Главная   Добавить в избранное Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос | шпаргалки


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос - шпаргалки


Категория: Шпаргалки
Рубрика: Экономика и экономическая теория
Размер файла: 814 Kb
Количество загрузок:
33
Количество просмотров:
2467
Описание работы: шпаргалки на тему Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос. Предложение, закон предложения, факторы, определяющие предложение

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения -- важнейших экономических рычагов рыночной экономики.

Спрос. Спрос -- это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса -- деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы -- продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса -- предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной

Рис. 3.1. График спроса:

D -- спрос; Р -- цена товара;

Q -- количество товара

спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Ее графическое изображение представлено на рис. 3.1.

Если цены растут, то спрос уменьшается.

Предложение. Предложение -- это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения -- товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важней-шими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыноч-ными ценами предложения и количеством товаров называется кривой предложения. График предложения представлен на рис. 3.2.

По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) и объем предложения на рынке (S).

Итак, кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают.

Механизм спроса и предложения. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установятся ры-ночная цена товара и его общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена -- цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Графическое изображение равновесной цены представлено на рис. 3.3, где точка пересечения кривой спроса (D) и кривой предложения (S) -- А -- равновесная цена.

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке (рис. 3.4). Это выражается в следующем:

увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

сокращение предложения ведет к увеличению равновесной Цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда Уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т- е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.

Рис. 3.4. График нового равновесия: а -- при изменении спроса; б-- при изменении предложения; в -- при изменении спроса и предложения

В целом концепция спроса и предложения распространяется и на рынок ресурсов. Однако рынок ресурсов имеет свои особенности. В силу ограниченности ресурсов на рынке существует устойчивый спрос на факторы производства. Спрос на ресурсы является производным спросом от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Следовательно, ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от его производительности и от цены товара, созданного с помощью этого ресурса. Показав, что колебания спроса и предложения зависят 6т изменения цены, рассмотрим, как это происходит на практике.

Рис. 3.5. Графики предельных случаев эластичности

В этом нам поможет такое понятие, как эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса и предложения. Эластичность -- это мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены). Эластичность выра-жает процентное изменение одной переменной в результате од-нопроцентного изменения другой переменной. Соответственно эластичность спроса от цены есть процентное изменение потребности в товаре (спроса) в результате однопроцентного изменения цены. При любом изменении цены количество товара, на который предъявляется спрос, остается постоянным. Кривая спроса в этом случае вертикальна, и спрос абсолютно неэластичен по цене (рис. 3.5, а). Если спрос на товары не зависит от изменения цены, то кривая спроса горизонтальна и спрос абсолютно эластичен (рис. 3.5, б). Эластичность спроса отражает увеличение требуемого количества товара (спроса) по отношению к снижению цены или уменьшение требуемого количества товара по отношению к росту иен. Если небольшое изменение цены значительно меняет объем покупок, то спрос эластичен. Если очень большое изменение цены лишь немного меняет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса есть частное от деления процентного изменения величины спроса на однопроцентное изменение цены. Поскольку цена и спрос изменяются в противоположном направлении, то ценовая эластичность спроса представляет отрицательную величину. Поэтому, если ер > 1,0, спрос эластичен, если ер < 1, спрос неэластичен. Эластичность предложения определяется аналогичным способом. Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены. Если цена увеличивается, то эластичность предложения обычно положительна, так как более высокая цена будет для производителей стимулом к увеличению производства товара. Эластичность относится к определенным временным рамкам, поэтому для большинства товаров важно различать кратковременный и долговременный коэффициенты эластичности. Так, для многих товаров повседневного потребления спрос более эластичен на длительном отрезке времени, чем на коротком. Это связано, во-первых, с тем, что людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки (например, отказаться от употребления кофе или бросить курить), во-вторых, с тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом у потребителей другого заменяющего товара. Для товаров длительного пользования (автомобили, сложная бытовая техника) спрос более эластичен в кратковременный период, так как суммарный запас каждого товара у потребителей больше, чем ежегодный объем их производства. В результате небольшое изменение суммарного запаса, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

Эластичность предложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства товаров в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее, чем в краткосрочном, так как предприятия не могут быстро переориентировать производство на увеличение выпуска продукции; им для этого необходим какой-то промежуток времени. Но по товарам вторичного пользования предложение более эластично в короткие отрезки времени, чем в продолжительные (например, предложение металлолома, который регулярно переплавляется).

Итак, тенденция рыночного механизма к равновесию означает, что цена движется к уровню рыночной распродажи, с тем, чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.

Некоммерческих организаций социально-культурной сферы: определение, виды

Некоммерческая организация СКС -- это юридическое лицо, для которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. В социально ориентированном рыночном хозяйстве некоммерческие организации создаются и действуют в следующих целях:

социальных;

благотворительных;

культурных;

образовательных;

научных;

управленческих;

охраны здоровья населения;

развития физической культуры и спорта;

удовлетворения духовных потребностей;

защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов;

оказания юридической помощи и др.

Соответственно статус некоммерческой организации имеют такие организации социально-культурной сферы, как школы, высшие учебные заведения, библиотеки, клубы, театры, средства массовой информации, информационные центры, пенсионные фонды, адвокатские коллегии, ассоциации, медицинские и научные учреждения, общественные организации и т.д. (16).

Законодательства многих стран, в том числе и России, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией СКС, но она носит ограничительный характер по следующим причинам.

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению социальных целей, ради которой она создана; сама предпринимательская деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение нужного им для осуществления своих задач оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, представляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.

В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций СКС не распределяется среди их собственников (учредителей) и работников (участников), а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения. Это своеобразие использования прибыли является общим фундаментальным признаком, позволяющим рассматривать школы, университеты, клиники, клубы, научные центры, фонды, ассоциации, союзы и др. в качестве элементов единого сектора экономики, который именуется некоммерческим сектором экономики.

Сущность стратегического менеджмента. Процесс стратегического управления: структура и содержание основных этапов

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности испо-льзования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же исключительно важным становится осуществление такого управления, которое направлено на адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов со стороны потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для него, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность со-временных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого фирмой товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и многих других факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Сущность стратегического управления

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60--70-х гг. XX в., для того чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства (оперативного управления). Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение организации, с тем чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление можно определить как управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и осуществляет своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление и является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что зачастую приводит их к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих двух формах.

Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что либо окружение не будет меняться вообще, либо в нем не будут происходить качественные изменения. При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и в будущем, базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и окружение фактически не будет меняться. Составление долгосрочных планов, в которых жестко предписывается, что и когда делать, принятие в исходный период решений на многие годы вперед, желание строить «на века» либо же приобретать «на долгие годы» -- все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы -- очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно означать, что оно базируется на распространении существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.

В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, иначе говоря, при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Вместо того чтобы вырабатывать план или описание того, что организация должна будет делать в будущем, определяется, какие действия должна предпринять организация в настоящем, чтобы обеспечить себе конкретное будущее. При этом для стратегического управления характерно не только фиксирование желаемого в будущем состояния организации, но и выработка способности реагировать на изменения в окружающей среде, с тем чтобы достичь желаемых целей в будущем.

Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей лишь количество продукта, которое она может произвести, и затраты, которые при этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек на дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком: какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок.

Современная организация не сможет выжить и добиться успеха, если в ней не будет осуществляться стратегическое управление. Но оно имеет ряд ограничений по использованию, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач. Прежде всего, стратегическое управление в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Формируемое в стратегическом управлении желаемое будущее состояние организации -- это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественное пожелание о том, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую должна иметь организационную культуру, в какие деловые группы должна входить и т.п. Все это в совокупности составит то, что определит, выживет или нет организация в будущем в конкурентной борьбе.

Стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или в конкретных ситуациях. Стратегическое управление -- это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом стратегическое управление -- это сочетание интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации с внешней средой, обновление организации и ее продукции, а также реализация текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в решение стоящих перед организацией задач, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

Требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов, для того чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким, отыскивать возможности для реагирования на изменения внутри и вне организации, а для этого требуются большие усилия и затраты. Необходимо также создание служб, занимающихся отслеживанием окружения и включением организации в среду. Службы маркетинга, общественных отношений и т.п. приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат. В современных условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагичными бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.

При осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. На самом же деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. Это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, систем мотивирования и организации труда, определенной гибкости в организации и т.п. При этом при стратегическом управлении процесс реализации оказывает активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливает значимость фазы выполнения. Поэтому организация в принципе не сможет перейти к стратегическому управлению, даже если в ней создана подсистема стратегического планирования, но при этом нет предпосылок или возможностей для создания подсистемы выполнения стратегии.

Система стратегического управления

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.1.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих ей выполнить эту миссию и достичь поставленных целей. В современном управлении анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды. Основная задача анализа среды состоит в том, чтобы определить, какие возможности и какие угрозы несет в себе внешняя среда и какие сильные и слабые стороны имеет организация.

Анализ макроокружения включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно определить миссию и цели организации. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, обеспечивая участие в прибылях, создавая социальные условия и т.п.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

организация управления;

производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;

финансы фирмы;

маркетинг;

организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой ответственной работы. Первый подпроцесс -- определение миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

Следующим этапом стратегического управления является анализ и выбор стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно в случае успешного осуществления он приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал в реализацию стратегии. Особенно это относится к использованию трудового потенциала. Поэтому сердцевиной выполнения стратегии является проведение стратегических изменений в организации с целью приведения ее в состояние, адекватное выбранной стратегии.

Оценка и контроль выполнения стратегии является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

Основными задачами любого контроля являются:

определение того, что и по каким показателям проверять;

оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

выяснение причин отклонений, если таковые выявляются в результате проведенной оценки;

4) осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегий приводит к достижению целей фирмы. Он принципиально отличается от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического плана, осуществления стратегии или выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на том, можно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию, и приведет ли реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.









 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос | шпаргалки

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег