10
Реферат
"ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА"
Вопрос о происхождении человека всегда живо интересовал людей. На разных ступенях культуры и общественного развития человечество давало на него различные ответы. В древних легендах о возникновении первых людей отражались природные и социально-экономические условия того времени. По сказаниям жителей жарких стран, человек произошел из влажной земли под действием солнечного тепла; одни, северные народы, считали своими предками оленя, медведя; другие, источником существования которых был рыбный промысел, думали, что человеческий род ведет свое начало от рыбы.
С появлением и распространением религии возникло учение о сотворении человека богом и о том, что человек состоит из двух начал: тела и души. На земле он временный гость и поэтому должен развивать в себе терпение, смирение, пренебрежение к земным радостям во имя будущей загробной жизни. Нетрудно видеть, кому выгодна такая мораль: она направлена на оправдание социального неравенства и на притупление классового самосознания.
С развитием науки накапливались факты о сходстве в строении человека и животных. В начале XVII в. появилось первое сообщение путешественников о человекообразных обезьянах и о сходстве их с человеком. В своей системе животного мира К. Линней искал место человеку и поместил его в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Сходство между человеком и животными, близость их в зоологической системе уже наводили на мысль: нет ли у них и общего происхождения? Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привел к выпрямлению тела, освобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
С появлением в 1859 г. книги Дарвина "Происхождение видов" некоторые ученые-эволюционисты на Западе ив России распространили учение об эволюции органического мира и на человека. Это вызвало яростные нападки со стороны противников эволюции и религиозно настроенных людей. В 1871 г. вышел в свет труд Дарвина "Происхождение человека", в котором убедительно доказано, что человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами.
Движущей силой эволюции человека Дарвин считал естественный отбор, благодаря которому выработалась вертикальная походка и освободились руки. Большое значение, по его мнению, имели высокое развитие нервной системы у наших предков, их общественный образ жизни и труд. Однако Дарвин не смог выяснить, какой фактор был ведущим в процессе превращения обезьяны в человека, а стада обезьян - в человеческое общество.
Эта проблема была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", опубликованной в 1896 г., хотя она была написана вскоре после выхода в свет "Происхождения человека" Дарвина. В то время наука располагала относительно скудными данными об ископаемых предках человека. Позднее многочисленные находки остатков костей и орудий труда ископаемых людей блестяще подтвердили справедливость теории Энгельса.
Доказательства происхождения человека от животных
Общие черты строения человека и животных. Сравнение скелетов человека и других позвоночных, особенно млекопитающих, убедительно показывает общие черты в их строении: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. В скелете конечностей человека и животных имеются одни и те же кости, хотя они различаются между собой по форме и развитию. Человек относится к млекопитающим, так как имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины.
Рудименты и атавизмы у человека. Для доказательства животного происхождения человека, как и для доказательства исторического развития животных, особенно важны рудименты. Млекопитающие имеют хорошо развитые подкожные мышцы. У человека заметно выражена только лицевая подкожная мускулатура, но на шее у него сохранилась подкожная мышца в виде рудимента. Среди мышц уха человека есть ненужные для него, но у животных такие мышцы играют заметную роль, когда они прислушиваются к звукам. Кожа человека покрыта незначительным количеством коротких мягких волосков - остатков сплошного волосяного покрова у наших обезьяноподобных предков. Копчик в скелете человека также рудиментарен: он состоит из четырех (реже пяти) недоразвитых, сросшихся между собой позвонков. Потерял свое первоначальное значение червеобразный отросток слепой кишки человека - аппендикс, который принимает участие в переваривании пищи у многих млекопитающих. Не нужен третий коренной зуб, часто недоразвитый или даже отсутствующий. Во внутреннем углу глаза сохранился рудимент третьего века, хорошо развитого у птиц, пресмыкающихся и некоторых других животных: рыб, земноводных. Всего у человека насчитывают свыше 90 рудиментов.
Бывают случаи рождения людей с атавизмами: с хвостом, с густым волосяным покровом тела, с дополнительными сосками.
Все эти факты можно объяснить только животным происхождением человека.
Сходство в развитии зародышей человека и животных. Человек, как и животные, начинает свое развитие с оплодотворенного яйца. Оно дробится, образуются ткани и дают начало органам. По многим признакам человеческий зародыш похож в дальнейшем на зародыши других позвоночных. У него закладываются жаберные щели, как у зародыша рыб; сердце сначала представляет собой трубку с пульсирующими стенками, напоминая пульсирование некоторых сосудов у ланцетника; есть клоака, как у однопроходных.
В возрасте 1,5-3 месяцев человеческий зародыш, подобно зародышам других позвоночных животных, имеет хвост с числом позвонков до десяти, который впоследствии дегенерирует и от которого остается копчик. Большой палец ноги короче других и расположен под углом к ним, как у обезьяны; у взрослого человека он длиннее остальных, параллелен им и служит точкой опоры при ходьбе.
Мозг месячного человеческого зародыша состоит из пяти отдельных частей - мозговых пузырей, расположенных линейно друг за другом, напоминая мозг рыбы. Постепенно большие полушария надвигаются на другие отделы. На коре больших полушарий появляются борозды и извилины, увеличивающие поверхность мозга. Однако и у семимесячного зародыша он все еще напоминает мозг павиана. Особенное сходство обнаруживается между зародышами обезьяны и человека. На ранних стадиях развития их почти невозможно различить.
Человек и человекообразные обезьяны. По строению и физиологическим особенностям к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны: орангутанги, гориллы, шимпанзе близкие к ним гиббоны. Орангутанги и гиббоны обитают в Юго-Восточной Азии, гориллы и шимпанзе - в тропических районах Западной Африки.
Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека: они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высокоразвитая высшая нервная деятельность.
Опытами по изучению высшей нервной деятельности человекообразных обезьян установлено, что они способны пользоваться находящимися под рукой предметами как простейшими орудиями. Например, обезьяны палкой сбивают высоко подвешенные фрукты или добираются до них, поставив друг на друга ящики, применяют палки как рычаги для поднятия тяжести.
У обезьян высоко развиты безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность. Но обезьяны обладают только конкретным мышлением. Это означает, что они воспринимают внешний мир через раздражения, действующие только непосредственно на их органы чувств. Однако обобщать, мыслить отвлеченно от самих предметов, т.е. понятиями о них, обезьяны не в состоянии.
Человекообразные обезьяны не имеют хвоста; они могут ходить на задних конечностях, но опираются при этом на руки. У них на пальцах ногти, а не когти, 12 - 13 пар ребер, 5-6 крестцовых позвонков, число резцов, Клыков и коренных зубов как у человека.
В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается поразительное сходство. Строение уха, глаз, кожи человека очень сходно со строением этих органов у человекообразных обезьян. Красные кровяные клетки этих обезьян не разрушаются в человеческой крови, как это происходит с кровью низших обезьян; есть общие паразиты, например вошь. Все это доказывает их несомненное родство.
Однако между человеком и человекообразными обезьянами существует огромное различие. Основу жизни человека составляет труд, изготовление и применение орудий. Человек живет в обществе и подчиняется законам его развития, т.е. социально-экономическим законам. Человек имеет ряд анатомических и физиологических особенностей. Он ходит прямо на двух ногах, и все его тело приспособлено к прямохождению. Отметьте сходство и отличие в скелете обезьяны и человека.
Объем человеческого мозга - около 1400-1600 см3, а человекообразной обезьяны - 600 см3. Поверхность коры полушарий головного мозга у человека в среднем равна 1250 см2, у человекообразной обезьяны она меньше примерно в 3,5 раза. У человека сильно развиты мозговые борозды и извилины; большое развитие получили лобные и височные доли, с которыми связаны главнейшие центры высшей умственной деятельности.
Люди обладают членораздельной речью, благодаря которой могут общаться друг с другом, передавать и накапливать жизненный и трудовой опыт из поколения в поколение. Человек способен мыслить отвлеченно, развивать различные науки и искусство.
Важно отметить, что морфологические различия выражены / зародышей и в раннем детском возрасте не так резко, как взрослого, человека и человекообразных обезьян.
Каждый из видов человекообразных обезьян ближе к человеку по одним определенным признакам и дальше от него по другим. Так, горилла ближе к человеку по общим пропорциям тела, строению кисти, стопы, таза и некоторым другим особенностям. Шимпанзе больше, чем горилла, подходит к человеку по строению черепа, размерам конечностей. У орангутанга 12 пар ребер, как и у человека. Гиббон напоминает человека строением черепа (сглаженной формой), плоской грудной клеткой и некоторыми другими признаками. Нельзя сказать, какая обезьяна стоит к человеку ближе других. Ни одна из них не является прямым предком человека.
Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
Труд создал человека. Тело человека замечательно приспособлено к трудовой деятельности, а также к прямохождению. Но вместе с тем и само прямохождение отличается высокой приспособленностью к труду. Человек - член общества и подчиняется законам его развития. Для человеческого общества характерен основной признак - труд его членов. Все достижения материальной и духовной культуры человечества - результат труда многих и многих поколений.
Если животные только пользуются дарами природы, то человек изменяет ее с помощью труда. Изготовление орудий труда, применение их и складывающиеся в человеческом обществе производственные отношения - совершенно новые факторы, каких не может быть среди животных.
Труд начинается с изготовления орудий труда. Труд, по словам Энгельса, "первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека".
Первый шаг от обезьяны к человеку. Предками древнейших людей были жившие еще в палеогене высокоразвитые человекообразные обезьяны. Они жили на деревьях и вели стадный образ жизни, питались плодами, листьями, насекомыми, мелкими птицами, передвигались, лазая по ветвям, при помощи верхних и нижних конечностей.
В связи с похолоданием климата в северных и южных широтах земного шара леса поредели. В экваториальной зоне, наоборот, увеличилось количество атмосферных осадков и процветала лесная растительность. Здесь сохранились человекообразные обезьяны и до нашего времени, причем их приспособления к лесному образу жизни в процессе естественного отбора совершенствовались.
Совсем по-иному сложилась история обезьян в северных и южных широтах Африки. С исчезновением лесов животные не могли приспособиться к жизни на земле и постепенно вымирали. Лишь немногие перешли к жизни на открытых пространствах. Им пришлось вести жестокую борьбу за существование с другими животными, ранее заселявшими эти пространства. У одних животных были мощные клыки и острые когти, другие быстро бегали, третьи отличались большой мышечной силой. Обезьяны не обладали этими качествами, но у них был значительно увеличен объем головного мозга по отношению к общим размерам тела. Еще при жизни на деревьях обезьяны отличались развитой способностью к ориентировке в окружающих условиях, так как обладали отличным слухом и объемным - стереоскопическим - зрением благодаря выдвинутым вперед и сближенным глазам. У обезьян при древесном образе жизни существовало разделение функций между руками и ногами, что сохранилось и у современных человекообразных обезьян, например у шимпанзе. При передвижении по деревьям обезьяны пользовались руками иначе, чем ногами; основной тяжестью тела они опирались на ноги, а руками цеплялись и придерживались за ветви. Руками схватывали предметы, строили гнезда.
Высокоразвитая ориентировочная деятельность и разделение функций между передними и задними конечностями были существенными предпосылками к дальнейшему морфофизиологическому прогрессу обезьян при переходе их в новую среду - на открытые безлесные пространства с далеким и широким горизонтом. В этих условиях прямохождение стало со временем биологически необходимым. В организации наземных человекообразных обезьян произошли значительные изменения. Особенно важным было возникновение прямой походки, что привело ко многим изменениям тела обезьян. Так, увеличились его размеры и вес, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придававший ему гибкость; образовалась сводчатая пружинящая стопа; расширился таз, упрочился крестец; челюстной аппарат стал более легким и т.д. Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс, который предположительно длился миллионы лет.
Замечательным изменением было и освобождение руки от функции хождения. Решающий шаг от обезьяны к человеку, по мнению Ф. Энгельса и ранее Ч. Дарвина, заключался в прямохождении.
Возникновение этих изменений невозможно объяснить одним естественным отбором. Ведь все прямостоящие обезьяны вымерли, за исключением только той ветви, которая привела к человеку. Ни для одной из современных человекообразных обезьян прямохождение не служит основным способом передвижения по земле.
Морфофизиологические преобразования у наших обезьяноподобных предков не были чисто биологическими ароморфозами, как у других животных. Этим преобразованиям подверглась лишь та ветвь человекообразных обезьян, которая и привела к человеку. Следовательно, изменения, которые она претерпела, правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавшие их факторы были специфичны только для эволюции человека.
Каковы же те факторы, которые вызвали антропоморфозы?
Ф. Энгельс указал, что факторами превращения обезьяны в человека были развитие общественного образа жизни, превращение руки в орган, производящий орудия труда, и возникновение членораздельной речи.
Рука - орган и продукт труда. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к вращательным движениям. Руки получили возможность метать камни и сучья для защиты от врагов, срывать плоды, выкапывать подземные съедобные части растений, пользоваться орудиями труда. Обезьяноподобные предки человека превратились благодаря этому в существа, грозные для других, животных, так как получили преимущества перед ними. Руки стали совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов.
В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с изменениями верхних конечностей, полезными при защите и нападении, а также полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись естественным отбором, который продолжал еще иметь большое значение. Но прошли многие сотни тысяч лет, прежде чем рука обезьяны превратилась в руку человека. В этом смысле Ф. Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда.
Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению.
Развитие общественности у наших обезьяноподобных предков. Труд начался с изготовления самых простых орудий, наподобие ножа или топора из камня. Но с самого начала труд был общественный, так как обезьяны жили стадами. Ф. Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных.
Стадность обезьяньих предков человека развилась в общественность под действием особого фактора. Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда. В отличие от животных человек сам создает орудия труда.
Труд способствовал сплочению членов общества. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, а также учили приемам охоты и сохранения огня; коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. С развитием трудового процесса все яснее становилась полезность взаимной поддержки и взаимопомощи.
Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности к общению друг с другом с помощью звуков, жестов, мимики.
Возникновение членораздельной речи. В условиях общественного труда возникла жизненная необходимость в органе речи. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян претерпели ряд изменений, в результате которых появилась способность к членораздельной речи. Возникла вторая сигнальная система, под которой И.П. Павлов понимал слово. Это специфическая человеческая сигнальная система. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.
Благодаря слову возможно отвлечение от реально существующих предметов и обобщение, т.е. человеческое высшее мышление. Слово - важнейшее средство общения между людьми, передачи опыта старших поколений последующим и воспитания человека.
Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного трудового процесса и в свою очередь способствовало развитию общественных отношений. Таким образом, эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Но естественный отбор постепенно утрачивал в эволюции человека роль ведущего фактора.
Значение разнообразной пищи и огня. На земле наши предки нашли более разнообразную растительную пищу по сравнению с той, которой они питались при жизни на деревьях. Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях развития употребляли мясную пищу. Последующее приручение животных обеспечило постоянные запасы мяса и дало новый продукт питания - молоко.
Обработанная и приготовленная на огне, размягченная пища уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные мышцы, сделался бесполезным и постепенно исчез. Череп стал гладким. При переходе от растительной пищи к смешанной укоротился кишечник.
Применение огня помогло нашим предкам защищаться от холода, отпугивать зверей, а также расселяться по земному шару. Все это обеспечило нашим предкам преимущественное положение в природе.
Возникновение социальных закономерностей. Археологические раскопки показывают, что формирующиеся люди вели общественный образ жизни. Коллективная охота и защита от зверей, особенно совместно производимые трудовые операции сближали людей. Все усложнявшиеся трудовые процессы для изготовления орудий труда и предметов быта, звуковая сигнализация и жесты мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.
Развитие же головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность поколении в трудовом опыте. Только в обществе могли развиться высшие формы мышления, свойственные человеку.
Так обезьяноподобные предки человека благодаря труду вступили на особый путь развития - человеческий - на основе новых законов - законов человеческого общества, раскрытых К. Марксом и Ф. Энгельсом. Люди вступали в новые социальные отношения между собой, труд их становился более многообразным. Они уже занимались не только сбором растений, охотой, рыбной ловлей, но и земледелием, разведением животных. Появились отрасли труда, связанные с изготовлением предметов быта: прядение, ткачество, гончарное дело, обработка металлов и т.п. Возникли торговля, искусство, религия, наука. Племена образовали нации и государства.
Список литературы
1. Азимов А. Краткая история биологии. М., 1997.
2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 2000.
3. Либберт Э. Общая биология. М., 1978
4. Льоцци М. История физики. М., 2001.
5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М., 1999.
6. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., 1993.
|