МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
Кафедра теории национальной и мировой экономики
Введение в мировую экономику
Отраслевая структура мирового хозяйства
Оглавление
1. Общее понятие структуры мировой экономики
2. Отраслевая структура современной промышленности
3. Топливно-энергетический комплекс в мировой экономике
4. Агропромышленный комплекс в мировой экономике
5. Транспортный комплекс мировой экономике
Тесты
1. Общее понятие структуры мировой экономики
Для понимания мировой экономики очень важно знать структуру мирового хозяйства. Мировое хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многочисленных, теснейшим образом связанных между собой, макроэкономических элементов. Это динамическая система, имеющая сложнейшую функциональную и территориально-производственную структуру, включающую отраслевые и межотраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и объединения. Соотношение между этими элементами представляет собой экономическую структуру мирового хозяйства. Структура мировой (национальной) экономики - это важнейшие пропорции в производстве и потреблении валового продукта. Экономическая структура, ее оптимальность имеет огромное значение для устойчивого и эффективного развития мировой экономики. Цель любой структуризации - показать соотношение различных звеньев хозяйственной системы.
Структура экономики, как национальной, так и мировой - многоплановое понятие, т.к. экономку можно структурировать, отталкиваясь от самых разнообразных критериев. Структура мировой экономики состоит из следующих крупных подструктур: отраслевая, воспроизводственная, территориальная и социально-экономическая, функциональная.
1. Воспроизводственная структура - это соотношение между различными видами использования производственного ВВП.
Воспроизводство - непрерывное повторение производственных циклов с постоянно улучшающимися показателями. В воспроизводственной структуре выделяются следующие части: потребление, накопление и экспорт - основные звенья воспроизводственной структуры. Если от ВВП на потребление идет 100%, то остальных звеньев уже быть не может, что является признаком значительных перекосов в структуре национальной экономики, социальных неурядиц, роста напряженности. Оптимальная воспроизводственная структура предполагает следующие пропорции: потребление - 70%, накопление - 25%, экспорт - 5%. За счет этих накоплений (в данном случае 25%) осуществляются новые инвестиции в экономику, развиваются определенные экспортно-импортные отношения и в стране отсутствует социальная напряженность.
2. Территориальная структура - соотношение экономики различных стран и территорий.
Территориальная структура говорит о том, каким образом распределена экономическая деятельность по территории страны или между странами во всем мире.
3. Социально-экономическая структура - это соотношение между различными социально-экономическими укладами.
Социально-экономический уклад - это специфический тип экономики, в основе которого лежит особый вид собственности. Существуют следующие уклады: родо-общинный (люди живут родами, общинами и нет частной собственности); феодальный (с наличием феодальной собственности); мелкотоварный (с преобладанием мелких лавочек, мастерских, ремесленных хозяйств); капиталистический (характерно крупное промышленное производство, частный капитал, монополии).
4. Функциональная структура - это соотношение мирного и военного производства.
Соотношение мирного и военного производства является очень важным для социально-экономического развития любой страны. Как свидетельствует мировой опыт, чем выше удельный вес военного производства, тем ниже удельный вес мирного производства и хуже экономическое положение данной страны. Военное производство в любых случаях - это вычет из общего благосостояния. Чем выше удельный вес военного производства, тем при прочих равных условиях, беднее страна и ниже жизненный уровень населения. Оптимальной долей военного производства является 1-2% ВВП, максимальной - 6%. По мере роста расходов на военное производство его отрицательное влияние на экономику страны увеличивается. Более высокий процент расходов на ВПК ведет страну к милитаризации и деградации мирного производства.
В истории очень немного стран, где военное производство превышало 6% ВВП. Ярким примером такой экономики являлся СССР, где расходы на военное производство к концу 80-х гг. превысили 25%. Сегодня значительные военные расходы являются тормозом экономического прогресса многих развивающихся стран. В конце 80-х гг. расходы на ВПК составляли 6%, в середине 90-х гг. - 3,5%, в конце 90-х гг. - 2,5% совокупного ВВП этих стран. Одновременно одним из уникальных факторов динамичного развития Японии является конституционное ограничение расходов на оборону. За послевоенный период оборонные расходы Японии не превышали 1% ВВП.
5. Отраслевая структура - это соотношение между различными отраслями в экономике.
Отраслевая структура экономики - совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в процессе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в расширенном воспроизводстве. В макроэкономическом анализе обычно выделяют пять основных групп отраслей: промышленность, сельское хозяйство (АПК), строительство, производственная инфраструктура, непроизводственная инфраструктура (сфера услуг). Каждая из названных базовых отраслей может подразделяться на укрупненные отрасли, отрасли и виды производства (например, промышленность подразделяется на обрабатывающую и добывающую).
Сельское хозяйство и добывающая промышленность образуют первичные отрасли; обрабатывающая промышленность и строительство (использующие первичное сырье) - вторичные отрасли; производственная и непроизводственная инфраструктура - третичные сектор.
Закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам, далее от капиталоемких отраслей к наукоемким производствам на базе высоких технологий. Соотношение между вышеназванными секторами постоянно менялось в пользу третичного, с точки зрения их вклада в создание ВВП и доли занятости населения. Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей», затем «вторичных», а в последний период -- «третичных отраслей». Так, до промышленных переворотов XVIII-XIX вв. в мировом производстве господствовала аграрная структура (первичный сектор), при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли были основным источником получения материальных благ. Во второй половине XIX в. - первой половине ХХ в. в экономически развитых странах сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности (вторичный сектор). Конец ХХ в. - начало XXI в. характеризуются ростом удельного веса третичного сектора. В настоящее время в мировой экономике существует тенденция к сокращению первичных отраслей, несколько медленнее снижается доля вторичных отраслей, удельный вес третичного сектора имеет устойчивую тенденцию к росту.
Сегодня в экономике развитых стран существенно выросла доля сферы услуг (включая торговлю, транспорт и связь). Она составляет более 80% в США, до 80% в Англии, более 70% Японии, около 70% в Канаде, более 60% в ФРГ, Франции, Италии, странах Бенилюкса. В структуре ВВП этих стран неуклонно снижалась доля сельского хозяйства: с 7% в 60-х гг. до 4% в 80-х гг. и 3% в конце 90-х гг. Доля промышленности составляет сегодня 25-30% ВВП развитых стран. Наряду с отмеченной долговременной тенденцией указанные сдвиги объясняются также тем, что под воздействием научно-технического прогресса произошло отпочкование от сельского хозяйства многих видов деятельности и обособление их в особые отрасли промышленности и сферы обслуживания. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности и торговли в агропромышленный комплекс, представляющий собой новый тип производственных связей.
Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля сельского хозяйства (6-10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран (2-4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих группах стран (25-40%) находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг (45-55% ВВП).
Таблица 1 - Примерная отраслевая структура экономики США и России
|
Отрасли
|
США
|
Россия
|
|
Промышленность
|
21%
|
30%
|
|
Сельское хозяйство
|
2%
|
7%
|
|
Строительство
|
4%
|
10%
|
|
Торговля
|
16%
|
17%
|
|
Транспорт и связь
|
6%
|
8%
|
|
Прочие отрасли (услуги)
|
51%
|
28%
|
|
|
100%
|
100%
|
|
|
Большая часть развивающихся стран характеризуется аграрно-сырьевой направленностью экономического развития. В отраслевой структуре ВВП развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20-35%). Доля промышленности в ВВП этих стран чаще всего небольшая (10-25%), причем оны выше главным образом в странах - экспортерах минерального сырья и топлива, тогда как доля обрабатывающей промышленности колеблется в пределах 5-15%.
2. Отраслевая структура современной промышленности
Промышленность -- главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.
Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга. Отрасль - это совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью перерабатываемого сырья, общностью технологических процессов и технической базы и профессиональными кадрами. Отраслевая структура промышленности характеризуется составом отраслей, их количественными соотношениями, выражающими определенные производственные взаимосвязи между ними.
Виды отраслей промышленности:
1. Функциональное назначение продукции:
- топливно-энергетическая промышленность (ТЭК);
- черная и цветная металлургия;
- машиностроение;
- химическая промышленность;
- лесная и деревообрабатывающая промышленность;
- легкая промышленность (текстильная, швейная обувная и пр. отрасли);
- пищевая промышленность.
2. Характер воздействия на предмет труда:
- добывающая промышленность;
- обрабатывающая промышленность.
Добывающие отрасли заняты добычей природного сырья (угля, торфа, природного газа и пр.); обрабатывающие отрасли заняты переработкой продукции добывающих отраслей промышленности или сельского хозяйства (металлургия, машиностроение, пищевая и машиностроительная промышленность). На обрабатывающую промышленность приходится ? промышленной продукции мира, в развитых странах - более 80%, в развивающихся - около 50%.
3. Экономическое назначение продукции:
- отрасли, производящие средства производства;
- отрасли, производящие предметы потребления.
4. Время возникновения отрасли:
- старые отрасли (каменноугольная, железорудная, металлургия, судостроение, текстильная и пр.);
- новые отрасли (автомобилестроение, производство пластмасс и химических волокон, электротехника и пр.);
- новейшие отрасли (микроэлектроника, вычислительная техника и пр.).
Отраслевая структура промышленности определяется следующими показателями:
- Удельный вес отрасли в общем объеме производства продукции.
Среди перечисленных показателей, с помощью которых определяется отраслевая структура промышленности, основным является показатель объема производимой продукции. Он позволяет более объективно судить не только о соотношении отраслей, но и об их взаимосвязях, динамике отраслевой структуры промышленности.
- Численность занятых в отрасли.
Определяя отраслевую структуру промышленности по показателю численности занятых, следует иметь в виду, что в этом случае будет получена несколько иная картина, не совсем точно характеризующая действительную долю отраслей в общепромышленном производстве: удельный вес более трудоемких отраслей будет завышен, и, наоборот, доля отраслей с высоким уровнем механизации и автоматизации окажется заниженной.
- Стоимость основных производственных фондов промышленности.
Отраслевая структура, исчисленная с помощью показателя стоимости основных фондов, главным образом отражает производственно-технический уровень отраслей промышленности.
В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и роль этой отрасли в экономике в целом. О прогрессивности структуры промышленности судят как по составу и удельному весу отраслей, входящих в промышленность, так и по тому, насколько совершенная внутриотраслевая структура той или иной отрасли промышленности.
3. Топливно-энергетический комплекс в мировой экономике
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в мировой экономике, т.к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. ТЭК состоит из топливной (нефтяная, угольная и газовая) промышленности и энергетики. ТЭК - это совокупность отраслей, снабжающих экономику энергоресурсами и находящихся на стыке добывающей и обрабатывающей промышленности.
Основными источниками энергии в современном мире являются нефть, уголь, природный газ, гидро- и атомная энергия. Доля всех остальных источников энергии вместе взятых (дров, торфа, энергии Солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальной энергии) невелика. Правда, в некоторых странах эти источники имеют существенное значение в энергоснабжении: дрова - в Финляндии, горячие термальные источники - в Исландии, горючие сланцы - в Эстонии. Структура потребления первичных энергоресурсов (ПЭР) в мировом хозяйстве выглядит следующим образом: нефть - 40%, твердое топливо - 28%, газ - 22%, атомная энергия - 9%, ГЭС и прочие нетрадиционные источники - 1%. В развитых странах доля нефти в общем потреблении ПЭР составляет 45%; угля - 26%, газа - 23%. Рост потребления природного газа, особенно при выработке электроэнергии, стимулируется тем, что это экологически более чистое топливо. Доля АЭС, ГЭС и других источников составляет 6%. В развивающихся странах ведущую роль в потреблении энергоресурсов сохраняет уголь - 42%; второе место занимает нефть - 39%; третье место принадлежит газу - 14%. Доля энергии АЭС, ГЭС и невозобновляемых источников составляет 5%. В России в структуре потребления последние годы быстро росла доля газа (49%), при заметном снижении доли нефти (30%) и угля (17%). Доля АЭС, ГЭС и других источников в структуре потребления составляет 4%. Как считают специалисты, в период до 2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6-1,7 раза. Доля энергии АЭС, ГЭС и других не превысит 6%. При этом лидирующую роль сохранит нефть, на втором месте останется уголь и на третьем - газ. Тем не менее, в структуре потребления доля нефти упадет с 39,4% до 35% при росте доли газа с 23,7% до 28%. Несколько снизится доля угля с 31,7% до 31,2%.
Географически потребление энергии в мировом хозяйстве складывается следующим образом: развитые страны - 53%; развивающиеся страны - 29%; СНГ и страны Восточной Европы - 18%.
Нефтяная промышленность. Нефть занимает лидирующие позиции на мировом рынке топлива. Крупнейшими производителями нефти являются Саудовская Аравия, Россия, США, Иран. На страны члены ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия - всего 11 государств) приходится 42% добываемой нефти. Основными экспортерами нефти на мировой рынок кроме стран-членов ОПЕК (65%) являются Россия, Великобритания, Мексика и Ирак, крупнейшими импортерами - США, Китай, Япония, страны ЕС.
Территориальный разрыв между важнейшими районами добычи и переработки нефти обусловливает огромные масштабы морских перевозок нефти. Транспортировка осуществляется в нефтеналивных судах (танкерах), по железной дороге и нефтепроводам. Основная часть мощностей нефтеперерабатывающей промышленности сосредоточена в развитых странах, в том числе в США - 21%, в Западной Европе - 20%, Японии - 6%. На долю России приходится 17%. Главные направления ее международных морских грузопотоков начинаются в портах Персидского залива и идут к Западной Европе и Японии. К числу важнейших грузопотоков относятся Карибское море (Венесуэла, Мексика) - США, Юго-Восточная Азия - Япония, Северная Африка - Западная Европа.
Газовая промышленность. Мировая добыча газа постоянно растет. Для роста потребления газа сложились весьма благоприятные условия: дешевизна добычи, наличие значительных разведанных запасов, удобство использования и транспортировки, экологическая чистота. Особенно активно идет использование газа для выработки электроэнергии в развитых странах. Основными производителями газа являются Россия (22%), США (19%), страны ОПЕК (13%) и Западной Европы (12%). Крупнейшие производители газа одновременно являются и его потребителями, поэтому на экспорт идет только около 15%. Крупнейшим экспортером газа является Россия (около 30% мирового экспорта), Нидерланды, Норвегия и Алжир. Главные импортеры газа - США, Япония, Германия, Франция и Италия.
Угольная промышленность. Мировая добыча угля начала снижаться в середине 90-х гг. К числу крупнейших угледобывающих стран относятся Китай, США, Австралия, ЮАР, Россия. Эти же государства являются и крупнейшими экспортерами угля, а импортерами - Япония, Южная Корея, страны ЕС.
Электроэнергетика. За последние годы выросла выработка электроэнергии. К числу крупнейших производителей электроэнергии относятся США, Япония, Китай, Россия, Канада, Германия и Франция. На долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся стран - 22%, стран с переходной экономикой - 13%. В России и других странах-членах СНГ выработка электроэнергии снизилась. В структуре мирового производства электроэнергии 62% приходится на тепловые электростанции, 20% - гидроэлектростанции, 17% - атомные электростанции и 1% - на использование альтернативных источников энергии (геотермальные, приливные, солнечные, ветровые электростанции). Производство и потребление электроэнергии растет быстрее, чем общее производство и потребление первичных энергоресурсов.
В условиях НТП выросла роль атомной энергии в топливно-энергетическом балансе всемирного хозяйства (разработка этого источника сдерживается его небезопасностью для окружающей среды). Все более важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время АЭС действуют в 32 странах (около 140 атомных реакторов). Атомная энергетика хорошо оснащена сырьем (ураном). К числу главных производителей урана относится Канада, Австралия, Намибия, США, Россия. Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают значительного увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС) -- по крайней мере в ближайшие 10 лет. Нехватка средств, обусловленная чрезвычайно малым притоком заказов после аварии на Чернобыльской АЭС, заставляет сейчас производителей атомного энергетического оборудования работать в режиме строжайшей экономии и постоянного наращивания эффективности операций. Современная ситуация сильно отличается от 70-х годов, когда мощности атомной промышленности мира были полностью загружены. В Северной Америке и Западной Европе приток заказов на новые АЭС практически равен нулю. Такое же положение сложилось со строительством новых АЭС и в России. При этом существует значительная потребность в модернизации существующих станций, в том числе и в странах Восточной Европы. Только в Восточной Азии, в частности в Республике Корея, Китае и Тайване, ощущается действительная заинтересованность в строительстве новых АЭС, но разработка соответствующих проектов требует много времени и часто затягивается по причине возрастающего давления со стороны защитников окружающей среды. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте, а удельные капиталовложения вдвое выше. К концу ХХ в., по некоторым расчетам, доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, составит 15%, а к концу 2020-2030 гг. - 30%, что потребует значительного увеличения добычи урана.
На нетрадиционные (альтернативные) источники электроэнергии приходится около 1% мировой выработки. К ним относятся: геотермальные электростанции (США, Филиппины, Исландия), приливные электростанции (Франция, Великобритания, Канада, Россия, Индия), солнечные электростанции и ветроэнергетические установки (Германия, Дания, США). В отличие от атомной энергетики использование возобновляемых источников энергии находит полную поддержку со стороны общественности всех промышленно развитых стран из-за их экологической чистоты и безопасности. По ряду технологий получения возобновляемых источников энергии за последние 10 лет произошел, значительный прогресс, а некоторые из них находятся в стадии коммерциализации и выхода на широкий энергетический рынок. Это, прежде всего, относится к разработкам по солнечным электростанциям, которые могут быть конкурентоспособными при производстве электроэнергии в отдаленных районах, а также для покрытия пиковых нагрузок. Некоторый вклад в производство электроэнергии может дать энергия ветра, геотермальных вод и биомассы. Однако для выхода на широкий энергетический рынок последних требуется перевести достижения HИОKP в данной области на практические рельсы, устранить существующие барьеры на рынке возобновляемых источников энергии, а усилия НИОКР сосредоточить на раскрытии полного потенциала новых технологий в данной области.
4. Агропромышленный комплекс в мировой экономике
Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. чел. экономически активного населения (41% экономически активного населения мира), в том числе в развитых странах - всего 22 млн. чел., в странах с переходной экономикой - 32 млн. чел, в Китае - 450 млн. и в развивающихся странах - около 600 млн. чел. По доле занятых в этой отрасли среди ЭАН или по доле сельскохозяйственной продукции в ВВП судят об общем уровне развития экономики страны. На основании данных показателей различают аграрные, индустриальные, индустриально-аграрные, постиндустриальные страны. Когда-то доля сельского хозяйства в ВВП многих стран мира была не просто преобладающей, но достигающей таких величин, как 60-80%. Сегодня в развитых странах доля сельскохозяйственной продукции в ВВП колеблется в пределах 2-10%, а уровень занятых - 2-5%. Например, в США доля сельского хозяйства составляет 1% ВВП, в отрасли задействовано 4% ЭАН при этом страна производит такой гигантский объем сельскохозяйственной продукции, который позволяет удовлетворять потребности не только почти 300 млн. американцев, но и еще 100 млн. чел. за рубежом, поскольку США являются крупным экспортером продукции. В России доля сельского хозяйства в ВВП составляет 5%, а доля занятых в отрасли - 14%.
В 60--70-е годы ХХ в. в мировом сельском хозяйстве (сначала в наиболее развитых капиталистических странах, прежде всего в США) начался технологический сдвиг, который получил название «агропромышленная интеграция». Агропромышленная интеграция является новой формой объединения предприятий, отличной от объединений в промышленности и сфере услуг, ее главная особенность состоит в ее межотраслевом характере, в том, что она означает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики -- промышленности и сельского хозяйства. Агропромышленная интеграция - организационное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики -- промышленности и сельского хозяйства. В известной степени агропромышленная интеграция преодолевает специфический характер сельскохозяйственного производства (подверженность природно-климатическим факторам, трудность предварительного планирования, прогнозирование веса и объема производимых овощей, фруктов и других сельхозпродуктов), включая сельское хозяйство в общий процесс промышленного производства. Интеграция отражает реально установившуюся в обществе взаимозависимость сельскохозяйственного и промышленного производства и в то же время еще больше усиливает эту взаимозависимость, создавая экономический, коммерческий механизм, стабильно обеспечивающий промышленность сельскохозяйственным сырьем.
Агропромышленная интеграция логически и исторически ведет к созданию агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс (АПК) -- это сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей, спаянных интеграционными, т.е. тесными, стабильными, долговременными производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности. Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.
В составе АПК выделяются три сферы (группы отраслей):
1. Сельское хозяйство, состоящее из растениеводства и животноводства.
Это главное звено АПК, дающее ? продукции АПК, сосредоточившее 2/3 его основных производственных фондов и рабочей силы.
2. Отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя.
К третьей сфере относятся пищевая промышленность; холодильное, складское, специализированное транспортное хозяйство; торговые и другие предприятия и организации, общественное питание.
3. Отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства.
К этой сфере относятся тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для пищевой промышленности; агрохимия (производство минеральных удобрений и микробиологическая промышленность); комбикормовая промышленность; система технического обслуживания сельского хозяйства; мелиоративное и сельское строительство.
В развитых странах доля сельского хозяйства в АПК занимает относительно меньшее место и по стоимости продукции, и по численности занятых в этой сфере. В развитых странах неуклонно растет доля второй сферы АПК и снижается удельный вес собственно сельскохозяйственного производства. В результате сельское хозяйство США дает 1% ВВП, в нем занято 4% работающих, тогда как весь АПК поставляет 18% ВВП и в нем занято около 20% рабочей силы страны. В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства в структуре АПК значительно выше, чем в странах Запада, что отражает слабое развитие переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе пищевой промышленности. Так, в АПК России занято около 30% работающих, в том числе в сельском хозяйстве - 14%, а доля этой отрасли в ВВП составляет 7%. В развивающихся странах преобладает традиционное потребительское (или мелкотоварное) сельское хозяйство. Традиционный сектор представлен сотнями миллионов мелких наделов, продукции с которых хватает в основном на пропитание крестьянкой семьи. Господствует примитивное земледелие, при котором основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Не менее 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие. Вместе с тем во многих развивающихся странах сложился высокотоварный сектор, представленный плантациями некоторых тропических и субтропических культур (кофе, какао, чай, натуральный каучук, бананы, сахарный тростник, бананы и др.), но плантационный сектор ориентирован скорее на экспорт, чем на внутренний рынок.
Сельское хозяйство практически всех стран мира состоит из двух крупных отраслей: растениеводства (производство полевых культур (рис, рожь, кукуруза, фасоль, горох) и плодовых культур (виноградарство, садоводство, овощеводство, производство тропических культур)) и животноводства (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, коневодство, верблюдоводство и пр.). В структуре мирового хозяйства доли растениеводства и животноводства примерно равны, но животноводство является преобладающим в странах с развитой экономикой, а растениеводство - в развивающихся. Соотношение между этими отраслями изменяется пользу животноводства. Так, в Швеции и Финляндии на долю животноводства приходится 75-80% валовой продукции сельского хозяйства, в США - около 55%, во Франции - 53%. Исключением являются средиземноморские страны, в том числе Италия, где данная отрасль производит 40-42% сельскохозяйственной продукции, что во многом определяется недостаточно благоприятными для животноводства природными условиями.
5. Транспортный комплекс мировой экономике
Транспорт - это особая сфера производства, которую включают в третичный сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает нового продукта, не изменяет его свойства и качество. Продукцией транспорта является перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Доля транспорта в ВВП стран мира колеблется от 6% до 15%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение пассажиров и грузов, различают железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный и электронный виды транспорта. Оценку уровня развития транспортной системы страны проводят с помощью следующих основных показателей: длины (протяженности) транспортной сети, ее густоты (определяется как соотношение длины путей к единице площади территории или к числу жителей), доли того или иного транспорта в общем грузо- и пассажирообороте. Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во многом определяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких, как Япония) большое место в грузообороте и пассажирских перевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Западная Европа).
Мировая транспортная система - это совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств мирового хозяйства. Она сформировалась в ХХ в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых, развивающихся стран и региональные транспортные системы.. В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми его видами. В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1-2 видами (в 30 странах мира отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер), низкий технически уровень (на железных дорогах сохраняется паровая тяга, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков).
Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первой место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения. На региональную систему стран-членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.
Наибольшую длину имеют железные дороги США, России, Китая, Индии и Австралии. В ряде развитых стран (Японии, Франции, Италии, Германии, США) действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более 200 км/час. По длине электрифицированных дорог первое место в мире занимает Россия. Морской транспорт является самым дешевым видом транспорта. Он обеспечивает 2/3 внешнеторговых перевозок в мире. Треть всех судов плавает под флагами развитых стран, еще треть - под «дешевыми» флагами развивающихся государств (в станах «дешевого» флага ниже налоги на регистрацию судна, дешевле наем команды и т.д.), но принадлежит судоходным компаниям развитых государств. Воздушный транспорт - самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта. Крупнейший парк самолетов сконцентрирован в США, Канаде, Франции, Австралии и Германии.
Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: сокращается сеть железных дорог, растет длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится и сети трубопроводов большого диаметра. В США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог.
Ведущие тенденции развития мировой транспортной системы:
- Формируется контейнерная система перевозок (в них перевозится около 40% грузов).
- Широкое распространение получают интермодальные перевозки (в которых участвуют два и более видов транспорта).
Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов.
- Создание транспортных коридоров (объединяют на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран).
В Европе создано девять транспортных коридоров. По территории России проходят два транспортных коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (МТК №1); Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (№2); Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Кишинев - Бухарест (№9). Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.
Тесты
1. Общей закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв. снижение в ВВП доли сельского хозяйства и рост удельного веса добывающей промышленности.
2. Функциональная структура экономики - это соотношение между различными видами использования производственного ВВП.
3. В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития существенно выросла доля сферы услуг (третичного сектора) и уменьшилась доля сферы материального производства (первичного и вторичного секторов).
4. При определении отраслевой структуры промышленности ведущим показателем является численность занятых в отрасли.
5. Промышленность -- главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта.
6. В структуре мирового производства электроэнергии на атомные электростанции приходится примерно 17%.
7. В ближайшее десятилетие ожидается значительное увеличение заказов на строительство АЭС.
8. В структуре сельского хозяйства наибольший удельный вес принадлежит животноводству.
9. Агропромышленная интеграция - организационное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики -- промышленности и сельского хозяйства.
10. В странах с переходной экономикой доля собственно сельского хозяйства в структуре АПК значительно ниже, чем в экономически развитых странах.
11. В развивающихся странах транспорт представлен практически всеми его видами.
12. В последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта.
Различия
1. Наиболее оптимальная воспроизводственная структура характеризуется:
А. Потребление составляет 50% ВВП, накопление 25%, экспорт - 25%.
Б. Потребление составляет 90% ВВП, накопление 5%, экспорт - 5%.
В. Потребление составляет 70% ВВП, накопление 25%, экспорт - 5%.
Г. Потребление составляет 70% ВВП, накопление 5%, экспорт - 25%.
2. Наиболее объективно об отраслевой структуре экономики позволяет судить следующий показатель:
А. Численность занятых в отрасли.
Б. Удельный вес отрасли в общем объеме производства продукции.
В. Стоимость основных производственных фондов промышленности.
Г. Уровень общественного разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства.
3. Для отраслевой структуры мировой промышленности на современном этапе характерны следующие тенденции:
А. Снижение доли добывающих отраслей.
Б. Возрастание доли и значения добывающих отраслей.
В. Снижение доли сферы услуг.
Г. Переход от материалоемких отраслей к капиталоемким.
4. По степени приоритетности структура потребления первичных энергоресурсов (ПЭР) в России выглядит следующим образом:
А. Газ, нефть, уголь, АЭС и ГЭС.
Б. Нефть, уголь, газ, АЭС и ГЭС.
В. Нефть, газ, уголь, АЭС и ГЭС.
Г. Уголь, нефть, газ, АЭС и ГЭС.
5. В структуре АПК развивающихся стран наибольший удельный вес принадлежит:
А. Отраслям промышленности, поставляющим средства производства для сельского хозяйства.
Б. Собственно сельскому хозяйству.
В. Отраслям, занятым переработкой сельскохозяйственной продукции.
Г. Доли всех отраслей АПК равны.
6. В большинстве развитых странах в общем объеме продукции сельского хозяйства на долю животноводства приходится:
А. менее 40%.
Б. 40-50%.
В. 50-80%.
Г. Все ответы неверны.
7. К «первичным отраслям» экономики относят:
А. Сельское хозяйство и добывающую промышленность.
Б. Промышленность и строительство.
В. Сфера услуг.
Г. Сельское хозяйство и строительство.
8. Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран на рубеже XX-XXI вв. явилось превращение _______________ сферы в преобладающую часть их экономики:
А. Производственной.
Б. Непроизводственной.
В. Добывающей.
Г. Обрабатывающей.
9. На сегодняшний день по территории России проходит _________ международных транспортных коридора (МТК).
А. Два.
Б. Три.
В. Четыре.
Г. Пять.
10. Самым дешевым видом транспорта является:
А. Воздушный.
Б. Железнодорожный.
В. Морской.
Г. Автомобильный.
11. Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся на ______________ уровне экономического развития по отраслевой структуре экономики:
А. Разном.
Б. Примерно одинаковом.
В. Сравнимом.
Г. Не сопоставимом.
|