3
Министерство науки и образования Украины
Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова
Институт математики, экономики и механики
Факультет бизнеса и менеджмента
Кафедра менеджмента и математического моделирования рыночных процессов
Тема:
«Внешнеэкономическая деятельность в Украине. Особенности таможенного регулирования»
Курсовая работа
студентки 4-го курса, группы 1
специальности «Менеджмент организаций»
дневной формы обучения
Амелиной И.А.
Научный руководитель:
ас. Ничитайлова Н.С.
Одесса - 2008
Все ссылки в квадратных скобках с указанием номеров страниц начиная с номера 1 в списке литературы.
Пункты 2.1 и 2.2 объединить.
Обязательно ссылки на все статистические данные. Обязательно обоснование для чего Вы эти данные приводите.
Содержание
Часть 1
1.1 Содержание и цели Внешнеэкономической деятельности Украины_ _ _ _5
1.2 Общая характеристика Внешнеэкономической деятельности Украины_ _7
1.3 Особенности ВЭД в Украине _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10
1.4 Статистические данные об объёмах экспорта и импорта Украины в 2005 - 2007 гг. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12
1.5 Государственная политика в сфере ВЭД_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
1.6 Практическое применение государственного регулирования в сфере ВЭД_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 19
1.7 Спецоперация СБУ по борьбе с контрабандой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 24
Часть 2
2.1 Основные аспекты таможенного регулирования ВЭД_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _27
2.2 ГТД (Грузовая Таможенная Декларация) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 27
2.3 УКТВЭД_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _32
2.4 Таможенная стоимость _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 38
2.5 Таможенные пошлины_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 41
2.6 Таможенные платежи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _45
2.7 Таможенный досмотр_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _46
Выводы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 47
Приложение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _49
Список использованных источников и литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 51
Введение
Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами,
Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.
Рассмотрим объективные причины, которые заставляют государства заниматься внешнеэкономической деятельностью. Это - неравномерность распределения сырья по поверхности земли (у одних стран есть полезные ископаемые, а у других нет); различные климатические условия, что сказывается на способе возделывания земли, урожайности сельского хозяйства; различие в экономике и экономической структуре государств (есть развитые промышленные страны, а есть менее развитые - аграрные); неодинаковый уровень развития техники и технологии в отдельных отраслях (например, немецкие автомобили, японская электроника, французские вина, российское вооружение, американские самолеты и т.п., почти в каждом государстве есть товары, которые они делают лучше других). Государству выгоднее специализироваться на производстве тех товаров, издержки при производстве которых - минимальны, и завозить те товары, издержки, по производству которых выше, чем при их ввозе.
В связи со стремлением Украины стать полноправным членом международного сотрудничества и товарообмена, наладить экономическое сотрудничество с иностранными партнёрами, объёмы совершения внешнеэкономических операций достаточно сильно увеличились за последние годы. Кроме того, многие национальные предприятия расширяют масштабы своей деятельности, выходят на новые уровни, в том числе захватывают доли иностранных рынков. Конечно, всё это положительно сказывается на экономике страны, так как способствует росту национального дохода, повышает имидж Украины на международном рынке.
Сегодня в Украине большая часть внешнеэкономических операций происходит не на государственном уровне, а на уровне частного предпринимательства, а государство лишь устанавливает правовые нормы, посредством которых регулирует правильность и законность международного сотрудничества.
Главной целью данной курсовой работы является выявить сущность ВЭД в Украине, оценить её объёмы и динамику развития за последние годы, исходя из статистических данных, выяснить пути и особенности таможенного регулирования внешнеэкономических операций, оформления грузов.
Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.
Процесс таможенного оформления грузов, пересекающих государственную границу Украины, имеет свои отличительные характеристики, по сравнению с такими процессами в других странах. В курсовой работе будут представлены основные этапы оформления в таможенных органах страны, виды контроля, с помощью которых устанавливается степень соответствия товаров стандартам, установленным нормам, уровень качества. Помимо этого, будут рассмотрены возможности и ограничения, которые предоставляются нормативно-правовыми актами, законами, проверяющими органами страны.
Конечно, ВЭД должна осуществляться на принципах прозрачности и соответствия законодательству, но возникают случаи нарушения правовых норм и попыток нелегального ввоза или вывоза товаров. Каковы практические методы борьбы с контрабандой и нелегальными операциями, используемые спецслужбами Украины для противодействия им, каковы мероприятия, проводимые для их предотвращения, а также каковы достигнутые результаты вследствие их внедрения на таможенных постах, также будет рассмотрено в данной курсовой работе.
ЧАСТЬ 1.
1.1 Содержание и цели внешнеэкономической деятельности Украины
Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёмов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны разные государства. [1]
Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.
Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи следует рассматривать как единое целое. Государство значительным образом влияет на внешнеэкономическую деятельность отдельных предприятий. Оно может, как стимулировать, так и ограничивать ее.
Основные цели внешнеэкономической деятельности государства, можно классифицировать таким образом:
1. Таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
2. Нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения;
3. Меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы).
Эти цели существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность государства складывается из совокупности предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Основной целью ВЭД государства является ее регулирование.
1.2 Общая характеристика внешнеэкономической деятельности Украины
В соответствии с законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов, которая построена на взаимоотношениях между ними и имеет место на территории Украины либо за ее пределами.
Этот же закон определяет и принципы ВЭД действующие на территории Украины. Всего принципов 8, но рассмотрены будут основные наиболее важные среди них:
1) Принцип свободы внешнеэкономического предпринимательства. Данный принцип означает, что вступление в ВЭД является добровольным. Однако следует заметить, что свободное вступление применимо только для крупных предприятий в приоритетных сферах производства. И таким образом, чтобы небольшому предприятию, занимающемуся, например, производством минеральной воды, необходимо для выхода на зарубежный рынок или просто для экспорта продукции сначала нарастить собственное производство, далее выполнить массу бюрократических процедур. Все эти меры значительно ограничивают свободу субъекта, желающего заниматься ВЭД, и требуют весомой доработки в законодательстве, дабы соответствовать этому принципу.
2) Принцип юридического равенства и недискриминации. По этому принципу запрещается действие государства, которое ограничивает деятельность ВЭД. И, тем не менее, сохраняются элементы дискриминации украинских экспортеров за границей, а также применяются методы ограничительной деловой практики, в частности картельных соглашений для вытеснения или недопущения Украины на перспективные, емкие рынки.
3) Принцип защиты интересов субъектов ВЭД. Субъекты ВЭД защищаются на своей территории, вне территории Украины в соответствии с международным законодательством (защита государственных интересов Украины). Касательно этого принципа, защита субъектов ВЭД на своей территории требует значительной доработки нашего законодательства по поводу ВЭД, а также конструктивные меры правительства для улучшения и увеличения внешнеэкономических связей с развитыми и развивающимися странами.
4) Принцип эквивалентности обмена и недопустимости демпинга при ввозе (вывозе) товара. К сожалению, данный принцип неоднократно нарушался субъектами ВЭД Украины относительно экспорта продукции металлургического комплекса. Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» также определены виды внешнеэкономической деятельности, осуществляемые на Украине. К ним относятся:
Ш экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы);
Ш оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других, не запрещенных законами Украины;
Ш оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины;
Ш научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
Ш международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;
Ш кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины;
Ш совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом на территории Украины и за ее пределами;
Ш предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;
Ш организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;
Ш организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту;
Ш товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли;
Ш арендные, в том числе лизинговые операции;
Ш операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке;
Ш работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
Ш другие виды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами Украины. [2]
1.3 Особенности ВЭД в Украине
Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов:
ь финансовой зависимости страны от западных международных организаций,
ь энергетической зависимости от России и стран СНГ,
ь заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.
Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся заинтересованность её в продвижении на внешние рынки товаров продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к снижению. [3]
Украине необходимо исходить из того, что ВЭД, представляющая собой все виды хозяйственной деятельности, связанные с участием страны в международном разделении труда, является неотъемлемой частью всей хозяйственной деятельности государства.
В новых условиях, когда экономика Украины стремится к рыночным условиям, когда в стране разрушены структуры государственного регулирования ВЭД, характерные для командно-административной системы управления, а новые находятся в процессе становления, цели и задачи государственного регулирования ВЭД существенно изменились. В современных условиях, которые характеризуются падением производства, дестабилизацией финансовой системы страны, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности, означающей по сути ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю и др. виды ВЭД, необходимо определить те формы и методы воздействия на хозяйствующие субъекты - участников ВЭД, которые были бы способны обеспечивать защиту государственных интересов.
Опыт проводимого в Украине (в т.ч. в составе бывшего СССР), начиная с 1987 года, курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности в условиях общей нестабильности, серьезного социально-экономического кризиса, нарушения хозяйственных связей между производителями практически во всех сферах экономики, наличия значительных ценовых диспропорций, экономически совершенно необоснованного несоответствия между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в пользу последней, дезорганизации хозяйственной инфраструктуры на большом экономическом пространстве, показал, что политика поспешной либерализации ВЭД привела к достаточно крупным издержкам в экономике.
Отсутствие должного порядка во внешнеэкономической сфере деятельности, необоснованное ослабление государственного контроля в этой области оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики, приводит к значительному оттоку капитала из страны, поскольку нестабильное политико-экономическое положение в Украине не может стимулировать производственные капиталовложения. И в этих условиях либерализация ВЭД, неэффективность государственного валютного контроля привели к "утечке" капиталов из Украины. К тому же "обесценивается" и сам курс на либерализацию ВЭД: бессмысленно стимулировать экспорт, если валютные доходы оседают за рубежом и не вкладываются в украинскую экономику.
В таких условиях, сложившаяся в стране ситуация требует:
Ш усиления контроля над репатриацией украинских капиталов,
Ш создания условий для надежного и выгодного помещения иностранной валюты в национальные банки.
Но для этого необходимо скорректировать политику либерализации ВЭД в сторону более четкой и рациональной организации государственного контроля ВЭД, который, с одной стороны, должен обеспечить защиту государственных интересов, а с другой стороны, не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности как с экономической, так и с правовой точек зрения.
На современном этапе складывающиеся направления развития внешнеэкономических связей Украины создают реальную угрозу национальному производству, которое уже сейчас серьезно страдает от конкуренции многих товаров, поступающих по импорту. К такой свободной, не защищённой государством конкуренции украинская промышленность еще не готова. Здесь необходим весьма взвешенный подход при определении приоритетов во внешнеэкономической политике Украины и выборе тех или иных средств такой политики, способных защитить от разрушения ряд отраслей украинской промышленности, и, прежде всего, наукоёмких производств. По некоторым оценкам, если положение не изменится, через 2-3 года может сложиться ситуация, при которой многие отрасли национальной промышленности, включая электронику и некоторые другие наукоёмкие и трудоёмкие прогрессивные виды производства, окажутся окончательно разрушенными. [4]
1.4 Статистические данные об объёмах экспорта и импорта Украины в 2005-2007 гг
В январе-июне 2005 г. объемы экспорта товаров и услуг из Украины по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличились на 9,3%, импорта - на 26,5% и составили соответственно $19,7 млрд. и $17,8 млрд. Положительное сальдо внешней торговли в этот период достигло $1942,9 млн. (против $3981 млн. в первом полугодии 2004 г.). Об этом сообщил Госкомстат Украины 31 августа.
Общий объем экспорта украинских товаров и услуг в страны СНГ составил $6,1 млрд. и увеличился в сравнении с январем-июнем 2004 г. на 18,7%, в другие страны мира - $13,6 млрд. (+5,6%).
Объем импорта товаров и услуг в Украину из стран СНГ составил $8,4 млрд. (на 14,9% больше показателя I полугодия 2004 г.), из других стран мира - $9,4 млрд. (+39%).
Объемы экспорта товаров из Украины за январь-июнь 2005 г. увеличились на 9,2%, импорта - на 26% и составили соответственно $16935,1 млн. и $16553,8 млн. Положительное сальдо внешней торговли товарами, по данным Госкомстата, снизилось до $381,3 млн. (в январе-июне 2004г. - $2371,4 млн.).
Наибольшие объемы экспортных поставок украинских товаров осуществлялись в Российскую Федерацию (20,1% от общего объема экспорта), Турцию (6,3%), Италию (5,7%), Германию (4,4%), Польшу (3%), США (2,5%), Индию и Беларусь - по 2,3%.
На долю продуктов растительного происхождения в общем объеме экспорта пришлось 3,6% (в т.ч. зерновых культур - 3,1%), готовых пищевых продуктов - 3,4%, живых животных, продуктов животного происхождения - 1,9%.
В общем стоимостном объеме экспорта товаров по сравнению с январем-июнем 2004 г. увеличилась доля зерновых культур, нефти и продуктов ее перегонки, удобрений. Вместе с тем, уменьшилась доля семян и плодов масличных культур, жиров и масел животного или растительного происхождения.
Наибольшие объемы импортных товаров в первом полугодии т.г. поступили из России (36,1%), Туркменистана (9,2%), Германии (8,9%), Китая (4,4%), Польши (3,5%), Италии (2,7%), Франции (2,4%), Беларуси (2,3%).
Поставки готовых пищевых продуктов в общем объеме украинского импорта составили 3,6%.
В общем стоимостном объеме импорта товаров уменьшилась доля зерновых культур, сахара и кондитерских изделий из сахара.
Среди регионов Украины наибольшие объемы экспорта товаров осуществлялись предприятиями Донецкой (24,7%), Днепропетровской (18,2%) областей, г.Киев (12%), Запорожской (7,8%), Луганской (5,8%), Полтавской (5,6%) и Одесской (3,4%) областей.
Наибольшие импортные поступления осуществлялись предприятиями г.Киев (36,7%), Днепропетровской (7,8%), Донецкой (7,6%), Запорожской (4,6%), Одесской (4,1%), Киевской (3,8%) и Харьковской (3,7%) областей. [5]
Среднемесячные поступления в Госбюджет в августе-октябре 2006 года составили 3965,1 млн. грн, что на 30 %больше, чем за январь-июль 2006 года. (3040,4 млн.грн).
Основные приоритеты в работе таможенной службы в конце 2006 года были сформированы заданиями, предоставленными Государственным бюджетом Украины, упрощением и модернизацией таможенных процедур на границах и внутри страны, обеспечением комплексного контроля соблюдения таможенного законодательства субъектами ВЭД и гражданами, разработкой и имплементацией таможенного законодательства, которое должно соответствовать международным стандартам и стандартам ЕС, а также развитием и совершенствованием функциональных подсистем Единой автоматизированной информационной системы Гостаможслужбы и реализацией перспективных информационных технологий.
На протяжении августа-октября 2006 года товарооборот Украины составил 22,5 млрд. дол. США, что на 4,4 млрд. дол. США, или на 24 % больше, чем за аналогичный период 2005 года. Увеличение товарооборота Украины произошло как за счёт роста импорта, так и экспорта. При этом темпы роста экспорта выше, чем темпы роста импорта (26 % против 23%). (Приложение. Диаграмма 1)
В том числе товарооборот Украины:
- со странами СНГ - 9,0 млрд. дол. США;
- с другими странами - 13,6 млрд. дол. США.
Импорт товаров за август - октябрь 2006 года составил 11,9 млрд. дол. США, что на 23 % больше, чем за аналогичный период в 2005 году.
В том числе:
- из стран СНГ - 5,4 млрд. дол. США;
- из других стран - 6,5 млрд. дол. США. (Приложение. Диаграмма 2)
Без товаров топливно-энергетической группы импорт составил 804 млрд. дол. США.
Наибольшие объёмы импорта в Украину за август-октябрь 2006 года имеют такие отраслевые группы товаров:
- машины, оборудование - 3,5 млрд. дол. США (темп роста - 33 %);
- топливно - энергетические товары - 3,5 млрд. дол. США (темп роста - 19 %);
- продукция химической промышленности - 1,7 млрд. дол. США (темп роста - 29 %).
Экспорт товаров в августе - октябре 2006 года составил 10,6 млрд. дол. США, что на 26 % больше, чем за аналогичный период 2005 года.
В том числе:
- в страны СНГ - 3,7 млрд. дол. США;
- в другие страны: - 6,9 млрд. дол. США. (Приложение. Диаграмма 3)
Наибольшие объёмы экспорта товаров в 2006 году наблюдаются по следующим отраслевым товарным группировкам:
- металлы и изделия из них - 4,6 млрд. дол. США (рост на 41 %);
- машины, оборудование - 1,5 млрд. дол. США (рост на 21 %);
- продовольственные товары - 1,5 млрд. дол. США (рост на 17 %);
- продукция химической промышленности - 1,1 млрд. дол. США (рост на 24 %);
- топливно-энергетические товары - 0,6 млрд. дол. США (падение на 9 %).
В январе - марте 2006 года тенденции экспорта аналогичны 2005 году, а с мая по октябрь наметилась значительная тенденция роста экспорта по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.
Характерной особенностью 2006 года является рост экспорта в августе (на 5 % по сравнению с июлем).
На протяжении 2003 - 2005 года в августе наблюдалось сезонное падение ВЭД. В 2006 году наметилась позитивная тенденция увеличения темпов прироста экспорта, при этом импорт имеет тенденцию к уменьшению темпов роста. Этот показатель уменьшился больше, чем в 2 раза по сравнению с 2003 годом. (Приложение Диаграмма 4)
В ходе реализации поставленных перед Гостаможслужбой заданий, достигнуты положительные результаты. Среднемесячные поступления в Госбюджет в августе - октябре 2006 года составили 3965,1 млн. грн., что на 30 % больше, чем за январь - июль 2006 года (3040,4 млн. грн.). В общем, в течение 10 месяцев 2006 года Гостаможслужба обеспечила поступления в Госбюджет доходы в сумме 33178,2 млн. грн, что на 7999,6 млн. грн. Больше, чем за аналогичный период 2005 года.
Благодаря применяемым мерам по обеспечению контроля определения таможенной стоимости товаров на протяжении августа - октября 2006 года дополнительные поступления в бюджет от корректировки таможенной стоимости возросли, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 18% и составили 304,2 млн. грн. Постоянно изучаются и анализируются результаты таможенного оформления, используются мероприятия по усилению контроля правильности определения таможенной стоимости бытовой техники, которая ввозится на таможенную территорию Украины. В результате, при импорте этих товаров, еженедельные объёмы таможенного оформления в количественных и стоимостных показателях, а также поступления таможенных платежей в бюджет по сравнению с соответствующими показателями до внедрения мониторинга, увеличились почти на 50 %. [6]
1.5 Государственная политика в сфере ВЭД
Чтобы изменить крайне неблагоприятное развитие событий, необходимо, наконец, покончить с заблуждением, что государство лишь должно создавать правила рыночного поведения, а уж экономика, если ей не мешать, сама пойдёт рыночным путём саморазвития и саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, государство нигде и никогда не играло роли стороннего наблюдателя. Оно нередко и весьма активно вмешивалось в экономические процессы, и особенно это относится к кризисным состояниям в экономике. Ни в одной стране мира выход из кризиса не происходил (да и не мог происходить) без существенного воздействия государства на экономику. И лишь затем становится реальным все большее воздействие рыночных стимулов и методов. А уж внешнеэкономической деятельности вышесказанное касается в первую очередь.
В целях существенного повышения эффективности участия Украины в международном разделении труда, в мировых связях, изменения положения во внешнеэкономической сфере, основной упор следует сделать на государственную поддержку, например, отраслей-локомотивов с сильным госсектором, включая оборонные отрасли с мощным научно-техническим потенциалом, способных к интервенции в мировую экономику, а также к налаживанию высокоэффективного производства, чтобы на этой основе стимулировать развитие других отраслей промышленности, и прежде всего тех, которые позволят добиться значительного внутреннего роста производства и потребления.
1. На первых порах в качестве первоочередных мер целесообразно предпринять попытки в поисках соответствующих "ниш" на мировых рынках для той продукции, доведение которой до уровня мировых требований возможно в короткие сроки за счет сравнительно ограниченных средств.
Для реализации такой внешнеэкономической политики необходимы конкретные государственные программы, подкрепленные соответствующим финансированием, и система хорошо организованного государственного контроля их реализации.
2. Следует также наладить эффективную поддержку экспорта путем увеличения государственного кредитования экспортеров и производителей, достаточно широкое предоставление государственных гарантий под экспортные операции. На смену многим мелким организациям, выходящим в настоящее время на внешний рынок, должны прийти сравнительно немногочисленные внешнеторговые организации, объединяющие вокруг себя производителей, выпускающих значительные объемы экспортной продукции, крупные внешнеэкономические специализированные акционерные общества, предоставляющие на возмездной основе на высоком профессиональном уровне внешнеторговые, транспортно-экспедиторские, финансовые, валютно-кредитные и др. услуги, внешнеэкономические ассоциации, холдинги и т.д.
3. Одной из важных сфер ВЭД является привлечение иностранных капиталов в украинскую экономику. Но при этом крайне необходимо определить приоритетные отрасли и виды производств, куда в первую очередь следует эти инвестиции привлекать, а также создать для этого соответствующие экономические условия и правовое обеспечение гарантий этих капиталовложений. И если иметь ввиду привлечение иностранных инвестиций, то в этом плане приоритетными отраслями скорее должны быть такие, которые имеют экспортную структуру и направленность и могут достичь необходимой конкурентоспособности в процессе участия в мировых хозяйственных связях.
4. В то же время крайне важно разработать и последовательно осуществлять активную политику защиты украинского внутреннего рынка. Необходима рациональная политика избирательного протекционизма наиболее важных для украинской экономики отраслей, связанных в первую очередь с авиакосмической индустрией, с некоторыми отраслями ВПК и др.
Таким образом, государство призвано не только задавать общие ориентиры реформы ВЭД, но и последовательно прокладывать им дорогу. При этом в первую очередь нужна жесткая и в то же время взвешенная политика государства, направленная на преодоление кризисных ситуаций, с тем, чтобы превратить ее в эффективный сектор украинской экономики. [4]
1.6 Практическое применение государственного регулирования в сфере ВЭД
Результатом последовательной и настойчивой работы Гостаможслужбы по присоединению к Международной конвенции про упрощение и гармонизацию таможенных процедур (Киотская конвенция) стало принятие в октябре 2006 года Верховной Радой Украины соответствующего закона, проект которого был разработан Гостаможслужбой. Присоединение Украины к этой конвенции будет способствовать закреплению единых международных стандартов и подходов к регламентации тождественных правоотношений в таможенном деле в Украине, устранению расхождений в таможенных процедурах, которые препятствуют развитию международной торговли и осуществлению ВЭД украинскими предприятиями, упрощению таможенных процедур и стимулированию международного сотрудничества, введению в национальное законодательство общепринятых порядков осуществления таможенного контроля, использованию информационных технологий и расширению правовой базы для совершения общего таможенного контроля со смежными странами.
Продолжается работа по приведению законодательства Украины в сфере защиты прав интеллектуальной собственности до уровня мировых стандартов. Кабинетом Министров Украины рассмотрен, и в октябре 2006 года направлен в Верховную Раду Украины разработанный Гостаможслужбой законопроект, которым предусмотрено предоставление таможенным органам права приостанавливать таможенное оформление в случае перемещения через таможенную границу товара, про который не подана заявка о защите прав интеллектуальной собственности, но есть достаточные основания полагать, что при его перемещении могут быть нарушены права интеллектуальной собственности.
В рамках программы БУМАД, в государственной таможенной службе Украины прошла встреча представителей таможенных администраций Черноморского региона, на которой был обговорен вопрос налаживания обмена информацией про перемещение товаров между портами Чёрного моря. По результатам встречи решено создать рабочую группу по обеспечению реализации практичной эффективной структуры своевременного обмена информацией о морских перевозках относительно задержек подозрительных поставок, грузовых лодок, яхт и модуля действий с целью облегчения процессов таможенного контроля и оформления. Кроме того, в октябре в Гостаможслужбе работала диагностическая миссия Всемирной таможенной организации, которая позитивно оценила деятельность Гостаможслужбы Украины и предоставила рекомендации относительно дальнейшего совершенствования её работы. В частности, ведётся работа по обеспечению этих рекомендаций.
Проведён ряд мероприятий по перестройке, реконструкции и обустройству таможенной инфраструктуры.
В сентябре 2006 года торжественно открыта новопостроенная площадка (выезд из Украины) одного из сильнейших на границе с Республикой Польша пункта пропуска для международного автомобильного сообщения «Ягодин», сооружение которой проводилось в рамках Программы приграничного сотрудничества Tacis за счёт международной технической помощи ЕС.
Сдан в эксплуатацию международный пункт пропуска через государственную границу с Румынией «Солотвино-Сигету-Мармацией», торжественное открытие которого при участии глав внешнеэкономических ведомств Украины и Румынии. Также, начата реализация проекта строительства нового пункта пересечения границы в Ужгороде. Ужгородской таможней подрядной строительной организации передана площадка под строительство, здания для офиса, разрешение для проведения строительных работ.
Таможенными органами осуществляется контроль за соблюдением законности при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
В августе - октябре 2006 года таможенными органами возбуждено 61 уголовное дело о контрабанде на общую сумму 18,8 млн. гривен. По фактам нарушений таможенного законодательства за это время заведено 6592 дела о нарушении таможенных правил, стоимость предметов правонарушения в которых составляет 227 млн. гривен.
По делам о нарушении таможенных правил изъято промышленных товаров, сырья и материалов - на сумму более 42 млн. грн.; продовольственных товаров и сельхозпродукции на сумму 4,8 млн. грн.; валюты и драгоценных металлов на сумму 23,8 млн. грн. (более 55 % от показателя с начала года); 377 единиц транспортных средств стоимостью более 12 млн. грн. Применена конфискация в 3657 делах на сумму 18,9 млн. грн. В государственную исполнительную службу передано конфискованных по решению суда предметов на сумму более 10 млн. грн., в Госбюджет перечислено конфискованной валюты на сумму около 3 млн. грн. С целью усиления противодействия контрабанде и нарушениям таможенных правил специальными группами осуществлён ряд мероприятий в зоне деятельности Одесской таможни и на западной границе Украины.
Постоянно проводится анализ и обработка информации, которая содержится в Единой информационно - аналитической системе Гостаможслужбы и обрабатывается информация, которая приходит из различных источников (информирование от физических и юридических лиц, правоохранительных органов, структурных подразделений Гостаможслужбы Украины, информация от лиц, которые звонят по телефону доверия Гостаможслужбы) с целью выявления как одиночных случаев нарушений таможенных правил субъектами ВЭД, так и хорошо налаженных схем незаконного ввоза на территорию Украины товаров и транспортных средств.
Например, 6 августа 2006 года должностными лицами Гостаможслужбы Украины, привлечёнными к проведению специальных мероприятий, приостановлено попытку незаконного перемещения через таможенную границу Украины 44 900 пачек сигарет, которые были спрятаны от таможенного контроля в бумажных мешках, где, по документам, должен был находиться пигментная двуокись титана.
Оперативной группой в составе работников центрального аппарата Гостаможслужбы Украины и Южной региональной таможни в период с 1 августа до 14 августа 2006 года в зоне деятельности Одесской таможни при проведении оперативных мероприятий было составлено 12 протоколов о нарушении таможенных правил на общую сумму более 2 млн. грн., возбуждено 2 уголовных дела на сумму 2,8 млн. грн.
Сравнение 2005 и 2006 годов говорит о том, что на фоне уменьшения количества дел, где предметом правонарушения является валюта, средняя стоимость по одному такому делу составляет около 9,6 тис. Грн., что почти на 5 тыс. грн. Больше, чем в 2005 году.
15 августа 2006 года на т/п «Изварино» Луганской таможни во время проведения таможенного контроля автомобиля «Субару Легаси», который перемещался из Украины в Россию под управлением гражданина Украины, было выявлено спрятанную от таможенного контроля иностранную валюту в количестве 1 900 000 дол. США и 7 243 000 руб. РФ. Составлен протокол о НТП по статье 352 ТКУ.
В октябре 2006 года на т/п «Гоптовка» Магистральской таможни, во время проведения таможенного контроля «ВАЗ 2108», который перемещался из Украины в Россию под управлением гражданина Украины, была выявлена спрятанная от таможенного контроля валюта: 4 000 000 рублей РФ, которые находились под декоративной обшивкой автомобиля в конструктивных пустотах задних кресел.
10 сентября 2006 года на т/п «Днепропетровск - Аэропорт» Днепропетровской таможни при проведении таможенного контроля пассажиров одного из рейсов у гражданина Израиля были найдены спрятанные на теле, кроссовках и носках изделия из драгоценных металлов, инкрустированные камнями в количестве 5587 шт.
Активизирована работа в направлении выявления наркотических веществ.
В начале сентября Николаевской таможней во время таможенного контроля теплохода «ULCAS» (Мальта), который прибыл из порта Некрут (Турция), выявлено более 7 кг кокаина, который находился в технологических пустотах судна. По материалам таможни, СБУ в Николаевской области возбуждено уголовное дело.
Киевской региональной таможней в международном экспресс - отправлении из Аргентины в середине седла кожаного с упряжкой и стременами было найдено более 1 кг кокаина. В результате отработанных совместно с СБУ программ была проведена контролированная поставка этого вещества.
Для повышения эффективности деятельности и обеспечения благоприятных условий для увеличения объёмов международной торговли, улучшения качества услуг, предоставляемых таможенными органами при перемещении через границу граждан, товаров и транспортных средств, учитывая предыдущий опыт работы таможенных служб и современные тенденции, характерные для мирового сообщества, принято решение о реформировании организационной структуры таможенной службы. Созданы региональные таможни в Киеве, Донецке, Львове, Одессе, Симферополе. В их штатах предусмотрены две должности первых заместителей начальника региональной таможни - по координации, организации и контролю работы структурных подразделений региональной таможни и по координации и контролю деятельности подчинённых таможенных органов.
Начато реформирование правоохранного блока таможенной службы.
Приказом Гостаможслужбы создана Региональная таможня борьбы с таможенными правонарушениями, которая подчинена непосредственно Главе Службы. В рамках определённой зоны деятельности Региональная таможня будет обеспечивать комплексный контроль за соблюдением законодательства Украины по вопросам таможенного дела. Должностные лица этой таможни будут иметь право проведения контрольных мероприятий на всей таможенной территории Украины и будут независимы от руководителей местных таможенных органов, что позволит обеспечить повышенный контроль за качеством выявления, предупреждения и расследования таможенных правонарушений.
Предусматривается кардинальное обновление процесса таможенного контроля и оформления. С этой целью ведётся работа по созданию многофункциональной комплексной системы «Электронная таможня», составными элементами которой станут такие подсистемы как: электронное декларирование, электронный документооборот, анализ рисков и управление ими, контроль за транзитом, единая межведомственная автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации, в том числе от различных ведомств, автоматизированное осуществление всех видов государственного контроля, унифицированная база нормативных и справочных документов, которые используются в таможенных целях, информационное обеспечение пост - аудита и правоохранной деятельности, а также оценка качества реализации таможенного дела. [6]
1.7 Спецоперация СБУ по борьбе с контрабандой
Служба безопасности Украины во всех морских торговых портах южной Украины осуществляет длительную масштабную операцию «Цунами» относительно борьбы с контрабандой, сообщила пресс-служба СБУ.
Такая проверка осуществляется во исполнение поручения Президента Украины об активизации борьбы с контрабандой. К мероприятиям по борьбе с контрабандой привлечены спецподразделения Главного управления по борьбе с контрабандой и организованной преступностью, которые усилены бойцами Центра специальных операций («Альфа»).
В частности, по результатам первого этапа операции «Цунами» с 1 ноябрь увеличена таможенная стоимость импортных товаров на сумму свыше 2,5 млн грн. Выявлено несколько фактов незаконной деятельности ряда должностных лиц контролирующих органов при оформлении экспортно-импортных операций. Относительно этих лиц составлены протоколы о коррупционных действиях.
Только в течение последних десяти дней не допущен ввоз в Украину около 30 контейнеров мясной продукции без надлежащего оформления документов. Выявлено 27 попыток нарушения таможенных правил, изъяты товары на сумму свыше 440 тыс. грен. По подозрению в несоответствии товарных кодов приостановлено таможенное оформление свыше 50 контейнеров с импортными товарами, инициировано проведение экспертиз.
В пресс-службе сообщают, что владельцы грузов сознательно не предоставляют в таможенные органы документы на значительную часть товаров, ожидая ослабления режима на таможенной границе. На сегодняшний день в акваториях портов Чорноморско-Азовского бассейна накопилось несколько судов, которые сознательно не разгружаются.
Также увеличилось количество грузов, которые отправляются для таможенного оформления в другие регионы. В связи с этим СБУ проинформировала соответствующие органы и службы России, чтобы не допустить контрабандного перемещения товаров в Россию.
Кроме того, в течение октября н.г. через морские порты Украины в зоне деятельности Приморской таможни ГТС Украины ввезено 117 тыс. тонн грузов, общей стоимостью 890 млн грн., Южной региональной таможни - 170 тыс. тонн, стоимостью 730 млн грн, Николаевской таможни 450 тыс. тонн на 260 млн грн.
По оценке специалистов, свыше 70 процентов грузов ввозятся с нарушением действующего таможенного законодательства Украины, что разрешает получать организаторам контрабандных михинаций сверхприбыли в виде неуплаченных таможенных платежей в размере свыше 100 млн грн ежемесячно, и таким образом причинять экономический ущерб государству.
В частности, механизмы совершения контрабандных акций заключаются в незаконном освобождении большей части груза от таможенного контроля, недекларировании груза, утаивании сведений относительно количества, стоимости и наименования товаров. [7]
За 7 дней проведения операции в результате проверки на предмет законности таможенного оформления только восьми судов в госбюджет взыскано 4 млн 320 тыс. гривень. В частности, во время углубленного таможенного осмотра судна "Южная Пальмира", которое по документам перевозило 257 тонн груза товаров народного потребления, выявлено еще 411 тонн незадекларированного груза стоимостью 5,1 млн грн. По этому факту УСБУ в Одесской области возбудило уголовное дело по статье 201 Уголовного кодекса Украины /контрабанда/. В результате общего с работниками Гостаможслужбы углубленного осмотра теплохода "Сарата", который прибыл в Ильичевск из Турции с грузом товаров народного потребления, начислено и оплачено в бюджет таможенных платежей и налогов на сумму 459,4 тыс. грн. До начала спецоперации "Цунами" платежи этого судна не превышали 225 тыс. грн.
После осмотра 68 тонн груза на теплоходе "Поиск" в госбюджет оплачено 161,8 тыс. грн. Это в 10 раз больше по сравнению с суммой, оплаченной за предыдущий заход этого судна в октябре.
Теплоход "Экспортика" оплатил 402,4 тыс. грн. за груз весом 345 тонн, теплоход "Суворово" - 425 тыс. грн., теплоходы "Викинг" и "Атлант" - 693 тыс. грн. До операции "Цунами" эти суда в 2-3 раза занижали в декларациях данные о грузах, соответственно скрывались и бюджетные платежи.
Теплоход "Блек Фокс" оплатил около 3 млн грн. за груз весом 260 тонн. До проведения операции судно декларировало около 110 тонн товаров, платежи стягивались в размере не более 135 тыс. грн. [8]
ЧАСТЬ 2
2.1 Основные аспекты таможенного регулирования ВЭД
Для того чтобы юридическое лицо могло заниматься ВЭД, необходимо произвести аккредитацию его в таможенном органе. Ей подлежат субъекты, которые находятся в зоне деятельности этого таможенного органа независи ...........
Страницы: [1] | 2 |
|