Главная   Добавить в избранное Бюджетная система | курсовая работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней

 



Бюджетная система - курсовая работа


Категория: Курсовые работы
Рубрика: Экономика и экономическая теория
Размер файла: 50 Kb
Количество загрузок:
25
Количество просмотров:
1094
Описание работы: курсовая работа на тему Бюджетная система
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
    • 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения
    • 2. Анализ формирование бюджетной системы в РФ
    • 3. Содержание и этапы бюджетного процесса
  • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

В курсовой работе будет рассматриваться тема «Бюджетное устройство и бюджетный процесс».

К бюджетной системе относятся органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты (сметы доходов и расходов), контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.

Бюджетная система в соответствии с существующими тремя уровнями субъектов государственного управления и собственности (общегосударственный, региональный - субъектов Федерации, и местный или муниципальный) также является трехуровневой - общефедеральной, региональной и местной. Бюджет всех трех уровней называется консолидированным (сведенным вместе) бюджетом.

Реализуются бюджетные отношения через систему бюд-жетного устройства страны.

В действующем в настоящее время Бюджетном кодексе РФ не дано определения бюджетного устройства. Отсутствие на законодательном уровне трактовки такого основополага-ющего понятия не только в существенной мере осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений в стра-не, но и ограничивает практические возможности формиро-вания взвешенной бюджетной политики, поскольку пробле-ма сводится к организации бюджетной системы.

Между тем понятие бюджетного устройства не ограни-чивается только определением структуры статической моде-ли бюджетной системы и принципов ее построения. Харак-тер бюджетного устройства в существенной мере зависит от социально-экономического и от национально-государственного устройства страны

Бюджетное устройство - это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюд-жетного процесса, включающей, кроме принципов построе-ния бюджетной системы, также принципы и методы раз-граничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджет-ные отношения и ответственность за нарушение бюджетно-го законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система государства является составным элементом его бюджетного устройства.

Тема курсовой работы достаточно актуальна, поскольку бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решае-мыми государством в тот или иной исторический период.

Цель курсовой работы - раскрыть процесс формирования бюджетного устройства и бюджетной системы.

Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:

- рассмотрена бюджетная система РФ и принципы ее построения;

- произведен анализ формирование бюджетной системы в РФ;

- представлено содержание и этапы бюджетного процесса в РФ.

В работе будет использоваться литература последних лет издания, как монографическая так и периодические издания, которая помогут нам наиболее полно и современно отразить тему курсовой работы.

1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Бюджет представляет собой форму образования и расхо-дования фонда денежных средств, предназначенных для фи-нансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой сис-теме страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населе-нием - с другой, которые связаны с формированием и использо-ванием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений обусловлено задачами, решае-мыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его пе-рераспределением. Основными финансовыми методами пере-распределения национального дохода являются:

1) образова-ние и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюд-жетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использо-вание общественных фондов потребления, страховых и ре-зервных фондов. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2006. - С.24.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как посредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществ-ление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизо-ванных фондов денежных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государст-венного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотноше-ния между ее отдельными звеньями, правовые основы функ-ционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формиро-вания и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой госу-дарственного устройства страны, действующими в ней основ-ными законодательными актами, ролью бюджета в обществен-ном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государст-ва, административно-территориальных образований, самостоя-тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государст-венном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система явля-ется главным звеном финансовой системы государства. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2006. - С.25.

По-строение бюджетной системы зависит от формы государствен-ного и административного устройства страны. По степени рас-пределения власти между центром и административно-тер-риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государствен-ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного госу-дарства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это фор-ма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образова-ния, входящие в государство, имеют собственную государствен-ность и обладают определенной политической самостоятельно-стью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли-тических или военных целей. Бюджет такого государства фор-мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджет-ные и налоговые системы. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.40.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу-циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная сис-тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне-бюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ-ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федера-ции включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, авто-номных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.41.

Следует отметить, что в состав федерального и территори-альных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюдже-тов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов -- дорожный, экологический, воспроиз-водства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Феде-рации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюдже-ты субъектов Российской Федерации не включаются в федераль-ный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюд-жетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже-тов), в бюджетную систему входят государственные внебюд-жетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фон-ды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).

Средства этих фондов по экономическому содержанию и на-правленности их использования мало чем отличаются от бюд-жетных средств.

Функ-ционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2)разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюд-жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сба-лансированность бюджета; 6) эффективность и экономность ис-пользования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

В доходной части баланса используются следующие бюджет-ные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо-ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, рас-ходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержа-ние органов государственной власти, правоохранительных орга-нов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.42.

Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспектив-ном финансовом планировании в частности. При разработке про-гнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко-торых лежат показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозиро-вания бюджетов также базируется на данных консолидирован-ных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспекти-ву исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как раз-мер ВВП, национального дохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-стей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксирова-на, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде-ления и перераспределения внутреннего валового продукта и соз-данного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

Средства федерального бюджета являются главным источ-ником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2005. - С.131.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Феде-рации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с Законодательством Российской Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го-сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этапов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст-венной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации. Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2005. - С.133.

Главным источником доходов федерального бюджета являют-ся налоговые доходы (83%). Наиболее весомые налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - более 35% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - более 14%, среди них основное место занимают импортные пошлины.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой под-держки регионов, из федерального бюджета субъектам Россий-ской Федерации выделяются дотации и субвенции.

2. Анализ формирование бюджетной системы в РФ

Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюд-жетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержа-ние эластичности налоговой системы - непременное условие сба-лансированности государственной казны.

Поддержание баланса доходов и расходов государства нераз-рывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в ее рамках - с рациональным соотношением между функциями налогов.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расход-ной статей федерального бюджета в России. В связи с постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2000г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл.1). Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2006. - С.132.

Таблица 1

Доходы, расходы, дефицит (профицит)

федерального бюджета (в % к ВВП)

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

1992

15,8

18,9

-3,1

1993

14,9

20,6

-5,5

1994

13,4

23,4

-10,0

1995

15,1

17,9

-2,8

1996

14,9

18,6

-3,7

1997

13,9

17,6

-3,7

1998

11.9

17,2

-5,3

1999

12,9

14,0

-1,1

2000

16,0

14,6

1,4

2001

17,6

14,7

2,9

2002

19,4

17,8

1,6

2003

18,5

18,0

0,5

2004

17,9

17,4

0,5

2005

17,8

16,3

1,5

Из таблицы 1 видно, что теперь поступление налогов существенно улучшилось.

Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994г. достиг максимума (10,0%).

Совершенно обособленным понятием в структуре бюд-жетного устройства России является понятие консолидиро-ванного бюджета, который представляет собой свод бюд-жетов всех уровней бюджетной системы Российской Феде-рации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Рассмотрим показатели сбалансированности консолидиро-ванного и федерального бюджета представлены в табл. 2-5. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2006. - С.185.

Таблица 2

Консолидированный бюджет РФ (в млрд. руб.)

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

5,33

49,7

172,4

437,0

597,7

711,6

686,8

1213,6

2096,5

2301,2

3435

3421,4

4543,9

5478,3

Расходы

597

57,7

230,4

486,1

694,4

835,5

842,1

1258,0

1950,0

2285,4

32546

4202,9

4211,6

5200,2

Дефицит

(-), Профицит

(+)

-0,64

-8,0

-58,0

-49,1

-96,7

-123,9

-155,3

-44,4

+ 146,5

+ 157,4

+ 181 02

+118,54

+332,33

+278,1

Таблица 3

Федеральный бюджет РФ (в млрд. руб.)

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

3,02

25,5

81,7

232,1

320,3

343,4

325,9

615,3

1132,1

1193,5

1998,4

2417,8

2742,8

3326,0

Расходы

3,98

35,4

142,7

275,2

400,0

436,6

472,2

666,9

1029,2

1193,4

1871,9

2435,6

2659,4

3047,9

Дефицит(-), Профицит(+)

-0,96

-9,9

-61,0

-41,3

-79,7

-93,2

-146,3

-51,4

+102,9

+0,1

+ 126,5

+72,2

+83,4

+278,1

Основная часть доходного потенциала федерального бюд-жета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2003г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001г. налого-вые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002г. они соста-вили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.

Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около одного процента. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании феде-ральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2002г. и 3,5% в 2003г.

Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005 гг. приведены в табл.4.

Таблица 4

Основные параметры федерального бюджета на 2003-2005гг.(млрд руб.)

Параметры

2003г.

2004г.

2005г.

Утвер-ждено Законом

В % к ВВП

Утверждено Законом

В % к ВВП

Утвержде-но Зако-ном

В % к ВВП

I . Доходы всего

2417791,8

18,5

2686155,9

17,7

3001139,4

17,3

из них:

налоговые доходы

1892363,7

14,5

2083987,0

13,7

2328912,4

13,4

неналоговые доходы

145721,8

1,1

160554,5

1,1

169296,7

1,0

доходы целевых бюджетных фондов

14066,3

0,1

13114,4

0,1

13630,3

0,1

единый социаль-ный налог

365 640,0

2,8

428 500,0

2,8

489 300,0

2,8

II. Расходы всего

2345641,3

17,9

2591404,6

17,1

2851475,5

16,4

1.Процентные расходы

277 510,0

2,1

290164,2

1,9

302161,1

1,7

в том числе:

внутренние

57482,1

0,4

67 992,7

0,4

78 242,0

0,5

внешние

220027,9

1,7

222 171,5

1,5 .

223919,1

1,3

2. Непроцентные рас-ходы (без единого со-циального налога)

1702491,3

13,0

1 872 740,4

12,4

2060014,4

1.1,9

3. Единый социальным налог

365 640,0

2,8

428 500,0

2,8

489300,0

2,8

III. Профицит, дефицит

72150,5

0,6

94751,3

0,6

149 663,9

0,9

IV. Финансовый резерв

324 340,3

2,1

474 004,2

2,7

Как видно из приведенной таблицы, значительное сни-жение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со сниже-нием относительного уровня единого социального налога, а наибольший рост налоговых доходов федерального бюджета предусматривается за счет индексация ставок таможенных пошлин.

Единый социальный налог стал учитываться в структуре налоговых доходов федерального бюджета начиная с 2002г.

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в госу-дарственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ - и предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на госу-дарственное пенсионное и социальное обеспечение и меди-цинскую помощь, введен действие с 1 января 2001г.

Таблица 5

Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005гг.

Статья дохода

2004г. - закон (прогноз по цене на нефть 22 долл. США за баррель, курс - 31,3)

2005г. - проект (прогноз по цене на нефть 26 долл. США за баррель, курс - 30,21)

Млрд

руб.

%

ВВП

%

дох.

млрд руб.

%

ВВП

%

дох.

1.ЕСН

438,2

2,9

16,0

260,2

1,4

8,4

2. НДС

988,4

6,5

36,0

1094,0

6,1

35,3

3. Таможенные пошлины

532,5

3,5

19,4

739,4

4,1

23,8

4. Налог на до-бычу полезных ископаемых

267,9

1,8

9,8

400,2

2,2

12,9

5. Акцизы

98,5

0,6

3,6

84,7

0,5

2,7

6. Налог на прибыль орга-низаций

164,6

1,1

6,0

235,2

1,3

7,6

Таблица 6

Консолидированные бюджеты субъектов РФ Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2006. - С.186. (в млрд. руб.)

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

2,67

30,1

115,6

241,0

334,9

433,4

413,5

660,8

1065,9

1107,7

1437,3

1903,6

2141,1

2486,8

Расходы

2,35

28,2

112,6

247,0

351,9

468,1

422,5

653,8

1032,1

1092

1382,8

1857,2

1892,2

2486,8

Дефицит

(-)

Профицит(+)

+0,32

+1,9

+3,0

-6,0

-17,0

-34,7

-9,0

+7,0

+33,8

+15,7

+54,5

+46,4

+248,93

0,0

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления - это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной струк-туре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потреби-тели, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообло-жение сужает внутренний покупательный спрос и соответ-ственно сокращает потенциальные возможности экономичес-кого развития страны.

Но не только акцент на косвенное налогообложение ис-кажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности обще-ства. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.

По причине необеспеченности расходов бюджетов первичными доходами в 1990-е гг. и федеральный, и консолидированный бюджеты не были подчине-ны росту инвестиционной активности, отодвигалось на будущее решение ост-рейших социальных проблем. К этому периоду относятся инициативы прави-тельства по приостановлению действия множества норм законов, гарантирую-щих социальную защиту, а в 2004г. это вылилось, несмотря на предвыборные заверения заботиться о благе сограждан, в отмену социальных льгот, в их заме-ну обесцениваемой инфляцией "компенсацией", которая таковой не будет. При декларации "социальности" государства в статье 7 Конституции РФ это - симп-томатический признак утраты им последних остатков "социальности". Эти действия к тому же абсолютно недемократичны. Если действующая Конститу-ция принята в результате волеизъявления народа, как принято считать в ситуа-ции действующих схем "волеизъявления", то выхолащивание остатков прежних социальных гарантий в ее содержании недопустимо. Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.89.

К сожалению, многие расходы бюджетной сферы финансируются по оста-точному принципу, хотя налоги платят в расчете на качественное выполнение государством своих функций. Плательщики налогов практически оплачивают риски и платежи по бездарно используемым внешним и внутренним займам. И хотя благодаря высоким ценам на нефть внешние заимствования несколько были сокращены, но внутренние растут. Общая величина внутреннего госуда-рственного долга на конец 2002г. законом о бюджете предусматривалась в объеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете на 2003г. на начало 2004г. верхний предел государственного внутреннего долга был предусмотрен в сумме 841 млрд. руб., в том числе за счет прироста задолженности по новым облигациям федерального займа с амортизацией долга - на 67 млрд. руб. при установлении верхнего предела государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.

Конъюнктурный рост доходов и наличие довольно значи-тельного Стабилизационного фонда позволяет досрочно сокращать внешний государственный долг, формирующий основную часть государственного долга (наряду с внутренним), а значит, и процентные расходы. Перед Россией, одна, ко, ее заемщики досрочно долги не погашают. Более того, Россия, особенно не возражавшая против агрессии США в Ираке, можно сказать, содействовала созданию ситуации непогашения перед нею иракского долга.

Очевидно, что при планируемом профиците государство использует источни-ки покрытия дефицита. Получается, что дефицит бюджета имеется, но маскирует-ся тем, что в конечном счете вместо увеличения расходов, для которых, в общем-то, и формируются доходы, предусматривается профицит. В бюджете на 2003г. профицит предусматривался в сумме 72 млрд. руб. и маскировал дефицит федерального бюджета в сумме 288,3 млрд. руб. - 2,2% ВВП. Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.90.

Фактически он, судя по материалам проекта закона об исполнении бюджета за 2003г., достиг 227 млрд. руб. Тот же курс прослеживался в проекте федерального бюджета на 2004г.: был предусмотрен профицит в объеме 83,4 млрд. руб. - при увеличении государственных внутренних заимствований, которые, будучи в соответствии с бюджетным законодательством источником покрытия дефицита бюджета, постепенно становятся обычными дохо-дами бюджета. Снова будет его фактическое превышение, о чем свидетельствует рост в 2004г. Стабилизационного фонда.

На 2005г. планировался профицит федерального бюджета в сумме 278,1 млрд. руб. Предусмотрено сокращение задолженности по внешним обязатель-ствам в сумме 344,43 млрд. руб. (11,48 млрд. долл.), но при этом задолженность по внешним долговым обязательствам возрасла на 1,127 млрд. долл. (33,82 млрд. руб.). Сальдо по источникам внутреннего финансирования дефицита фе-дерального бюджета предусматривалось (с учетом погашения долга в сумме 122 млрд. руб.) на уровне 88,85 млрд. руб., в том числе за счет продажи имущества, находящегося в государственной собственности - 48,74 млрд. руб. Как видно, внутренние и внешние заимствования используются как обычный источник доходов федерального бюджета при столь значительном профиците. Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.93.

Формирование профицита, не сопровождаемое его использованием для инвестиций, развития науки и образования, модернизации производственной инфраструктуры и роста на этой основе ВВП, противоречит официальному курсу на активизацию экономического роста. Пока это не будут учитывать полемизиру-ющие с главой государства и правительства министры финансов и экономическо-го развития и торговли, реальный экономический рост проблематичен. Он практи-чески невозможен без увеличения производства конкурентоспособной продукции и услуг, что по определению исключается, если рост связывается в основном с ростом добычи и экспорта нефти. Более того, это ограничивает рост в энергоемких отраслях первого подотдела первого подразделения общественного производства.

3. Содержание и этапы бюджетного процесса

В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определе-ние: "Бюджетный процесс - регламентируемая нормами пра-ва деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процес-са по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, про-ектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государ-ственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением". Огонин И.А. Роль и социально-экономическая сущность бюджета // Российская юстиция. - 2005. - №2. - С.13.

Задачами бюджетного процесса являются:

- максимальное выявление всех материальных и финан-совых резервов в целях достижения существенного прогрес-са на пути к развитому рыночному хозяйству;

- определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономичес-кого развития;

- установление расходов бюджета по целевому назначе-нию, а также общего объема, исходя из потребности беспе-ребойного финансирования всех мероприятий общегосудар-ственного значения, предусмотренных бюджетом;

- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости нацио-нальной денежной единицы;

- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

- осуществление бюджетного регулирования в целях сба-лансированности бюджетов разного уровня путем перерасп-ределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими региона-ми;

- повышение роли перспективного бюджетного плани-рования, что должно обеспечить пропорциональность и сба-лансированность всех крупномасштабных социально-эконо-мических программ;

- усиление контроля за финансовой деятельностью юри-дических лиц и доходами отдельных граждан при выполне-нии ими налоговых обязательств;

- автоматизация процесса составления и исполнения бюд-жетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техни-ки.

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающими бюджетными полномочиями, а также бюджет-ные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные опе-рации со средствами бюджетов. Огонин И.А. Роль и социально-экономическая сущность бюджета // Российская юстиция. - 2005. - №2. - С.14.

В систему органов, обладающих бюджетными полномо-чиями, входят:

1.Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, фо ...........



Страницы: [1] | 2 |


......
Для просмотра полного текста работы, скачайте ее - бесплатно.







 
 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  

Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Бюджетная система | курсовая работа

СтудентБанк.ру © 2013 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег