МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие
Ростов-на-Дону
2008
Основные концепции менеджмента. Учебное пособие - Ростов-на-Дону:
В пособии представлены основные концепты, структура и функции современного менеджмента, основные инструменты. Отмечены связи развития экономики и состояние менеджмента, сформулирован закон соответствия системы менеджмента менталитету. Сформулирован эволюционный механизм развития менеджмента и представлена организационная доктрина. В конце пособия приведены задачи анализа уровня организации экономики, построения “решетки” менеджмента, диагностики выполнения функций менеджмента. Пособие полезно студентам, магистрам и руководителям предприятий.
Содержание
Введение
Цели и задачи дисциплины
Лекционный курс
Вопросы к зачету
Контрольные задания для студентов всех форм обучения
Глоссарий
Варианты тестов
Приложения
Организация - средство достижения цели при заданных организациях
С. Оптнер
Управление - важнейший фактор успеха экономической деятельности. Управление - это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука.
Введение
Человечество изобрело две важные вещи для удовлетворения своих потребностей и развития - это технология и организация. Первая - интенсивное производство, совершенные машины, экономия ресурсов, увеличения количества производимых благ. Второе - возможность создать и совершенствовать производство, организовать “человеческое использование человеческих существ”, постоянно и устойчиво развиваться. Создание эффективных организаций и социальных инноваций явилось основой менеджмента.
Статистика показывает, что с 1000 г. по 1900 г. темп роста выработки национального дохода на Земле почти не менялся и был около 0,1% в год. С 1900 г., появления менеджмента этот показатель стал быстро расти, и менеджмент определил экономический прогресс в развитых странах. Европа смогла приблизиться к США по выработки национального дохода благодаря интенсивным вложениям капитала в образование и управление. Управление в конце XX в. стало источником прогресса.
Менеджмент явился крупной социальной инновацией XX века, он положил начало организационным наукам, преобразованиям производства, выходу на первое место “человеческому фактору”. Благодаря направлению человеческой энергии, инициативы, интеллекта в нужном направлении менеджмент достигает удивительных результатов.
Это пособие открывает изучение инструментов менеджмента и позволяет сформулировать цельное представление о структуре и функциях современного менеджмента.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения курса «Основные концепции менеджмента» является рассмотрение концептуальных основ менеджмента как науки и практики экономического управления, существующей парадигмы, философии и системы менеджмента. Студент, поступивший на специальность 0611, уже с первого курса входит в предметную область менеджмента, углубляет свои представления о сути специальности, формирует новое мировоззрение, необходимое для успешной работы в экономике.
Курс построен на концептуальном и логическом уровнях. Общая философия, системное мышление менеджера раскрываются на основе примеров из практики управления, рассмотрения конкретных технологий и ситуаций предприятий сегодняшней России. В курс встроены тесты способностей к работе менеджера, к предпринимательству, к инновациям.
Задачи дисциплины:
показать связь менеджмента с новой моделью экономического развития и прогресса,
раскрыть суть философии менеджмента, его концептуальные основы,
определить парадигму современного менеджмента, системной инженерии процессов управления,
раскрыть структуру и функции современного менеджмента,
показать особенности практической деятельности менеджера, определить с помощью тестов профиль способностей студентов к работе менеджера,
определить систему знаний менеджмента, подготовить студента к системному восприятию разных разделов менеджмента,
дать примеры ситуаций управления фирмой и разобрать работу конкретных организаций в экономике,
разъяснить систему подготовки менеджеров в РГЭА, особенности сформировавшейся школы активного менеджмента,
рассмотреть структуру, логику и технологию обучения менеджеров, особенности системы мониторинга знаний, индивидуальных заданий, компьютерных тестов,
изучить для практического применения самоменеджмент (стратегический план жизни, управление временем, управление здоровьем, самосовершенствование, управление развитием личности).
Студент на основе этого курса должен знать:
концептуальные основы менеджмента,
философию и парадигму менеджмента,
структуру и функции современного менеджмента,
особенности российского менеджмента,
принципы и примеры эффективных организаций,
систему знаний менеджмента,
технологию обучения менеджменту,
логику процесса обучения,
принципы и приемы самоменеджмента.
должен уметь:
связывать цели, процесс и систему менеджмента,
выделять ресурсы, необходимые для достижения цели,
выявлять структуру организации,
формировать задачи, входящие в одну из функций менеджмента,
применять практически самоменеджмент: строить стратегический план жизни, планировать использование времени, организовывать свою работу, работать с литературой, извлекать и структурировать знания.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
1. Концепции менеджмента и экономический прогресс
Механизмы прогресса и современный менеджмент. Новая модель экономического развития. Определение менеджмента. Структура менеджмента как области знаний.
1.1 Механизмы прогресса и современный менеджмент
Экономический прогресс, начавшийся в XIX веке, основывался на научных достижениях. Можно выделить четыре фазы эволюции экономики:
1) 1900-1950 гг. - построение индустриального общества (рост объемов производства, рост спроса, расширение возможностей технологий, начальное применение менеджмента, базисные идеи);
2) 1951-1975 гг. - формирование постиндустриального общества (насыщение спроса, появление маркетинга, совершенствование технологий: массовое производство>автоматизированное производство, главный фокус>рыночные процессы);
3) 1976-2000 гг. - формирование переходного информационного общества (развитие информатизации всех сфер деятельности, доступность информации, переход к сервисной экономике, роботизация, главные конкурентные факторы>качество продукции) и минимизация издержек;
4) >2000 г. - формирование интеллектуального общества (применение знаний во всех сферах деятельности использование механизмов самоорганизации, расширение доступности знаний).
Этот прогресс экономики сопровождался изменениями в сфере управления, основными на смене продуктивных идей
Если открытие Ф.У. Тейлора повысили производительность в 3-3,5 раза, то конвейер Г. Форда - в 10 раз.
В 2001 г. выработка национального дохода в США превысила 30 тыс. дол./чел. год.
Этот прогресс в экономике сопровождался изменениями в сфере управления, основанными на смене продуктивных идей (рис. 1).
По оси ординат графика (рис. 1) отложена эффективность экономики - темп роста производительности E. Если открытия Ф.У. Тейлора повысили производительность в 3 - 3,5 раза, то конвейер Г. Форда - в 10 раз.
В 2001 г. выработка национального дохода в США превысила 30 тыс. дол./чел. в год.
Такой результат получен благодаря соединению производительных и организационных факторов (рис.2)
Рис.2. Влияние менеджмента на общество
Экономический прогресс обеспечивался рядом факторов:
- возрастанием сложности управления и развитием менеджмента как системы и процесса,
- повышением внимания к человеку, личности, развитием мотивации, “человеческого капитала”,
- переходом от “эры товара” к “эре рынка”, а затем к “сервисной” экономике,
- увеличением объемов управленческой информации, использованием индустрии обработки данных,
- развитием системного мышления, построением больших организаций,
- эволюции методов и систем управления, переходом к механизмам самоорганизации, хаотической логике,
- ростом образования населения развитых стран, более полным использованием потенциала.
Это обеспечило переход от бедности к богатству. Менеджмент конструктивен, создает эмерджентную организационную систему.
Эволюция экономики приводит к изменением структуры занятости населения. Например, по переписи населения США (1980 г.) занятость характиризуется следующим распределением:
2,7% - занято в сельском хозяйстве;
25% - промышленность (17% в 2000 г.);
45% - информационное обслуживание, управление, наука, образование (67% в 2001 г.);
остальные - в инфраструктуре.
Для Российской Федерации имеем другое распределение:
35% - занято в сельском хозяйстве;
45% - промышленность;
18% - информационное обслуживание, управление, наука, образование;
остальные - инфрастуктура. Для изменения этого распределения нужно существенное повышение продуктивности труда.
В данный момент РФ необходимо около 35 лет, чтобы достигнуть уровня 90-х гг. Основным показателем уровня развития экономики сейчас считается выработка национального дохода
По этому показателю развитые страны ранжируется следующим образом:
I. США, Япония - 29900 $/д.н.*год; Япония - 32400 $/д.н.*год;
II. Германия, Англия, Франция - 25000$/д.н.*год;
III. Италия, Испания - >16000 $;
По данным российского министерства экономики Россия имеет - 1230 $/д.н.*год, по данным ООН - 3360 $/д.н.*год.
К примеру, Тайвань, в течение 15 лет готовят кадры с высшим образованием в университетах (5% выпускников школ могли бесплатно обучатся в университетах) и использующие американские технологии производства, вырабатывает 10 тыс.дол./д.н.*год, в то время как Китай (материковый) - 730$/д.н.*год.
Экономический прогресс имеет место в странах с развитыми системами менеджмента.
Механизм прогресса>в настоящее время является организация и управление. Об этом говорит изменение соотношения усилий на организацию производства и управление (рис.3)
Рис.3. Изменение соотношений затрат труда на производство и управление в развитых странах
Рис.4. Эволюция экономики
Рис.5. Кривые эффективности систем
Экономика развивается толчками на основе возникающих новых идей до вхождения в зону насыщения, т.е. в экономике необходимы постоянные инновации. Этот процесс связан с менеджментом, ориентированным на постоянный поиск и внедрение инноваций. Механизм процесса заложен в рыночной экономике конечным жизненным циклом товара и S-образными законами эффективности.
Менеджмент (manage - умение хорошо хозяйствовать) = Планирование + Организация + Руководство + Контроль.
Управление поведением человека: возможно на основе двух механизмов:
1) мотивации (внутреннее побуждение);
2) стимулирование (внешний фактор).
Структура менеджмента как области знаний можно представить схемой (рис.6).
Отличие бизнеса и менеджмента.
|
Бизнес
|
Менеджмент
|
|
Основа:
1) удовлетворение неудовлетворенных потребителей;
2) вложение собственного капитала;
3) риск в организации бизнеса;
Постоянный поиск путей развития бизнеса;
Генератор проблем
|
Основа:
1) организация эффективного управления;
2) менеджмент является наемным работником;
3) риск при принятии организационных решений;
Обеспечение эффективного использования ресурсов;
Решатель проблем
|
|
|
Формулы успешного управления.
1. Академик Трапезников В.А. (в 1969 г. предложил перейти к рыночной экономике) выдвинул еще в 70-х годах формулу “успешного управления” в виде четырех глаголов:
«Знаю - могут - хотят - успеваю»
|
цель,
необх.
знания
|
иметь
ресур-сы,
инстру-
менты,
знать
ограни-чения
|
мотива-
ция
|
цена времени
|
|
|
Эти формулы, по-видимому, применимы в любой организации, т.к. под организацией O=<L,G,R> понимается множество людей L (L>2), цель которую они должны достичь и регламент R их деятельности.
Уровни менеджмента.
Знания, необходимые менеджеру, различны для различных уровней управления организацией.
Поэтому менеджмент можно определить в трех аспектах:
МЕНЕДЖМЕНТ
|
Умение эффективно хозяйствовать, достигать поставленную цель (результатами деятельности).
|
Система, процесс управления, философия деятельности, непрерывное развитие,
- инновации;
- конструктивное
мышление (инструменты);
- результативность;
- эффективность
|
Область знаний, которая основана на практике управления, методы эффективного управления.
|
|
|
Менеджмент своей деятельностью добиваются конкретных экономических результатов, т.е. менеджмент конструктивен, он основан на инструментах, методах, конкретных языках.
В США специальность менеджмент отсутствует, поскольку под ним понимается система или процесс управления. Менеджмент делится на 2 сферы:
Менеджер разрабатывает процессы управления в организациях разных сфер экономики и применяет разные инструменты решения задач, адекватные специфике организации.
В настоящее время существуют более эмпирическая область управления - менеджмент и науки управления, включающие комплекс математических моделей исследования операций, управления запасами, оптимизации, имитации. Они имеют общее области интересов и различия:
Суть менеджмента - повысить уровень организации системы, упорядочить поведение людей и движение по траектории управления в фазовом пространстве.
Менеджмент и эффективность управления
Эффективность - (мера) соотношение результата и затрат на его достижение (чем больше достижение, тем эффективней результат).
,где R - результат, C - затраты.
, где P - национальный доход на душу населения; Y - национальный доход, т.е. все новое производственное в стране (в рублях на человека в год); N - количество людей, занятых в экономике.
Если N уменьшится, растет безработица, потери от неполного использования человеческих ресурсов увеличится. Организация и неупорядоченность является зависимыми, противоположными по смыслу понятиями:
Каждая система имеет множество состояний: с вероятностями :
Организация характеризует упорядоченность и приводит к снижению энтропии за счет применений распределения вероятностей . Например, если распределение вероятностей размера дивидендов - равномерное (рис.7.), то энтропия его максимальна - . При другом законе распределения (рис.8) энтропия H будет меньше , т.е. упорядоченность состояний возросла.
По мере накопления знаний о системе организация O(t) будет расти (рис.9.). Поэтому можно сформулировать закон сохранения организации:
Методы неупорядоченностью H и информированного I существует соотношение:
H=(1-I) (3.)
показывает, как I влияет на H; характеризует свойства объектов управления; это эластичность или коэффициент управляемости объекта.
Для расчета коэффициента управляемости прологарифмируем выражения (3):
lgH=lg(1-I)
lgH=lg(1-I)
(4.)
В зависимости от значений I и энтропия H убывает по-разному, что приведено на графике, показывающий как I влияет на H (рис.10.)
H
1
2>1
I
Рис.10. Зависимость H от I и .
1.2 Пример оценки эффективности использования менеджмента на предприятии
Предприятие имеет следующие характеристики:
Производительность Q=100000 изд./мес. И имеет NP=200 чел. работающих . Себестоимость одного изделия Pr= 80 р./шт., продажная цена Pv=100 р/шт. Установившейся при данном уровне организации труда процент брака Dбр=5%, т.е. Nбр=5000 шт/мес.
В ходе проведения экономической реформы предприятие стало реализовывать программу работы на рынки и внедрять методы менеджмента. После внедрения комплекса мер выпуск возрос до Q1=150 тыс.шт/мес. За счет роста производительности труда была уменьшена численность персонала до NP1=150 чел. Издержки были снижены до p21=60 р/шт и браке до Dбр1=1%. На менеджмент было затрачено 1,5 млн. руб., в т.ч. на модернизацию технологии для увеличения выпуска продукции C1=10 млн.р., на повышение производительности за счет новой системы мотивации С2=30 млн.р., на контроль качества для снижения брака С3= 2 млн.р.
Насколько эффективно внедрение менеджмента на этом предприятии? Показать расчетами.
Решение:
1. До внедрения менеджмента доход предприятия ………… равен
TR=PV*Q=100 р/шт* 950000 шт/мес=9,5 млн.р./мес.
потери от брака
Сбр=5000*80 р/шт=400т.р./мес.
Прибыль: В=(PV-PR)*Q=20 р./шт*95000 шт. = 1,9 млн.р./мес.
Производительность труда:
Выработка
Если средняя зарплата работника составляет 10% от выработки, то Сзп=4750 руб./мес.чел.
2. После внедрения системы менеджмента в сфере производства, мотивации и контроля показатели стали следующими:
TR1=100 р./шт.*148500 шт./мес.=14,85 млн.р./мес.
В1=40 р./шт.*148500=5,94 млн.р./мес.>1.9 млн.р./мес.
В=В1-В=4,04 млн.р./мес. или В2=48,05 млн.р./год
-в 2 раза возросла
р./чел.мес.
Сзп1=9900 р./мес.чел. - в 2 раза выше.
3. Прирост прибыли В= 48,05 млн.р./год, затраты общие СТ=15 млн.р.
Абсолютный эффект
Е1= В-СТ=33,05 млн.р./год,
а отдача вложений
вложений, т.е. все вложения окупятся за года. Отсюда следует, что применение менеджмента на предприятие эффективно.
Плохой руководитель знает, что нужно делать, а хороший показывает, как это делать.
1. Степенная производственная функция. Производственная функция Кобба-Дугласа.
Задание. Для следующих ниже исходных данных рассчитайте показатели эффективности применения менеджмента в фирме и сделайте обоснованные выводы о целесообразности его применения.
|
Показатели
|
варианты
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Q, тыс. шт/мес
|
30
|
35
|
45
|
25
|
42
|
50
|
55
|
60
|
70
|
|
Q1, - / - / -
|
40
|
50
|
70
|
38
|
60
|
80
|
90
|
75
|
100
|
|
Pr , руб./шт
|
40
|
50
|
60
|
20
|
30
|
80
|
70
|
55
|
65
|
|
Pr1,- / - / -
|
30
|
35
|
40
|
15
|
20
|
60
|
50
|
35
|
50
|
|
Pv, - / - / -
|
55
|
80
|
80
|
35
|
60
|
100
|
95
|
80
|
95
|
|
Np, чел.
|
60
|
70
|
90
|
45
|
110
|
150
|
120
|
160
|
150
|
|
Np1, - / - / -
|
45
|
50
|
65
|
30
|
90
|
110
|
100
|
120
|
110
|
|
Dбр, %
|
8
|
5
|
9
|
6
|
5
|
7
|
5
|
6
|
8
|
|
Dбр1, %
|
4
|
2
|
3
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
|
C1, млн.р.
С2, - / - / -
С3, - / - / -
|
8
1
1,5
|
7
2
2
|
9
2
3
|
7
2
1
|
6
3
1
|
8
2
1
|
6
3
1
|
5
2
1
|
6
2
2
|
|
|
2. Роль менеджмента в создании эффективных организаций
Роль современных организаций в обществе. Внешняя и внутренняя среда организации. Антропоцентрическая концепция современного менеджмента. Основные факторы, определяющие деятельность менеджера. Соотношение основных элементов организации.
В менеджменте нас больше интересует третье определение организации. Организация создаётся для достижения определённых целей (рис. 12).
Рис. 12. Синтез организации.
Основные элементы организации - люди. Каждый человек имеет свои цели, свои потребности (рис. 13). Цели человека ………. и цели организации могут иметь разные соотношения (рис. 14).
Организации имеют свойства:
Организации реализуют структурированные процессы, в которых люди L в соответствии с правилами взаимодействия R достигает цели Gr. Уровни взаимодействия выражают индивидуальные и коллективные цели и имеют вид:
Ч - Ч ; Ч - О ; О - О ; О - Внешний мир ; О - Ч
Индивидуальные и цели организации могут иметь разные соотношения:
Цели организации обычно распадаются на цели отдельных подразделений (рис. 15).
Рис. 15. Декомпозиция целей организации.
Во времени цели делятся на:
отдалённое будущее ближайшее будущее
Организации функционируют в определённом окружении. К факторам окружения относятся: экономические условия, политика, люди, сознание, законы, экология. С точки зрения выживания можно рассматривать долгосрочные и кратковременные аспекты жизнеспособности организации (рис. 16).
|
Кратковременные
аспекты
|
|
Долгосрочные
аспекты
|
|
1. Слабо проявляются на коротких интервалах времени
2. Организация имеет лишь немедленные цели. Нет иерархии целей. Развитие неважно. Малые организационные эффекты и усилия.
3. Простая, неформальная и нестабильная структура.
|
Философия менеджмента
Структура
|
1. Цель - долгосрочное выживание. Все усилия направлены на это.
2. Организация имеет все виды целей. Важным является развитие. Долгосрочная стратегия. Учёт внешней среды и её изменений.
3. Сложная, формальная и стабильная структура.
|
|
|
Рис. 16. Аспекты жизнеспособности организации.
Для повышения устойчивости организация должна постоянно развиваться. Цель развития можно представить схемой:
Человеческое поведение является основным ресурсом организации. В его основе лежит творчество. Концепты творчества:
1. логика
2. появление идеи
3. решение проблем
4. развитие ассоциаций
5. новые идеи
Поведение человека определяется четырьмя группами факторов (рис. 17)
2.2 Внешняя и внутренняя среда организации
Организация характеризуется:
1. своей внешней средой, в которой она функционирует,
2. внутренней средой, включающей 5 элементов (рис. 18).
Рис. 18. Элементы внутренней среды организации
Соотношение внутренней и внешней среды организации можно представить схемой (рис. 19).
|
Внешняя среда:
|
Задачи менеджера:
|
Внутренняя среда:
|
|
1.соц. факторы;
|
1. что производить?
|
1. уровень технологии
|
|
2.технологич. факторы;
|
2. для кого производить?
|
2. квалификация персонала;
|
|
3.экономич. факторы;
|
3. каким образом производить?
|
3. качество организационной структуры;
|
|
4.политические факторы
|
4. как конкурировать?
|
4. четкость и истичность целей
|
|
5.рынки;
|
5. как развиваться?
|
5.Определенность задач;
|
|
6.конкуренты;
|
|
|
|
|
Рис. 19. Задачи менеджера и среда организации
Предприятие - любой экономический объект, который либо что-то производит, либо распределяет определенные товары и услуги (соответственно производственное и коммерческое предприятие). Внешнюю среду организации можно оценить с помощью СТЭП-анализа.(анализ социальных, технологических, экономических, политических факторов, рис. 20).
Введя такие лингвистические оценки факторов среды можно оценить их влияние на организацию, составив таблицу (табл. 1.).
Таблица 1
|
Факторы внешней среды
|
Знак влияния
|
Качественная оценка
|
Бальная оценка
bj
|
Вес фактора
wj
|
Важность
vj
|
Критический синтез
|
|
1. Социаль
ные
1.1 Повышение размера пенсии
……….
2. Технологические
2.1. Появление новой технологии
………………
|
+
-
|
существенное
значительная
|
5
-7
|
0,1
0,05
|
5*0,1=0,5
-7*0,05=-0,35
|
Увеличить выпуск недорогих товаров
Изучить возможности
Внедрения
|
|
|
Обобщив результаты анализа и показатели важности факторов
Vj=wj*b (5.)
Построим профиль внешней среды (рис. 21.)
Факторы негативного влияния требуют дополнительного анализа и выработки приспособительной реакции организации.
Антропоцентрическая концепция менеджмента
Суть антропоцентрической концепции иллюстрирует схема (рис. 22).
Рис. 22. Схема концепции.
В центре всего управления находится личность, человек. Люди объединяются в группы, группы составляют организации.
Четыре группы факторов изменений составляют основу концепции управления:
1) конкуренция
- растущие производственные мощности фирм,
- ориентация на конкретных потребителей, «сервисная экономика»,
- развитие конкурентов,
- конкуренция в области качества и издержек;
2) развитие технологий
- изменение требований к квалификации, профессионализму работников,
- улучшение организации производства,
- роботизация и автоматизация производства,
- новые системы «как бан», «Just-in-time» и др.
3) непрерывные перемены
- потребность в непрерывных изменениях реструктуризации деятельности,
- непостоянство хозяйственной среды,
- изменения во внешнем мире,
- непрерывный процесс создания и исчезновения предприятий;
4) изменяющийся человек
- человек - активная система, с применением целей, поведения, поиском,
- выработка нового отношения к жизни,
- новая система ценностей,
- новые модели поведения.
Менеджеру в процессах поведения, принятия решений нужно учитывать все эти группы факторов. Менеджер через поведение людей достигает цели организаций. Для этого организация должна развиваться во времени, что невозможно без изменений и развития людей.
Достигая цели более высоких уровней Ст1, …, Ст 4, организация обеспечивает свой количественный и качественный рост.
2.4 Соотношения основных элементов организации
Построение организации зависит от ее цели, размеров и возврата. Функции через последовательность преобразований реализуются в структуре организации (рис. 24.).
Рис.24. Преобразование функций в структуру
Любой процесс управления включает объект управления и орган управления (рис.25).
(t)-возмущения, затрудняющие достижение цели управления,
u=F(G,M,L,S,Y)
формализация объекта (закон управления)
Цель управления - состояние объекта управления или результат его функционирования. - желаемое состояние. Цель - конкретные числовые значения желаемых результатов. Без цели управление не может быть реализовано.
Для достижения цели нужно создать соответствующую организацию О->L,G,R, где I>2.
3. Менеджмент основывается на конструктивном подходе.
Цели - рабочие конструкции (конкретные результаты). Критериями эффективности менеджмента являются:
- результативность;
- продуктивность;
- эффективность;
4. В основе менеджмента лежат постоянные инновации:
- новшество - это улучшение частных характеристик;
- нововведение - новый технологический процесс;
- инновация - процесс применения и внедрения новшеств и нововведений.
Если организация - это тройка величин: О-<L,G,R>, то по отношению к цели Ст организация может быть: 1) целесообразная, 2) целенаправленная, 3) целеустремленная и это повышает сложность ее конструкции. Поэтому для управления организацией создается команда с учетом особенностей личностей (рис. 26.)
Рис. 26. Методика формирования управленческой команды.
Для проектирования организации обычно строится дерево целей (рис.27.) и выбирается с его помощью наиболее эффективная стратегия.
Концептуальные основы менеджмента
Базисные концепции менеджмента. Идеология и философия менеджмента. Соотношение бизнеса, менеджмента и теории управления. Эволюция менеджмента.
3.1 Базисные концепции менеджмента
Концепция (conceptie) - понимание, система определяет способ понимания, трактовки каких-либо явлений, это основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, конструктивный принцип деятельности.
В этом смысле менеджмент - это:
- крупная социальная инновация,
- новый взгляд на организацию производства,
- источник развития экономики,
- способ повышения эффективности использования ресурсов,
- способ мобилизации и направления человеческой энергии на достижение поставленных целей,
- набор новых конструктивных инструментов решения задач управления,
- постоянное обновление, изменение организаций,
- знание принципов организации коллективной работы, формирование команды,
универсальные способы управления, менеджмент прагматичен, конструктивен, интернационален (хотя учитывает национальные особенности), деидеологизирован.
Концепция выражается через набор основных понятий или концептов. Связи концептов с менеджментом как системой и процессом управления дает схема (рис. 26.)
Основные концепты менеджмента можно упорядочить следующим образом.
1. Управление и организации.
Объект и орган управления. Цели, стратегии, планы и программы. Уровни управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Организационная доктрина управления. Управление как процесс повышения организации системы. Аксиома Эшби.
2. Системы, системный подход к управлению. Этап преобразования сложного объекта в систему. Упрощение реальности с помощью систем. Решение задач управления на основе системного анализа. Модели систем управления. Ситуационный подход к управлению. Ситуация S = Sвн.ср. Sср. - как декартово произведение состояния внешней среды Sвн.ср. и системы Sс.
3. Внешняя среда, окружение организации. СТЭП - анализ, профиль среды. Внешняя эффективность системы: темпы роста, устойчивость основных экономических показателей.
4. Внутренняя среда организации: люди, технология, задачи, цели, структура. Горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления.
5. Стратегическое планирование: миссия - политика цели - анализ внешней среды - анализ сильных и слабых сторон организации - выбор стратегии - реализация - оценка результатов.
6. Проектирование организации: определение направленности структуры - тип структуры - распределение ответственности - делегирование полномочий - децентрализация.
Создание формальной организации.
7. Руководство в организации: выбор стратегии мотивации - лидерство - координация - коммуникации - распределение власти - стиль руководства. Слаженная работа коллектива. Формулы успешного управления.
8. Контроль: выбор стандарта, периода, частоты контроля. Контроль количества, качества, отклонений. Устранение отклонений от фазовой траектории.
9. Инструментарий менеджмента. Методы решения проблем. Предметное поле менеджмента. Отображение проблем на методы и средства решения. Информационные технологии и количественные методы. Управление проектами. Извлечение знаний с помощью эконометрии. Программные продукты менеджмента.
10. Эволюционный анализ и эволюционные процессы. Развитие фирмы и его закономерности. Управление эволюцией фирмы. Синергетика самоорганизация.
Схематически связи концепций менеджмента представлены на рис.27. В основе менеджмента лежит организационная доктрина: менеджмент должен упорядочить все процессы в системе, направить все усилия на достижение поставленных целей. Это упорядочение опирается на управление поведением людей, на мобилизацию их интеллекта и желания продуктивно работать. При этом организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая со средой. В частности, для фирмы важны задачи управления на двух типах рынков (рис.28.): с одной стороны, фирма закупает необходимые ей ресурсы на рынках производственных факторов и платит за это деньги, реализует свои товары и получает доход на товарных рынках.
Менеджмент обеспечивает эффективную работу фирмы, ее устойчивость и развитие.
3.2Идеология и философия менеджмента
Менеджмент основан на нескольких базисных идеях:
1. Для достижения экономических целей и получения результатов можно создать эффективную организацию.
2. Основой оценки эффективности предприятия является соотношение результатов и затрат на их получение.
3. Источником развития организации являются инновации, которые должны постоянно внедряться в деятельность фирмы.
4. Работа организации должна основываться на сотрудничестве рабочих и собственников, приносящем взаимную выгоду.
5. Людей в организации объединяет общая система ценностей, организационная или корпоративная культура - совокупность идей, ценностей, норм и принципов, формирующая неповторимый характер каждой организации.
6. Поведением людей можно управлять путем внутреннего побуждения к эффективной деятельности (мотивации) или внешних воздействий (стимулов).
7. Любое предприятие имеет социальную ответственность за результаты своей деятельности.
8. Менеджмент зависит от национального характера, менеджмента, особенностей нации (закон зависимости менеджмента от менталитета).
Эти идеи проверены практикой работы эффективных фирм и составляют основу их функционирования.
Философия менеджмента выражает базисные ….. закономерности управления организационными системами, основным элементом которых является человек.
1. Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (П. Друкер).
2. Управление предполагает вертикальное и горизонтальное разделение труда для дифференциации и координации управленческой работы.
3. Управление (менеджмент) разбивается на три основных уровня по вертикали (рис.29.)
4. В процессе эволюции изменялись взгляды на управление и использовались разные идеи для подъема производительности труда.
5. Любая организация является открытой системой, постоянно взаимодействующей со средой. В ней под действием среды происходят процессы адаптации и самоорганизации.
6. Процесс управления может быть разбит на ряд основных функций:
§ планирование,
§ организация,
§ руководство,
§ контроль, формирующих цикл управления.
7. Основу любой организации составляют люди. При правильной организации их работы можно добиться высоких результатов.
8. Стиль руководства влияет на мотивацию и результаты работы работника.
9. Постоянные инновации являются основой прогресса и развития организации.
10. Менеджер смотрит на мир через «экономическое окно», т.е. анализирует прибыль, доход, издержки, себестоимость, долю рынка, рост объема продаж и т.д. и разрабатывает решения, выражаемые наборами менеджерских глаголов. Для преобразования данных в решения необходимы знания. Знания являются важным элементом процесса управления.
3.3Соотношение бизнеса и менеджмента
Существуют три взаимосвязанных сферы: бизнес, менеджмент и науки управления (рис.30.) Они имеют пересечения и отличия (табл.2).
Таблица 2.
Различия бизнеса и менеджмента.
|
Характеристики
|
Бизнес
|
Менеджмент
|
Науки управления
|
|
1. Цель
|
Определение и удовлетворение новых потребностей
|
Эффективное управление ресурсами
|
Разработка методов и моделей решения задач управления
|
|
2. Отношение к риску
|
Рискует своим капиталом
|
Ответственность за результаты
|
Малое
|
|
3. Отношение к капиталу
|
Вложение собственного капитала
|
Наемный управляющий
|
Выполнение исследований по заказам
|
|
4. Результат
|
Получение прибыли при ограниченных ресурсах и изменяющейся среде
|
Слаженная работа людей, нацеленная на результат
|
Новая модель, алгоритм, метод решения задачи управления
|
|
5. Основа
|
Реализация новой идеи, предприимчивость
|
Человеческая энергия, интеллект, знание
|
Исследования, проверка гипотез научные методы
|
|
6. Характер ответственности
|
Полная ответственность, вложения своего капитала
|
Соответствует занимаемой должности
|
Отвечает качеством предложенных решений
|
|
7. Стратегическая ориентация деятельности
|
Обеспечение устойчивой работы и стабильных доходов
|
Удержаться на занимаемой должности, сделать карьеру «Экономическое окно»
|
Расширение знани ...........
|
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 |
|