Тема 2: Демографическая основа формирования и функционирования рынка труда
1. Процесс воспроизводства населения и трудового потенциала общества.
2. Факторы, влияющие на формирование трудового потенциала.
3. Миграция населения. Тенденции миграционных процессов в РФ.
4. Демографическая ситуация и демографическая политика государства.
5. Демографический прогноз численности населения и трудовых ресурсов.
1. Процесс воспроизводства населения и трудового потенциала общества
Население - исторически сложившаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, проживающая на определенной территории, главный материальный компонент человеческого общества.
Воспроизводство населения - процесс непрерывного возобновления поколений людей. В.н. - это основной предмет демографии. В настоящее время в демографии сложилось три подхода к определению В.Н., базирующихся на представлении о трех видах движения населения: естественном, миграционном, социальном.
Естественное движение населения - обобщающее понятие ряда демографических процессов, связанных с изменением численности и состава населения «естественным путем», т.е. через процессы рождаемости и смертности. К Е.д.н. также относят процессы брачности и разводимости, которые связаны с процессами рождаемости и смертности, но не меняют общей численности населения. Е.д.н. для отдельных территорий может быть исчислено как разница между общим и миграционным приростом населения.
Миграция населения - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.
Социальное движение населения - изменение социального положения человека в обществе, в результате которого изменяется структура общества, т.е. совокупность классов, общественных слоев и групп, система их взаимоотношений.
Поскольку целью изучения дисциплины является «рынок труда», то предметом нашего исследования является не просто воспроизводство населения, а воспроизводство трудового потенциала общества.
Трудовой потенциал общества - это совокупная способность и возможность его населения, обладающая определенными качественными и количественными характеристиками, заниматься трудовой целесообразной деятельностью (как в общественном производстве, так и вне его) при определенном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Категория «трудовой потенциал» возникла на базе и в дополнение к категориям «трудовые ресурсы» и «рабочая сила». В зависимости от объекта исследования различают трудовой потенциал работника, трудового коллектива, предприятия, отрасли, региона, страны. Трудовой потенциал разных уровней отличается друг от друга размерами обособления трудовых ресурсов.
Формой развития, движения трудового потенциала является процесс воспроизводства. Воспроизводство человеческих способностей к труду представляет собой сложный социально-экономический процесс, состоящий из следующих фаз: формирования, распределения, обмена и использования (см. рис.1).
Формирование трудового потенциала - это количественное и качественное становление трудового потенциала. Формирование трудового потенциала не завершается на каком-то конкретном этапе. Это непрерывный процесс, продолжающийся и в период функционирования способностей человека, его рабочая сила не только потребляется, но одновременно и воспроизводится, развивается, так как происходит совершенствование профессиональных, интеллектуальных знаний, приобретение опыта, навыков и т.д. На формирование трудового потенциала оказывают влияние: экономическая и социальная политика; в современных условиях - коренное изменение системы управления и прежде всего перераспределение функций между центром и регионами, развитие различных форм собственности и занятости.
Распределение и перераспределение трудового потенциала по сферам приложения труда - вторая фаза процесса его воспроизводства. На этой стадии решаются следующие задачи: социально-демографическое и профессионально-квалификационное распределение; распределение трудового потенциала по сферам материального и нематериального производства, а также по предприятиям разных форм собственности; распределение по рабочим местам на предприятиях, в организации и т.д. Происходящая в последние годы структурная перестройка экономики привела к значительному перераспределению трудового потенциала между производственной и непроизводственной сферой, между предприятиями государственной и негосударственной форм собственности. Эту объективную, в целом, тенденцию усилили негативные процессы, поразившие российскую экономику: спад производства во многих отраслях материальной сферы, значительные отраслевые различия в уровне оплаты труда, хроническая задолженность по ее выплате и т.д.
Следующий этап в воспроизводстве трудового потенциала - обмен. Особенность фазы обмена заключается в том, что трудовой потенциал является особым, занимающим исключительное положение ресурсом. Спрос на него формируется, как правило, на уровне отдельного предприятия, а предложение складывается на уровне отрасли, всей промышленности или общества в целом. Спрос на трудовой потенциала является производным от спроса на товары и услуги, производимые с его помощью и определяется величиной предельного продукта в денежном выражении.
Использование (потребление) трудового потенциала - заключительная фаза в процессе воспроизводства. На этой стадии происходит процесс превращения накопленных способностей, возможностей, потенций человека или общности людей в реальные конечные результаты их хозяйственной деятельности. Использование трудового потенциала тесно связано с формированием и распределением: повышение их качества способствует лучшему использованию трудового потенциала. Поэтому использование трудового потенциала выступает как критерий эффективности формирования трудового потенциала и его распределения. Одновременно с этим использование трудового потенциала оказывает достаточно активное обратное воздействие на его формирование и распределение, диктует им свои требования, создает новые стимулы совершенствования.
Понятие использование трудового потенциала проявляется в росте производительности труда в материальном производстве; в росте эффективности труда работников непроизводительной сферы при улучшении качества услуг; в повышении эффективности труда в домашнем и личном подсобном хозяйстве, в улучшении структуры занятости.
2. Факторы, влияющие на формирование трудового потенциала
При рассмотрении трудового потенциала как совокупности физических, интеллектуальных и социальных способностей человека или какой-то общности людей, все факторы, влияющие на его формирование можно условно разделить на три укрупненные группы (см. рис.2):
- природно-климатические;
- социально-экономические;
- демографические.
Природно-климатические факторы воздействуют на количественные и качественные показатели трудового потенциала через удобное географическое положение территорий, наличие природных и сырьевых ресурсов, благоприятные условия их залегания, относительно благоприятные климатические условия.
По мере развития производительных сил значение природного фактора для экономической деятельности людей отнюдь не уменьшается. Однако ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что природно-географические различия постепенно перестают быть барьером для расширения и укрепления постоянных экономических связей между людьми, населяющими различные территории. Ускоренные темпы развития, повсеместное хозяйственное освоение регионов страны, развитие транспортных связей, мобильность населения существенно уменьшили влияние природно-климатических факторов на увеличение трудового потенциала региона.
Формирование качественных характеристик трудового потенциала зависит от уровня экономического и социального развития региона, которые определяются структурой народного хозяйства, межрегиональными связями, развитием социально-бытовой инфраструктуры.
Уровень занятости зависит от численности населения, от его демографической структуры. Численность населения определяется на основе переписи населения. Для того, чтобы рассчитать коэффициент смертности, рождаемости, естественного прироста, необходимо определить среднюю численность населения за определенный период (Р). Этот показатель, как правило, рассчитывается за год, то есть средне годовая численность населения определяется как средняя арифметическая из данных численности населения на начало и конец года.
Абсолютные показатели рождаемости и смертности рассчитываются на 1000 человек. Разница между числом родившихся (N) и числом умерших (М) при положительном результате называется естественным приростом (Е).
Наряду с абсолютными величинами, определяются относительные показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Эти коэффициенты называются коэффициентами естественного движения населения. Они рассчитываются как для всего населения (общие коэффициенты), так и для отдельных возрастных, половых, социальных и других групп (социальные или частные коэффициенты).
Общие коэффициенты определяются как отношения соответствующих абсолютных показателей за данный период времени к средней численности населения за этот же период. Частное от деления умножается на 1000.
Общий коэффициент рождаемости (n) за год (в промилле) определяется по формуле:
n = N / P x 1000 (%o)
Общий коэффициент смертности (m) за год (в промилле):
m = M / P x 1000 (%o)
Разница между коэффициентом рождаемости (n) и коэффициентом смертности (m) составляет коэффициент естественного прироста населения (e) за год (в промилле):
e = n - m (%o)
Этот показатель может быть положительным, отрицательным или равным нулю.
3. Миграция населения. Тенденции миграционных процессов в РФ
Регулирование процессов миграции способствует лучшему размещению трудовых ресурсов, заселению районов хозяйственного освоения, решению задач развития материальной, энергетической и сырьевой базы страны.
Миграция - это перемещение населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места проживания, а для трудовых ресурсов и места приложения труда.
Миграция способствует обмену трудовыми навыками, производственным опытом, ведет к обновлению кадров и их профессионально-квалификационному росту. Однако при недостаточном регулировании миграции ее масштабы могут не совпадать с народно-хозяйственными интересами. Это проявляется в том, что большое количество мигрантов направляется из трудонедостаточных регионов в обжитые, которые не испытывают недостаток в кадрах.
Как и любой сложный социальный процесс, миграцию населения можно полноценно описать только с помощью системы показателей, каждый из которых в отдельности освещает преимущественно ту или иную сторону миграции.
Все показатели миграции могут быть разделены на первичные и вторичные, абсолютные и относительные.
Основные исходные первичные показатели - числа прибывших (П) и выбывших (В). При описании миграции эти числа берутся непосредственно из статистической отчетности или из сводных материалов специальных обследований. Оборот миграции (Об) и сальдо миграции (С) логически следует получать из этих первичных данных путем их сложения и вычитания:
Об = П + В; С = П - В; (чел)
Эти показатели важны на столько сами по себе, сколько как исходные данные для получения различных относительных показателей, прежде всего - показателей интенсивности, хотя в некоторых случаях и самостоятельное значение их велико.
Конечные итоги миграционных процессов за определенных период времени оцениваются показателями результативности, которая может быть исчислена как в абсолютном, так и в относительном выражении. В качестве абсолютного показателя результативности выступает миграционный прирост (М), который рассчитывается как разница между общим и естественным приростом населения за один и тот же период.
М = (Ч1 - Ч0) - E ; (чел.)
где Ч1 - численность населения на конец периода;
Ч0 - численность населения на начало периода;
E- естественный прирост населения (разница между числом родившихся и умерших) за данный период;
Относительный показатель результативности миграции (R) исчисляется как отношение числа выбывших к числу прибывших в расчете на 1000 человек. Для данной территории независимо от масштаба измерения этот показатель выражает уровень обратного движения по отношению к прямому.
R = В / П x 1000 (%o)
Другим относительным показателем миграционных процессов является интенсивность. Коэффициент интенсивности позволяет сравнивать миграционную подвижность населения различных районов. Понятие интенсивности характеризует частоту какого-либо явления в известной среде и выражается правильной дробью, числитель которой - число случаев особого рода (число мигрантов), а знаменатель - основная совокупность (численность населения). Коэффициент интенсивности миграции целесообразно исчислять в расчете на 1000 жителей для соизмеримости с коэффициентом естественного движения.
Интенсивность прибытия (Iпр) определяется путем деления абсолютного количества прибывших в данное место на среднюю численность населения этого места (Чср):
Iпр = П / Чср;
Интенсивность выбытия (Iвыб) определяется аналогично - путем деления числа выбывших на среднюю численность населения Чср:
Iвыб = В / Чср;
В некоторых случаях целесообразно применять и показатель интенсивности миграционного оборота (I Моб), который представляет сумму показателей интенсивности прибытия и выбытия. Коэффициент интенсивности миграционного оборота можно получать как сложением коэффициентов прибытия и выбытия, так и делением суммы прибывших и выбывших на среднюю численность населения:
I Моб = Iпр + Iвыб;
I Моб = (П+В) / Чср x 1000 = Об / Чср x 1000; (%o)
Величина темпа роста определяется из сопоставления уровня изучаемого периода (у i) с уровнем, который принимается за базу сравнения. Выражаются темпы роста в процентах или в виде коэффициентов. При определении базисных темпов роста (Трб) за базу сравнения берется уровень начального периода (у 0). Если же определяют цепные темпы роста (Трц), то за базу сравнения принимается предыдущий уровень (у i-1).
Трб = у i / у 0 x 100 ; (%)
Трц = у i / у i - 1 x 100 ; (%)
Миграция населения охватывает следующие виды перемещений:
§ безвозвратные - сопровождаются сменой постоянного места жительства;
§ сезонные - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства;
§ маятниковые - ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах;
§ эпизодические - представляют собой деловые и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям.
Миграция населения может также рассматриваться как межтерриториальное и межпоселенное перемещение.
В межтерриториальных обычно различают потоки:
§ внутри- и межобластные;
§ внутри- и межреспубликанские;
§ внутри- и межрайонные.
В межпоселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления:
§ внутри городской местности (т.е. между городами и поселками городского типа);
§ внутри сельской местности;
§ сельско-городское миграционное движение;
§ городско-сельское миграционное движение.
Международная миграция - перемещение, переселение населения из одной страны в другую - может быть двух видов:
§ иммиграция - въезд в страну;
§ эмиграция - выезд из страны.
Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.
Тенденции миграционных процессов в Российской Федерации.
Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. В настоящее время для России можно выделить 3-типа миграции:
1. внутренняя;
2. миграционные связи с бывшими союзными республиками;
3. миграция за пределы России.
В до революционной России и ССР население европейской части страны двигалось от центра в Сибирь, на дальний восток, а так же южные республики.
Направление миграции постоянно менялось и в 1980г. население стало стремиться обратно к центру.
В настоящее время страна нуждается в полноценной миграционной политики, так как обострились проблемы миграции:
1. продолжается иммиграция из стран ближнего зарубежья;
2. остаются нерешенные проблемы, связанные с беженцами и переселенцами;
3. наблюдается отток населения с территории северного района, восточносибирского регионов, с дальнего востока;
4. не разработаны механизмы использования иностранной рабочей силы и организации внешней трудовой миграции;
5. отсутствует точный учет и контроль за иммиграцией иностранных граждан в Россию.
В стране зарегистрированы иммигранты свыше 40-национальностей. В 2001г. иммиграционный прирост компенсировал 24% естественной убыли числа россиян, в 1996г. около 42%.
Значительным фактором миграции стали этнополитические конфликты среди иммигрантов ищущих возможности осесть в России, есть люди разных национальностей, но основной поток это русские из бывших союзных республик.
По данным Государственного комитета по Статистики России внешняя миграция в современной России носит этнический характер (репатриация на историческую родину).
Пик миграционных движений пришелся на 1994-1996годы, после чего поток стал снижаться мигрантов.
Сохраняется отрицательная сальдо в миграционном обмене с государствами дальнего зарубежья.
Большинство мигрантов(95%) выбирает Германию, США и Израиль.
Важный аспект трудовой внешней миграции - это эмиграция высоко квалифицированной рабочей силы.
4. Демографическая ситуация и демографическая политика государства
Демографическая ситуация - это развернутая характеристика воспроизводства населения. Воспроизводство населения по основным его структурным элементам(демографическим процессам - рождаемость, смертность, половозрастная структура.), не зависимо от уровня на котором они рассматривают демографическую ситуацию(национальную или региональную), она взаимодействует с другими социально-экономическими процессами.
К началу 1990г. экономические трудности в стране привели к резкому снижению рождаемости и повышению уровня смертности. В 1897г. население России составило 128 млн. человек.
В настоящее время в стране сложилась не благоприятная демографическая ситуация, по прогнозам УОН при сохранении нынешней тенденции развития демографических процессов, в ближайшие 50 лет численность России сократится на 30 миллионов человек.
В 2000г. в Р.Ф. темп прироста численности населения составил 0,5% (число умерших в России постоянно превышает число родившихся с 1992 года.). Общий коэффициент рождаемости в России составил 8,7‰, а коэффициент смертности равен 15,3‰. Сокращается доля детей и подростков в возрасте до 16 лет - продолжается процесс старения нации. 90 % школьников больны хроническими заболеваниями, у 70% женщин рождаются дети с родовыми травмами. Медицина стала менее доступна для населения, в связи с низким финансированием из государственного и муниципального бюджетов. Население в активном трудоспособном возрасте умирает от алкогольного отравления.
В сложившейся демографической ситуации необходимо проведение активной демографической политики на государственном уровне.
Демографическая политика - это часть социально-экономической политики государства направленная на управление процессом демографического развития страны и ее отдельных регионов, т.е. воспроизводством и миграцией населения по территории страны.
В настоящее время в Р.Ф. меры демографической политики должны быть направлены на решение следующих задач:
1) улучшение жизненных условий населения;
2) радикальное изменение и улучшение медицинского обслуживания населения;
3) нормализация процессов естественного движения - сокращение смертности, улучшение здоровья и повышение размера пособий на детей, стимулирование прироста числа детей в семье (только третий ребенок обеспечивает расширенное воспроизводство населения.)
В целях нормализации миграционной ситуации в России, обеспечение законных прав вынужденных переселенцев и беженцев необходимо разработать полноценное миграционное законодательство и изменить миграционную политику, усилить контроль за иммиграцией в страну, а именно:
1) разработать экономический механизм регулирования процессов миграции, ввести меры дифференцированной поддержки регионов в обустройстве мигрантов, стимулирование их прироста на определенной территории с учетом интересов государства и населения.
2) Ужесточить контроль за иммиграцией иностранных граждан в Р.Ф..
3) Оптимизировать импорт рабочей силы, определить масштабы использования иностранной рабочей силы и организовать внешнюю трудовую миграцию в стране.
4) Оказывать государственную поддержку соотечественникам за рубежом.
5. Демографический прогноз занятости
Прогнозы занятости разрабатываются в следующей логической последовательности. Поскольку главным источником рабочей силы является население страны, а именно, его трудоспособная часть, сначала определяются численность и половозрастной состав населения в прогнозируемом периоде. При этом должны учитываться демографическое и миграционное поведение людей. После определения общей численности населения и его половозрастной структуры, выясняется количество трудовых ресурсов (экономически активного населения) в прогнозируемом периоде. Для этого делают выборку соответствующих возрастов из общей численности населения (мужчин -- 16--59 лет, женщин -- 16--54 года). Полученный результат корректируется на численность неработающих инвалидов и работающих подростков и пенсионеров. Полученный результат будет характеризовать предложения рабочей силы на рынке труда.
Разработанный прогноз предложения рабочей силы дополняется следующими качественными параметрами: распределение по полу, возрасту, городу и селу, уровню образования и т.д.
Значительно более сложной задачей являются оценка ожидаемого спроса на рабочую силу. На этом этапе акцент делается на динамике рабочих мест в прогнозируемом периоде, которая определяется исходя из следующего уровня баланса рабочих мест
ФРМ= ФРМ- BФРМ+ ФРМ
где:
ФРМ-- количество рабочих мест на конец прогнозируемого периода;
ФРМ-- количество рабочих мест на начало прогнозируемого периода;
ФРМ-- ввод новых рабочих мест в прогнозируемом периоде;
ВФРМ -- выбытие рабочих мест в прогнозируемом периоде в связи с износом, банкротством предприятий по экономическим причинам.
Физические рабочие места берутся за основу потому, что они в значительной мере определяют спрос на рабочую силу. Выбытие рабочих мест прогнозируется достаточно точно, поскольку существуют отраслевые коэффициенты сокращения активной части основных производственных фондов. Количество вводимых в прогнозируемом периоде новых рабочих мест является функцией объема капитальных вложений по всем формам собственности и стоимости новых рабочих мест. Объем капитальных вложений по отраслям рассчитывается по макромодели экономической дина-мики, а стоимость нового рабочего места определяется с учетом его усложнения и темпов инфляции.
Существует следующий алгоритм расчета спроса на рабочую силу, разработанный российским ученым А. Семеновым, основанный на предположении, что число рабочих мест в определенный момент будущего принимается равным сумме занятых и вакансий.
Этап 1. Рассчитывается выбытие рабочих мест (сокращение занятости) в связи с износом основных производственных фондов (ВФ). Оно определяется как произведение числа рабочих мест в прогнозируемом году и коэффициента выбытия основных фондов отрасли, т.е.:
ВФ = (ЧЗ +ЧВ) * К
где:
ЧЗ - численность занятых в году t;
ЧВ- число вакансий в год t;
К - постоянный коэффициент выбытия активной части основных производственных фондов.
Этап 2. Определяется возможное в прогнозируемом периоде выбытие рабочих мест в связи с банкротством предприятий (ВБ). Расчет ведется по формуле:
ВБ= (ЧЗ -Чиз) * Jуб /Тин
где:
Чиз - накопленный в году t потенциал изменений численности;
Jуб - доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий отрасли в году t;
Тин - темп инфляции в году t .
В качестве условия на этом этапе принимается равенство численности работников на убыточных предприятиях средней численности на предприятии отрасли.
Динамика доли убыточных предприятий определяется следующим образом:
Куб = К уб (1- 1/Тин)
Этап 3. Рассчитывается возможное избавление предприятий отрасли от накопленного потенциала изменений численности работников (В из). Эта процедура осуществляется исходя из следующего соотношения:
Виз = Чиз (1 - Куб/ Тин)*100*(100- Топ/Тин)
где:
Чиз -- накопленный потенциал излишней численности в отрасли в году t;
Топ -- динамика объема производства в году t .
Из данной формулы следует, что чем больше спад производства, тем быстрее предприятие отрасли избавляются от излишней численности работников. Для того, чтобы избежать двойной счет рекомендуется из общей излишней численности работников вычесть ту ее часть, которая обусловлена банкротством.
Этап 4. Определяется возможное выбытие рабочих мест по экономическим причинам (ВЭ). В этих целях используется формула:
ВЭ= ВБ + Виз
Этап 5. Рассчитывается показатель прироста потенциала излишней численности в прогнозируемом году (Чиз), используемый для характеристики изменения уровня скрытой безработицы в зависимости от темпов роста (спада) производства, темпов инфляции и выбытия излишней численности. Расчет ведется по формуле:
Чиз = ЧЗ - Чиз - ВБ* Топ * К эл - Виз - ВФ
тогда
Чиз = Чиз + D Чиз
где:
Кэл -- коэффициент эластичности роста скрытой безработицы в зависимости от динамики объемов производства.
Этап 6. Содержанием этого этапа является решение главной проблемы алгоритма расчета -- расчет величины ввода в действие новых рабочих мест. Он строится при допущении условия, согласно которому число вновь вводимых рабочих мест (ВИ), есть функция их стоимости, дифференцированная по отраслям национальной экономики и объемам капиталовложений.
ВИ= (Кв/Срм +ВИ /Тин)*Ксм
где:
Кв -- капитальные вложения в отрасль в году t ;
Ксм -- коэффициент сменности в отрасли в году t;
Срм -- стоимость ввода нового рабочего места в году t;
ВИ /Тин -- ввод рабочих мест за счет частных инвесторов в году t.
Этап 7. Это заключительный этап алгоритма расчетов прогнозной численности занятых в отраслях национальной экономики. Он строится с помощью следующего балансового соотношения между числом рабочих мест и числом вакансий:
ЧЗ =ЧЗ -ВФ-ВЭ + ВИ - ЧВ
Если к полученным данным о численности рабочей силы добавить численность высвобождаемых из вооруженных сил, а также занятых на учебе с отрывом от производства и профессиональной подготовкой, в домашнем хозяйстве, то в совокупности получим вариант прогноза занятости и потенциальной рабочей силой. Разность между их общей численностью и занятыми в основных сферах и отраслях национальной экономики и на учебе с отрывом от производства, будет характеризовать численность безработных.
Прогноз формирования совокупной рабочей силы и ее возможного использования в экономике Российской Федерации может вестись по такой, более уточненной схеме:
Принципиальная схема формирования рынка труда в 200... году (млн. чел.)
|
П о к а з а т е л и
|
200... г.
Отчет
|
200... год (прогноз)
|
|
|
|
за 200... -200... гг.
|
Всего
|
|
I. Предложение на рынке труда сово-купной рабочей силы -- всего
|
|
|
|
|
П. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных владельцев рабочих мест -- всего
|
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
-- на предприятиях и в организа-циях государственной собственности
|
|
|
|
|
-- на предприятиях смешанных форм собственности
|
|
|
|
|
из них:
|
|
|
|
|
в акционерных обществах
|
|
|
|
|
в арендных предприятиях
|
|
|
|
|
в ассоциациях, концернах, объеди-нениях
|
|
|
|
|
на предприятиях с участием ино-странного капитала
|
|
|
|
|
в общественных фондах
|
|
|
|
|
-- в кооперативном секторе
|
|
|
|
|
из них:
|
|
|
|
|
в сельскохозяйственных кооперативах
|
|
|
|
|
в кооперативах по производству товаров и услуг
|
|
|
|
|
в потребительской кооперации
|
|
|
|
|
-- в частнопредпринимательском секторе -- всего
|
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
на частных предприятиях
|
|
|
|
|
в домашних хозяйствах населения
|
|
|
|
|
в фермерских хозяйствах
|
|
|
|
|
в ИТД
|
|
|
|
|
работающие по договору-подряду
|
|
|
|
|
III. Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подготовкой к труду и учебой с отрывом от производства
|
|
|
|
|
IV. Потенциальная рабочая сила заня-тая в домашнем хозяйства, всего
|
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
безработные
|
|
|
|
|
|
|