Кафедра международной экономики
Контрольная работа
по дисциплине:
Международная экономика
Тема: Международное сотрудничество в рамках ООН
План
1. Общая характеристика международных экономических организаций. Особенности и характер экономической деятельности ООН
2. Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
3. Деятельность основных подразделений системы органов ООН и специализированные учреждения ООН
4. Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН
5. Участие Украины в международных экономических организациях
Задачи
Список использованной литературы
1. Общая характеристика международных экономических организаций. Особенности и характер экономической деятельности ООН
Международные экономические отношения (МЭО), помимо правовых аспектов (международные договоры, соглашения, кодексы, хартии и т.д.) и иных составляющих, включают также инструменты их реализации, а именно: образование и обеспечение деятельности соответствующих международных экономических организаций, направленной на достижение целей мирового развития.
В настоящее время приоритет в МЭО по-прежнему сохраняется за внешнеторговыми отношениями (80% всего объема МЭО), в которых теперь все более преобладает принцип свободной торговли. Это проявляется в отмене количественных ограничений импорта, снижении таможенных пошлин, создании свободных экономических зон, общих рынков и т. д.
Для реализации этих отношений создавались и создаются различные торгово-экономические блоки, зоны свободной торговли и другие формирования. Среди наиболее известных действующих ныне региональных организаций можно назвать: ЕС, ЕАСТ, НАФТА, АТЭС, «Меркосур», а также ОЭС-ЭКО - организацию экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (Иран, Пакистан, Турция); СААРК - Южно-азиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал); Андский пакт - Торговое соглашение Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии; ЮЭМОА - Западне африканский экономический и валютный союз (Кот-дИвуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали); САДК - Южно-африканский комитет развития (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве).
Глобализация МЭО обусловливает появление межрегиональных международных организаций, например: ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти, основанная в 1960 г. и состоящая из 13 стран трех континентов); ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, состоящая из 24 стран четырех континентов) и др.
Однако главную роль в глобализации МЭО, в частности внешнеторговой деятельности, в настоящее время играет ряд учреждений системы Организации Объединенных Наций (ООН).
Организация Объединенных Наций (ООН) была создана в 1945 г. и является всеобъемлющей международной организацией, объединяющей 185 суверенных государств.
ООН непосредственно осуществляет свою деятельность в сферах экономического, социального и политического развития стран, содействует формированию благотворной, стабильной и благоприятной среды межгосударственного сотрудничества.
К основным целям международного экономического сотрудничества относятся:
развитие экономического и социального прогресса, обеспечение высокого уровня жизни всех стран и народов;
определение и использование наиболее прогрессивных международных экономических отношений, основанных на справедливости, общности интересов, взаимном сотрудничестве между всеми государствами;
развитие международных связей и сотрудничества для решения межгосударственных экономических и социальных проблем;
достижение сотрудничества в научно-технических, промышленно-производственных и социальных областях на основе равных преимуществ, совершенствования взаимных интересов и выгоды для всех государств;
обеспечение ускоренного развития и экономического роста стран, особенно развивающихся;
достижение более прогрессивных, рациональных и справедливых внешнеэкономических отношений, содействие совершенствованию структуры мировой экономики;
создание необходимых условий для интенсивного экономического сотрудничества между всеми нациями и народностями;
развитие и поощрение международного сотрудничества и межгосударственных экономических связей, содействие коллективной безопасности на основе соблюдения суверенного экономического, социального и политического равенства государств.
Совершенствуя принципы и основные идеи, направленные на развитие международных экономических отношений, ООН реализует важнейшие функциональные аспекты, в числе которых особую актуальность приобретает исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием экономики в мире, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов.
Важной функциональной сферой деятельности ООН является также разработка перспективных форм и методов партнерства между промышленно развитыми и развивающимися странами с учетом степени их экономического развития.
Приоритетное значение в ООН имеет формирование плодотворной и продуктивной международной экономической среды, содействующей достижению прогресса в процветании и стабильности развития стран мира, эффективной интеграции развивающихся стран в систему международной торговли.
ООН оказывает содействие обеспечению неотъемлемого права выбора каждой страной своей экономической системы развития, владения, использования и эксплуатации всех своих природных богатств и ресурсов, а также расширению научно-технической деятельности промышленно развитых и развивающихся стран для мобилизации национальных ресурсов на достижение экономического развития.
Особое значение сейчас приобретает функциональный аспект ООН, связанный с обеспечением дальнейшей интеграции стран в сферах развития аналитической и нормативной деятельности для разработки перспективной экономической и социальной политики в мире.
В процессе осуществления функциональной деятельности, направленной на исследование проблем влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых отношений, ООН содействует достижению стабильного финансового развития сфер национальных экономик различных стран, совершенствованию международных экономических связей на основе взаимной выгоды, равных преимуществ и предоставления режима наибольшего благоприятствования. ООН способствует неуклонному развитию мировой экономики путем разработки приоритетных подходов и мер, отвечающих требованиям промышленно развитых и развивающихся стран, что соответствует глобальным мировым экономическим позициям и условиям.
Важное место в деятельности ООН занимает функциональный аспект, связанный с разработкой перспективных форм и методов партнерства между странами. При этом особое значение имеет разработка положений и процедур международных соглашений по предоставлению финансово-экономических преференций развивающимся странам, либерализации внешнеэкономических связей и их расширению.
Особое значение имеют функциональные действия ООН в области формирования плодотворной и продуктивной международной экономической деятельности стран. В связи с этим разрабатываются важные меры по повышению ответственности государств за содействие установлению систематического доступа ко всем создаваемым товарам и услугам по выгодным, справедливым и устойчивым ценам, способствующим таким образом приоритетному развитию мировой торговли. Обеспечению либерализации и постоянно возрастающему расширению мировой торговли под патронажем ООН содействует реализация координационных возможностей и усилий, направленных на справедливое решение проблем в сфере международной торговли, диверсификации экспорта товаров и услуг, достижения дополнительных выгод в торговле для каждой из стран, значительного увеличения их валютных поступлений, ускорения темпов роста и совершенствования торговли с учетом требований их развития, улучшения возможностей для участия в расширении мировой торговли посредством существенной рационализации условий доступа на рынки товаров и услуг, установления справедливых, выгодных и стабильных цен на международных рынках. Системному продвижению международной торговли способствует влияние ООН на процессы, содействующие свободному выбору каждым государством форм организации своих внешнеэкономических отношений с учетом развития многосторонних соглашений, отвечающих международным обязательствам и потребностям межгосударственного экономического сотрудничества.
Важную роль в деятельности ООН имеет функциональный аспект, связанный с содействием обеспечения неотъемлемого права выбора каждой страной системы своего экономического развития, владения, использования и эксплуатации всех, се природных ресурсов и богатств. Для реализации этого принципиального направления ООН разрабатывает аналитические и нормативные основы законодательных гарантий формирования и применения ресурсного потенциала стран, полной мобилизации и рационального использования всех имеющихся ресурсов.
Важнейшей функцией ООН является координация проблем, связанных с формированием и реализацией мировых инвестиций, созданием необходимых условий для их развития в сферах международного предпринимательства. ООК способствует созданию реальной основы для либерализации деятельности в области прямых иностранных инвестиций, поддержки тенденций к проведению открытой инвестиционной политики во многих странах мира, содействующей развитию рыночных отношений.
2. Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Формирование и реализация приоритетного функционального потенциала Организации Объединенных Наций находит непосредственное отражение в деятельности международных организаций, действующих и развивающихся в рамках ООН:
ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию, учрежденная в 1964 г. и действующая под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН;
ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет ООН;
КНТР - Комиссия по науке и технике в целях развития;
ЮНИДО - Организация ООН по промышленному развитию, учрежденная в 1966 г.;
МТЦ - Международный торговый центр;
ПРООН - Программа развития Организации Объединенных Наций;
ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций;
ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности, учрежденная в 1967 г., и др.
Организационная структура ООН
Секретариат ООН - трете основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Секретариат - это административно-исполнительный орган, который обслуживает нормальное функционирование других звеньев ООН.
В большей степени он работает на экономические службы ООН.
В целом все эти организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем.
В них во многом создается правовое пространство, в рамках которого происходить взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.
3. Деятельность основных подразделений системы органов ООН и специализированные учреждения ООН
ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель деятельности организации - оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.
Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе.
Конференция - высший руководящий орган ЮНКТАД - проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе.
В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов - функциональных комиссий, а также отвечает за обеспечение работы КНТР - вспомогательного органа ЭКОСОС ООН.
ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат, расположенный в Женеве (Швейцария) и насчитывающий около 400 сотрудников, входит в состав Секретариата ООН. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 50 млн. долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых странами-донорами, странами-бенефициарами, а также некоторыми организациями в ориентировочном годовом объеме 24 млн. долл.
В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями, в том числе с: ДЭСВ (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам), ПРООН, а также с группой Всемирного банка, МВФ и др. Кроме того, вне ООН сотрудничество осуществляется с широким кругом таких организаций, как ОЭСР, различные региональные группировки и проч.
ЮНКТАД проводит оперативную деятельность по следующим основным программным направлениям:
1. Глобализация и стратегия в области развития.
В этом направлении решается ряд следующих задач:
изучение тенденций мировой экономики и оценка их влияния на процесс развития;
анализ макроэкономической политики в контексте взаимозависимости стран и секторов экономики;
анализ конкретных проблем развития и успешного опыта их решения для использования развивающимися странами, осуществляющими переход к рыночной экономике;
изучение вопросов, связанных с финансовыми потоками и задолженностями, а также оказание помощи развивающимся странам в регулировании долговых отношений;
предоставление информации по вопросам торговли и развития, а также расширение банка данных.
2. Международная торговля товарами, услугами и сырьем.
Задачами этого направления являются:
содействие развивающимся странам в устойчивом развитии путем предоставления им помощи для реальной интеграции в международную торговую систему;
укрепление экспортного потенциала стран на основе анализа влияния на торговлю и развитие определенных международных соглашений;
поощрение диверсификации производственной деятельности развивающихся стран, зависящих от сырьевого сектора, и оказание им помощи в управлении торговыми рисками;
содействие комплексному решению проблем торговли, окружающей среды и развития путем координации этой деятельности;
анализ и оказание помощи странам по совершенствованию законодательной и политической основы деятельности в области конкуренции.
3. Инвестиции, технологии и развитие предприятий.
Это направление связано с решением следующих задач:
анализ общих тенденций прямых иностранных инвестиций и их влияния на торговлю, технологии и развитие стран, а также изучение последствий этого влияния;
изучение политики и механизма реализации поддержки процесса развития микро-, малых и средних предприятий;
генерирование политики поощрения развития технологического потенциала и инновационной деятельности развивающихся стран, а также передачи им технологий;
проведение обзоров информации по научно-технической и инновационной политике для определения возможных вариантов действий стран;
содействие развивающимся странам в стимулировании улучшения инвестиционного климата;
поддержка развития предпринимательства и инновационных программ подготовки кадров в развивающихся странах.
4. Инфраструктура услуг для развития и эффективность торговли.
В этом направлении решаются задачи:
помощь развивающимся странам в повышении эффективности их сферы услуг, обеспечивающей поддержку торговли посредством программ технического сотрудничества;
поддержка разработки национальной политики и правового обеспечения по развитию инфраструктуры услуг для содействия развитию, упрощению и повышению эффективности торговли;
содействие расширению торговли путем облегчения доступа к электронной информационной технологии через глобальную сеть соответствующих центров;
помощь в развитии новых видов услуг для облегчения доступа неформальному сектору и микропредприятиям к кредитным ресурсам;
помощь развивающимся, не имеющим выхода к морям, а также островным государствам в устранении препятствий, связанных с высокими транспортными издержками.
5. Наименее развитые, не имеющие выхода к морям и островные страны. Данное направление связано с решением следующих задач:
координация работы по проблемам наименее развитых стран и оказание им технической помощи в интересах развития торговли;
оценка экономических и социальных показателей этих стран в контексте международных и внутренних условий;
содействие осуществлению ряда международных программ, принятых в последние годы по этим странам;
Помимо программных направлений, отмеченных выше, ЮНКТАД проводит также деятельность в сфере технического сотрудничества.
ЮНИДО создана в 1966 г. как автономный орган ООН для содействия промышленному подъему в развивающихся странах. Организация содействует промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также по секторам промышленности.
Для достижения своих целей организация осуществляет исследовательско-аналитическую деятельность, разработку региональных стратегий развития и программ, организует проведение конференций и публикации по вопросам своей компетенции, оказывает техническую помощь развивающимся странам. Участниками ЮНИДО в настоящее время являются около 150 государств. Прием в члены организации открыт для всех стран, разделяющих ее принципы. Кроме того, в ее работе могут участвовать субъекты, имеющие статус наблюдателей. Организация расположена в Вене (Австрия).
Главными руководящими органами ЮНИДО являются: Генеральная конференция ЮНИДО (Конференция), Совет по промышленному развитию (Совет) и Секретариат. Помимо этого, для оказания помощи Совету учрежден Комитет по программным и бюджетным вопросам.
Деятельность ЮНИДО осуществляется в соответствии с программой ее работы и бюджетами.
В процессе выполнения своих функций ЮНИДО решает следующие основные задачи:
содействие расширению и ускорению индустриализации развивающихся стран, в частности модернизации их отраслей промышленности;
координация и контроль деятельности учреждений ООН по линии промышленного развития;
создание новых и проработка существующих концепций и подходов к реализации промышленного развития на всех уровнях, а также обобщение результатов исследований в этой области;
поощрение и оказание помощи странам в разработке программ развития и планов индустриализации в государственном, кооперативном и частном секторах экономики;
содействие контактам развивающихся и промышленно развитых стран в части компетенции организации;
помощь развивающимся странам в комплексном и полном использовании имеющихся местных ресурсов для производства товаров на внутренний и внешний рынки;
организация распространения и обмена информацией по всем аспектам промышленного развития;
содействие передаче промышленных технологий из развитых стран развивающимся и между последними;
поддержка программ подготовки кадров для промышленности развивающихся стран;
помощь в создании и деятельности институциональной инфраструктуры для предоставления правовых и консультативных услуг промышленности;
помощь по просьбам правительств развивающихся стран в доступе к внешним финансовым ресурсам для реализации отдельных промышленных проектов.
Решая свои задачи на глобальном, региональном и национальном уровнях, ЮНИДО сотрудничает со многими учреждениями системы ООН, а также с межправительственными, правительственными и неправительственными организациями вне этой системы. Результаты многолетней деятельности организации воплощены в многочисленных международных соглашениях, реализация которых позволяет ускорять промышленный подъем развивающихся стран и их интеграцию в мировую экономику.
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) была образована в 1947 г. со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). ЕЭК является межнациональным форумом, на котором достигается взаимная договоренность и согласие в процессах формирования и выполнения общих направлений деятельности стран, реализации их совместной политики.
Главная цель ЕЭК - создание необходимых условий для взаимопонимания, согласования и гармонизации коллективных действий в области политики и практического ее достижения в странах - членах этой международной организации.
В основе деятельности ЕЭК лежат следующие принципы:
обеспечение систематической работы всех структурных органов, регулярного проведения рабочих совещаний, конференций и семинаров по важнейшим проблемам, представляющим особый интерес для мирового сообщества;
согласование приоритетных проектов и программ, содействие прогнозным исследованиям и координации деятельности по их выполнению;
недопущение дублирования в совместной деятельности и при принятии общих усилий для реализации поставленных целей,
достижение взаимосвязи и взаимообусловленности между ООН и региональными объединениями и организациями, действующими вне ее системы, обеспечение их устойчивого развития.
ЕЭК реализует следующие основные функциональные аспекты деятельности:
содействие экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;
обеспечение проведения совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономическими, политическими и социальными сферами стран;
подготовка и проведение конвенций, согласование и адаптация норм и стандартов в областях экономики, техники, технологии и окружающей среды в целях поощрения международной кооперации и координации деятельности в региональных объединениях стран;
развитие и использование экономических и социальных возможностей национального роста стран путем совершенствования работы в области окружающей среды, промышленности, энергетики, транспорта и торговли, а также во многих областях повседневной жизни населения;
поощрение совершенствования и рационализации переходных процессов стран Восточной и Центральной Европы в систему рыночных отношений, содействие их участию и объединению в европейскую и глобальную мировую экономику;
организация подготовки и проведения конференций, симпозиумов и совещаний межправительственных групп и групп экспертов, учебных семинаров и практикумов;
формирование информационной базы и обеспечение необходимой документацией всех взаимосвязанных структурных органов;
координация деятельности центральных органов ООН, специализированных и европейских учреждений, правительственных и межправительственных организаций.
Наряду с приоритетными направлениями деятельности, связанными с экономическими и статистическими исследованиями, промышленностью и технологией, энергетикой и транспортом, окружающей средой, ЕЭК занимается также решением проблем сельского хозяйства, международной торговли, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, вопросами населенных территорий.
Аналитическая деятельность ЕЭК основывается на обмене опытом и информацией между странами, в которой исследуется и обосновывается положение дел в каждой конкретной технической, социальной и экономической области, что находит отражение в научно-практических публикациях.
Деятельность ЕЭК, связанная с подготовкой и проведением международных конвенций, разработкой соответствующих программ и проектов, стандартов и норм, содействует развитию процессов гармонизации и координации практической деятельности, улучшению организационно-экономических связей между странами.
В настоящее время Европейская экономическая комиссия ООН активно поддерживает и развивает партнерские отношения с Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также с такими субрегиональными организациями, как Содружество Независимых Государств, Центрально-европейская инициатива, Черноморское экономическое сотрудничество, которые в свою очередь ориентируют ЕЭК на совершенствование ее видов деятельности в экономической, социальной, политической и культурной областях.
4. Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН
Глобальные проблемы носят всеобщий, универсальный характер. Универсальность и глобальность проблем связана с тем, что они касаются всех стран земного шара независимо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств.
Глобальные проблемы оказывают все большее воздействие на социально-экономическое развитие стран в негативном аспекте и могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств мира. Глобальные проблемы, как правило, определяются ходом развития всего человечества, характером совершенствования производительных сил современного общества. Многие глобальные проблемы являются важным элементом современных международных экономических отношений, и все больше становятся их неотъемлемой частью.
К числу глобальных проблем относятся следующие:
сохранение мира и превращение гонки вооружения ради экономического развития и построения процветающих обществ;
вынужденная миграция больших масс людей, обусловленная локальными военными конфликтами, появление особой категории населения - беженцев;
дальнейшее развитие прав человека путем усиления личной и экономической свободы;
продовольственная проблема и меры по ее решению, особенно в Африке, Азии и Латинской Америке;
преодоление загрязнения окружающей среды, угрожающего самой жизни на земле, и решение экологической проблемы, которая охватывает практически все географические районы мира;
укрепление социально-экономической деятельности различных структур ООН, а также некоторых других международных организаций.
Для решения глобальных проблем нужны определенные предварительные предпосылки, к числу которых можно отнести следующие.
Во-первых, необходимо создание конкретных условий для развития и укрепления мировой экономики путем сокращения военных расходов, ежегодная сумма которых составляет около 1 трлн. долл. При этом 25% всех НИОКР пока еще направлено на военные цели.
Во-вторых, целесообразно обеспечить экономическую стабильность и равенство экономических возможностей для всех. Для этого необходимо перестроить и повысить эффективность международных экономических отношений путем постоянного экономического роста, снижения инфляции и безработицы, обеспечения стабильности товарообмена и более открытого доступа на мировые рынки, установления справедливых мировых цен, принятия эффективных мер для стран, строящих рыночную экономику, осуществления шагов, направленных на снижение бремени внешней задолженности развивающихся стран, увеличения помощи со стороны развитых стран Запада и международных организаций на нужды развития отсталых стран Африки, Азии и Латинской Америки, расширения сотрудничества. В сфере международных экономических отношений необходима сближение национальных хозяйств, унификация экономического законодательства в соответствии с нормами международного права, повышение уровня социальной защиты населения. Кроме того, для решения всех указанных глобальных проблем большое значение имеет сотрудничество международных организаций (ООН, Европейского союза, международных кредитно-финансовых институтов) с отдельными странами, которые заинтересованы в решении этих проблем в рамках своих национальных территорий. Поскольку решение глобальных проблем требует больших денежных затрат, то необходимо в рамках мирового сообщества найти, наконец, такие формы и методы управления и регулирования, которые бы позволили поддерживать стабильность как национальных экономик, так и сложившуюся систему современных международных экономических отношений в целом.
5. Участие Украины в международных экономических организациях
Активизация проведения рыночных преобразований, либерализация внешнеэкономической деятельности, интеграция Украины в систему мирового хозяйства - основные факторы, которые обусловили необходимость членства нашей страны в международных финансовых организациях (МФО). Известно, что членство какой либо страны в этих организациях содействует привлекательности ее народного хозяйства как потенциального объекта для вложения внешних ресурсов, дает возможность получить квалифицированную информационную помощь для инвестиционного процесса, содействует отладке связей с международными страховыми и финансовыми организациями, обеспечивает надлежащие гарантии в обоснованных инвестиционных проектах.
К основным международным учреждениям, которые предоставляют техническую помощь и с которыми сотрудничает Украина, можно отнести: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (МБ).
Деятельность ЕБРР направлена на содействие осуществлению структурных и отраслевых реформ, которые дают импульсы конкуренции, предпринимательству, приватизации с учетом индивидуальных особенностей стран, которые пребывают на различных уровнях экономического развития. Кроме этого, Европейский банк осуществляет инвестирование в развитие частного сектора, в программы, направленные на укрепление финансовой и правовой систем.
Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (т.е. акции) и предоставление гарантий.
На сегодня банк постепенно переориентирует свою деятельность со стран Центральной и Южной Европы на страны раннего или среднего этапа перехода, то есть преимущественно на государства бывшего СРСР. В Украине, например, объем ежегодных обязательств ЕБРР увеличился со 100 с лишним млн. долл. в 1996 году до более чем 250 млн. долл. в 2000 году.
В ближайшей перспективе, в частности до 2005 года, Европейский банк реконструкции и развития планирует увеличить свой портфель до 17,4 млрд. евро, доведя ежегодный объем бизнеса до 3,4 млрд. евро, ежегодные объемы операций ЕБРР в нашей стране могут достичь 400 млн. евро.
За период сотрудничества Украины с ЕБРР деятельность банка сконцентрировалась в основном на таких стратегических направлениях, как техническая помощь предприятиям государственной формы собственности в разработке инвестиционных проектов, финансовых планов систем закупок на мировых рынках и управление проектами; привлечение частных инвестиций в агропромышленный комплекс Украины; предоставление долгосрочного кредитного капитала частным компаниям в банковском секторе и развитие экспортного коммерческого кредита и других финансовых инструментов для поддержки экспортеров; предоставление кредитных линий частному производству, прямое финансирование совместных предприятий; помощь в реформировании самых важных секторов инфраструктуры - транспорта, телекоммуникаций, муниципальных служб; содействие реструктуризации, главным образом, энергетического комплекса путем внедрения энергосохраняющих технологий, финансирование нефтяных и газовых проектов, модернизации оборудования, гарантирование безопасности на ядерных станциях.
В отличии от ЕБРР, спектр деятельности Международного валютного фонда заключается, в первую очередь, в надзоре как за развитием макроэкономической политики стран-членов, так и за развитием международной экономики в целом; предоставлении возможности странам получать временную финансовую помощь для погашения собственных международных долгов вследствие несбалансированного платежного баланса; кроме того, в предоставлении технической помощи странам-членам в сфере банковского регулирования, государственного финансирования и платежного баланса.
Начиная с 1994 года Украина активно сотрудничает с Международным валютным фондом. Основные виды кредитов предоставляются МВФ Украине по системному трансформационному займу (STF), по резервному кредитованию (Stand-by) и в пределах программы расширенного финансирования (EFF). За период с 1994 по 1998 год Украина реализовала четыре кредитных соглашения с МВФ. Фактически наше государство получила по займу STF (1994 год) около 720 млн. долл. США по годовой ставке 5,75% на термин 10 лет с отсрочкой выплаты основной суммы долга на 4,5 года; по займам Stand-by в 1995 году -около 780 млн. долл., в 1996 году - около 860 млн. долл. в 1997-1998 годах -около 247 млн. долл. Займы Stand-by предоставлялись по годовой ставке 6,29% на срок 5 лет с отсрочкой выплаты основной суммы долга на 3,25 года.
Преимуществом кредитования в рамках программы EFF является предоставление средств на более продолжительный термин и в большем объеме под небольшие проценты.
Практика реализации Украиной программ Фонда системных трансформаций и Stand-by дали возможность правительству Украины начать обсуждение возможностей создания новой среднесрочной программы, направленной на обеспечение экономического роста реального сектора экономики.
Нынешнее восстановление финансирования для Украины со стороны МВФ открывает возможности разблокирования финансирования проектов Мирового банка, создания предпосылок для поступления финансовых ресурсов от других международных организаций, содействия решению вопроса относительно завершения реструктуризации официальных долгов перед кредиторами Парижского клуба. Кроме того, утверждение кредитов МВФ означает для частных инвесторов относительно невысокий риск капиталовложений в Украину.
Украина сотрудничает с Мировым банком и всеми его составляющими - Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является главной частью группы МБ, Международной ассоциацией развития (MAP), Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством гарантий инвестиций (МАГИ), Международным судом (МС). Каждое из этих учреждений банка исполняет свои определенные функции в процессе сотрудничества со странами-членами.
Банк поддерживает инвестиционные проекты в государственном секторе экономики Украины, реализуются 24 проекта Мирового банка, которые находятся на разных стадиях подготовки и внедрения.
Привлечение внешних ресурсов с источников международных финансовых организаций, с одной стороны, дает возможность стране, которая берет кредиты, содействовать воплощению в жизнь многочисленных инвестиционных проектов, получать квалифицированную информационную помощь, позитивно влиять на мобилизацию отечественного капитала и привлечение иностранного в соответствующих сферах. С другой стороны, кредиты подлежат возвращению с процентами, что негативно отражается на состоянии платежного баланса. Кроме того, государство не всегда эффективно распоряжается предоставленными ей средствами, часто направляя их на решение спешных экономических проблем, а не на инвестирование в производственные объекты. В то же время известно, что интенсивное привлечение иностранных кредитов под гарантии правительства страны на разных условиях и в каких-либо формах закономерно приводит к нагромождению внешнего государственного долга.
Из-за нерешенности проблемы эффективного сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями накопилось долговое бремя.
Таким образом, дальнейшее необоснованное привлечение огромных объемов финансовых ресурсов с источников международных финансовых организаций опасно, однако отказ от них приведет к усложнению экономической ситуации в нашей стране. Решение этой проблемы лежит в плоскости усовершенствования законодательных основ относительно эффективного использования полученных средств международных финансовых учреждений.
1.Задача (№38)
Какие промышленные и сельскохозяйственные товары и при каких условиях оказываются неторгуемыми? Приведите примеры неторгуемых товаров, которые при определенных условиях можно продавать за границу.
С точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между различными странами.
Неторгуемые товары - товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами.
По стандартизированной классификации ООН все существующие товары и услуги делятся на 9 больших групп (таблица 1.)
Торгуемые и неторгуемые товары
Таблица 1.
|
Группа товаров
|
Тип товара
|
|
1. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство
2. Добывающая промышленность
3. Обрабатывающая промышленность
|
Торгуемые
|
|
4. Коммунальные услуги и строительство
5. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы
6. Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество
7. Оборона и обязательные социальные работы
8. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги
|
Неторгуемые
|
|
|
Однако, существуют также исключения. Так, при определенных условиях некоторые промышленные и сельскохозяйственные товары оказываются неторгуемыми.
Например, если на пути рыбопродуктов из России в Японию, где они в два раза дороже, возникает таможенный тариф в 100% стоимости, то никакого смысла везти рыбу в Японию нет, те же деньги можно выручить и в России.
В то же время, строительство в основной своей массе считается неторгуемой услугой, достаточно взглянуть на здания, отремонтированные и простроенные турецкими, югославскими и иными иностранными фирмами в России, чтобы убедиться в обратном. Транспорт также сильно вовлечен в международную торговлю, и неторгуемыми являться только те услуги, которые оказываются транспортом внутри страны - городскими автобусами, такси и пр.
2.Задача (№36)
В чем суть влияния иммиграции на производство трудоемкого и капиталоемкого товаров в принимающей стране:
А) в модели факторов производства Хекшера - Олина;
Б) в модели специфических факторов производства?
Влияние иммиграции на производство трудоемкого и капиталоемкого товаров в принимающей стране лежит в основе модели специфических факторов производства
Список литературы
1. Багрова, І.В. Міжнародна економічна діяльність України [Текст] : навчальний посібник / І. В. Багрова, О. О. Гетьман, В. Є. Власюк ; Дніпропетровський ун-т економіки та права. - К. : ЦНЛ, 2004. - 384 с.
2. Дахно, І.І. Світова економіка [Текст] : навчальний посібник / І. І. Дахно. - К. : ЦНЛ, 2006. - 264 с.
3. Дахно, І.І. Світова економіка [Текст] : навчальний посібник / І. І. Дахно. - 2-ге вид., перероб. і доп. - К. : ЦУЛ, 2008. - 280 с.
4. Карбау, Р. Міжнародна економіка [Текст] : підручник : пер. с англ / Р. Карбау. - 7-е вид. - Суми : Козацький вал, 2004. - 652 с.
5. Козик, В.В. Міжнародні економічні відносини [Текст] : навчальний посібник / В. В. Козик, Л. А. Панкова, Н. Б. Даниленко. - 6-тє вид., стереот. - К. : Знання, 2006. - 406 с.
6. Международная экономика [Текст] : учебное пособие / Т. Н. Гоголева, В. Г. Ключищева, Ю. И. Хаустов. - М. : КНОРУС, 2005. - 304 с.
7. Мировая экономика [Текст] : учебное пособие для вузов / ред. И. П. Николаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 510 с.
8. Міжнародна економіка [Text] : підручник / Мін-во освіти і науки України ; ред.: Ю. Г. Козак, Д. Г. Лук`яненко, Ю. В. Макогон. - 3-тє вид., допов. і переробл. - К. : ЦУЛ, 2009. - 560 с.
9. Міжнародна економіка [Текст] : навчальний посібник / ред. Ю. Г. Козак. - 2-ге вид., перероб і доп. - К. : ЦУЛ, 2008. - 1118 с.
10. Міжнародна економіка [Текст] : навчально-методичний посібник / Мін-во освіти і науки України, КНЕУ ; ред. Поручник. - К. : КНЕУ, 2005. - 160 с.
11. Міжнародна економіка [Текст] : підручник / КНУ ім. Тараса Шевченка ; ред. А. П. Румянцев. - 3-тє вид., перероб. і доп. - К. : Знання, 2006. - 479 с.
12. Міжнародна економіка [Текст] : підручник / Мін-во освіти і науки України, Нац. металургійна академія України ; ред. В. М. Тарасевич. - К. : ЦНЛ, 2006. - 224 с.
13. Міжнародна економіка: в питаннях та відповідях [Текст] : навчальний посібник / Мін-во освіти і науки України ; ред. Ю. Г. Козак. - К. : ЦНЛ, 2004. - 676 с.
14. Одягайло, Б.М. Міжнародна економіка [Текст] : навчальний посібник / Б. М. Одягайло. - 2-ге вид., випр. і доп. - К. : Знання, 2006. - 407 с.
15. Передерій, О.С. Міжнародні економічні відносини [Текст] : навчальний посібник / О. С. Передерій ; Мін-во освіти і науки України, Закарпатський держ. ун-т. - К. : ЦНЛ, 2006. - 274 с.
16. Романчиков, В.І. Міжнародні економічні відносини [Текст] : навчальний посібник / В. І. Романчиков, І. О. Романенко. - К. : ЦУЛ, 2008. - 256 с.
17. Руденко, Л.В. Міжнародні кредитно-розрахункові та валютні операції [Текст] : підручник / Л. В. Руденко. - Вид. 2-ге, перероб. і доп. - К. : ЦУЛ, 2007. - 632 с.
18. Цыпин, И.С. Мировая экономика [Текст] : учебник / И. С. Цыпин, В. Р. Веснин. - М. : ТК Велби : Проспект, 2007. - 248 с.
19. Шевчук, В.О. Міжнародна економіка: теорія і практика [Text] : підручник / В. О. Шевчук. - 2-ге вид., перероб. і доп. - К. : Знання, 2008. - 663 с.
|