На стадии медленного сна снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание и сердечный ритм. При медленном сне сновидений не бывает, зато происходит определенное упо-рядочивание поступившей за период бодрствования ин-формации, ее реорганизация в зависимости от степени значимости. При расстройствах сознания в медленном сне могут возникать сноговорения или снохождения (сомнабулизм или лунатизм).
Быстрый сон связан со сновидениями. После быстро-го сна человек в 75--90% случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. Стадии мед-ленного и быстрого сна образуют цикл, длительностью 60--90 минут, повторяющийся в нормальном ночном сне 4--5 раз. Психическое значение быстрого сна связывают с реакцией человека на стрессовую ситуацию.
Сон в целом способствует восстановлению функций нервных клеток и тканей тела, психологической стаби-лизации, отбору и переводу в долговременную память значимой информации.
Исследованием сновидений занимались И.М. Сеченов, 3. Фрейд, О. Ранк, К. Юнг и другие ученые. Согласно Фрей-ду, смысл сновидений может быть понят только при сим-волическом анализе сновидений, техника которого иден-тична обычной технике психоанализа. Как отмечается в «Большом психологическом словаре», переработка инфор-мации в сновидении сводится к трем основным процессам:
сгущение (концентрация) образов вплоть до их кон-таминации (наложения друг на друга);
смещение (замещение), когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; по-этому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в сновидении может быть кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия);
символизация -- процесс превращения мыслей в зри-тельные образы, то есть мышление зрительными образами.
Бодрствование, в отличие от сна, это состояние ак-тивного взаимодействия человека с внешним миром, когда он может заниматься различными видами деятель-ности, в том числе и трудом.
Способность человека к труду в определенном темпе определенное количество времени называется работоспо-собностью. Работоспособность характеризуется следую-щими психическими состояниями:
мобилизация -- предстартовое психическое состояние;
врабатывание -- состояние постепенного приспо-собления к наиболее экономичному, оптимальному ре-жиму работы;
утомление -- состояние временного снижения рабо-тоспособности под влиянием длительных нагрузок;
монотония -- результат постоянного повторения од-нообразных действий при бедности внешней информа-ции; сопровождается ощущениями скуки, заторможен-ности или оцепенения;
переутомление -- состояние прогрессирующего сни-жения производительности труда, сопровождаемое ошиб-ками в действиях, выраженным нарушением дыхания, пульса, координации движений и т.д.
3.5. Регуляция и саморегуляция психических состояний
Регуляция психических состояний осуществляется через лечение (психиатрия), а также с помощью оказания пси-хологической помощи и поддержки. Психологическая по-мощь и поддержка, в отличие от психотерапии, осуществ-ляется не врачами-психотерапевтами, а практическими психологами путем анализа психики клиента, индивиду-альных и групповых консультаций, а также тренингов.
Методы психологического воздействия.
Метод предъявления моделей -- основан на исполь-зовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образ-цов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.
* Дискуссия -- обсуждение каких-либо проблем клиента
с целью нахождения оптимальных решений. Главным ме-
ханизмом психологического воздействия здесь выступает
убеждение -- процесс воздействия на сознание силой логи-
ческих доказательств.
* Тренинг -- метод воздействия, направленный на созда-
ние новых психических образований, либо на изменение и
развитие уже существующих. В ходе тренинга используются
различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика.
Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствую-щих умений, в том числе умений психопрофилактики и психогигиены. Для студента, например, это следующие умения:
умение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешитель-ности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;
умение предупреждать и снимать стрессовые прояв-ления, излишнее напряжение и волнение;
умение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия;
умение контролировать темп и тон своей речи, ды-хания, мышечного напряжения и т.п.;
умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дис-котека, кино, художественная литература и т.д.
В практической психологии разработаны различные методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них является аутогенная тренировка. В пла-не психофизической саморегуляции могут быть полезны книги американского психолога и педагога Дейла Карне-ги, других психологов, а также специальные методиче-ские рекомендации, разработанные для этих целей.
3.6. Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка ~ один из способов психофи-зической саморегуляции. Основана на самовнушении ¦ и используется как для самосовершенствования психиче-ских процессов, так и для саморегуляции психических состояний, для профилактики переутомления.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) позволяет чело-веку в короткое время хорошо отдохнуть, улучшить рабо-тоспособность, сосредоточить внимание на нужном деле.
Аутогенная тренировка состоит из специальных упражне-ний, направленных на самоформирование навыков созна-тельного воздействия на различные функции организма ~ навыков самовнушения.
Самовнушение наиболее эффективно протекает на фоне общего мышечного расслабления. Это состояние называет-ся релаксацией.
Занятия аутотренингом проводятся по следующему плану.
Выбор удобного для себя положения: сидя, полуле-жа, лежа.
Успокоение - устанавливается ровное, спокойное дыхание. Применяются словесные формулы самовнуше-ния спокойного дыхания.
Расслабление мышц тела -- представление тяжести в мышцах рук, ног. Вызов тепла в мышцах рук, ног, груди и брюшной полости с помощью произнесения формул расслабления.
Активное самовнушение -- произнесение специаль-ных словесных формул, после каждой из которых делает-ся 2--3 минутная пауза.
Выход из состояния релаксации -- произнесение то-низирующих фраз типа: «Я спокоен. Я хорошо отдохнул. Я собран и внимателен и т.д.»
Завершение: потянуться, резкий выдох, улыбка, не-сколько дыхательных и физических упражнений.
ЛИТЕРАТУРА ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ:
9. Андреева Г.М. Социальная психология. -- Москва: Изд-во МГУ, 1988.
10. Вайнштейн Л.А. Психология управления. -- Минск, 2007.
11. Вечер Л.С. Секреты делового общения. -- Минск: Выш. шк., 1996.
12. Белановская А.В. Психология личности. -- Минск: БГПУ им. М.Танка, 2001.
13. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. -- Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2004.
14. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. -- Минск: БГЭУ, 2004.
15. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций в 2 ч. 4.1. Основы психологии. -- Минск: БГЭУ, 2005.
16. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики: от-веты на экзаменац. вопр. -- Минск: ТетраСистемс, 2007.
17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. --
Москва, 2000.
18. Каменская Е.Н. Основы психологии. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
19. Карпов А.В. Психология менеджмента. -- Москва: Гардарики, 1999.
20. Киселев И.Е. Основы социальной психологии. ~ Минск: БГЭУ, 2000.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -- Минск, 2001.
22. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. -- Москва: Владос-Пресс, 2001.
23. Майерс Д. Социальная психология. -- 7-е изд. -- Санкт-Петербург: Питер, 2005.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. -- Санкт-Петер-бург: Питер, 2001.
25. Марцинковская Т.Д. История психологии. -- Москва: Академия, 2003.
26. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и само-управление человека в условиях стресса. -- Санкт-Петер-бург: Сентябрь, 2001.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
1.1. Становление и развитие педагогики
Педагогика как совокупность знаний о воспитании чело-века возникла из общественной потребности в подготов-ке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осущест-влялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйст-венного опыта, детей знакомили с правилами религиозно-го культа, преданиями, житейскими нормами, традиция-ми, обычаями и т.д.
В период рабовладельческого строя возникают специ-альные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился тер-мин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогиче-ские знания в это время входили в состав философии.
В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога.Возникают при-ходские, монастырские и соборные школы.
С переходом к эпохе Возрождения началась критика шко-лы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения лично-сти от феодального угнетения и религиозного аскетизма.
К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выде-ление педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А. Комен-ского. Он разработал основные вопросы теории обуче-ния (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное вос-питание и т.д. После Коменского в теории западной пе-дагогики наибольший след оставили:
Джон Локк -- в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена -- человека, уве-ренного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нрав-ственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.
Жан Жак Руссо -- в книге «Эмиль, или о воспита-нии» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, вы-ступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.
Генрих Песталоцци -- швейцарский педагог, разви-вал идею о гуманном характере воспитания, о доброже-лательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, ис-пользовал для нравственного воспитания прообраз дет-ского коллектива.
Иоганн Гербарт -- немецкий психолог и педагог пред-ложил идею воспитывающего обучения, систему разви-вающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый ав-торитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль за поведением.
Адольф Дистервег -- немецкий педагог, выдвинул идею активизации умственной деятельности учащихся и усиления их самостоятельной работы. Особенно полезны его мысли о подготовке грамотных и высокоморальных учителей.
Георг Кершентейнер (Германия) -- предложил идею перехода от старой книжной школы к новой -- трудовой.
Джон Дьюи -- американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся". Он считал, что все необходи-мые знания учащиеся должны приобретать в процессе наблюдений, эксперимента, игровой и трудовой деятель-ности.
Огромный вклад в развитие русской педагогической мыс-ли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пиро-гов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.
Выдающимися представителями педагогической мыс-ли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.
В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехниче-ской школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Мака-ренко, В.А. Сухомлинский.
В среде простых людей на протяжении веков складыва-лись свои представления о воспитании. В пословицах, пого-ворках, сказках и преданиях люди высказывали свое отно-шение к целям и характеру воспитания. Народная педагоги-ка выше всего ценит такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почи-тание старших, уважение между людьми.
1.2. Практическая и научная педагогика
В педагогике различают две ее составляющих: педагоги-ку как практическую деятельность по воспитанию чело-века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз-рабатывает научные рекомендации для его улучшения.
Основные категории научной педагогики:
Развитие человека -- это процесс становления его лич-ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле слова -- это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подго-товки ее к жизни, к активному участию в трудовой дея-тельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, уч-реждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова вклю-чает в себя и обучение.
Воспитание в узком смысле слова -- это решение кон-кретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.
Образование -- это процесс и результат усвоения опре-деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.
Обучение ~ это двухсторонний процесс непосредст-венной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а дея-тельность учащихся -- учением.
С помощью этих категорий можно сформулировать определение педагогической науки.
Педагогика как наука -- это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспе-чивающих развитие его личности.
Объект педагогики -- это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.
Предмет педагогики -- не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, усло-вий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности.
Основные задачи педагогической науки:
* изучение сущности и закономерностей развития личности в условиях воспитания;
* разработка целей, содержания и методов воспитания. Методы педагогических исследований:
педагогические наблюдения;
исследовательская беседа;
изучение продуктов деятельности воспитуемых;
педагогический эксперимент;
анализ педагогического опыта и др.
Педагогика теснейшим образом связана с философией, психологией, этикой, физиологией, эстетикой, этногра-фией и др. науками.
Основные отрасли современной педагогики:
общая педагогика;
дошкольная и школьная педагогика;
педагогика высшей школы;
профессиональная педагогика;
социальная педагогика;
семейная педагогика;
военная педагогика;
специальная педагогика (дефектология);
* методики преподавания отдельных дисциплин.
Педагогическая наука не тождественна педагогической практике. Научность в педагогической реальности или об-разовательном пространстве -- это только одно из мно-гих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечело-веческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.
Как утверждают философы-материалисты, практика всегда более богата, чем самые глубокомысленные тео-рии. Поэтому педагогическая наука не может претендо-вать на исчерпывающее овладение всей педагогической реальностью. Она является в определенном смысле лишь рационально-холодным отражением живой педагогиче-ской практики, в том числе и педагогического мастерст-ва, всегда индивидуального и неповторимого, похожего на искусство.
Вместе с тем, педагогическая наука, безусловно, ве-дет постоянный поиск, разрабатывает и предлагает педа-гогической практике наиболее рациональные пути дос-тижения различных целей образования и воспитания.
1.3. Педагогическая деятельность как созидание личности
Педагогическая деятельность -- это особый вид соци-альной деятельности, направленный на воспитание чело-века, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педаго-гическое мастерство и даже искусство, где большое значе-ние имеют индивидуальные качества педагога, его духов-ность, нравственность, интеллект, характер.
Основными видами педагогической деятельности являют-ся преподавательская и воспитательная работа. Преподава-ние и воспитание (в узком смысле слове) -- две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также про-цесс воспитания невозможен без элементов обучения.
Основные стороны или функции педагогической дея-тельности:
* Диагностическая -- связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитанности.
Ориентационно-прогностичесая -- выражается в уме-ниях педагога определять конкретные цели и задачи сво-ей деятельности, прогнозировать ее результаты.
Конструктивно-проектировочная -- обеспечивает от-бор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей дея-тельности, но и воспитанников.
Информационно-объяснительная ~ связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренче-ской, нравственно- эстетической и другой информации.
Организаторская ~ связана с вовлечением воспитан-ников в намеченную учебно-воспитательную работу и сти-мулированием их деятельности посредством личного обая-ния педагога, его нравственной культуры, умением уста-навливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к актив-ной деятельности.
* Аналитико-оценочная -- состоит в том, что педагог ана-лизирует ход обучения и воспитания, выявляя в них поло-жительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.
* Исследовательско-творческая -- присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообра-зия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности са-мого педагога.
1.4. Общекультурное значение педагогики
В истории развития общества складывались разные па-радигмы (примеры, образцы, модели) образования и воспи-тания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность:
* Знаниевая парадигма -- ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний.
* Культурологическая парадигма -- в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры обучения, поведения и общения в различных социальных условиях.
* Технократическая парадигма - связана с преоблада-нием средств над целью образования, задач над смыслом образования, техники и технологии над гуманитарными ценностями.
* Гуманистическая парадигма -- высшей ценностью здесь является не техника, а человек; основывается на гумани-стических моральных нормах, предполагающих сопере-живание, соучастие и сотрудничество.
* Педагогоцентристская парадигма -- рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития личности, где ведущая роль отводится педагогу.
* Детоцентристская парадигма (альтернатива педагого-центристской) -- ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, на развитие их индивидуальных особенностей, способностей, интересов.
Педагогические знания способствуют практической под-готовке личности к выполнению различных производст-венных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений у нас и за рубежом. Дают представление о приемах воспитатель-ного воздействия на людей при сохранении взаимопони-мания и сотрудничества.
Изучение педагогики способствует развитию умений рефлексии (анализа) своей деятельности и формированию на этой основе потребностей к саморазвитию и самовос-питанию. Оно позволяет сознательно и планомерно орга-низовать свою личную, семейную и профессиональную жизнедеятельность, развивать свои способности, добиваться успеха в жизни.
Тема 2 . Образование как социокультурный феномен
2.1. Тенденции современной социокультурной ситуации и образование
Ключевые тенденции современной социокультурной си-туации, которые определяют направления развития об-разования в мире:
* Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно-гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре-менных урбанизированных странах наблюдается значитель-но больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заме-тен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.
Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, вклю-чающему обыденное сознание (здравый смысл), мифо-логическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.
Изменение роли науки в обществе и смена научных па-радигм. Ранее содержание познания в большей мере опре-делялось объектом и в меньшей мере средствами, техноло-гиями познавательной деятельности. В настоящее время про-цесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целе-выми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.
Рзвитие информационных технологий и мировой инфор-мационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производ-ства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.
Национально-культурная регионализация на фоне про-цессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В со-временном белорусском обществе эта тенденция проявля-ется в следующем:
а) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утвержде-ния национальных ценностей, в том числе через систему образования;
б) необходимость обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологической и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом;
в) необходимость формирования умений жить в усло-виях открытого, динамичного общества с рыночными от-ношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного сущест-вования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и госу-дарства.
22 Функции и ценности образования в обществе
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:
Функция воспроизводства -- направлена на воспроиз-водство культуры, общественного опыта и способов дея-тельности в новых поколениях людей.
Функция развития -- направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.
На практике эти функции всегда взаимосвязаны:
* Образование -- это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими ду-ховно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечело-веческого культурного наследия.
Образование -- это средство социалиализации, станов-ления и развития человека как личности. Благодаря образова-нию молодежь приобщается к жизни общества, социали-зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам мора-ли и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой сис-темы ценностей, благодаря чему они становятся созна-тельными гражданами страны.
Образование -- это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и са-моутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образова-ние обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.
* Образование -- это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального про-гресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного по-тенциала для формирования тенденций научно-техниче-ского развития и перспектив дальнейшего совершенство-вания общества.
Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непо-средственным образом зависит от состояния образователь-ной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.
Общественная ценность образования не всегда совпада-ет с государственной. Очень часто государство лишь про-возглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обе-щаний или изменению приоритетов.
Личностная ценность образования состоит в индивиду-ально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.
2.3. Основные модели образования как педагогического процесса
Образовательной функции социально-личностного вос-производства соответствует традиционная модель образо-вания, а функции развития -- инновационная модель.
Традиционная модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУНов). При этом в процессе обучения недостаточно представлены передача способов мышления, реализация разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, общение и т.п. Установка на формирование ЗУНов утвердилась в этой модели под влиянием технократизации педагогического сознания, а также в результате информа-ционно-объяснительного подхода к построению и реали-зации содержания образования.
Инновационная модель (она же универсальная, способ-ностная и деятельностная) ориентирует педагогический процесс на развитие способностей личности, на учет ин-дивидуальных особенностей учащихся путем их согласо-ванной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. При этом важней-шей задачей обучения становится не только усвоение конкретной информации, но также овладение способа-ми мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала личности. Способ реализации содержания образования в этой модели называется дея-тельностным подходом.
Деятельностный подход отвергает:
доминирование вербальных методов обучения;
догматические формы передачи «готового» учебного материала;
монологичность и обезличенность словесного пре-подавания;
пассивность обучающихся;
Деятельностный подход предполагает:
активные (рефлексивно-деятельностные) формы и методы обучения;
развивающие (личностно-ориентированные) тех-нологии;
активность всех участников педагогического процесса;
усвоение обобщенных способов выполнения раз-личных видов деятельности.
Качество образования при деятельностном подходе оп-ределяется не уровнем сформированности ЗУНов, а разви-тием способностей и готовностью личности самостоятель-но добывать информацию, использовать полученные зна-ния для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях.
2.4. Образование как средство разрешения глобальных проблем
Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных, но и глобальных проблем человечества. Совокупность этих проблем и соответствую-щих задач их разрешения можно разделить на три группы:
* Интерсоциальные проблемы - сдерживание распростра-нения ядерных вооружений, предотвращение новой мировой войны, поддержание военно-политического баланса в различных регионах мира, установление справедливого ми-рового экономического порядка, гармонизация отноше-ний между развитыми и отстающими странами, преодоле-ние терроризма и т.п.
Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы, -предотвращение деградации природной сре-ды по причине опасного загрязнения воздуха, воды и почвы; рациональное использование природно-сырье-вых ресурсов; обеспечение продовольствием стремитель-но растущего населения планеты и т.д.
Проблемы взаимоотношений человека и общества -- преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); снижение роста количества физически и психически неполноценных людей, создающего угрозу генофонду человечества.
Причиной перечисленных проблем является, прежде всего, сам человек с его недостаточным уровнем знаний, неустойчивостью мировоззренческих и духовно-нравст-венных приоритетов, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах, а также от-ветственно (в масштабах всей планеты) включаться в их разрешение.
Без объединения усилий всех стран в сфере образова-ния, без разработки образовательных программ воспи-тания высококультурного и ответственного гражданина планеты Земля окончательное решение этих проблем пред-ставляется невозможным.
Тема 3. Современное состояние образования
3.1. Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство составляют на-циональные образовательные системы, значительно раз-личающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.
Основные глобальные тенденции развития мирового об-разования:
Демократизация образования (обеспечение доступ-ности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям).
Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения.
Расширение сети высшего образования, его прибли-жение к потребителям.
Образование становится приоритетным объектом фи-нансирования во во многих странах.
Отход от ориентации на «среднего» ученика, повыше-ние интереса к одаренным молодым людям.
Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей.
Важное значение приобретают крупные международ-ные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗ-МУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА -- международная программа повышения эф-фективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ -- проект объединенения усилий европейских университе-тов, НИИ и компьютерных фирм в области информаци-онных технологий и другие).
Кроме позитивных тенденций в мировом образовании имеются и негативные моменты:
Низкий уровень качества обучения в массовой и сред-ней школе, невозможность получения достойного обра-зования для выходцев из самых бедных семей во многих странах мира.
Отрицательное влияние обучения во многих школах на здоровье учащихся в связи с учебной перегрузкой.
Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением без опоры на самоуправление уча-щихся и студентов.
Единообразие образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающее вариативность и гибкость учебных планов и программ.
ЮНЕСКО -- специализированное межправительствен-ное учреждение ООН, созданное в 1946 году с целью раз-вития сотрудничества в области образования, науки и куль-туры. Это учреждение исследует состояние образования в мире, разрабатывает для всех стран международно-пра-вовые акты в области образования, осуществляет орга-низационное регулирование развития мирового образо-вательного пространства.
3.2. Образование как развивающаяся система
Современные образовательные системы -- это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориента-цией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, органи-зационными формами, механизмами управления.
Система образования может быть представлена как взаимосвязанная совокупность образовательных (государ-ственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Вместе с тем, отдельное образовательное учреждение можно рассмат-ривать как подсистему общей системы образования.
Структура системы образования в отдельном образова-тельном учреждении:
Цели образования.
Содержание образования.
Средства и способы получения образования.
Формы организации образовательного процесса.
Реальный образовательный процесс как единство обу-чения, воспитания и развития человека.
Субъекты и объекты образовательного процесса.
Образовательная среда.
Результат образования, то есть уровень образован-ности выпускников.
Основные направления развития современных систем образования:
Гуманизация образования -- ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственно-го достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация образования -- ориентация на содер-жание образования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и куль-туру, чтобы свободно общаться с людьми разных нацио-нальностей.
Диверсификация образования -- расширение многооб-разия учебных заведений, образовательных программ и типов управления.
Стандартизация образования -- ориентация на реализацию, прежде всего, государственного образовательно-го стандарта -- набора обязательных учебных дисциплин.
Многоуровневость образования -- где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завер-шенность в форме выдачи соответствующих дипломов.
Фундаментализация образования -- углубление науч-но-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам.
Информатизация образования -- прогрессирующее ис-пользование в образовательном процессе информацион-ных технологий, вычислительной техники, компьютеров.
Непрерывность образования -- заключается в постоянном образовании или самообразовании в течение всей жизни.
3.3. Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода:
* Эгалитаристский подход -- основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при-водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре-нию одних учеников по сравнению с другими. Подтвер-ждая это, английский профессор Дж. Холден отмечает, что эгалитарное (уравнительное) образование опасно для подлинной демократизации. Что концепция формально единой школы, в соответствии с которой проходили мно-гие реформы в XX веке, нанесла ущерб всем учащимся, потому что не позволила учитывать различия в способ-ностях.
* Антиэгалитаристский подход -- основан на идеях плю-рализма, вариативности, диверсификации (разнообразия) общеобразовательной школы и, вместе с тем, на преемственности ступеней образования. В рамках этого подхода японский профессор Такэда Масанао называет следующие признаки системы образования демократического типа: -- равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность независимо от социального положе-ния, пола, а также от национальной, религиозной и расо-вой принадлежности;
децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов власти распоряжаться финансами и подбирать педагогические кадры;
открытость системы образования, трактуемая как преемственность всех ступеней;
право родителей и учеников на выбор учебного за-ведения;
организация учебного процесса, при котором фор-мируется человек, способный свободно, творчески мыс-лить и работать.
Одной из важнейших проблем демократизации обще-образовательной школы являются гарантии права на об-разование. Именно благодаря реализации этих прав в ве-дущих странах мира сделалось массовым полное среднее образование. В то же время в экономически отсталых стра-нах для учащихся из малоимущих семей нет возможности получить достойное образование. Для устранения наибо-лее острых противоречий между демократизмом школьных структур и социального неравенства при получении обра-зования правительствами предлагаются "определенные со-циальные меры поддержки малоимущих, а также осущест-вляется совершенствование самих школьных систем.
Одним из наиболее эффективных направлений улуч-шения качества обучения всех школьников у нас сегодня считается дифференциация образования как по типам об-щеобразовательных учреждений (школа, гимназия, ли-цей), так и по классам с углубленным изучением различ-ных предметов.
3.4. Развитие высшей школы в современном мире
В последнее время в развитых странах система высше-го образования интенсивно трансформируется. Сущест-венно меняются цели и задачи высшей школы. Она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и многочисленные слои работников умственного труда для разных сфер экономики, культуры, управления.
По-прежнему сохраняется определенное число эли-тарных вузов (Гарвардский, Стэндфордский, Колумбий-ский и другие университеты США, Оксфордский и Кем-бриджский в Англии, так называемые «Большие школы» во Франции и т.д.)
Вместе с тем расширяется сеть разнообразных послес-редних учебных заведений, реализуя тенденцию стрем-ления к массовости высшего образования.
Некоторые университеты, особенно в США, берут очень высокую плату за обучение, непосильную даже для семей, относящихся к «среднему классу». Тем не менее, принцип доступности послесреднего образования все шире пробивает себе дорогу.
В большинстве западных стран и в Японии практиче-ски завершается повсеместный переход на трехступенча-тую модель организации послесреднего образования. При этом каждая его ступень рассматривается как этап в получении высшего образования и завершается вручением соответ-ствующего свидетельства или диплома.
Первая ступень (как правило, двухлетняя) закрепляет общеобразовательные знания, полученые в школе, гото-вит специалистов среднего звена и закладывает основу для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В Англии -- это политехниче-ские колледжи, во Франции - технологические институ-ты, в Германии -- высшие профессиональные школы, в США и Японии -- младшие колледжи.
Вторая ступень дает законченное высшее образование по конкретной профессии (инженер, агроном, психо-лог, юрист и т.п.). Обучаясь здесь 2-3 года, студент полу-чает степень бакалавра. Кто желает повысить свою квали-фикацию, занимается еще 1--2 года, защищает диссерта-цию и получает степень магистра.
Третья ступень предназначена для тех, кто уже полу-чил степень магистра. Успешное завершение обучения на этой ступени (экзамены, стажировка, диссертация) дает степень доктора наук, что приблизительно соответствует нашей степени кандидата наук.
На Западе считается, что университет -- это вершина образовательной лестницы, что именно он, а не отрас-левые вузы в состоянии сформировать высококвалифи-цированных специалистов, имеющих не только необходимую профессиональную подготовку, но и глубокие зна-ния в области гуманитарных проблем.
В развитых странах заочные и вечерние отделения вузов охватывают около 15--20% студентов. У нас этот по-казатель в два раза выше.
Лучшие западные университеты являются крупнейши-ми научными центрами. В США, Англии, Германии там сосредоточено более половины всех ученых. Особенно стимулируется проведение фундаментальных исследований, что позволяет, развивать научный потенциал сотрудников, приобщать к исследовательской деятельности студентов, а также способствует привлечению к работе в университетах крупных отечественных и зарубежных ученых.
3.5. Система образования в Республике Беларусь
Национальная система образования в Республике Бела-русь включает:
участников образовательного процесса;
образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
образовательные учреждения;
органы управления образованием.
Образовательные учреждения осуществляют:
дошкольное воспитание;
общее среднее образование;
внешкольное обучение и воспитание;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
подготовку научных и научно-педагогических кадров;
повышение квалификации и переподготовку кадров.
Современное развитие национальной системы образова-ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со-циальной и экономической структуре белорусского об-щества, изменениями в политической ориентации Рес-публики Беларусь.
«Основные направления развития национальной сис-темы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования:
* Образование, впитав духовное наследие народа Бе-ларуси, станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически раз-витой личности.
Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак-тором совершенствования правового демократического го-сударства.
Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.
Основные принципы реформирования всех звеньев на-циональной системы образования:
доступность образования;
равенство прав граждан на получение образования;
единство образовательных и воспитательных задач;
диверсификация (оптимальное разнообразие) об-разовательных учреждений;
обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
преемственность между уровнями и ступенями обра-зования;
опора на отечественные традиции и зарубежный оп ...........
Страницы: 1 | [2] | 3 |
|