19
Введение
В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются. Приватизация -- это переход объектов из государственной собственно-сти в частную.
В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества - она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.
- Как правило, в пользу приватизации выдвигаются, две группы ар-гументов:
1. Идеологические: рыночная экономика должна базироваться на частной собственности.
2. Экономические: государственные предприятия недостаточно реагируют на изменения рыночной ситуации, бюрократизированы, содержат лишний персонал, экономически неэффективны.
Таким образом, можно сформулировать главную цель приватизации - повышение эффективности использования объектов хозяйствования.
Отметим, что существует практика возвращения имущества из государственной собствен-ности их бывшим владельцам, которая называется реприватизацией. Так, например, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национали-зированную у иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации - это национализация -- переход частной собственности в соб-ственность государства. Объектами могут быть земля, промышлен-ные предприятия, банки, транспорт, связь. Как правило, реприватизация затраги-вает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.
Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблю-дались во Франции, где приватизация в 80-е гг. доволь-но быстро сменила национализацию, так как экономическое положе-ние страны требовало повышения показателей развития экономи-ки, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприя-тиями, входившими в состав 12 групп [3, с. 28, 31].
В зарубежной экономической литературе нет единого определения термина «приватизация». Так, в практике западноевропейских государств применяются формулировки, оз-начающие:
1. переход прав собственности от государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную, как, например, в США;
2. делегирование частным лицам прав по распоряжению государственным имуществом;
3. полную продажу государственных предприятий частным ли-цам или же продажу лишь части активов таких предприятий.
Например, в Великобритании приватизация означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%. В ряде менее развитых стран (например, Индонезии, Малайзии, Турции) приватизация признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности.
Приватизации иногда придается более широкое значение. В частности, в США согласно официальным документам федерального правительства приватизация рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей собственности правительства частным лицам предполагает снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий, и в целом означает несколько вариантов преобразования государственных компаний: в акционерные общества с последующей продажей акций, в государственные предприятия, сдаваемые в аренду и в частные предприятия.
Феномен приватизации как политического и социально-экономического процесса перехода имущества из общественной, госу-дарственной, церковной, коллективной собственности в частную из-вестен в истории человечества на протяжении нескольких веков. Во многих странах в период абсолютизма разделения между имуществом монархов и государственным имуществом не было. Поэтому переход королевских земель в частную собственность во время буржуазных революций в Европе был своеобразной приватизацией. Раздел и распродажа церковных и монастырских земель во время Французской революции также были приватизацией. Следует отметить, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки око-ло трех десятков промышленных предприятий. Основные побуждаю-щие мотивы -- развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к производительному использова-нию. Как своеобразную приватизацию можно рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий поместий. Наконец, наши современники были свидетелями и участниками самой массо-вой приватизации в истории человечества -- передачи государствен-ного имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего СССР в частные руки.
Работа над проблематикой при-ватизации невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как приватизация есть не что иное, как передача объектов из собственности государственной в собственность частную. Проблема соб-ственности разработана достаточно подробно К.Марксом, на чем во многом и сегодня основывается понимание этого феноме-на современными исследователями. Сутью отношения собственности является целый комплекс более частных отноше-ний -- управления, распределения, обмена и потребления, важней-шими из которых являются два первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и составляет суть отношения собственнос-ти.
Такой подход к пониманию феномена собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации и по-могает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что приватизация способствует повышению эффек-тивности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдель-ного предприятия через его приватизацию не является законом. Часть предприятий, например, может быть морально устаревшей на-столько, что их упразднение частным владельцем будет эффективнее, чем ликвидация их через многочисленные бюрок-ратические процедуры государства-собственника. Более того, изменение экономической конъюнктуры понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу важности данно-го производства для общества) является делом государственной, а не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности прива-тизированных предприятий перед государственными, так как россий-ский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие приватизации.
Таким образом, можно констатировать, что существует определенная не-проработанность проблематики приватизации. Например, пока нет ясности в отношении того, какие формы собственно-сти выступают в качестве переходных, а какие со временем дол-жны исчезнуть или трансформироваться в определяющие.
Отечественные и зарубежные исследователи и аналитики отмечают, что практике приватизации в России сопутствовали серьезные ошибки. Приватизация в условиях перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночному сопоставима по своим последствиям с первоначальным накоплением капитала, но со сле-дующими особенностями:
1. Первоначальное накопление капитала в переходный период происходило в постсоциалистической, а не в постфеодальной стране, как в современных развитых странах, и ему был предпослан высокий уровень индустриализации, а не домашнее хозяйство.
2. Приватизация осуществлялась в высоко монополизированной экономике и не нарушила господства монополий.
3. Приватизация происходила в условиях отсутствия мощных гражданских институтов -- независимых профсоюзов, партий, имеющих постоянный электорат, эффективных органов местного самоуправления. В стране за годы советской власти была разрушена духовно-нравственная среда и господствовало атеистическое мировоззрение.
Именно эти особенности приватизации вместе с бесконтрольно-стью со стороны государственной власти привели к сосредоточению бывшего государственного капитала в руках немногих и минималь-ной социальной направленности приватизации. Тем не менее, несмотря на все трудности и ошибки приватизации, частично объяснимые отсутствием историче-ского опыта подобных преобразований, приватизация в основном проведена и создана база частной собственности для рыночной эко-номики.
В развитых странах изучают и оценивают отрицательные черты первоначального накопления капитала и негуманность раннего ка-питализма, но именно на основе этих процессов сформировалась и развилась современная рыночная экономика с ее научно-техническими достижениями и уровнем жизни. Специфическая особенность России состоит в том, что ей пришлось не просто про-водить приватизацию каких-то отраслей, но почти с нуля созда-вать систему новых экономических отношений, что породило глубокую трансформацию социальных отношений и самого госу-дарственного устройства. Рассмотрение проблемы приватизации, а шире -- построения рыночного (капиталистического) хозяйства в России требует не-которого обращения к недавней истории, в связи с чем тема подведения итогов приватизации актуальна для России. Первые достаточно робкие попытки анализа и обобщения в нашей стра-не начались еще в 1990-е годы, продолжаются они и до сих пор. Несомненно, что анализ проблем приватизации собственности и осмысление последствий приватизации в России целесообразно делать, сопоставляя понимание функций, принципов и практики проведения приватизации в зрелой рыночной экономике и в экономике переходного периода с этапами и механизмами проведения приватизации в нашей стране.
Глава 1. Приватизация и ее место в системе государственного регулирования экономики
1.1. Функции приватизации
I. Общие (типовые) функции. Посредством приватизации государственной собственности реша-ется множество задач: повышение рентабельно-сти предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличе-ние поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мел-ких собственников в политических целях и многое другое.
Для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной, немаловажным является также развитие многоукладности экономики и становление института частной собственности. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как инструмент коренного изменения отношений собственности и создания социальной базы нового общественного строя -- широкого среднего класса. В общем же виде к целям приватизации предприятий относятся повышение эффективности отдельных предприятий и эко-номики в целом, решение финансовых проблем правительства, а так-же ослабление монопольного положения государственного сектора.
Ниже рассмотрим последовательно основные функции приватизации, начав с укрепления социально-экономической системы, основываю-щейся на частной собственности.
II. Функция укрепления общественного строя. Государственный сектор, однажды возникнув, превращается в составную часть народ-ного хозяйства. Он может увеличиваться во время войн, кризисов, необходимости создания объектов инфра-структуры или экспериментальных производств. Его доля может со-кращаться в экономике и без приватизации за счет более бы-строго развития частного сектора. Размеры госсектора и его роль в национальной экономике -- это количественный, но и социально-экономический показатель, так как ус-тойчивость общественного строя наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических отношений собственно-сти и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Разрастание государственного сектора сужает поле деятельно-сти частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.
Приватизация чрезмерно разросшегося государственного сектора соответствует интересам укрепления социально-экономи-ческого строя в той мере, в которой этот сектор не являются необходимым для сохране-ния этого строя элементом. Таким образом, вопрос о приватизации конкретных объектов госсектора встает тогда, когда частный национальный капитал мо-жет существовать без соответствующего государственного объекта или когда жизненно важный для народного хозяйства объект стал на-столько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.
Отметим, что время приватизации -- годы благополучного хозяйст-венного развития, отсутствия военно-политических потрясений, глу-боких кризисов, обновления основного капитала в общехозяйствен-ных масштабах, а время роста государственного сектора за счет ново-го строительства или национализации предприятий и отраслей частных вла-дельцев -- годы подготовки к войне, войны, послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними обстоятельства-ми, например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к об-ществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.
III. Социально-политическая функция. Эта функция приватизации в условиях стабильной рыночной эко-номики содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной политики, особенно среди социальных групп, непосредственно заинтересованных в приватизации. Расши-рение социально-политической базы проявляется в поддержке пра-вительственного курса во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки предвыборной кампании соответствующих партий.
Каждый строй или его модификация оказывались жизнеспособ-ными не столько в результате идеологической убежденности населе-ния, сколько благодаря неразрывной связи личных хозяйственных интересов граждан с этим строем. Например, устойчивость американского капи-тализма долго объяснялась поддержкой, оказываемой ему миллиона-ми фермеров, получивших за символическую плату большие участки плодородных земель.
Приватизация государственной собственности дает правительству уникальную возможность выступить благодетелем собственного на-селения, надолго стабилизировать социально-экономическую обста-новку в стране, обеспечить себе массовую поддержку избирателей.
IV. Глобальные народно-хозяйственные функции. К ним можно отнести следующее:
1. Привлечение капитала внутри страны.
Для многих развитых стран мира характерен избыток капитала, который имеет относительный характер и определяется соотношением рентабельности вложений капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных или перспективных объектов на вре-мя расширяет сферу приложения частного национального капитала внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизиро-ванных компаний и их модернизацию, способствует оживлению конъюнктуры в стране, росту спроса и занятости. Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в доход государства в виде платы за приватизированные объекты, а частично включается в хозяйственный оборот.
2. Повышение экономической эффективности функционирова-ния объектов, переходящих из государственной собственности в частную.
Наиболее часто встречающейся причиной, побуждающей правительства различных стран к приватизации предприятий, явля-ется низкая эффективность последних. Многие другие причины, как правило, являются либо производными, либо дополняющими ее. Так, вследствие неэффективности государственных предприятий в от-дельных странах нередко увеличиваются бюджетные расходы, из-за правительственной протекции государственных предприятий на рынке обостряется проблема монополизма, что опять-таки негативно сказывается на эффективности производства, а по причине чрезмер-ной регламентации увеличивается техническое отставание объектов госсектора от мирового уровня.
3. Совершенствование народно-хозяйственной структуры.
В случае, если средства, выручаемые от при-ватизации, не идут на покрытие бюджетного дефицита или выплату дол-гов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестицион-ных программ, в стране может быть достигнут заметный эффект про-грессивной реструктуризации. В экономике всегда есть узкие места, глобальные и част-ные проблемы, для решения которых у частного капитала мотивации недостаточно. Продажа объектов государственной собственности и санирование за счет вырученных денег других отраслей, регионов, финансирование инфраструктуры, научных исследований могут улучшить отраслевую и региональную структуры в целом, повысить конкурентоспособность национальной экономики. Нужно отметить, что в процессе приватизации государственная собственность может оставаться неизменной, если вырученные средства вместе с внутрен-ним накоплением используются на новые капиталовложения, или уменьшиться, если средства от приватизации используются на другие нужды.
V. Функция пополнения бюджета и обслуживания государственного долга. В период перехода от одной общественно-экономической систе-мы к другой резко возрастает нагрузка на государственный бюджет. Государству приходится в значительной степени административными мерами создавать хозяйственную систему, адекватную новой идеоло-гической и административно-политической надстройке, а это требует дополнительных расходов. В этих условиях одним из источников относительно безболезнен-ного пополнения бюджета, как правило, недостаточного для покры-тия бюджетного дефицита, являются средства от приватизации госу-дарственной собственности. Роль этих средств зависит от многих факторов: размера дефицита, продолжительности бюджетного кри-зиса, организованности и эффективности продажи государственной собственности, платежеспособного спроса и заинтересованности по-тенциальных покупателей.
Наряду с дополнительными поступлениями средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи нерен-табельных объектов.
Обслуживание государственного долга является одной из возмож-ных функций приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, так же как использование их на покрытие дефицита государственного бюджета.
Резюмируя изложенное в настоящем параграфе, нужно отметить, что рассмотренные функции приватизации имеют различную, часто взаимоисключающую направленность. Средства от приватизации могут быть использованы для финансирования структурных измене-ний в народном хозяйстве или на «латание дыр» в бюджете; государ-ственные объекты целиком или в виде акций могут перейти в собст-венность национальных средних слоев населения или быть переданы иностранцам в уплату долгов. Одновременно эти действия невыполнимы. Много-образные функции приватизации свидетельствуют о широких воз-можностях применения ее в качестве средства государственного регулирования экономики в условиях стабильно существующего строя и, особенно, в переходный период.
1.2. Принципы приватизации в зрелой рыночной экономике и в переходный период
Можно сформулировать ряд принципов приватизации, основанных на приватизационном опыте как в развитых странах с рыночной экономикой, так и в бывших социалистических государствах.
1. Приватизация не является догмой, и в соответствии со своим предназначением государственная собственность будет существовать как необходимое дополнение к рыночному механизму. Отбор объектов для при-ватизации должен производиться особенно тщательно с учетом их не-обходимости для общих условий воспроизводства, обеспечения насе-ления общественными благами, а также низкими ценами на некото-рые товары и услуги, занятости.
2. Как правило, приватизации должна предшествовать рест-руктуризация монополий и предприятий, чтобы повысить ее финансовую эффективность, анти-монопольное воздействие и доступность продаваемых объектов или их долей для широких масс населения в целях создания и укрепления средних слоев собственников и предпринимателей.
3. Приватизация должна проводиться постепенно, после серьез-ной организационной, экономической и политической подготовительной работы.
4. На первом этапе приватизации необходимо сохранение прежнего объема и номенклатуры производства. Изменение их в случае не-обходимости должно носить постепенный и плавный характер, чтобы не привести к нарушению сложившихся в стране разделения труда, отношений специализации и кооперирования, объема и структуры экспорта.
5. Обязательным условием приватизации являются новые инве-стиции и совершенствование системы управления в соответствии с главной целью приватизации -- повышением эффективности функ-ционирования приватизируемого объекта.
6. При приобретении в собственность или долгосрочной аренде го-сударственного хозяйственного объекта новый хозяин должен гаран-тировать определенный уровень занятости на приватизируемом объек-те, сохранение льгот по социальному обеспечению, имевшихся ранее на государственном предприятии (например, собственный пенсионный фонд для выплаты дополнительных пенсий, служебные квартиры или субсидии на оплату коммунальных услуг для ветеранов).
7. В ряде случаев приватизацию целесообразно проводить путем выпуска и распространения «народных акций», призванных сделать совладельцами собственности десятки, сотни тысяч граждан, в первую очередь нынешних и бывших работников приватизируемых объектов, что ведет к привлечению дополнительных средств для инвестиций, улучшению отношения к труду и социального климата. «Народ-ные акции» в течение определенного времени не должны допускаться к обращению на фондовых рынках.
8. Приватизация не должна носить формальный, закрытый и не- добросовестный характер перехода государственной собственности в частные руки, когда на предприятиях не происходит позитивных изменений, положение трудового коллектива ухудшается, а доходы новых собственников обес-печиваются за счет повышения цен и продажи активов.
9. Приватизация должна проводиться с учетом соображений на-циональной экономической безопасности. Некоторые объекты могут про-даваться физическим или юридическим лицам страны без права их переуступки иностранцам и иностранным компаниям.
Приватизации в зрелой рыночной экономике. Процессы приватизации и национализации в недалеком прошлом проистекали в зависимости от кризисов и войн, необ-ходимости развития нерентабельных научных направлений, произ-водств, развития отсталых районов и превращения отдельных пред-приятий в рентабельные и конкурентоспособные. В странах с развитой экономикой граница между увеличением госсектора и приватизацией подвижна, она зависит от состояния экономического цикла, рента-бельности государственных объектов и вызванной этими обстоятель-ствами заинтересованности частного капитала в приобретении кон-кретных объектов или передаче их государству. В устойчивой рыночной экономике приватизация государствен-ной собственности, как и выкуп отдельных объектов и отраслей, госу-дарственное капитальное строительство, является средством государственного регулирования экономики, служащим генеральной цели -- укреплению экономики государства.
Приватизация в условиях перехода от централизованно планируе-мого хозяйства к рыночному играет совершенно особую, системообразующую роль в формировании новых рыночных отношений в переходный период. Переход от социализма к капитализму осуществляется первона-чально на идеологическом, политическом, институциональном уров-не. Задача переходного периода -- привести в соответствие отношения власти и собственности, ибо многопартийная система, основанная на демократических свободах, может базироваться только на рыночных отношениях при определяющей роли частной собственности.
Таким образом, основываясь на мировом опыте, выше был сформулирован ряд принци-пов приватизации. Отметим, что обязательные условия приватизации -- новые инвестиции, совершенствование системы управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев. Приватизация обязательно должна проводиться с учетом соображений национальной безопасности и будущего страны, каждый шаг в процессе приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным общественному контролю.
1.3. Проблематика приватизации в переходный период
Приватизация в переходный период осуществляется в соответст-вии с принятой правительством страны политической концепцией. Формирование этой концепции, разработка моделей, механизма, конкретных форм приватизации, решения об оставлении ряда хо-зяйственных объектов в государственной собственности и о секто-рах и пределах допуска иностранного капитала к приватизации -- процесс чрезвычайно важный для судеб страны и сложный из-за того, что он затрагивает интересы социальных групп, кланов, лично-стей.
Ошибки, недальновидные и корыстные решения в процессе при-ватизации чреваты долгосрочным ухудшением положения в народ-ном хозяйстве, подрывом доверия населения к реформам, неблаго-приятными социальными последствиями и обострением внутрипо-литической ситуации в стране. Существенное влияние на процессы приватизации и реструктури-зации государственной собственности оказывают не только прави-тельственная политика, но и общая политическая обстановка в стра-не, неурегулированность экономических отношений, отсутствие дос-таточной юридической базы и недейственность законов.
Приватизация в условиях зрелого рыночного хозяйства, как правило, происхо-дит путем выкупа. Особый случай -- социально ориентированная приватизация, например продажа льготных «народных акций» или уступка государственных хозяйственных объектов иностранным кре-диторам за долги. Другие варианты приватизации, особенно в переходный период, означали бы расхи-щение общенародного достояния, так как все государственные объ-екты были куплены или построены на бюджетные деньги, Тем не менее, известный отечественный экономист академик Н.Шмелев примерно так охарактеризовал российскую приватизацию в одном из своих выступлений: «В одно прекрасное утро некоторым гражданам нашей страны было предложено стать миллионерами». В СССР и некоторых социалистических странах Европы процесс перехода от одной общественно-экономической системы к другой развивался отнюдь не постепенно. Приватизация носила, по существу, распределительный характер во всех бывших социалистических странах, в меньшей степени -- в бывшей ГДР, Чехословакии и Венгрии, в большей -- в России и не-которых республиках СНГ.
Следует принимать во внимание, что наряду с политическими причинами у практически безвозмездно-распределительной прива-тизации имелись и глубокие социально-политические причины. У населения большинства бывших социалистических стран было со-вершенно недостаточно средств для выкупа и для инвестиций в при-ватизируемые объекты как в индивидуальной, так и в акционерной форме. Недостаток средств у населения был обусловлен инфляцией, обесценившей денежные сбереже-ния населения, и крахом финансовых пирамид, разросшихся под рыночными лозунгами при попустительстве государственных ор-ганов. Неразвитой оставалась структура фондового рынка, отсутст-вовали правовая защита частной собственности, предприниматель-ский опыт, система кредитования, устойчивая государственная эко-номическая политика.
Ниже в табличной форме приведены примеры отрицательного воздействия организационных и политических факторов на реструктуризацию народного хозяйства и приватизацию в переходный период [5, с. 558-559].
Таблица 1. Проблематика реструктуризации и приватизации в переходный период
|
Организационные и политические факторы
|
Воздействие на процессы реструктуризации и приватизации, экономическую и социальную обстановку в стране
|
|
Преобладание политиче-ской мотивации и полити-ческих интересов в проведении приватизации
|
Государство одобряет и выступает инициатором передела собственности в пользу олигархических групп
|
|
Ваучерный подход к прива-тизации
|
Не происходит структурной перестройки экономи-ки, нет притока средств для капиталовложений, основная масса населения не получает своей доли в приватизируемой собственности
|
|
Политическая нестабиль-ность, приоритет практиче-ских задач над стратегиче-скими целями
|
Инвестиции в реальный сектор экономики не поощ-ряются, у новых собственников преобладают крат-косрочные интересы. Им выгоднее не вкладывать капитал в основные фонды, а направлять его в спеку-лятивные операции или вывозить его за границу
|
|
Политические амбиции ре-гиональных властей при слабости центральных орга-нов власти
|
Получение экономически необоснованных льгот от-дельными регионами и отраслями; крупные собст-венники в обмен на финансовую поддержку влияют на экономическую политику регионов, лоббируют свои интересы
|
|
Многочисленные наруше-ния в процессе приватиза-ции и акционирования
|
Неуверенность собственника в будущем; искажен-ная мотивация собственника -- успеть в кратчайший срок «выжать» из предприятия все, что можно; возможность пересмотра итогов приватизации
|
|
Борьба за власть, а не за подъем экономики; поли-тика используется в интере-сах крупных собственни-ков
|
Образование альянсов политиков и предпринимате-лей, «групп влияния», лоббирующих свои интересы для захвата и передела собственности; принятие кон-кретных решений о судьбе государственных объек-тов несколькими десятками человек, не имеющих соответствующих полномочий; возможности испо-льзования силовых структур и подконтрольных СМИ в интересах олигархов. Отсутствие конкурен-ции
|
|
Бюрократизм и коррупция на всех уровнях
|
У государственных чиновников большие возможно-сти обогащения и минимальная ответственность. Деятельность аппарата власти направлена в значите-льной степени на улучшение собственного материа-льного положения, решение государственных задач играет подчиненную роль. Собственникам выгоднее тратить деньги на поддержку политиков, чем инве-стировать в обновление и расширение производства
|
|
|
Административные инструменты государственной экономической политики в период приватизации в переходный период. Приведение в соответствие отношений власти и собственности, то есть, создание функционирующей рыночной экономики как базы многопартийной парламентской или президентской республики проис-ходит почти исключительно администра-тивными средствами. Изменения экономического содержания собственности происходят в основном директивным путем сверху, в меньшей степени опираясь на инициа-тиву снизу -- трудовых коллективов, бывших собственников, граж-дан, желающих принять участие в приватизации мелких и средних хо-зяйственных объектов.
Конкретные экономические и социальные условия, политические факторы определяют конкретные административные средства проведения приватизации и реструктуризации в народном хозяйстве. В качестве примера ниже приведены некоторые из них:
1. Принятие комплекса мер по декриминализации экономики, по сокращению возможностей чиновничьего произвола. Задача государ-ственного аппарата -- разработка четких правил приватизации и их неукоснительное соблюдение.
2. Эффективный государственный контроль, препятствующий оттоку средств от приватизированных предприятий в спекулятивную сферу или за рубеж.
3. Совершенствование экономического законодательства, действительная защита прав собственности, интересов акционеров; определение и соблюдение отношения прав менеджеров, акционеров и трудового коллектива; сбалансированный механизм банкротства.
4. При принятии в государственных регулирующих органах реше-ний, влияющих на приватизацию и реструктуризацию предприятий, предпочтение должно отдаваться экономическим инте-ресам страны.
В заключении нужно отметить, что в применении к приватизации административные средства регу-лирования подразделяются на три группы мер: запрет, разрешение и принуждение.
Таким образом, в период перехода от централизованно управляемого хозяйства к рыночному приватизация служит формированию экономического базиса нового общественного строя, системы частной собственности, то есть, играет системообразующую роль. Приватизация, как и всякое революционное преобразование в переходный период, осуществляете в значительной мере административными средствами. Организационные и политические факторы при этом оказывают чрезвычайное воз-действие на процесс, социальную направленность и результаты при-ватизации.
Глава 2. Практика и результаты российской приватизации
2.1. Предпосылки и идеология приватизации в России
Ряд исследователей, например, А.Подберезкин, считают, что советский опыт хозяйствования довольно серь-езно противостоит постулату о принципиальной неэффективности государствен-ной собственности. По его мнению, проведение в СССР индустриализации в краткие сроки или создание космической отрасли свидетельствует о серьезной претензии на эффективность [3]. Однако можно отметить, что приведенные выше положительные достижения нивелировались более глобальными процессами в хозяйственной жизни страны, связанными с неэффективным планированием и дисгармоничным развитием индустрии (например, тяжелой и легкой промышленности), отставанием развития науки и техники, нерезультативным использованием ресурсов, сверхмилитаризацией экономики и др. [2]. Результатом этого в начале 80-х гг. явилось:
1. в макроэкономическом и политическом плане - кризис советской экономики и снижение конкурентоспособности Советского Союза на международной экономической и политической арене;
2. в общественном плане - снижение уровня и качества жизни советских людей по сравнению с аналогичными показателями в Западной Европе, США и Японии, отторжение обществом идеологии социализма на фоне возрастания интереса к западному образу жизни.
Советская экономика имела базисное противоре-чие между общественным характером производства и государ-ственной формой собственности. Советское государство стремилось представ-лять общество, но в первую очередь -- интересы господствующе-го класса, каковым являлась партхозноменклатура. Именно последняя управляла и распределя-ла, а, следовательно, и реализовывала отношение собственности. Можно с увереннос-тью сказать на примере не только Советского Союза и прекратившейся в Восточной Европе социалистической системы, но и современ-ного Китая, что специфическим коллективным собственником в основном выступает партхозноменклатура.
Противоречие между общественным характером производства и государственной формой собственности нараста-ло, что стало причиной реформ Н.Хрущева, затем, так называемых, Косыгинских экономических реформ, попыток реформ Ю.Андропова и, наконец, Перестройки М.Горбачева. При этом перед упомянутыми реформаторами всегда стояли два главных вопроса:
1. демократизация общественно-поли-тической жизни;
2. привлечение трудящихся к решению управ-ленческих производственных вопросов.
Очевидно, что без постановки главного вопроса -- об участии общества в управлении и распределении во всем объеме социаль-но-хозяйственных задач никакие реальные реформы не были воз-можны. Этим объясняется огромный порыв общества к демократии во вре-мя Перестройки. В расцвет Перестройки очень быстро выдвинулись группы ученых и политиков (например, Г.Попов, Е.Гайдар, Г.Явлинский, А.Чубайс и др.) которые отвергали приоритет государственной собственности и государ-ственного влияния на экономику (как форму участия государства в собственности). Они получили впоследствии название «реформа-торов» и «либералов». «Реформаторы» предлагали немедленную массовую приватизацию с со-зданием многомиллионного слоя новых собственников, конкурен-цией и минимизацией государственного регулиро-вания экономики. Важно отметить, что эти идеи нашли поддержку у значительного слоя советской партхозноменклатуры. Несомненно, что создание класса массовых частных собственников - это одно из решений задачи участия общества в управлении и распределении. В то же время именно это обеспечивает и массовое участие граждан в решении вопросов управления и распределения на уров-не государства, так как, собственник даже самого малого предприятия очень озабочен такими вопросами, как налоги, экономическая и социальная политика государства, таможенные платежи и прочее.
Таким образом, России действительно требовалась массовая приватизация с созданием миллионов мелких и средних собствен-ников, а также последующая приватизация известного числа круп-ных предприятий. Но в то же время ей требовалась твердая госу-дарственная власть, обеспечивающая законность в отношении как государственной, так и частной собственности, основанная на ак-тивном участии в решении вопросов управления и распределения всех слоев общества.
Исследователи выделяют Первый этап приватизации, который пришелся на необычный период 1988 - начало 1992 гг., когда в СССР, затем в России появились первые изменения отно-шений собственности, стали появляться кооперативы. В этот период стали создаваться различные схемы исполь-зования государственной собственности в частных целях (то есть, от-ношения управления и распределения в государственных по юри-дической форме предприятий стали осуществляться некоторыми руководителями предприятий и их партнерами в собственных ин-тересах). Например, рядом с государственным предприятием со-здавались кооперативы, которые использовали основные фонды, сырье, налаженные партнерские связи и т.д. для фактической экс-плуатации этих предприятий в интересах определенных лиц. Однако этот процесс не мог по существу изменить государствен-ный характер основного объема собственности в стране.
В отношении масштабной приватизации госсобственности первоначально имелось несколько ее программ с принципиаль-но разными подходами. Так, Г.Явлинский выдвинул разработанный проект по формуле:
1. управляемая распродажа государственной собственности за деньги любому покупателю без специфичных запретов и льгот; при единообраз-ном подходе для всей территории России;
3. аккумулирование полу-ченных средств предусматривалось в федеральном бюджете.
По сути дела, речь велась о «венгерском варианте» приватизации. Реформаторы возражали этому варианту прива-тизации, аргументируя это тем, что ни денег, ни собственников в переходной экономике нет.
С другим проектом выступил М.Малей, который отвергал идею «тор-говой приватизации» в связи с известным уже аргументом отсутствия денег у населения. Он предлагал «народную приватизацию» по принципу -- всем гражданам России поровну и бесплатно. Приватизация должна была затронуть 70% основных производственных фондов промышленности и сельского хозяйства. Все граждане страны должны были получить безвозмездно государственное имущество общей балансовой стоимостью 2 200 млрд. рублей. Каждый граж-данин при реализации этого проекта должен был бы получить свою долю, при этом доля оценивалась в «условных единицах», а не в инфляционных рублях. Размер каждой доли соста-вил бы 14 тыс. условных балансовых рублей (но расчетам Госко-митета по управлению государственным имуществом СССР) [3, с. 56]. Основной идеей такого механизма являлось наделение граждан приватизационным именным счетом, покупательная способность которого не подвержена инфляции, и она дол-жны была возрастать по ходу выявления рыночной стоимости приватизируемого имущества. Плюсом этого проекта было то, что каждый владелец именно-го счета имел возможность приобрести на него или акции прива-тизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда, аккуму-лирующего акции многих предприятий. Последнее снижало неиз-бежные риски покупателя. Предложение М.Малея позволяло не допустить вовлечения именных счетов в рыночный оборот, что не способствовало росту инфляции.
Однако реформаторы предложили идти по другому пути, и, хотя они согласи-лись и на денежную, и на чековую (ваучерную) прива-тизацию, но при этом отменили основ-ной принцип народной приватизации -- передача государствен-ного имущества в собственность граждан в равных долях.
Таким образом, к 1992 г. были сформулированы общие цели и принципы приватизационной политики российского правительства. К основным из них можно отнести следующие:
1. разгосударствление предприятий, направленное на рост эффективности производства; стимулирование предприятий к поис-ку новых рыночных стратегий и возрастанию конкурентоспособности их продукции на отечественных и мировых рынках;
2. сокращение расходов бюджета на дотации государственным предприятиям;
3. прирост доходов бюджета от продажи предприятий и пакетов акций;
4. формирование эффективных собственников, передача предприятий новым стратегическим собственникам и привлечение инвестиций для обновления и развития их производственного аппарата;
5. формирование и развитие рынка капиталов, регулирующего переход инвестиций в наиболее эффективные сферы, и осуществление на этой основе новой структурной и технологической политики;
6. сохранение «обязательной» части государственного сектора в жизнеспособном состоянии (оборона, естественные монополии) при сокращающемся объеме реально контролируемых государством ресурсов.
2.2. Этапы и механизмы российской приватизации
Этап 1. Начальный этап приватизации
«Малая приватизация» (первая половина 1992 г.). В 1992 г. была проведена денежная или «Малая привати-зация», которая предшествовала чековой приватизации. Она касалась объектов торговли, автотранспорта, сферы услуг и т.п. Менее чем за полугодие 1992 г. в ходе «Малой приватизации» было реализовано 46 815 объектов госсобствен-ности. По итогам 1992 г. за каждый рубль государственного имущества было получено не более 42 копеек, что дало бюджету 39,9 млн. рублей. Для сравнения: приватизация 25 000 аналогичных объек-тов в Чехии принесла чешскому бюджету 1 200 млн. долларов [3, с. 57].
Тем не менее, подобная экономическая невыгодность мотивировалась ре-форматорами необходимостью скорейшего созда-ния эффективного собственника.
Чековые аукционы (1993 - первая половина 1994 гг.) Исследования, проведенные группой А.Бравермана по заказу Госкомимущества, показали, что в России отсутствуют денежные средства для проведения приватизации, для формирования слоя новых собственников. Несомненным выходом было привлечение иностранного капитала, однако было понятно, что в короткие сроки существенные денеж-ные средства из-за рубежа в Россию привлечь не удастся. В связи с этим было предложено ввести в наличный обо-рот на рынке новое платежное средство -- приватизационный чек. Это, помимо проче-го, позволяло скрыть покупателя, в том числе иностранного, та-ким образом, вместо именного чека был предложен чек на предъя-вителя.
В августе 1992 г. был издан указ Б.Ельцина, утверждающий концепцию ваучерной приватизации. В соответствии с планом реформаторов Госкомимуще-ство принципиально изменило вид и свойство платежных средств, которыми могли распоряжаться граждане при покупке в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и имущества. При этом был отменен основ-ной принцип народной приватизации -- передача государствен-ного имущества в собственность граждан в равных долях.
В российской статистке весь производственный потенциал страны оценивался по балансовой стоимости основных фондов. Плановые задания приватизации по регионам страны имели специфическую черту: составленные по 12 отраслям производства, они не совпадали со структурой отраслевой отчетности российских органов статистики. А предприятия наиболее привлекательных отраслей: машиностроение, приборостроение, ре-сурсодобывающие и перерабатывающие были отне-сены к категории «прочие объекты». По определенным реформаторами отраслям средняя стоимость объекта в сфере бытового обслуживания составляла 2 млрд. рублей, в легкой промышленности -- 24 млрд. рублей, в то время как средняя стоимость объекта в категории «прочие» -- 32 млрд. руб-лей. По состоянию на 1 января 1992 г. в Госкомстате России были учтены 270 000 государственных предприятий, находящихся на самостоятельном балансе, из них к обязательной чековой прива-тизации было предложено 155 638 предприятий с совокупным ус-тавным капиталом 1 520 млрд. рублей [3, с. 59, 60].
Структура продажи этой собственности представл ...........
Страницы: [1] | 2 |
|