МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Политическая экономия
Тема: Богатство человеческого общества как результат и условие
социально-экономического развития
Сдала:
студентка 2-го курса
211 группы
Шурлачакова С. В.
Симферополь, 2009
Содержание
Введение
Сущность общественного богатства
Структура и использование национального богатства
Человек -- основной источник и критерий социально-экономического прогресса
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время лидеры средне- и слаборазвитых стран задаются вопросом повышения жизненного, материального уровня населения. Конечно же, это результат и условие социально-экономического развития. Именно поэтому экономическому состоянию страны следует уделять особое внимание. Об этом подробнее дальше, по тексту реферата.
Сущность общественного богатства
Показатель общественного богатства как национального впервые был определен в XVII в. У. Петти как сумма накопленных материальных ценностей. Дальнейшие попытки статистического исследования национального богатства относятся к XIX в., а с 1853 г. его измерения становятся темой международных статистических конгрессов.
В конце XIX -- начале XX в. представители исторической школы отрицали действие объективных экономических законов, поскольку, по их мнению, существует богатство лишь отдельных лиц (экономисты -- российский А. Шторх, немецкие А. Амонн, Р. Лифман, П. Хермберг). Другие ученые подходили к определению и исчислению национального богатства с точки зрения возможности использования его с целью налогообложения. В трактовке французского экономиста Э. Роговского национальное -- это богатство, приносящее прибыль его собственнику, а в масштабе общества -- это сумма богатств частных лиц, определенная в действующих ценах, т. е. она не включает имущество государства, церкви и объекты общественного пользования (парки, улицы, каналы и т. п.). Английский экономист Р. Гиффен исчислял национальное богатство на основе информации о подоходном налоге. Другие исследователи определяли его исходя из данных об имуществе, получаемом по наследству или в дар, и другими способами.
В первой половине XX в. была распространена трактовка национального богатства как совокупности "экономических" благ, имеющих цены, и "свободных" благ -- даров природы и т. п. Кроме того, национальное богатство определялось как благо, которое можно оценить деньгами. Например, цена жилого дома должна включать климат и ландшафт, где дом размещен. Поскольку в практических расчетах выявить действительную стоимость "свободных" благ не удалось, величину национального богатства определили как сумму "экономических" благ. Отдельные западные экономисты включали в национальное богатство уровень профессиональной подготовки работников, продолжительность жизни населения и другие элементы, связанные с личностью участника производства, определяя их как живое национальное богатство. Его величина определялась как "стоимость производства людей", т. е. затраты на воспитание, образование и поддержание здоровья. Известны сопоставления "живого" и общественного богатства (в 1891 г. в Великобритании 5:1), исчисления "средней стоимости человека" (в 1911 г. в США -- 23,6 тыс. франков, в европейской части России -- 10,1 тыс. франков) и др.
Современная западная статистика определяет национальное богатство как совокупную стоимость всех материальных активов, имеющихся на территории страны, плюс сальдо международной задолженности и капиталовложений. Различают невоспроизводимые (земля, полезные ископаемые) и воспроизводимые активы. Человеческие ресурсы и природные блага (вода, воздух, климат и т. п.) в состав национального богатства не включаются, поскольку они не имеют рыночной цены. Для расчета воспроизводимых активов применяют метод непрерывной инвентаризации, в соответствии с которым определяют запас каждой категории активов суммированием затрат на эти активы за весь период их эксплуатации, и из этой суммы исключают амортизацию, рассчитанную применительно к средней продолжительности функционирования данной категории активов. Метод непрерывной инвентаризации был распространен и в 40 --50-х годах XX в. На его основе американский экономист Р. Голдсмит рассчитал элементы национального богатства в США за 1898--1948, 1905 -- 1950, 1945 -- 1958 гг., а английский экономист П. Редферн -- в Великобритании за 1938--1953 гг. В 30-х годах советский статистик А. Вайнштейн использовал этот метод для оценки имущества общественного хозяйства в национальном богатстве дореволюционной России. Невоспроизводимые активы рассчитывались по данным цензов или разными приближенными способами, например, путем применения среднего соотношения между стоимостью строений и ценой земли.
В 1947 г. была создана Международная ассоциация исследований проблем национального дохода и богатства.
Богатство -- общая категория, объективно свойственная всем экономическим системам. Оно является необходимым условием поддержания и расширения общественного производства и потребления на основе создания необходимых для этого запасов -- средств и предметов труда и потребления, а также трудовых навыков в развитии личного фактора производства.
Национальное богатство является совокупностью всех благ, находящихся в распоряжении общества, страны.
Общественное богатство как экономическая категория обусловлено развитием производительных сил, количественным ростом и качественным усложнением потребностей производства и потребления. Влияние на конкретно-исторические закономерности воспроизводства общественного богатства (темпы и пропорции общественного производства, материальные носители богатства и принципы его распределения между отдельными индивидами, трудовыми коллективами, государством, другими субъектами в условиях кардинальных изменений в отношениях собственности на средства производства) оказывают социальные формы его движения, которые обусловливаются прежде всего системой господствующих экономических производственных отношений. В историческом процессе неизбежны переходы от одной социальной формы движения общественного богатства к другой, которые ведут к существенным сдвигам во внутреннем содержании и внешнем проявлении богатства, в целях и закономерностях накопления и распределения материальных и духовных благ в обществе. В связи с этим можно обосновать определенные критерии -- признаки, определяющие объективные границы общественного богатства как социально-экономической категории независимо от конкретных форм его существования.
Наиболее важным признаком общественного богатства является применение при его создании общественного труда. Последний является не только источником всех создаваемых материально-вещественных и духовных благ, но и необходимым условием развития самого человека, вне творческой деятельности которого блага теряют качества социального или общественного богатства.
Общественный труд как экономическая категория богатства является универсальной мерой этого богатства, которая может количественно выразить совокупность его элементов независимо от специфики их материального содержания и социальной формы движения. Вместе с тем как основной источник богатства (наряду с материальными объектами и силами природы) труд не является его непосредственной составляющей.
Другим признаком материальных и духовных благ, входящих в общественное богатство, является такая их особенность, как накопляемость. Экономическое содержание последней состоит в способности материальных и духовных благ реализовать свою потребительную стоимость (т.е. способность удовлетворять определенные потребности как производства, так и потребления) не в результате единичного акта, а на протяжении определенного времени. Период для определения критерия использования во времени для каждого элемента материальных и духовных благ принимается как условный. Например, в статистике Украины к основным фондам относят средства труда со сроком функционирования свыше одного года. Подобные критерии существуют в статистике капитальных вложений США и других развитых стран.
Достаточно условными являются и критерии "долгосрочного пользования" для элементов потребительского богатства, особенно для личных видов домашнего имущества. При этом в статистической практике эти критерии существенно различаются. Так, статистика США в составе потребительского имущества населения учитывает лишь материальные блага, имеющие срок службы три года и более. В статистике Украины эту категорию материальных благ учитывают более полно: в нее включают и так называемые товары среднесрочного пользования (прежде всего одежду и обувь), в том числе и со сроком службы от одного до трех лет. Это вытекает из стоимостного состава потребительского имущества, поскольку в Украине дорогостоящее потребительское имущество населения формируется у пока еще незначительной части граждан.
Категория общественного богатства предусматривает также учет взаимосвязи и взаимопроникновения природы и общества. Движение основных материальных элементов общественного богатства регулируется законами общественного производства, а развитие элементов природы -- законами последней. Однако воспроизводство определенной части элементов общественного богатства, на которые влияют и природа, и общество, регулируется законами как социального, так и природного развития, что является одной из важнейших особенностей богатства. Такими элементами являются природные ресурсы -- предметы живой и неживой природы.
Общественное богатство как экономическую категорию не следует понимать примитивно -- как антоним бедности и синоним роскоши. Общественное богатство является совокупностью результатов труда, материализованных в разных сферах деятельности и объективно необходимых данному обществу для нормального прохождения процесса воспроизводства в конкретных социально-экономических и природно-исторических условиях. Эти условия определяют структуру богатства, т. е. возможность и необходимость вложения обществом живого и овеществленного труда в те или иные предпосылки процесса воспроизводства. Без учета последних неправомерно проводить общие или сравнительные оценки эффективности такой структуры.
Так, население северных регионов из-за природно-климатических условий вынуждено вкладывать больше труда в капитальное жилье, системы теплоснабжения и другие подобные блага, тратить значительную часть потребительского бюджета на покупку теплой одежды, обуви и т. п. В других условиях (тропический или субтропический климат) все эти элементы богатства нецелесообразны. Аналогично страны, владеющие труднодоступными полезными ископаемыми, вынуждены накапливать значительные массы совокупного труда в использовании этих ресурсов для поддержания нормального процесса воспроизводства. В то же время большая доля этой сферы накопления сокращает возможности использования других природных богатств.
Важная задача экономической теории общественного богатства состоит в том, чтобы четко определить те сферы, в которых реально происходит накопление общественного труда.
В теоретическом плане следует различать натурально-вещественное содержание богатства и экономические функции, которые выполняют потребительные стоимости, входящие в его состав. Так, сырье и материалы являются предметом труда и в то же время играют иную экономическую роль как запасы. Одна и та же потребительная стоимость может быть и средством труда, и его предметом, и предметом потребления (в зависимости от выполняемой ею функции в процессе воспроизводства). Элементы общественного продукта составляют вещественное содержание накапливаемого богатства. Они выражают натурально-вещественное содержание богатства, но не являются его экономическими факторами.
Общественное богатство в процессе воспроизводства обособляется от продукта как постоянного условия обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса. Элементы продукта составляют лишь натурально-вещественное содержание богатства, а само оно выполняет в процессе воспроизводства специфические функции. Следовательно, в его состав могут входить другие потребительные стоимости, кроме созданных в процессе производства. Речь идет о таких постоянно включаемых в процесс производства условиях непрерывности воспроизводства, как природные ресурсы, которые не являются продуктом труда, однако постоянно принимают в нем участие.
Таким образом, природное богатство следует рассматривать в составе национального богатства как такое, которое в воспроизводственном процессе (наряду с накопленными трудом ресурсами) является условием постоянной воспроизводимости и неотделимой частью экономического богатства, поскольку оно включено в процесс производства.
Элементы богатства классифицируются по признакам труда, воспроизводимости, накопляемости. Так, существуют природные ресурсы, которые не созданы трудом (например, лес), но могут быть воспроизведены. В то же время некоторые виды природных ресурсов (природные ископаемые) в своей основной части невоспроизводимые. В некоторых отраслях (животноводство, разведение рыбы в водоемах) процесс труда осуществляется в единстве с природными процессами. Однако независимо от особенностей разных потребительных стоимостей или отраслей производства, можно выделить часть национального богатства, которая функционирует в процессе воспроизводства и создана трудом, и часть, которая не является результатом труда. Воспроизводимая трудом часть национального богатства обособляется как общественное богатство в противоположность невоспроизводимому трудом богатству -- природному, которое используется для удовлетворения определенных потребностей человека и общества.
Природные ресурсы -- это определенная совокупность различных форм материи, воплощенная во взаимодействующих на нашей планете различных веществах и силах природы, создающих условия и средства существования человека. Для удовлетворения своих потребностей в продуктах питания, сырье, энергии, других материальных ресурсах, а также в отдыхе человек постоянно обращается к использованию разнообразных природных ресурсов.
Затраты значительных объемов живого и овеществленного труда на разведывание полезных ископаемых, культивирование лесов, сохранение и улучшение земель, вод, воздуха ведут не только к постоянному вовлечению в хозяйственный оборот всевозрастающей части природных ресурсов, но и к накоплению в них определенных объемов общественного труда. Тем самым эта часть природных ресурсов превращается в элемент общественного богатства.
Совокупные общественные потребности можно рассматривать как:
материальные потребности, связанные с необходимостью воспроизводства материально-вещественных элементов общественного производства и субъективного его фактора -- человека;
духовные потребности, предусматривающие накопление передовых достижений науки и техники;
социальные потребности общества, связанные с управлением производством, а также внутренними и внешними условиями развития общества (оборона, охрана прав и свобод граждан, дипломатическая деятельность и т. п.).
Удовлетворение каждой из этих потребностей требует постоянного увеличения ресурсов материализованного труда -- приумножения общественного богатства.
Источниками общественного богатства являются труд и природа. Природное богатство содержит как средства жизни (плодородие почвы, наличие рыбы в водоемах, ягод, грибов, лекарственных растений, диких зверей и т. д.), так и средства труда (водопады, реки, пригодные для судоходства, древесина, полезные ископаемые и т. п.). Первый вид природного богатства имел решающее значение во время зарождения цивилизации, второй -- на более высоких ступенях развития общества.
Значительной частью богатства общества является вещественное богатство, т. е. совокупность накопленных материальных ценностей. Его целесообразно рассматривать с разных сторон. Во-первых, следует анализировать место вещественных элементов богатства в процессе общественного производства. С этой целью выделяются средства производства и в их составе средства и предметы труда, а также предметы потребления. Во-вторых, важно исследовать возможность пространственного перемещения вещественных элементов богатства. Здесь различают материально закрепленную часть богатства (улучшение плодородия почвы, производственные строения, каналы, мосты, трубо- и газопроводы, железные дороги и т. п.) и движущиеся объекты (транспортные средства и др.). В-третьих, целесообразно различать специфическую особенность существования вещественных элементов общественного богатства в форме капитала. При этом наряду с материализованными ценностями все большую роль и место занимают духовные и социальные, интеллектуальные ценности, которые также неотделимы от своих материальных носителей.
Понятие "общественное богатство" противоречивое -- общественное по своему характеру богатство может быть частным и принадлежать отдельным собственникам. Лишь с помощью денег в обмене различными потребительными стоимостями богатство отдельной личности проявляется как общественное богатство. Деньги -- абсолютная общественная форма богатства, которая отличается от самого богатства и существует вне его.
3. Структура и использование национального богатства
Национальное богатство состоит из двух частей: материальной и нематериальной. К первой принадлежат созданные человеком материальные фонды, которые делятся на основные (средства труда) и оборотные (предметы труда), основные фонды, функционирующие в социальной сфере, природные ресурсы; ко второй -- духовные ценности, находящиеся в распоряжении общества.
Учет национального богатства Украины происходит по методу прямого подсчета (данные инвентаризации, бухгалтерская и статистическая отчетность). Учитываются такие факторы: основные и оборотные производственные фонды, т. е. фонды материального производства, состоящие из средств труда (машин, оборудования, транспортных механизмов, строений производственного назначения и т. п.) и прошедших обработку предметов труда (сырье, топливо, материалы); непроизводственные фонды общества, т. е. основные фонды социальной сферы, к которым относятся жилищный фонд и фонды культурно-бытового назначения, являющиеся собственностью государственных, коллективных и общественных организаций; личное (потребительское) имущество населения (в том числе и жилищный фонд) и средства производства, которые находятся в его собственности. Кроме того, к этим факторам принадлежат товарные запасы производственного назначения на предприятиях сферы материального и нематериального производства, государственные резервы, в том числе страховые, золотой и валютный запасы, материальные запасы для нужд обороны, имеющиеся в производственном процессе природные ресурсы -- сельскохозяйственные угодья, леса, полезные ископаемые, гидроэнергетические ресурсы. Содержание составных частей национального богатства и их доля не остаются неизменными.
Значительные сдвиги претерпевает структура национального богатства в условиях высоких темпов научно-технического прогресса -- усиливается потребность в обновлении основных производственных фондов, быстро растет в составе оборотных фондов доля искусственных материалов (синтетические волокна, каучук, пластмассы, смолы и т. п.). В структуре непроизводственных фондов все большую долю имеет имущество научных организаций, учреждений образования и здравоохранения. Постоянно ускоряются темпы вовлечения в хозяйственное использование природных богатств, что в то же время нередко отрицательно влияет на природную окружающую среду, обусловливает резкое повышение затрат общества на экологические мероприятия.
Национальное богатство является одним из наиважнейших показателей экономического могущества страны, источником национально-экономического прогресса.
Нематериальное богатство включает профессиональные, интеллектуальные и физические способности людей, теоретические и практические знания, опыт, умения и навыки, образовательный, культурный и морально-этический потенциал общества, достижения науки, техники и управления, научно-управленческий потенциал общества, совокупность духовных, культурных, художественных и литературных ценностей. Интеллектуальные способности личности приобретают особое значение в связи с развитием негосударственных форм собственности и переходом к рыночной экономике.
Научно-техническая революция углубляет связь науки с производительными силами. Во-первых, научные знания, высокий уровень образованности становятся обязательными для современных рабочих. Во-вторых, меняется характер связей "производство -- техника -- наука", "производство -- рабочая сила -- образование". Производство достигает уровня, на котором научная деятельность становится элементом, опосредующим создание, совершенствование и использование средств производства. Проявлением этого процесса является включение в производство прикладной науки. Эффективное функционирование производства требует подготовки рабочей силы соответствующей квалификации, владеющей навыками управления современными техническими средствами и имеющей высокий интеллектуальный уровень.
Наука, образование, культура становятся новыми производительными силами, которые включены в производство. Вместе с тем необходимо разграничивать непосредственные производительные силы и вторичные, третичные. Хотя наука, образование, культура в системе взаимодействия со средствами производства и рабочей силой выступают в условиях научно-технического прогресса как производительные силы, тем не менее на природные элементы непосредственно влияют вещественные и личные факторы производства, которые все больше зависят от духовного богатства общества.
Накопленные затраты труда на формирование духовного богатства целесообразно сгруппировать таким образом:
затраты труда индивидуума на приобретение знаний и навыков (через среднее и высшее образование, повышение квалификации и т. п.) и на повышение своего культурного уровня;
затраты труда членов семьи на воспитание и обучение индивидуума до достижения им трудоспособного возраста;
затраты труда тех, кто занят в сфере образования, науки и культуры и обеспечивает подготовку индивидуумов к участию в общественном производстве.
Это свидетельствует о комплексном характере источников формирования духовного богатства общества, среди которых решающая роль принадлежит каждому отдельному индивидууму. На современном уровне экономических исследований и статистических разработок невозможно количественно выразить все элементы формирования духовного богатства.
Величину образовательного потенциала лиц, занятых в народном хозяйстве, можно определить как накопленное количество лет общего обучения и по отдельным отраслям. При этом следует учитывать определенные особенности.
Во-первых, величина образовательного и профессионально-квалификационного потенциала занятых учитывается как элемент совокупного общественного богатства.
Во-вторых, этот компонент совокупного общественного богатства определяется по данным об образовательном потенциале не только занятого в материальном производстве населения, но и тех лиц, которые работают в сфере среднего и высшего образования, профессиональной переподготовки и переквалификации, подготовки научных кадров и т. п., т. е. в нематериальном производстве.
В-третьих, целесообразно учитывать соотношение между рабочим и внерабочим временем, возрастание в последнем доли времени, которое необходимо для обучения, самообразования, творчества и др.
Воспроизводство и обновление общественного богатства, в том числе и производственных фондов, осуществляются в процессе его взаимодействия с общественным продуктом. Взаимосвязи последнего с богатством имеют двухсторонний характер.
В условиях структурных сдвигов в экономике, ее перехода на рыночные отношения полнее обнаруживается единство двух частей национального богатства -- природного и общественного. Это не случайно. От объема, состава и качественного уровня природного богатства страны зависит выход общества из кризисного состояния, выбор первоочередных направлений интенсификации производства.
Накопленные производительные силы, воплощенные в общественном богатстве, и современные технические возможности не являются гарантией рационального и эффективного природопользования. Взаимодействие природы и общества не следует сводить к технико-экономическим процессам. В отношения с природой общество вступает в единстве производительных сил и экономических производственных отношений. Следовательно, характер, форма и результаты взаимодействия общества с природой определяются не только производительными силами, но и экономическими производственными отношениями, отношениями управления хозяйственным процессом.
Стратегическими целями государства в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются:
поддержание наиболее благоприятной для здоровья экологически безопасной среды для обеспечения физического, психологического и социального благополучия населения;
обеспечение рационального природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально-экономического развития;
сбалансированность процессов воспроизводства и использования воспроизводимых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства;
сохранение биосферного равновесия на локальном, региональном и глобальном уровнях;
сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия природы, ландшафтно-архитектурных особенностей сельской местности и городов как бесценного достояния народа, основы национальных культур и духовной жизни всех членов общества.
Для достижения поставленных целей следует:
разработать и реализовать последовательные меры по ресурсосбережению и учету экологических требований во всех звеньях общественного производства и потребления;
создать единую систему природоохранного законодательства, стандартов и нормативных требований к хозяйственной деятельности;
обеспечить экологически обоснованное размещение производительных сил, использование и воспроизводство природных ресурсов с учетом критериев допустимых антропогенных нагрузок на природную окружающую среду;
разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования;
разработать меры по предупреждению производственных аварий на опасных в экономическом отношении объектах, уменьшению поступлений в окружающую среду газообразных, жидких и твердых вредных веществ до допустимых величин, проведению эффективной экологической экспертизы программ и проектов всех видов хозяйственной деятельности, ликвидации негативных влияний загрязнения окружающей среды на человека, животный и растительный мир, озоновую оболочку Земли;
создать единую автоматизированную систему экологического контроля и наблюдений за состоянием и загрязнением природной окружающей среды;
проводить исследования по важнейшим научным проблемам природопользования;
повышать уровень экологического образования и воспитания людей, массовой пропаганды природоохранных знаний.
Реализация этих мер создаст необходимые условия для эффективного использования и увеличения национального богатства Украины.
Человек -- основной источник и критерий социально-экономического прогресса
Материал, изложенный в части II, позволяет сделать вывод о том, что центром социально-экономического прогресса, его генератором является сам человек как источник роста общественного богатства и его потребитель. Богатство общества создается в конечном счете человеком и для человека, ибо он является основной составляющей производительных сил, субъектом экономических производственных отношений и конечной целью производства.
Насколько уровень и масштабность богатства используются не в интересах отдельных личностей, слоев, кланов и т. д., а для широкой общественности, свидетельствует о ступени социально-экономического прогресса наряду с уровнем и глубиной использования ограниченных ресурсов, развитием материальной основы цивилизации и экономических производственных отношений в их многообразии. Именно использование достижений богатства человеческого общества для всестороннего развития его членов является высшим критерием этого прогресса.
Человек как главный фактор производства выступает носителем производственных и общественных отношений. Производительные силы и производственные отношения постоянно меняются, развиваются. Соответственно изменяются -- неизмеримо возрастают -- место и роль человека в процессе производства, особенно в условиях современного научно-технического прогресса. С одной стороны, происходит освобождение человека от выполнения определенных функций непосредственно в самом производстве за счет его механизации и автоматизации, а с другой -- повышается значение его профессиональной подготовки, способности обеспечить функционирование сложного технического оборудования.
Человек как биосоциальное существо является частью и природы, и общества. Он включен в связь с другими людьми в процессе совместной трудовой деятельности. Понимание диалектического единства биологического и социального в человеке имеет принципиальное значение. Если недооценивается тот или иной аспект, неизбежны искажения в развитии общества.
На современном этапе развития общества преобразовательная деятельность в природе достигла такой ступени, что стала реальной угроза экологической катастрофы. Загрязнение воздуха, воды и земли отрицательно сказывается на жизни людей, вызывает тяжелые заболевания. Антропоцентристское понимание мировой цивилизации воспитывает у человека уверенность в том, что он может и должен брать от окружающей природы все, что ему необходимо. Ценность природы будто бы состоит лишь в том, что она служит человеку. Такой подход приводит к глубокому экологическому кризису, ставящему под сомнение сохранение и развитие человеческой цивилизации.
Именно жизнь требует восстановления и последовательного соблюдения принципа гармоничного сосуществования человека и природы. Человек должен уметь восстанавливать природную окружающую среду, строить свои отношения с природой на новых, гуманистических началах. Поэтому современное развитие производительных сил неразрывно связано с дальнейшим повышением образованности человека, овладением им не только технической, но и гуманитарной культурой. Именно благодаря последней человек способен к целостному восприятию природы и общества.
Сегодня быстрыми темпами развивается экология -- наука об охране окружающей среды, которая все больше влияет на развитие общественного производства, экономики в целом.
Экономическая теория в определенной мере характеризует взаимодействие человека с природой, но не изучает развитие природы в целом. Поэтому она не рассматривает весь комплекс экологических проблем. В то же время экономический аспект экологии органично входит в проблемы развития общественного производства.
Человек должен создать гармоничную эколого-экономическую систему, которая бы органично сочетала благоприятные для него экономические условия жизнедеятельности с сохранением природной окружающей среды, чтобы социально-экономическое качество жизни дополнялось экологически безопасными здоровыми условиями.
Общественные отношения играют решающую роль в развитии человека. Если не созданы благоприятные общественные условия, очень трудно, а иногда и невозможно человеку проявить свой талант. Однако нельзя игнорировать и то, что человек -- биосоциальное существо, что природа играет огромную роль в его творении. Именно поэтому есть люди, имеющие большие способности, талант, и есть люди менее одаренные. Создание условий для реализации способностей всем людям -- один из основоположных принципов развития общества.
В экономической теории используются такие понятия и категории, как "работник", "трудящийся", "рабочая сила", "личный фактор производства", "человеческий фактор", "субъективный фактор" и др. Чтобы понять соотношение между ними, следует обратиться к определению понятия "рабочая сила".
Рабочая сила -- это совокупность физических и духовных способностей, которые имеет организм человека, его живая личность и которые он применяет всякий раз, когда производит любые потребительные стоимости. Это означает, что способность к труду является важным, но не единственным качеством человека.
Категория "личный фактор производства" характеризует человека как главный и решающий элемент производительных сил. В то же время человек является и субъектом экономических производственных отношений, и носителем системы интересов. Поэтому категория "человеческий фактор" значительно шире, чем "личный". Она характеризует деятельность людей, активное функционирование их в системе не только производственных, но и всех общественных отношений. Человеческий фактор -- это органическое единство сознания и деятельности человека как движущей силы и высшей цели общественного прогресса.
Категория "субъективный фактор" шире, чем "человеческий фактор", поскольку характеризует сознательную деятельность отдельных индивидуумов, трудовых коллективов, партий, слоев, общественных организаций и даже государства. Экономическая теория изучает важные конкретные проявления человеческого, субъективного факторов, связанные с экономической деятельностью, но не может охватить все богатство общественных отношений, воплощенных в этих понятиях.
Как было отмечено, производительные силы -- это единство материально-вещественного и личного факторов производства. Главную роль здесь играет личный фактор -- человек, создающий средства производства и приводящий их в действие. Человек -- главная производительная сила общества. Вместе с тем средства производства и прежде всего орудия -- это наиболее революционный элемент производительных сил. Они быстро меняются, совершенствуются, что связано с развитием человека, повышением его образовательного, квалификационного уровня, улучшением организации труда и управления.
До определенного времени была распространена концепция о снижении роли человека в система автоматизированного производства, приспособлении или принудительном подчинении его все более совершенной технике. Эта концепция рассматривала человеческий фактор как наименее надежную деталь в любой сложной технической системе. Однако это не соответствует реальным процессам общественного развития.
Роль человека при всех глубоких изменениях в технике и технологии не снижается, а наоборот, возрастает, ведь именно деятельность человека определяет развитие науки и техники, совершенствование производства, общественной жизни в целом.
Вопреки экономистам, которые преувеличивают роль овеществленного в средствах производства труда и принижают значение живого труда человека, по нашему мнению, приоритет принадлежит последнему, именно человек является главной производительной силой общества.
Научно-технический прогресс постоянно вносит изменения в производительные силы общества, средства производства, овеществленный и живой труд. Они все больше становятся воплощением знания, значение которого неизмеримо возрастает. Наука превращается в непосредственную общественную производительную силу. И если в средствах труда она выступает как овеществленное знание, то в человеке она существует как живое сознание, определяющее его научно-техническую и экономическую деятельность. Если рабочая сила не соответствует требованиям, выдвигаемым к ней новой техникой и технологией, это неизбежно приведет к тому, что последние не будут использоваться. Противоречивое взаимодействие материально-вещественного и личного элементов производительных сил объективно направляет действия людей на обеспечение прогрессивного развития в их единстве.
Происходит параллельное развитие средств производства и человека. Ручные орудия труда требовали работника определенного типа (без особой подготовки). Применение промышленных машин выдвинуло новые требования к рабочей силе (образованность, профессиональное мастерство). Современная научно-техническая революция вознесла эти требования на еще более высокий уровень.
Со временем меняются потребности человека в области материального обеспечения, здравоохранения, физического развития, образования (как общего, так и профессионального), культуры, духовной жизни. От этого все больше зависит развитие общественного производства. Это, в свою очередь, требует изменения условий воспроизводства рабочей силы.
Общественное производство, как и его факторы, всегда имеет конкретно-историческую социально-экономическую форму. Поэтому и человек как главный фактор производительных сил в то же время является субъектом (носителем) экономических производственных и всех общественных отношений, ведь экономические отношения возникают и существуют в процессе совместной трудовой деятельности людей.
Господствующие производственные отношения определяют общественно-экономический тип человека (рабовладелец и раб, феодал и крестьянин, капиталист и наемный работник, коллективный собственник в системе социально организованного рыночного хозяйства). Форма собственности на средства производства определяет место человека в системе общественного производства, его долю в создаваемом общественном продукте, интересы и мотивацию его деятельности. Соединение человека со средствами производства для осуществления процесса труда может быть на основе внеэкономических (например, насильственного принуждения) или экономических методов.
В процессе развития общества как социально организованного рыночного хозяйства происходят глубокие качественные изменения в положении человека. Научно-технический прогресс обусловил переход к трудосберегающему типу производства, возвысил роль и значение живого высококвалифицированного труда. Это, в свою очередь, поставило вопрос об улучшении условий жизни и труда людей, развитии образовании, повышении квалификации работников, охране их здоровья, обеспечении им свободного времени и отдыха, повысило значение развития социальной сферы.
Примечательной чертой современных развитых стран является широкое использование общественных и государственных средств для решения экономических и социальных проблем. Это выражается в государственном и общественном обеспечении развития науки, образования, здравоохранения, социальном обеспечении людей (престарелых, неимущих, безработных и др.). В ведущих развитых странах на социальные потребности используют не менее 50 процентов расходной части государственных бюджетов.
Глубокую внутреннюю противоречивость любого строя составляет наличие, с одной стороны, субъектов производственного процесса, а другой -- тех, кто выполняет функцию владения и управления. Эта проблема активно решается в условиях современного социально ориентированного рыночного хозяйства, когда рядом с господствующей частной собственностью, которая была характерной для предыдущих этапов, развиваются государственная, коллективная (паевая) собственность, ее смешанные формы, совершенствуются формы хозяйствования, расширяются формы распределения доходов, в которых принимают участие все работники ("участие в прибылях"), и т. п. Ускоренно развиваются наука о человеческих отношениях, предметом которой является исследование условий обеспечения на практике партнерства всех работающих, преодоление их противопоставления.
Ныне происходит глубокий качественный переворот в развитии производительных сил. Идет процесс коренного изменения положения человека в производстве, создания "нефабричных" производств, технологических линий, которые самоорганизуются и работают без отходов, уменьшают вредность производства.
Разумеется, современное социально организованное рыночное хозяйство не избавилось от своих внутренних противоречий. Вместе с тем достигнутый им высокий уровень производительности труда позволяет не только значительно увеличить прибавочный продукт, но и одновременно расширить необходимый, что приводит к значительному повышению уровня заработной платы и дополнению ее высокими общественными фондами потребления.
Человек является главным элементом производительных сил и субъектом производственных отношений. Чтобы облегчить свой труд и повысить его производительность, человек создает новые средства производства, совершенствует организацию труда, а следовательно, и производственные отношения. В свою очередь, производственные отношения активно влияют на деятельность человека, на его развитие, порождают в нем заинтересованность в совершенствовании и эффективном использовании средств производства.
В соответствии с изменениями в технике и технологии производства должна совершенствоваться система подготовки кадров, разворачиваться их подготовка по новым научно-техническим направлениям. Кроме того, происходят качественные изменения в области народного образования (профессионально-технического, среднего, высшего) и культуры.
Управление подготовкой кадров с учетом перспектив развития производства дает возможность в кратчайшие исторические сроки решить чрезвычайно сложные проблемы научно-технического, экономического и социального прогресса, совершенствования материально-вещественных факторов производства и повышения качества личного фактора.
Вместе с тем возрастание роли и значения субъективного фактора в регулировании развития производства, как и всего общественного развития, таит опасность волюнтаризма, т. е. решения проблем без учета объективных тенденций развития, или приводит к застою, когда искусственно тормозится решение назревших проблем.
Производство подчинено потреблению, без которого оно теряет смысл. Поэтому потребление человека, удовлетворение его потребностей, развитие физических и умственных способностей -- это конечная цель любого общественного производства независимо от его общественной формы.
Однако общественное производство всегда имеет конкретно-исторический характер. Поэтому конечная цель производства опосредуется целью, которая определяется свойственными ему отношениями собственности. Сосредоточение средств производства у определенной части общества означает, что общественное производство, создаваемые в нем продукты и услуги непосредственно удовлетворяют ее потребности. Непосредственная цель производства в таких обществах не совпадает с его общественным назначением, его конечной целью.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что богатство -- общая категория, объективно свойственная всем экономическим системам. Оно является необходимым условием поддержания и расширения общественного производства и потребления на основе создания необходимых для этого запасов -- средств и предметов труда и потребления, а также трудовых навыков в развитии личного фактора производства. Источниками общественного богатства являются труд и природа.
В категории «богатство» выделяют такое понятие, как национальное богатство, которое состоит из двух частей: материальной и нематериальной. Учет национального богатства Украины происходит по методу прямого подсчета (данные инвентаризации, бухгалтерская и статистическая отчетность).
Конечно же следует акцентировать свое внимание на человеке. Ведь без его физического и интеллектуального труда не происходило бы преобразование природных ресурсов в элементы национального богатства.
Список литературы
1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. - К.: КНЕУ, 2006. - 288 с.
2. Базилевич В.Д. Політекономія. - К.: Знання-Пресс, 2007. - 719 с.
3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006. - 187 с.
4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. - К.: Центр навчальної літератури, 2006.
5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.
6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання, 2003.
|