- СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
-
- 1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения
- 2. Анализ формирование бюджетной системы в РФ
- 3. Содержание и этапы бюджетного процесса
- Заключение
-
- Список использованной литературы
Введение
В курсовой работе будет рассматриваться тема «Бюджетное устройство и бюджетный процесс».
К бюджетной системе относятся органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты (сметы доходов и расходов), контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.
Бюджетная система в соответствии с существующими тремя уровнями субъектов государственного управления и собственности (общегосударственный, региональный - субъектов Федерации, и местный или муниципальный) также является трехуровневой - общефедеральной, региональной и местной. Бюджет всех трех уровней называется консолидированным (сведенным вместе) бюджетом.
Реализуются бюджетные отношения через систему бюд-жетного устройства страны.
В действующем в настоящее время Бюджетном кодексе РФ не дано определения бюджетного устройства. Отсутствие на законодательном уровне трактовки такого основополага-ющего понятия не только в существенной мере осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений в стра-не, но и ограничивает практические возможности формиро-вания взвешенной бюджетной политики, поскольку пробле-ма сводится к организации бюджетной системы.
Между тем понятие бюджетного устройства не ограни-чивается только определением структуры статической моде-ли бюджетной системы и принципов ее построения. Харак-тер бюджетного устройства в существенной мере зависит от социально-экономического и от национально-государственного устройства страны
Бюджетное устройство - это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюд-жетного процесса, включающей, кроме принципов построе-ния бюджетной системы, также принципы и методы раз-граничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджет-ные отношения и ответственность за нарушение бюджетно-го законодательства Российской Федерации.
Бюджетная система государства является составным элементом его бюджетного устройства.
Тема курсовой работы достаточно актуальна, поскольку бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решае-мыми государством в тот или иной исторический период.
Цель курсовой работы - раскрыть процесс формирования бюджетного устройства и бюджетной системы.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- рассмотрена бюджетная система РФ и принципы ее построения;
- произведен анализ формирование бюджетной системы в РФ;
- представлено содержание и этапы бюджетного процесса в РФ.
В работе будет использоваться литература последних лет издания, как монографическая так и периодические издания, которая помогут нам наиболее полно и современно отразить тему курсовой работы.
1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения
Бюджет представляет собой форму образования и расхо-дования фонда денежных средств, предназначенных для фи-нансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой сис-теме страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населе-нием - с другой, которые связаны с формированием и использо-ванием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Содержание этих отношений обусловлено задачами, решае-мыми государством в тот или иной исторический период.
Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его пе-рераспределением. Основными финансовыми методами пере-распределения национального дохода являются:
1) образова-ние и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюд-жетные фонды);
2) организация налогов;
3) финансирование отраслей народного хозяйства;
4) формирование и использо-вание общественных фондов потребления, страховых и ре-зервных фондов. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2006. - С.24.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как посредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
1) перераспределение национального дохода;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществ-ление социальной политики государства;
4) контроль за образованием и использованием централизо-ванных фондов денежных средств.
Бюджетное устройство определяет организацию государст-венного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотноше-ния между ее отдельными звеньями, правовые основы функ-ционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формиро-вания и использования бюджетных средств и др.
Основы бюджетного устройства определяются формой госу-дарственного устройства страны, действующими в ней основ-ными законодательными актами, ролью бюджета в обществен-ном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государст-ва, административно-территориальных образований, самостоя-тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государст-венном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система явля-ется главным звеном финансовой системы государства. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2006. - С.25.
По-строение бюджетной системы зависит от формы государствен-ного и административного устройства страны. По степени рас-пределения власти между центром и административно-тер-риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство - это форма государствен-ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного госу-дарства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное) государство - это фор-ма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образова-ния, входящие в государство, имеют собственную государствен-ность и обладают определенной политической самостоятельно-стью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли-тических или военных целей. Бюджет такого государства фор-мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджет-ные и налоговые системы. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.40.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу-циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная сис-тема Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне-бюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ-ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система Российской Федера-ции включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, авто-номных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.41.
Следует отметить, что в состав федерального и территори-альных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюдже-тов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов -- дорожный, экологический, воспроиз-водства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Феде-рации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюдже-ты субъектов Российской Федерации не включаются в федераль-ный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюд-жетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже-тов), в бюджетную систему входят государственные внебюд-жетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фон-ды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).
Средства этих фондов по экономическому содержанию и на-правленности их использования мало чем отличаются от бюд-жетных средств.
Функ-ционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2)разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюд-жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сба-лансированность бюджета; 6) эффективность и экономность ис-пользования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
В доходной части баланса используются следующие бюджет-ные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо-ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.
Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, рас-ходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержа-ние органов государственной власти, правоохранительных орга-нов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.42.
Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспектив-ном финансовом планировании в частности. При разработке про-гнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко-торых лежат показатели консолидированных бюджетов.
Разработка экономико-математических моделей прогнозиро-вания бюджетов также базируется на данных консолидирован-ных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспекти-ву исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как раз-мер ВВП, национального дохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-стей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксирова-на, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде-ления и перераспределения внутреннего валового продукта и соз-данного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.
Средства федерального бюджета являются главным источ-ником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2005. - С.131.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Феде-рации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-женные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с Законодательством Российской Федерации;
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в го-сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этапов государственной власти Российской Федерации;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст-венной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации. Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2005. - С.133.
Главным источником доходов федерального бюджета являют-ся налоговые доходы (83%). Наиболее весомые налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - более 35% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - более 14%, среди них основное место занимают импортные пошлины.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой под-держки регионов, из федерального бюджета субъектам Россий-ской Федерации выделяются дотации и субвенции.
2. Анализ формирование бюджетной системы в РФ
Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюд-жетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержа-ние эластичности налоговой системы - непременное условие сба-лансированности государственной казны.
Поддержание баланса доходов и расходов государства нераз-рывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в ее рамках - с рациональным соотношением между функциями налогов.
Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расход-ной статей федерального бюджета в России. В связи с постепенным ослаблением кризиса в бюджетной практике России с 2000г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл.1). Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2006. - С.132.
Таблица 1
Доходы, расходы, дефицит (профицит)
федерального бюджета (в % к ВВП)
|
Год
|
Доходы
|
Расходы
|
Дефицит (-)
Профицит (+)
|
|
1992
|
15,8
|
18,9
|
-3,1
|
|
1993
|
14,9
|
20,6
|
-5,5
|
|
1994
|
13,4
|
23,4
|
-10,0
|
|
1995
|
15,1
|
17,9
|
-2,8
|
|
1996
|
14,9
|
18,6
|
-3,7
|
|
1997
|
13,9
|
17,6
|
-3,7
|
|
1998
|
11.9
|
17,2
|
-5,3
|
|
1999
|
12,9
|
14,0
|
-1,1
|
|
2000
|
16,0
|
14,6
|
1,4
|
|
2001
|
17,6
|
14,7
|
2,9
|
|
2002
|
19,4
|
17,8
|
1,6
|
|
2003
|
18,5
|
18,0
|
0,5
|
|
2004
|
17,9
|
17,4
|
0,5
|
|
2005
|
17,8
|
16,3
|
1,5
|
|
|
Из таблицы 1 видно, что теперь поступление налогов существенно улучшилось.
Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994г. достиг максимума (10,0%).
Совершенно обособленным понятием в структуре бюд-жетного устройства России является понятие консолидиро-ванного бюджета, который представляет собой свод бюд-жетов всех уровней бюджетной системы Российской Феде-рации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Рассмотрим показатели сбалансированности консолидиро-ванного и федерального бюджета представлены в табл. 2-5. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2006. - С.185.
Таблица 2
Консолидированный бюджет РФ (в млрд. руб.)
|
Год
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
|
Доходы
|
5,33
|
49,7
|
172,4
|
437,0
|
597,7
|
711,6
|
686,8
|
1213,6
|
2096,5
|
2301,2
|
3435
|
3421,4
|
4543,9
|
5478,3
|
|
Расходы
|
597
|
57,7
|
230,4
|
486,1
|
694,4
|
835,5
|
842,1
|
1258,0
|
1950,0
|
2285,4
|
32546
|
4202,9
|
4211,6
|
5200,2
|
|
Дефицит
(-), Профицит
(+)
|
-0,64
|
-8,0
|
-58,0
|
-49,1
|
-96,7
|
-123,9
|
-155,3
|
-44,4
|
+ 146,5
|
+ 157,4
|
+ 181 02
|
+118,54
|
+332,33
|
+278,1
|
|
|
Таблица 3
Федеральный бюджет РФ (в млрд. руб.)
|
Год
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
|
Доходы
|
3,02
|
25,5
|
81,7
|
232,1
|
320,3
|
343,4
|
325,9
|
615,3
|
1132,1
|
1193,5
|
1998,4
|
2417,8
|
2742,8
|
3326,0
|
|
Расходы
|
3,98
|
35,4
|
142,7
|
275,2
|
400,0
|
436,6
|
472,2
|
666,9
|
1029,2
|
1193,4
|
1871,9
|
2435,6
|
2659,4
|
3047,9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дефицит(-), Профицит(+)
|
-0,96
|
-9,9
|
-61,0
|
-41,3
|
-79,7
|
-93,2
|
-146,3
|
-51,4
|
+102,9
|
+0,1
|
+ 126,5
|
+72,2
|
+83,4
|
+278,1
|
|
|
Основная часть доходного потенциала федерального бюд-жета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2003г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001г. налого-вые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002г. они соста-вили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.
Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около одного процента. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании феде-ральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2002г. и 3,5% в 2003г.
Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005 гг. приведены в табл.4.
Таблица 4
Основные параметры федерального бюджета на 2003-2005гг.(млрд руб.)
|
Параметры
|
2003г.
|
2004г.
|
2005г.
|
|
|
Утвер-ждено Законом
|
В % к ВВП
|
Утверждено Законом
|
В % к ВВП
|
Утвержде-но Зако-ном
|
В % к ВВП
|
|
I . Доходы всего
|
2417791,8
|
18,5
|
2686155,9
|
17,7
|
3001139,4
|
17,3
|
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые доходы
|
1892363,7
|
14,5
|
2083987,0
|
13,7
|
2328912,4
|
13,4
|
|
неналоговые доходы
|
145721,8
|
1,1
|
160554,5
|
1,1
|
169296,7
|
1,0
|
|
доходы целевых бюджетных фондов
|
14066,3
|
0,1
|
13114,4
|
0,1
|
13630,3
|
0,1
|
|
единый социаль-ный налог
|
365 640,0
|
2,8
|
428 500,0
|
2,8
|
489 300,0
|
2,8
|
|
II. Расходы всего
|
2345641,3
|
17,9
|
2591404,6
|
17,1
|
2851475,5
|
16,4
|
|
1.Процентные расходы
|
277 510,0
|
2,1
|
290164,2
|
1,9
|
302161,1
|
1,7
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
внутренние
|
57482,1
|
0,4
|
67 992,7
|
0,4
|
78 242,0
|
0,5
|
|
внешние
|
220027,9
|
1,7
|
222 171,5
|
1,5 .
|
223919,1
|
1,3
|
|
2. Непроцентные рас-ходы (без единого со-циального налога)
|
1702491,3
|
13,0
|
1 872 740,4
|
12,4
|
2060014,4
|
1.1,9
|
|
3. Единый социальным налог
|
365 640,0
|
2,8
|
428 500,0
|
2,8
|
489300,0
|
2,8
|
|
III. Профицит, дефицит
|
72150,5
|
0,6
|
94751,3
|
0,6
|
149 663,9
|
0,9
|
|
IV. Финансовый резерв
|
|
|
324 340,3
|
2,1
|
474 004,2
|
2,7
|
|
|
Как видно из приведенной таблицы, значительное сни-жение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со сниже-нием относительного уровня единого социального налога, а наибольший рост налоговых доходов федерального бюджета предусматривается за счет индексация ставок таможенных пошлин.
Единый социальный налог стал учитываться в структуре налоговых доходов федерального бюджета начиная с 2002г.
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в госу-дарственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ - и предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на госу-дарственное пенсионное и социальное обеспечение и меди-цинскую помощь, введен действие с 1 января 2001г.
Таблица 5
Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005гг.
|
Статья дохода
|
2004г. - закон (прогноз по цене на нефть 22 долл. США за баррель, курс - 31,3)
|
2005г. - проект (прогноз по цене на нефть 26 долл. США за баррель, курс - 30,21)
|
|
|
Млрд
руб.
|
%
ВВП
|
%
дох.
|
млрд руб.
|
%
ВВП
|
%
дох.
|
|
1.ЕСН
|
438,2
|
2,9
|
16,0
|
260,2
|
1,4
|
8,4
|
|
2. НДС
|
988,4
|
6,5
|
36,0
|
1094,0
|
6,1
|
35,3
|
|
3. Таможенные пошлины
|
532,5
|
3,5
|
19,4
|
739,4
|
4,1
|
23,8
|
|
4. Налог на до-бычу полезных ископаемых
|
267,9
|
1,8
|
9,8
|
400,2
|
2,2
|
12,9
|
|
5. Акцизы
|
98,5
|
0,6
|
3,6
|
84,7
|
0,5
|
2,7
|
|
6. Налог на прибыль орга-низаций
|
164,6
|
1,1
|
6,0
|
235,2
|
1,3
|
7,6
|
|
|
Таблица 6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2006. - С.186. (в млрд. руб.)
|
Год
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
|
Доходы
|
2,67
|
30,1
|
115,6
|
241,0
|
334,9
|
433,4
|
413,5
|
660,8
|
1065,9
|
1107,7
|
1437,3
|
1903,6
|
2141,1
|
2486,8
|
|
Расходы
|
2,35
|
28,2
|
112,6
|
247,0
|
351,9
|
468,1
|
422,5
|
653,8
|
1032,1
|
1092
|
1382,8
|
1857,2
|
1892,2
|
2486,8
|
|
Дефицит
(-)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профицит(+)
|
+0,32
|
+1,9
|
+3,0
|
-6,0
|
-17,0
|
-34,7
|
-9,0
|
+7,0
|
+33,8
|
+15,7
|
+54,5
|
+46,4
|
+248,93
|
0,0
|
|
|
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления - это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной струк-туре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потреби-тели, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообло-жение сужает внутренний покупательный спрос и соответ-ственно сокращает потенциальные возможности экономичес-кого развития страны.
Но не только акцент на косвенное налогообложение ис-кажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности обще-ства. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.
По причине необеспеченности расходов бюджетов первичными доходами в 1990-е гг. и федеральный, и консолидированный бюджеты не были подчине-ны росту инвестиционной активности, отодвигалось на будущее решение ост-рейших социальных проблем. К этому периоду относятся инициативы прави-тельства по приостановлению действия множества норм законов, гарантирую-щих социальную защиту, а в 2004г. это вылилось, несмотря на предвыборные заверения заботиться о благе сограждан, в отмену социальных льгот, в их заме-ну обесцениваемой инфляцией "компенсацией", которая таковой не будет. При декларации "социальности" государства в статье 7 Конституции РФ это - симп-томатический признак утраты им последних остатков "социальности". Эти действия к тому же абсолютно недемократичны. Если действующая Конститу-ция принята в результате волеизъявления народа, как принято считать в ситуа-ции действующих схем "волеизъявления", то выхолащивание остатков прежних социальных гарантий в ее содержании недопустимо. Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.89.
К сожалению, многие расходы бюджетной сферы финансируются по оста-точному принципу, хотя налоги платят в расчете на качественное выполнение государством своих функций. Плательщики налогов практически оплачивают риски и платежи по бездарно используемым внешним и внутренним займам. И хотя благодаря высоким ценам на нефть внешние заимствования несколько были сокращены, но внутренние растут. Общая величина внутреннего госуда-рственного долга на конец 2002г. законом о бюджете предусматривалась в объеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете на 2003г. на начало 2004г. верхний предел государственного внутреннего долга был предусмотрен в сумме 841 млрд. руб., в том числе за счет прироста задолженности по новым облигациям федерального займа с амортизацией долга - на 67 млрд. руб. при установлении верхнего предела государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.
Конъюнктурный рост доходов и наличие довольно значи-тельного Стабилизационного фонда позволяет досрочно сокращать внешний государственный долг, формирующий основную часть государственного долга (наряду с внутренним), а значит, и процентные расходы. Перед Россией, одна, ко, ее заемщики досрочно долги не погашают. Более того, Россия, особенно не возражавшая против агрессии США в Ираке, можно сказать, содействовала созданию ситуации непогашения перед нею иракского долга.
Очевидно, что при планируемом профиците государство использует источни-ки покрытия дефицита. Получается, что дефицит бюджета имеется, но маскирует-ся тем, что в конечном счете вместо увеличения расходов, для которых, в общем-то, и формируются доходы, предусматривается профицит. В бюджете на 2003г. профицит предусматривался в сумме 72 млрд. руб. и маскировал дефицит федерального бюджета в сумме 288,3 млрд. руб. - 2,2% ВВП. Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.90.
Фактически он, судя по материалам проекта закона об исполнении бюджета за 2003г., достиг 227 млрд. руб. Тот же курс прослеживался в проекте федерального бюджета на 2004г.: был предусмотрен профицит в объеме 83,4 млрд. руб. - при увеличении государственных внутренних заимствований, которые, будучи в соответствии с бюджетным законодательством источником покрытия дефицита бюджета, постепенно становятся обычными дохо-дами бюджета. Снова будет его фактическое превышение, о чем свидетельствует рост в 2004г. Стабилизационного фонда.
На 2005г. планировался профицит федерального бюджета в сумме 278,1 млрд. руб. Предусмотрено сокращение задолженности по внешним обязатель-ствам в сумме 344,43 млрд. руб. (11,48 млрд. долл.), но при этом задолженность по внешним долговым обязательствам возрасла на 1,127 млрд. долл. (33,82 млрд. руб.). Сальдо по источникам внутреннего финансирования дефицита фе-дерального бюджета предусматривалось (с учетом погашения долга в сумме 122 млрд. руб.) на уровне 88,85 млрд. руб., в том числе за счет продажи имущества, находящегося в государственной собственности - 48,74 млрд. руб. Как видно, внутренние и внешние заимствования используются как обычный источник доходов федерального бюджета при столь значительном профиците. Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.93.
Формирование профицита, не сопровождаемое его использованием для инвестиций, развития науки и образования, модернизации производственной инфраструктуры и роста на этой основе ВВП, противоречит официальному курсу на активизацию экономического роста. Пока это не будут учитывать полемизиру-ющие с главой государства и правительства министры финансов и экономическо-го развития и торговли, реальный экономический рост проблематичен. Он практи-чески невозможен без увеличения производства конкурентоспособной продукции и услуг, что по определению исключается, если рост связывается в основном с ростом добычи и экспорта нефти. Более того, это ограничивает рост в энергоемких отраслях первого подотдела первого подразделения общественного производства.
3. Содержание и этапы бюджетного процесса
В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определе-ние: "Бюджетный процесс - регламентируемая нормами пра-ва деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процес-са по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, про-ектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государ-ственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением". Огонин И.А. Роль и социально-экономическая сущность бюджета // Российская юстиция. - 2005. - №2. - С.13.
Задачами бюджетного процесса являются:
- максимальное выявление всех материальных и финан-совых резервов в целях достижения существенного прогрес-са на пути к развитому рыночному хозяйству;
- определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономичес-кого развития;
- установление расходов бюджета по целевому назначе-нию, а также общего объема, исходя из потребности беспе-ребойного финансирования всех мероприятий общегосудар-ственного значения, предусмотренных бюджетом;
- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости нацио-нальной денежной единицы;
- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
- осуществление бюджетного регулирования в целях сба-лансированности бюджетов разного уровня путем перерасп-ределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими региона-ми;
- повышение роли перспективного бюджетного плани-рования, что должно обеспечить пропорциональность и сба-лансированность всех крупномасштабных социально-эконо-мических программ;
- усиление контроля за финансовой деятельностью юри-дических лиц и доходами отдельных граждан при выполне-нии ими налоговых обязательств;
- автоматизация процесса составления и исполнения бюд-жетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техни-ки.
Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающими бюджетными полномочиями, а также бюджет-ные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные опе-рации со средствами бюджетов. Огонин И.А. Роль и социально-экономическая сущность бюджета // Российская юстиция. - 2005. - №2. - С.14.
В систему органов, обладающих бюджетными полномо-чиями, входят:
1.Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, фо ...........
Страницы: [1] | 2 |
|