Введение
Множество наук с древних времен занимается изучением человека.
Человек - это сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем -- биологической и социальной. В данном реферате речь пойдет о том аспекте, который связан с естественнонаучным познанием человека.
Мой реферат посвящен изучению человека с точки зрения естествознания. Раскрывая тему, я старалась опираться на 3 основных аспекта:
- концепции происхождения человека;
- сходства и отличия человека и животных;
- биологическое и социальное в человеке.
В первой части я привожу различные концепции происхождения человека, существующие и по сей день. Это креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.
Во второй части я старалась остановиться на основных сходствах и отличиях человека и животных. Разумеется, очень сложно охватить весь материал, поэтому мне пришлось выделить наиболее главные, существенные, на мой взгляд, моменты.
И, наконец, в заключение я постаралась разобраться, чего же больше в современном человеке: биологического или все же социального? Для ответа на этот вопрос, потребовалось обратиться не только к естественным наукам, но и к гуманитарным.
Основной принцип моей работы - это литературный поиск. Материал по данной теме представлен широко: нашлось очень много книг в библиотеке Курск ГТУ, в библиотеке им. Асеева. Кроме этого, у меня была возможность воспользоваться домашними энциклопедиями, книгами по философии (они мне помогли раскрыть тему социального в человеке), а так же Интернетом. Однако информацию, взятую хоть и с научных сайтов по естествознанию, я тщательно проверяла по книгам.
В процессе работы над рефератом мне также помог мой учебник по КСЕ (Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания», М., 2005г.). Благодаря нему, я определилась со структурой своей работы, с теми вопросами, которые необходимо раскрыть в рамках данной темы.
Происхождение человека
Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, иными словами, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий.
Изучением процесса антропогенеза занимается антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека.
С точки зрения естествознания необходимо, прежде всего, решать вопрос о происхождении и эволюции вида Homo sapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них.
В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответы пять основных концепций о происхождении человека:
1. Креационизм - человек сотворен Богом или мировым разумом.
2. Биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.
3. Трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей.
4. Мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.
5. Космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.
Креационизм в антропогенезе
Эта концепция возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки, и первые ответы на вопросы о происхождении и сущности человека были даны именно религией. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.
Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно это или растение, или животное, или какой-то неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера, и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу и т.д.
В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Например, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу.
В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на 6ой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.
Коран рассказывает о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более, что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них - обнаружение останков живых существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми.
Поэтому с момента возникновения науки ученые начали искать другие объяснения происхождению человека.
Космическая концепция
По степени доказательства эта точка зрения стоит ближе всего к концепции креационизма. Возникла она в 60е годы 20 в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществление заранее намеченной цели - распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая - аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания.
Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем» По его мнению, несколько млн. лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов.
Биологическая концепция
Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с 15 в., в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог. но сначала 19в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в сер. 19в. разработал основные положения классического эволюционизма - теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один.
Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом животного мира Земли. Впервые эти идеи были высказаны К.Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во 2ой половине 18в. Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, заложив основы научной приматологии.
К 19в. в науке сложилось теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию.
Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч.Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:
- человек произошел от животных предков;
- человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами.
Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.
Во 2ой половине 20 в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ - как общих предков человека и обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком.
По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн. лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20-30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид.
Итак, древнейший предок человека и высших обезьян - рамапитек, живущий на территории от Индии до Африки. Рамапитек -- останки ископаемой крупной обезьяны, по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком. Жил около 14--8 млн. лет назад.
Австралопитеки -- самые древние, переходные от обезьян к человеку формы, найденные в Южной Африке и вымершие свыше 2 млн. лет назад. Эволюция их продолжалась 8 млн. лет. Австралопитеки ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Концевые фаланги пальцев у австралопитеков короткие и плоские, как у современного человека. Человек умелый.
Древнейшие люди (архантропы) -- ранняя стадия становления человека. Предками их были различные ветви вида "Человек умелый": представлены значительным числом форм. Внешне они были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело такие примитивные черты, как низкий, покатый лоб, мощное развитие надбровного валика, отсутствие подбородочного выступа; масса мозга достигала 1000г, но форма его также была примитивной. Рост мужчины был 160см. По-видимому, им была свойственна примитивная речь. Речь, умение мыслить словами называют второй сигнальной системой и характерна она только для человека. Древнейшие люди освоили огонь. Они далеко расселились на территории Старого Света. Время их существования 1,5 млн. -- 200 тыс. лет.
Древние люди (палеоантропы) -- жили 200--400 тыс. лет назад. Представители этой стадии названы неандертальцами. Название этого вида связано с долиной Неандерталь в Германии (XIX в.), где впервые были найдены останки этих людей. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха Великого оледенения. При большой массе мозга и черепа неандертальцы обладали еще примитивными чертами: низкий лоб и затылок, большой надглазничный валик, слабое развитие подбородочного выступа. Речь, по-видимому, была еще нечленораздельной. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветви эволюции. Одна была представлена людьми звероподобными, очень крупными, но по строению бывшими ближе к древнейшим людям: они являлись тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Они жили большими стаями, у них было разделение труда между мужчинами и женщинами. Речь была еще примитивна, но логическое мышление уже было развито. "Человек разумный" (неоантроп) -- существует 40 тыс. лет. Представителем неоантропов является кроманьонец. Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кро-Маньон. Они характеризуются небывалым психическим развитием. Главной чертой было развитие интеллекта, способности к искусству. Они охраняли слабых, женщин, детей, стариков -- и этим обеспечили свое процветание. Важнейший вклад этих людей в историю человечества -- приручение ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений.
После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.
Трудовая концепция
Трудовая концепция отвечает на вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека. По словам Ф.Энгельса, труд создал человека.
Таким образом, важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они привели его к очеловечиванию.
Переход к прямохождению был вызван наступлением ледникового периода. Гоминидные предки не ушли к экватору, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались в вертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, стала развиваться психика. Это в свою очередь повлекло изменение анатомического строения мозга, его объем составлял 522см кубических.
Итак, прямохождение высвобождало передние конечности и постепенно превращало их в руку - орган трудовой деятельности. Изменение головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации.
Естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела, развивались верхние конечности. В ходе отбора рука научилась использовать камни и дубины, кости и зубы убитых животных для защиты от нападения, для добычи пищи.
Человеческие предки стали не только использовать, но и производить орудия труда. В своб очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека.
Мутационная концепция антропогенеза
Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными.
Одной из возможных причин стало влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по 2м направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Чижевским еще в 30е г.г. 20в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям древних обезьян.
В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн. лет северный и южный полюса менялись 4 раза. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в 2 раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Автор этой теории - Г.Н.Матюшкин.
Дополнительным фактором, вызвавшим появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн. лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнаружились залежи урановых руд. Они интенсивно влияли на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи, вызывая мутации разного рода.
В 1960-е годы ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс, запредельные нервные нагрузки.
Мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая гибель. Но он нашел замену всему тому, что у него отобрала природа. Он стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.
Сходства и отличия человека от животных
Для рассмотрения проблемы антропогенеза необходимо уточнить, каково место человека в структуре живого. Отсюда вытекают основные сходства и отличия человека от животных. Они состоят в следующем.
Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и др.).
Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела определяют принадлежность человека к типу хордовых. Развитие позвоночного столба, сердце на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей -- к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов.
Итак, с биологической точки зрения, человек -- один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду высших. Однако и отличия от животных фундаментальны. К ним, прежде всего, относится разум. Самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим понятийным, логичным. Благодаря способности к понятийному мышлению человек сознает, что он делает, и понимает мир. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов, но только у человека есть вторая сигнальная система - общение с помощью слов. В естествознании предполагается, что речь произошла из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум. Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее и что в конечном счете, труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки и как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека повлиявших на развитие культуры - использование огня и захоронение трупов.
Таким образом, главные отличия человека от животных - понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
Биологическое и социальное в историческом развитии человека
В настоящем разделе, теперь уже имея представление об антропогенезе, мы остановимся на рассмотрении собственного развития homo sapiens и его свойствах. И первый вопрос, который в связи с этим возникает, можно сформулировать так: а продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30--40 тыс. лет назад homo sapiens? Другими словами, как культурная организация жизни людей, включая способы производства, развитие трудовой деятельности, образ жизни и т.д., могла повлиять на биологическую эволюцию человека, и влияла ли она на нее вообще?
Строго говоря, эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества.
Значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. Если у животных отбор -- это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.
Естественный отбор у человека происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются из здоровых в генетическом отношении клеток. Об этом свидетельствует тот факт, что крупные генетические нарушения в половых клетках родителей в подавляющем большинстве случаев обусловливают гибель оплодотворенных яйцеклеток и зародышей на ранних стадиях развития.
А меняются ли вместе с социальным обликом человека и его биологическая природа, физический облик, умственные способности? Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане?
Прежде всего, коснемся физического здоровья. Очевидно, что его состояние за историю homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20--22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75--78 лет.
Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения), английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности -- IQ. В то же время именно они имеют большее число детей. Причем статистические данные, свидетельствовавшие о более высоком репродуктивном уровне людей с низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих данных Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей и, следовательно, уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. вывод о tom)-что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ, был признан ошибочным. И сегодня нельзя считать доказанным, что коэффициент интеллектуальности у людей обусловлен генетически.
На сегодняшний день нет данных, позволяющих говорить об эволюции главного органа мышления -- мозга. Косвенно о прекращении эволюции мозга свидетельствует тот факт, что его размеры у homo sapiens остаются неизменными на протяжении примерно 30--40 тыс. лет. А у наших предков они увеличивались постоянно, в течение всей эволюции. Так, у австралопитеков размер мозга составлял 500--600 куб. см, у питекантропов -- до 900 куб. см, у синантропов -- до 1 000 куб. см. У современного человека средний размер мозга составляет 1 400 куб. см у мужчин и 1 270 -- у женщин.
При этом у человека нет прямой зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно маленький размер мозга среди талантливых людей имел известный французский писатель А. Франс -- не более 1 000 куб. см. А самый большой объем мозга среди них имел И.С. Тургенев -- 2 012 куб. см. Это еще раз доказывает, что на основе различий в объеме мозга не следует делать каких-либо выводов об умственных способностях человека.
Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homo sapiens. Прежде всего, об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Для противоположной точки зрения, во всяком случае, нет достаточных оснований.
Эволюция связана с социальной стороной, и будущее человека зависит от состояния нашей культуры. В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».
Заключение
Таким образом, мы видим, что проблема происхождения человека представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых.
Существует пять основных концепций происхождения человека: креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.
Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели большое значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Это означает, что становление социальной формы движения не отменило действия биологических законов, а лишь изменило их проявление.
Сравнивая человека и животных, мы можем говорить как о сходствах, так и о различиях. К основным сходствам можно отнести одинаковый внешний состав, строение и поведение, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Самым же главным отличием можно считать понятийное мышление, речь, труд.
Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homo sapiens. Значит, эволюция на своременном этапе связана с социальной стороной, следовательно, будущее человека зависит от состояния нашей культуры и образования.
Список использованной литературы
1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. «Философия», М., 2004г.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» - учебник, М., 2005г.
3. Калмыков В.Н. «Основы естествознания», СПб., 2003г.
4. Курилов В.А., «Философия», учебник для ВУЗов, М., 1998г.
5. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экологии», М., 2004г.
6. http://koncepcii.narod.ru/
|