Институт экономики и управления (г. Симферополь)
Кафедра экономической теории
Малахова В. В.
Политическая экономия
Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины
г. Симферополь, 2003.
В пособии помещены учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплины «Политическая экономия».
Основными элементами пособия являются программная аннотация, краткий конспект лекций, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов, методические указания для подготовки рефератов и курсовых работ, критерии оценки знаний студентов, терминологический словарь, список литературы.
Малахова В. В. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие. - Симферополь, 2003, 204 с.
Рецензенты:
Ефремов А. В., доктор экономических наук, профессор;
Кондрашова Г. П., кандидат экономических наук, доцент.
Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Узунова В. Н.
Научный редактор, кандидат экономических наук, доцент Маринина И. Д.
Предисловие
Суть экономических преобразований, проводимых в Украине, состоит в том, чтобы сделать каждого человека активным участником хозяйственной жизни общества. Высшая школа призвана формировать у молодого специалиста экономическое мышление на основе глубокого понимании явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, а также способов и средств решения экономических проблем.
Главной задачей данного учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в изучении политической экономии.
Основная идея пособия - это комплексность обеспечения разделов курса, что позволяет сориентировать студентов в использовании предложенного материала во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы.
Перечень тем , представленных в пособии, и их содержание соответствуют действующей нормативной программе по дисциплине " Политическая экономия". Каждая тема курса имеет структуру, адекватную главным задачам пособия и представлена соответствующими блоками:
1. В программной аннотации очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения материала.
Задача программной аннотации - ориентация студентов в рамках предмета изучения.
2. Опорный конспект лекции кратко раскрывает содержание каждой из тем курса. В течении лекции студенты имея опорный конспект, могут, не отвлекаясь на запись лекции, сосредоточиться на понимании материала, или могут делать необходимые дополнительные пометки.
3. Постановка проблем семинарского занятия продолжает цикл изучения темы :
- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям;
- Термины и понятия, которые необходимо знать по теме;
- Темы рефератов.
4. Далее студентам предлагаются задания и вопросы, которые призваны активизировать их интерес к изучаемой теме.
Одна часть заданий сравнительно проста и выполняются почти всегда устно, а другая часть - требует серьезного размышления, а иногда объяснений преподавателя или коллективного обсуждения. Задания в большинстве выполняются письменно.
5. Рубрики, содержащие лаконичные описания портретов, цитаты, мнения и парадоксальные высказывания крупнейших экономистов, политиков и философов, заставляют всерьез задуматься о природе и значении экономических отношений для каждого человека.
Некоторые рубрики требуют особого подхода: умения поработать со справочной литературой, заглянуть в серьезные экономические труды, поспорить с авторитетами, даже с теми, чье мнение считается, усвоить новые слова и понятия, а порой и проверить свои знания.
В их числе:
Rep.!- повторите;
Загляни в словарь! - вам придется поработать со справочной литературой, выписать значения терминов, экономических понятий, научиться классифицировать их и применять на практике.
Авторитетное мнение - под этой рубрикой собраны высказывания известных экономистов, не всегда бесспорные, но широко известные.
Цитата - название рубрики говорит само за себя. Это цитаты из классических экономических трудов, призванные пробудить интерес к этой, безусловно жизненно необходимой науке.
Это интересно! - занимательные факты из истории экономики и экономической мысли.
6. Задачи, предложенные студентам в некоторых темах, направлены на освоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов показателей, анализа и синтеза экономической информации. К типовым задачам по темам предлагается решение.
7. В завершение изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки знаний и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе.
После проработки перечисленных блоков студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения для их дальнейшего применения.
Приложения, расположенные в конце пособия, предназначены для более глубокого изучения студентами дисциплины " Политическая экономия":
1. Словарь основных экономических терминов.
2. Методические рекомендации по написанию рефератов.
3. Тематика рефератов по политической экономии.
4. Методические рекомендации по написанию курсовых работ.
5. Тематика курсовых работ.
6. Критерии оценки курсовой работы.
7. Примерные билеты к экзамену.
8. Критерий оценки знаний студентов на экзамене.
9. Список литературы, рекомендуемой для изучения.
Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины
ТЕМА 1. Предмет и метод политической экономии
Программная аннотация
Зарождение и развитие политической экономии. Основные направления, школы и течения в политической экономии. Развитие экономической мысли в Украине.
Предмет политической экономии. Объяснение предмета политической экономии разными школами. Экономическая теория и политическая экономия: проблемы связи.
Законы, принципы и категории политической экономии. Система экономических законов. Позитивная и нормативная политическая экономия.
Методы экономических исследований. Общие метолы научного познания и их использование.
Функции политической экономии: методологическая, познавательная, практическая, планово - прогностическая, идеологическая. Политическая экономия и обоснование экономической политики. Место политической экономии в системе экономических наук.
Опорный конспект
Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.
Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.
В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.
Зарождение и развитие политической экономии
Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Фиксированные экономические проблемы мы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаются также в древности в рамках единой философской науки.
Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым - меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в "Трактате политическая экономия", адресованном королю и королеве. Меркантилизм - первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова "мерканте" - (купец). Представители данного направления богатство общества отождествляли с золотом, а источником богатства считали торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.
Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18 - нач. 19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть), родоначальник Франсуа Кенэ, источником богатства считали производство, но лишь сельскохозяйственное. Главная их заслуга состоит в том, что это была первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.
Заслуга представителей классической ПЭ Вильяма Петти, Адама Смит, Давида Рикардо состоит в том, что они обосновали ряд важных теоретических положений:
1) источником общественного богатства является все общественное производство;
2) ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений;
3) заложили основы трудовой теории стоимости;
4) исследовали механизм воспроизводства общественного капитала.
5) предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями;
6) выступали за ограничение вмешательства государства в экономику и за свободу торговли.
В середине и второй половине 19 в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.
Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19 в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.
В "Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в.- н. 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Даный К. Марксом анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития.
Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные:
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) монетаризм;
4) институционально-социологическое.
Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство, может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Неоклассическая теория основывается на теориях предельной полезности и производительности.
2) Кейнсианство возникло в 30-е годы 20 века, в связи с необходимостью вывода экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Дж. М. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".
Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.
3) В центре внимания монетаристов - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.
4) Институционально-социологическое направление. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государство. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификации работников в связи с технологической безработицей.
Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.
Предмет и метод политэкономии
ПЭ - общественная наука. Изучает общественные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономические отношения - это отношения:
1) по поводу экономического соединения работников со средствами производства;
2) по поводу организации производственного процесса;
3) по поводу присвоения и использования результатов производства.
ПЭ выясняет законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в человеческом обществе и выясняет пути и направления их использования.
Экономические отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их производственно-хозяйственная деятельность. Экономические отношения системно организованы, их образующим фактором являются отношения собственности на средства и результаты производства. В системе экономических отношений функционируют две подсистемы:
1) организационно- экономические отношения;
2) социально- экономические отношения.
Организационно-экономические отношения - это отношения по поводу организации производства как процесса создания жизненных благ.
Социально-экономические отношения - это отношения по поводу обладания факторами производства и использования результатов производства. К ним относят: отношения собственности, совокупность экономических интересов, отношения хозяйствования, отношения распределения, обмена и потребления.
ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки, затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, а также соприкасается с науками изучающими технику и технологию производства.
Основные методы познания экономических процессов подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.
Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех, происходящих с ними изменений, в их группировке, математико- статистической обработке.
Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.
В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод научной абстракции - отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных , глубинных свойств, раскрывающих его сущность.
Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах. При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Анализ - разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов - проникновение в глубинную сущность исследуемых явлений.
Синтез - изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.
Индукция - конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений.
Дедукция - встречное, противоположное движение исследовательской мысли - от общих научных выводов к частным явлениям с целью:
1) научной оценки;
2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.
Экономические законы и категории
Экономические законы - внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экономических законов обусловлен такими обстоятельствами:
1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;
2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.
Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.
Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются экономические категории.
Экономическая категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.
Функции политэкономии
ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.
ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:
1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.
2) методологическую - ПЭ изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.
3) практическую - ПЭ - теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы государственного управления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.
4) идеологическую - ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Возникновение и основные этапы развития политической экономии.
2. Предмет и метод политической экономии.
3. Законы, принципы и категории политической экономии.
4. Функции политической экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.
Термины и понятия
Политическая экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм, марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная абстракция, индукция ,
дедукция, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.
Темы рефератов
· Трактовки предмета политической экономии различными школами экономистов.
· Экономические теории Древнего Мира.
· Развитие отечественной политэкономии.
· Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.
· Значение политической экономии для современных социально-экономических преобразований в Украине.
Это интересно!
Лауреат Нобелевской премии, основатель квантовой физики Макс Планк однажды скромно заявил: " Я начинал свою деятельность как экономист, но потом оставил эту профессию, потому что она очень трудна".
Когда об этом рассказали основателю современной математической логики Бертрану Расселу, он заметил: "Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она слишком проста".
Каково ваше мнение, по этому вопросу?
Цитата
Что касается экономики, то каждый уже с детства кое - что знает о ней.
Поль Самуэльсон, экономист, Нобелевский лауреат.
Загляни в словарь!
Гипотеза
Теория
Доктрина
Метод
? Подумай и ответь
1. Зачем нужна экономическая наука обществу?
2. Как определяют предмет политической экономии различные школы экономистов?
3. В чем суть отличий политической экономии от других экономических наук?
4. Подчеркните в приведенном списке абстрактные понятия:
· Потребность, цена товара 19 грн.,
· студент Петров,
· зарплата,
· деньги,
· успеваемость,
· учебное пособие по экономике,
· оценка по логике,
· американский доллар.
5. По названиям книг определите, к каким уровням (макро- или микроэкономика) они относятся:
· Дж.Кейнс " Общая теория занятости, процента и денег"
· В.Александров " Налогообложение прибыли предприятий"
· А.Смит " Исследование о природе и причинах богатства народов"
· У.Петти " Трактат о налогах и сборах"
· Ф.Феттер " Капитал, процент и рента"
6. Как Вы думаете, для чего люди должны изучать экономические законы?
7. Запишите в конспекте фамилии наиболее известных экономистов и попытайтесь обосновать их персональный вклад в развитие экономической науки.
ТЕСТЫ для самопроверки знаний
1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
А) марксизм;
Б) меркантилизм;
В) кейнсианство;
Г) классическая политэкономия.
2. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от деятельности людей;
в) являются вечными.
3. Когда возникла экономическая наука как самостоятельная область знаний:
А) в древнем мире;
Б) в период становления капитализма.
4. Каков прямой результат познавательной функции политэкономии:
А) определение экономических законов, принципов и моделей;
Б) сбор эмпирических данных о хозяйственной жизни;
В) выработка экономической политики.
5. Можно ли изменять экономические законы так же, как юридические:
А) можно;
Б) экономические законы объективны.
6. Может ли правильная теория стать ошибочной:
А) да, если изменилась отражаемая ею действительность;
Б) нет, так как истина абсолютна.
7. Почему практика является критерием истины:
А) она доказывает верность теоретических положений в каждом акте практических действий;
Б) она удостоверяет их правомерность лишь в качестве тенденций.
8. В чем состоит экономическая свобода:
А) в следовании требованиям экономических законов;
Б) в независимости поведения от их требований.
9. Препятствует ли идеологическая функция политэкономии реализации других ее функций:
А) нет, если идеологическая функция не доминирует над другими;
Б) да, когда она другие подавляет;
В) идеологическая функция нейтральна к осуществлению других функций политэкономии.
10. Можно ли нарушать экономические законы:
А) можно, но тогда результативность хозяйственной деятельности падает;
Б) нельзя, ибо они объективны.
Rep.!
· Абстракция
· Макроэкономика
· Микроэкономика
· Дедукция
· Индукция
· Анализ
· Синтез
ТЕМА 2. Экономические потребности и производственные возможности общества. Экономические интересы
Программная аннотация
Производственные возможности общества и потребности. Производство и его основные факторы. Граница производственных возможностей. Продукт производства. Ограниченность ресурсов. Необходимый и вспомогательный продукт.
Экономические потребности общества, их сущность и классификация. Неограниченность потребностей. Закон возвышения потребностей.
Полезность продукта. Объективная и субъективная полезность продукта. Граничная полезность продукта.
Экономический интерес, его объект, функции. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи. Общее и различия в системе интересов.
Производство и проблемы удовлетворения растущих потребностей общества.
Опорный конспект
Экономические потребности общества
На всех этапах хозяйственной деятельности между группами людей, предприятий, собственниками, внутри фирм, между городом и деревней, между гражданами, - всеми ими, с одной стороны, и государством, с другой, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные (кино, театр, спорт и т.д.). Чаще их рассматривают как материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относятся и многие виды услуг. С позиций конечного использования экономические блага подразделяются на личные и производственные.
Необходимость в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями.
В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, а весь процесс деятельности протекает в противоречивой форме. Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.
По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.
Общественное производство и его роль в жизни общества.
Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу.
Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.
Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.
Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
1. Экономические потребности общества. Закон возрастания потребностей.
2. Проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов.
3. Интересы и потребности: диалектика взаимосвязи.
Термины и понятия
Возможность, потребность, экономические интересы, полезность продукта, необходимый продукт, конечный продукт, производительные силы, производственные отношения, способ производства, экономические отношения, экономический закон,
Темы рефератов
· Борьба за ограниченные ресурсы.
· Факторы производства: земля, труд, капитал.
· Информация как фактор производства.
· Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.
· Исторические тенденции развития производительных сил.
· Структура производственных отношений и взаимосвязь ее элементов.
Загляни в словарь!
Нужда
Мотив
Потребность
Эгоизм
Альтруизм
Сноб
Престиж
Оптимальный
Это интересно!
Ютиль, единица полезности, - условная величина, предложенная А.Маршаллом
( от англ. Utility - " полезность").
Авторитетное мнение
" Труд - отец богатства,
а земля - его мать
У.Петти
Уильям Петти (1623 - 1687) - английский экономист, один из родоначальников теоретической экономики, создатель основ статистики, статистико - экономических методов исследования.
Подумай!
Художник - сюрреалист Сальвадор Дали, стараясь подчеркнуть свою уникальность, исключительность, всегда стремился приобретать редкие, шокирующие обывателя вещи ( очень часто за баснословную цену).
К какому типу нерационального поведения относится этот факт?
Цитата
Из ничего не сделаешь ничего,
Ничего не высосешь из пальца,
Сам Бог не сделал бы ничего,
Не будь у него матерьяльца.
Генрих Гейне, немецкий поэт.
Подумайте, о каком экономическом понятии говорят эти строки?
? Подумай и ответь
1. Возможно ли, на Ваш взгляд, потребности какого-то одного человека точно количественно соизмерить с объемом потребностей другого лица?
2. Определите, какие блага относятся к естественным, а какие к экономическим продуктам:
А) Грибы;
Б) Уголь и руда в шахтах и рудниках;
В) Бананы;
Г) Руда на металлургическом заводе;
Д) Капуста.
3. Установите, какие из благ являются предметами потребления, а какие - средствами производства:
А) сахар - песок;
Б) соль;
В) коньки;
Г) грузовая машина;
Д) персональный компьютер.
4. Можно ли количественно измерить потребности с помощью денег?
5. Как потребности воздействуют на производство?
6. Земля может в некоторых случаях выступать как природный, а в некоторых - как капитальный ресурс. Приведите примеры обоих случаев.
7. Можно ли отнести к какому-либо виду экономических ресурсов деньги, денежные знаки? Почему?
8. Что такое экономический интерес? Поясните взаимосвязь между экономическими потребностями и интересами.
9. Попытайтесь самостоятельно разработать структуру и иерархию потребностей.
Экономическая задача
Предположим, что в одной стране ( с населением 10 млн. человек) за год создано предметов потребления на 100 млн. условных единиц.
Определите, могут ли жители данной страны потребить продовольственных продуктов в большем или меньшем количестве, чем было создано в стране?
Rep.!
Потребительское поведение Количественный подход
Сравнительный подход Полезность
Предельная полезность Закон убывающей полезности
Экономические ресурсы Природные ресурсы
Капитальные ресурсы Человеческие ресурсы
Правило оптимального потребительского выбора
Тесты для самопроверки знаний
1. Потребность - это:
А) нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека;
Б) психологическая особенность человека;
В) свойства личности, определяющие образ жизни.
2. Три основных фактора производства - природные, человеческие и капитальные ресурсы. В какой группе наилучшим образом представлены эти факторы?
А) рента, рабочие, деньги;
Б) нефть, водители такси, ценные бумаги;
В) железная руда, учителя, грузовики;
Г) фермеры, банкиры, производители.
3. Дайте определение экономических ресурсов:
А) все, что человек извлекает из недр земли;
Б) все, что используется или может быть использовано для процесса производства.
4. Что такое средства производства:
А) часть капитала;
Б) трудовые ресурсы и капитал;
В) предметы труда и средства труда;
Г) все материальные ресурсы?
ТЕМА 3. Экономическая система общества
Программная аннотация
Экономическая система: ее сущность и структурные элементы. Производственные силы как материальная основа экономической системы.
Общественное разделение труда и структура производительных сил. Производственная функция и ее составляющие. Домохозяйства, предприятия и государство как субъекты экономической системы.
Экономические отношения как общественная форма и способ организации экономической системы. Структура экономических отношений. Социально-экономические отношения. Организационно-экономические и технико-экономические отношения.
Экономический строй: суть и роль в жизни общества. Экономический строй и формы хозяйствования. Методологические аспекты механизма действия и использование экономических законов людьми.
Типы и эволюция экономических систем
Опорный конспект
Экономическая система, ее сущность и структурные элементы
Каждое явление в природе и обществе связано с другими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит к образованию соответствующих систем.
Система - органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно- следственными связями и зависимостями.
В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Человек - часть природы; общественная система возникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрыве от нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека.
Человеческое общество как система представляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, их различных групп и объединений как социальных феноменов.
Экономическая система - связующее звено между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы, организационные достижения, формируемые общественной системой. Общественная система формирует потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
Основные составные части экономической системы:
1) производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;
2) технико-экономические отношения;
3) социально-экономические отношения;
4) хозяйственный механизм.
Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или общественный способ производства.
Хозяйственный механизм - совокупность технико-экономических, социально-экономических, юридических отношений в области хозяйства, гражданского права и экономической политики.
Типы экономических систем
Три главных экономических вопроса: Что? Как? Для кого? - могут решаться в зависимости от типа экономической системы.
Современные системы:
1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде и незыблемых традициях (слаборазвитые страны);
2.Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляема экономика):
а) государственный тип собственности на средства производства;
б) всеобщая роль государства;
в) директивное управление;
г) всеобщее планирование.
3.Рыночная экономика:
а) частная собственность на средства производства;
б) роль государства минимальная;
в) ценообразование на основе рыночных механизмов.
Рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег. Частное предпринимательство развивается на основе высокоразвитой технологии, смешанной собственности и активного участия государства в экономике. Рынок основывается на свободе предпринимательства и свободе профессионального выбора для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя. Свобода предпринимательства, выбора и личный интерес формируют отношения конкуренции между участниками рыночного обмена. Эти отношения реализуются через систему рыночных цен. Она отражает предпочтения потребителей и заставляет приспосабливаться к ним предпринимателей - владельцев производственных ресурсов. Рыночные цены оказывают решающее влияние на распределение поступающей на рынок продукции. Во-первых, цена - важный критерий потребительского выбора. Во-вторых, цены на факторы производства формируют размеры доходов общества и, следовательно, определяют покупательную способность различных слоев населения.
Модели рыночной экономики:
1.Предпринимательская модель (США),
2.Социальная (Шведская модель),
3.Японская модель - приоритет общенациональных интересов.
4. Смешанная экономика:
а) собственность - государственная и частная;
б) государство поставлено в ограниченные рамки (автопилот) и выполняет регулирующую роль. Это разумное сочетание рыночной и плановой экономики. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.
В большинстве развитых стран на современном этапе смешанная экономика.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
1. Экономическая система, ее сущность и структурные элементы.
2. Экономические отношения как способ организации экономической системы.
3. Типы и эволюция экономических систем.
Термины и понятия
Возможность, потребность, экономические интересы, полезность продукта, необходимый продукт, конечный продукт, производительные силы, производственные отношения, способ производства, экономические отношения, экономический закон.
Темы рефератов
· Экономический строй: суть и роль в жизни общества.
· Социально-экономические отношения, их специфика.
· Особенности переходных экономических систем.
Загляни в словарь!
Планирование
Конкуренция
Директива
Администрирование
Централизация
Приоритет
Авторитетное мнение
" Для граждан гораздо важнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные лица преуспевают, целое же разрушается"
Фукидид ( ок. 460-400 гг. до н.э.), древнегреческий историк
? Подумай и ответь
1. Выделите отличительные особенности различных экономических систем.
2. Определите преимущества и недостатки каждой экономической системы.
3. Как решаются вопросы: "Что?", "Как?", " Для кого производить?" в различных экономических системах.
4. Почему переход от одной экономической системы к другой связан с определенными трудностями?
5. К какому типу экономических систем относятся следующие утверждения:
А) По решению главы правительства в стране были приостановлены все банковские операции.
Б) В деревне рабочий день длится от восхода до заката. Как в старину, каждое утро на рассвете хозяева выгоняют коров пастись.
В) Владелец фирмы для привлечения дополнительного количества работников установил минимальную заработную плату, в два раза превышающую расценки конкурентов.
6. Докажите преимущества рыночной экономики над другими экономическими системами.
7. Выделите два основных подхода к типизации экономических систем.
Тесты для самопроверки знаний
1. Какие черты характерны для рыночной экономики:
А) конкуренция производителей;
Б) дефицит потребительских товаров;
В) централизованное планирование.
2. Если экономические вопросы решаются и рынком и правительством, то экономика является:
А) командной;
Б) рыночной ;
В) натуральной ;
Г) смешанной.
3. Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики:
А) эффективные профсоюзы;
Б) продуманное государственное регулирование;
В) ответственные действия предпринимателей;
Г) активная конкуренция на рынке.
4. Что является постоянным дефицитом в командной экономике:
А) деньги;
Б) ресурсы;
В) товары и услуги;
Г) интеллектуальные продукты.
5. Проблемы: что, как и для кого производить? - могут иметь отношение:
А) только к административно-командной системе;
Б) только к рыночной экономике;
В) к любой экономической системе.
6. Какая из названных характеристик не относится к административно-командной системе:
А) централизованное планирование;
Б) свобода частного предпринимательства;
В) установление государством цен на подавляющее большинство товаров и услуг.
ТЕМА 4. Отношения собственности
Программная аннотация
Собственность как эк ...........
Страницы: [1] | 2 |
|