Главная   Добавить в избранное Предмет и метод статистики | курс лекций


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Предмет и метод статистики - курс лекций


Категория: Курсы лекций
Рубрика: Экономика и экономическая теория
Размер файла: 501 Kb
Количество загрузок:
54
Количество просмотров:
2923
Описание работы: курс лекций на тему Предмет и метод статистики
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



3

Содержание

  • Тема 1. Предмет и метод статистики
    • 1.1 Общее представление о статистике и истории ее развития
    • 1.2 Предмет статистики и ее теоретические основы
    • 1.3 Статистическая методология и статистические показатели
    • Тема 2. Принципы организации статистики
    • 2.1 Роль статистики в плановой и рыночной экономике
    • 2.2 Реформирование казахстанской статистики
    • 2.3 Основополагающие принципы официальной статистики
    • 2.4 Современная организация статистики в казахстане и за рубежом
    • 2.6 Задания для самостоятельной работы
    • 2.6.1 Тестовые задания
    • Тема 3 .Статистическое наблюдение
    • 3.1 Статистическое наблюдение, его задачи и формы
    • 3.2 Программа статистического наблюдения
    • 3.3 Организационные виды и способы статистического наблюдения
    • 3.4 Статистическая отчетность
    • 3.5 Статистические переписи
    • 3.6 Ошибки статистического наблюдения и меры борьбы с ними
    • 3.7 Примеры решения типовых задач
    • 3.8. Задания для самостоятельной работы
    • Тема 4. Статистическая сводка
    • 4.1 Общее понятие о статистической сводке
    • 4.2 Группировка - научная основа статистической сводки
    • 4.3 Сложные и вторичные группировки
    • 4.4 Ряды распределения
    • 4.5 Статистические таблицы
    • 4.6 Примеры решения типовых задач
    • 4.7 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 5. Абсолютные и относительные величины обобщающие показатели в статистике
    • 5.1. Макет статистической таблицы для характеристики предприятий по основным отраслям промышленности
    • 5.2. Абсолютные статистические величины
    • 5.3.1 Относительные величины
    • 5.4 Графическое изображение абсолютных и относительных величин
    • 5.5 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 6. Средние величины
    • 6.1 Сущьность и виды средних величин в статистике
    • 6.2 Средняя арифметическая
    • 6.3 Средняя гармоническая
    • 6.4. Мода и медиана
    • 6.5 Основные правила применения средних в статистике
    • 6.6 Задания для самостоятельной работы
    • Тема 7. Показатели вариации
    • 7.1 Показатели вариации
    • 7.2. Способы расчета дисперсии
    • 7.3. Приемы анализа вариационного ряда
    • Тема 8. Выборочное наблюдение
    • 8.1. Теоретические основы выборочного наблюдения
    • 8.2. Способы формирования выборочных совокупностей
    • Тема 9. Ряды динамики
    • 9.1. Ряды динамики и их виды
    • 9.2. Аналитические показатели рядов динамики и приема анализов ряда динамики
    • 9.3. Методы выявления тенденции рядов динамики
    • Тема 10. Индексы
    • 10.1 Общие понятия об индексах
    • 10.2 Принципы и методы исчисления общих индексов
    • 10.3 Преобразование агрегатного индекса в индексы средние
    • Тема 11. использование индексов в анализе
    • 11.1 индексный метод анализа факторов динамики (система взаимосвязанных индексов)
    • 11.2 Изучение влияния структурных сдвигов с помощью индексов (индексы переменного и постоянного состава)
    • 11.3 Изучение влияния структурных сдвигов на макро и микро уровне
    • Тема 12. Статистические методы изучения взаимосвязей
    • 12.1 Виды взаимосвязей. балансовый метод изучения взаимосвязей
    • 12.2 Корреляционные связи, их характер и формы
    • 12.3 Измерение тесноты связи между качественными (атрибутивными) признаками
    • 12.4 Измерение тесноты связи между количественными признаками
    • 12.5 Графический метод выявления корреляционных зависимостей
    • 12.6 Метод аналитических группировок
    • Тема 13. Корреляционно - регрессионный метод изучения взаимосвязей
    • 13.1 Однофакторный корреляционный регрессионный анализ
    • 13.2 Нелинейные зависимости
    • 13.3 Регрессионный анализ

Тема 1. Предмет и метод статистики

1.1 Общее представление о статистике и истории ее развития

В настоящее время термин "статистика" употребляют обычно в трех значениях:

во-первых, это совокупность цифровых сведений, статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы.

во-вторых, статистика - это отрасль практической деятельности, связанная со сбором, обработкой и распространением данных.

в-третьих, статистика - сложная и многогранная наука. Как наука она подразделяется на две части: общая теория статистики и социально-экономическая статистика.

Общая теория статистики по существу является математической дисциплиной, сливаясь с математической статистикой. Базовой основой общей теории статистики служит теория вероятности. В этой части статистика выступает методологической наукой широкого профиля, исследующая и разрабатывающая методы количественного отображения, анализа и моделирования массовых варьирующих явлений в обществе, экономике, производстве, природных явлениях.

Социально-экономическая статистика подразделяется, согласно Основополагающим принципам официальной статистики ООН (1994 г., приложение 1, принцип 1), на четыре основные ветви: экономическую, социальную, демографическую статистику и статистику окружающей среды, базирующихся на Системе национальных счетов ООН (1993 г) (табл.1.1).

Место общей теории статистики в системе отраслей статистики

Общая теория статистики (математическая статистика)

Экономическая статистика

Социальная статистика

Демографическая статистика

Статистика окружающей среды

Теория вероятности

Система национальных счетов

Более подробная классификация отраслей статистики и видов деятельности статистических организаций приводится в приложении 2.

Возникновение и развитие статистики. Историки статистики обычно указывают как на зачатки статистики собирание некоторых числовых данных, производившиеся еще в глубокой древности. Так, первые дошедшие до нас сведения об учете населения относятся к Китаю, где они проводились более четырех тысяч лет назад. Известно, что один из них состо ялся в эпоху легендарной династии Ся в 2238 г. до н.э. Имеются сведения об учете населения в Древнем Египте, Греции, Риме, Иране, Японии и других древних государствах.

В Италии в XVI в. начинают появляться сборники сведений о различных государствах, интерес к которым был обусловлен развивающейся международной торговлей. Первые попытки систематизации материала, собираемого о состоянии государств, появляются в Германии в конце XVII в. Новая наука получила название государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Комринг (1606-1681 гг.).

Далее в этом направлении работали Г. Ахенваль и А Шлецер. С 1742 г.Г. Ахенваль (1719-1772 гг.) впервые вначале в Магдебурском, а затем в Геттингенском университете стал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном информационно-описательный материал.

В России яркими представителями описательной школы статистики являются И.К. Кириллов (1689-1737 гг.), В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), И.И. Голиков (1735-1801 гг.), С.Н. Плещеев (1752-1802 гг.), М.И. Чулков (1740-1793 гг.).

Почти на 100 лет раньше указанной описательной немецкой школы статистики возникла английская школа политических арифметиков, которая наиболее близка к современному пониманию статистики. Ее основоположниками являются Дж. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладало два направления: демографическое и статистико-экономическое. Школа получила свое развитие не только в Англии, но и за рубежом, в частности в Голландии и Франции.

Развитие капитанистического строя привело к бурному оживлению статистической деятельности, что было обусловлено возрастанием роли статистики как одного из средств государственного управления.

Статистика, сформировавшаяся как наука в XVIII столетии, уже в следующем столетии прочно заняла свое место в общей семье наук. Во многих европейских странах в начале XIX в. создаются специальные учреждения, которые начинают систематически заниматься сбором и обработкой различных статистических сведений. Так, во Франции уже в 1801 г. было создано статистическое бюро. Затем органы государственной статистики создаются в Пруссии, Австрии, Бельгии, Англии и России.

В 1853 г. был проведен первый Международный статистический конгресс в Брюсселе, затем в течение примерно двух десятилетий он собирался в разных городах Европы восемь раз. В 1885 г. создается постоянный международный статистический орган - Международный статистический институт, принявший на себя функции Международного конгресса.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки. Оно получило название статистика - математического. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский ученый Адольф Кетле (1796-1874. гг.), называвший статистику "социальной физикой", т.е. наукой, изучающей законы общественной жизни с помощью количественных методов.

Большое влияние на развитие математического направления в статистике произвели труды русских математиков - П.П. Чебышева (1821-1894 гг.), А.А. Маркова (1856-1922 гг.).А.М. Ляпунова (1857-1919 гг.). Наиболее известным ученым XX в. в области математической статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.).

Период конца XIX - начала XX вв. связан с именем российского ученого А.А. Чупрова, который поставил задачу построения на развалинах доктрины Кетле, павшей под ударами немецкой критики, нового здания статистической теории, получившей название академической школы статистики.

В советской школе статистики наиболее яркими представителями этого направления были имена В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В.С. Немчинова (1894-1964 гг.), В.Н. Старовского (1905-1975 гг.), А.Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б.С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л.В. Некраша (1886-1949 гг.). В послевоенный период большой вклад в теорию индексного метода внесли С.М. Югенберг, В.Е. Адамов, Г.И. Бакланов, Л.С. Казинец, И.Г. Венецкий, в теорию статистической связи - Я.И. Лукомский.

1.2 Предмет статистики и ее теоретические основы

Каждый экономист должен понимать статистические данные, уметь пользоваться ими в своей работе, в совершенстве владеть методами экономико-статистического анализа и делать правильные выводы по его результатам.

Иногда статистику рассматривают как универсальную или методологическую науку - как теорию, в которой последовательно излагаются статистические методы, равным образом применимые как к анализу общественных, так и природных явлений. В этом смысле понятие "статистики" сливается с математической статистикой, в основе которой лежит теория вероятностей.

Так, согласно руководству Евростата "Области изучения и сферы подготовки" (1999 г), под изучением статистики (код 462) понимают "изучение сбора, описания, организации и анализа цифровых данных" /1, с.37/.

При этом статистика вместе с математикой (код 461) входит в состав области образования с кодом 46 "математика и статистика" в Международной стандартной классификации образования (МСКО, 13СЕВ-97).

В рамках изучения статистики входят программы по актуарной науке (страховой статистике), математической (теоретической) статистике, теории вероятности, прикладной статистике, плану обследования, выборочным обследованиям. При этом изучение демографических исследований исключено из этой области и включено в область 312 "Социология и изучение культуры".

Мы считаем, что понимание статистики как некоей универсальной науки (в узком смысле слова) больше подходит к общей теории статистики, несмотря на то, что она в первую очередь предназначена для количественного изучения общественных явлений.

В курсе общей теории статистики излагаются основные категории, принципы статистической науки, научные основы методов сбора, обработки и анализа статистических данных. В ходе своей деятельности специально обученный статистический персонал руководствуется определенными положениями и правилами, установленными статистической наукой.

Учитывая, что статистика связана с изучением социально-экономических явлений и процессов, определим статистику как самостоятельную общественную науку (в широком смысле слова). Как и любая наука, она имеет свой предмет исследования и свои специфические методы.

Предмет статистики. Статистика изучает с количественной стороны качественное содержание массовых общественных явлений.

Данное определение раскрывает три особенности статистики:

1) статистика не универсальная наука, сводящаяся к математической статистике, а наука, изучаются общественные явления (тем не менее, мы согласны с теми учеными, которые под статистикой как универсальной наукой имеют в виду только общую теорию статистики, по существу сливающейся с математической статистикой);

2) качественное содержание общественных явлений изучается с количественной стороны;

3) статистика изучает массовые общественные явления, т.е. статистика исследует множества, количественно характеризуя их по разным признакам. Она имеет дело с такими категориями, как статистическая совокупность, вариация, варьирующие признаки, статистические закономерности, закон больших чисел.

Поскольку статистика - это общественная наука, то ее теоретической основой, как и других общественных наук, служит экономическая теория и философия.

Статистика и экономическая теория. Статистик должен быть хорошим экономистом, чтобы правильно понимать сущность явлений, которые он изучает.

Базируясь на передовой экономической теории, статистик осуществляет научное обобщение в статистической сводке совокупности факторов и их целесообразное разграничение и объединение в группы. Именно знание законов общественного развития определяет те показатели, группировки и классификации, с помощью которых статистика будет давать конкретную цифровую характеристику общественных явлений.

И, наоборот, статистика дает новую сумму фактов, обобщенных в виде статистических закономерностей, которые позволяют развивать экономическую теорию.

Следует отметить также, что основой демографической статистики является также демография, или наука, изучающая население.

Статистика и философия. Общие законы диалектического и исторического материализма лежат в основе статистической методологии.

Одно из требований диалектического метода познания - рассмотрение всех явлений не изолированно друг от друга, а во взаимной связи. В метафизике природа и общество рассматриваются как случайное скопление предметов и явлений, оторванных друг от друга. Статистика рассматривает факты, относящиеся к данному явлению, в их целостности, связи и взаимообусловленности, вскрывая причинные связи.

Другая черта диалектического метода познания - рассмотрение всех явлений природы и общества в непрерывном развитии. Явления должны рассматриваться не только во взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, изменения, развития, с позиции их возникновения и исчезновения. Статистика рассматривает все общественные явления в их исторической обусловленности, а полученные статистические характеристики - как исторические, присущие данному способу производства. Эта черта диалектического метода имеет очень важное значение для всех разделов статистики и особенно для методов изучения динамики, метода средних величин и метода группировок.

Статистика опирается также на диалектический закон перехода количества в новое качество. Развитие рассматривается как переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, качественным. Также диалектически в статистике употребляются такие понятия, как случайное и необходимое, единичное и массовое, индивидуальное и общее.

Закономерность массовых общественных процессов и явлений. Обобщая характеристики массовых общественных явлений, статистика выявляет с их помощью определенные закономерности, проявляющиеся в определенном порядке расположения, соотношения или изменения статистических данных. Они могут быть следующих видов:

I) закономерности развития (динамики) явлений (например, динамика численности населения, объемов производства, уровня жизни населения, себестоимости продукции и т.д.);

2) закономерности изменения структуры явлений (например, доли городского населения в его общей численности; доли отраслей в промышленности, обеспечивающих технический прогресс; удельного веса отельных продуктов в потреблении населения);

3) закономерности распределения единиц внутри совокупности (распределение населения по возрасту, распределение численности покупателей в магазинах по часам и т.д.);

4) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности (зависимость урожайности от количества внесенных удобрений, уровень квалификации рабочих в зависимости от стажа работы и т.д.).

Обобщающие статистические данные образуются под воздействием сложного комплекса причин, одни из которых являются основными, общими для всех единиц совокупности, а другие носят сугубо индивидуальный (случайный для всей совокупности) характер. В обобщающих статистических показателях, исчисленных на основе массового наблюдения, сглаживаются последствия, порожденные этими индивидуальными причинами, и отчетливо проявляются следствия, обусловленные общими для всей совокупности причинами. В этом проявляется действие закона больших чисел.

Закон больших чисел требует достаточно большого числа наблюдений для того, чтобы статистические характеристики были типичны и свободны от влияния случайных факторов. Например, подмечено, что на 100 девочек рождается 105-107 мальчиков, что является проявлением определенного биологического закона.

1.3 Статистическая методология и статистические показатели

Статистическое исследование подразделяется на три последовательные стадии:

1) статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала;

2) сводка и разработка результатов наблюдений, т.е. их обработка;

3) анализ полученных сводных материалов.

На каждой из этих стадий применяются специфические методы, образующие статистическую методологию и обусловленные спецификой предмета статистики.

Метод массовых наблюдений. Поскольку статистика изучает закономерности, проявляющиеся в массовых явлениях под действием закона

больших чисел, то на первой стадии статистического исследования должно быть обеспечено массовое наблюдение, т.е. сбор большого числа отдельных единичных фактов и индивидуальных значений, присущих ему признаков.

Метод группировок. На второй стадии статистического исследования собранные факты подвергаются систематизации и подсчету или сводке. Их делят по признакам различия и объединяют по признакам сходства, иными словами осуществляют группировки. С помощью метода группировок статистики делят изучаемые явления на важнейшие виды, характерные группы и подгруппы по изучаемым признакам.

Методы анализа с помощью обобщающих показателей. На третьей стадии статистического исследования анализируется сводный материал, проявление закономерностей и связей в изучаемых фактах, характеристика типичных их черт. На этой стадии рассчитываются обобщающие показатели (суммарные, относительные и средние величины, статистические коэффициенты).

Анализ с помощью обобщающих показателей заключается в измерении признаков, агрегировании, расчете относительных и средних величин, в сводной оценке вариации признаков, динамике явлений, в применении индексов, в балансовых построениях, в расчете показателей, характеризующих тесноту связей, а также в других приемах.

Все это дополняется табличным методом наиболее рационального изложения цифрового материала и графическим методом - методом наглядного изображения статистических данных.

Статистическая совокупность - это масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков.

Например, совокупностью будет население какой-либо страны, которое состоит из отдельных людей, различающихся по полу, возрасту и другим признакам. Однако, она едина в том отношении, что это население одной страны.

Массовые явления всегда представляют собой совокупности единиц, которые в определенном отношении однородны, но в других отношениях различаются между собой.

Статистика характеризует совокупности своими числами-показателями, которые могут быть двоякого рода:

1) показатели, дающие обобщающую характеристику объемов совокупностей. В качестве примера - численность занятых, объемы производства и т.д.

2) показатели, обобщающие характеристики совокупностей по ряду признаков. Например, характеристика населения по результатам переписи: по полу, возрасту, национальности, уровню образования и т.д.

Варьирующие признаки - признаки, принимающие разное значение (качественное или количественное) у отдельных единиц совокупности.

Значение варьирующего признака у отдельных единиц совокупности называется вариантой. Например, рабочие любого предприятия различаются между собой по полу (качественное значение - мужчина или женщина) или по уровню получаемой заработной платы (количественные значения признака).

Статистика - это обобщающий учет. Статистические цифры дают обобщающую характеристику каким-либо совокупностям фактов, выражая их численность, объем, соотношения частей или среднего уровня с помощью своих признаков. Тем самым она является одним из видов учета, а именно учетом обобщающим, имеющим дело с характеристикой совокупностей, а не единичных фактов.

Статистический показатель - это количественная мера общественных явлений, имеющая качественную определенность.

Нужно различать содержание статистического показателя и его конкретные количественные размеры.

Содержание или качественная определенность показателя характеризует социально-экономическую категорию (население, национальное богатство, объем производства, товарооборот и т.д.). Количественные размеры статистических показателей (т.е. статистические данные) зависят от конкретных условий места и времени.

Например, заработная плата - определенная экономическая категория. Статистика измеряет ее общий объем и средний уровень. Поэтому возникают статистические показатели, характеризующие фонд заработной платы и среднюю заработную плату. В различных условиях и в разное время статистические данные по этим показателям различаются.

Важнейшей задачей статистической науки является разработка методологии расчета статистических показателей. Эти вопросы решаются в рамках отраслевой статистики.

Система статистических показателей. Статистические показатели должны находиться в определенной взаимосвязи между собой, образуя систему взаимосвязанных показателей. В основе системы статистических показателей лежат современная демография, экономическая теория и другие общественные науки.

На международном уровне статистические показатели систематизированы в отдельных руководствах международных организаций: Руководство по СНС, Руководство по государственным финансам, Руководство по банковской и финансовой статистике, Руководство по платежному балансу и др.

Система статистических показателей не является неизменной. В процессе общественного развития одни явления отмирают, другие возникают, что находит отражение в системе показателей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

1. Что понимается под статистикой?

2. Когда зародилась статистика, каковы цели ее создания?

3. Перечислите основные школы в развитии статистической науки?

4. Что понимается под статистикой в узком смысле слова?

5. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?

6. Что является теоретической основой статистики?

7. Что называется закономерностью массовых процессов и явлений?

8. Каких видов бывают эти закономерности?

9. На какие стадии распадается статистическое исследование, какая работа на них проводится?

10. Какие специфические методы используются на каждой из стадий статистического исследования?

11. Что такое статистическая совокупность?

12. Объясните, в чем отличие вариант от варьирующих признаков?

13. Что называется статистическим показателем? Как он соотносится с определенными социально-экономическими категориями?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Андерсон Р, Олссон А. - К. Области изучения и сферы подготовки. Евростат, декабрь 1999. - 108с.

2. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г. №98-1 "О государственной статистике" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Казахстан от 30.01.01г. №154-11; от 15.01.02г. №280-11; от 20.12.04 г. №13-111; от 21.12.04 г. №14-111).

3. Программа совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 годы / Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1998 г. №1180.

4. Харламов А.И. и др. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика 1995.

5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - 3-е изд. / Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.: ил.

6. Теория статистики: Учебник для вузов / Под ред.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 1996.

7. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1998. Харченко Л.И. и др. Статистика. - М.: ИНФРА-М, 1997. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. - М.:

8. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

9. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики: Учебник для студ. экон. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 343 с., ил.

10. Общая теория статистики: Учебник / Т.В. Рябушкин, М.Р. Ефимова и др. - М.: Финансы и статистика, 1981.

11. Общая теория статистики: Учебник / Г.С. Кильдишев, В.Е. Освиенко, П.М. Рабинович, Т.В. Рябушкин. - М.: Статистика, 1980.

12. Статистический словарь / Гл. ред. М.А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989.

Задания для самостоятельной работы.

1.5.1. Тестовые задания

1. Что неверно в отношении статистики как науки:

1) изучает общественные явления;

2) изучает качественное содержание общественных явлений;

3) изучает качественное содержание общественных явлений с количественной стороны;

4) изучает массовые явления;

5) статистика является универсальной наукой.

2. Теоретической основой статистики является:

1) математические науки и философия:

2) математические науки и демография;

3) философия, экономическая теория и демография;

4) философия и демография;

5) все экономические и социальные науки.

3. К видам статистических закономерностей не относятся:

1) закономерности динамики;

2) закономерности структуры;

3) закономерности распределения единиц внутри совокупности;

4) закономерности больших чисел;

5) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности.

4. Чем выше уровень специализации магазинов, тем выше уровень торговых расходов - это закономерность:

1) движения во времени;

2) изменения структуры явлений;

3) распределения единиц внутри совокупности;

4) больших чисел;

5) связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности.

5. Закономерность, присущая данному явлению, проявляется:

1) в определенных значениях каждого признака;

2) при достаточно большом количестве наблюдений;

3) в отклонении части значений от их среднего значения;

4) при условии стационарности явления;

5) в каждой отдельном случае.

6. Специфические приемы, применяемые статистикой, образуют:

1) систему статистических показателей;

2) инструментарий статистического наблюдения;

3) закономерность статистического явления;

4) сводку статистических результатов;

5) статистическую методологию.

7. Множество социально-экономических объектов, объединенных единой качественной основой, но различающихся по ряду признаков, называется:

1) статистической совокупностью;

2) системой статистических показателей;

3) совокупностью признаков;

4) объектом наблюдения;

5) статистической таблицей.

8. Варьирующие признаки единиц совокупности - это признаки, которые:

1) имеют качественно различное содержание;

2) принимают разное значение;

3) тождественны;

4) количественно и качественно различаются;

5) постоянны или стабильны.

9. Вариантой называется:

1) количество значений отдельного признака единицы совокупности;

2) номер отдельного значения признака единицы совокупности;

3) значение варьирующего признака у отдельных единиц совокупности;

4) качественное значение количественного содержания единицы совокупности;

5) единицы совокупности.

10. Количественная мера общественных явлений, имеющая качественную определенность, называется:

1) статистической единицей;

2) вариантой;

3) объектом наблюдения;

4) единицей совокупности;

5) статистическим показателем.

11. Статистические показатели, находящиеся в определенной взаимосвязи между собой, образуют:

1) систему статистических показателей;

2) статистическую классификацию;

3) статистическую группировку;

4) статистическую таблицу;

5) статистическую закономерность.

Тема 2. Принципы организации статистики

2.1 Роль статистики в плановой и рыночной экономике

Информация как совокупность нужных сведений и данных для успешного проведения анализа, контроля, принятия и организации выполнения управленческого решения является необходимым элементом эффективного управления социально-экономическими процессами. В общей совокупности сведений в системе управления выделяется статистическая информация, которая характеризует массовые явления за длительный период, позволяет выявлять тенденции, связи между аспектами развития, сущность взаимодействия факторов. Статистическая информация призвана обслуживать весь цикл управления.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Она выступает одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов и, удовлетворяя потребностям в информации всех лиц и учреждений, вовлеченных в общественно-политические и социально-экономические процессы, позволяет принимать более взвешенные решения.

Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных - очень важная государственная задача, выполнение которой вменяется в обязанность так называемой "официальной статистики".

В подавляющем большинстве стран определенные государственные органы занимают особое положение как официальные производители социально-экономических данных. Это связано с тем, что для регулярного проведения статистических обследований требуется предоставление значительных средств. Кроме того, для обеспечения надежности результатов таких обследований государство может при необходимости оказывать давление на респондентов, добиваясь безвозмездного и своевременного предоставления сведений.

Неофициальная статистика представляется организациями, которые, как правило, не имеют законодательно закрепленных специальных прав, позволяющих им добиваться получения от респондентов необходимых сведений. Она занимается, прежде всего, статистическим анализом данных официальной статистики, дополняя их, при необходимости, своими обследованиями и расчетами.

Следует отметить, что роль официальной статистки в экономике рыночного типа коренным образом отличается от ее роли в плановой экономике.

При плановой экономике официальная статистика являлась инструментом контроля выполнения плана. Она была также инструментом агитации и пропаганды. Такое положение вещей приводило к тому, что микроданные (данные об отдельном предприятии или лице) не были анонимны и могли быть использованы не только в статистических целях. В то же время, макроданные (агрегированные результаты обследований), напротив, были нередко секретными.

В странах рыночной экономики роль официальной статистики прямо противоположная. Микроданные, за исключением общедоступных, должны держаться в тайне, а макроданные, наоборот, доступны каждому. Статистика и бухгалтерский учет (для контроля деятельности предприятий), за редким исключением (как в части, например, обеспечения банковского надзора) принципиально разграничены.

История развития государственной статистики Казахстана с момента ее институционального оформления 8 ноября 1920 г. как единого органа образованной в августе того же года Казахской автономной республики в составе РСФСР показывает, что ее функционирование до момента приобретения Казахстаном независимости 16 декабря 1991 г. происходило в соответствии с планом создания централизованно управляемого хозяйства.

Как пишет исследователь истории отечественной статистики К. Байжанова, закономерностью развития государственной статистики Казахстана советского периода является то, что она "развивается не в соответствии с канонами классической статистики, основанной на законе больших чисел и методе выборочных исследований, с необходимостью выполнявшей в этой связи аналитическую и прогностическую функции, а в качестве элемента интегрального планово-централизованного учета. Соответственно статистика претерпевает существенные качественные изменения (по форме, принципам, порядку сбора и отражения информации, отчетности и т.д.) 1".

Если в момент своего зарождения казахстанская статистика еще сохраняет черты и принципы классической статистики, то в последующем после ряда реорганизаций она превратилась по существу в простой орган регистрации данных на основе сплошной отчетности, а состав социально-экономических показателей был ориентирован в основном на контроль выполнения установленных плановых заданий и технико-экономических нормативов. Исходя из этого, статистический учет ориентировался на отражение внутрихозяйственного оборота материальных и трудовых ресурсов, их распределение и использование, в ущерб статистике социальной сферы, кредитно-финансовой системы, денежного обращения, услуг, уровня жизни населения и других важнейших аспектов развития общества. Статистика была оторвана от мировой практики, что осложняло работу в области международных сопоставлений и, тем самым, сдерживала процесс интеграции Казахстана в экономику мирового сообщества.

2.2 Реформирование казахстанской статистики

После провозглашения 16 декабря 1991 г. государственной независимости Казахстана стало очевидным, что основанная на методологии Баланса народного хозяйства (БНХ) система статистической информации принципиально не способна адекватно характеризовать формирующиеся в стране общественно-политические и социально-экономические отношения.

Возникла необходимость в коренном реформировании (а по существу, создании новой) казахстанской статистики, что было обусловлено трансформацией экономического и общественно-политического строя, изменениями в мировой и внутригосударственной обстановке, в частности:

приобретение Казахстаном суверенитета обусловило необходимость в создании и становлении национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

вхождение Казахстана в мировое сообщество и осуществление независимой внешнеэкономической деятельности потребовало внедрения классификаций и систем кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующих стандартам мировой практики;

ориентация экономики к рыночным отношениям, развитие негосударственного сектора, появление большого числа новых институциональных единиц обусловили необходимость реформирования методов статистического наблюдения, создания современных статистических регистров, _ пересмотра системы экономических показателей.

Таким образом, реформирование статистики изначально преследует следующие три основные цели:

1) создание и становление национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства;

2) внедрение статистических классификаций и стандартов, принятых на международном уровне;

3) внедрение современного инструментария и методов статистического наблюдения.

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось принятием Казахстаном на государственном уровне трех программ совершенствования статистики.

В первой - Государственной программе по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета (утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. №1098) основное внимание и ресурсы направлялись на решение наиболее фундаментальных проблем.

Были приняты меры по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах, сопоставимой на международном уровне. Осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен и др. В соответствии с международными требованиями начали реформироваться другие отрасли статистики.

Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса страны, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.

В результате реализации первой Программы реформирования статистики была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. Следует отметить, что, по мнению К.Д. Байжановой - исследователя истории развития государственной статистики республики - Казахстан выполнил эту задачу в период с 1991 по 1994 г. С 1995 г., т.е. еще во время реализации первой Программы, республика приступила ко второму этапу реформирования статистики, начав его с отмены расчетов показателей баланса народного хозяйства.

Во второй программе - Программе совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1996-1998 гг. (утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 1996 г. №1244) главными направлениями являлись: последовательный переход от отраслевого принципа сбора информации к статистике предприятий; внедрение новых экономических классификаций и систем кодирования технико-экономической информации, гармонизированных с международными классификациями; системное реформирование методов статистического наблюдения для создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей общества в статистической информации.

Реализация второй программы позволила:

продолжить создание национальных счетов и начать реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС ООН 1993 г.;

пересмотреть в связи с введением новой системы бухгалтерского учета формы финансовой и денежно-кредитной статистики;

начать формирование статистического регистра и использование международных классификаций видов экономической деятельности и классификаций продукции и услуг при разработке статистической информации;

начать переход к выборочным методам статистического наблюдения на примере статистики сельского хозяйства, а также переход к статистике предприятий на примере малых предприятий;

провести следующий этап технического переоснащения органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций и начать работу по автоматизации формирования информационных ресурсов статистических органов республики.

В мае 1997 г. Парламент Республики Казахстан принял новый (второй) Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан". (Первый Закон "О государственной статистике в Республике Казахстан" был принят в январе 1992 г. на VII Сессии Верховного Совета Казахстана).

В целом, в 1996-1998 гг. реформирование статистики реализовалось на принципах приоритетности, максимальной концентрации ресурсов на наиболее важных фундаментальных направлениях, что позволило в значительной мере интегрироваться в мировое статистическое сообщество.

Третий этап реформирования осуществлялся в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 гг. (утвержденной постановлением Правительства от 19 ноября 1998 г. №1180). Главной целью данной Программы являлось системное реформирование государственной статистики Казахстана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей органов управления страны, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики, сопоставимой на международном уровне с аналогичной информацией других стран.

Программой были предусмотрены следующие приоритетные направления совершенствования государственной статистики Республики Казахстан на 1999-2005 гг.:

внедрение системы национальных статистических классификаций, гармонизированных с классификациями, принятыми на международном уровне;

развитие регистров как основного инструмента организации статистической деятельности;

совершенствование методов статистического наблюдения и переход на статистики предприятий;

совершенствование системы показателей и методологии макроэкономической и отраслевой статистики в реальном, внешнем, государственном, финансовом и социальном секторах;

совершенствование комплексного анализа социально-экономического развития Казахстана и его регионов;

внедрение новых информационных технологий и формирование единых информационных статистических ресурсов, включающих в себя автоматизированный банк классификаций, регистры, интегрированные распределенные базы данных;

совершенствование системы публикаций и распространения статистических данных;

совершенствование системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий;

международное сотрудничество в области статистики.

В 2002 г. специальная миссия МВФ произвела оценку качества данных казахстанской статистики с целью возможности присоединения республики к Специальному стандарту распространения данных (ССРД). Ранее в соответствии с постановлением Правительства от 11 сентября 1998 г. №871 Агентство РК по статистике совместно с Национальным банком и Министерством финансов республики в апреле 1999 г. обеспечило присоединение Казахстана первым из стран СНГ к Общей системе распространения данных (ОСРД).

По итогам миссии МВФ были подготовлены отчеты, в которых даны рекомендации по улучшению качества данных и проведению ряда подготовительных работ с тем, чтобы к июлю 2003 г. Казахстан присоединился к ССРД. После проведения всех работ 24 марта 2003 г., т.е. на три месяца ранее назначенного срока, Казахстан присоединился к указанным стандартам. Согласно требованиям ССРД, на сайте Агентства размещены метаданные, Календарь выпуска данных и Национальная страница с экономическими данными, которая регулярно обновляется в соответствии с Календарем выпуска данных.

Несмотря на высокую оценку качества статистических данных, Агентство РК по статистике определило три проблемы и сформулировало три задачи, решение которых создало бы условия для дальнейшего повышения качества казахстанской статистики:

1) совершенствование организационной структуры Агентства: 2) усиление научно-аналитического характера статистической деятельности;

3) использование административных источников данных.

В части совершенствования организационной структуры системы Агентства уже выполнена оптимизация региональной структуры статистических организаций Агентства путем присоединения подведомственных Агентству региональных информационно-статистических центров (ИСЦ) (с передачей функции по сбору статистических данных) к областям (территориальные подразделения Агентства). Функции ИСЦ по обработке данных при этом были переданы в дочерние государственные предприятия РГП "ИВЦ Агентства по статистике".

По вопрос ...........



Страницы: [1] | 2 |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Предмет и метод статистики | курс лекций

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег