Содержание
1. Сущность внешнеэкономической деятельности. Её формы и виды
2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД
3. Система управления внешнеэкономической деятельностью
4. Содержание, цели и задачи бухгалтерского учёта внешнеэкономической деятельности
5. Организация бухгалтерского учёта во внешнеэкономических организациях. Учётная политика.
6. Организация налогового учёта внешнеэкономической организации. Учетная политика для целей налогообложения
1. Сущность внешнеэкономической деятельности. Её формы и виды
Повсеместная интеграция капиталов на международном рынке, развитие процессов глобализации, расширение сферы функционирования валютного рынка (создание зон свободного предпринимательства, увеличение количества предприятий с участием иностранного капитала, привлечение иностранных инвестиции в различные производственно-социальные инфраструктуры) создаёт широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая является одной из основных форм экономических связей России с иностранными государствами. Её специфичность состоит прежде всего в том, что участники при заключении сделок должны исходить не только из собственных интересов, но и не противоречить экономическим интересам страны.
При классификации видов ВЭД предприятий большинство учёных включают в их состав: экспорт услуг, работ; экспорт товаров, приобретённых для перепродажи; экспорт продукции собственного производства; импорт услуг, товаров; импорт сырья; бартерные операции; получение и предоставление валютных займов и кредитов; формирование уставного капитала иностранным капиталом; посреднические услуги внешнеэкономических сделок; лизинговые операции; операции с ценными бумагами; реэкспорт; реимпорт. Перечисленные виды ВЭД могут быть сгруппированы по каким-либо признакам в более агрегированные группы или, наоборот, детализированы. Например, каждый из указанных видов внешней торговли может быть составной частью других форм ВЭД, в частности, получение иностранных кредитов можно рассматривать как экспорт услуг.
Дальнейший процесс интеграции российской экономики и мировой экономической системы, прежде всего, требует более совершенной системы бухгалтерского учёта и контроля во внешнеэкономической деятельности. Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля.
Приоритетной представляется экономическая политика, идущая по пути всё большего сосредоточения вывоза сырья в рамках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.
2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД
Нормативно-правовое регулирование ВЭД среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представлено большим числом законов и множеством подзаконных актов.
Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1 (в редакции от 07.07.2003 г. № 116-ФЗ). Содержание данного закона определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за соблюдение валютного законодательства.
Основным документом, регламентирующим правовую основу внешнеэкономических отношений, определяющим механизм и порядок таможенного контроля, является Таможенный кодекс РФ, принятый постановлением ВС РФ № 5523-1 от 18.06.1993 г. (в редакции Федерального закона № 65-ФЗ от 06.06.2003 г.). В Таможенном кодексе РФ раскрываются основные сферы ВЭД, её участники и сопоставимый объём регулирования их правоотношений.
С 01.01.2004 года вступает в действие новый Таможенный Кодекс РФ (Федеральный закон № 61-ФЗ от 28.05.2003 г.), унифицирующий таможенное законодательство с новой редакцией Киотской Конвенции.
Ещё одним основополагающим законодательным актом, регулирующим ВЭД, является Закон РФ «Закон о таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.1993 г (в редакции от 07.07.2003 г. № 124-ФЗ). Данный закон признаёт приоритет международного права над национальным в области внешней торговли; определяет состав таможенных платежей; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; тарифные льготы.
На базе вышеназванных нормативных документов органами исполнительной власти различного уровня - от правительства РФ до ГТК РФ, МФ РФ, Госналогслужбы РФ и других органов - формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.
Каждая из сторон, участвующая во ВЭД, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу обязана выполнить определённые процедуры, предполагающие декларирование и таможенное оформление. Таможенное оформление предусматривает помещение таких товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим (совокупность соответствующих правил, регулирующих процедуру перемещения через таможенную границу РФ) и выполнение необходимых действий в нём исходя из требований и положений Таможенного кодекса РФ.
Во ВЭД в целях таможенного регулирования применяются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств:
1. Экспорт товаров - вывоз товаров с таможенной территории РФ в любых целях без обязательства его ввоза на указанную территорию. По товарам должны быть уплачены необходимые таможенные пошлины, сохранены необходимые характеристики, указанные в период оформления грузов в таможенной декларации. При данном таможенном режиме товары освобождаются от налогов (в том числе от НДС).
2. Реэкспорт товаров - вывоз иностранных товаров с таможенной территории РФ, ранее ввезённых на эту территорию, без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Срок для вывоза определён в шесть месяцев. Цель применения данного таможенного режима - пресечь незаконное оставление ввезённых товаров на таможенную территорию РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.
3. Выпуск товаров для свободного обращения (Импорт) предусматривает ввоз товаров на таможенную территорию РФ с предварительной уплатой импортёром ввозных таможенных пошлин, акцизов и НДС в предусмотренных законодательством случаев. Обязательному вывозу эти товары не подлежат.
4. Реимпорт товаров представляет собой вывоз товаров, страной происхождения которых является Россия, с её таможенной территории в полном соответствии с режимом экспорта с последующим их ввозом.
5. Транзит товаров - перемещение товаров между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства под таможенным контролем. Таможенные пошлины и налоги с товаров, перемещаемых в таком режиме, не взимаются; к ним не применяются меры экономической политики.
6. Таможенный склад - место, где ввезённые из-за границы товары хранятся без взимания таможенных пошлин и налогов. К таким товарам на период хранения не применяются экономической политики; на этот период они освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Данный режим не является окончательным. Им чаще всего пользуются в тех случаях, когда владелец товара имеет свои складские помещения, подтверждённые лицензией на учреждение данного склада (таможенный склад закрытого типа), или таможенный орган сам определяет этот режим, поскольку декларант не предъявляет необходимые документы для подтверждения заявленного таможенного режима (таможенный склад открытого типа, то есть допуск на хранение товара разрешается на нём любому юридическому или физическому лицу).
7. Магазин беспошлинной торговли - место, в котором товары продаются физическим лицам под таможенным контролем на таможенной территории РФ (аэропорты, порты, открытые для международного сообщения и другие пункты, установленные таможенными органами РФ). В этих местах не применяются меры экономической политики. Право помещения товаров под режим магазина беспошлинной торговли имеет только российское лицо, получившее лицензию ГТК РФ.
8. Переработка товаров на таможенной территории предполагает осуществление «толлинговых операций», суть которых заключается во ввозе в Россию и переработке на существующих производственных мощностях иностранного сырья.
9. Переработка под таможенным контролем предусматривает использование на таможенной территории РФ иностранных товаров в установленном порядке для целей переработки с последующим их выпуском для свободного обращения или помещения под иной таможенный режим (продажа на внутреннем рынке или экспорт за границу). При этом режиме товары освобождаются от взимания таможенных пошлин, акцизов и НДС, но должны быть уплачены таможенные сборы за таможенное оформление в размере 0,1% от таможенной стоимости в отечественной валюте и 0,05% от таможенной стоимости в свободно конвертируемой валюте.
10. Переработка товаров вне таможенной территории производится тогда, когда российские товары вывозятся за границу при наличии лицензии с целью их переработки. Продукты переработки в дальнейшем подлежат ввозу на таможенную территорию РФ в режиме свободного обращения. Меры экономической политики к этим товарам не применяются, но на этом этапе они подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами
11. Временный ввоз (вывоз) распространяется на товары, пользование которыми на таможенной территории РФ и за её пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики, при условии обеспечения объяснения их полной идентификации. Товары, перемещаемые под данным режимом, подлежат возврату в соответствии со своими физико-химическими характеристиками с учётом естественного износа либо естественной убыли при нормативных условиях транспортировки и хранения. Срок временного ввоза (вывоза) устанавливается таможенным органом РФ в пределах, как правило, не более двух лет.
12.-13. Свободная таможенная зона. Свободный склад. Сущность данных таможенных режимов состоит в том, что иностранные товары размещаются и в дальнейшем используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах). При этом к ним не применяются меры экономической политики, а также не взимаются таможенные пошлины и налоги.
14. Уничтожение предусматривается в случае, когда ввезённые товары не могут использоваться по прямому назначению. Уничтожение товаров осуществляется с разрешения таможенного органа, поскольку в этом режиме к ним не применяются меры экономической политики, не взимаются таможенные пошлины и налоги, но взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в рублях и в иностранной валюте. Расходы по уничтожению товаров осуществляются за счёт их владельца и не подлежат компенсации государством.
15. Отказ в пользу государства означает, что лицо отказывается от ввозимого или вывозимого товара, подтверждённого таможенной декларацией заявителя, без взимания соответствующих таможенных пошлин и налогов. К нему не применяются меры экономической политики.
16. Перемещение припасов. Суть режима вытекает из содержания понятия «припасов», к которым относятся товары, находящиеся на морских, речных, воздушных судах и в поездах, и предназначенные как для обеспечения нормальной эксплуатации этих транспортных средств, так и для потребления пассажирами и командами.
Условия, регламентирующие таможенные режимы, обязательны для всех участников внешнеторговой деятельности, в том числе и для таможенных органов.
Выбор соответствующего таможенного режима остаётся за лицом, перемещающим товар через таможенную территорию РФ, что не исключает замену его другим при условии, что декларант не может подтвердить соответствующими документами ранее заявленный таможенный режим.
3. Система управления внешнеэкономической деятельностью
В современных условиях предприятия имеют право самостоятельно определять формы, методы и объёмы работы на внешнем рынке. Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления ВЭД предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.
Наибольший опыт управления ВЭД накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).
Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм, осуществляющих внешнеторговые операции, можно условно разделить на три группы:
группа отделов и служб, осуществляющих планирование;
группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом;
группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений.
Создание такой разветвлённой структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако, количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы
4. Содержание, цели и задачи бухгалтерского учёта внешнеэкономической деятельности
Любая организация самостоятельно планирует свою деятельность и определяет способы достижения поставленных задач. Обобщающим финансовым показателем хозяйственной деятельности организации является прибыль, т.е. сумма превышения выручки, начисленной за реализованную продукцию, работы и услуги, над суммой затрат на их выполнение. Прибыль, остающаяся у организации после удержания налогов и прочих платежей в бюджет, поступает в распоряжение ее собственников. Сумма прибыли направляется ими в первую очередь для выплаты дивидендов, а затем для обеспечения производственного и научно-технического развития организации.
Кроме деятельности внутри России, каждая организация может осуществлять и внешнеэкономическую деятельность, которая требует отражения на определенных счетах бухгалтерского учета. При анализе финансовых результатов деятельности организации собственники в первую очередь опираются на результаты, полученные в бухгалтерском учете.
Добиться того, чтобы бухгалтерская информация была объективной, достоверной понятной и защищенной как для внутренних пользователей, так и для внешних пользователей, каковыми зачастую являются собственники организации, можно лишь при творческом подходе и знании нормативных документов.
Организация бухгалтерского учёта экспортно-импортных операций должна строиться в соответствии с законами, правилами регулирования и ведения отдельных внешнеторговых операций, разработанными как внутри государства, так и на международном уровне. Мерами международного регулирования являются признанные во всём мире нормы и правила, соблюдаемые субъектами, либо многосторонние межгосударственные соглашения.
К мерам государственного регулирования относятся: установление таможенного режима, квотирование и лицензирование товаров и услуг, использование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, валютное и налоговое регулирование.
Перед каждым субъектом российского предпринимательства, решившим распространить свой бизнес за пределы страны, встаёт задача организации бухгалтерского учёта на более высоком уровне. Бухгалтерский учёт в условиях ВЭД не может ограничиваться простым её отражением. Он должен активно воздействовать на неё: обеспечивать регулирование хозяйственной деятельности, выполнение требований валютного контроля; служить источником информации для экономического контроля, анализа; предупреждать возникновение диспропорций и сбоев в реализации товаров и услуг. Таким образом, бухгалтерский учёт должен стать важным звеном, обеспечивающим систему управления достоверной финансовой информацией для принятия решений.
Эта задача является следствием ряда обстоятельств, с которыми необходимо считаться, выходя на внешний рынок: необходимость работы с документами на иностранном языке; использование в расчётах различных иностранных валют; взаимоотношения с таможенными органами; особенности международных соглашений, правил, обычаев; жёсткая дисциплина исполнения обязательств.
5. Организация бухгалтерского учёта во внешнеэкономических организациях. Учётная политика.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» организационно-методологические основы бухгалтерского учёта и отчётности на территории Российской Федерации регламентируются в лице Правительства РФ, которое делегировало полномочия по определению порядка ведения бухгалтерского учёта Министерству финансов РФ. В настоящее время Министерство финансов выпустило ряд положений по бухгалтерскому учёту, требования которых должна выполнять каждая организация, в том числе и осуществляющая ВЭД.
Эти документы предусматривают право организации на основе соответствующих нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учёта и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.
Эти права реализуются в разработке собственной учётной политики организации, в которой должна быть определена совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Порядок ведения бухгалтерского учёта определяется способами группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организацией документооборота, инвентаризации, способами применения счетов бухгалтерского учёта, системой регистров бухгалтерского учёта, обработки информации и др.
При формировании учётной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учётной политики, а также временная определённость фактов хозяйственной деятельности. Учётная политика должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Ещё до формирования учётной политики необходимо знать объем бухгалтерской информации и её значение для целей отчётности, налогообложения, управления и контроля хозяйственной деятельности организации и сроки её формирования.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности главный бухгалтер организации должен предусмотреть в учётной политике те её элементы, которые позволяли бы полно и точно отразить особенности этой деятельности в бухгалтерском учёте операций, связанных с экспортом, импортом, инвентаризационной деятельностью.
Приступая к разработке учётной политики, необходимо учесть основные допущения и требования, её определяющие (допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности; имущественной обособленности предприятия; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учётной политики).
Правильно разработанная учётная политика, учитывающая условия и возможности ведения хозяйственной деятельности должна обеспечить:
- полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);
- тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта (требование непротиворечивости);
- рациональное и экономное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требования рациональности).
Учётная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом некоторые элементы учётной политики утверждаются отдельно, как приложения к ней.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности. В нем может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. При этом в действующий План счетов, утверждённый приказом Минфина РФ № 94н, для учёта специфических операций допускается введение дополнительных синтетических счетов с использованием свободных кодов счетов по согласованию с Министерством финансов РФ (или другим соответствующим органам). В тоже время организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключая и объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
Кроме того, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организации могут дополнять её, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учёта, установленные Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учёта.
Приведём в качестве примера некоторые элементы рабочего плана счетов для организации, осуществляющей экспортно-импортные операции, которые могут несколько отличаться от типовых (прил.1).
Формы первичных учетных документов. Первичные документы обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все обязательные реквизиты (ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте»). Обязательными реквизитами являются: наименование организации, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную операцию.
В соответствии с действующими документами организация может применять формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.
В том случае, когда организация для оформления операций применяет нетиповые формы документов, она должна утвердить их в приложении к учётной политике организации. К таковым можно отнести акты о выполненных работах или оказанных услугах.
Правила документооборота и технология обработки учётной информации. Документооборот - это движение первичных документов в бухгалтерском учёте, а именно: создание или получение документов от других организаций, принятие к учёту, обработка, передача в архив. Движение документа регламентируется графиком.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.
График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять его максимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота должен быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их предоставления и подразделения организации, в которые представляются данные документы. Пример графика для организации, занимающейся ВЭД, представлен в табл.1. В каждой из граф указываются должности лиц, которые либо составляют, либо подписывают, либо исполняют, либо обрабатывают первичный документ.
Таблица 1. Пример графика документооборота для организации, осуществляющей ВЭД
|
Наименование документа
|
Составление
|
Подпись
|
Исполнение
|
Передача в бухгалтерию
|
Обработка документа
|
Передача в архив
|
|
Грузовая таможенная декларация (ГТД)
|
Декларант
|
Лица, ответственные за составление ГТД и таможенное оформление грузов
|
Декларант, менеджер отдела продаж, закупок
|
Менеджер
|
Бухгалтер материального отдела или отдела по учёту затрат
|
Бухгалтер
|
|
Отчёт посредникак по экспорту или импорту материальных ценностей
|
Менеджер отдела продаж или закупок по ВЭД
|
Руководитель организации или уполномоченное им лицо
|
Отдел продаж, снабжения
|
Менеджер отдела продаж, закупок по ВЭД
|
Бухгалтеры группы расчётов и группы по учёту материальных ценностей
|
Бухгалтер
|
|
Акт об оказанных услугах, выполненных работах для иностранных заказчиков
|
Сотрудники подразделений, оказавших услуги
|
Руководитель организации или уполномоченное им лицо
|
Сотрудники подразделений организации, отделов продаж по ВЭД
|
Сотрудники подразделений, менеджеры, руководители подразделений
|
Главный бухгалтер или его заместитель, группа учёта финансовых результатов
|
Бухгалтер
|
|
|
Содержащаяся в принятых к учёту первичных документам информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учёте, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учёта, рекомендуемых Министерством финансов РФ или разработанных министерствами, ведомствами, организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учёта.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учёта в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учёта.
Совокупность учётных регистров и порядок их заполнения составляют форму бухгалтерского учёта. Организация может выбрать одну из трех применяемых форм: мемориально-ордерную, журнально-ордерную, автоматизированную форму учёта. При автоматизированной форме учёта выходные регистры либо имеют структуру журналов-ордеров и ведомостей, открываемых к ним, либо информация формируется в регистрах другой формы. При этом они должны обеспечивать соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учёта.
Информация о хозяйственных операциях произведённых организацией за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из регистров бухгалтерского учёта переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчёты, т.е. используются для составления бухгалтерской отчётности.
Методы оценки активов и обязательств. Эти методы определены в положениях по учету имущества и обязательств организации: ПБУ-3, ПБУ-5, ПБУ-6, ПБУ-14, в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (Приказ МФ РФ № 34н). В случае многовариантности методов оценки в учетной политике необходимо указать тот, который будет использоваться.
Выше был перечислен ряд элементов учетной политики, которые в первую очередь влияют на организацию учета внешнеэкономической деятельности. Кроме того, в учетной политике необходимо указать сроки проведения инвентаризации, установленные в организации, методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформление сотрудниками организации, установленные формы контроля за их действиями.
6. Организация налогового учёта внешнеэкономической организации. Учетная политика для целей налогообложения
При ведении учёта в целях налогообложения организации должны руководствоваться Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В нём регламентируется порядок налогообложения по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль, по акцизам, единому социальному налогу и др.
Действующая система налогообложения позволяет организациям выбирать метод расчёта налогооблагаемых баз. Выбранные способы ведения учёта организации должны отразить в целях налогообложения в учётной политике.
Требования к учётной политике в целях налогообложения определены ст. 167 НК РФ. Принятая организацией учётная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации и применяется с 01 января года, следующего за годом её утверждения. Она является обязательной для всех структурных подразделений организации.
Учётная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и применяется со дня создания организации.
При организации налогового учёта внешнеэкономической деятельности в первую очередь необходимо учитывать её особенности, связанные с экспортом, с расчётом налогооблагаемой базы по НДС. Поэтому в учетной политике для целей налогообложения обязательно должны быть освещены выбранные варианты альтернативных решений и основные моменты организации налогового учёта по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
В отношении налога на добавленную стоимость в учетной политике для налогообложения должны быть отражены следующие аспекты:
1. Выбор момента определения налогооблагаемой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг): по мере оплаты (т. е. по факту поступления денежных средств в кассу или на расчётный, валютный счёт организации) или по мере отгрузки (передачи) продукции, товара, выполнения работ, оказания услуг.
2. Порядок раздельн6ого учёта товаров, работ, услуг, облагаемых НДС по разным ставкам налога, или не облагаемых НДС.
В целях налогообложения прибыли обязательно должны быть определены следующие элементы:
1. Выбор способа учёта доходов (выручки) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, имущественных прав при определении налоговой базы по налогу на прибыль: метод начисления или кассовый метод.
2. Выбор учёта доходов от реализации по разным видам деятельности, облагаемым по одной ставке налога на прибыль: совместно или раздельно.
3. Выбор способа отражения выручки от сдачи имущества в аренду: доходы от основного вида деятельности или внереализационные доходы.
4. Выбор способа уплаты авансовых платежей: ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, авансовые платежи по итогам отчётного периода, которые уплачиваются ежемесячно, а также квартальные авансовые платежи.
5. Выбор способа оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) продукции, выполнении работ, оказании услуг, при списании:
- метод оценки по стоимости единицы запасов;
- метод оценки по средней стоимости;
- метод оценки последних по времени приобретений (ЛИФО);
- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
6. Выбор способа начисления амортизации основных средств: линейный, нелинейный.
7. Применение понижающих и повышающих коэффициентов при начислении амортизации: не применяются или применяются.
8. Создание резерва на гарантийный ремонт: на создаётся или создаётся.
9. Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли: создаётся или не создаётся.
10. Создание резервов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и на предстоящую оплату отпусков работникам: создаются, не создаются.
11. Выбор способа списания покупных товаров:
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
12. Выбор метода списания стоимости выбывших ценных бумаг:
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учёта, данных первичных учётных документов разрабатывается налогоплательщиком и устанавливаются приложениями к учётной политике организации для целей налогообложения. Организация может использовать в качестве регистров налогового учёта регистры бухгалтерского учёта. В случае, если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, организация вправе самостоятельно расширить применяемые регистры бухгалтерского учёта, включив дополнительные реквизиты, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта. При этом ничто не мешает организациям использовать те формы, которые им предлагают разработчики бухгалтерских программ.
Регистры налогового учёта ведутся и хранятся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях с обеспечением их защиты от несанкционированного доступа и исправлений.
|