Главная   Добавить в избранное Экономическая политика, экономическая стратегия РФ | курсовая работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Экономическая политика, экономическая стратегия РФ - курсовая работа


Категория: Курсовые работы
Рубрика: Экономика и экономическая теория
Размер файла: 148 Kb
Количество загрузок:
59
Количество просмотров:
3873
Описание работы: курсовая работа на тему Экономическая политика, экономическая стратегия РФ
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

1.1. Экономическая политика государства и ее виды

1.2. Понятие экономической стратегии государства и ее основные направления

2.Экономическая политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России: СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития

2.1. Тенденции экономической политики России на современном этапе

2.2.Роль государства в реализации задач экономического роста в России

2.3.Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики

3.Направления повышения эффективности экономической политики И СТРАТЕГИИ РОССИИ

3.1. Перспективы экономической политики России

3.2.Стратегия экономического роста России в условиях мировой конъюнктуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность (что в свою очередь нашло отражение в объеме содержательной части работы) обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.

Целью курсовой работы послужила характеристика экономической политики и экономической стратегии России на современном этапе развития рыночных отношений.

В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- рассмотрена сущность экономической политики и экономической стратегии как категорий экономической науки;

- исследованы тенденции экономической политики России на современном этапе;

- охарактеризована роль государства в реализации задач экономического роста в России;

- выявлены актуальные проблемы стратегического развития российской экономики;

- определены направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России.

В ходе выполнения работы широко были использованы публикации отечественных ученых-экономистов, посвященные современным проблемам развития российской экономики, аспектам совершенствования экономической политики и формирования стратегии экономического роста.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

1.1. Экономическая политика государства и ее виды

Под государственной экономической политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране» Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру / http://slovari.yandex.ru.

При этом государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику (рис.1)

Рис.1 Основные составляющие элементы (направления) государственной экономической политики

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона экономическая политика рассматривается как «раздел науки государственного управления, трактующий о формах и пределах законодательного регулирования хозяйственной жизни страны. Сюда относится законодательство в области аграрных отношений, торгово-промышленной (тарифная, таможенная политика), кредитной и денежного обращения (банковская политика), социальной (фабричное и рабочее законодательство) и др. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / http://slovari.yandex.ru

Расширенную трактовку основных видов экономической политики государства приводит С.В.Любимцева в учебном пособии «Макроэкономика». Так, автор классифицирует все многообразие этих видов по трем основным критерия: 1) по направлениям воздействия; 2) по сферам воздействия и 3) по методам и характеру воздействия (рис.2).

Рис.2 Виды экономической политики государства Любимцева С.В. Макроэкономика. Часть II. Учебное пособие. М., 2000. - С. 86.

Важнейшие направления экономической политики государства реализуются при помощи различных ее инструментов.

Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач. Чаще всего инструменты имеют вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор.

Так, например, все используемые в области финансов ценные бумаги и срочные контракты (депозиты, акции, облигации, сертификаты и т.д.) представляют собой инструменты экономической политики. Необходимо отметить, что нельзя провести четкой грани между основными видами экономической политики (например, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической, антиинфляционной) и присущими только им инструментам. Это связано с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а используемый арсенал инструментов гармонично переплетается и затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства.

Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, полити-ки ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов го-сударственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.

Как видно, перечень средств, воздействующих на инвестиционную составляющую экономической политики государства не ограничивается исключительно инвестиционными инструментами регулирования.

1.2. Понятие экономической стратегии государства и ее основные направления

Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения» Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру / http://slovari.yandex.ru..

В наиболее общем виде любая стратегия вне зависимости от уровня субъекта (макро- или микроуровень) опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения (реализации) стратегии роста.

Экономическая стратегия государства представляет собой раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством комплекса планомерно проводимых мероприятий (стратегических решений) единство между заявляемой Стратегией (Программой) развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала (возможностей и шансов) страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции Губанов С. Политика нового этапа: цель и средства [государство и экономика] // Экономист. - 2006. - №11. - С.5..

Таким образом, основными этапами (направлениями) реализации экономической стратегии государства являются:

1) разработка Стратегии (Программы) развития государства, в которой обозначаются: концепция выбранной стратегии, цели, задачи, программа действий, основные критерии оценки качества реализуемой стратегии, возможные сценарии развития ситуации на мировом рынке;

2) корректировка тактических решений по основным направлениям экономической политики соответственно выбранной стратегии, с учетом возможных и предусмотренных сценариев развития и экономического потенциала на каждом этапе реализации Стратегии (Программы) развития государства;

3) контроль соответствия результата предпринимаемых решений основным критериям (экономическим, социальным, финансовым) эффективности (качества) стратегии государства.

На современном этапе развития мирового хозяйства любое государство стратегически заинтересовано не только в удержании завоеванных позиций, но и в приросте показателей социально-экономического и финансового развития.

Одной из актуальных проблем любого государства в условиях глобализации экономики является уменьшение разрыва национальной экономики от передовых стран мира. Перед государством стоит задача не только обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочном аспекте, но и качественных преобразований экономики - формирование эффективной институциональной системы, развитие передовых технологий, диверсификация экономики в противовес «однобокой» специализации и т.д. Реализация указанных приоритетов сводится к поиску долгосрочной стратегии роста.

Разработка стратегии роста предполагает учет внутреннего экономического потенциала, определяющего наиболее вероятный профиль специализации экономики государства, а также мировые тенденции развития.

К последним, как показывает практика мирохозяйственного развития, относятся: постиндустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых стран преимущественно в сфере высокотехнологичной продукции и услуг, обеспеченных международным движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

Преимущественное развитие в современных условиях получают такие формы международных экономических отношений, как международный научно-технический и информационный обмен, торговля услугами, международная кооперация производства, международная миграция капитала.

В основе формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Новые знания, на основе которых создаются эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция и меняется организация управления производством, дают большую долю прироста производительности труда и ВВП развитых стран.

Конкурентная стратегия экономического роста национальной экономики предопределяет не только положительную тенденцию основных макроэкономических показателей развития (в этом случае речь идет об эффективности стратегии роста), но и обеспечивает стране конкурентоспособность в мировом хозяйстве, позволяет ей выгодно отличаться по определенным признакам от своих «конкурентов».

В наиболее общем виде алгоритм обоснования конкурентной стратегии экономического роста государства включает следующие направления:

1) оценка тенденции развития мирового хозяйства;

2) оценка экономического потенциала государства, вероятного профиля специализации национальной экономики в мировом хозяйстве;

3) обоснование концепции конкурентной стратегии роста;

4) оценка эффективности стратегии с точки зрения ее влияния на решение внутренних задач социально-экономического развития государства;

5) оценка результативности стратегии в контексте повышения конкурентоспособности государства в мировой экономике;

6) формирование экономической политики, направленной на реализацию конкурентной стратегии.

Таким образом, с одной стороны эффективная стратегия эко-номического роста должна учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста. С другой - она должна обеспечивать не только запланированные экономические показатели, но и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах.

Далее будут рассмотрены тенденции экономической политики России на современном этапе и актуальные проблемы ее стратегического развития.

2. Экономическая политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России: СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития

2.1. Тенденции экономической политики России на современном этапе

Значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России. Однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторах. Согласно предварительным оценкам, темпы роста ВВП и промышленного производства в 2005 г. составили 6,4 и 4,0 процента, соответственно (по сравнению с 7,2 и 8,3 процентами в 2004 г.). Предварительные данные за первые два месяца 2006 г. говорят о том, что снижение темпов роста в промышленности, возможно, продолжается. Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции остаются, сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых обрабатывающих отраслях все еще оставался достаточно сильным, хотя представляется, что это рост в значительной степени был обеспечен за счет снижения занятости в этих отраслях.

Дальнейшее увеличение профицита платежного баланса России способствует укреплению финансового положения страны, но вместе с тем усложняет некоторые задачи экономической политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе - прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляционные процессы и реальный валютный курс. Связанное с ним увеличение денежной массы в четвертом квартале 2005 года обусловило более высокие показатели базовой инфляции в начале 2006 года.

В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить более высокие расходы в этих областях со структурными реформами, которые могли бы создать условия для устойчивого развития. Более высокие, чем ожидалось, темпы инфляции в начале 2006 года, обусловили обсуждение в Правительстве и Центральном Банке нового пакета антиинфляционных мер.

Таблица 1.

Основные макроэкономические показатели за период 2001-2006 г.г. Источник: Доклад Всемирного Банка об экономике России (апрель 2006) // www.worldbank.org

2001

2002

2003

2004

2005

2006

(янв. - фев.)

Роста ВВП, %

5,1

4,7

7,3

7,2

6,4

-

Рост промышленного производства, %

4,9

3,7

7,0

8,3

4,0

2,7

Рост инвестиций в основной капитал, %

8,7

2,6

12,5

10,9

10,5

1,6

Баланс федерального бюджета, % GDP

3,0

2,3

1,7

4,2

7,5

11,4

Инфляция потребительских цен, %

18,6

15,1

12,0

11,7

10,9

4,1

Текущий счет платежного баланса, $ млрд.

35,1

32,8

35,9

60,1

86,6

28,0

Валютные резервы,

$ млрд.

36,6

47,8

76,9

124,5

182,2

195,9

ВВП и промышленное производство. Темпы роста ВВП в Российской Федерации в 2005 году оставались высокими, составив, согласно оценкам, 6,4 процентов (по сравнению с 7,2 процентами в 2004 г.). Однако структура роста претерпела некоторые существенные изменения. Если в 2003 и первой половине 2004 г. «локомотивами» экономического роста являлись нефтяной и ряд других промышленных секторов, в дальнейшем экономический рост переместился в производство неторгуемых товаров и услуг для внутреннего рынка (см. табл. 2). Почти на сорок процентов рост ВВП в 2005 г. был обеспечен за счет сектора торговли. Относительно высокие темпы роста отмечались и в строительстве. Промышленный рост снизился до 4 процентов (с 8,3 процентов в 2004 г.). Наиболее заметный спад темпов роста в промышленности наблюдался в секторе добычи полезных ископаемых (1,3 процента в 2005 г. по сравнению с 6,8 процентами в 2004 г.). Вместе с тем, рост в обрабатывающих отраслях также снизился с 10,5 до 5,7 процентов. Дальнейшее замедление темпов промышленного роста в начале 2006 г. (2,7 процента за первые два месяца) обусловило некоторую обеспокоенность, хотя, по крайней мере, частично такой спад вероятно объясняется необычно холодной зимой.

Таблица 2.

Темпы роста российской экономики в 2003-2005 г.г. (%, по добавленной стоимости) Источник: Доклад Всемирного Банка об экономике России (апрель 2006) // www.worldbank.org

2003

2004

2005

ВВП

7,3

7,2

6,4

С/Х, охота, лесное хозяйство

5,5

3,0

1,1

Добыча полезных ископаемых

10,8

7,9

1,7

Обрабатывающие производства

9,5

7,8

4,4

Производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

1,6

2,1

1,0

Строительство

13,0

10,2

9,7

Розничная и оптовая торговля,

ремонт автотранспорта и др.

13,2

9,8

12,4

Транспорт и связь

7,2

10,5

6,2

Финансовая деятельность

9,6

4,5

6,4

Операции с недвижимым

имуществом, аренда

3,0

4,5

9,0

Годовые данные подтверждают тенденции в обрабатывающем секторе, которые отмечались ранее. Подавляющее большинство обрабатывающих отраслей промышленности показали заметное снижение темпов роста в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Это особенно справедливо для отраслей, производящих торгуемые товары, которые конкурируют с иностранными производителями. Здесь устойчивая динамика наблюдается в пищевой промышленности, где сохраняются те же темпы роста, что и в 2004 г. (4,4 процента). Значительный рост наблюдался в секторе бытовой электроники, но этому почти наверняка способствовали более низкие импортные тарифы на комплектующие по сравнению с тарифами на готовую продукцию. Самое сильное замедление темпов роста было зарегистрировано в машиностроении, где темпы роста упали с более чем 20 процентов в 2004 г. до -0,1 процента в 2005 г. (см. рис. 3-6).

Дефицит мощностей в промышленности (особенно в добывающих отраслях) стал ощущаться все острее. Несмотря на то, что нефтяной сектор также пострадал от негативного влияния дела «Юкоса», большинство экспертов полагают, что низкие темпы роста в данном секторе в среднесрочной перспективе обусловлены нехваткой мощностей, которую можно устранить только с помощью значительных капитальных инвестиций.

Представляется, что снижение темпов роста в обрабатывающем секторе связано с увеличением конкурентного давления в связи с быстрым удорожанием рубля. Несмотря на то, что интерпретировать официальные российские данные о финансах предприятий непросто, эти цифры, тем не менее, дают представление о возможных значительных изменениях в относительном уровне рентабельности различных секторов экономики (см. табл. 3).

Таблица 3.

Индекс роста чистой прибыли в 2004-2005 г.г., % Источник: Доклад Всемирного Банка об экономике России (апрель 2006) // www.worldbank.org

 

2004

2005

Всего

152,4

136,6

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

230

75,3

Добыча полезных ископаемых

220

175,6

Обрабатывающие производства

157,5

116,2

Производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

140,6

134,4

Строительство

87,3

121,1

Розничная и оптовая торговля,

ремонт автотранспорта и др.

133,0

142,5

Транспорт и связь

127,36

130,3

Финансовая деятельность

160,3

151,5 (янв.-нояб.)

Согласно этим данным, в 2005 году совокупные темпы роста чистой прибыли (в номинальном выражении) в обрабатывающем секторе лишь немного превышали темпы инфляции (16%), тогда как в торговле, финансовом секторе, транспорте и связи, строительстве и (особенно) в добывающих отраслях темпы роста прибыли были существенно выше. Эти результаты можно противопоставить 2004 году, когда рост прибыли в обрабатывающем секторе составил, согласно оценкам, 57,5 процентов.

В таких условиях было бы естественным ожидать отток рабочей силы и других ресурсов из обрабатывающих отраслей в другие сектора экономики. Данные о перемещении рабочей силы свидетельствуют именно о таком развитии событий (см. табл. 4).

Основным источником роста производительности в большинстве промышленных отраслей являлось сокращение рабочей силы; благодаря этому процессу рост производительности в обрабатывающем секторе соответствовал темпам роста номинальной заработной платы.

Таблица 4.

Рост занятости в отдельных секторах в 2005 году (%) Источник: Доклад Всемирного Банка об экономике России (апрель 2006) // www.worldbank.org

Всего

-1,0

С/Х, охота, лесное хозяйство

-11,9

Добыча полезных ископаемых

-2,3

Обрабатывающие производства

-4,0

Строительство

-1,4

Розничная и оптовая торговля,

ремонт автотранспорта и др.

9,7

Гостиницы и ресторанный бизнес

2,6

Транспорт и связь

-2,1

Финансовая деятельность

7,4

Операции с недвижимым

имуществом, аренда

-0,5

Государственное управление, социальное обеспечение

7,2

В то время как в связи с ростом относительных цен особенно значительный рост выпуска на одного работника по сравнению с заработной платой наблюдается в металлургии и топливном секторе, в обрабатывающих отраслях рост производительности удавалось удерживать примерно на том же уровне, что и рост заработной платы. При этом имеются признаки того, что стоимость других ресурсов росла еще более высокими темпами, тем самым указывая на возможное снижение конкурентоспособность в ряде секторов.

Инвестиционная политика. Совокупные инвестиции в основной капитал в 2005 г. продолжают расти высокими темпы, выражающиеся двузначным числом (10,5 процентов). Как и в случае с темпами роста производства, резкое снижение темпов роста инвестиций в основной капитал (1,6 процента) за первые два месяца 2006 г., по крайней мере, частично должно объясняться очень холодной зимой. Кроме того, в 2005 г. наблюдался значительный рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что отражает улучшение делового климата и экономических перспектив Российской Федерации. ПИИ выросли на 39 процентов по сравнению с 2004 годом и, согласно оценкам, достигли 13,1 млрд. долл. США.

Несмотря на то, что уже третий год подряд в России темпы роста капитальных инвестиций выражаются двузначными числами, относительный уровень инвестиций остается невысоким по сравнению со странами с развивающейся рыночной экономикой, которые демонстрируют стабильный рост на протяжении нескольких лет. В 2005 г. доля инвестиций в основной капитал составила, согласно оценкам, лишь 18 процентов ВВП, в то время как в странах, сохранявших высокие темпы роста, этот показатель обычно достигает 25 процентов и выше. Кроме того, инвестиции в основном сосредоточены в нефтегазовом секторе («транспорт» включает в себя инвестиции в трубопроводы).

Согласно табл.5 и табл.6, в большинство обрабатывающих отраслей экономики поступает достаточно небольшая часть капиталовложений и прямых иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в 2005 году в целом в обрабатывающий сектор поступила относительно большая доля ПИИ, данный результат полностью обусловлен исключительным объемом капиталовложений в нефтепереработку, которые были связаны с продажей «Сибнефти».

Внешний долг. Высокие цены на нефть и разумное макроэкономическое управление с одной стороны, и относительно низкие процентные ставки по внешним заимствованиям - с другой, оказали заметное влияние на динамику внешнего долга Российской Федерации. Согласно оценкам ЦБР, совокупное значение долга Российской Федерации нерезидентам выросло с 214,5 млрд. долл. США на конец 2004 г. до 258,5 млрд. долл. США на конец 2005 г. На динамику внешнего долга Российской Федерации в последние годы оказывали влияние две противоположные тенденции: значительное сокращение государственного долга, с одной стороны, и быстрое увеличение долга в корпоративном и частном секторе, с другой.

Таблица 5.

Структура инвестиций в основной капитал по секторам (% от общего объема) Источник: Доклад Всемирного Банка об экономике России (апрель 2006) // www.worldbank.org

 

2004

2005

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

3,2

3,2

Добыча полезных ископаемых

17,4

15,2

Обрабатывающие производства

17,3

17,6

Производство пищевых продуктов

3,2

3,1

Кокс и нефтепродукты

2,0

1,8

Химическое производство

1,4

1,7

Другие неметаллические продукты

1,2

1,5

Металлургия, изделия из металлов

4,5

4,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

8,3

7,8

Строительство

3,4

2,9

Розничная и оптовая торговля, ремонт автотранспорта и др.

2,3

2,8

Транспорт и связь

19,1

22,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда

12,2

11,5

Здравоохранение и социальные услуги

2,2

2,3

Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

2,5

2,6

В течение 2005 г. значение государственного долга страны снизилось с 106 млрд. до 82 млрд. Если правительству удастся договориться о досрочной выплате 12 млрд. долларов Парижскому Клубу, то объем государственного долга может существенно снизится и в 2006 году. Напротив, долг корпоративного и частного сектора за 2005 год вырос на 67 млрд., увеличив тем самым общий объем долга экого сектора до 176,2 млрд. долл. США. Основная часть этого увеличения приходится на нефинансовые предприятия (50 млрд. долл. США), тогда как долг банков увеличился на 18 млрд. долл. США. В связи со значительным ростом объемов долга частного сектора, долговое бремя этого сектора, выраженное как доля долга в ВВП, выросло с 19 процентов в конце 2004 г. до 23 процентов в 2005 г.

Таблица 6.

Доля прямых иностранных инвестиций по секторам экономики (% от общего объема) Источник: Доклад Всемирного Банка об экономике России (апрель 2006) // www.worldbank.org

2004

2005

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

0,9

0,9

Добыча полезных ископаемых

43,3

30,7

Топливно-энергетические ресурсы

42,3

29,9

Обрабатывающие производства

30,9

46,1

Производство пищевых продуктов

3,6

4,2

Текстиль и швейные изделия

0,4

0,1

Производство кожи и изделий из кожи

0,1

0,1

Обработка древесины

3,5

2,5

Целлюлозо-бумажная промышленность, печать и полиграфия

0,5

0,7

Производство кокса и нефтепродуктов

0,1

27,2

Химическое производство

2,5

1,8

Резиновые и пластмассовые изделия

0,8

1,2

Другие неметаллические продукты

4,8

3,0

Металлургия, изделия из металлов

12,1

1,3

Машины и оборудование

0,6

-

Электротехническое и оптическое оборудование

0,3

0,5

Транспортные средства и оборудование

1,2

1,7

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды

0,001

1,1

Строительство

0,9

0,9

Розничная и оптовая торговля, ремонт автотранспорта и др.

10,2

5,9

Гостинично-ресторанный бизнес

0,2

0,2

Транспорт и связь

2,1

1,9

Финансовая деятельность

3,8

4,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда

6,9

7,1

Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

0,7

0,6

Кредитно-денежная политика, инфляция и валютный курс. Статистика по инфляции за четвертый квартал 2005 г. для большинства аналитиков оказалась неожиданной. Несмотря на первоначальные ожидания, согласно которым темпы инфляции (индекс потребительских цен - ИПЦ) к концу года могли ускориться, фактические показатели инфляции в четвертом квартале составили лишь 2,1 процента. Таким образом, общее значение инфляции за год составило 10,9 процента. Масштаб наблюдаемого замедления темпов инфляции поддается объяснению с трудом, хотя в качестве двух важных факторов можно указать введение (неформальных) мер контроля за ценами на бензин и ускорение темпов экономического роста в последнем квартале года. Базовая инфляция ИПЦ (исключающая административное повышение цен) снизилась до 8,3 процентов (по сравнению с 10,5 % в 2004 г.). Как и в 2004 г., рост цен производителей обгонял темпы потребительской инфляции, составив в 2005 году 13,4 процента.

Удивительно, но снижение темпов инфляции в четвертом квартале 2005 года имело место в ситуации рекордно высоких показателей валютных поступлений, покупкой валютных резервов Центральным банком и достаточно быстрого роста рублевой массы. Соответственно, только за четвертый квартал 2005 г. объем резервов ЦБ выросло на 21 млрд. долл. США. Однако инфляционное давление, вызванное таким расширением денежного предложения, стало ощущаться в 2006 году. Только за январь и февраль 2006 г. потребительские цены выросли, согласно оценкам, на 4,1 процент. Как и в 2005 г., частично это ускорение темпов инфляции связано с административным повышением тарифов на услуги в сфере ЖКХ. Тем не менее, базовая инфляция за январь и февраль (2 процента) оказалась существенно выше, чем в прошлом году (1,6 процента).

Озабоченность в отношении инфляции привела к тому, что в кредитно-денежную политику были внесены важные изменения. Хотя Центральный банк на протяжении почти всего 2005 года выступал за сохранение относительно стабильного курса рубля по отношению к доллару, в первом квартале 2006 года он допустил номинальное укрепление обменного курса на 3,5 процента. Хотя номинальное удорожание может быть средством ослабления давления на инфляцию, ситуация в России осложняется присутствием потенциально значительных и нестабильных потоков капитала (в том числе - внутренних потоков, связанных с наличием на руках у населения больших валютных средств). Относительно того, насколько номинальное удорожание способно сбить темпы инфляции в краткосрочной перспективе, однозначного мнения нет, но благодаря опыту 2006 года можно будет получить больше информации по этому вопросу.

В начале 2006 г. главной темой при обсуждении экономической политики в правительстве была обеспокоенность более высокими (по сравнению с ожидаемыми) темпами инфляции. Правительство разрабатывало и продолжает разрабатывать пакет антиинфляционных мер, включающих предложения по введению ценового контроля, ограничений на рост заработной платы в государственных предприятиях, ограничений на заимствования государственными предприятиями, а также сокращению государственных расходов. В ряде дискуссий рассматривалась проблема монопольных тарифов, однако нет экономических обоснований для того, чтобы установить связь между инфляцией и монопольной властью.

Практика других стран подтверждает, что использование мер контроля за ценами в качестве инструмента для снижения умеренной инфляции является плохим выбором для экономической политики. Издержки, вызванные искажениями на рынке и дефицитом, значительно превосходят возможные выгоды. Целью антиинфляционной экономической политики должна быть только базовая инфляция. Инфляция не должна входить в сферу ответственности Министерства экономического развития и торговли, так как оно не располагает подходящими инструментами для того, чтобы влиять на базовую инфляцию. В настоящее время в России имеется лишь ограниченный набор инструментов, с помощью которых можно снижать базовую инфляцию. Главные среди них - это уровень государственных расходов (в противоположность накоплению Стабилизационного фонда), политика валютного курса и другие ограниченные средства Центрального банка для регулирования ликвидности. Когда в конечном итоге появится более развитый внутренний рынок облигаций, возможности Центрального банка по проведению антиинфляционной кредитно-денежной политики существенно расширятся.

Бюджетно-налоговая политика и федеральный бюджет. Согласно предварительным оценкам, федеральный бюджет 2005 г. был исполнен с профицитом в размере 1617 млрд. руб., или 7,5 процентов ВВП (на кассовой основе). Этот показатель несколько выше, чем профицит, обозначенный в пересмотренном Законе о бюджете 2005 года (6,9 процента). Доходы федерального бюджета составили 5121 млрд. руб., или 23,6 процента ВВП. Несмотря на то, что основным фактором, способствовавшим росту доходов, стали более высокие цены на нефть, существенную роль сыграло также более высокие налоги в нефтяной отрасли. В отличие от этого, расходы федерального бюджета в 2005 г. оставались на уровне 16,2 процента ВВП, - т.е. практически теми же, что и в 2004 году.

Закон о федеральном бюджете 2006 г. был принят в конце декабря 2005 г. На 2006 г. планируются расходы на уровне 17,5 процентов ВВП, т.е. на 1,3 процента выше фактических расходов в 2005 г. (см. табл. 7). Дополнительные средства будут израсходованы главным образом на осуществление государственных инвестиций и проведение социальных программ. Эти дополнительные расходы могут быть связаны с некоторым инфляционным давлением, хотя масштабы фискального расширения, по-прежнему, весьма ограничены. Из-за консервативного прогноза цены на нефть (40 долл. США за баррель) официальные доходы планируются на уровне 20,7 процентов ВВП, т.е. примерно на 3 процента ниже, чем фактические доходы в 2005 г. Однако если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, то доходы в 2006 году превысят значение 2005 года.

Таблица 7.

Федеральный бюджет (% ВВП) Источник: Доклад Всемирного Банка об экономике России (апрель 2006) // www.worldbank.org

2003

2004

2005

Закон о бюджете на 2006 г.

Доходы

19,6

20,4

23,6

20,7

Расходы

17,9

16,1

16,2

17,5

В том числе:

Общегосударственные вопросы (за исключением обслуживания гос.долга)

2,62

Национальная оборона

2,73

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,22

Национальная экономика

1,39

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,16

Охрана окружающей среды

0,03

Образование

0,83

Культура, кинематография и средства массовой информации

0,21

Здравоохранение и спорт

0,61

Социальная политика

0,84

Межбюджетные трансферты

5,87

Дополнительные доходы, которые не будут немедленно переведены в Стабилизационный фонд, могут стать предметом политического торга в течение года, хотя озабоченность инфляцией усилила (по крайней мере, временно) позиции тех представителей правительства, которые придерживаются консервативного подхода в фискальной политике. Размер средств Стабилизационного фонда на конец 2005 г. уже превысил 1,5 триллиона руб. (53 млрд. долл. США), и к концу текущего года может составить более 3 триллионов руб.

Приоритеты экономической политики. Основными направлениями экономической политики в Российской Федерации стали четыре приоритетных национальных проекта в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. Основная задача этих проектов - это повышение уровня жизни населения. Согласно плану, из средств федерального и региональных бюджетов будет направлено 382 млрд. руб. (14 млрд. д ...........



Страницы: [1] | 2 | 3 |


......
Для просмотра полного текста работы, скачайте ее - бесплатно.







 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Экономическая политика, экономическая стратегия РФ | курсовая работа

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег