Университет экономики и управления
Горячих М.В.
СТАТИСТИКА
Учебно-методическое пособие
для самостоятельного изучения дисциплины
г. Симферополь 2003
Предисловие
Изучение дисциплины "Статистика" предполагает тесную связь с математической теорией вероятности, основными положениями экономической теории. Решение многих задач статистически неразрывно связано с использованием современной вычислительной техники, что предполагает и знание компьютерной техники, и программирования. В дальнейшем, сформированные в процессе изучения "Статистики" твёрдые теоретические знания и практические навыки помогут студенту в принятии правильных управленческих решений.
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов твёрдых теоретических знаний о сущности и принципах статистического метода анализа, взаимосвязи этапов статистического исследования, о методах сбора и подготовки данных к статистическому анализу, основных методах оценки статистических связей, принципах построения и использования данных выборочных совокупностей. Необходимо также приобретение практических навыков пользования основными статистическими методами для анализа социально-экономических явлений и процессов, осуществления сбора, систематизации и классификации статистической информации, владения методикой обработки этой информации с целью решения конкретных задач анализа экономического и социального развития, самостоятельного, творческого использования полученных результатов анализа для принятия необходимых управленческих решений, а также первичных навыков прогнозирования развития социально-экономических явлений и процессов.
В результате изучения курса "Статистика" студент должен ЗНАТЬ: статистические методы, категории и приёмы экономического анализа развития народного хозяйства, УМЕТЬ: правильно использовать статистические показатели при решении вопросов стабилизации и развития экономики страны, повышения социально-экономических условий жизни населения; нести ответственность за результаты своей работы на каком-либо этапе статистического исследования.
I. Учебная программа дисциплины «Статистика»
Бюджет учебного времени - 135 ч.
Тематический план дисциплины
|
№
п/п
|
Тема курса
|
Количество часов
|
Форма контроля
|
|
|
|
Всего
|
из них
|
|
|
|
|
|
Лекц.
|
Сем.
|
Практ.
|
С/р
|
|
|
1
|
Тема 1. Предмет и метод статистики
|
11
|
4
|
2
|
-
|
5
|
|
|
2
|
Тема 2. Статистическое наблюдение
|
11
|
4
|
-
|
2
|
5
|
|
|
3
|
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
|
12
|
4
|
-
|
2
|
6
|
|
|
4
|
Тема 4. Статистические показатели
|
14
|
4
|
-
|
4
|
6
|
|
|
5
|
Тема 5. Анализ рядов распределения
|
11
|
4
|
-
|
2
|
5
|
|
|
6
|
Тема 6. Выборочный метод
|
11
|
4
|
-
|
2
|
5
|
|
|
7
|
Тема 7. Статистическая проверка гипотез
|
11
|
4
|
-
|
2
|
5
|
|
|
8
|
Тема 8. Статистические методы анализа корреляционных связей
|
12
|
4
|
-
|
2
|
6
|
|
|
9
|
Тема 9. Анализ таблиц взаимной сопряжённости
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
|
10
|
Тема 10. Анализ интенсивности динамики
|
9
|
2
|
-
|
2
|
5
|
|
|
11
|
Тема 11. Анализ тенденций развития
|
9
|
2
|
-
|
2
|
5
|
|
|
12
|
Тема 12. Индексы
|
15
|
8
|
-
|
2
|
5
|
|
|
13
|
Тема 13. Графический метод
|
7
|
2
|
-
|
-
|
5
|
|
|
|
ИТОГО
|
135
|
48
|
2
|
22
|
63
|
Экзамен
|
|
|
Тема 1. Предмет и метод статистики
Становление статистики как науки. Предмет статистики, его три основных элемента. Основные направления статистической науки. Причины, способствовавшие становлению статистики. Базовые понятия и категории статистической науки. Статистическая совокупность. Основной метод статистики и особенности статистической методологии. Задачи статистики и её организации на Украине.
Тема 2. Статистическое наблюдение
Суть, источники и организационные формы статистического наблюдения. Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения. Вопросы организационного обеспечения подготовки и проведения статистического наблюдения. Требования к статистическому наблюдению. Виды и способы наблюдений. Элемент совокупности. Достоверность и своевременность статистических данных - основная задача органов статистики. Ошибки наблюдения и методы их устранения.
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
Сущность и задачи статистической сводки. Группировка - основа научной обработки данных. Виды статистических группировок. Основные вопросы методологии статистических группировок. Задачи статистических группировок. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.
Тема 4. Статистические показатели
Обобщающие показатели, их количественная и качественная сторона. Функции статистических показателей. Абсолютные величины, их виды и единицы измерения. Понятие относительных величин, условия их применения в социально-экономическом анализе. Формы выражения и виды относительных величин. Сущность и значение средней величины. Виды средних величин. Средняя арифметическая и условия её применения. Методы расчёта средних величин. Правила выбора средней качественного признака. Структурные средние.
Тема 5. Анализ рядов распределения
Статистические ряды, их классификация. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Процедура ранжирования ряда. Дискретные и непрерывные признаки. Понятие плотности распределения. Симметричный и скошенный вариационный ряд, их графическое изображение. Понятие вариации и основные её показатели. Математические особенности дисперсии. Виды дисперсий. Правило сложения дисперсий.
Тема 6. Выборочный метод
Сущность и преимущества выборочного наблюдения. Методы и способы отбора единиц в выборочную совокупность, обеспечивающие репрезентативность выборки. Определение средней и предельной ошибок выборок. Виды выборки. Определение необходимого объёма выборки. Методы распространения результатов выборки на всю совокупность. Практическое применение выборочного наблюдения в социально-экономическом анализе.
Тема 7. Статистическая проверка гипотез
Общее понятие гипотезы. Ошибки двоякого рода при проверке гипотез. Статистические гипотеза и критерий. Уровень значимости, критическая область и область допустимых значений. Параметрические и порядковые критерии, их мощность. Закон распределения Стьюдента и нормальное распределение. Критерии согласия. Кривая распределения. Элементы дисперсионного анализа. Критерий Фишера.
Тема 8. Статистические методы анализа корреляционных связей
Цель измерения взаимосвязей. Факторный и результативный признака. Функциональная и корреляционная связи. Виды взаимосвязей. Регрессионный анализ. Теоретическая и эмпирическая линия регрессии. Функциональные виды регрессионных уравнений. Оценка плотности связи с помощью коэффициента Пирсона, коэффициента детерминации и корреляционного отношения.
Тема 9. Анализ таблиц взаимной сопряжённости
Анализ взаимосвязи между атрибутивными признаками на основе таблиц взаимной сопряжённости Стохастические связи, фактическое и условное распределение. Коэффициент взаимной сопряжённости Пирсона, Чупрова, Крамера. Коэффициенты ассоциации и контингенции.
Тема 10. Анализ интенсивности динамики
Динамический ряд как база анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Виды рядов динамики и правила их построения. Статистические характеристики динамических рядов и их взаимосвязь. Экономическая сущность и техника расчёта средних значений основных характеристик рядов динамики. Обработка рядов динамики с целью выявления основной тенденции развития.
Тема 11. Анализ тенденций развития
Методы выявления основной тенденции. Коэффициенты неравномерности. Сезонные колебания, волна, индекс сезонности. Задачи, решаемые в ходе изучения сезонности. Методы измерения сезонных колебаний.
Тема 12. Экономические индексы
Общее понятие об индексах, их роль в статистико-экономическом анализе. Классификация индексов. Средний гармонический и средний арифметический индексы. Основная форма общего индекса (агрегатный индекс). Взаимосвязь индексов. Территориальные индексы. Индекс структурных сдвигов. Использование индексов в макроэкономическом анализе.
Тема 12. Графический метод
Значение графического метода в статистике. Основные элементы статистического графика: поле, графический образ, пространственные и масштабные ориентиры, экспликация и заголовок графика. Классификация статистических графиков.
II. Учебно-методическое обеспечение по темам дисциплины
Методические указания, примеры решений типовых задач, задания для самостоятельного выполнения, тесты, рекомендуемая литература
Тема 1. Предмет и метод статистики
План лекционных занятий
1.Введение в предмет «Статистика».
1.1. Возникновение и развитие статистики.
1.2. Предмет и метод статистики.
2. Основные понятия и определения статистики.
2.1.Понятия и категории статистики.
2.2. Показатели статистики.
Методические указания:
Слово «Статистика» (от лат «status» - положение вещей) означает количественный учёт массовых, прежде всего социально-экономических, явлений и процессов. Она изучает положение вещей в обществе.
Термин «статистика» в практической и научной сферах используют в разных значениях, как:
область науки практической деятельности, направленной на собирание, обработку и анализ массовых социально-экономических явлений;
область знаний, то есть специальную научную дисциплину (статистическая наука) и соответственно, как учебную дисциплину, которую преподают в высших заведениях образования всех уровней. Статистика является важной частью учебного плана подготовки предпринимателей, менеджеров, коммерсантов, экономистов высшей категории;
совокупность сведённых итоговых цифровых показателей, собранных для количественной характеристики какой-либо области социальных явлений или отдельного вопроса.
Исторически развитие статистики связано с созданием государств. Она имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчёт населения, скота, учёт земельных угодий, имущества.
Как наука статистика начала развиваться с середины 17 века по двум направлениям: описательному и математическому.
Важнейшими представителями описательной школы государствоведения были немецкие учёные Г. Коринг (1606-1681) и Г. Ахенваль (1719-1772). Профессор философии и права Г. Ахенваль впервые начал читать новую дисциплину в университете и назвал её статистикой. Математическое направление («политическая арифметика») зародилось в Англии Его основателями были английские учёные Джон Граунт и Уильям Петти (1623-1678). Они ставили своей задачей выявление закономерностей и взаимосвязей экономических явлений с помощью различных расчётов.
Профессор А. Шлицер (1736-1809) опроверг взгляды, что статистика должна описывать лишь политическое устройство государств. Предметом, по его мнению, является всё общество. Большой вклад внес бельгийский статистик А. Кетле (1796-1874) в разработку теории устойчивости статистических показателей. Математическое направление в статистике развивалось в работах Ф. Гальтона (1822-1911), К. Пирсона (1857-1936), шотландского учёного, работавшего на пивоваренном заводе и имевшего статистику как хобби В. Госсета (1876-1936) - Стьюдент - разработал теорию малой выборки, Р. Фишера (1890-1962) - разработал теорию количественной оценки связи между явлениями.
Впервые в русской статистической литературе проблемами статистики занимался К.Ф. Герман. Свои теоретические взгляды он изложил в книге «Всеобщая теория статистики», изданной в 1809 г. Важный этап в развитии статистики и в преподавании этой дисциплины связан с именем профессора Московского университета А.И. Чупрова (1842-1908), издавшего «Курс статистики». В советское время опыт развития статистики обощался в трудах В.И. Хотимского, В.С. Немчинова, В.Н. Старовского, Б.С. Ястремского и других учёных.
Причины, способствовавшие развитию статистики:
развитие бухгалтерского учёта.
Развитие первичной регистрации фактов
Накопление массовых данных и необходимость их обобщения.
В ХХ в. статистические данные начали использовать во всех областях знания. Сегодня статистику используют, изучая жизненный уровень населения и общественную мысль, оценивая предпринимательские риски, в маркетинговых исследованиях, страховании.
Предметом исследования статистики являются массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.
Три основные элемента предмета статистики:
Статистика изучает социальные явления. Это обусловлено их особенностями, законами развития и методами познания. На их размер и динамику влияют разные факторы, которые заключаются в материальных условиях жизни общества, в способе производства, они бывают под действием и других факторов.
Статистика изучает социальные явления с помощью количественных характеристик, которыми могут быть объёмы, уровни, количественные соотношения и пропорции, показатели, темпы развития, которые выражены в определённых числах-показателях. Изучая количественные характеристики, невозможно не раскрыть одновременно количественный состав социальных явлений, поскольку качественный состав, их сущность определяют присущие им количественные характеристики.
В определении предмета содержится то, что статистика изучает социальные явления, то есть такие, которые состоят из достаточно большого количества единиц или фактов. Она изучает закономерности смены количественных характеристик на основе массового обобщения фактов.
Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию - это комплекс специальных, присущих только статистике методов и приёмов исследования. Она базируется на общефилософских (диалектическая логика) и общенаучных (сравнение, анализ, синтез) принципах.
Особенности статистической методологии связаны, во-первых, с точным измерением и количественным описанием массовых социальных явлений, во-вторых, с использованием обобщающих показателей для характеристики объективных статистических закономерностей.
Для изучения количественного аспекта массовых социально-экономических явлений и процессов статистика использует понятия и категории:
Признак - это отличительная черта, особенность, качество, являющееся характерным для отдельных единиц, объектов (явлений). Признаки промышленного производства: объёмы производства, размер основных производственных фондов, численность персонала и т.п. Демографическими признаками людей могут быть возраст, уровень образования, профессия, пол.
Признаки условно разделяют на качественные (атрибутивные) и количественные. Качественные - признаки, варианты которых, характеризуя особенности отдельных единиц, не имеют количественно выражения. Пол человека - мужской, женский. Профессия - механик, водитель. Если качественные характеристики принимают только одно из двух противоположных значений, то их называю альтернативными.
Количественные признаки имеют только числовое выражение. Стаж работы, урожайность определённой с/х культуры.
Различают основные и второстепенные признаки: Основные - раскрывают суть исследуемых явлений. Второстепенные - не связаны непосредственно с содержанием явлений.
Бывают вариационные и постоянные признаки. Вариационные - принимают разные значения в отдельных единицах исследуемого явления. (Например, при исследовании предпринимательской деятельности объем производства продукции является признаком вариационным, так как он различен для разных предприятий). Постоянные признаки имеют неизменные значения всех единиц исследуемого явления.
вариантами (вариацией) называют отдельные значения признака.
Статистическая совокупность - это большое значение единиц, объектов, явлений, объединённых какими-либо общими особенностями (признаками), которые подлежат статистическому изучению (например, совокупность промышленных предприятий Украины). Отдельные объекты, явления, составляющие статистическую совокупность, называются единицами совокупности.
Статистический показатель - обобщённая количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественном выражении согласно конкретным условиям времени и места. (Численность населения, уровень продуктивности труда, уровень рентабельности).
Система показателей - это совокупность показателей, которые всесторонне характеризуют развитие общества. Она охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны и региона (макроуровень), предприятий, фирм, домохозяйств (микроуровень).
Системы статистических показателей имеют следующие особенности:
Они носят исторический характер: меняются условия жизни населения, общества - меняются и системы статистических показателей.
Методология расчёта статистических показателей непрерывно совершенствуется.
Три группы статистических методов:
Метод массовых наблюдений. Известно, что первый этап всякого статистического исследования - это статистическое наблюдение. Оно заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту.
Метод группировок, суть которого заключается в том, чтобы все, собранные в результате массового статистического наблюдения, факты подвергнуть систематизации и классификации (второй этап статистического исследования).
Метод обобщающих показателей, позволяющий характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных, средних, с целью выявить взаимосвязи и масштабы явлений, закономерности их развития, дать прогнозные оценки.
Познавательное значение статистики заключается в том, что:
статистика даёт цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, служит самым надёжным способом оценки действительности;
статистка придаёт доказательную силу экономическим выводам, позволяет проверить различные утверждения, отельные теоретические положения;
статистика обладает способностью раскрывать взаимосвязи между явлениями, показывать их конкретную силу и форму;
статистика первая обнаруживает новые явления, процессы и закономерности, даёт им количественную и качественную характеристику.
Сложный комплекс экономических явлений описывают сведённые экономические показатели, называемые синтетическими. Показатели называются натуральными, если их выражают в физических единицах (тоннах, метрах).
Часто статистические показатели условно делят на объёмные и качественные. Объёмные - те, с помощью которых измеряют объём совокупности объектов (элементов), например, произведённой продукции, численность работников предприятия. Качественные - те, которые характеризуют уровень развития явления (себестоимость единицы продукции, уровень рентабельности).
План семинара
Вопросы для обсуждения:
Статистика как наука, статистическая совокупность;
Дополнительные вопросы:
связь статистики с другими науками;
особенности статистики как науки, её составляющие.
2. Статистическая методология:
предмет статистики и её задачи;
метод статистического исследования.
Дополнительные вопросы:
какие функции выполняет статистика в системе управления
на какие этапы делится статистическое исследование? Что их объединяет?
3.Организация статистики в Украине.
Дополнительный вопрос:
Нормативные статистические документы; печатные издания.
Тестовые задания для закрепления материала:
Тест 1
Статистика как наука появилась:
а) в конце 17 века;
б) в середине 19 века;
в) в начале 15 века.
Тест 2
Выделяют основные направления развития статистики:
а) политическая арифметика;
б) государствоведение;
в) статистико-математическое направление;
г) социологическое направление.
Тест 3
Основоположники «политической арифметики»:
а) Петти и Граунт;
б) Ломоносов и Арсеньев.
Тест 4
Различают виды отчётности:
а) внутригосударственная;
б) общегосударственная;
в) ведомственная.
Тест 5
По содержанию выделяют отчётность:
а) типовую;
б) квартальную;
в) специализированную.
Литература
Теорія статистики: Навчальний посібник / Вашків П.Г., Пастер П.Ш., Сторожук В.П., Ткач Є.Ш. - К.: Либідь, 2001. - 320 с.
Статистика: Підручник / С.С. Герасименко, А.В. Головач та ін. 2-е вид., перероб. і доп. - К. : КНЕУ, 2000. - 467 с.
Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 440 с.
Захожай В.Б., Попов І.І., Коваленко О.В. Практикум з основ статистики: Навч. посіб. - К.: МАУП, 2001. - 176 с.
Тема 2. Статистическое наблюдение
План лекционных занятий
3.Статистическое наблюдение.
3.1.Понятие о статистической информации.
3.2.Организационные формы статистического наблюдения.
3.3.Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.
4.Виды статистического наблюдения.
4.1.Организационные вопросы статистического наблюдения.
4.2.Ошибки статистического наблюдения.
Методические указания:
Статистическая информация (статистические данные) - первичный статистический материал, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению.
Статистическое наблюдение - начальная стадия экономико-статистического исследования, представляющая собой научно организованную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни. Важность этапа исследований определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.
Требования к статистическому наблюдению:
Наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определённые социально-экономические типы явлений.
Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, т.к. явления находятся в постоянном развитии, изменении. Если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными.
Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная проверка (контроль) качества собираемых фактов, что является одной из важнейших характеристик статистического наблюдения.
Научная организация статистического наблюдения необходима для того, чтобы создать наилучшие условия для получения объективных материалов. Наблюдение должно проводиться по заранее разработанной системе, плану, программе, которые обеспечивают научное решение программно-методологических и организационных вопросов наблюдения.
Статистическое наблюдение осуществляется в 2-х формах: путём предоставления отчётности и проведения специально организованных статистических наблюдений.
1) Отчётность - это такая организационная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчётов в определённые сроки и по утверждённым формам. Особенность отчётности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя. Источниками сведений при этом являются, как правило, первичные учётные записи в документах бухгалтерского и оперативного учёта. Учётно-статистический аппарат обрабатывает первичные записи в документах, и результаты служат основой составления отчётности.
В практике коммерческой работы отчётность подразделяют на общегосударственную и ведомственную. Общегосударственная отчётность предоставляется как в вышестоящую организацию, так и в соответствующие органы государственной статистики. Ведомственная отчётность представляется только в вышестоящие органы торговли.
Отчётность также подразделяется на текущую, представляемую в течение года, и годовую. Наиболее полной по составу является годовая.
2) Специально организованное наблюдение представляет собой специальный сбор сведений. Оно бывает трёх видов:
а) перепись - сплошное статистическое наблюдение, позволяющее получить сведения о численности, размещении, составе населения по различным признакам, необходимые для изучения вопросов социального и экономического развития, для анализа демографических процессов.;
б) единовременный учёт - это срочные переписи для учёта остатков материалов, оборудования;
в) специальное статистическое наблюдение- это выборочные социально-демографические обследования населения, микропереписи.
В зависимости от задач статистического исследования и характера изучаемого явления учёт фактов можно производить:
систематически, постоянно собирая факты по мере их возникновения, текущее наблюдение (отчетность);
регулярно, но не постоянно, а через определённые промежутки времени, периодическое наблюдение (переписи населения).
При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения. Они отражаются в организационном плане статистического наблюдения, который содержит две группы вопросов: программно-методологические и организационные.
К первой группе относятся вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы наблюдения, разработкой программы наблюдения, проектированием формуляров и текста инструкций, установлением источников и способов сбора данных.
Вторая группа включает вопросы об органе наблюдения, сроках и месте, о составлении предварительных списков единиц изучаемой статистической совокупности, расстановке и подготовке кадров и т.п.
Объектом статистического наблюдения называется совокупность единиц изучаемого явления, о которых должны быть собраны статистические данные. При определении объекта исследования указывают его основные отличительные черты, важнейшие признаки. В ряде случаев пользуются тем или иным цензом. Ценз - это ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности. Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения. Единица наблюдения - это первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта. При переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек, а при определении численности и состава домохозяйств единицей наблюдения будет одно домохозяйство.
Единица совокупности - это та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения (например, при проведении переписи торгового оборудования единицей наблюдения является торговое предприятие, а единицей совокупности - его оборудование: прилавки, холодильные агрегаты.) При определении объема розничного товарооборота единицами совокупности являются акты купли-продажи товаров населению, торговые предприятия - единицами наблюдения.
Основным вопросом статистического наблюдения является его программа. Программа статистического наблюдения - это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К бланку прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющие смысл вопросов.
Статистические формуляры это бланки определённых форм учёта и отчётности. Обязательным элементом статистического формуляра являются его титульная и адресная части. В них указываются наименование наблюдения, кем и когда утверждён, дата представления сведений, наименования предприятий и фамилии, имена и отчества обследуемых лиц и их адреса. Во-первых, для того, чтобы проверить, все ли отчётные единицы представили сведения; во-вторых, - для последующей разработки материалов по отраслевому, территориальному, ведомственному и иным признакам.
Различают два вида носителей информации: индивидуальные и списочные формуляры.
Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной единице совокупности.
В списочном формуляре содержатся данные по нескольким единицам совокупности (например, при переписи населения члены одной семьи записываются в один переписной лист). К статистическим формулярам составляется инструкция. Инструкцией называют совокупность разъяснений, главным образом по программе статистического наблюдения. В ней подробно разъясняются цели и задачи исследования, объект и единица статистического наблюдения, указываются способы проведения наблюдения, даются подробные указания к записям ответов на вопросы. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкции выпускаются в виде отдельной брошюры, либо помещаются на самом бланке документа. Инструкция должна быть написана кратко, просто, указания должны быть ясными и чёткими.
Статистическое наблюдение подразделяется:
по охвату единиц совокупности - на сплошное и несплошное;
по времени проведения - на непрерывное (текущее), единовременное и периодическое;
по способу организации - на специально организованное статистическое наблюдение и отчётность (рассмотрели на предыдущей лекции);
по источникам сведений - на непосредственное наблюдение, документальное и опрос;
по способу регистрации- экспедиционный, анкетный, корреспондентский, саморегистрация.
По охвату единиц совокупности:
Сплошное - такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (перепись населения Украины, получение статистической отчётности от предприятий).
Несплошное - при нём обследованию подвергаются не все единицы статистической совокупности, а только заранее установленная их часть, например, изучение торговых оборотов и цен на городских рынках. Оно имеет ряд преимуществ перед сплошным: за счёт уменьшения числа обследуемых единиц совокупности требуется меньше затрат сил и средств, позволяют применять более детальную программу и более совершенный способ учёта фактов, быстрее подводить итоги обследования, и следовательно, повышает оперативность статистического материала.
Несплошное наблюдение организуется по-разному, в зависимости от задач исследования и характера объекта оно может проводиться выборочно, методом основного массива, быть монографическим. Основным видом является выборочное.
А) Выборочным называется наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов даётся по некоторой их части, отобранной в случайном порядке. В промышленности оно используется для контроля качества продукции, в сельском хозяйстве - для определения продуктивности скота
Б) Метод основного массива состоит в том, что обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всём объёме (наблюдение за работой городских рынков. Из всех городов и посёлков взято для наблюдения 380 городов. В них проживает свыше 50 % всего городского населения. Оборот рынков в этих городах составляет свыше 60 % всего товарооборота рыночной торговли).
В) Монографическое обследование представляет собой детальное, глубокое изучение и описание отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц совокупности. Оно проводится в целях выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии или для изучения передового опыта отдельных хозяйств, для выявления недостатков в работе. В торговле с помощью монографического обследования изучается работа магазинов, перешедших на новые формы обслуживания населения.
2) По времени проведения:
непрерывное статистическое наблюдение - называемое ещё текущим, проводится тогда, когда необходимо зарегистрировать все единицы, случаи по мере их возникновения. Это систематическая регистрация фактов. Непрерывно регистрируются все дорожно-транспортные происшествия, постоянная регистрация рождений, смертей, браков, разводов, учёт произведённой продукции, отпуска материалов со склада, выручки магазинов. При текущем наблюдении нельзя допускать больших перерывов между моментов возникновения факта и моментом его регистрации. Сведения, полученные в результате сплошного наблюдения, богаче, так как дают непрерывную картину, а не моментальный статистический снимок.
Единовременное наблюдение проводится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса. Например, учёт народных театров, самодеятельных коллективов, обследование школ и т.п.
Периодическое наблюдение проводится через определённые промежутки или периоды времени.
3) По способу регистрации (рассмотрели на предыдущей лекции).
4) По источникам сведений:
непосредственное наблюдение является надёжным источником данных, так как регистрация признаков, фактов производится лично исследователем путём подсчёта, обмера, взвешивания. Однако это требует больших затрат труда. Кроме того, в процессе наблюдения нередко регистрируются уже прошедшие случаи, факты. Этот вид наблюдения используется тогда, когда для него имеются все необходимые условия;
документальное наблюдение основывается на различных документах, таких как счета клиентов, рекламации на качество продукции, свидетельства о рождении. Это надёжный метод получения фактов. На практике важнейшие виды статистического наблюдения основываются на документальном способе сбора данных;
опрос - это наблюдение, при котором ответы на изучаемые вопросы записываются со слов вопрошаемого (перепись населения). Он различается по способу регистрации.
В зависимости от способа регистрации:
экспедиционный, при котором специально подготовленный счётчик опрашивает людей и с их слов заполняет бланк обследования. Работа счётчика гарантирует единообразное понимание вопросов и максимальную правильность ответов.
анкетное обследование - сбор данных основан на принципе добровольного заполнения анкет адресатами (листов опроса). Проверить достоверность сложно. Заполненных анкет присылается гораздо меньше, чем посланных. Он применяется, когда не нужна большая точность, а лишь приблизительные характеристики (в библиотеках для опроса читателей, для изучения спроса населения на отдельные товары);
корреспондентский способ, при котором рассылаются бланки обследования и указания к их заполнению с просьбой ответить на поставленные вопросы. Он не требует больших затрат, но и не обеспечивает высокого качества материалов, так как проверить точность сообщаемых сведение непосредственно на месте не всегда возможно.
Способ саморегистрации (самоисчисления) - соответствующие документы заполняют сами опрашиваемые. Обязанность регистраторов состоит в раздаче бланков наблюдения опрашиваемым, инструктаже и сборе заполненных формуляров.
В целях успешного проведения статистического наблюдения разрабатывается организационный план - это основной документ, в котором отображаются важнейшие вопросы организации и проведения намеченных мероприятий. В нём указываются: органы наблюдения, время наблюдения, сроки, а также подготовительные работы, в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения, порядок проведения, приёма материалов, получения предварительных и окончательных итогов.
При организации статистического наблюдения обязательно должен быть решён вопрос о времени проведения наблюдения, включая выбор сезона, установление срока (периода ) и критического момента наблюдения.
Сезон (время года) для наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии (например, перепись населения чаще всего проводится зимой, так как наблюдается наименьшее передвижение).
Под периодом (сроком) проведения наблюдения понимается время начала и окончания сбора сведений.
Время наблюдения - это время, к которому относятся данные собранной информации. Для предупреждения неполного учёта или повторного счёта для всех единиц статистической совокупности устанавливается единое время регистрации изучаемых показателей.
Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения. При переписях обычно устанавливаются время начала (дата, а иногда и час) и время окончания регистрации наблюдения фактов.
Критическим моментом наблюдения выбирают полночь, момент окончания одних суток и начала других. Умершие после 12 ночи вносились в переписные листы, а родившиеся после 12 ночи учёту не подлежали и в переписные листы не вносились.
Точность и достоверность собираемой информации - важнейшие задачи статистического наблюдения. Под точностью статистической информации понимается уровень соответствия величины изучаемого показателя показателю, получаемому посредством статистического наблюдения, действительному его значению.
Ошибки статистического наблюдения - это отклонения или разности между исчисленными показателями и их истинными значениями.
В зависимости от характера и степени влияния на конечные результаты наблюдения, а также исходя из источников и причин возникновения неточностей, допускаемых в процессе статистического наблюдения, выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности (представительности).
Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. Они подразделяются на случайные и систематические и могут быть как при сплошном, так и при несплошном наблюдении.
Случайные ошибки - это ошибки регистрации, которые могут быть допущены как опрашиваемыми в ответах, так и регистраторами при заполнении бланков. (Например, запись не в ту графу, или вместо 28 - 38 лет).
Систематические ошибки могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные (сознательные, тенденциозные искажения) получаются в результате того, что опрашиваемый, зная действительное положение дела, сознательно сообщает неправильные данные.(преднамеренное искажение информации об объеме выпущенной продукции, об остатках сырья). Непреднамеренные ошибки вызываются случайными причинами (небрежность, невнимательность, неисправность измерительных приборов).
Ошибки репрезентативности свойственны несплошному наблюдению. Возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности недостаточно полно представляет всю совокупность, хотя регистрация проведена точно. Ошибки репрезентативности могут быть также случайными и систематическими.
Случайные ошибки репрезентативности - это отклонения, возникающие при несплошном наблюдении из-за того, что совокупность отобранных единиц неполно воспроизводить всю совокупность. (величина этой ошибки может быть оценена математически).
Систематические ошибки репрезентативности - это отклонения, возникающие вследствие нарушения принципов случайного отбора единиц изучаемой совокупности. Они количественной оценке не поддаются.
Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок применяется счётный и логический контроль собранного материала.
Счётный контроль заключается в проверке точности арифметических расчётов, применявшихся при составлении отчётности или заполнении формуляров обследования.
Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путём их логического осмысления или сравнения полученных данных с другими источниками (2-х летний мальчик женат, а девятилетний ребёнок имеет высшее образование).
Решение типовых задач
Задача № 1.
Изучите экономическую эффективность сельскохозяйственного производства в хозяйстве района, которое специализируется на производстве зерна, картофеля, молока, мяса свиней. С этой целю необходимо разработать программу статистического наблюдения, то есть наметить и отобрать статистические показатели, с помощью которых можно будет получить ответ на поставленные вопросы. Намеченные показатели следует взять из годовых отчётов хозяйства.
Ход решения:
Разрабатывая программу наблюдения, следует опираться на теоретический анализ содержания и особенностей исследуемого явления - экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. Особенность этой экономической категории состоит в том, что она измеряется многими показателями. Результаты производства выражают объёмом валовой и товарной продукции, валового и чистого дохода. Затраты на производство продукции выражают затратами живого труда, совокупными затратами живого и овеществлённого труда, суммой текущих затрат, капитальными вложениями.
Из разнообразия показателей экономической эффективности возьмём самые важные:
а) производство валовой продукции, валового и чистого дохода на единицу ресурсов сельского хозяйства:
б) рентабельность, %;
в) эффективность (окупаемость) текущих затрат
г) урожайность, ц/га;
д) продуктивность животных:
среднегодовой удой молока, кг;
среднесуточный прирост свиней, г.
е) производство кормов из расчёта на 1 га сельскохозяйственных угодий, центнеров кормовых единиц.
Чтобы определить такие показатели, необходимы данные, которые нужно включить в программу наблюдения:
а) валовая продукция сельского хозяйства, грн.;
б) валовый доход, грн.;
в) чистый доход (прибыль), грн.;
г) себестоимость реализованной продукции - всего, грн.;
д) производственные затраты - ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|