42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ННГАСУ)
кафедра
Экономического анализа и управления недвижимостью
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
"История экономических учений"
Нижний Новгород - 2006
Учебно-методический комплекс по дисциплине:
История экономических учений.
1. Сформирован кафедрой Экономического анализа и управления недвижимостью при участии библиотеки ННГАСУ
2. Принят на заседании кафедры 05.09.2006 г., протокол № 01
3. Откорректирован:
Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине "История экономических учений". Учебная программа дисциплины:
1. Общие положения.
2. Содержание дисциплины.
3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины:
3.1 Основная литература;
3.2 Дополнительная литература (в т. ч. на электронных носителях);
3.3 Методические указания/рекомендации/материалы преподавателю кафедры;
3.4 Методические указания студентам;
3.5 Программно-информационное обеспечение дисциплины;
3.6. Технические средства обучения.
Приложение А. Базовые нормативные документы
Приложение Б. Информационно-методическое обеспечение дисциплины
1. учебная литература:
1.1 Основная литература;
1.2 Дополнительная литература.
2. Научно-методические разработки кафедры по дисциплине:
2.1 Учебники и учебные пособия, изданные на кафедре;
2.2 Методические указания, рекомендации, сборники трудов, изданные на кафедре.
2.3 Монографии, изданные на кафедре;
3. Программно-информационное обеспечение дисциплины.
Приложение В. Лабораторно-техническое обеспечение дисциплины
1. Оснащенность учебными лабораториями (ПК-классами, филиалами, центрами);
2 Дополнительная информация.
Приложение Г. Рабочие учебно-методические материалы
1. рабочая программа по дисциплине;
2. Организационно-методическая поддержка учебного процесса:
2.1 Формы и методы активизации познавательного процесса;
2.2 Ориентация учебно-научного процесса на практическую деятельность, связь с потребителями специалистов;
2.3 Новые информационные технологии и вычислительная техника в учебном процессе;
2.4 Использование результатов НИР и НИРС кафедры в учебном процессе по дисциплине;
2.5 Формы воспитательной работы, используемые в учебном процессе по дисциплине.
3. Оценочные средства по дисциплине:
3.1 Программа испытания (зачёта, экзамена)
3.2 Совокупность заданий испытания (билетов)
3.3 Критерии оценок выполнения заданий
3.4 Методические материалы по процедуре испытания
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ННГАСУ)
1. Общие положения
1.1 Цели и задачи дисциплины
Курс истории экономических учений дает возможность глубже понять внутреннюю сущность экономических теорий, логику развития основных взглядов, категорий, концепций, экономических школ.
1.2 Базовые документы программы
1.2.1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность: 060500 - "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит". Квалификация: экономист. Утверждён 17 марта 2000 года. Номер государственной регистрации 181 ЭК / СП.
1.2.2 Примерный Учебный план по специальности 060500 - "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит", разработанный УМО ВУЗов Финансовой академии при Правительстве РФ от 17 марта 2000 года.
1.3 Базовые дисциплины "Экономическая теория", "История".
1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен:
понять историю и логику развития экономической мысли, трансформацию её главных учений, школ;
уметь объяснить причины актуальности экономических воззрений прошлого для современного периода;
используя накопленные знания, грамотно ориентироваться в потоке современных экономических проблем; находить их разрешение.
Структура дисциплины
|
Направление
(код)
|
Специальность (код)
|
Семестр
|
Объём учебной работы (учебных часов) по курсам
|
КП, КР, РГР, Р
|
Вид итогового контроля
|
|
|
|
|
Всего
|
Аудитор
|
в том числе
|
Самост. Работа студ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекции
|
Практ.
|
Семин.
|
|
|
|
|
|
080109.65
|
2
|
62
|
8
|
4
|
|
4
|
|
58
|
зачёт
|
|
|
КП - курсовой проект, КР - курсовая работа, РГР - расчетно-графическая работа, Р - реферат
2. Содержание дисциплины
2.1 Разделы дисциплины, виды занятий и их объём
|
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Вид занятий и их объём в ауд. часах
|
|
|
|
Лекции
|
Лаборат.
|
Практич.
|
Семинары
|
|
1.
|
Зарождение экономических знаний и экономической науки
|
1
|
|
|
|
|
2.
|
Классическая политическая экономия
|
1
|
|
|
|
|
3.
|
Социалистическое направление экономической мысли. Утопический социализм.
|
|
1
|
|
|
|
4.
|
Экономические теории Запада второй половины XIX, начала XX в. в.
|
|
1
|
|
|
|
5.
|
Отечественная экономическая мысль
|
|
1
|
|
|
|
6.
|
Кризис неоклассики и генезис кейнсианства
|
|
1
|
|
|
|
7.
|
Современные теории экономического роста
|
2
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
4
|
|
4
|
|
|
|
Содержание разделов дисциплины:
Раздел I. Зарождение экономических знаний и экономической науки
Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Развитие экономической мысли греческого полиса. Ксенофонт. Экономические проекты Платона. Экономические взгляды Аристотеля. Проблемы римской латифундии в агрономических трактатах Катона и Варрона. Экономические взгляды античного христианства. Развитие экономической мысли в эпоху раннего средневековья. Фома Аквинский.
Меркантилизм. Предпосылки возникновения, две стадии развития. Особенности меркантилизма в различных странах. Томас Мэн (Англия). Антуан де Монкретьен (Франция). Рецепты экономической политики. Протекционизм.
Общая характеристика физиократизма. Критика меркантилизма. Экономическая программа физиократов. Концепция "естественного порядка". Теория "чистого продукта". Трактовка производительного труда. Учение о капитале, классах. Анализ процесса общественного воспроизводства и "Экономической таблицы" Ф. Кенэ. Развитие физиократической системы в работах А. Тюрго.
Раздел II. Классическая политическая экономия.
Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии. В. Петти, А. Смит, Д. Риккардо - основоположники классической политической экономии. Экономические труды В. Петт, критика меркантилизма. Работа А. Смита к меркантилизма и физиократизму. Его учение о разделении труда, капитале, стоимости, зарплате, прибыли и земельной ренте. Д. Рикардо и дальнейшее развитие им теории трудовой стоимости и теории земельной ренты.
Последствия промышленного переворота и положение мелких производителей в начале XIX века в Европе. Исторические корни и сущность экономического романтизма.
С. Сисмонди как критик капитализма и представитель экономических интересов мелких производителей. Проблема собственности П. Жан Прудона.Т. Мальтус и его "Закон народонаселения". Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя.
Раздел III. Социалистическое направление экономической мысли.
Экономические взгляды западно-европейских мыслителей - утопистов: этапы развития Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.
Исторические условия возникновения марксизма, его идейные истоки. Структура и основные положения "Капитализма", К. Маркса. Экономические проблемы в трудах Ф. Энгельса. Марксизм как теоретическая основа современного социализма.
Новая историческая школа. "Союз социальной политики" и программа социальных реформ. "Катедер - социализма".Л. Бретано о труде-товаре.
Раздел IV. Экономические теории Запада второй половины XIX -начала XX вв.
Понятие маржиналистской революции. Ее причины, этапы и общее содержание.
Австрийская школа. (К. Менгер, Е. Беем-Баверк, Ф. Визер). Теория субъективной и объективной ценности. Психологическое истолкование источника процента. Теории "предельной полезности", "производительных благ" и прибыли. Маршалла - основа неоклассической микроэкономики. Универсальный закон убывающей производительности факторов производства. Вклад А. Пигу в развитие теории благосостояния.
Лозаннская школа. (Л. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс). Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. Теория опиума В. Парето. Теория предельной производительности.
Американская школа. (Дж.Б. Кларк, Ф. Найт, И. Фишер). "Естественный закон" распределения дохода. Учение о "статистике и динамике". Дальнейшая эволюция теории предельной производительности. Дискуссия кардиналистов и ординалистов. Возникновение институционализма. Первые работы Т. Веблена.
Анализ ведущими теоретиками западно-европейской социал-демократических явлений в капиталистической экономике. Проблема империализма в трудах К. Каутского и Р. Гильфердинга.
Раздел V. Отечественная экономическая мысль.
"Русская правда", "Поучение" Владимира Мономаха. Судебники XV - XVI вв. Хозяйственные принципы. "Домостроя".
А.И. Герцен и Н.П. Огарев как критики крепостничества и капитализма. Концепция "крестьянского социализма".Н.Г. Чернышевский и его экономическая программа крестьянской революции. "Политическая экономия трудящихся". Экономические воззрения народничества.
Г.В. Плеханов. Вопросы экономической теории в работах.
Теоретические разработки экономистов России на рубеже XIX -XX вв. (Дмитриев В.К., Слуцкий Е.Е., Туган-Барановский М. И). Экономические исследования В.И. Ленина: проблемы развития российского капитализма, теория реализации, аграрный вопрос, концепция империализма. Теория В.И. Ленина о переходной периоде. Обоснование НЭПа. Концепции социализма В.И. Ленина.
Н.И. Бухарин как экономист: "линия умеренного большевизма". Ведущие отечественные экономисты 1920 - 1930-х гг. (А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский, В.В. Новожилов, А.К. Гастев, Л.В. Канторович).
Экономическая мысль в послевоенном СССР. Нарастание отрыва экономической теории от хозяйственной практики.
Раздел IV. Кризис неоклассики и генезис кейнсианства.
"Великая депрессия 1930-хгг. и кризис неоклассического направления. Дж.М. Кейнс как экономист. Основные положения его книги "Общая теория занятости, процента и денег". Учение об эффективности спросе как ключевой пункт кейнсианства. Основной психологический закон. Кейнсианская трактовка причин нарушения равновесия экономики. Теория мультипликатора. Дж.М. КЕйнс о решающей роли государственных расходов бюджетного и кредитного механизма в системе антикризисных мероприятий. Концепция "регулируемого капитализма" Дж.М. Кейнса. Причины распространения кейнсианства и превращение его в ведущее направление западной экономической теории.
Американский вариант кейнсианства. Теория экономического цикла и антициклическая политика А. Хансена, принцип "акселерации". Особенности левокейнсианских концепций "регулируемого капитализма" Дж. Робинсон.
Раздел VII. Современные теории экономического роста.
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и неоклассическая теория производства - источники современных моделей экономического роста. Неокейнсианские однофакторные модели экономического роста Р. Харрода (Великобритания) и Е. Домара (США). Использование принципов мультипликатора и акселератора.
Неоклассическая многофакторная модель экономического роста. Производственная функция Кобла-Дугласа и ее модификация. НТР и качество экономического роста - анализ взаимосвязи Яном Тимбергеном.
Теория неоклассического синтеза П. Самуэльсона.
Экономический рост в модели межотраслевого баланса "затраты - выпуск" В. Леоньева.
Концепция "нулевого экономического роста" Д. Медоуза. Общая характеристика эволюции экономических теорий социал-демократии после II мировой войны. Неолиберализм и его направления. (Ф. Хайек, В. Ойкен).Л. Эрхард и его работа "Благосостояние для всех".
Американская разновидность неолиберализма. М. Фридмен - ведущий представитель современного монетаризма. Экономическая теория "прав собственности" Р. Коуза.
Концепция "техноструктуры и индустриальной системы" Дж.К. Гелбрейта.
Содержание практических занятий
На практические занятия выносятся вопросы, связанные с отражением закономерностей, выведенных учеными-экономистами XX века в современной рыночной экономике:
а) теория регулируемой рыночной экономики Дж.М. Кейнса - выступление 2-х студентов; полемика;
б) американский вариант кейнсианства - выступление 1 студента, полемика;
в) многофакторная модель экономического роста - выступление 1 студент;
г) теория неоклассического синтеза - выступление 1 студента;
д) теория Ф. Хайека, М. Фридмена, Дж.К. Гелбрейта - выступление 1 студента, полемика.
3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины
3.1 Основная литература
1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. - М. 1996.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.; Изд. "Дело", "ЛТД", 1994.
3. История экономических учений / Под ред.В. Автомонова и др.: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2000.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Антология экономической классики. - М., 1992.
5. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. - М.: Экономика, 1992.
6. Ленин В.И. Исторические субъекты учений К. Маркса. Полн. собр. соч. Т.23.
7. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. - М., 1996.
8. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Изд. "Прогресс", 1993.
9. Павлов В.А. История Российской политической экономии. - М., 1995.
10. Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Наши разногласия.
Очерки о политической экономии. Сборник сочинений в пяти томах. - М., 1959.
11. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избр. соч. Т.1. -
М., 1941. (см. Антология экономической классики: Пети, Смит, Риккардо). - М.: Эконом-Ключ, 1993.
12. Сеглимен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М., 1968.
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. 1961.
Антология экономической классики: Пети, Смит, Риккардо. - М.: Эконом-Ключ, 1993.
14. Харрод Р.К. Теории экономической динамики. - М., 1959.
15. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов,.4-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001.
3.2 Дополнительная литература
1. Бартенев С.А. История экономических учений. - М.: ЮристЪ, 2002.
2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Изд-во "Феникс", 1999.
3. Курс экономической теории. Учебное пособие. Экономический рост параграф 3. (Приложение III к гл. III и гл. XIII). Под. ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А. - Киров, 1994.
3.3 Методические рекомендации (материалы) преподавателю
В опубликованных источниках.
3.4 Методические указания студентам
Программа курса "История экономических учений", для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения. / Н. Новгород: ННГАСУ, 2003.
Приложение А
кафедра
Экономического анализа и управления недвижимостью
Базовые нормативные документы по дисциплине "История экономических учений":
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность: 060500 - "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит". Квалификация: экономист. Утверждён 17 марта 2000 года. Номер государственной регистрации 181 ЭК / СП.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 "Порядок использования дистанционных образовательных технологий"
3. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".
4. Примерный Учебный план по специальности 060500 - "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит", разработанный УМО ВУЗов Финансовой академии при Правительстве РФ от 17 марта 2000 года.
5. Учебный план ННГАСУ по специальности 080109.65 - "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" (очная форма обучения, 5 лет). Утверждён 21.04.2006 г
6. Примерная программа дисциплины, рекомендованная Минообразованием России для подготовки дипломированного специалиста по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".
Государственный образовательный стандарт
Высшего профессионального образования
Специальность - 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация: экономист
Вводится с момента утверждения
1. Общая характеристика специальности 060500 " бухгалтерский учет, анализ и аудит"
1.1 Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000
1.2 Квалификация выпускника - экономист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения 5 лет.
1.3 Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1 Место специальности в области экономики и управления:
Профессиональная деятельность специалиста осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.
Специалист должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организации, учреждений и т.д. (далее - организаций) и тем самым способствовать улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.
1.3.2 Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: оборотные и внеоборотные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
1.3.3 Виды профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности специалиста:
учетно-аналитическая;
контрольно-ревизионная;
аудиторская;
консалтинговая;
организационно-управленческая;
нормативно-методическая;
1.3.4 Возможности профессиональной адаптации.
Специалист может адаптироваться к следующим видам смежной профессиональной деятельности:
управленческо-хозяйственной;
финансовой и кредитной;
экспертно-консультационной;
налогообложению;
оценке собственности;
внешнеэкономической;
научно-методической;
правовой;
научно-педагогической (по профилю специальности).
1.4 Возможности продолжения образования выпускника.
Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по данной специальности, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1 Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2 Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или о среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 060500 "бухгалтерский учет, анализ и аудит"
3.1 Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" разрабатывается на основании настоящего государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным стандартом.
3.3 Основная образовательная программа подготовки экономиста по данной специальности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4 Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - Общие математические и естественно-научные дисциплины;
цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - Специальные дисциплины;
цикл ФТД - Факультативы.
3.5 Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит"
|
ГСЭ. Р.02
|
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
|
|
|
История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
|
|
|
Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 060500 "бухгалтерский учет, анализ и аудит"
7.1. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего Государственного стандарта.
Дипломированный специалист должен:
иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики профессиональное мастерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и Советом по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) к специалистам в данной области.
Эти навыки включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу; умение выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблюдением жесткого графика; способность адаптироваться к новому.
Навыки работы специалиста с людьми предполагают его способность: взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, в частности в коллективе, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; трудиться в разнородной культурной среде.
Навыки работы специалиста с информацией требуют от него обязательного умения: излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме; слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий; находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.
Для использования информационных технологий специалист должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему; а также уметь: получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных, в таких как WWW; пользоваться электронной почтой, текстопроцессорной программой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных и, как минимум, - одной бухгалтерской (учетной) программой.
Дипломированный специалист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.
При реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности дипломированный специалист должен:
владеть необходимыми знаниями в области экономической теории, бухгалтерского учета (финансового и управленческого), бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализа хозяйственной деятельности, аудита, налогообложения, делового и коммерческого права, финансирования коммерческой деятельности и финансового управления, количественных экономико-математических методов анализа и статистики для коммерческой деятельности, оперативного управления и стратегии, общей коммерческой стратегии и основных организационных структур, управленческих функций и методов, организационной деятельности, маркетинга на предприятии и принципов международной коммерческой деятельности, информационной технологии, международных стандартов бухгалтерского учета (отчетности) и аудита;
уметь вырабатывать для конкретного предприятия рациональную систему организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта;
выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности;
знать и уметь практически применять принципы и правила аудита основных хозяйственных операций;
уметь аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов.
Конкретные требования к специальной подготовке специалиста устанавливаются УМО, они являются едиными для всех аккредитованных и аттестуемых учебных заведений на территории Российской Федерации и вытекают из содержания цикла специальных дисциплин.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1 Итоговая государственная аттестация экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2 Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.
Выпускная квалификационная работа экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" представляет собой законченную разработку, в которой должны быть изложены вопросы рациональной организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита (или отдельного из них) на одном из их участков.
Тематику дипломных работ устанавливает выпускающая (ие) кафедра (ы). В тематику в обязательном порядке должны включаться актуальные вопросы бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, учитывая специализацию, выбранную вузом (факультетом), и профиль дисциплин по выбору.
7.2.3 Требования к государственному экзамену.
Содержание итогового квалификационного экзамена устанавливает вуз (факультет). В его состав в обязательном порядке должны включаться основные вопросы по учебным дисциплинам: бухгалтерскому учету, экономическому анализу, аудиту. Вопросы экономической теории, права, финансового менеджмента, налогообложения рассматриваются в контексте содержания вышеуказанных дисциплин.
ОДОБРЕНО:
Межведомственный научно-методический совет по экономике и управлению (25.02.2000г)
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К. Шестаков
Начальник отдела Т.Э. Петрова гуманитарного образования
Куратор УМО Е.А. Рогозинская по образованию в области направления "Экономика и управление"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий
Опубликовано 16 августа 2005 г.
Вступает в силу с 27 августа 2005 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г.
Регистрационный N 6862
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 1997, N 47, ст.5341; 2000, N 30, ст.3120; N 33, ст.3348; 2002, N 7, ст.631; N 12, ст.1093; N 26, ст.2517; 2003, N 2, ст.163; N 28, ст.2892; N 50, ст.4855; 2004, N 10, ст.835; N 27, ст.2714; N 30, ст.3086; N35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок использования дистанционных образовательных технологий.
2. Считать утратившим силу приказ Минобразования России от 18 декабря 2002 г. N 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2002 г., регистрационный N 4071).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр А. Фурсенко
Приложение:
Порядок использования дистанционных образовательных технологий.
1. Настоящий Порядок устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее - образовательные программы).
2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 2002, N 26, ст.2517; 2003, N 2, ст.163; 2004, N 27, ст.2714; N 35, ст.3607).
3. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
4. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.
5. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.
6. Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы).
7. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.127).
Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
8. При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники - позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.
9. Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
При использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.
10. Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.
11. Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).
Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
12. Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Приложение Б
кафедра
Экономического анализа и управления недвижимостью
Информационно-методическое обеспечение дисциплины "История экономических учений".
Содержание:
1. учебная литература
2. Научно-методические разработки кафедры по дисциплине
3. Программно-информационное обеспечение дисциплины
4. Приложения
1. учебная литература
1.1 Основная литература
Таблица 1. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине История экономических учений основной учебной литературой
|
Автор, название, место издания, издательство, место издания учебной литературы,
вид и характеристика иных информационных ресурсов
|
Коли-
чество
|
|
Гусейнов Р.М. История экономических учений. - М., 2000.
|
650
|
|
Кочетков И.И. История экономических учений: Учеб. пособие. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2004.
|
1700
|
|
Бартенев С.А. Экономические теории и школы. - М., 1996.
|
1
|
|
История экономических учений/ Под ред.В. Автомонова и др.: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2000.
|
1
|
|
|
1.2 Дополнительная литература
Таблица 2. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине История экономических учений дополнительной учебной литературой
|
Автор, название, место издания, издательство, место издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
|
Коли-
чество
|
|
Бартенев С.А. История экономических учений. - М.: ЮристЪ, 2002.
|
15
|
|
Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов на Дону: Изд-во "Феникс", 1999.
|
1
|
|
Курс экономической теории. Учебное пособие. Экономический рост / Под. ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А. - Киров, 1994.
|
1
|
|
|
2. Научно-методические разработки кафедры по дисциплине
2.1 Учебники и учебные пособия, изданные на кафедре - нет
Таблица 3. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине. История экономических учений учебниками и учебными пособиями, изданными на кафедре
|
Год
издания
|
Автор (ы)
|
Название работы
|
Вид
|
Гриф
|
Тираж
|
Объём,
п. л. *
|
Изда-тель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические указания, рекомендации, сборники трудов, изданные на кафедре - нет
Таблица 4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине История экономических учений методическими указаниями, рекомендациями, сборниками трудов, изданными на кафедре
|
Год
издания
|
Автор (ы)
|
Название
|
Издательство
|
Тираж
|
Объём,
п. л. *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Программно-информационное обеспечение дисциплины
Таблица 5. Обеспеченность учебного процесса по дисциплине История экономических учений программно-информационными ресурсами
Страницы: [1] | 2 |
|