2
Ахметова Г.Р.
КОРРУПЦИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ
АЛМАТЫ, 2002
Ахметова Г.Р.
КОРРУПЦИЯ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ
Учебное пособие для студентов факультета «Мировая Экономика и Международные Отношения"
Издательство «Кульжахан»
Алматы, 2002
ББК 65.5+67.99(2)8я7
АхметоваГ.Р.
А 95 Коррупция в нефтедобывающих странах. Учебное посо-бие. - Алматы: Издательство «Кульжахан», 2002. -150 с.
ISВN 9965-13-818-4
Данное учебное пособие является первым пособием по спецкур-су "Макроэкономическая политика стран, богатых сырьевыми ресур-сами", который изучают студенты выпускного курса на факультете "Мировая Экономика и Международные Отношения" Казахского Экономического Университета им. Т. Рыскулова. В нем рассматрива-ется зависимость между эксплуатацией природных ресурсов и нали-чием коррумпированной экономики на примере некоторых стран, бо-гатых нефтью (Нигерия, Индонезия, Венесуэла); определяется место коррупции с точки зрения новой институциональной теории; выявля-ются прогнозные сценарии развития нефтедобывающих стран.
Данное пособие написано в рамках научно-исследовательского гранта. Предназначено не только для студентов, изучающих спецкурс, но и для аспирантов, соискателей, магистрантов и всех тех, кто живо интересуется природой феномена коррупции.
ББК б5.5+67.99(2)8я7
Рецензенты: Кренгауз И.Н., доцент, к.э.н.
Мухамедхан Д.К., директор Академических программ проекта ЕdNet, к.п.н.
Раисова А.К., доцент, к.э.н.
А 4310020000/00(05)-02 © Ахметова Г.Р., 2002
ISВN 9965-13-818-4
Посвящается моим родителям, честно и достойно прожившим свою жизнь
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Терминология понятия "коррупция"
1.2. Коррупция: исторический ракурс
1.3. Место коррупции в теории неоинституционализма
1.4. Нефтяная рента как источник коррупции
1.5. Показатели коррумпированности стран-экспортеров нефти
Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ
2.1. Нефтяное богатство страны и коррупция
2.2. Нефть и коррупция: нигерийский вариант
2.3. Последствия нефтяного развития Индонезии и роль коррупции
2.4. Нефть, коррупция и неспокойная Венесуэла
Глава 3. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Транснациональные компании и коррупция
3.2. Нефтяные ТНК и коррупция в Казахстане
3.3. Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона
3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
Об авторе
Список использованной литературы
"Всякая власть дается от народа. И уже никогда к нему не возвращается".
Габриэль Лауб
"С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено".
Фрэнсис Бэкон
ВВЕДЕНИЕ
Изучение коррупции и борьба с нею на протяжении мно-гих десятков лет является весьма актуальной и важной задачей во многих странах мира, но, как отмечают исследователи, "практических сдвигов в борьбе с коррупцией очень мало или почти нет. Коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты"1. Более того, по оценкам специалистов в области изуче-ния коррупции и борьбы против нее, за последние годы кор-рупция разрослась до глобальных масштабов, перестав быть только национальной, внутригосударственной проблемой. Она приобрела трансграничный характер, и этот факт не может не беспокоить как национальные правительства, так международ-ные организации, которые в последнее десятилетие активизи-ровали деятельность по борьбе с коррупцией.
Так, в 1996 г. ООН была принята "Декларация о борьбе с коррупцией и взятничеством в международных коммерческих операциях"; разработана Глобальная Программа Борьбы с Кор-рупцией в рамках ООН; создаются международные антикор-рупционные комитеты; международными неправительственны-ми организациями проводятся широкомасштабные исследова-ния проявления коррупции во многих странах; изучаются со-циально-экономические предпосылки и причины ее возникно-вения; выставляются рейтинги коррумпированности стран; пра-вительствами многих стран разрабатываются и принимаются национальные законы и государственные программы борьбы с коррупцией и т.д.
Как видим, на уровне мирового сообщества происходит не только осознание и изучение этой глобальной проблемы, ка-сающейся практически всех стран мира, но и предпринимается попытка борьбы с этим негативным явлением. В официальной мировой, зарубежной и отечественной литературе, особенно в последнее время, чувствуется глубокая заинтересованность в комплексном изучении феномена коррупции не только в рамках национальной экономики, а в рамках всего мирового сообщест-ва в целом, поскольку коррупция перешагивает все националь-ные границы, стирая грани между различными группами стран.
Таким образом, можно сделать неоднозначный вывод о том, что не только на уровне одного государства, но и на меж-дународном, глобальном уровне существует настоятельная не-обходимость последовательного и комплексного изучения фе-номена коррупции, а также предложения действенных методов и способов борьбы с нею. Правда, акцент в иследованиях по проблемам коррупции делается, как правило, на правовые, эти-ческие и социокультурные аспекты коррупции. Экономическое же объяснение этого явления, на наш взгляд, дается, весьма не-достаточно.
Целью данного учебного пособия является попытка устра-нения этого пробела. Это пособие написано по материалам спецкурса "Макроэкономическая политика стран, богатых сырьевыми ресурсами", который преподается студентам чет-вертого курса факультета "Мировая Экономика и Международ-ные Отношения" Казахского Экономического Университета им. Т. Рыскулова с 1999 г. Одной из тем этого спецкурса, которая неизменно вызывает огромный интерес у студентов, является тема "Коррупция в нефтедобывающих странах". Думается, что в последнее время эта тема интересует многих людей, и автор надеется, что данное пособие поможет хоть в какой-то степени удовлетворить все возрастающий интерес к изучению феномена коррупции.
1 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. - 2000. - Х° 4. - С. 99-100.
Глава 1. ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Терминология понятия "коррупция"
В переводе с латинского коррупция ("corruptio") означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политиче-ских деятелей, государственных чиновников и должностных лиц с целью личного обогащения. Еще в римском праве термин "согштреге" трактовался как "повреждать, ломать, разрушать, подкупать" и означал противоправные действия в судебной практике. Этот термин произошел от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательст-венного отношения по поводу единственного предмета, и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате этого сочетания образовался самостоятельный термин, который в римском праве предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повре-ждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
Взгляды общества на коррупцию в целом представляют огромный разброс мнений. Они могут существенно различаться в зависимости от многих факторов. Различны также мнения и о значении, причинах и влиянии этого явления на социально-экономические, культурные, национальные и другие процессы в жизни общества. Литература по этому предмету обширна и разнообразна, особенно иностранная. Подчеркнем, что изуче-ние коррупция должно носить ярко выраженный междисцип-линарный характер.
Практически все исследования, посвященные коррупции и раскрывающие связь между ней и экономическим ростом, име-ют результатом неутешительный вывод: чем ниже уровень кор-рупции, тем выше показатель роста валового внутреннего про-дукта. Кроме того, экономисты отмечают негативное влияние коррупции на распределение доходов, что приводит, в конеч-ном счете, на угнетенное положение малоимущих слоев насе-ления в сфере образования и здравоохранения, малого и сред-него бизнеса, особенно в развивающихся странах. Но, самое страшное, коррупция утверждает общественный цинизм как общественную корму поведения, разлагает политическую сис-тему, приводит к политической нестабильности государства.
Политологи же говорят о коррупции как о различных спо-собах использования власти и политическом влиянии, оказы-ваемом заинтересованными лицами, группами, партиями, дви-жениями на политические процессы в стране. Для них основ-ные причины коррупции кроются, прежде всего, в политиче-ских структурах, там, где наблюдается недостаток демократии. Признавая, что и в демократически развитых государствах име-ет место коррупция, они отмечают, что здесь, в отличие от недемократических режимов, вступает в силу система сдержек и противовесов, которые четко выработаны в демократических государствах.2
Юристы рассматривают коррупцию как отклонение от обязывающей правовой нормы, допускаемого произвола при осуществлении полномочий и незаконного использования госу-дарственных ресурсов. Коррупция чаще всего определяется ими как "действия официального или доверенного лица, кото-рое незаконно или неправомерно использует свое положение или действия по получению прибыли для себя или другого ли-ца, действуя против интересов и прав других". Юристы относят коррупцию к области применения экономического, админист-ративного и уголовного права и отмечают, что коррупция ока-зывает разрушительное воздействие на нормы права, которые в результате ее действия заменяются правилами, продиктован-ными теми, кто, во-первых, имеет влияние; во-вторых, способен оказывать влияние; в-третьих, готов платить.
2Murdal G. Corruption - Its causes and Effects, in Asian Drama; An Equiry into the Poverty of Nations. - 1968. - Vol.II. - P.951,952; Friedrich C. The Pathology of Politics; Violence, Betrayal, Corruption, Secrecy and Propaganda. - 1972. - p. 127,128. Юристы разделяют коррупцию на мелкую (низовую, повсе-дневную) и крупную (элитарную). Они отмечают, что между ни-ми нередко существуют отношения взаимной зависимости, обу-словленности и общности централизованного, патерналистского, иного организационного или социально-психологического характера. Мелкая коррупция повседневно высасывает матери-альное благосостояние людей, крупная - заглатывает огромные куски государственной и частной экономики. А обе вместе они беспощадно разрушают правовые основы общества и государ-ственную власть.
Социологи видят в коррупции, прежде всего, "социальное отношение", которое выражается в нарушении принятых в об-ществе норм обязательного поведения и социального благопо-лучия. Коррупция определяется ими как "порабощение общест-венных отношений, где два или более лица совершают подмену отношений путем успешной трансформации денег или власти, обходя предусмотренные законом процедуры и подменяя их личными отношениями"3, или как отношение "клиент-хозяин". Некоторые исследователи определяют коррупцию как форму "патримониализма", который ярко проявляется в тех общест-вах, где общины малы, а интерактивные связи глубоко персо-нифицированы, потребность же в накоплении "социального ка-питала" велика.4 Многие социологи рассматривают коррупцию в контексте исторических, социальных и культурных факторов, вытекающих из конфликтов между различными группами и разными ценностями в обществе. Они констатируют тот факт, что коррупция процветает при конфликте ценностей.5
Специалисты в области управления государством опреде-ляют коррупцию как злоупотребление государственными ресур-сами и использование государственных структур для достижения частной прибыли вопреки существующим нормам.6 Объясняя причины коррупции недостаточным уровнем оплаты труда го-сударственных должностных лиц, монополией на предоставле-ние услуг общего пользования, большой свободой действий, слабой системой финансового контроля, чрезмерным регулированием и избытком процедур, отсутствием внутренней культуры и этических правил государственной службы, они отмечают, что коррупция не позволяет рационально сформировать и реа-лизовать государственную политику.7
3 Defleur M.Corruption, Law and Justice//Journal of Criminal Justice. - 1995. №23.-Р. 243.
4 Tanzi V.Corruption, Governmental Activities and Markets. - International Monetary Fund, 1994.
5 Easterly W.& Levine R.Africas Growth Tragedy: Policies and Ethic Divisions 2. - World Bank Draft Paper, 1996.
6 Gaiden G. & Gaiden N. Administrative Corruption//Public Administration Review. - 1997. -№37.-Р. 301, 302.
7 Schaffer B. Access: A theoty of Corruption and Bureaucracy//Administration and Development. - 1986. - №6. - P.357.
Предпринимателей в первую очередь беспокоят объемы и цена сделок, а также неопределенность, которую коррупция привносит в деловые отношения при заключении сделок, не-предсказуемость результатов конкурентной борьбы в условиях широкого распространения коррупции. В правилах поведения (Rules of Conduct) 1977 и 1996 гг. Международная торговая пала-та - международная неправительственная организация, объеди-няющая более 7000 компаний и деловых ассоциаций в более чем 130 странах, осудила коррупционную деятельность, связанную с международными коммерческими транзакциями, за негативное воздействие, оказываемое на международную торговлю и конку-ренцию. В 1995 г. в соответствии с решениями Всемирного эко-номического форума в Давосе (Швейцария) была создана "Давосская группа" для работы по ускорению принятия междуна-родных стандартов деловой этики и регулирования. Таким образом, коррупция определяется как индикатор больного (dysfunctional) общества. Фактически все, публично вы-сказывающиеся о коррупции, осуждают это явление, хотя столь широкое ее распространение было бы невозможно без участия многих из них. В наименее развитых странах большинство насе-ления смотрит на коррупцию как на часть жизни, правила игры, которые из-за отсутствия выбора должны принимать. Большинст-во людей рассматривает коррупцию как дополнительную плату за разрешение того, что можно сделать и сделать быстрее, тем са-мым, способствуя развитию коррупции. Некоторые понимают коррупцию шире: как нарушение прав человека и в самом край-нем значении как "преступление против человечества"8.
Все соглашаются, что коррупция может увеличить состояние тех, кто занят в указанных отношениях, и почти наверняка уменьшает доход государства и благосостояние общества в целом.
И. Шихата использует слово "коррупция" в широком смысле, затрагивающем различные формы поведения. Это по-ведение, отмечает он, обычно вытекает из двух ситуаций. Пер-вая связана с распределением выгод или даже просто с предос-тавлением разрешения распределять, когда искушение полу-чить личную прибыль преобладает над обязанностью служить другим интересам, обычно интересам общества. Вторая ситуа-ция - когда при применении норм обнаруживается возможность предоставлять особые льготы в ущерб правилам общественной значимости (public rules), исключая дискриминацию.
В ситуациях, когда можно обойти правила, или применять их без заранее установленной дифференциации, или такая диф-ференциация просто отсутствует, коррумпированный агент обычно отдает предпочтение специальным интересам в ущерб интересам, которым он обязан служить согласно закону. Ресур-сы, находящиеся в его распоряжении или в распоряжении ве-домства, которым он руководит, употребляются не по назначе-нию, способом, отличным от того, который был предписан ему его принципалом. Принципалы меняются в зависимости от си-туации. Это могут быть контролеры (супервайзоры) агента, ин-ституты, в рамках которых работает агент, собственники инсти-тута или общество в целом.9
8 Corruption in Government. - United Nations 1990. - №24.
9 Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика: Учебное пособие / Перев. с англ. под ред. д.ю.н. Дорониной Н.Г. - М.: Белые альвы, 1998. - С. 234.
Некоторые экономические исследователи определяют кор-рупцию как ситуацию, где в отношениях между двумя лицами (агентом - коррумпированным лицом и принципалом) выгода, полученная агентом, значительно превосходит действительную стоимость (цену), или как ситуацию, где государственные това-ры, услуги или система обслуживания предоставляются или оказываются в публично правовой сфере с целью получения выгоды частным лицом.10
Другие описывают коррупцию в экономических терминах как ренту, являющуюся следствием монопольного положения некоторых государственных должностных лиц (public officials).
В любом случае коррупция "обеспечивает рыночную цену там, где рынку не позволяется это сделать".)
Экономисты считают, что причины коррупции кроются в экономических и административных структурах страны Они обращают внимание на ее распространение там, где особенно сильно вмешательство государства и где дискреционные права в распределении государственных товаров и услуг, или субси-дий велики, риск наказания низок, а оплата за сделку достаточ-но привлекательна.
При более широкой точке зрения принимается во внимание и государственная политика (например, уровень заработной пла-ты в государственной службе или тарифы на импорт) и даже че-стность и интегрированность государственных должностных и частных лиц. Однако, если считать эти факторы постоянными, то можно определить вероятность и размер коррупции, сравнив уровни получаемых доходов, рискованности коррумпированных сделок и потребительского спроса (bargaining power) в отноше-ниях между источником и бенефициаром. Экономисты также говорят о влиянии коррупции на развитие экономики. Они рас-сматривают взятку, когда она свободно предлагается и принима-ется, как обслуживание непосредственного интереса сторон. Что касается интересов общества, некоторые авторы рассматривают коррупцию как важный источник формирования капитала, кото-рый может поддерживать гибкость и эффективность рынка и развивать предпринимательство. Другие, основываясь на резуль-татах анкетных опросов и бесед с бизнесменами, считают, что политическое недоверие (отсутствие веры в стабильность прово-димого правительством курса) наносит намного больше вреда, чем коррупция, которую они рассматривают "скорее как пере-менные издержки, чем как фактор неопределенности", которые разделяют коррупцию на различные формы, и предполагают, что некоторые формы, несмотря на широкое распространение, не могут слишком повредить всей экономике.
В этом смысле коррупция не ограничивается государст-венным сектором, а в рамках этого сектора - бюрократическим аппаратом администрации. Она не ограничивается дачей и по-лучением взяток. Коррупция принимает различное обличье и существует при любых формах правления, включая хорошо развитые демократические государства. Она может быть обна-ружена в законодательных, судебных и исполнительных ветвях власти, как и во всех формах деятельности частного сектора. Она не связана только с этнической, расовой или религиозной принадлежностью. Однако уровень, область и воздействие ее значительно отличаются в странах и могут изменяться, по крайней мере, временно, в пределах одной страны. Коррупция в той или иной форме может существовать в любом сообществе, большое влияние на ее уровень и область применения имеет система управления. Системы могут коррумпировать людей в той же степени, если не в большей, в какой люди способны коррумпировать системы.
10 Klitgard R. Controlling Corruption. 1988. - P.22; Schlieffer A.R., Vishny R.W. Corruption//Quartely Jornal of Economics. - 1993. - № 108. - Р. 599.
Некоторые культуры кажутся терпимее других, когда речь идет о некоторых формах коррупции, особенно фаворитизме и мелких взятках. В отдельных сообществах фаворитизм настолько укоренился в человеческом сознании, что те, кто во исполнение своих государственных обязанностей отказывают в протекции своим друзьям и родственникам, подвергаются осуждению как неотзывчивые или недобрые люди. Во многих странах мелкие взятки рассматриваются как благотворительность, побудитель-ный стимул или выражение благодарности или как приемлемая замена низкой платы государственных должностных лиц, а ни-как не вымогательство, как в других странах. Такие культуроло-гические особенности, хотя и существуют, не должны прини-маться как оправдание того, что в принципе называется коррупционными действиями.
Как только коррупция находит дорогу в одном месте или секторе, она, подобно вирусу, распространяется на другие облас-ти и сектора. Ее не останавливают политические границы, и она развивается намного быстрее в той среде, которая излишне или недостаточно урегулирована. Коррумпированные и коррумпи-рующие личности имеют защищенный правом интерес в распро-странении мнения, что коррупция является доминирующей и распространенной. Благодаря им, коррупция становится естест-венным явлением. Предпринимательская деятельность иностран-ных лиц, особенно в развивающихся странах, часто способствует распространению коррупции, допуская, что выплаты и связи - неизбежные спутники торговли (это часто оборачивается против самих бизнесменов). Если не выявлять случаи коррупции, она в печном итоге приведет к искажению ценностей общества, за исключением тех немногих, которые сумеют защитить себя креп-кими моральными устоями, часто основанными на строгих рели-гиозных и этических понятиях. Коррупция влияет на общество и на личности настолько разрушительно, насколько далеко ей дают зайти. Любые краткосрочные выгоды, которые она может при-нести (облегчение регулирования излишне регулируемой эконо-мики или "смазывание колес" в деловых сделках), наиболее веро-ятно будут уничтожены общим ущербом, нанесенным коррупци-ей при перекачивании средств, в собственный карман. Даже на уровне сделок коррупция часто увеличивает неэффективность правительственных проектов и может поднимать стоимость как государственных, так и частных поставок. Довольно часто боль-шие незаконные платежи вместе того, чтобы быть инвестирован-ными в стране, переводятся за границу или вкладываются а иной нелегальный бизнес. Коррупция может увеличивать и государст-венный долг страны как результат увеличения расходов по фи-нансируемым извне контрактам, выигранным на торгах в резуль-тате коррумпированных или мошеннических действий.
Таким образом, в современной научной экономической и юридической литературе существует множество различных оп-ределений коррупции. Если попытаться немного обобщить оп-ределение коррупции, которые используют иностранные и оте-чественные источники, то коррупцию можно свести к следую-щим определениям:
- "преступная деятельность в сфере политики или государ-ственною управления, заключающаяся в использовании должно-стными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. Коррупция является не самостоятель-ным составом преступления, а собирательным понятием, охва-тывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточ-ничество, злоупотребление служебным положением)";11
- "подкуп, продажность общественных и политических деятелей, работников государственных органов управления.
11 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 320.
Коррупция означает злоупотребление служебным положением, прямое использование должностным лицом прав и полномочий в целях личного обогащения"12;
- "коррупция включает в себя злоупотребление властью (полномочиями) или позицией власти (должностью, наделен-ной полномочиями) ради преследования своих личных целей"13.
В Законе РК от 2 июля 1998 г. "О борьбе с коррупцией" под коррупцией понимается "не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преиму-ществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставле-ния им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ".14 При этом казахстанские эксперты отмечают, что законодательство Казахстана понятие "коррупция" трактует не-сколько иначе, нежели международное. Субъекты и объекты коррупционных преступлений в международном понимании рас-сматриваются гораздо шире, говорят они.
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Рабочее определение междисциплинарной группы по корруп-ции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет со-бой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государст-венном или частном секторе, и которое ведет к нарушению обя-занностей возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем" (Россия) указывается, что "под коррупцией (в узком смыс-ле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо прини-мает противоправное решение (иногда решение морально не-приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечи-вающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Харак-терные признаки данной ситуации: принимается решение, на-рушающее закон или неписаные общественные нормы, обе сто-роны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получа-ют незаконные выгоды и преимущества, обе стороны стараются скрыть свои действия".
Россия, в отличие от других стран СНГ, только сейчас, но очень тщательно и неспешно разрабатывает законопроект "О противодействии коррупции", который предусматривает ряд же-стких мер, направленных на эффективную борьбу с коррупцией в государственных и других структурах. Основные понятия, ис-пользуемые в законопроекте, включают в себя общепризнанные международные характеристики. При его разработке использо-вались такие известные конвенции Совета Европы, как "Об уго-ловной ответственности", "О гражданско-правовой ответствен-ности за коррупцию", "Об организации экономического сотруд-ничества и развития", "О подкупе иностранных должностных лиц при заключении коммерческих сделок".
12 Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 81.
13 J.S. Nye. Corruption and Political Development; A Cost-Benefit Analysis//American Political Science Review. - 61. - P.P.417, 419.
14 Нормативные акты. Указ Президента РК "О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией". Закон Республики Казах-стан "О борьбе с коррупцией". - Алматы: ТОО "Аян Эдет", 2000. - С.19.
Самое главное в за-конопроекте - определение понятия "коррупция". В данном слу-чае коррупция не отождествляется только с действиями по даче и получению взяток (в отличие от предыдущих определений или от определения коррупции в казахстанском законе "О борьбе с коррупцией"). В новом российском проекте под коррупцией также понимается "поиск, установление и поддержание корруп-ционных отношений юридических и физических лиц с целью Достижения личных либо коллективных целей".15
Нам представляется, что такое расширительное понятие "коррупция" является очень важным и ценным дополнением, поскольку оно предполагает более широкое использование антикоррупционной законодательной базы. Кроме того, по логике вещей, если под коррупцией понимать только дачу и получение взятки, то борьба сводится только к одноразовым акциям. Если понимать коррупцию как систему действий: поиск, установле-ние и поддержание коррупционных отношений, то речь идет о борьбе против самой коррупционной системы, которая сама воспроизводит коррупцию.
Впервые в российской законодательной практике физиче-ским лицам и организациям, независимо от формы собственно-сти, предоставляется возможность требовать возмещения убыт-ков, причиненных коррупционными действиями. Таким обра-зом, проблема переносится из чисто уголовного и администра-тивного поля в экономическое.
Как видим, существует значительное разнообразие точек зрения на определение коррупции, что свидетельствует о слож-ности этого явления. Поэтому мы ссылаемся на определение коррупции, принятое в документах ООН и Совета Европы: кор-рупция - это "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп"16. При этом коррупцию нельзя сводить только к даче и получению взятки, хотя эксперты США оценивают объем меж-дународного взяточничества в 1998 г. в 30 млрд. долларов (и это только по 60 крупным международным сделкам, которые ими анализировались).
Коррупция может иметь различные завуалированные фор-мы незаконного присвоения публичных средств для частного использования, например, лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм, взносы на политические цели, традиции перехода по-литических лидеров и государственных чиновников на должно-сти почетных президентов корпораций и частных фирм, инве-стирование коммерческих структур за счет государственного бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных группировок и т.д.
Таким образом, коррупция, на наш взгляд, как социально-экономическая категория выражает поиск, установление и поддержание коррупционных отношений, складывающихся между должностными лицами и физическими и юридическими лицами по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб третьей стороне (обществу, государству, фирме).
15Гордиевский А. Одним законом тут не обойтись! /Assandi-Times. - 2002. -№8 от 06.12
16 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. - 2000. - № 4. - С. 101.
1.2. Коррупция: исторический ракурс
Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управ-ления в общественной или хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица, как правило, государствен-ного чиновника, появляются большие возможности распоряже-ния ресурсами (природными, материальными, денежными, фи-нансовыми, информационными, технологическими и другими). В результате чего он часто принимает решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных, коры-стных побуждений. В историческом ракурсе это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государст-венных образований в древнейших центрах человеческой циви-лизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в 111-11 тысячеле-тиях до н.э., что подтверждается найденными археологами и ис-ториками религиозными и литературными источниками: сборни-ками, сводами законов, нормативными актами, правилами (ко-дексами) поведения, другими письменными источниками.
Как свидетельствует сохранившиеся письменные источники уже в Древнем Египте люди знали, что такое коррупция. Наиболее цинично она проявлялась среди представителей адми-нистративных органов (жрецов) и своеобразно описывалась в криминальных хрониках тех лет. Известный египтолог П. Монте, изучая период династии Рамсесов, отмечает: "Гробницы фарао-нов и частных лиц вначале привлекали только работников ка-меноломен, каменотесов и ремесленников. Но вскоре к их шайкам присоединились мелкие чиновники храмов и самих некрополей, а также низшие жрецы. Бандиты шайки, в которой был жрец Пенунхеб и его четыре священнослужителя - Хапиур, его сын Пансем, Семди и Панхар, ухитрились снять ожерелье со ста-туи Нефертума, посвященной великому богу - фараону Усерма-атра-Сетепенра. Другая шайка, в которой были жрецы, писца, погонщики волов, ограбила "дом золота" фараона Усермаатра-Сетепенра. Жрец Кер и четверо его собратьев наведывались сю-да и уносили золото, которое обменивали в городе на зерно. Од-нажды один из соучастников, пастух, затеял с ними ссору: "По-чему вы мне даете так мало?" Купив золотого быка, они отдали его пастуху. Но писец царских документов Сетимес, услышав перебранку между жрецами и пастухом, сказал им: "Я пойду и доложу верховному жрецу Амона!" Жрецы поняли с полуслова. За две вылазки в гробницу они вынесли четыре с половиной кита золота и этим купили молчание писца царских документов".
Эта, по сути своей, криминальная сцена из жизни древне-египетского общества дала возможность Монте сделать сле-дующий вывод: "Пример был подан сверху, и маленькие люди с маленькими средствами последовали ему, тем более, что в эти смутные времена жизнь неимоверно вздорожала. Продуктов не хватало, и меняли их только на золото и серебро"17.
Там же, в Древнем Египте гераклеопольский царь поучал своего сына Мерикара: "Возвышай своих велымож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается" ("Поучение гераклеопольсксто царя своему сыну Мерикара", XXII в. до н.э.). В Ветхом Завете говорится: "Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот" (Библия, Ам., 5:12).
17 Монте П. Египет Рамсесов. - М.: Издательство восточной литературы, 1989. -Сю 263-264.
Описание феномена коррупции в то время ограничивалось не столько констатацией факта ее существования, сколько опреде-ленным к ней отношением, которое было связано в первую оче-редь с тем, кто писал о проявлениях коррупции. Например, в Древней Индии к чиновничьему мздоимству относились с фило-софской терпимостью как к неизбежности. Каутилья, главный миистр императора Чандрапурта Маурия, в IV в. до н.э. перечислял трактате "Артхашастра" 40 видов присвоения чиновниками годударственного дохода (хищение казенного имущества), но при пм с невозмутимостью и спокойствием царедворца заключил: "Как невозможно не попробовать вкус меда или отравы, если они находятся у тебя на кончике языка, так же для правительственного чиновника невозможно не откусить хотя бы немного от царских доходов. Как о рыбе, плывущей под водой, нельзя сказать, что она пьет воду, так и о правительственном чиновнике нельзя сказать, что он берег себе деньги. Можно установить движение птиц, ле-тящих высоко в небе, но невозможно установить скрытые цели движений правительственных чиновников"18.
Историк У. Манчестер так характеризовал период Средне-вековья (Темных веков): "Если соединить вместе сохранившиеся фрагменты, то возникающая картина - это смесь нескончаемых войн, коррупции, беззакония, одержимости странными мифами и почти непостижимого безмыслия".19 В конечном итоге, как от-мечал Л. Туроу, "в политическом и социальном беспорядке, про-исшедшем из всего этого, разрушалась экономическая инфра-структура, человеческая и физическая, а также та социальная дисциплина, которая позволяла Риму сохранять свой уровень жизни и поддерживать свои армии. При растущем общественном потреблении и нежелании платить налоги прежние инвестиции перестали делаться. В конце концов, начался экономический упадок, ускорявшийся сам собой. Меньшая производительность приводила ко все меньшей готовности к социальным инвестици-ям, необходимым для поддержания прежней системы, это вело к еще меньшей производительности и к следующему по очереди сокращению социальных инвестиций".20 Людям Темных веков недоставало ценностей, порождающих организационные способ-ности, без которых нельзя было воссоздать прошлое. Люди оставались столетие за столетием в Темных веках не из-за их техно-логии, а из-за идеологии.
В Великобритании средних веков широко процветала кор-рупция практически во всех ветвях власти. Э. де Сото пишет: "В 1601 г. спикер палаты общин (Англия) сказал про мировых судей, "эти твари за полудюжину цыплят готовы наплевать на целую дюжину уголовных законов".21
О коррупции упоминается в русских летописях уже в ХШ в. Впервые в законодательном порядке ограничение коррупции в России происходит во времена царствования Ивана III. Впер-вые смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках ввел его внук Иван IV (Грозный). При Петре I в России против коррупции стала проводиться жесткая борьба.
18 Dwivedy O.P., Jain R.B. Bureaucratic Morality in India// International Political Science Review. - 1977. Vol.9.- № 3. - Р. 206.
19 William Manchester. A World Lit Only be Fire: The Medieval Mind and the Renaissance. - Boston: Little, Brown, 1992. - Р.З.
20 Лестер К. Туроу- Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. / Пер. с англ. А.И. Фёдорова. - Новосибирск; Сибирский хронограф, 1999. -С. 312.
21 Сото де Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире". - М.: Олимп Бизнес, 2001. - С. 105.
Историк Павленко Н.И. писал: "Нужно отдать должное Петру - он не питал иллюзий относительно моральных качеств людей, заполнивших многочисленные канцелярии. Скорее на-оборот. Характер законотворчества царя даст основание пола-гать, что он с крайней подозрительностью относился к чинов-никам и едва ли не в каждом из них готов был видеть казнокра-да, мздоимца, вымогателя, человека, не знающего границ в уто-лении жажды наживы за счет ограбления государства и отдель-ных подданных государя. Именно поэтому Петр наряду с соз-данием исполнительных учреждений был озабочен созданием контролирующих учреждений".22
Сам Петр I писал: "Есть плуты, которые ни во что иное тщатся, точию мины под всякое добро делать и несытость свою наполнять". Поэтому он организовал самый бдительный надзор за сформированным им новым правительственным аппаратом: в один и тот же день, когда был создан Сенат, был учрежден и ап-парат контроля (фискальная служба). Тогда на всю Россию про-звучали "дела" сибирского губернатора Гагарина, обер-фискала Нестерова, обвиненных в коррупционной деятельности. Необхо-димо отметить, что в Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом: известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что тот не раз наказывался царем.
После смерти Петра I аппарат контроля продолжал дейст-вовать весьма успешно, что видно из отчетов специального от-деления канцелярии и корпуса жандармерии, которые следили не только за политической обстановкой в разных странах, но и пристально наблюдали за работой внутренних органов государ-ственной службы: министерством образования, министерством путей сообщения и т.д.
Вот каким образом, например, характеризовался тогдаш-ний министр юстиции: "Дашков был министр юстиции, каких Россия едва ли когда имела. Проницательный ум, познание де-ла, праводушие и твердый, сильный характер составляли редкое сочетание в одном человеке. Общим голосом находили в нем один только порок - непреодолимую лень. Его ужасно боялись взяточники. Но и Дашков жаловался, что он не может водво-рить правосудия по недостатку способных людей. Сенат напол-нен людьми мало сведущими в юриспруденции, а что всего важнее, весьма мало дельных обер-прокуроров и обер-секретарей. По губерниям способных людей еще менее".23 А про деятельность министерства путей сообщения говорилось следующее: "Один и всеобщий слух утверждает, что все по-стройки, производимые чрез посредство чиновников путей со-общения, обходится втрое дороже их ценности. Но справедли-вость требует сказать, что самый образ торгов, законами утвер-жденный, чрезвычайно тому способствует".24
Так что история человеческой цивилизации изобилует примерами коррупции во все времена и практически во всех странах мира. Коррупция в той или иной форме существует во всех обществах. Подобно другим безнравственным действиям, ее разрушительное проявление было известно давно, и осужда-лись с давних времен практически во всех культурах; тем не ме-нее, она по-прежнему широко представлена практически во всех обществах.
22 Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1990. - С. 456.
23Россия под надзором. Отчеты III отделения собственной его императорско-го величества канцелярии и корпуса жандармов. Нравственно-политический отчет за 1839 год // Свободная мысль - XXI. - 2002. - У» 8. - С. 111.
24 Там же. - С. 113.
1.3. Место коррупции в теории неоинституционализма
Признавая тот факт, что коррупция является своеобразным феноменом социально-экономической действительности любо-го общества, многие исследователи предполагают, что в на-стоящее время практически в каждой стране существует так называемый "естественный" (или "нормальный") уровень кор-рупции, который вполне возможно, по их мнению, объяснить объективными предпосылками. К ним исследователи относят: необходимость государственного вмешательства в экономику, издержки рыночной экономики с присущим ей неравномерным распределением ресурсов (материальных, финансовых, техно-логических, инвестиционных, информационных, трудовых и т.д.); неискоренимое стремление государственных чиновников, осуществляющих и контролирующих процессы распределения, к поиску экономической и политической ренты.
Объяснить коррупцию только с точки зрения юриспруден-ции, социологии или политологи" практически невозможно; необходимо в первую очередь дать экономическое объяснение этого феномена и, на наш взгляд, наиболее полно феномен кор-рупции можно исследовать в рамках новой институциональной (неоинституциональной) теории. Если рассматривать экономи-ческое содержание коррупции с точки зрения положений но-вой институциональной теории, то объяснить коррупцию мож-но следующим образом. Неоинституционалисгы основное вни-мание в своих исследованиях уделяют институтам, под кото-рыми понимаются границы и рамки поведения людей (устойчи-вые традиции поведения экономического субъекта: нормы, пра-вила, нравственные обязательства, обычаи), создаваемые сами-ми людьми; их эволюции и роли в определении экономического поведения индивидуумов, социальных групп и всего государст-ва. Экономическая деятельность общества цементируется ин-ститутами, с одной стороны; с другой стороны - неформальны-ми нормами, ограничивающими и прямо или косвенно влияю-щими на экономическую деятельность. Естественно, нормы и правила всегда должны дополняться соответствующими меха-низмами проверки их соблюдения и обеспечения выполнения, поскольку это является целесообразным, так как происходит экономия времени и усилий на принятие решений. Но при этом существует определенное ограничение возможностей выбора в принятии решений: то, что было бы максимально эффектив-ным но не соответствует нормам и правилам, - не выбирается. Поэтому для неоинституционалистской теории характерен не столько интерес результатов, сколько интерес к процессу при-нятия решений, его условиям и предпосылкам.
В любом обществе, являющемся совокупностью деятель-ности людей, имеет место система отношений трех видов: во-первых, отношение индивида к другим людям; во-вторых, от-ношение индивида к природе; в-третьих, отношение индивида к самому себе. Естественно, данная система отношений не может существовать без проблем, т.е. без трения и противоречий, по-скольку каждый индивид имеет собственные цели. Отсюда воз-никают конфликты, конфликтные ситуации между интересами некоторых членов общества и самим обществом. Поэтому ин-ституты и призваны выполнять функцию опосредования, носи-теля компромисса между самим индивидом, между индивидом и природой, между индивидом и другими людьми, между ин-дивидом и всем миром.
Здесь необходимо отметить, что в отличие от неоклассиче-ской теории, в которой ограничителем поведения людей является доход и цены, в неоинституциональной теории набор ограничи-телей резко расширяется. В ход вступают как экономические, так и этические, правовые ограничители. Поэтому институты начи-нают выступать не только как ограничитель поведения людей, но и как условия формирования предпочтений экономических аген-тов. Институт формирует ожидания в отношении поведения дру-гих людей и вместе с тем создает систему правил, согласованную с собственными интересами.
В системе правил выделяют так называемые формальные правила, которые зафиксированы в виде законов, нормативных актов и обеспечены защитой со стороны государства, и нефор-мальные правила, которые нигде не зафиксированы, но Защище-ны другими, не государственными механизмами. Формальные и неформальные правила находятся по отношению друг к другу в определенной сопряженности и соподчиненное™. Обычно выделяют конституционные (политические) правила, экономические правила и контракты.
Институты в своей деятельности должны учитывать сле-дующее:
1) поступки людей или стереотипы поведения людей (при-вычки, которые не контролируются другими людьми);
2) правила, которые устанавливает сам институт (определе-ние взаимоотношений между людьми, установления того, что каждый человек может, и что он не должен делать), то есть пра-вила отражают отношение человека к самому себе и ограничи-вают жизнь человека на две сферы - частную и общественную;
3) народные взгляды (предрассудки).
Наряду с институтами существуют и санкции, которые применяются к нарушителям этих правил (неодобрение, пори-цание, наказание и т.д.). Следовательно, в обществе должен существовать и контроль, т.е. механизм выявления нарушений.
В неоинституционалистской теории се ядром является тео-рия прав собственности и теория трансакционных издержек, создателем которых является американский экономист, лауреат Нобелевской премии Р. Коуз. Его самые известные работы - "Природа фирмы" (1937 г.) и "Проблема социальных издержек" (1960 г.). Па основе этих работ, взглядов Р. Коуза возникли но-вые направления теоретической экономической мысли - эконо-мика права, теория экономических организаций, новая эконо-мическая история.
В основе всех работ Коуза лежит мысль о том, что любая форма социальной организации - рынок, фирма, государство - требует определенных издержек для своего создания и поддер-жания. Из этого положения следует, что различные социальные институты могут значительно различаться по уровню и струк-туре этих издержек, что наиболее эффективными оказываются институты, обходящиеся обществу дешевле, что искусство эко-номической политики состоит в отборе наименее дорогостоя-щих способов координации экономической деятельности.
Теория прав собственности рассматривает практически все формы собственности (частная, коллективная, государственная, акционерная) и контрактные отношения, на основе которых осуществляется обмен. При этом Коузом оценивается сравни-тельная эффективность всех форм ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|