3
Министерство образования РФ
Башкирский государственный университет
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: “Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России”
Выполнил студент 4 курса
Экономического факультета
Гр. 4.2 Батыршина Р.В.
Научный руководитель -
Н.С.
Уфа - 2004
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие человеческого капитала……………………………….……………..5
2. Расчеты эффек-тивности инвестиций в человеческий капитал в России и США……………………………………………………………………………….7
Вывод……………………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы мировой экономики в XXI в. оп-ределяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индуст-риальной стадии, где доминировало крупное ме-ханизированное машинное производство, к по-стиндустриальной, где будут превалировать сфе-ра услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффектив-ность будет определяться в первую очередь ис-пользованием высококвалифицированных кад-ров, новых знаний, технологий и методов управ-ления.
Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собст-венно, сам человек - его интеллектуальный по-тенциал. По расчетам Всемирного банка, в соста-ве национального богатства США основные про-изводственные фонды (здания и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19%, природные ресурсы - 5, а человеческий капитал -76%. В Западной Европе соответствующие пока-затели - 23, 2 и 74%; в России - 10,40 и 50% См.: Учись, капитал! //Поиск. 2001. № 12. С. 8.
. По-этому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богат-ство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-техни-ческого прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как ос-нове производства этого капитала.
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывает-ся она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен. Глубокий трансформационный кризис, который вот уже более 12 лет переживает наша экономика, заста-вил многих российских ученых иначе взглянуть на роль человеческого капитала и системы обра-зования в жизни современного общества. Как итог - последние годы и у нас ознаменовались по-вышенным исследовательским интересом к про-блемам человеческого капитала. Однако, к сожа-лению, все более популярной становится точка зрения, что высшее образование дает отдачу ско-рее личности, нежели обществу, поэтому и долж-но быть привлекательным, прежде всего для част-ного инвестирования, причем вектор развития должен быть ориентирован на коммерциализа-цию высшей школы.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответст-вие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уни-кальным геополитическим положением) и реаль-ным состоянием ее национальной экономики. За-давая вопрос: как смогла наша страна после са-мой страшной и разрушительной войны за 10 лет стать второй промышленной и научно-техничес-кой державой мира, академик РАНД. Львов спра-ведливо замечает: причин много, но главная - это советская система образования. "Россия может иметь достойное будущее, но лишь на пути сохранения и развития образования" Львов Д.С. Что дальше? (Размышления о перспективных проблемах экономики и экономической науки) // Экономи-ческая наука современной России. 2002. № 3. С. 1.
.
В сегодняшней критической российской ситуа-ции на фоне победного шествия Америки в поли-тической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по об-разу и подобию американской. Именно желание на цифрах доказать, что наша система образова-ния как основной производитель человеческого капитала не менее эффективна, чем американ-ская и определило выбор автором данного иссле-дования.
1. Понятие человеческого капитала.
Не вдаваясь в нюансы трактовки категории "человеческий капитал" Щетинин В. Человеческий капитал и неод-нозначность его трактовки // МЭ и МО. 2001. № 12.
, примем за основу под-ход С. Дятлова, определившего человеческий ка-питал как "сформированный в результате инвес-тиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используют-ся в той или иной сфере общественного воспроиз-водства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С. 83.
).
По вопросу состава человеческого капитала у экономистов нет единого мнения. Так, Г. Беккер предлагает выделять в нем капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квали-фикация, навыки, производственный опыт), ка-питал миграции, а также обладание экономичес-ки значимой информацией и мотивацией к эконо-мической деятельности. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты, как "уваже-ние к политической и социальной стабильнос-ти". В. Марцинкевич анализирует влияние на со-зидательный потенциал человека его активности, ответственности, честности, коллективизма, ком-муникабельности Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика челове-ка. М., 1995. С. 14.
. И. Ильинский предлагает вы-делять в человеческом капитале образование,
здоровье и общую культуру Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 1996. С. 28.
.
Несмотря на явную противоречивость понима-ния структуры человеческого капитала, все ис-следователи единодушны в признании доминиру-ющего значения образовательного фактора, то есть знаний, навыков, умений и способности к их восприятию и периодическому обновлению - все-го того, что закладывает в человеке формальное образование. Многие исследователи пытались отделить влияние образовательного фактора на рост будущих доходов от влияния социального происхождения, здоровья и способностей. Ис-пользовались различные методики и модели, но результаты, к которым приходят разные авторы в отношении значения образовательного факто-ра, практически совпадают: суммарное воздейст-вие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, а 60% разницы в дохо-дах человека объясняется уровнем его образова-ния Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формиро-вании и развитии человеческого капитала. Кандидатская диссертация. 08.00.01. Пятигорск, 2001. С. 81.
. Итак, все согласны, что сфере образования принадлежит наиболее мощный кумулятивный вклад в рост будущих заработков индивидуума. Кроме того, повышение образования опосредо-ванно увеличивает капитал здоровья человека и его социальное благополучие. Поэтому некото-рые исследователи прибавляют 15-20% к опреде-ленным ранее 60%; высказывают мнение, что со-вокупный вклад образования в рост будущих до-ходов общества и индивидуума составляет не
менее 75-80% Гринэуей Д., Хаунес М. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образова-ния. 2002. № 3. С. 64.
.
Таким образом, логично утверждать, что об-разование является ведущей отраслью производ-ства человеческого капитала, фундаментом буду-щего благополучия человека и всего общества. Именно поэтому в постиндустриальных странах, прежде всего в США, сформировался своеобраз-ный культ образования, питаемый не только об-щественным мнением, регулярными встречами президента с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их как "ин-теллектуального достояния нации", но и постоян-ной популяризацией американской системы обра-зования как лучшей в мире и эталоном для других стран.
Как известно, одним из основополагающих принципов этой теории является обнаруженная аналогия между инвестициями в человеческий и физический капитал. При этом процесс получе-ния образования и квалификации рассматривает-ся как процесс капиталовложений с окупаемос-тью в будущем (отсюда и термин "инвестиции в человеческий капитал"). Несмотря на сохранение некоторых различий между этими капиталами, таких как отсутствие возможности ипотеки и пря-мой продажи человеческого капитала, а также невозможность определения индивидуумом риска инвестиций в различные компоненты своего ка-питала, в остальном они действительно очень схожи. Например, как человеческому, так и фи-зическому капиталу присуще свойство приносить в будущем прибыль, быть подверженным колеба-ниям рынка и даже обесцениваться. Таким обра-зом, данная теория допускает применение поня-тия доходности к человеческому капиталу точно так же, как и к физическому.
2. Расчеты эффек-тивности инвестиций в человеческий капитал в России и США.
В данной работе пытаемся определить нор-мы отдачи (доходности), показывающие эффек-тивность инвестиций в человеческий капитал и позволяющие сопоставить их с эффективностью вложений в физический капитал. При этом не бу-дем искать текущие общие нормы отдачи, харак-теризующие эффективность инвестиций в чело-века в каждый отдельно взятый момент, и внут-ренние нормы отдачи, показывающие ставку дисконтирования, при которой сравнивается те-кущая стоимость будущих издержек и выгод. Отдадим предпочтение определению показателей текущей годовой эффективности частных и госу-дарственных инвестиций в образование человека, которые по своей природе близки к текущим пре-дельным нормам отдачи, исчисленным в ценах конкретного года.
При определении показателей частных норм отдачи будем использовать различия в зара-ботках (после вычета налогов) между категория-ми работников, имеющих разный уровень обра-зования, по отношению к индивидуальным из-держкам, связанным с получением данного образования, как прямых (плата за обучение, проживание, методическое обеспечение), так и косвенных (упущенный заработок за период обу-чения). При расчете социальных норм отдачи бу-дем использовать разницу в общей сумме налого-вых выплат работников, имеющих разный уро-вень образования, по отношению к издержкам государства на обеспечение данного уровня обра-зования в расчете на одного учащегося.
В этом случае годовые нормы отдачи от инве-стиций в человеческий капитал можно рассчи-тать по предлагаемым ниже формулам, которые дадут нам минимальную доходность этих инвес-тиций, усредненную за весь срок службы капита-ла (нами не учитываются нематериальные выго-ды образования).
Rч = (1)
Rс = (2)
где Rч , Rс - частная и социальная нормы отдачи соответственно;
Дч, Дг - разница в пожизнен-ных доходах (за вычетом налогов) индивидуума при прохождении каждой последующей ступени образования и разница в налоговых поступлениях от повышения заработков индивидуума;
Ич, Иг - разница в суммарных частных и государственных издержках за весь период обучения при прохождении индивидуумом каждой последую-щей ступени образования; Nраб - период трудовой деятельности (с момента окончания соответству-ющего уровня образования до 65 лет включи-тельно).
Исходным материалом для исследова-ния будут достаточно устойчивые зависимости возраст-заработок для разных категорий работ-ников США, имеющих различное образование, на основе данных В. Марцинкевича Марцинкевич В.И. Структура и источники развития сферы образования в США // Экономика образования. 2001. №1. С. 26.
(табл. 1).
Таблица 1. Различия в средних заработках по уровню образования и возрасту работников в США, 1996 г., тыс. долл.
|
Группы по возрасту
|
Уровень образования
|
Рост заработков благодаря образованию, % (4 :1)
|
|
|
1. ниже среднего
|
2. среднее
|
3. высшее
|
4.аспирантура
|
|
|
18-24
|
6.8
|
11.4
|
16.1
|
19.6
|
288
|
|
25-34
|
13.7
|
20.2
|
31.7
|
40.4
|
295
|
|
35-44
|
17.3
|
23.9
|
42.1
|
62.8
|
363
|
|
45-54
|
17.2
|
25.7
|
44.1
|
75.0
|
436
|
|
56-64
|
18.6
|
24.8
|
45.1
|
68.3
|
367
|
|
65 и старше
|
10.8
|
16.4
|
26.4
|
60.9
|
564
|
|
В среднем по всем
|
14.0
|
21.4
|
37.0
|
64.5
|
461
|
|
группам
|
|
|
|
|
|
|
Прирост заработков по возрасту, %
|
274
|
225
|
280
|
383
|
|
|
|
Данные для расчетов эффективности инвести-ций с некоторыми допущениями (индивидуум обучается в иногороднем колледже или вузе, то
есть в состав индивидуальных издержек входит также плата за проживание; одинаковой стоимо-сти обучения в государственном и частном сек-торах) представлены в табл. 2.
Таблица 2. Издержки и доходы накопления человеческого капитала в США в ценах 1996 г.
|
Уровень образования
|
Число лет обучения
|
Число лет работы
|
Среднегодовые издержки, тыс. долл./человек
|
Пожизненные
доходы1, тыс. долл.
|
Налоговые поступления1, тыс. долл.
|
|
|
|
|
стоимость обучения
|
индивиду-альные
|
косвенные
|
|
|
|
Начальное
|
9
|
50
|
600
|
1.2
|
О2
|
590
|
150
|
|
Среднее
|
3
|
47
|
7.7
|
4.8
|
6.8
|
770
|
270
|
|
Высшее3
|
4
|
43
|
19.8
|
7.9
|
11.4
|
1150
|
540
|
|
Послевузовское4
|
5
|
38
|
28.0
|
9.1
|
16.1
|
1465
|
980
|
|
|
1 Суммарные заработки и налоги с заработков рассчитаны по данным табл. 1 при прогрессивной шкале подоходного налога по схеме "одинокого налогоплательщика" с периода окончания соответствующего уровня образования по 65-летний возраст вклю-чительно. После этого получаем пожизненные доходы за вычетом налога и пожизненную сумму налоговых поступлений.
2 Предполагается, что индивидуум начнет работу не ранее чем с 16 лет.3 Степень бакалавра.4 Степень доктора.
Нормы отдачи рассчитаем в диапазоне от ну-ля, когда индивидуум накапливает свой капитал полностью за счет личного (наследство), либо се-мейного бюджета, до 100%-ной оплаты государ-ством стоимости обучения на всех уровнях обра-зования (табл. 3).
|
Уровень образования
|
Процент государственного участия в оплате стоимости обучения
|
|
|
0
|
10
|
30
|
50
|
70
|
90
|
100
|
|
|
Социальная норма отдачи
113.3 79.3 82.1
37.8 26.4 27.4
22.7 15.9 16.4
16.2 11.3 11.7
12.6 8.8 9.1
11.3 7.9 8.2
Частная норма отдачи
|
Среднее
|
6.6
|
6.9
|
7.5
|
8.3
|
9.2
|
10.3
|
11.0
|
|
Высшее
|
5.6
|
5.9
|
6.6
|
7.5
|
8.7
|
10.3
|
11.3
|
|
Послевузовское
|
3.2
|
3.3
|
3.7
|
4.3
|
5.0
|
6.0
|
6.7
|
|
|
Таблица 3. Годовые нормы отдачи в зависимости от степени участия государства и индивидуума в накоплении человеческого капитала в США, % Из таблицы видно, что наибо-лее предпочтителен, как для общества, так и для отдельной личности, государственный способ на-копления человеческого капитала, потому что, во-первых, все уровни образования оказываются востребованными (все нормы отдачи превышают альтернативные инвестиции в физический капи-тал); во-вторых, издержки сторон близки по своим значениям и, в-третьих, нормы частной и соци-альной отдачи практически равны.
Социальная справедливость и экономические интересы всех сторон в данном случае дополняют друг друга, и это был бы тот консенсус, который в период "государства всеобщего благоденствия" 60-70-х годов не требовал дополнительной аргу-ментации. Сейчас мы живем в условиях, когда не только государство пытается не оптимизировать свои расходы и доходы, а минимизировать расхо-ды, максимизируя при этом свои доходы, но и ча-стные интересы отдельной личности действуют в том же направлении. Поэтому практически все правительства стремятся перейти к смешанному способу накопления человеческого капитала, предполагающему возложение части издержек обучения на потребителей. Общество же оказы-вает этому сильное противодействие, так что можно говорить о конфликте сторон.
Глубина этого конфликта тем глубже, чем дальше общество уходит от оптимального соот-ношения расходов и доходов сторон. Поэтому весьма актуальной становится задача поиска гра-ниц допустимого интервала участия обеих сторон в этом накоплении. Данная задача представляется как область равных доходностей для личности и государства с последующим определением опти-мального соотношения их инвестиций в повыше-ние человеческого капитала. Равные доходы сто-рон не обязательно должны предполагать их рав-ные расходы: это зависит от существующего механизма обобществления части прибавочной стоимости, созданной за счет большего человече-ского капитала, то есть налоговых доходов. Глав-ное, они должны подразумевать доходы, пропор-циональные расходам. Назовем это принципом равных доходов.
Проиллюстрируем точку равных доходов на зависимостях (рис. 1) "норма отдачи-процент участия в накоплении капитала" (оплате стоимо-сти обучения) для разных объемов человеческого капитала (уровней образования).
Государственное участие, %
Рис. 1. Эффективность государственных и частных инвестиций в накопление человеческого капитала по уровням об-разования в США.
На всех уровнях накопления человеческого капитала имеется устойчивый характер зависи-мостей: прямую пропорциональную (линейную) зависимость частной нормы отдачи Rч и обрат-ную (гиперболическую) зависимость социальной нормы Rс от степени государственного участия в финансировании соответствующего уровня об-разования X, а соответственно и долевом инвес-тировании государства в наращивании капитала отдельно взятой личности. Запишем эти зависи-мости:
Rч = a + b Х, (3)
Rc = a + . (4)
Приравняв их (принцип равных доходов Rч = Rс) получим уравнение:
b Х + сХ - b = 0, (5)
где с = a - a . В данном квадратичном уравнении дискриминанта равна нулю, следовательно, име-ется только одно решение, обеспечивающее со-блюдение этого принципа, и являющееся, по на-шему мнению, оптимальным участием государ-ства в данном инвестиционном процессе Х , которое можно рассчитать, используя параметры зависимостей 3 и 4 как:
X = (6)
Этот оптимум на разных этапах накопления человеческого капитала (уровнях образования) будет обеспечиваться различным соотношением государственных и частных инвестиций. Так, при получении индивидуумом среднего образования (оптимум находится в диапазоне 102% на рис. 1а) наиболее эффективна и справедлива в социаль-ном плане будет модель, предусматривающая со стороны государства 100%-ную оплату образова-ния и незначительную компенсацию индивиду-альных издержек учащегося (льготная учебная литература, питание). При этом на самом уча-щемся (семейном бюджете) остается подавляю-щая часть индивидуальных и вся сумма косвен-ных издержек. При получении высшего образо-вания оптимальной будет модель (см. рис. 16), предусматривающая оплату государством 80% стоимости этого уровня образования, а оставшуюся часть должны оплачивать сами учащиеся; на студентов также полностью ложатся индивиду-альные издержки.
Относительно косвенных издержек (упущен-ных заработков за период обучения) следует за-метить, что при переходе на каждую следующую ступень образования они резко возрастают. Сле-довательно, желательно частичное участие в них государства в виде стипендий для стимулирования образовательного выбора индивидуума. В систе-ме послевузовского образования оптимум (см. рис. 1в) существенно смещается за границы пол-ной оплаты государством стоимости этого уровня образования в диапазон 120%, то есть система го-сударственного финансирования должна предпо-лагать значительные компенсации косвенных из-держек молодых ученых, а также долевое учас-тие в индивидуальных издержках (оплата части стоимости проживания, научной литературы). При этом за соискателями ученой степени все равно остается большая часть косвенных и инди-видуальных издержек.
Можно сделать вывод, что наиболее эффек-тивная модель накопления человеческого капи-тала предполагает в системе среднего и послеву-зовского образования как минимум полную опла-ту государством образовательного процесса, а в системе высшего образования - частичное софи-нансирование со стороны учащихся. При этом аб-солютно неправомочно будет говорить о бес-платном для человека способе накопления его ка-питала (табл.4).
Таким образом, принцип равных доходов Rч = Rс будет приводить к равному соотношению из-держек и выгод, которое можно записать, при-равнивая формулы 1 и 2, в виде:
(7)
Полученное равенство позволяет сформули-ровать следующее правило оптимального учас-тия сторон в процессе накопления человеческого капитала: наиболее эффективным способом это-го накопления будет такой, при котором соотно-шение доходов личности и государства пропорци-ональны понесенным издержкам.
Таблица 4. Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных дохо-дов" в США
|
Уровень образования
|
Годовая норма отдачи, %
|
Годовые издержки тыс. долл./человек
|
Доля в совокупных издержках, %
|
|
|
частная
|
социальная
|
индивидуума
|
государства
|
индивидуума
|
государства
|
|
Среднее Высшее Послевузовское
|
11.1 9.5
7.3
|
11.1 9.5
7.3
|
11.5 23.1
22.3
|
7.8 16.0 30.9
|
59.6 59.2 41.9
|
40.4 40.8 58.1
|
|
|
Анализируя равные годовые нормы отдачи (табл. 4), - назовем их равновесными, - можно увидеть, что величина этих норм находится в об-ратной, причем линейной, зависимости от объема человеческого капитала. Эта зависимость была сформулирована как закон снижающейся пре-дельной отдачи при наращивании человеческого капитала. Мотивация такова: каждое последую-щее приращение человеческого капитала будет производить все меньшее приращение произво-дительности труда. Следовательно, у работников одновременно с ростом издержек на увеличение своего капитала будет уменьшаться отдача, то есть индивидууму выгодно инвестировать при-рост своего капитала только до определенного объема (количества лет обучения), пока будет со-храняться превышение нормы отдачи над эффек-тивностью инвестиций в физический капитал.
Рис. 2. Зависимость эффективности частных инвестиций Rч, от количества лет обучения n в: А) рыночной модели, Б) равновесной модели.
Сформулировав данный закон, авторы не смогли предложить инвестиционной модели, сти-мулирующей востребованность всех уровней об-разования. Они ограничились лишь выводом о необходимости рыночного подхода ко всей систе-ме послесреднего образования. Но если следо-вать этой логике (например, 100%-ной оплате го-сударством среднего образования, 50% - высшего и послевузовского), тогда уровень послевузовско-го образования становится инвестиционно непри-влекательным для человека. На рис. 2а он отсека-ется горизонтальной прямой Rфиз (норме отдачи от инвестиций в физический капитал). Равновес-ная же модель, предлагаемая нами (см. рис. 26), сдвигает эту зависимость вправо, поднимая ее над критическим уровнем инвестиционной привлека-тельности и делая послевузовское образование также инвестиционно привлекательным.
Рассчитаем теперь нормы отдачи и оптимум инвестиционного участия субъектов данного про-цесса для России. Основные особенности - "плос-кая" шкала налогообложения, а также то, что су-щественная часть заработной платы (по оценкам большинства экспертов - около 40%) является скрытой, теневой, значительно снижающей дохо-ды государства, а соответственно и социальную норму отдачи. Серьезную трудность представля-ет также отсутствие статистических наблюдений по возрастам и уровням образования работников, занятых в промышленности. Поэтому статисти-ческую выборку по средней начисленной зара-ботной плате будем производить по должностям, подразумевая 100%-ное соответствие профессио-нальных требований уровню их образования: на-пример, инженер, мастер - высшее образование; машинист, аппаратчик - среднее специальное об-разование; слесари-ремонтники, каменщики, плотники и т.д. - начальное профессиональное образование; лаборант, оператор - полное общее среднее образование; грузчик, кочегар, подсоб-ный рабочий - основное общее среднее образова-ние; отдельно по основным отраслям промыш-ленности с последующим агрегированием в сред- невзвешенные (от удельного веса занятых) заработки по промышленности (табл. 5).
Таблица 5. Различия в годовых начисленных заработках по уровню образования и отдельным отраслям россий-ской промышленности, 2000 г., тыс. руб.
|
Отрасль
|
Уровень образования
|
Прирост заработков по образованию, % (5 : 1)
|
|
|
1.неполное среднее общее
|
2.полное среднее
|
З.ПТУ
|
З.СУЗ
|
5. ВУЗ
|
|
|
Нефтедобывающая
|
47.4
|
68.9
|
87.9
|
113.9
|
175.2
|
370
|
|
Нефтеперерабатывающая
|
31.5
|
50.3
|
58.2
|
68.2
|
95.1
|
300
|
|
Нефтехимическая
|
16.6
|
24.5
|
29.2
|
34.4
|
53.4
|
320
|
|
Газовая
|
43.9
|
66.5
|
92.0
|
153.2
|
207.9
|
475
|
|
Угольная
|
67.2
|
69.9
|
72.8
|
81.2
|
86.7
|
130
|
|
Черная металлургия
|
38.4
|
46.2
|
58.3
|
69.9
|
83.1
|
215
|
|
Хлебопекарная
|
27.3
|
29.1
|
32.3
|
36.9
|
51.1
|
185
|
|
Мясная
|
20.9
|
24.1
|
28.9
|
34.8
|
48.4
|
230
|
|
Молочная
|
22.8
|
23.9
|
26.0
|
33.7
|
42.8
|
190
|
|
Средневзвешенная
|
36.5
|
45.1
|
54.2
|
66.8
|
88.1
|
240
|
|
|
Рассчитано по: Промышленность России. 2002. Госкомстат России. М., 2002. С. 115-118, 136-139.
Как видно из табл. 5, взаимосвязь заработков и уровня образования работников несмотря на су-щественные различия по отраслям в целом, до-статочно устойчивая. Нетрудно заметить, что прирост заработков по образованию варьирует по отраслям в зависимости от трудоемкости про-изводств: меньше там, где выше доля физическо-го труда, и больше в тех отраслях, где доминирует машинный труд. Следует подчеркнуть также, что средний прирост заработков по образованию в отечественной промышленности почти в два раза меньше, чем в экономике США (240% в России против 460% в США).
Статистическая база Госкомстата не позволя-ет дифференцировать заработки по возрасту работающих, то есть определить прирост заработ-ной платы по производственному опыту, поэтому мы вынуждены рассчитывать пожизненные дохо-ды работающих без учета изменений в течение жизненного цикла. Это первое, и, по нашему мне-нию, самое сильное допущение (и упущение). Во-вторых, расчеты произведем по трем образова-тельным траекториям индивидуума (хотя их мо-жет быть больше): первая - очерчена ранним вхождением в систему профессионального обра-зования (неполная средняя школа, ПТУ, вуз) и по-следовательным прохождением этих ступеней, вторая - с промежуточным средним профессио-нальным образованием (полная средняя школа, техникум, вуз), третья - традиционная (полная школа, вуз). В-третьих, индивидуальные издержки при получении профессионального образования рассчитываются в условиях проживания индивиду ума вне дома, стоимость обучения - среднегодовая величина между нормативом бюджетного финан-сирования и стоимостью внебюджетного обуче-ния в ценах 2000 г. Данные для расчетов эффек-тивности инвестиций представлены в табл. 6.
Таблица 6. Издержки и доходы накопления человеческого капитала в России в ценах 2000 г.
|
Уровень образования
|
Число лет обучения по образовательной траектории
|
Число
лет работы1
|
Среднегодовые издержки, тыс. руб./человек
|
Пожизнен-ные доходы, тыс. руб.
|
Налоговые поступления, тыс. руб.
|
|
|
1
|
2
|
3
|
|
стоимость обучения
|
индивиду-альные
|
косвенные
|
|
|
|
Неполное среднее общее
|
9
|
9
|
9
|
50
|
4.2
|
2.2
|
О2
|
1590
|
235
|
|
Полное среднее общее
|
|
2
|
2
|
48
|
4.8
|
2.8
|
31.7
|
1885
|
280
|
|
ПТУ
|
3
|
|
|
47
|
7.2
|
9.2
|
39.2
|
2215
|
330
|
|
СУЗ
|
|
3
|
|
45
|
9.3
|
15.2
|
39.2
|
2615
|
390
|
|
ВУЗ3
|
5
|
4
|
5
|
424
|
12.5
|
19.4
|
47.1
|
3240
|
480
|
|
Вуз по 2
|
|
|
|
41
|
12.5
|
19.4
|
58.1
|
3140
|
470
|
|
траектории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вуз по 3
|
|
|
|
43
|
12.5
|
19.4
|
39.2
|
3300
|
490
|
|
траектории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С момента окончания соответствующего уровня по 65-ти летний возраст включительно. 2 Предполагается, что индивидуум начнет работу только после окончания 9-ти классов школы.
Расчеты проводятся на квалификацию специалиста. 4 Получение высшего образования по первой образовательной траектории.
Рассчитаем годовые нормы отдачи от накоп-ленного человеческого капитала в зависимости от доли государственного участия в расходах на образование для всех трех образовательных тра-екторий индивидуума (табл. 7).
Таблица 7. Годовые нормы отдачи в зависимости от доли участия государства и личности в накоплении челове-ческого капитала в России, %
|
Уровень образования
|
Государственное участие в оплате стоимости обучения
|
|
|
0
|
10
|
30
|
50
|
70
|
90
|
100
|
|
Социальная норма отдачи
|
|
Полное общее
|
|
95.7
|
31.9
|
19.1
|
13.7
|
10.6
|
9.6
|
|
ПТУ
|
|
92.5
|
30.8
|
18.5
|
13.2
|
10.3
|
9.2
|
|
СУЗ
|
|
87.1
|
29.0
|
17.4
|
13.4
|
9.7
|
8.7
|
|
Вуз по 1 траектории
|
|
57.1
|
19.0
|
11.4
|
8.2
|
6.3
|
5.7
|
|
Вуз по 2 траектории
|
|
38.4
|
12.0
|
7.7
|
5.5
|
4.3
|
3.8
|
|
Вуз по 3 траектории
|
|
78.5
|
26.2
|
15.7
|
11.2
|
8.7
|
7.9
|
|
Частная норма отдачи
|
|
Полное общее
|
7.9
|
8.0
|
8.2
|
8.4
|
8.6
|
8.9
|
9.0
|
|
ПТУ
|
8.0
|
8.1
|
8.3
|
8.6
|
8.8
|
9.1
|
9.2
|
|
СУЗ
|
8.5
|
8.6
|
8.9
|
9.2
|
9.5
|
9.8
|
9.9
|
|
Вуз по 1 траектории
|
6.0
|
6.1
|
6.3
|
6.2
|
6.8
|
7.0
|
7.2
|
|
Вуз по 2 траектории
|
3.5
|
3.6
|
3.7
|
3.8
|
3.9
|
4.0
|
4.1
|
|
Вуз по 3 траектории
|
9.2
|
9.4
|
9.7
|
10.1
|
10.5
|
11.0
|
11.2
|
|
|
Анализируя полученные данные (табл. 7), сра-зу обнаруживаем более высокую эффективность накопления человеческого капитала по двухсту-пенчатой траектории (полное среднее, затем высшее образование). Это объясняется тем, что промежуточное профессиональное образование (начальное, среднее) увеличивает совокупные издержки инвесторов, снижая в дальнейшем со-циальные и частные нормы отдачи. Такая же кар-тина будет наблюдаться по всем другим не прямо-линейным траекториям, например, среднее обра-зование-ПТУ-СУЗ-вуз и др.
Следовательно, наиболее эффективными спо-собами накопления человеческого капитала бу-дут траектории без промежуточных звеньев: не-полное среднее образование-ПТУ, неполное или полное среднее образование-СУЗ, полное сред-нее образование-вуз. Это обстоятельство следует обязательно учитывать и личности, и государству как солидарным инвесторам. На рис. 3 представ-лены зависимости норм отдачи от степени госу-дарственного участия в образовательных расхо-дах, при этом выбраны наиболее эффективные способы накопления капитала (высшее образова-ние по 3 траектории).
На всех уровнях накопления человеческого капитала, как и в США, наблюдаются устойчи-вые зависимости: для частной нормы отдачи - прямая линейная, для социальной - обратная ги-перболическая от степени государственного уча-стия (см. рис. 3).
Рис.3 Эффективность государственных и частных инвестиций в накопление человеческого капитала по уровням образования в России.
Решая уравнение 6, получаем соблюдение принципа равных доходов (на рис. 3 обозначено стрелками с пометкой "оптимум") на уровне пол-ного среднего образования при 108% государст-венного участия в образовательных расходах (8% должно быть отнесено на компенсацию индиви-дуальных издержек - питание, учебники), в на-чальном профессиональном - при 100, в среднем профессиональном - при 89 и высшем - при 74.5% участия государства.
Таким образом, наиболее эффективной будет модель накопления человеческого капитала, предполагающая по мере повышения уровня об-разования увеличение (до 25% оплаты стоимости обучения в высшем образовании) инвестиционно-го участия самого индивидуума. Проанализируем издержки сторон при соблюдении принципа рав-ных доходов (табл.8).
Таблица 8. Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных дохо-дов" в России
|
Уровень образования
|
Годовая норма отдачи, %
|
Годовые издержки, тыс. руб./человек
|
Доля в совокупных издержках, %
|
|
|
частная
|
социальная
|
индивидума
|
государства
|
индивидума
|
государства
|
|
...........
|
Страницы: [1] | 2 |
|