным иметь. Например, состояние детей, лишенных отноше-ний близости с родителями, особенно с матерью. Де-привация часто сопровождается пониженным настрое-нием, депрессией, апатией, которые на короткое время могут сменяться эйфорией, раздражительностью.

Депрессия -- это состояние психической подавленно-сти, тоски, отчаяния. При этом влечения, мотивы, воле-вая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события про-шлого и ощущение беспомощности перед лицом жиз-ненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывает-ся восприятие времени, которое течет мучительно долго.

Для поведения в состоянии депрессии характерны за-медленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки к самоубийству.

Апатия -- состояние вялости, безразличия к окружаю-щему, отсутствие стремления к деятельности.

Эйфория -- неадекватно повышенное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответствующее объективным обстоятельствам.

Фрустрация -- психическое состояние, возникающее в ответ на появления объективно и субъективно непреодо-лимых препятствий на пути удовлетворения потребностей, достижения целей, решения задач. Фрустрация -- это кру-шение надежд, переживание неудачи. Эмоционально она может выражаться в гневе, досаде, отчаянии, чувстве вины. Фрустрация создает внутренние условия для апатии, де-прессии и агрессии.

Агрессия -- запускается и поддерживается эмоциями, вхо-дящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). В состоянии агрессии человек готов причинить другому ущерб, оскорбить, победить, убить. Например, сексуальная агрессия может проявляться в сексуальной грубости, изнасиловании, издевательстве и убийстве (сек-суальные маньяки-убийцы).

3.3. Психическое состояние стресса

Стресс -- это, прежде всего состояние психической на-пряженности, возникающее в ответ на сложные обстоя-тельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Однако, понятие стресса используется не только для опи-сания психического состояния, но также и физиологиче-ского. В общем, стресс -- это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемные ситуации.

Причины физиологического стресса: чрезмерные фи-зические нагрузки, высокая и низкая температура, го-лод, шум, болезнь, травма, операция и т.д.

Причины психологического стресса:

ситуации угрозы, опасности, обиды;

грубость, зависть, измена, несправедливость;

борьба за власть, крушение надежд, денежные про-блемы;

трудности с начальством, увольнение, предстоящий экзамен;

информационные перегрузки, когда человек не ус-певает принимать решения при высокой ответственно-сти за последствия.

Под воздействием этих и других стрессоров по коман-де симпатической нервной системы в кровь надпочечни-ками выбрасывается адреналин и норадреналин, что спо-собствует мобилизации организма. Когда же состояние мобилизации организма затягивается, гормоны повыша-ют интенсивность работы сердца, отчего повышается кровяное давление, могут развиваться сердечно-сосуди-стые заболевания.

Симптомы (характерные проявления) стресса:

нервозность и тревога;

тремор;

головные боли;

слабость и утомляемость;

боли в желудке и проблемы с пищеварением;

В покраснения лица;

ощущение паники;

беспричинный страх;

кошмары.

Отрицательные последствия сильного стресса: общая уста-лость, апатия, отсутствие аппетита, раздражительность, острая реакция на критику, злоупотребление алкоголем, проблемы со здоровьем (гипертония, язва желудка, голов-ные боли).

Умеренный стресс полезен. Канадский биолог и врач Ганс Селье, давший название этому явлению, говорил, что стресс был всегда. Отсутствие стресса -- подобно смерти. Стресс -- это спасательная реакция, сигнал тревоги, когда организ-му нужно в доли секунды мобилизовать силы на отражение опасности. Положительный стресс Селье называл эустрес-сом, а ослабляющий , чрезмерный -- дистрессом.

Преодоление дистрессовых ситуаций и часто связанных с ними состояний депрессии предполагает реализацию двух типов усилий: связанных с разрешением проблем-ной ситуации и связанных с регулированием эмоций.

Усилия по разрешению проблемы выражаются в попыт-ках сделать что-нибудь конструктивное для изменения са-мой стрессовой ситуации. Для этого используют внешние ресурсы: деньги, социальную поддержку, снижение нагру-зок, полное разрешение конфликтов, примирение и т.д.

Усилия по регулированию эмоций связаны с попытками контроля над собственными эмоциональными реакциями на стрессовые события. Помимо медикаментозных средств, это регулярный отдых, прогулки, глубокое дыхание, мы-шечное расслабление, управление воображением или ме-дитация и т.п. Такие методы позволяют снижать частоту сердечных сокращений, величину мускульного напряже-ния, артериального давления.

Для успокоения, то есть снижения психофизиологи-ческой и психоэмоциональной напряженности (стрес-са), полезны также:

снижение для себя значимости сложившейся небла-гоприятной ситуации;

наличие запасных, отступных стратегий или позиций;

эмоциональная разрядка в сменяющих друг друга ви-дах деятельности (интеллектуальный и физический труд, общение, игра, физкультура, путешествия, рыбалка, дис-котека и т.п.);

активизация чувства юмора и т.д.

3.4. Сон, врабагывание, утомление, монотонна

Сон -- естественное психическое состояние человека, определяемое суточным биоритмом и проявляющееся как переход от состояния ясности сознания к его потере (при засыпании) и обратно -- к ясности (при пробуждении). Сон состоит из двух стадий: медленного и быстрого сна.

...........

Страницы: [1] | 2 | 3 |











 
Показывать только:
Портфель:
Выбранных работ  



Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Основы психологии и педагогики | учебное пособие

СтудентБанк.ру © 2017 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег