МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра финансов и кредита
Эссе на тему:
«Система экономической безопасности России»
По дисциплине:
«Экономическая безопасность фирмы»
Выполнил:
студент 5 курса группы ФК5
Артамошин
Александр Юрьевич
Проверил:
ДПН, профессор
Гусев А.А.
Красногорск 2009 г.
За последнее десятилетие Россия достаточно глубоко интегрировалась в мировую хозяйственную систему. Это привело к качественному усилению зависимости России от внешнего рынка. Доля доходов от внешней торговли в федеральном бюджете составляла в последние годы более трети от всех налоговых поступлений, а более 40% розничного товарооборота формировалось за счет импорта.
В этих условиях проблема экономической безопасности приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики российского государства. Поэтому разрешение экономических проблем возможно только путем создания и надлежащего функционирования правового механизма, позволяющего принимать целенаправленные и последовательные решения в области экономических отношений, соответствующие требованиям экономической безопасности.
Экономическая безопасность - это состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от угроз, внутреннего и внешнего характера, которое должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями) и надежно обеспечивать существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства.
Функционирование механизма обеспечения экономической безопасности можно представить следующим образом: государство воспринимает угрозу, оценивает ее, разрабатывает политику и конкретные мероприятия по блокированию или нейтрализации появившихся или возможных угроз и реализует эти мероприятия посредством правовых форм и средств.
Наиболее вероятные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, характеризуются в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (СЗ РФ. 1996. №18 Ст. 2117). Источником формирования угрозы безопасности государства является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене, в разных областях человеческой деятельности в динамике своего развития. Это одновременно и главный исходный критерий для выявления тех общественных отношений, которые и формируют систему социальных взаи-модействий в области экономической безопасности. Основным важнейшим средством упорядочения общественных отношений и воздействия на них являются правовые нормы. Отражение угроз экономической безопасности требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических и экономических действий, но и изменения социально-психологических установок, господствующих в обществе.
Динамика развития общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ с точки зрения экономической безопасности может носить как позитивный, так и негативный характер. Направленность этих отношений позволяют оценить определенные качественные критерии и параметры (пороговые значения).
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономических отношений с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
В приложении №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)», одобренному Указом Президента Российской Федерации от 29апреля 1996г. №608, приводится перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров. В соответствии с ним критериями экономической безопасности Российской Федерации являются:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;
- уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;
- обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением;
- уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимый с позиции социально-экономической стабильности общества;
- устойчивость финансовой системы;
- рациональная структура внешней торговли;
- доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;
- поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки;
- сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций;
- обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
Обеспечить непрерывное информационно-статистическое наблюдение за индикаторами экономической безопасности страны, на основе которого проводится оценка и анализ соотношений их текущих величин с пороговыми значениями соответствующих показателей, выявить негативные тенденции, ослабляющие экономическую безопасность, выработать рекомендации по устранению воздействия факторов, снижающих устойчивость и безопасность национальной экономики, призвана система мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России.
Система мониторинга экономической безопасности создается как единая межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система (АИС-Мониторинг) предназначенная для фор-мирования регулярной систематизированной статистической и экономической информации о текущих значениях индикаторов экономической безопасности страны, а также факторах, определяющих возникновение угроз экономической безопасности.
Основными задачами системы мониторинга являются:
- сбор, обработка и накопление статистической и другой информации, необходимой для формирования индикаторов экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях;
- комплексная оценка соотношений фактических значений индикаторов с их пороговыми значениями;
- ситуационный факторный анализ состояния экономики в разрезе отдельных индикаторов для своевременного выявления изменений состояния экономики и причин этих изменений, статистического изучения закономерностей и особенностей развития (появления) возможных угроз экономической безопасности;
- разработка краткосрочных прогнозов развития ситуации, отражаемой отдельными индикаторами экономической безопасности;
- выработка рекомендаций по предупреждению реальных угроз.
Основным функциональным звеном АИС-Мониторинга, ответственным за ведение мониторинга экономической безопасности России в целом, является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (бывшее Российское статистическое агентство).
Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) осуществляет регулярный сбор и накопление информации, ведение и актуализацию информационной базы системы мониторинга в целом по России и в территориальном разрезе, обеспечивает защиту и конфиденциальность информации, координацию функциониро-вания системы мониторинга в целом.
Таким образом, система государственной экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по выходу страны из зоны опасности, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. В целях определения, систематизации и группировки конкретных направлений обеспечения государственной экономической безопасности её целесообразно подразделить на составные части (элементы). Основными элементами, или видами, государственной экономической безопасности являются: продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, безопасность в производственной сфере, безопасность в сфере транспорта и связи, безопасность в социальной сфере экономики, безопасность в сфере внешней торговли. При этом в современных условиях повышенных рисков возникновения финансовых кризисов одним из важнейших элементов экономической безопасности страны является ее финансовая безопасность.
Финансовая безопасность России является основным условием ее способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности России можно определить как состояние ее экономики, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.
Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров, нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований.
Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена в Конституции РФ. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно-важные интересы ее граждан.
Значимость валютного контроля для экономической безопасности страны подчеркивается, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации: «Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала» Концепция утверждена Указом Президента РФ от 17 августа 1997 г № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N° 24) (СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909).
Нельзя не отметить наличие значительных пробелов как в сфере нормативно - правового регулирования валютных отношений, так и в целом в системе валютного регулирования и валютного контроля. Препятствия развитию экономики страны можно классифицировать следующим образом:
- правовой нигилизм всех сторон, участвующих в валютных правоотношениях;
- несовершенство действующего законодательства;
- коррупция сотрудников органов и агентов валютного контроля;
- вывоз капитала.
Для обеспечения экономической безопасности страны требуется, во-первых, создать законодательство, определяющее в полной мере правила валютных операций, во-вторых, ввести жесткий контроль над соблюдением его требований.
Таким образом, рассмотренный правовой механизм обеспечения экономической безопасности - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется целенаправленное государственно-правовое воздействие на общественные отношения в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
|