29
Содержание
Введение
1. Экономическое положение КНР
1.1. Общая характеристика экономики Китая
1.2. Этапы развития китайского хозяйства
2. Место Китая в мировой экономике
2.1. Современная экономическая ситуация
2.2. КНР в мировых связях
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.
Китай -- одна из крупнейших держав мира. На его территории проживает свыше 21% населения всего мира. Внутри валовый продукт Китая в 90-х годах этой достиг американского уровня и по подсчётам Мирового банка в 2010 г. выйдет на первое место в мире. Китай занимает одно из ведущих мест в мировой торговле. В 2002 году общий объем экспорта и импорта Китая составил более 500 миллиардов долларов.
В декабре 2001 года Китай вступил во Всемирную торговую организцию. Решение о приеме - результат долгих консультаций Пекина с другими членами организации об открытии китайских рынков для иностранных товаров и услуг.
Китай занимает первое место в мире по производству угля, изделий текстильной промышленности, а по производству электроэнергии -- второе. По абсолютным размерам 26 видов продукции Китай вошел в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная промышленность, аэрокосмическая, автомобилестроение.
Экономическое развитие Китая непременно будет успешным и привлекающим внимание всего мира, заявил в эксклюзивном интервью корреспондент агентства Синьхуа лауреат Нобелевской премии по экономике 1980 года, профессор Пенсильванского университета Лоуренс Клейн.
Цель данного реферата проанализировать место Китая в мировой экономике.
1. Экономическое положение КНР
1.1. Общая характеристика экономики Китая
Внушительные успехи, достигнутые в КНР за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. Составной частью стратегии китайских преобразований является политика открытости внешнему миру. Внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым условием модернизации страны.
В декабре 1978 года III пленум ЦК Коммунистической Партии Китая перенёс основное внимание работы партии на экономическое строительство, в 1982 году XXII съездом партии была принята стратегия осуществления модернизации общества, рассчитанная на три этапа:
1 этап - увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства к 2000 году, добиться среднего достатка жизни народа. Эта задача была решена досрочно в 1995 году.
2 этап - поднять Китай до уровня среднеразвитой страны (по международным параметрам) к 2021 году.
3 этап - к 2049 году (100-летие КНР) превратить Китай в современную высокоразвитую державу[12, С.242].
Реформа внешнеторгового регулирования
Одной из приоритетных основ высоких темпов экономического роста Китая, по свидетельству многих аналитиков, является использование политики ускоренной индустриализации и экспортной ориентации страны.
Либерализация системы внешней торговли в Китае -- это долговременный процесс, допускающий возможность тактических отступлений. Китайское правительство никогда не стремилось добиться благосклонности международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров и услуг. Разумная протекционистская защита национальных производств является неотъемлемой частью индустриальной политики КНР.
Этот достаточно высокий уровень протекционистской защиты китайского рынка вызывал недовольство западных стран, и они долгое время отказывали Китаю в возможности стать членом ВТО (Всемирная Торговая Организация).
Переговоры о вступлении в вышеозначенную организацию начались ещё в 1986 году, а членом ВТО КНР стала лишь в 2001 году.
С тех пор стране удалось создать положительный имидж, выполняя обязательства члена ВТО.
В Американской торговой палате в Китае отмечают, что важными показателями ответственного подхода китайского правительства к реализации своих обязательств стали снижение таможенных тарифов и открытие доступа на финансовый рынок и в другие сферы.
Согласно статистике, общий уровень таможенных тарифов Китая снизился с 15,6 процента в 2000 году до 10,6 процента в 2004 году. Средняя тарифная ставка на автомобили, например, снизилась до 43,8 процента уже в первом году после вступления страны в ВТО. С 1 июля 2006 года, как ожидалось, она снизилась до 25 процентов.
До 2001 года банковский бизнес, рынок ценных бумаг, туризм и образование - сферы, фактически недоступные иностранным инвесторам. Сегодня в Китае действуют около 200 коммерческих структур иностранных банков из 20 стран и районов мира. Более 80 из них занимаются операциями в юанях. Кредитовые остатки в этих структурах превысили 20 млрд. американских долларов.
Кроме того, только за первые три года членства была произведена ревизия более чем 2300 законов и нормативных актов Китая с целью внесения поправок или аннулирования в соответствии с правилами ВТО.
В свою очередь за годы членства удвоился внешнеторговый оборот Китая. В январе-ноябре 2004 года данный показатель достиг рекордной отметки в 1 трлн. долларов. То же самое и с зарубежными инвестициями. К концу октября 2004 года в Китае открыты более 250 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Китаем фактически освоено 550 млрд. долларов иноинвестиций.
Валютное регулирование
Денежная единица Китая - юань (ренминби) = 10 джиао = 100 фен[2,C.400]. По данным курса валют ЦБ от 5.12.2009 составлял 4.27676 рубля и 0.139232 долларов.
Росту объёмов внешней торговли в последние годы во многом способствовали изменения в режиме валютного регулирования. В 1994 году была отменена множественность курсов юаня. Официальный курс стал устанавливаться на основе рыночного, формирующегося во вновь созданной системе межбанковских торгов. Для государственных предприятий и внешнеторговых компаний была отменена прежняя практика валютных отчислений, и теперь вся экспортная выручка должна полностью продаваться уполномоченным государственным банкам. Одновременно с этим был либерализован доступ к покупкам валюты: для этого китайским компаниям достаточно представить в банк импортный контракт и копию соответствующей лицензии. Несколько ранее, с начала 1992 года, право на покупку валюты в государственных банках получили китайские физические лица, отправляющиеся за рубеж.
В совокупности все эти обстоятельства позволили китайскому правительству объявить в конце 1996 года о переходе к конвертируемости юаня по текущим операциям. Унификация валютного курса в 1994 году де-факто означала существенную девальвацию юаня, но вслед за этим его курс в 1994-1998 годах оставался стабильным на уровне 8,2 - 8,3 юаня за 1 доллар). В последние годы КНР стала обладателем вторых по размерам в мире (после Японии) валютных резервов. Только за далёкий 1997 год они увеличились на 34,9 млрд. долларов (до 139,9 млрд. долларов, т.е. на 33 с лишним процента), а на конец следующего за ним 1998 года достигли отметки в 145 млрд. долларов (т.е. увеличились ещё минимум на 3,5%)[8,C.633].
Постоянно поддерживается положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям. В результате китайское хозяйство продемонстрировало устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. Контролируемая «открытость экономики» показала свои преимущества в условиях кризисных явлений в финансовой сфере мирового хозяйства.
Структура притока капитала и внешнего долга
В области привлечения в экономику КНР иностранного капитала достижения политики открытости бесспорны.
Таблица №1: Привлечение иностранных инвестиций в экономику КНР, млрд. долларов.
|
Годы
|
Всего
|
Иностранные кредиты
|
Прямые инвестиции
|
Прочие инвестиции
|
|
1979 - 1982
|
12,46
|
10,69
|
1,17
|
0,60
|
|
1983
|
1,92
|
1,07
|
0,64
|
0,28
|
|
1984
|
2,71
|
1,29
|
1,26
|
0,16
|
|
1985
|
4,65
|
2,69
|
1,66
|
0,29
|
|
1986
|
7,26
|
5,01
|
1,87
|
0,37
|
|
1987
|
8,45
|
5,81
|
2,31
|
0,33
|
|
1988
|
10,23
|
6,49
|
3,19
|
0,55
|
|
1989
|
10,06
|
6,29
|
3,39
|
0,38
|
|
1990
|
10,29
|
6,53
|
3,49
|
0,27
|
|
1991
|
11,55
|
6,89
|
4,37
|
0,30
|
|
1992
|
19,20
|
7,91
|
11,01
|
0,28
|
|
1993
|
38,96
|
11,19
|
27,52
|
0,26
|
|
1994
|
43,21
|
9,27
|
33,77
|
0,18
|
|
1995
|
48,41
|
10,33
|
37,74
|
0,35
|
|
1996
|
55,27
|
12,67
|
42,35
|
0,25
|
|
|
По данным таблицы - государство сумело добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 80-е годы. Период 90-х годов характеризуется резким возрастанием объёмов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 80-х годах прошлого столетия пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 90-х годов ведущую роль стали играть иностранные инвестиции.
Внешний долг КНР по данным за 2004 год достиг отметки в 248,93 млрд. долларов (для сравнения в 1998 году он составлял 131,0 млрд. долларов, в 1988 году - 42,4 млрд. долларов) и составляет 15% от ВВП страны и 48% от общего объёма экспорта. По данному показателю в рейтинге стран с наибольшим внешним долгом (долг нерезидентам, подлежащий выплате в иностранной валюте; развитые страны из этого рейтинга были исключены составителями) занимает первое место, опережая лидировавшую двумя годами ранее в этом списке Бразилию[8,С.30].
Достаточно благоприятной представляется структура долга: почти 85% его общего объёма приходится на средне- и долгосрочные кредиты. Предпочтение отдаётся займам международных финансовых организаций (Всемирный банк, Азиатский банк развития и т.д.) и займам иностранных правительств. Проценты по таким долгам сравнительно низкие, а сроки погашения достаточно велики. Такие средства, как правило, привлекаются для инвестирования проектов в сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте, т.е. в капиталоёмких отраслях с длительным сроком окупаемости вложений.
Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике
К середине 90-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в своё время от Китая (Гонконг - особый административный район Китая с 1997 года, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объёма прямых инвестиций в экономику КНР.
Этот потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных вложений. Её характерная черта - предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высокорискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала с одной стороны, и углубления рыночных реформ - с другой стороны, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путём лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счёт распространения аналогичных условий на китайские предприятия. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки. Специальные льготы получают, прежде всего, предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли были разрешены только в нескольких городах наиболее развитого приморского пояса Китая.
Зоны совместного предпринимательства
Зона свободного предпринимательства -- часть территории страны, на которой разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются "мягкие" режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма. Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций[13,С.248].
В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны -- Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.
В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь -- самая быстро развивающаяся зона: в 1980--2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.
Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) -- Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу -- находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники. В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) -- одной из крупнейших аптечной сети в Китае.
1.2. Этапы развития китайского хозяйства
Большой интерес представляет специфика китайского варианта системных реформ. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Тем не менее за последние два десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать трансформационного спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения[8,С.235].
Китайские реформы: универсальные тенденции и специфические особенности
Наиболее характерная черта китайских системных экономических реформ состоит в постепенности, градуализме этого процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные временные интервалы. Формы хозяйственной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на форсированное насаждение этих форм в принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное вызревание из самой ткани реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке -- в пределах отдельных регионов, отраслей или даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации очевидным образом ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность. Все это, однако, отнюдь не свидетельствует, что китайские реформы носят более «мягкий» характер, чем, скажем, реформы в России. Напротив, в случае необходимости китайское руководство действует достаточно жестко и напористо. Об этом свидетельствует, в частности, практика «урегулирований» экономики -- так в Китае обычно называют антиинфляционную стабилизационную политику. В периоды «урегулирований» правительство решительно ужесточает бюджетную и денежную политику, ограничивает масштабы потребительского и инвестиционного спроса, вводит ограничения во внешнеэкономической сфере. Вследствие этого всплески инфляции в Китае в 80--90-е гг., хотя и происходили регулярно, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15--20%.
Возможности для последовательной реализации курса реформ существуют благодаря асинхронности темпов экономических и политических преобразований. Вопрос о необходимости демократизации, политических реформ за последние два десятилетия ставился в КНР неоднократно, но реально (особенно после студенческих волнений в мае--июне 1989 г.) политические преобразования свелись к некоторому усилению законодательной ветви власти и расширению рамок дозволенного в средствах массовой информации. Вопрос о демонтаже самих основ политической системы в КНР не только не ставится, но, напротив, сохранение и укрепление ныне действующих институтов сильной государственной власти считается залогом успешного реформирования экономики. Благодаря использованию традиционных для социалистических стран форм жесткого политического и идеологического контроля современному руководству КНР удается проводить в жизнь многие весьма непопулярные мероприятия экономических реформ, которые в условиях более плюралистической политической системы легко могли бы привести к проявлениям массового недовольства.
Возникающая в ходе реформ социальная напряженность купируется за счет не только политического прессинга, но и умелого идеологического обеспечения проводимых преобразований. Сохранение оболочки социалистической идеологии, т.е. фактически -- привычной для нескольких поколений системы ценностей, позволяет смягчить психологический эффект нововведений, не допустить ситуации, когда реформы наносят психологическую травму старшим поколениям, порождают у них чувство напрасно прожитой жизни. В то же время новые, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся таким образом привычными и доступными большинству населения. При этом идеологическое обеспечение реформ не остается неизменным, оно эволюционирует по мере развития рыночной экономики. С течением времени на первый план в официальной пропаганде постепенно выходят установки не столько социалистического, сколько патриотического плана. Населению внушается чувство гордости по поводу успехов китайской экономики, усиления позиций Китая на мировой арене. Пропагандируется тезис о том, что на этапе быстрой структурной трансформации экономики необходимы национальная консолидация, социально-политическая стабильность. Ускорение экономического роста могло быть достигнуто и за счет перемещения трудовых ресурсов из аграрного сектора в формирующийся индустриальный. Причем обилие и дешевизна рабочей силы позволяли создавать промышленные производства, уже изначально ориентированные на экспорт, обладающие ценовой конкурентоспособностью на мировых рынках. Все эти факторы во многом предопределили специфику китайского варианта системных преобразований. В отличие от указанных выше стран у Китая были возможности создавать частный сектор экономики не только и не столько на базе государственного сектора, сколько наряду с ним, т.е. не путем приватизации уже существующих государственных предприятий, а за счет возникновения негосударственных укладов в ходе первичной индустриализации.
Реформы на селе
Реформы в Китае начались с фактической деколлективизации сельского хозяйства, причем надо отметить, что она происходила в достаточной мере спонтанно. Официальные установки конца 70-х гг. предусматривали лишь определенную рационализацию существовавших на селе форм хозяйствования. Но на деле призывы руководства страны к реформам привели к лавинообразному сдвигу в производственных отношениях в деревне. Распад существовавшей с конца 50-х гг. системы «народных коммун» происходил столь быстро, что власти сочли за благо возглавить этот процесс.
Земельные участки стали передаваться крестьянским дворам в аренду на правах семейного подряда. Крестьяне теперь должны были реализовывать фиксированную часть урожая государству по твердым ценам, а оставшейся продукцией они могли распоряжаться по своему усмотрению. Сроки семейного подряда в начале 80-х гг. обычно составляли 3--5 лет, но уже вскоре было разрешено продлевать их до 15 лет и более. Если в конце 1980 г. система семейного подряда охватывала не более 20% крестьянских хозяйств в Китае, то в 1983 г. -- уже 94,2%, а в 1984 г. -- 96,5%.
Быстрым оказался и положительный эффект от проведённых на селе преобразований. Всего за шесть первых лет реформы (1978--1984 гг.) валовой сбор зерновых в Китае увеличился с 304,8 до 407,3 млн т. Уже к середине 80-х гг. было достигнуто равновесие на рынках сельскохозяйственной продукции, проблема дефицита продуктов питания утратила актуальность. Если к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности, то во второй половине"80-х гг. проблема насыщения минимальных потребностей в продовольствии и одежде была решена уже для 95% сельского и практически всего городского населения.
Не менее важно и то, что успешная аграрная реформа привела в действие новый механизм индустриализации -- через создание непосредственно в сельской местности так называемых волостных и поселковых предприятий. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города, и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян. Общее число волостных и поселковых предприятий в Китае увеличилось с примерно 6 млн на конец 1984 г. до 24 млн на начало 1998 г., а число занятых на них за этот период выросло с 52 до 130 млн человек. Иными словами, за последние полтора десятка лет такие предприятия аккумулировали половину избыточных трудовых ресурсов деревни. За это время в стране возникло более 50 тыс. новых поселков и малых городов. Ныне на долю волостных и поселковых предприятий приходится около 1/3 ВВП Китая, а их доля в национальном промышленном производстве достигает 50%. На таких предприятиях производится Широкий спектр товаров как потребительского, так и инвестиционного назначения: 1/2 изделий из шелка и трикотажа; 3/4 кожаной обуви; 95% кирпича и черепицы; 40% цемента и угля. Доля продукции волостных и поселковых предприятий в экспорте страны увеличилась с 4,5% в 1985 г. до 38% в 1997 г.
Структура прав собственности
Процесс развития волостных и поселковых предприятий достаточно точно отражает общую ситуацию в структуре отношений собственности, присущих современной китайской экономике. Как и предприятия в крупных городах, они подразделяются с точки зрения отношений собственности на множество видов: государственные (центрального или провинциального и местного подчинения), коллективные, находящиеся в индивидуальной собственности, частные (с числом наемных работников более восьми человек), акционерные, с иностранными инвестициями.
В целом можно сказать, что структура прав собственности в народном хозяйстве КНР остается достаточно неопределенной. Очень велика роль различного рода переходных и смешанных форм. Например, в уставных капиталах акционерных обществ, как правило, значительное место занимают государственные средства, а формально коллективные предприятия волостной и поселковой промышленности нередко фактически являются частными предприятиями местных административных функционеров. Поэтому резкое противопоставление государственного и частного секторов в условиях современного Китая практически неприменимо. Скорее представляется возможным говорить о разграничении государственного сектора, с одной стороны, и негосударственных укладов -- с другой.
В то же время следует сказать, что высокие темпы экономического развития в последние десятилетия были обеспечены за счет хозяйственной активности именно негосударственных предприятий. Об этом свидетельствует сопоставление данных о темпах прироста производства в государственном и негосударственном секторах промышленности (табл. 2). Если применительно к периоду 80-х гг. более динамичное развитие в негосударственных секторах еще можно объяснить «эффектом новизны» (рост тем значительнее, чем меньше исходная база), то сравнение данных за 90-е гг. явно говорит о наличии у негосударственных укладов определенных экономических преимуществ по сравнению с государственным сектором. Различия в темпах экономической динамики по секторам привели к крупномасштабным сдвигам в институциональной структуре промышленного производства: доля государственного сектора в валовой продукции промышленности уменьшилась с 77,6% в 1978 г. до 28,5% в 1996 г., а доля негосударственных секторов соответственно увеличилась с 22,4 до 71,5%.
|
Таблица 2. Темпы прироста промышленности КНР, %
|
|
Промышленность
|
1979 г.
|
1980 г.
|
1990 г.
|
1995 г.
|
|
В целом
Государственный сектор
Негосударственный сектор
|
8,8
8,9
8,4
|
9,3
5,6
22,2
|
7,8
3,0
12,7
|
21,5
8,4
26,6
|
|
|
Государственный сектор в Китае
В государственной собственности остается около 350 тыс. промышленных предприятий, в том числе более 15 тыс. крупных и средних предприятий в таких стратегических, капиталоемких отраслях, как нефтегазовая промышленность, черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение и т.д. На государственных предприятиях занято более 120 млн человек, а это большая часть трудоспособного населения в крупных городах Китая. На государственный сектор по-прежнему приходится львиная доля централизованных бюджетных инвестиций.
Реформы в государственном секторе промышленности до середины 80-х гг. заключались главным образом в попытках увеличить хозяйственную самостоятельность предприятий. Им были предоставлены права на свободную реализацию внеплановой продукции (а затем и части плановой); на более гибкое, чем раньше, установление отпускных цен; на автономный выбор поставщиков и потребителей и т.д. Теоретической основой такого подхода послужила концепция «отделения права собственности от права хозяйствования»: при формальном сохранении государственной собственности предприятия должны были получить относительную свободу во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом.
Пополнение оборотных средств предприятий с 1983 г. стало происходить за счет банковских кредитов. Вместо прежней системы обязательных отчислений от прибыли с 1984 г. предприятия должны были уплачивать налоги в бюджеты разных уровней. С 1987 г. в государственной промышленности начала внедряться (по примеру преобразований в деревне) система «подрядной ответственности»: предприятия должны были заключать с вышестоящей организацией договоры на определенный объем производства и сумму налоговых отчислений. В 1993 г. был взят курс на создание «системы современных предприятий», главным образом за счет превращения государственных предприятий в акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью.
Но говорить об успехах реформ в государственном секторе пока не приходится. Происшедшее расширение самостоятельности предприятий действительно усилило их заинтересованность в получении прибыли. Сложнее обстоит дело с ответственностью за результаты хозяйствования. На протяжении 90-х гг. не менее 1/3 всех государственных промышленных предприятий были убыточными, а временами этот показатель достигал почти половины их общего числа. Однако в случае неплатежеспособности перспектива банкротства государственным предприятиям, как правило, не грозит, они искусственно поддерживаются за счет бюджетных субсидий и банковских кредитов. В результате свойственная прежней хозяйственной системе среда «мягких бюджетных ограничений» в ходе реформы государственного сектора так и не была устранена. Государственная собственность все больше используется в качестве источника повышения благосостояния руководителей и работников предприятий (быстрыми темпами, вне связи с ростом производительности, увеличиваются фонды потребления -- растут заработная плата, премиальные выплаты и т.д.), а средства этих предприятий нередко перекачиваются в распоряжение частных фирм, контролируемых руководителями предприятий. В последний раз о необходимости решительных реформ в государственном секторе было заявлено на XV съезде КПК в сентябре 1997 г. В настоящее время предполагается, что государство должно сохранить собственность или стратегический контроль над 2--3 тыс. крупных предприятий в ключевых отраслях промышленности и инфраструктуры. Остальные крупные и средние предприятия должны быть акционированы, а более 300 тыс. небольших государственных предприятий будет разрешено сменить форму собственности. Планируется расширить зону экспериментов с банкротствами, слияниями и поглощениями государственных предприятий. В стране создается сеть центров занятости для увольняемых работников, развивается система единого персонифицированного пенсионного учета для рабочих и служащих.
2. Место Китая в мировой экономике
2.1. Современная экономическая ситуация
Китай - индустриально-аграрная страна. При населении страны в 1 млрд. 313 млн. человек (каждый пятый житель нашей планеты - китаец) показатель ВВП на душу населения составляет 1470 USD, а совокупный объём ВВП страны - 1932 млрд. USD[7,С.150]. За годы реформ народное хозяйство Китая приобрело динамичный характер; к концу 80-х удвоен объем валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Получила развитие космическая, авиационная, атомная, нефтехимическая и радиоэлектронная промышленность. Традиционно развитые отрасли - текстильная (1-е место в мире по выпуску тканей, хлопчатобумажных, шерстяных), угольная, черная металлургия. По количеству промышленных предприятий, по числу занятых на них Китай занимает 1-е место в мире. Около половины продукции производят мелкие предприятия. Крупная индустрия сосредоточена главным образом в приморских районах. Добыча угля (свыше 1,14 млрд т. в год), нефти (144 млн. т, 5-е место в мире). По производству электроэнергии (820 млрд. кВт*ч., главным образом на ТЭС, работающих на угле) Китай на 4 месте в мире. Развита отрасль - машиностроение, выплавка цветных металлов, производство бытовой техники. Китай на 1-м месте по производству велосипедов (свыше 3 млн. шт. в год).
Среднегодовой прирост реального ВВП в период с 1994 по 2004 год составил 9,1 % и является пятым в мире показателем среди стран с самым высоким уровнем экономического роста в этот период, а темпы роста за все годы реформ - примерно 5 - 7 % в год[7,С.20].
Из данных таблицы видно, что величина заметно колебалась, достигнув своего максимума в 1994 году, а уже спустя 4 года приблизившись к своему минимальному значению, зафиксированному в 1978 году[8, С.622].
|
Таблица 3. Динамика экономических показателей КНР, %
|
|
Год
|
Прирост
ВВП
|
Инфляция
|
Год
|
Прирост
ВВП
|
Инфляция
|
|
1977
|
7,8
|
2,0
|
1987
|
11,6
|
7,3
|
|
1978
|
11,7
|
0,7
|
1988
|
11,3
|
18,5
|
|
1979
|
7,6
|
2,0
|
1989
|
4,1
|
17,8
|
|
1980
|
7,8
|
6,0
|
1990
|
3,8
|
2,1
|
|
1981
|
5,2
|
2,4
|
1991
|
9,2
|
2,9
|
|
1982
|
9,1
|
1,9
|
1992
|
14,2
|
5,4
|
|
1983
|
10,9
|
1,5
|
1993
|
13,5
|
13,2
|
|
1984
|
15,2
|
2,8
|
1994
|
12,6
|
21,7
|
|
1985
|
13,5
|
8,8
|
1995
|
10,2
|
14,8
|
|
1986
|
8,8
|
6,0
|
1996
|
9,7
|
6,1
|
|
|
1997
|
8,8
|
0,8
|
|
|
Циклический характер экономического роста
Экономическое развитие КНР в 80--90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Объем ВВП увеличился более чем в 5,5 раза, производство на душу населения -- более чем в 4,4 раза (в 90-е годы -- более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трех десятилетий (1952--1978 гг. -- 6,1%, цены 1952 г.). По темпам экономического роста КНР превосходила все развивающиеся страны в два-три раза (табл.4).
Таблица №4. Темпы экономического роста КНР (текущие валютные курсы, долл. 1995 г.)
|
Страны и территории
|
1981--1990
|
1991--1999
|
|
КНР
|
9,1
|
10,3
|
|
Сянган
|
--
|
3,8
|
|
Тайвань
|
--
|
6,2
|
|
Развивающиеся страны
|
2,3
|
4,4
|
|
|
Источник: World economic and social survey. UN. 2000.
Резкие ускорения прироста ВВП обычно сопровождаются явлениями «перегрева» экономики и скачками инфляции. Для ее обуздания власти вынуждены периодически прибегать к «урегулированию» экономики -- мерам ограничительной финансовой политики. В результате рост цен замедляется, но платой за это является сопутствующее замедление темпов экономического роста. Периоды ускорений и урегулирований следуют один за другим, формируя определенную циклическую тенденцию.
Предварительные результаты, казалось бы, свидетельствовали об успехе выбранной линии и о том, что власти КНР научились воздействовать на факторы циклической динамики. Подавление инфляции заняло на этот раз больше времени, чем в конце 80-х гг.; но к концу 1996 г. темпы роста цен в годовом исчислении снизились до однозначных показателей, а темпы экономического роста остались на уровне, близком к 10% в год. В этой связи в конце 1996 г. правительство официально объявило о достижении «мягкой посадки».
Однако последующие события показали, что такой вывод был преждевременным. Дефляционные эффекты жесткой финансовой политики, угнетающие экономический рост, оказались более долговременными, чем ожидалось, и в 1997--1998 гг. при снижении инфляции сначала до нуля, а затем и до отрицательных показателей происходило дальнейшее замедление темпов прироста ВВП.
В первой половине 1998 г. прирост ВВП едва превышал 7% в годовом исчислении, тогда как по планам властей он не должен был опускаться ниже отметки 8% (считается, что при меньших показателях роста в экономике Китая не будет создаваться достаточного числа рабочих мест для абсорбации трудовых ресурсов).
В течение 1998 г. приоритетом макроэкономической политики стал новый «разогрев» хозяйственной конъюнктуры за счет смягчения денежной политики и осуществления крупных государственных инвестиций в инфраструктурные проекты. Это вполне укладывалось в ставшую уже привычной картину циклической динамики.
Причины такого рода цикличности можно обнаружить как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. На микроуровне они связаны, прежде всего, с отставанием реформы государственных предприятий от темпов рыночной перестройки по другим направлениям.
В рамках прежней, административно-командной системы в КНР, как и в других социалистических странах, сложился специфический механизм распределения инвестиционных ресурсов через «торга» между звеньями административной системы. Обязывая предприятия выполнить определенное плановое задание, управленческий орган мог опираться как на силу политико-административного авторитета, так и на свои возможности предоставить предприятию дополнительные ресурсы.
Но на деле предприятие, обладающее реальной информацией о своих производственных возможностях, всегда могло сослаться на нереальность плана, срыв выполнения которого был бы невыгоден и органу управления.
В ходе согласования интересов предприятия требовали увеличения выделяемых сверху ресурсов, а вышестоящий орган -- больших результатов в обмен на эти ресурсы. Понятно, что позиции предприятия в процессе «торгов» тем лучше, чем больше исходный объем предоставляемых ресурсов, а поэтому предприятия заинтересованы в его завышении.
К тому же инвестиционная деятельность предприятия слабо увязывалась с конкретными результатами его работы: доходы от реализации не накладывали жестких ограничений на расходы предприятий, государственная собственность гарантировала им выживание вне зависимости от прибыльности.
В итоге предприятия склонны до бесконечности форсировать спрос на капиталовложения, так как они не сталкиваются с инвестиционным риском -- угрозой банкротства в результате осуществления неудачных проектов.
2.2. КНР в мировых связях
В механизме экономического роста Китая большую роль сыграла открытая внешнеэкономическая политика, которая идёт по линии отстаивания своих позиций в международном разделении труда. Основным элементом связей КНР является внешняя торговля, которая за годы реформ имела достаточно высокие темпы роста - около 16 % в год, при этом объём внешней торговли вырос более чем в 15 раз.
Таблица №5: Внешняя торговля КНР, млрд. USD[7,С.151].
|
Годы
|
Экспорт
|
Импорт
|
Внешнеторговый оборот
|
Баланс
|
|
1987
|
39,4
|
43,2
|
82,6
|
- 3,8
|
|
1988
|
47,5
|
55,2
|
102,7
|
- 7,7
|
|
1989
|
52,5
|
59,1
|
111,6
|
- 6,6
|
|
1990
|
62,1
|
53,4
|
115,5
|
8,7
|
|
1991
|
71,9
|
63,8
|
135,7
|
8,1
|
|
1992
|
85,0
|
80,6
|
165,6
|
4,4
|
|
1993
|
91,8
|
104,0
|
195,8
|
- 12,2
|
|
1994
|
121,0
|
115,7
|
236,7
|
5,3
|
|
1995
|
148,0
|
132,1
|
280,9
|
16,7
|
|
1996
|
151,1
|
138,8
|
289,9
|
12,3
|
|
1997
|
182,7
|
142,4
|
325,1
|
40,3
|
|
2004
|
325,6
|
295,2
|
620,8
|
30,4
|
|
2006
|
593,0
|
561,0
|
1154,0
|
32,0
|
|
|
Из приведённой таблицы видно, что объём внешней торговли в КНР увеличился с 20,6 млрд. долларов в 1978 году до 1154 млрд. долларов в 2006 году, и соответственно Китай переместился по этому показателю с 32-го на одно из лидирующих мест в мире ...........
Страницы: [1] | 2 |
|