52
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
"СТАТИСТИКА"
Студента: Бавыкина Александра Сергеевича
Группа: 2ФК1 курс II
Тема: «Основы системы национальных счетов (СНС)»
Факультет: финансовый
Специализация: финансы и кредит
Отделение: очное
Научный руководитель: Данилов Андрей Николаевич
ОМСК 2007/2007 уч. год
Содержание
- Введение
- Глава 1. «Основное содержание СНС»
-
- 1.1. Значение системы национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов
- 1.2. Общие принципы построения СНС
- 1.3. Содержание системы национальных счетов. Основные счета СНС
- 1.4. Методы исчисления валового внутреннего продукта и национального дохода
- Глава 2. Основные направления анализа СНС
-
- 2.1. Аналитические возможности СНС
- 2.2. Направления анализа показателей отдельных счетов.
- Глава 3. Расчет показателей СНС на примере практических задач.
-
- Задача №1
- Задача №2
- Задача №3
- Задача №4
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1. Основные счета системы национальных счетов
- Приложение 2. Взаимосвязь макроэкономических показателей
Введение
СНС зародилась перед Второй Мировой войной как реакция на потрясения «великой депрессии» 1929-1933г.г. Именно создание СНС было необходимо, чтобы осознанно влиять на развитие экономики, иметь чёткое количественное представление о протекающих в экономике процессах, появилась необходимость в регулярных расчётах макроэкономических показателей. Поэтому и важна и нужна система национальных счётов. В этом и заключается актуальность моей темы, т.е. благодаря СНС можно рассчитать большое количество различных показателей более удобным способом.
Целью выполненной курсовой работы является показать важность СНС как в статистике, так и в экономике в целом.
В соответствии с целью работы можно выделить следующие задачи:
1. Определить, какое значение имеет система национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов и явлений.
2. Дать характеристику основным понятиям, определениям, применяемым в системе национальных счётов.
3. Определить общие принципы построения системы национальных счётов.
4. Проанализировать основные счета системы национальных счётов.
5. Посмотреть как исчисляются важнейшие показатели в системе национальных счетов и их исчисление в постоянных ценах.
6. Посмотреть, какие проблемы затронуты в СНС и методы их преодоления.
Курсовая состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе представлено основное содержание СНС, во второй рассмотрены проблемы национального счетоводства, а третья представляет собой практические расчеты основных показателей СНС на примере предложенных задач.
Глава 1. «Основное содержание СНС»
1.1. Значение системы национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов
Переход от централизованно планируемой к рыночной экономике обусловил необходимость перестройки статистического учёта. Инструментом упорядочения информации о процессах, происходящих в рыночной экономике, стала система национальных счётов (СНС). [1.C213]
СНС представляет собой систему расчётов макроэкономических показателей, построенную в виде набора взаимосвязанных счётов и балансовых таблиц, показатели которых основаны на единых международно-признанных определениях, классификациях и правилах оценки и составляют в совокупности развёрнутую макроэкономическую статистическую модель. Эта модель позволяет представить важнейшие макроэкономические показатели в форме, наиболее удобной для целей экономического анализа и принятия решений в области экономики и экономической политики. [4.C230]
Основная задача СНС состоит в том, чтобы дать упрощённое по форме, но вместе с тем полное по содержанию описание явлений и процессов, характеризующих экономическую жизнь страны (производства, образования и распределения доходов, потребления, накопления национального богатства), и проследить взаимосвязь между ними.[1.C231]
СНС зародилась перед Второй Мировой войной во многом как реакция на потрясения «великой депрессии» 1929-1930г.г., когда многие развитые государства Запада предприняли попытку реорганизации собственной экономики путём введения в неё определённых элементов государственного регулирования. В тот период стало очевидно, что для того, чтобы осознанно влиять на развитие экономики, необходимо иметь чёткое полное представление о протекающих в ней процессах. Таким образом, возникла настоятельная практическая необходимость в регулярных расчётах обобщающих макроэкономических показателей, таких как национальный доход, ВВП, сбережения, капиталовложения, что в дальнейшем привело к формированию современной СНС.
В её основу были положены теоретические работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», «Как оплатить расходы на ведение войны?». Большой вклад в непосредственную разработку СНС и её дальнейшее развитие внесли Р. Стоун, лауреаты Нобелевской премии Я. Тимберген, Р.Фриш и В Леонтьев, Хикс, Хилл и др.
После окончания Второй Мировой войны система национальных счетов получила новый виток развития и была внедрена в статистическую практику Англии, Германии, США, Франции, скандинавских стран. Освоение СНС явилось результатом объединения двух направлений в макроэкономических расчётах - статистики национального дохода и моделирования экономического цикла рыночной экономики. Первое направление связано с именами таких крупных экономистов-статистиков, как К.Кларк, С.Кузнец, А. Маршалл. Второе - с полным основанием ассоциируется-с Дж. М. Кейнсом - одним из крупнейших экономистов ХХ века.
В течение многих лет вопросами разработки унифицированных схем СНС и её внедрения в национальную практику стран активно занимаются международные организации. Международные стандарты в области СНС регламентируются соответствующими руководствами. Прежде всего, это СНС ООН (первая версия датируется 1952-1953г.г., вторая - 1968г., третья - 1993г.), которая является основой международных стандартов в статистике и международных сопоставлениях.
В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-хг.г. и в настоящее время служит инструментом для интеграции статистической информации, является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.
В отличие от БНХ, давшего количественную характеристику процесса воспроизводства материальных благ в соответствии с марксистской концепцией расширенного воспроизводства, основой СНС служит концепция хозяйственного кругооборота по замкнутой системе на основе жёсткой увязки показателей, обеспечивающих балансовое равенство доходов и расходов по секторам экономики и экономики в целом. Система национальных счётов - это статистическая система мониторинга за состоянием экономики страны, удовлетворяющая аналитические потребности для стран с различным уровнем экономического развития. Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире, представляющей характеристику экономических процессов, протекающих в стране, её регионах, секторах экономики.
В большинстве стран мира СНС широко используется органами власти всех уровней для анализа и принятия политических решений в области регулирования экономики. В показателях СНС находят отражение все основные аспекты экономической и социальной политики государства. СНС позволяет получать количественные оценки и на их основе анализировать воспроизводственные пропорции, отраслевую и институциональную структуру экономики, инвестиционный климат и финансовое состояние, уровень благосостояния населения, степень зависимости от внешнего мира, динамику развития экономики, влияние государственной политики на поведение отдельных групп институциональных единиц и многое другое.
Данные СНС могут использоваться и различного рода компаниями и корпорациями для оценки конъюнктуры рынка, выработки стратегии и тактики в собственной экономической политике. СНС как метод исследования и как информационная база расчётов необходима научно-исследовательским организациям и высшей школе для разработки теоретических вопросов функционирования макроэкономики, для проведения сценарных расчётов поведения экономики в результате изменения различных факторов, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения студентов методам макроэкономического анализа. В данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество для проведение сопоставимого анализа уровней развития стран, для определения размеров взносов стран в фонды международных организаций на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений, как органами государственного управления, так и представителей бизнеса является:
· Определение темпов экономического роста, выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооружённость, энерговооружённость);
· Установление отраслевой структуры экономики и её изменений во времени, факторов этой динамики;
· Установление пропорции на первой стадии распределения доходов между наёмными работниками, предприятием и государством;
· Выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением факторов, влияющих на динамику инвестиций;
· Определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;
· Выявление размеров заимствования как по экономике в целом, так и по отдельным её секторам;
· Изучение уровней динамики реальных доходов и потребления населения;
· Установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;
· Анализ влияния на экономику и различные макроэкономические переменные инфляционных процессов.[6.C240]
Потребителями данных СНС являются также аналитики, занимающиеся изучением и прогнозированием процессов воспроизводства, предприниматели, участие которых в инвестиционном процессе зависит от складывающейся экономической конъюнктуры, различные партии, движения, общественные организации, заинтересованные в получении комплексного представления о социально-экономическом развитии страны.
Итак, суть СНС заключается в следующем - формирование системы и обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счёт или группа счетов. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными.[3.C161]
1.2. Общие принципы построения СНС
СНС содержит основные общие принципы учёта, виды оценок показателей и правила построения таблиц. Что касается таблиц, то их список и форма представления могут быть изменены в зависимости от возможностей и потребностей национальной статистической системы. На практике СНС реализуется по полной схеме в немногих странах. Тем не менее стандартный набор таблиц и счетов рекомендован методологией СНС как идеальная модель, к которой следует стремиться.
Основополагающем в СНС является балансовый метод, согласно которому показатели, характеризующие изучаемое явление как бы с разных сторон, балансируются, сопоставляются между собой. Такой подход наряду с тем, что даёт большие преимущества с точки зрения распространённости анализа, заключает в себе также контрольную функцию. Если величины, характеризующие одно явление с нескольких сторон и рассчитанные на основании различных источников информации, совпадают, то вероятность ошибки невелика. В то же время при отсутствии всей необходимой первичной информации некоторые показатели можно рассчитать балансовым методом, т.е. исходя из величины, уже рассчитанной альтернативным путём.
Технически балансовый метод реализуется благодаря применению принятого в бухгалтерском учёте принципа двойной записи. Этот принцип основан на том, что большинство операций предполагает участие двух институциональных единиц. Операция должна отражаться дважды в счетах каждого участвующего в сделке субъекта: с одной стороны, как ресурс, а с другой - как его использование. Например, производство продукции отражается как прирост ресурсов в счетах её производителя, а затем эта же величина должна быть отражена как конечное потребление, накопление или экспорт, т.е. в графах использования ресурсов соответствующих институциональных единиц. Итог по определениям, отражаемым как ресурсы, и итог по операциям, отражаемым как использование, должны быть равны, что позволяет проверять согласованность счетов.
На основе принципа двойной записи построены все таблицы, применяемые в СНС. В основном СНС использует два типа таблиц: счета и балансовые таблицы. Счета используются для отражения потоков, балансовые таблицы - для отражения активов и обязательств. Оба типа таблиц построены по принципу балансового метода.
Счёт представляет собой особого вида таблицу, состоящую из двух частей. В правой части счёта приводятся показатели ресурсов, в левой - показатели использования. Особо выделяется так называемая балансирующая статья, расположенная обычно после всех показателей использования. Она рассчитывается путём вычитания показателей использования из показателей ресурсов, и таким образом происходит численное согласование показателей двух частей каждого счёта.
Балансирующие статьи имеются во всех счетах, и хотя они получаются расчётным путём, т.е. не на основании первичной статистической информации, имеют собственное макроэкономическое значение. Например, балансирующей статьёй счёта производства является ВВП - очень важный показатель, часто используемый для макроэкономического анализа. При помощи балансирующих статей счета увязываются между собой. Принципиальная схема счёта выглядит следующим образом:
Рис.1 Схема счёта
|
Использование
|
Ресурсы
|
|
Показатели использования
|
Показатели ресурсов
|
|
Балансирующая статья = сумма ресурсов- сумма использования
|
|
|
|
Балансовые таблицы также состоят из двух частей: в одной приводятся данные о наличии активов и обязательств на начало периода, в другой такие же данные на конец периода. Суммарная стоимость активов на начало периода согласуется с суммарной стоимостью на конец периода через показатели потоков, содержащихся в счетах. Таким образом, сочетание счетов и балансовых таблиц позволяет увязать между собой показатели потоков и запасов и давать целостную картину развития экономики. Все показатели счетов и балансовых таблиц строятся исходя из следующих общих правил оценки и учёта, обязательных для расчёта всех показателей.
Время регистрации сделки. Сделки должны отражаться исходя из принципа двойной записи одновременно в счетах обоих её участников. При этом возникает вопрос, что именно считать временем совершения сделки. Любая сделка характеризуется двумя моментами, которые могут совпадать, а могут и не совпадать во времени. Во-первых, должна иметь место физическая передача экономических активов от одной единицы к другой, во-вторых, должно быть зафиксировано изменение прав собственности. Так, в случае осуществления какого-либо платежа моментом сделки можно считать момент признания плательщиком законности требований, т.е. принятия на себя определённых финансовых обязательств, выражающийся, например, в факте подписания плательщиком чека или момент фактической оплаты. Права собственности передаются в момент подписания чека, а физически деньги могут быть перечислены позже. В первом случае используется так называемый принцип начислений, во втором случае - принцип фактической выплаты. Для отражения операций в СНС применяется принцип начисления. Иными словами, если в СНС значится показатель «заработная плата», речь идёт не о фактически выплаченной, а о начисленной заработной плате.
Общие принципы стоимостной оценки операций. Сделки должны отражаться в счетах обоих участников по одной стоимости. Операции оцениваются по фактической цене, оговоренной её участниками, т.е. по рыночной цене. При отсутствии рыночных цен (например, при предоставлении нерыночных услуг) стоимостная оценка проводится на основании издержек, либо исходя из рыночных цен на аналогичные блага и услуги. Внутренние операции такие как поступление произведённой продукции на склад в виде запасов, также оценивается по рыночным ценам.
Активы и пассивы теоретически должны быть оценены не в первоначальных, а в текущих ценах на момент построения балансовых таблиц СНС. Здесь делается допущение, что активы и пассивы непрерывно переоцениваются, хотя фактически это происходит лишь периодически. Ориентиром для такой непрерывной переоценки может являться рыночная цена, по которой аналогичные активы могут быть куплены или проданы в настоящее время.
Основные виды цен. При стоимостной оценке операций с товарами и услугами существуют различные методы учёта налогов на продукты, субсидий, а также торговых и транспортных наценок. Для обеспечения целостности СНС в счетах должны использоваться согласованные цены.
В СНС используются цены производителей (которые могут быть рыночными и основными) и рыночные цены потребителей.
Основные цены не включают налоги на продукты (которые увеличивают их) и субсидии (которые их снижают). Рыночные цены производителей учитывают и то и другое. Основные цены могут быть выше или ниже рыночных цен производителей в зависимости от того, субсидируется ли данный вид благ или услуг или нет. Например, если проезд на городском транспорте субсидируется, то основная цена такой услуги выше рыночной. В то же время рыночные цены на водку значительно выше основных цен, поскольку этот продукт облагается высокими налогами.
Выпуск продукции рекомендовано оценивать в основных ценах, чтобы исключить влияние субъективных факторов (ставки налогообложения) на структуру макроэкономического показателя. Обычно выпуск отдельных отраслей отражается в основных ценах, затем к итогу прибавляются налоги на продукты, вычитываются субсидии и, таким образом итоговый показатель оценивается по рыночной цене производителей.
Рыночная цена потребителей включает не только все налоги и субсидии, но и торгово-транспортную наценку. Эта цена используется для оценки потребления и содержит все фактические издержки пользователей на приобретение продукции, включая плату за юридическое оформление сделки. Рыночные цены потребителей и рыночные цены производителей на конкретные виды товаров и услуг могут существенно различаться, но суммарные социально-экономические показатели, оцененные в этих ценах, равны, поскольку торговля, транспорт и сопутствующие услуги выступают при подсчёте показателей производства отдельными строками и включаются в общий итог.[5.C562]
1.3. Содержание системы национальных счетов. Основные счета СНС
СНС - это система макроэкономических показателей, построенная на основе стандартизованных классификаций, понятий и правил учета, призванных отобразить условия, процесс и результаты общественного воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные механизмы функционирования. СНС - это своего рода бухгалтерский учет не для каждого хозяйствующего субъекта, а для страны в целом (национальное счетоводство). Для обеспечения согласованности показателей в системе используются характерные для бухгалтерского учета принципы двойной записи.
Система национальных счетов представляет собой всеобъемлющую информацию о всех экономических операциях, осуществляемых хозяйствующими субъектами страны, а также о наличии и движении всех экономических активов и пассивов.
Национальные счета предполагают выделение следующих блоков макроэкономической информации для:
· экономики в целом (консолидированные счета);
· секторов экономики;
· видов экономической деятельности;
· отдельных экономических операций.
На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, соответствующей этапам воспроизводственного цикла, удается получить на языке цифр взаимосвязанную комплексную характеристику экономических процессов и результатов функционирования экономики. Каждый счет, входящий в систему, представляет собой баланс, т.е. равенство между объемом тех или иных ресурсов и их использованием, достигаемое путем расчета балансирующей статьи, за исключением счетов, сбалансированных по определению. Балансирующая статья каждого счета имеет самостоятельное значение в характеристике изучаемых экономических явлений; она также используется для увязки каждого предыдущего счета с последующим.
Центральная структура СНС состоит из следующих блоков:
а) интегрированные экономические счета, представляющие полную последовательность счетов институциональных секторов и остального мира, а также счета для операций (и других потоков) и счета для активов и пассивов;
б) таблицы ресурсов и использования, объединяющие счета отраслей по видам экономической деятельности и счета операций с товарами и услугами в разрезе видов продукции;
в) трехмерный анализ финансовых операций и запасов финансовых активов и пассивов, который отражает межсекторальное взаимодействие;
г) функциональный анализ, в котором определенные операции институциональных секторов представлены в соответствии с их целевым назначением;
д) социальные таблицы.
В структуре счетов наиболее значимое место занимают интегрированные экономические счета, которые можно разбить на три подгруппы:
· счета текущих операций;
· счета накопления;
· балансы активов и пассивов.
Счета текущих операций показывают производство, распределение и перераспределение доходов, а также отражают, как располагаемый доход используется на конечное потребление. К этому виду счетов относятся:
1.Счет производства.
2. Счета распределения и использования доходов:
а) счета первичного распределения доходов:
· счет образования доходов;
· счет распределения первичных доходов;
б) счет вторичного распределения доходов;
в) счет перераспределения доходов в натуральной форме;
г) счета использования доходов:
· счет использования располагаемого дохода;
· счет использованного скорректированного располагаемого дохода.
Счета накопления отражают все изменения активов и пассивов и все изменения чистой стоимости капитала в отчетный период. К ним относятся:
1. Счет операции с капиталом.
2. Финансовый счет.
3. Счета других изменений в активах:
а) счет других изменений в объеме активов;
б) счет переоценки:
· счет нейтральной холдинговой прибыли (убытка);
· счет реальной холдинговой прибыли (убытка).
Балансы активов и пассивов отражают запасы активов и пассивов, а также разность между ними по состоянию на начало и конец отчетного периода. Они включают в себя три блока информации.
1. Вступительный баланс активов и пассивов.
2. Изменения в балансе активов и пассивов.
3. Заключительный баланс активов и пассивов.
Теперь представляется целесообразным показать состав показателей счетов, их взаимосвязь и рассмотреть некоторые особенности их исчисления. Для простоты восприятия все счета приведены в последовательном порядке. Одноименные показатели в счетах равны между собой (см. Приложение 1.- табл. 1).
Систему текущих счетов открывают счет производства и счет образования доходов. Они составляются на всех уровнях макроэкономики: отрасли, институционального сектора экономики, национальной экономики (как результат агрегирования секторальных счетов).
В счете производства отражаются операции, характеризующие производственный процесс.
При составлении счетов производства по отраслям экономики выпуск отражается в основных ценах. При составлении консолидированного счета производства в целом по экономике выпуск должен быть показан по рыночной цене, учитывающей уплаченные на продукты налоги за вычетом полученных на продукты субсидий. Если из выпуска, рассчитанного в основных ценах, вычесть промежуточное потребление, то в результате получится добавленная стоимость в основных ценах. Если из выпуска рассчитанного в рыночных ценах, вычесть промежуточное потребление, то в результате получится добавленная стоимость в рыночных ценах. Сумма добавленной стоимости отраслей в рыночных ценах представляет собой ВВП. В консолидированном счете ВВП рассчитывается как сумма добавленных стоимостей отраслей экономики плюс чистые налоги на продукты.
Величина добавленной стоимости отражается как составляющая ресурсной части в следующем корреспондирующем счете - в счете образования доходов.
Назначение счета образования доходов - показать распределение валовой добавленной стоимости на ее составляющие элементы. Посредством вычета из добавленной стоимости показателей «оплата труда» и «другие чистые налоги на производство» (налоги на факторы производства - труд, капитал, земля за вычетом других субсидий на производство) определяется валовая прибыль или валовой смешанный доход (доход некорпорированных предприятий, в секторе домашних хозяйств). Если из величины валовой прибыли (или валового смешанного дохода) вычесть потребление основного капитала, то в результате получится «чистая прибыль».
Счет распределения первичных доходов отражает как доходы, созданные в одних секторах-производителях добавленной стоимости, направляются в другие сектора-получатели в виде первичных доходов. Этот счет характеризует деятельность институциональных единиц по получению и выплатам доходов от собственности. Этот счет составляется по институциональным секторам и в целом по экономике. В счете в качестве ресурсов рассматриваются первичные доходы, получаемые институциональными единицами: валовая прибыль или смешанный доход, чистые налоги на производство и импорт, оплата труда наемных работников и второй вид доходов - доходы от собственности, получаемые резидентами в результате владения финансовыми или материальными непроизведенными активами (земля, недра). Показатели использования в этом счете показывают размеры платежей институциональных единиц кредиторам, акционерам, землевладельцам и т.д. (выплаченные доходы от собственности).
Балансирующий показатель на уровне секторов экономики - сальдо
первичных доходов - определяется путем вычитания из суммы ресурсных
показателей счета распределения первичных доходов величины выплаченных доходов от собственности. На уровне экономики в целом этот показатель называется национальным доходом.
Следует иметь в виду, что, несмотря на принципиальную согласованность счета распределения первичных доходов со счетом образования доходов, есть определенные отличия, обусловленные функциональными особенностями первого из рассматриваемой пары корреспондирующих счетов.
Во-первых, в качестве составляющей первичных доходов в счете распределения первичных доходов рассматриваются чистые налоги на производство и импорт, которые являются первичными доходами для институциональных единиц сектора государственного управления. Это вызвано необходимостью согласования показателей распределения первичных доходов с такими макроэкономическими показателями, как валовой внутренний продукт и валовой национальный доход, исчисляемые в ценах покупателя.
Во-вторых, оплата труда в счете распределения первичных доходов охватывает заработную плату и отчисления предприятий (работодателей) на социальное страхование работников-резидентов, участвующих в производстве ВВП в данной стране и за рубежом. В счете образования доходов оплата труда относится к выплатам, осуществленным предприятиями, как резидентам, так и нерезидентам, участвующим в производстве ВВП данной страны.
В следующих текущих счетах оцениваются перераспределение, формирование и использование располагаемого дохода. Для некоторых секторов экономики составляются два счета, отражающие перераспределительные процессы, и два счета, характеризующие использование располагаемого дохода.
Рассмотрим счета, отражающие перераспределительные процессы. К ним относятся на национальном уровне и на уровне каждого сектора экономики счет вторичного распределения доходов, а на уровне отдельных секторов экономики - дополнительно счет перераспределения доходов в натуральной форме. Формат и набор показателей этих счетов идентичны, поэтому в приведенной выше схеме обозначен их общий вид. Отличия заключаются в отображении формы доходов: денежной и натуральной.
Доходы перераспределяются посредством экономических операций, в результате которых одни институциональные единицы передают другим институциональным единицам товары, услуги, активы безвозмездно. Такие экономические операции называются трансфертами. Трансферты бывают текущими и капитальными, в денежной и натуральной форме. В счете вторичного распределения доходов находят отражение текущие трансферты в денежной форме. Перераспределение доходов посредством социальных трансфертов в натуральной форме отражается в соответствующих счетах, составляемых для секторов «Государственное управление», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства», «Домашние хозяйства», между которыми осуществляются указанные экономические операции.
Социальные трансферты в натуральной форме представляют собой стоимость нерыночных услуг индивидуального назначения (услуги здравоохранения, образования, культуры и т.п.), производимых сектором государственного управления и сектором некоммерческих организаций, обслуживающим домашние хозяйства, а также стоимость товаров и услуг, купленных этими секторами для передачи домашним хозяйствам.
Балансирующей статьей счета вторичного распределения доходов на уровне национальной экономики является располагаемый национальный доход, а на уровне секторов - располагаемый доход. На уровне национальной экономики национальный располагаемый доход отличается от национального дохода на сальдо текущих трансфертов, полученных от остального мира или переданных остальному миру.
Счет использования располагаемого дохода предназначен для отображения экономических операций, связанных с использованием располагаемого дохода. Он составляется для тех секторов, которые осуществляют расходы на конечное потребление, а именно для секторов «Домашние
хозяйства», «Государственное управление», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».
Балансирующей позицией счета использования располагаемого дохода является показатель «сбережение», для национальной экономики - «национальное сбережение».
Для трех секторов экономики («Государственное управление», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» и «Домашние хозяйства») сбережение определяется посредством вычитания из объема скорректированного располагаемого дохода величины фактического конечного потребления. Эти операции отражаются в счете использования скорректированного располагаемого дохода.
Через балансирующий показатель «сбережение» счета использования располагаемого дохода текущие счета согласуются со счетами накопления. Первым счетом в этой группе является счет операций с капиталом. Этот счет характеризует стоимость нефинансовых активов, приобретаемых или продаваемых институциональными единицами-резидентами, а также показывает изменение чистой стоимости капитала и составляется по секторам экономики и как сумма секторов в целом по экономике.
Сальдо, возникающее между полученными и переданными трансфертами, показывается в ресурсной части счета операций с капиталом. Сбережение плюс сальдо капитальных трансфертов образует совокупный источник для финансирования инвестиционной деятельности институциональных единиц.
Балансирующей статьей этого счета являются показатели «чистое кредитование», или «чистое заимствование». Эта статья отражает объем финансовых средств, передаваемых между секторами на возвратной основе для финансирования капитальных вложений. Чистое заимствование показывает объемы кредитов, получаемых сектором от других секторов.
Кроме консолидированных и секторальных счетов (включая счета «Остального мира» для отображения финансово-экономических связей с зарубежным миром), в СНС предусмотрена группа счетов для некоторых экономических операций, среди которых важное место занимает счет товаров и услуг (табл. 2 ).
Таблица 2
Счет товаров и услуг
|
Ресурс
|
Использование
|
|
1. Выпуск товаров и услуг
2. Импорт товаров и услуг
3. Чистые налоги на продукты
|
4. Промежуточное потребление
5. Конечное потребление
6. Валовое накопление
7. Экспорт товаров и услуг
|
|
Итого ресурсов
|
Всего использовано ресурсов
|
|
|
Счет товаров и услуг входит в группу балансов ресурсов и использования. Этот счет предназначен для отражения всех операций с товарами и услугами. В счете товаров показывается, за счет чего формируются ресурсы товаров и услуг: за счет внутреннего производства и импорта. Со стороны использования показывается, как эти ресурсы востребованы. Дается количественная оценка промежуточного спроса и конечного спроса: конечное потребление, накопление и экспорт. Более развернутая характеристика показателей этого счета дается в таблицах ресурсов и использования. [2.C322]
Важное место в структуре новой версии СНС (1993) занимает межотраслевой баланс (МОБ), показывающий взаимосвязи между отраслями экономики. МОБ выполняет функцию детализации счетов производства, образования доходов, использования доходов и операций с капиталом на уровне отраслевых групп товаров и услуг. С его помощью проводится анализ важнейших экономических пропорций, изучаются структурные сдвиги в экономике, идентифицируются ключевые отрасли, дающие значительные импульсы для экономического роста, исследуется зависимость экономики страны от экспорта и импорта, моделируется влияние тех или иных программ на цены, производство, занятость и т.д. Для прогнозных расчётов развития экономики используются коэффициенты прямых и полных затрат на производство товаров и услуг, исчисляемые на основе МОБ.
СНС (1993) включает в себя также сателитные счета и системы показателей, разрабатываемые для анализа специальных проблем, связанных с окружающей средой, влиянием экологии на экономический рост, образованием, рынком труда, измерением благосостояния и т.п. В сателитных системах могут использоваться отличные от основной структуры СНС концепции и определения некоторых категорий, а также показатели в натуральных измерителях.
С учётом того, что некоторые счета подразделяются на субсчета, в новой версии СНС (1993) полная система счетов для секторов и экономики в целом включает более 80 счетов. Однако на практике ни в одной стране мира не составляется весь набор счетов и таблиц, предусмотренных международным методологическим стандартом. Система национальных счётов России в настоящее время включает в себя следующие элементы:
· счёт товаров и услуг;
· счета производства и образования доходов по отраслям;
· счета производства, образования доходов, распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов, использования располагаемого дохода, операций с капиталом для секторов «Домашние хозяйства», «Государственные учреждения» и экономики в целом в текущих ценах;
· показатели счетов производства, использования располагаемого дохода и операций с капиталом в сопоставимых ценах;
· показатели, характеризующие участие субъектов РФ в формировании ВВП России;
· показатели фактического конечного потребления в регионах РФ.[7.C420]
1.4. Методы исчисления валового внутреннего продукта и национального дохода
Центральный показатель СНС - валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП характеризует стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах (ценах конечного покупателя), произведенных резидентами данной страны за рассматриваемый период времени. ВВП называется валовым продуктом, так как в процессе оценки конечных результатов производственной деятельности не исключается размер потребления основного капитала. Если это сделать, то новый показатель называется чистым внутренним продуктом (ЧВП). Хотя теоретически ЧВП более адекватен задаче измерения конечных итогов общественного производства, в статистической практике предпочтителен ВВП, так как измерение величины потребления основного капитала связано с большими условностями.
Традиционная оценка ВВП и национального дохода (НД) производится тремя методами - производственным, распределительным и методом конечного использования.
Определение ВВП посредством суммирования добавленной стоимости с дополнительными коррективами, вызванными необходимостью перехода от основных цен к ценам конечного покупателя (рыночным ценам), называется производственным методом. Общая схема расчета такова:
ВВП = ВДС + НП - СП.
Где ВДС - валовая добавленная стоимость,
НП - налоги на продукты,
СП - субсидии на продукты.
Наряду с ВВП к числу важнейших макроэкономических показателей относится НД. Национальный доход - это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны. НД отличается от внутреннего продукта с точки зрения содержания и количественно.
С точки зрения содержания внутренний продукт (валовой или чистый) - это поток товаров и услуг, а национальный доход (валовой или чистый) - это поток доходов: оплата труда, прибыль (и смешанный доход), налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий на производство и импорт); доходы от собственности (полученные за вычетом переданных). В пределах страны при суммировании внутренних потоков доходов от собственности итог будет нулевой (т.е. величина полученных доходов равняется величине переданных доходов), и, следовательно, если рассматривать экономику страны в контексте ее взаимосвязей с мировой экономикой, то необходимо определить потоки доходов от собственности, пересекающие границу, а точнее, между резидентами и нерезидентами.
С количественной точки зрения НД отличается от внутреннего продукта на величину показателя «Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы» (разница между полученными первичными доходами из других стран и переданными аналогичными доходами другим странам). В российской официальной статистике используется понятие «Сальдо доходов от собственности, полученных от остального мира» являющееся приближенным к понятию «Сальдо первичных доходов, поступивших из-за границы». Если бы экономика страны была закрытой, то ВВП равнялся бы ВНД (из-за отсутствия потоков первичных доходов из-за рубежа и за рубеж). В случае открытости экономики совпадение входящих потоков первичных доходов могло происходить чисто случайно, так как обычно они не совпадают.
Национальный доход может быть исчислен не только на валовой основе (ВНД), но и на чистой, т.е. после вычета потребления основного капитала. На макроуровне сумма первичных доходов, исчисленных на валовой основе, до учета сальдо первичных доходов, поступивших из-за границы, формирует величину ВВП (так называемый распределительный метод), т.е.:
ВВП= ОТ+ВПЭ + ЧНПИ,
Где ОТ - оплата труда,
ВПЭ - валовая прибыль экономики,
ЧНПИ - чистые налоги на производство и импорт.
ВПЭ=ВДС - ОТ- ДНП,
Где ВДС - валовая добавленная стоимость,
ДНП - другие налоги на производство
А если к размеру показателя национального дохода добавить сальдо текущих трансфертов, поступивших из-за границы (разница между текущими трансфертами, полученными от других стран, и текущими трансфертами, переданными другим странам), то получим величину показателя национального располагаемого дохода (валового или чистого), т. е.:
ВНРД = ВНД +В-G
На стадии конечного использования ВВП определяется путем суммирования расходов на конечное потребление (КП), расходов на накопления (ВН) и чистый экспорт (ЧЭ) (экспорт за вычетом импорта товаров и услуг), т.е.:
ВВП = КП+ ВН + ЧЭ
В целом по стране конечное потребление называется национальным конечным потреблением. Оно состоит из:
а) расходов домашних хозяйств на конечное потребление;
б) расходов государственных учреждений (государственного управления) на конечное потребление;
в) расходов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Валовое накопление основного капитала, как указывается в СНС ООН 1993 г., представляет собой вложения средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем. При пересмотре СНС расширено понятие основного капитала за счет включения затрат на геологоразведочные работы, на создание и приобретение программного обеспечения ЭВМ и оригиналов литературных и художественных произведений. Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов (типа зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств и других видов основного капитала) за вычетом выбытия основного капитала. Валовое накопление основного капитала также состоит из затрат на улучшение непроизводственных активов и расходов в связи с передачей собственности на непроизводственные активы.
Изменение запасов материальных оборотных средств - это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. На практике этот показатель определяется как разница между стоимостью запасов материальных оборотных средств на конец и начало рассматриваемого периода (в случае достаточно заметной инфляции необходимо исключить влияние изменения стоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения ее в запасах).
Валовое накопление - это то, на что расходуется преобладающая часть источников финансирования инвестиционной деятельности. В то же время это часть валового внутреннего продукта, исчисляемого статистиками методом конечного использования. Другой объект вложений - земля и другие непроизводственные нефинансовые активы
В заключении хотелось бы представить взаимосвязь макроэкономических показателей, изображённых в виде таблицы: (Приложение 2)
Глава 2. Основные направления анализа СНС
2.1. Аналитические возможности СНС
Анализ - заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально-экономических процессов и их эффективности.
Анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить правильность проводимой экономической политики и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.
СНС по праву считается главной информационной системой мира. Ее разработка сопровождается огромными затратами труда и средств; без анализа полученной информации эффект всей предшествующей статистической работы в значительной степени утрачивается.
Национальные счета - один из наиболее совершенных и распространенных в мировой практике балансовых методов взаимосвязанной статистической характеристики развития экономики и ее результатов. СНС отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства. Наличие в СНС огромного объема взаимосвязанной информации о разных стадиях воспроизводственного цикла обеспечивает комплексность анализа, его глубину и многоаспектность.
В литературе о национальном счетоводстве, как правило, особо подчеркивается аналитический, прикладной характер СНС. Это качество явилось в определенной степени следствием самого процесса формирования СНС как результата развития теории макроэкономического анализа применительно к требованиям экономической политики.
Не случайно в определениях СНС подчеркиваются ее целостность и комплексность, отмечается, что СНС - это «способ описания… основных экономических явлений, которые составляют и характеризуют экономическую и финансовую жизнь нации в течении некоторого периода.
Следует отметить, что статистический анализ СНС должен проводиться при соблюдении определенных принципов. К таким принципам относятся: четкость в определении целей и задач анализа, методологическая сопоставимость показателей; логическая взаимосвязь между показателями в системе, характеризующими объект или процесс; комплексность и полнота их статистической характеристики. Соблюдение данных принципов наряду с применением методов статистического анализа обеспечивает достижение целей исследования субъектов и процессов экономики в соответствии с международной методологией учета и статистики.
2.2. Направления анализа показателей отдельных счетов
Счет производства: Этот счет лежит в основе всех других ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|