Главная   Добавить в избранное Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны | реферат


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны - реферат


Категория: Рефераты
Рубрика: Экономика и экономическая теория
Размер файла: 75 Kb
Количество загрузок:
19
Количество просмотров:
3877
Описание работы: реферат на тему Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны

Содержание

1. Третья научно-техническая революция

2. Экономика ведущих стран во второй половине 1940-1960 гг.

а) США. Экономические проблемы страны-лидера

б) Страны Европы -- от возрождения к интеграции

Великобритания.

в) Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии.

«Японское экономическое чудо»

3. Экономика ведущих стран в 70-90-е гг. XX в.

а) Системный кризис 1970-х -- начала 1980-х гг.

б) Модель «догоняющего» развития

4. Процессы интеграции

а) Интеграция стран Западной Европы

б) Североамериканская интеграция

в) Азиатско-тихоокеанская интеграция

г) Три мировых центра деловой активности

д) Интеграция социалистических стран

е) Страны СНГ

5. Глобализация и глобальные проблемы

Вторая половина XX в. ознаменовалась качественными изме-нениями в развитии мировой экономики. Рассматриваемый пе-риод можно условно разделить на два основных этапа. Первый начался в момент окончания Второй мировой войны и продолжал-ся до начала 1970-х гг. Его наиболее яркой характеристикой явля-ются невиданные темпы развития индустриальных стран, достиг-шие своеобразной вершины к 1970-м гг., а также первые проявле-ния кризиса индустриальной модели. С момента окончания послевоенного восстановительного периода темпы роста среднеми-рового валового продукта с 1950 по 1973 г. были в три раза выше, чем в первой половине XX в., а темпы роста международного тор-гового оборота равнялись соответственно 7% против 1,3%.

Второй этап ознаменован попытками преодоления структурно-го кризиса на пути трансформации экономики ведущих стран в постиндустриальное состояние и характеризуется заметным паде-нием темпов роста, чередой глубоких кризисов.

1. Третья научно-техническая революция

Лидерство западной цивилизации, определявшей на протяже-нии по крайней мере трех последних веков вектор мирового раз-

вития, основано на техногенном характере прогресса. В силу это-го можно весьма определенно утверждать, что развитие третьей научно-технической революции (НТР)2 во второй половине XX -- начале XXI в. оказывало непосредственное влияние на глубинные процессы, происходившие в экономике.

Предпосылки третьей НТР были созданы фундаментальными научными открытиями первой половины XX в. в области ядерной физики и квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии полимеров, а также высоким техническим и организаци-онным уровнем развития производственной базы ведущих стран.

В технологических революциях XVIII и XIX вв. импульс для развития науки создавало изобретательство, основанное на экспе-рименте. Производство стимулировало развитие науки, которая финансировалась главным образом частным капиталом. Расходы государства на образование и науку составляли лишь доли процен-та от ВНП. В XX в. наиболее мощные импульсы для развития производства создавали уже не столько прикладные и эксперимен-тальные науки, сколько фундаментальные исследования, чаще всего не имевшие непосредственного практического значения для экономики. Достижения фундаментальной науки в отличие от патента или лицензии, определявших цену конкретных изобрете-ний или инноваций, в большинстве случаев не могли стать пред-метом купли-продажи. Поэтому частный капитал не имел стиму-лов для долгосрочных и рискованных инвестиций в эту область. Расходы на развитие фундаментальных наук, требовавших огром-ных и всевозрастающих материальных затрат, стало брать на себя государство. Третья НТР по мере развития приобрела кумулятивный, гло-бальный и всеохватывающий характер, стала оказывать нараста-ющее влияние на все сферы хозяйства, политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей.

Принято считать, что НТР состоит из двух этапов: первый -с середины 1940-х -- 1960-е гг., второй -- с 1970-х гг. и по настоя-щее время. Очевидно, что двуэтапность НТР не случайно совпадала с выделенными выше двумя периодами послевоенного раз-вития мирового хозяйства.

Следует учитывать, что «повивальной бабкой» НТР стала Вто-рая мировая война, в ходе которой ряд воюющих стран вел ин-тенсивные разработки новых систем оружия и военной техники (ядерное оружие, реактивная авиация, ракетное оружие и т.д.). Экстраординарные обстоятельства изначально задали главные направления третьей НТР и во многом определяли ее развитие на первом этапе. Так, среди наиболее значительных достижений 1940-х гг. следует выделить создание телевидения, транзисторов, первых моделей электронно-вычислительной техники, радара, ракетной техники, атомного оружия, синтетических волокон, пе-нициллина. 1950-е гг. отмечены созданием водородной бомбы, искусственных спутников земли, реактивного пассажирского са-молета, электроэнергетической установки на базе ядерного ре-актора, станков с числовым программным управлением (ЧГТУ). В 1960-е гг. были созданы лазеры, интегральные схемы, спутни-ки связи, скоростные экспрессы. Второй этап ознаменовался в 1970-е гг. созданием микропроцессоров, волоконно-оптической передачи информации, промышленных роботов, развитием био-технологий; в 1980- 1990-е гг. шло ускоренное развитие инфор-мационных технологий и компьютерной техники, генной инже-нерии, термоядерного синтеза.

Первый этап НТР способствовал ускоренному росту хозяй-ственных показателей ведущих стран мира. Их научно-техничес-кий потенциал стремительно развивался, охватывая все новые отрасли хозяйства и изменяя его структуру. Так, наряду с даль-нейшим ростом занятых в промышленном производстве, быстро увеличивалась доля занятых в сфере услуг. Если в 1950 г. в сфере услуг трудилось 33% всего самодеятельного населения развитых стран, то в 1970 г. уже 44%, что несколько превысило долю заня-тых в промышленности, включая транспорт. Изменялись функ-ции, структура, облик, имущественное положение лиц наемного труда. Росла их квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, а вместе с ними уровень и стиль жизни, постепенно менялись ее качественные характеристики. Уже к началу 1970-х гг. численность средних слоев населения колебалась от /4 Д° /з самодеятельного населения. Наблюдался ускоренный рост мелких и средних собственников.

Второй этап вызвал еще более глубокие структурные сдвиги в экономике:

*ускоренный рост наукоемкости производства, т.е. увеличение доли расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы) в стоимости затрат;

*заметное сокращение относительной потребности хозяйства в традиционных видах сырья, топлива и материалов;

*расширение использования новых материалов, видов энергии и сырья и т.д.;

*ускорение роста производительности труда;

*рост интенсивности обновления основного капитала;

*кардинальное изменение соотношения сфер занятости, где ли-дируют сфера услуг (третичная) и информационная (четвертич-ная) сферы;

*создание новейших отраслей и изменение структуры производ-ства.

На современном этапе НТР открылись новые возможности эффективного решения социально-экономических проблем на основе смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, образования, медицины, эколо-гии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни.

2. Экономика ведущих стран во второй половине 1940-1960 гг.

а) США. Экономические проблемы страны-лидера

б) Страны Европы -- от возрождения к интеграции

Великобритания.

в) Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии.

«Японское экономическое чудо»

Первые послевоенные годы для подавляющего большинства развитых стран характеризовались кризисным состоянием, дли-тельность и степень которого определялись потерями, понесенны-ми каждой из них в ходе мировой войны, а также уровнем мили-таризации их хозяйства. Наиболее ощутимыми были потери про-игравших стран -- Германии, Италии, Японии; их хозяйственная жизнь была полностью дезорганизована. Война существенно по-влияла и на экономику стран-победителей -- Великобритании и Франции, переживших длительный конверсионный кризис. США были единственной страной мира, которая за годы войны сумела не только избежать больших потерь, но и увеличить национальный доход в два раза. В первые послевоенные годы США оказались в положении абсолютного экономического лидера, оказывающего решающее влияние на развитие мирового хозяйства в целом.

После войны в ведущих странах окончательно оформилась система государственного регулирования хозяйства, возникшая в годы Великой депрессии(1929--1933) и получившая развитие в период войны. Теоретической основой нового мирового экономи-ческого порядка стало учение Дж.М. Кейнса. Его идеи о необхо-димости государственного вмешательства в экономику для обес-печения перераспределения доходов посредством эмиссионной и налоговой политики в интересах социальной справедливости и антикризисного регулирования занимали доминирующие позиции в хозяйственных программах западных государств в 1950--1960-е гг. Развитие системы государственного вмешательства, создание мо-дели смешанной экономики строились на основе дальнейшей ин-ституционализации национальных хозяйств и системы мировых экономических отношений.

Среди приоритетных задач, стоявших перед смешанной эко-номикой были: обеспечение оптимального уровня занятости; пол-ное использование производственных мощностей; стабилизация цен; параллельный рост заработной платы и производительности труда; равновесие платежного баланса.

Важным направлением экономической политики государства стал контроль над инвестиционным процессом, что позволяло снизить риски, связанные с новыми инвестициями, и нейтрали-зовать их нежелательные последствия. Государство гарантирова-ло технологический прогресс, финансируя фундаментальные и прикладные исследования, осуществляло структурную перестрой-ку экономики в целях обеспечения устойчивых и высоких темпов роста в долгосрочной перспективе. Не менее важной его задачей стала социальная сфера.

В процессе развития смешанной экономики сформировались основные варианты (этатистский и либеральный) и национальные модели, отражавшие достигнутый уровень и своеобразие социаль-но-экономического развития разных стран. К этатистскому вари-анту можно отнести французскую, английскую, японскую моде-ли, а к либеральному -- американскую и германскую. В малых странах Европы (Швеция, Австрия, Бельгия, Нидерланды) сфор-мировался промежуточный вариант смешанной экономики, в ос-нове которого лежал принцип согласия представителей различных сторон хозяйственной жизни (государства, предпринимателей, профсоюзов).

а) США. Экономические проблемы страны-лидера

После окончания войны на долю США в совокупном мировом доходе приходилось 33%, в то время как на довоенного лидера -Великобританию -- всего 6%. Страна производила 37% мировой промышленной продукции и обладала более 70% мирового резерва монетарного золота.

Положение финансового и промышленного лидера официально закрепилось за США в годы войны. Так, в июле 1944 г. в амери-канском городке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) состоялась международная конференция с участием 44 стран, включая СССР. На ней были определены основные черты послевоенного эконо-мического устройства. Важнейшим решением стало принятие си-стемы завуалированного золотого стандарта, которая оставляла за золотом значение мировых денег, однако в качестве расчетного средства принималась валюта тех стран, которая обеспечивалась их золотым запасом.

Реально только США и Англия могли предложить свои валюты в качестве расчетного средства. Однако в 1947 г. в Англии разразил-ся острый кризис конвертируемости фунта стерлингов. Несмотря на огромный по тем временам льготный заем, полученный от США (3,75 млрд долл.), Англии в конечном счете пришлось отказаться от мировой привязки своей валюты к золоту. С этого момента доллар стал выполнять функцию резервной валюты. Прочие страны коти-ровали курсы национальных валют по отношению к доллару.

Помимо новой мировой золотовалютной системы взаиморас-четов, на конференции было принято решение о создании Меж-дународного валютного фонда (МВФ) и Международного банка ре-конструкции и развития (МБРР)3. Основной задачей МВФ в пер-вый период его деятельности являлось проведение согласованной валютной политики, сводившейся к восстановлению режима сво-бодной конвертируемости национальных валют стран-участниц, паритет которых был, как уже отмечалось, привязан к установлен-ному золотому содержанию американского доллара. МВФ прово-дил политику, направленную на предотвращение национальных

В настоящее время Международный банк реконструкции и развития (МБРР), вместе с относящимися к нему финансовыми учреждениями при-нято называть Всемирным банком. Оформление МВФ и МБРР проходи-ло в условиях начала «холодной войны», что привело к отказу СССР от вступления в эти организации. Россия вступила в МВФ только в 1992 г. На июнь 1945 г. внешний долг Англии составил 3355 млрд ф. ст. вместо 476 млн ф. ст. в 1939 г. Для сравнения: прямые и косвенные потери стра-ны в войне исчисляются суммой в 8,6 млрд ф. ст. и мировых финансовых кризисов, осуществляя не только жесткий контроль за выполнением обязательств по поддержанию парите-та национальных валют, но и кредитуя страны, оказавшиеся в сложном финансовом положении. Кредиты носили краткосроч-ный и льготный характер. Однако в условиях крушения колони-альной системы в 1960-х гг. и образования многочисленных но-вых государств кредитование приобретало все более долгосрочный характер, а внутренняя экономическая политика стран-должни-ков все более попадала под жесткий контроль МВФ.

Укреплению внешнеэкономических позиций США в первые послевоенные годы способствовала также «программа возрожде-ния Европы», вошедшая в историю под названием плана Маршал-ла (по имени ее инициатора, госсекретаря США Дж. Маршалла), для осуществления которой была создана Организация европей-ского экономического сотрудничества (ОЕЭС). По плану Маршал-ла с апреля 1948 по февраль 1952 г. 16 европейских стран: Авст-рия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Ислан-дия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция и несколько позднее ФРГ -- получили помощь на сумму 17 млрд долл. Наряду с гума-нитарной помощью (поставки продовольствия, одежды, топлива) осуществлялись поставки промышленного оборудования, сырья и т.д. на кредитных условиях. При этом страны, принявшие план Маршалла, выполняли ряд обязательств, облегчавших экспансию товаров и капиталов из США, -- в одностороннем порядке снижа-ли таможенные тарифы для американских товаров, отказывались от торговли с социалистическими странами и др. Американские компании получили возможность приобретать на выгодных усло-виях предприятия в этих странах. Осуществление плана Маршалла способствовало поддержанию необходимого уровня развития ряда отраслей национального хозяйства в самих США в непростой кон-версионный период. Вместе с тем следует отметить благотворное влияние американской помощи на восстановление и последующее развитие экономики европейских стран.

Одним из важных факторов экономического развития США в начале 1950-х гг. явилась война в Корее (1950--1953). Она способ-ствовала поддержанию высоких темпов роста в промышленных отраслях, связанных с ВПК, а также общего уровня занятости.

Следует учитывать, что отрасли ВПК являлись одной из то-чек развития на протяжении всего послевоенного периода, что

определялось сначала длительным военно-политическим проти-востоянием двух общественно-политических систем на междуна-родной арене. После распада социалистического блока высокий уровень милитаризации сохранялся из-за амбициозного стремле-ния США к абсолютному военно-политическому превосходству в мире.

Крайняя непопулярность войны в Корее определила победу республиканской партии на выборах 1952 г. Приоритеты в облас-ти экономической политики не претерпели существенных изме-нений при новой администрации. С помощью мер косвенного регулирования финансово-кредитной сферы республиканцам уда-лось преодолеть кризис 1953--1954 гг. и завершить процесс кон-версии.

Последующий период в послевоенном развитии США можно условно обозначить рамками рецессии 1957--1958 гг. и кризисом начала 1970-х гг. С середины 1950-х гг. на развитие хозяйства стра-ны все возрастающее влияние оказывала НТР. Ведущие отрасли экономики активно переходили на поточное производство на ос-нове автоматизации производственных процессов, применения робототехники, ЭВМ. Производство отчетливо ориентировалось на выпуск стандартизированной, массовой продукции в условиях весьма благоприятной внутренней и мировой конъюнктуры. В этот период рост производства серьезно не сталкивался с проблемой насыщения рынков сбыта, не испытывал острого дефицита сырья, базовых материалов и источников энергии, о чем свидетельство-вали достаточно стабильные цены на эти производственные бла-га. О влиянии НТР на хозяйственное развитие США наглядно свидетельствовали сравнительные данные темпов роста произво-дительности труда и реального ВНП в расчете на душе населения. В 1948--1966 гг. среднегодовой рост производительности состав-лял 3,2%, а рост ВНП - 2,2%. В период с 1966 по 1973 г. эти по-казатели были одинаковыми и равнялись 2%. Обгоняющий рост производительности труда говорил об интенсификации производ-ства на основе новейших технологий и техники.

В этот период правительство США строило экономическую политику в соответствии с неокейнсианскими рецептами, что от-вечало в целом сложившимся условиям. Так, программа «Новые рубежи», разработанная в начале 1960-х гг. в период президент-ства Дж. Кеннеди, основывалась на методе дефицитного финан-сирования для поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и обеспечения экономического роста при условии сохранения оптимального уровня занятости и цен.

В ходе осуществления программы индекс промышленного производства за четыре года после ее принятия вырос на 20%. Однако в 1960-е гг. происходит заметное замедление общих тем-пов роста в США. Их доля в мировом производстве неуклонно со-кращается. Экономика страны вступает в полосу кризиса индуст-риальной модели развития, которая, несмотря на постоянные тех-нико-технологические новации, связана с вовлечением все больших объемов благ в процесс производства, что в условиях наполнения рынков, а также растущей дефицитности природных ресурсов постоянно снижает эффективность индустриальной мо-дели развития.

б) Страны Европы -- от возрождения к интеграции

1. Великобритания.

Потери Англии в войне не были столь ощу-тимыми как в других европейских странах, на территории кото-рых велись военные действия. Уже в 1948 г. ее промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 г. общий индекс промыш-ленного производства превзошел его на четверть. Главным след-ствием войны стало существенное ослабление финансово-экономи-ческих позиций Великобритании по отношению к США, куда пе-рекочевала значительная часть золотого запаса страны в результате оплаты военных поставок, при росте общей внешней задолжен-ности Англии более чем в семь раз по сравнению с довоенным периодом4. Значительный урон был нанесен английскому экспор-ту и торговому флоту. Потеря господствующего положения в мире, не могла не оказывать влияние на политику послевоенных пра-вительств, стремившихся восстановить статус ведущей хозяйствен-ной державы.

Экономическую политику правительства в 1950-1960-е гг. определял постоянно изменявшийся в результате парламентских выборов баланс политических партий в законодательном органе. Лейбористские кабинеты министров проводили ярко выраженную

4 В конце XX в. показатель общей наукоемкое™ ВВП (отношение нацио-нальных расходов на НИОКР к ВВП) в США, Японии и Германии со-ставил 2,5-2,8%, во Франции и Великобритании - 2,2-2,4%, в Италии и Канаде - 1,3-1,5%. политику этатизации (огосударствления), а консерваторы, сменяв-шие лейбористов, стремились максимально либерализовать хозяй-ственный режим. Несмотря на различие в подходах, и те и дру-гие считались со сложившимися реалиями, и в силу этого смена политической власти не влекла за собой кардинальных изменений курса, хотя и приводила к усилению этатистских либо либераль-ных тенденций в хозяйственной политике.

Немаловажным фактором, влиявшим на экономическое раз-витие Англии, стал распад ее колониальной системы. Поиски но-вых форм и методов взаимоотношений с бывшими колониями привел к созданию организации, получившейназвание Британ-ского содружества, в рамках которого Англии удалось отстоять свои экономические интересы и превратиться в «метрополию без колоний».

В условиях послевоенного кризиса на парламентских выборах 1945 г. победили левые партии во главе с лейбористами, пришед-шими к власти с программой национализации ряда отраслей хо-зяйства, установления жесткого контроля над монополиями, раз-вития социальной сферы. На основе предвыборных программ в 1946--1951 гг. была проведена частичная национализация базовых отраслей хозяйства -- энергетики, транспорта, угольной и стале-литейной промышленности и ряда сфер инфраструктуры. В ре-зультате около 20% британской промышленности оказалось под непосредственным контролем государства, к которому помимо всего прочего перешли Английский банк, авиационные компании, аэропорты и автомобильные дороги. Государство стало совладель-цем ряда крупных частных предприятий, таких, как «Бритиш пет-ролеум», «Роллс-Ройс» и др. Следует отметить, что национализа-ция частной и корпоративной собственности проводилась исклю-чительно в форме выкупа, зачастую на весьма выгодных для бывших владельцев условиях.

Национализация предоставила британскому правительству возможность контроля над инвестициями, что в свою очередь, создавало условия для борьбы с депрессивным состоянием хозяй-ства. Она предоставила возможности для достижения приемлемого общего уровня занятости и рационализации отстающих угольной и металлургической отраслей. Однако эти возможности не были реализованы из-за отсутствия в стране государственной системы управления национализированными отраслями. Предложения созданного Совета экономического планирования не были оформлены в долгосрочную промышленную политику, так как прави-тельство с недоверием относилось ко всем формам централизован-ного планирования. Тем не менее весьма быстрые темпы восста-новления хозяйственного потенциала страны можно отнести к одной из заслуг лейбористской политики, основанной на укреп-лении системы государственного регулирования. Среди достиже-ний правительства лейбористов следует отметить и активизацию социальной политики государства, которая выразилась во введе-нии новой системы социального страхования, развитии муници-пального жилищного строительства и др. Однако социальная по-литика государства ограничивалась серьезными бюджетными про-блемами. На нее повлияла череда кризисов, среди которых выделяется упоминавшийся выше валютный кризис 1949 г., по-влекший за собой девальвацию фунта стерлинга и развитие ин-фляции.

Пришедшее к власти в конце 1951 г. консервативное правитель-ство первоначально не вторгалось в сложившуюся структуру государственной собственности, оставило без изменений соци-альную политику, однако отказалось от проведения инвестицион-ной программы лейбористов по реконструкции национализиро-ванных отраслей. Лишь в 1953 г. правительство У. Черчилля при-ступило к приватизации предприятий металлургической промышленности и автодорожного транспорта. В условиях затяж-ной рецессии консерваторы стремились сократить уровень госу-дарственных расходов, сбалансировать бюджет, снизить уровень инфляции. Несмотря на постоянно сокращавшиеся темпы эконо-мического роста, уменьшавшиеся относительные показатели доли Англии в мировом промышленном производстве, дефицитное состояние внешней торговли и т.д., характерные для 1950-х тт., па-раллельно шли позитивные структурные изменения в экономике, велась активная модернизация отраслей на основе достижений НТР, происходило усиление инвестирования НИОКР. Одним из результатов этого явился быстрый рост промышленного производ-ства, достигший 12% в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

Важными факторами промышленного роста 1950-х гг. стали ак-тивизация военной политики страны в условиях распада колони-альной империи, гонка вооружений в рамках блока НАТО, про-тивостоящего СССР и социалистическим странам, а также попыт-ка отстоять индустриальное лидерство на фоне растущей мощи ФРГ, Франции и Общего рынка. Однако по всем названным направлениям консерваторы потерпели неудачу, что и определило в конечном счете возвращение во власть лейбористов в 1964 г.

Лейбористские правительства вновь активизировали соци-альную политику государства, сделали существенные шаги в сто-рону сближения с ЕЭС, провели реприватизацию предприятий черной металлургии и транспорта. На протяжении 1970-х гг. про-исходило расширение сектора смешанной экономики. Его разви-тие вновь заставило обратить внимание на проблему введения плановых основ в хозяйственном регулировании. Еще в 1962 г., в период правления консерваторов, начал осуществляться переход к системе индикативного планирования, о чем свидетельствова-ло создание Национального совета экономического развития, а также Национального бюро экономического развития, в функции которых входила независимая от государства разработка хозяй-ственных планов. В 1964 г. во всех отраслях экономики возникли отраслевые комитеты экономического развития. Считая, что ры-нок капиталов в состоянии самостоятельно мобилизовать ресур-сы для структурной перестройки промышленности, государство оставило за собой только одну функцию индикативного планиро-вания, а именно: придавать мероприятиям, направленным на ускорение экономического роста, необходимую гласность (так на-зываемое психологическое планирование).

Наряду с этим государство использовало испытанные формы регулирования, активно воздействуя на динамику накопления, норму процента, применяя финансово-кредитные инструменты. Правительство активно вмешивалось в отношения между трудом и капиталом путем регулирования темпов роста заработной пла-ты. Однако активизация этатистских элементов в политике госу-дарства, сыгравшая в целом позитивную роль в период с конца 1940-х по 1970-е гг., дала противоположный результат. Экономи-ка Великобритании, как и хозяйство ведущих индустриальных стран, вступило в полосу глубокого структурного кризиса.

2.Франция.

Война и оккупация нанесли серьезный ущерб наци-ональному хозяйству страны. В весьма непростых внутриполити-ческих условиях, характеризовавшихся острой борьбой правых и левых сил, Франции удалось довольно быстро пройти период пос-левоенного восстановления экономики и выйти на довоенные показатели к окончанию 1940-х гг.

Одной из отличительных черт экономики Франции в после-военный период стал значительный рост государственного участия в хозяйственной жизни. Так, в 1945--1947 гг. под давлением левых сил была проведена широкомасштабная национализация, коснувшаяся 1/5 части промышленного сектора. К моменту при-хода к власти Шарля де Голля (1958) в руках государства находи-лось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и электроэнергетики, более 40% ав-томобильной промышленности. Помимо этого государство про-водило активное финансирование НИОКР в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железны-ми дорогами, крупными военными предприятиями, держало акции ряда авиационных и морских транспортных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, а его доля в создании ВНП определялась приблизительно в 13%.

Неудивительно, что Франции принадлежал приоритет в при-менении метода индикативного планирования, осуществлявшего-ся с 1946 г. через специальный орган -- Генеральный комиссари-ат по планированию. Плановые начала в экономической поли-тике получили развитие в период правления Ш. де Голля и последующих голлистских правительств. Каждая пятилетка опре-деляла основные хозяйственные приоритеты. Первый пятилетний план (1947--1953) был нацелен на восстановление хозяйства и мо-дернизацию национализированного сектора. Укрепление конку-рентоспособности частных фирм стало основной задачей второго плана (1954-1957). В годы третьего плана (1958-1961) происхо-дил переход от политики протекционизма к режиму «открытой экономики». В 1960-е гг. был взят курс на создание фирм-гиган-тов европейского типа. В 1971--1975 гг. осуществлялся шестой пя-тилетний план, в котором предусматривалось создание нацио-нальных компаний международного масштаба, а также уделялось повышенное внимание увеличению нормы прибыли и стимули-рованию накоплений. Симптоматично, что седьмой план, пришед-шейся на кризисные годы (1976--1980), провозглашал политику «промышленной переориентации».

Хотя планирование во Франции носило индикативный харак-тер, в отношении государственного сектора планирующие орга-ны наделялись значительными властными полномочиями. В це-лом экономическая политика, проводившаяся во Франции до на-чала 1980-х гг., получила название политики индикативного планирования. Ее отличительными чертами являлись: прямые ад-министративные методы вмешательства в хозяйственную жизнь (контроль над ценами, широкая кредитная деятельность государ-ства, эмиссия ценных бумаг и др.); активная предприниматель-ская деятельность государства, владевшего значительной частью промышленных и транспортных предприятий; индикативное пла-нирование.

Эти особенности оказали положительное влияние на темпы восстановительного процесса, определили высокие показатели роста экономики в 1949--1953 гг. В немалой степени успехи пос-левоенного развития Франции обусловили и инвестиции по пла-ну Маршалла, а также сохранявшаяся военная конъюнктура пер-вой половины 1950-х гг. из-за колониальных войн в Африке и Индокитае. Последнее обстоятельство, однако, явилось причиной предельного обострения внутриполитической обстановки и в ко-нечном счете привело к кризису Четвертой республики, а также стало причиной экономического кризиса конца 1950-х гг. и при-хода к власти Ш. де Голля.

Голлистам потребовалось четыре года для решения острейших проблем бывших колониальных владений. В этих условиях Фран-ция активизировала внешнюю политику, стремясь предельно ослабить позиции США и Англии на европейском континенте. Ре-шение данной задачи проводилось на основе провозглашенной политики «индустриального императива». Это была, по сути, более последовательная и жесткая в сравнении с прежней линия госу-дарства, направленная на всемерное поощрение внешней индус-триальной экспансии Франции. Она предполагала поддержку большинства отраслей промышленности и одновременную уско-ренную структурную модернизацию национального хозяйства на основе достижений НТР. На протяжении 1960-х гг. наиболее бы-стрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атом-ная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли. Курс голлистов на укрепление военно-политической самостоятельности Пя-той республики способствовал развитию современных наукоемких отраслей хозяйства -- аэрокосмической и ракетостроительной. Форсированными темпами развивалось производство полимеров, радиоэлектроники, началось производство вычислительной техни-ки и устройств. Характерно, что новые производства возникали в основном на периферии страны, где строились новые центры аэрокосмической, ядерной, электронной промышленности.

Глубокие изменения происходили и в аграрном секторе. Об этом свидетельствовало резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве. Если в 1954 г. доля занятых в аграрном секторе составляла 27%, то к середине 1960-х гг. -- уже 15%. Сокращение занятости в первичной сфере сопровождалось ростом товарности сельского хозяйства как за счет укрупнения предприятий, так и на основе комплексной механизации труда. К концу 1960-х гг. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельско-хозяйственной продукции, уступая лишь США. Страна стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и един-ственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В целом в 1960-е гг. отчетливо обозначилась тенденция экспортной ориента-ции экономики страны. Так, в этот период производство на внеш-ний рынок в 1,2 раза обогнало рост внутреннего потребления.

Главным направлением экспортной экспансии явились стра-ны Общего рынка, где на конец 1960-х гг. было сосредоточено 28% французских капиталов от всех размещенных за рубежом. Удель-ный вес экспортной продукции, ранее составлявшей 20--25% от ВНП, вырос до 40%, а к середине 1960-х гг. исчез традиционный для Франции внешнеторговый дефицит. Успехам страны на внешних рынках способствовала государственная политика, на-правленная на повышение конкурентоспособности крупных национальных финансово-промышленных групп, представлявших объединения формально самостоятельных компаний под ру-ководством крупного банка или холдинга, например в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов.

По мере укрепления финансово-промышленных групп госу-дарственная опека становилась все более обременительной. В це-лом политика «дирижизма» в условиях интернационализации хо-зяйства, быстрого развития европейской интеграции сковывала частную инициативу. Голлистские правительства постепенно смягчали политику государственного вмешательства, либерализо-вали режим индикативного планирования.

Одним из стратегических направлений экономической поли-тики голлистов было оздоровление кредитно-финансовой, денеж-ной, бюджетной систем. Сразу после прихода к власти ими был взят курс на возвращение «бежавших» из страны капиталов, тем более что в 1950-е гг. уже наметилась тенденция к оттоку капи-талов из боровшихся за независимость колоний Франции. Голли-сты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномас-штабных акций в этом направлении стал внутренний заем мини-стра финансов А. Пине в 1958 г., который обеспечил казне

24 млн франков чистой выручки и 30 млрд франков в облигациях прежних займов. На эти средства государство смогло пополнить золотой резерв на 150 т или на сумму в 190 млн долл., что позво-лило приступить к укреплению курса франка.

Процесс финансовой стабилизации был немыслим без сокра-щения роста бюджетных расходов. В конце 1950-х гг. правитель-ство урезало ассигнования по ряду социальных статей, отменило часть субсидий на товары широкого потребления, сократило раз-мер дотаций убыточным национализированным предприятиям, от-менило льготный режим закупок сельхозпродукции и т.д. Благодаря комплексу мер уже к 1960 г. золотовалютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего долга страны, а правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был выпущен франк, равный 100 прежним. Оздоровление финансовой системы позво-лило активизировать политику «индустриального императива».

Несмотря на явные успехи в экономической сфере, 1960-е гг. едва ли можно рассматривать как безмятежный период поступа-тельного развития. Рост могущества монополий, последствия распада колониальной системы, издержки политики «дирижизма» и прочее являлись причинами кризисных явлений. К концу 1960-х гг. стратегия «индустриального императива» вошла в полосу первого кризиса (1968--1969), который нанес ощутимый удар по режиму де Голля. На протяжении последующего десятилетия происходи-ла постепенная трансформация экономической политики в сто-рону либерализма.

3. Германия.

Немецкое «экономическое чудо». Первые послевоен-ные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Герма-нии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Глубочайшим кризисом были охвачены все отрасли хозяйства, разрушенного войной. Уровень ВНП едва до-стигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полнос-тью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выжи-вания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологи-ческое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного пере- устройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарацион-ными выплатами план предусматривал демилитаризацию Герма-нии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало «холодной войны» обусловило на долгие десятиле-тия раскол Германии на два государства -- ФРГ и ГДР. Восста-новление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ве-дущих капиталистических стран в то время как в ГДР осуществ-лялось строительство социализма по модели СССР.

Главным идеологом реформ в ФРГ явился Людвиг фон Эрхард (1897--1977), в 1948 г. занимавший пост директора Управления хо-зяйства объединенных западных зон оккупации. В 1949--1963 гг. он был министром народного хозяйства ФРГ, а в 1963-1967 гг. стал канцлером республики. Стратегической целью реформ Л. Эрхарда стало построение социального рыночного хозяйства, где основным экономическим регулятором являлся рынок, при рез-ком сужении системы государственного вмешательства. Этот пре-дельно для того времени либеральный подход опирался не толь-ко на сложившиеся реалии послевоенной Германии с максимально ослабленным государством и политикой демократизации, деми-литаризации, денационализации и денацификации оккупацион-ных властей, но и на ордолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков в лице В. Репке, В. Ойкена, Ф. Бёма, А. Рю-стова и др.

В условиях полной дезорганизации хозяйственной жизни, бан-кротства государства основным субъектом хозяйства, способным обеспечить возрождение страны, становится частный предприни-матель. Государство создает максимально благоприятные условия для развития частной инициативы, что ведет к росту эффектив-ности всего хозяйства и в долгосрочном плане подводит прочную базу под его сильную социальную политику. Однако такая пози-ция вовсе не исключала, а напротив, предполагала активные меры государственного регулирования, которые были сосредоточены на создании необходимых условий для функционирования социаль-но ориентированного рынка.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. В кратчайший срок произошло изъятие из оборота старых рейхс-марок и их замена на дойчмарки. Каждый житель ФРГ получил по 40 дойчмарок, а затем еще по 20. Заработная плата и пенсионные выплаты с момента введения новой валюты стали произво-диться в соотношении 1 : 1, в то время как половину наличности и сбережений можно было обменять в пропорции 1 : 10, а остав-шуюся половину -- позднее в соотношении 1 : 20. Средства пред-приятий также обменивались в соотношении 1:10, что позволи-ло им выплатить первую заработную плату, а в дальнейшем ее фонд формировался исключительно из заработанных собственных средств. Обязательства банков и других учреждений финансово-кредитной сферы были аннулированы.

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, од-нако жесткость условий реформы определила в начальный пери-од преобразований в целом негативное отношение к ней, вызы-вало острую критику правительства, особенно в периоды инфля-ционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг.

Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, пра-вительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских това-ров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою оче-редь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяй-ствованию. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения в условиях сохранявшегося дефицита на потребительском рынке стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определи-ли повышенное внимание государства к развитию мелкого и сред-него предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обес-печило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей на-полняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ был пройден к 1954 г., ког-да уровень производства в ФРГ в два раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы эко-номического роста в Германии были самыми высокими среди раз-витых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколь-ко на невысокий исходный уровень, с которого началось возрож-дение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедли-лись, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузда-нию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обес-печивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950--1960-е гг. был назван «немец-ким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передо-вых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал стра-ны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие тради-ции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйствен-ный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интегра-ции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хо-зяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому начиная с 1970-х гг. страна, нахо-дящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модерниза-ции высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в усло-виях второго этапа НТР.

4. Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии. «Японское экономическое чудо»

Систему современных мировых хозяйственных отношений не-возможно представить без мощного центра деловой активности в лице передовых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. История становления и развития этого региона неразрывно свя-зана с экономикой Японии, потерпевшей сокрушительное пора-жение в войне и сумевшей достичь феноменального успеха в об-ласти экономического развития в послевоенный период, которое принято называть «японским экономическим чудом». Японская модель стала предметом пристального изучения и подражания, прежде всего для так называемых «азиатских драконов» и даже, несмотря на азиатский кризис конца XX в. -- начала нынешнего столетия, до сих пор сохраняет привлекательность для стран «тре-тьего мира».

Состояние экономики Японии, как и Германии, к моменту окончания войны можно назвать катастрофическим. Огромные потери и разрушения отбросили национальное хозяйство страны к уровню конца XIX в. Достаточно сказать, что уровень промыш-ленного производства не достигал и 30% показателя 1935 г. Хо-зяйственный хаос усугублялся политикой полного безразличия ок-купационных властей США к тяжелому состоянию недавнего про-тивника и отсутствием каких-либо четких планов восстановления его хозяйства. Толчком к послевоенному возрождению Японии явились политические события в Китае, где к власти пришли ком-мунисты. Это обстоятельство заставило США пересмотреть отно-шение к Японии и принять так называемый обратный курс Дж. Доджа и К. Шоупа. Обратный курс преследовал, главным об-разом, геополитические цели -- создание противовеса коммунистическому Китаю и освободительному движению в странах Юго-Восточной Азии, ориентировавшихся на СССР.

Американская программа экономической стабилизации пре-дусматривала ликвидацию колоссального дефицита бюджета в основном за счет повышения уровня налогообложения, сокраще-ния его расходной части, ограничения кредитования и девальва-ции национальной валюты. Эти мероприятия позволили несколь-ко нормализовать состояние финансово-кредитной системы, остановить гиперинфляцию. Одновременно государство сняло с себя функции контроля над ценообразованием, отказалось от под-держки убыточных предприятий и т.д. Нормализация в финансо-вой сфере способствовала выходу японских компаний на внешний рынок.

Однако главными точками реформ в условиях послевоенной разрухи стали мероприятия по кардинальному изменению тради-ционного политического, общественного и хозяйственного укла-дов восточной страны. Послевоенная модернизация экономики началась с аграрной реформы 1946--1950 гг. В ходе ее государство выкупало землю у помещиков и продавало крестьянам. В силу демографической и ресурсной специфики Японии основную массу новых владельцев земель составили малоземельные крестьяне, так как размеры участков ограничивались одним гектаром, что не по-зволяло говорить о рыночной ориентации новых «японских фер-меров». Однако реформа имела далеко идущие социально-эконо-мические последствия. Во-первых, в ходе ее проведения факти-чески ликвидировался рудимент феодального общества в лице лишившихся земли помещиков, что способствовало модернизации социальной структуры страны. Во-вторых, значительная часть населения получила возможность обеспечивать себя продуктами питания и частично удовлетворять потребности внутреннего рын-ка. Наконец, в-третьих, в ходе аграрной реформы происходил рост уровня предложения на рынке труда как результат ухода части крестьян в города, что, в свою очередь, позволяло сохранять уро-вень заработной платы и поддерживать небывало высокий уровень накопления (т.е. высокий уровень инвестиций). Последнее обсто-ятельство явилось одной из важнейших основ как «японского чуда», так и успехов стран, выбравших этот вариант развития. Следует добавить, что одним из источников дополнительных средств, направляемых на модернизацию национального хозяй-ства, были минимальные в сравнении с ведущими странами во-енные расходы, ограниченные конституцией 1% ВВП.

Одной из первых реформ модернизации структуры хозяйства стало упразднение дзайбацу (1947--1948), которые представляли собой крупные холдинги, контролировавшие деятельность отрас-левых концернов. Этот акт «возмездия» преследовал цель уничто-жения структур, составлявших былую военную мощь император-ской Японии, а также являвшихся основами господства японской аристократии, поскольку дзайбацу складывались как «семейные концерны», где руководящие роли играли представители правив-шей династии. Помимо этого упразднение дзайбацу ликвидиро-вало предельно монополизированный хозяйственный режим, ха-рактерный для довоенного периода, что создавало необходимые основы для развития конкуренции. По закону 1947 г. впредь пре-следовались попытки создания монопольных структур, прежде всего холдингов. Антимонопольная реформа, проведенная амери-канской администрацией, фактически не получила дальнейшего развития.

Стратегическая линия «индустриального императива», приня-тая правительством Японии в начале 1950-х гг., выражалась в го-сударственном покровительстве, ск ...........



Страницы: [1] | 2 | 3 |








 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Основные тенденции и модели трансформации экономики после Второй мировой войны | реферат

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег