1. Функции валютного рынка
Валютный рынок выполняет сле-дующие основные функции:
1. обслуживание международного оборота товаров, услуг и ка-питалов;
2. формирование валютного курса на основе спроса и предло-жения на валюту;
3. хеджирование (страхование) от валютных и кредитных рисков;
4. проведение денежно-кредитной политики (центральные банки, ФРС, казначейства);
5. получение прибыли в виде разницы курсов валют и процентных ставок по различным долговым обязательствам (коммерческих банков, предприятий).
С организационно - функциональной точки зрения (как результат реали-зации экономических функций) валютные рынки обеспечивают обслуживание международного оборота товаров, услуг, работ; своевременное осуществление международных расчетов; взаимо-связь различных рынков; стихийное определение валютных кур-сов путем балансирования спроса и предложения; предоставление механизмов защиты от валютных рисков; диверсификацию валют-ных резервов банков, предприятий и государства; валютную ин-тервенцию; использование рынка государствами для целей их де-нежно-кредитной и экономической политики; получение прибы-ли в виде разницы курсов валют и процентных ставок; регулирова-ние валютных курсов национальной валюты к иностранным валю-там (государственное и рыночное); проведение валютной полити-ки, направленной на государственное регулирование указанной области экономики и другие мероприятия (Приложение 2,3).
С организационно - институционной точки зрения валютные рын-ки представляют собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностран-ных банков, осуществляющих валютные операции.
С организационно - технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции.
Итак, с одной стороны, внешний валютный рынок -- это самый большой, децентрализованный финансовый рынок в мире, на ко-тором осуществляется международная торговля и обмен иностран-ных валют (объемы операций на валютных рынках не публикуют-ся, однако, по мнению специалистов, совокупный валютный ры-нок имеет обороты примерно 100 --200 млрд. долларов в день).
Кроме коммерческих банков, важнейшими участниками ва-лютного рынка являются центральные банки развитых государств. Помимо обслуживания нужд правительства они проводят опера-ции в рамках официальной денежно-кредитной политики. Пред-ставителями государства могут быть внешнеторговые банки и дру-гие учреждения.
Важную роль в формировании валютного рынка играют бро-керские фирмы. Вообще, межбанковский рынок делится на пря-мой и брокерский. Поэтому составным звеном в институциональ-ной структуре валютного рынка являются брокерские фирмы, че-рез которые до недавнего времени проходило примерно 30% ва-лютных операций. Брокерские фирмы взимают за посредничество определенные комиссионные проценты. С развитием электрон-ных средств межбанковской связи при осуществлении валютных операций роль брокерских фирм на межбанковском рынке снизи-лась, хотя они продолжают играть важную роль в операциях физи-ческих лиц и мелких предприятий.
2. Органы и агенты валютного контроля, и их полномочия
Валютный контроль в Республике Казахстан осуществляется Национальным банком Республики Казахстан, иными государственными органами в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан (органами валютного контроля), и агентами валютного контроля.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные организации, а также другие организации, на которые в соответствии с полученными лицензиями возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства Республики Казахстан при проведении ими операций.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции обязаны осуществлять контроль над валютными операциями, проводимыми резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, в части соответствия этих операций законодательству Республики Казахстан, условиям лицензий, требованиям регистрации и уведомления.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:
1) осуществляют проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Республики Казахстан;
2) осуществляют проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций;
4) дают агентам валютного контроля обязательные для их исполнения поручения в целях надлежащего осуществления валютного контроля;
5) устанавливают порядок представления отчетности по валютным операциям и проведения проверок по вопросам соблюдения валютного законодательства Республики Казахстан;
6) предъявляют требования об устранении выявленных нарушений и принимают другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, которые являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан.
Агенты валютного контроля обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением требований валютного законодательства Республики Казахстан при проведении ими операций, в том числе по поручениям клиентов;
2) обеспечивать полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям;
3) сообщать о ставших им известными фактах нарушений валютного законодательства Республики Казахстан, допущенных их клиентами, в Национальный банк Республики Казахстан, а также в другие органы валютного контроля и правоохранительные органы в соответствии с их полномочиями, установленными законами Республики Казахстан;
4) предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Уполномоченный банк осуществляет платежи и переводы денег резидента и (или) нерезидента только при условии представления последними документов, требуемых в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в соответствии с настоящим Законом вправе требовать от резидентов и нерезидентов при проведении ими валютных операций:
1) документ, удостоверяющий личность (для физических лиц);
2) документ, подтверждающий право постоянного проживания в Республике Казахстан (для иностранцев и лиц без гражданства);
3) учредительные документы (для юридических лиц);
4) свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц);
5) документ, подтверждающий присвоение унифицированного идентификационного кода, выданный уполномоченным органом государственной статистики Республики Казахстан (для юридических лиц);
6) документ, подтверждающий государственную регистрацию налогоплательщика;
7) валютный договор;
8) лицензию, регистрационное свидетельство, свидетельство об уведомлении в случаях, установленных настоящим Законом;
9) паспорт сделки;
10) документы, подтверждающие исполнение либо на основании которых необходимо исполнение обязательств по сделкам на экспорт (импорт).
Уполномоченные банки не вправе требовать представления документов, не относящихся непосредственно к проводимой валютной операции.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и валютного контроля, либо представления им недостоверных документов, либо при неосуществлении действий, установленных валютным законодательством Республики Казахстан.
Национальный банк Республики Казахстан при выявлении нарушений валютного законодательства Республики Казахстан уполномоченными банками и уполномоченными организациями вправе применить меры воздействия, предусмотренные законами Республики Казахстан.
При выявлении нарушения порядка проведения обменных операций с иностранной валютой, допущенного уполномоченными банками и уполномоченными организациями через их обменные пункты, Национальный банк Республики Казахстан вправе приостановить действие регистрационного свидетельства обменного пункта до шести месяцев.
3. Понятие и сущность валютного кредита
Условия и порядок предоставления кредита в валюте во многом аналогичны условиям и порядку предоставления кредита в тенге. В качестве обеспечения кредитов в валюте кроме традиционных форм обеспечения, часто используются принадлежащие предприятию активы в валюте. В некоторых случаях банк может предоставить кредит под гарантии. Гарантами могут выступать иностранные банки и фирмы. Подобно кредитам в тенге кредиты в валюте могут предоставляться на срок не более одного года, при временной потребности в валютных средствах на закупку за рубежом сырья, материалов, комплектующих (краткосрочный) и на срок более одного года, оплату импортного оборудования, необходимого для замены физически и морально устаревшего, расширения объема производства продукции (работ, услуг), модернизации и технического перевооружения. Для обобщения информации о кредитах в валюте, полученных в банке Планом счетов и инструкцией по его применению предусматриваются те же счета, что и для отражения кредитов в тенге. Суммы кредитов в валюте отражаются на счетах бухгалтерского учета в валюте и в тенге по курсу Национального Банка РК на день совершения операции. В связи с изменением валютного курса необходимо производить переоценку задолженности по курсу на последний день месяца. При переоценке могут возникнуть повышение валютного курса, при котором возникшая положительная две ситуации: курсовая разница относится на балансовую прибыль (дебет счета 80 “Прибыли и понижение валютного убытки”, в корреспонденции с кредитом счетов 90, 92); курса, при котором возникшая отрицательная курсовая разница относится в дебет счетов 90, 92 в корреспонденции с кредитом счета 80. Погашение кредита в валюте отражается по дебету счетов 90, 92 в корреспонденции с кредитом счета 52, субсчет “Текущий валютный счет”. Однако если курс валюты на дату погашения кредита изменился по отношению к курсу на день последней переоценки курс на дату погашения задолженности, могут опять возникнуть две ситуации: вырос, возникшая положительная курсовая разница относится в дебет счета 80 и курс палату погашения кредит счета 52, субсчет “Текущий валютный счет”; понизился, возникшая отрицательная курсовая разница относится в дебет счетов 90, 92 и кредит счета 80. Проценты за пользование кредитом в валюте, как и в случае тенгового кредита в соответствии с Положением о составе затрат относят на себестоимость продукции (работ, услуг) (за исключением процентов по валютным кредитами связанным с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов). Начисление процентов за полученный валютный кредит производится в валюте и в тенге по курсу Национального банка РК на день начисления и отражается в учете по дебету счета 26 и кредиту счетов 90, 92. Если полученный кредит был использован на приобретение основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов, то проценты по нему начисляются по дебету счета 08 “Капитальные вложения” с корреспонденции с кредитом счетов 90, 92. Перечисление (уплата) процентов за пользование кредитом в валюте отражается по дебету счетов 90, 92 в корреспонденции е кредитом счета 52, субсчет “Текущий валютный счет”. Однако, в некоторых случаях (при договоре между уполномоченными банками РК в целях обеспечения валютно-кассового обслуживания) допускается предоставление кредита и уплата процентов по нему наличной валютой. Для целей налогообложения затраты на оплату процентов по просроченным кредитам в валюте не принимаются, а на оплату процентов по срочным кредитам в валюте принимаются только на уровне ставки ЛИБОР (LIBOR), увеличенной на 3 пункта. Данная ставка регулярно приводится в “Файнэншл Таймс”, “Финансовых известиях”, а также информационным агентством Рейтер.
|