2
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ставропольский государственный аграрный университет
Антимонопольная политика России
Монография
Авторы:
Кусакина О.Н. - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и прикладной экономики СтГАУ.
Мищенко В.М. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики СтГАУ.
Рецензенты:
Кафедра экономической теории Ростовского государственного университета, заведующая кафедрой экономической теории РГУ; доктор экономических наук, профессор Белокрылова О.С.
Рохмистров. В.В. - Руководитель Ставропольского ТУ ФАС России, Государственный советник РФ 3 класса
Ставрополь 2007 г.
376
УДК (338.23:339.12.012.434) (470+571) (075.8)
ББК 65.011.314:67:404
К94
Кусакина О.Н.. Мищенко В.М.
Антимонопольная политика России. Монография (Издание 2-е дополненное)
Настоящая работа посвящена теоретическим и практическим проблемам антимонопольного регулирования экономики. В работе использован системный подход к решению выше обозначенных проблем. Проведен анализ действующего АМЗ и системы мер антимонопольного регулирования экономических отношений. Отражены теоретические вопросы функционирования монопольных и конкурентных рынков, дана оценка состояния конкурентной среды и степени концентрации на товарных рынках, рассмотрены методы проведения антимонопольной политики в различных странах мира, генетические истоки монополизма. Немаловажное место в работе отведено историческим и экономическим предпосылкам возникновения антимонопольного законодательства России. Отдельные его аспекты рассмотрены в сравнении с положениями антимонопольного (антитрестовского) законодательства зарубежных стран. Показаны различия в правовых моделях организации и деятельности антимонопольных органов зарубежных стран и России, обоснована их роль в системе Российской государственности. Раскрывается потенциал антимонопольных органов в условиях формирования правового государства и становления демократического общества.
В работе предложены основные положения совершенствования организации и деятельности антимонопольных органов.
Рассматриваются положения Закона РФ «О защите конкуренции» который вступил в действие 26 октября.2006 года. "Это событие - закономерный результат эволюции российского антимонопольного законодательства"
В работе обосновывается место антимонопольного законодательства Российской Федерации, в системе Российского законодательства и права, показано его значение и особая роль в решении социально-экономических задач нашего общества. Его самостоятельность в значительной степени определяется тем, что в условиях становления рыночных отношений в России еще только создается инфраструктура рынка.
Вместе с тем в современных условиях возникает потребность в регулировании экономических отношений нормами Закона о конкуренции.
2-е издание дополнено, оно содержит раздел, посвященный антимонопольному регулированию аграрной сферы экономики.
Работа предназначена для студентов экономических и юридических специальностей вузов изучающих экономические и юридические аспекты монополистических отношений, соответствует Государственному образовательному стандарту и будет полезна государственным и муниципальным служащим, а также специалистам антимонопольных органов.
Содержание:
Введение
Глава 1.Предмет и задачи курса «Антимонопольная политика России
Глава 2. Экономическое содержание, история возникновения и виды
монополий.
Глава 3. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного
законодательства.
Глава 4.Зарубежное законодательство о конкуренции и
антитрестовской политике.
Глава 5.Исторические аспекты развития экономической конкуренции
и монополии в России.
Глава 6.Антимонопольное регулирование в дореволюционной России
и в первые годы Советской власти.
Глава 7. Монополизация производства в условиях административно-командной экономики. Развитие конкуренции как основы рыночных преобразований в России.
Глава 8. Антимонопольная политика России на современном этапе
§ 1. Институциональные основы антимонопольной политики России
§ 2. Система регулирования естественных и государственных монополий.
Глава 9. Антимонопольное регулирование аграрной сферы экономики.
§ 1. Теоретические и методологические основы конкуренции и
конкурентоспособности субъектов АПК.
§ 2. Инструменты и практика антимонопольного регулирования в сфере агропромышленного комплекса
Заключение.
Библиографический список
Приложение.
Там, где нет конкуренции,
там нет предмета
для экономического анализа
Дж.Милль
Монополия-лицензия на дрему
П.Кларк.
ВВЕДЕНИЕ
Все мировые цивилизации, все общественные системы осуществляли защиту интересов общества независимо от того, как называлось это общество, какую часть населения оно представляло, и какие средства его защиты были задействованы.
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
С начала 90-х годов осуществление в России глубоких экономических реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, неизбежно порождавших государственный монополизм, позволили предпринять шаги по кардинальной перестройке правовых норм, регулирующих правоотношения в области предпринимательства. Законодательство в этой сфере было приближено к международным стандартам. В принятых актах закреплен приоритет международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, над внутренним российским законодательством. Это обстоятельство создает предпосылки для дальнейшего совершенствования российского права.
Антимонопольное законодательство России формировалось в современных условиях с учетом мирового опыта и тенденций развития законодательства зарубежных стран, а также принятых в последнее время в Российской Федерации актов, регулирующих рыночные отношения.
Актуальность издания данной работы определяется сложными и многогранными процессами, происходящими в рыночной экономике России. Ориентация на решение практических задач, которые преследует антимонопольная политика государства, определила круг рассматриваемых вопросов. Они нашли отражение в содержании. В монографии дана оценка антимонопольного законодательства с экономических, исторических и социальных позиций; приведены примеры проявлений монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, показан уровень ущерба от нарушений антимонопольного законодательства; проанализированы методы антимонопольного регулирования; проведен анализ судебно-арбитражной практики. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что антимонопольное регулирование экономики прочно вошло в жизнь российского общества, как средство проведения экономических реформ и социальных преобразований.
Практическая реализация антимонопольной политики основана на правовых, финансово-экономических, организационных, социальных и политических институтах и осуществляется на макро- и
Глава 1. Предмет и задачи курса «Антимонопольная политика России.
Еще в 1887г. Правовед Фредерик Стимсон говорил, что «американская находчивость изобрела правовой механизм, способный поглотить сто корпораций или сто тысяч человек и затем, со всей безответственностью корпораций, сохранить их объединенную силу в компактной форме, сконцентрировав эту силу в руках одного-двух человек. Эти «тресты» могут осуществлять сатанинское вожделение - приобрести неограниченную и безответную власть, свободную от контроля извне или же контроля совести». Именно поэтому сенатор Джон Шерман в 1890г. Выступил перед Конгрессом США с законодательным актом, направленным на противодействие всем возможным видам ограничений свободной торговли и деятельности, предусматривающей создание монополий.
История принятия законодательного акта Шермана выявляет ясное и недвусмысленное политическое намерение - повысить благосостояние потребителей и сохранить возможности фирм и отдельных личностей конкурировать друг с другом. С этого времени и берет свое историческое начало политика антимонопольного регулирования, главный лозунг которой - «Защищать конкуренцию, а не конкурентов».
Еще в начале прошлого века судья Верховного суда США Луис Брандейс сказал: «Едва ли кто будет отрицать, что юрист, не изучающий экономику и социологию, с большой вероятностью может стать подлинным врагом общества», Решения юристов без глубокого понимания экономической сущности вопросов функционирования рынков, аналитические выводы экономистов без знания конкурентных норм во многих случаях будут поверхностны и не достигнут своего основного назначения - принятия решений в пользу защиты конкуренции.
К настоящему времени в мире создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики.
Активная конкурентная политика предполагает формирование культуры конкуренции среди всех институтов общества, большей осведомленности агентов рынка об основных направлениях антимонопольной политики и преимуществах к которым приводит ее реализация. Следовательно, необходимы новые подходы в профессиональной подготовке менеджеров, экономистов, юристов.
Сложные управленческие, экономические и правовые ситуации требуют от менеджмента предприятий умения быстро ориентироваться в условиях конкурентного рынка, анализировать весь комплекс факторов, прогнозировать их изменение, готовить и принимать обоснованные решения, улучшающие конечный результат и предотвращающие нежелательные последствия. Для управления этими процессами возникает необходимость углубленного изучения, а затем использования в предпринимательской деятельности знаний о государственной антимонопольной и конкурентной политике, направленной на: - содействие развитию товарных рынков и конкуренции; - ограничение и пресечение монополистической деятельности;
- предупреждение недобросовестной конкуренции; - пресечение антиконкурентных действий органов власти; - контроль за процессами концентрации; - разработку и осуществление мер по формированию конкурентной среды и демонополизации экономики.
Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.
Для чего же необходимо проводить антимонопольную политику?
Потребность в обеспечении честных методов и средств конкуренции появилась давно. С развитием производственных отношений возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях. Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, нацеленного на то, чтобы не допустить ограничение конкуренции и максимально использовать принцип эффективности экономики.
Другая часть, обуславливающая необходимость проведения антимонопольной политики и существования антимонопольного законодательства состоит в том, чтобы гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях и закрепление основных положений антимонопольного регулирования, направленного на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики.
Рыночная система, построение которой сейчас ведется в нашей стране, в классическом представлении содержит стихийное и целенаправленное регулирование.
Основой стихийного регулирования (саморегулирования) являются объективные экономические законы (например, закон спроса и предложения и другие). Последствия их действия не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества.
Поэтому саморегулирование необходимо корректировать и дополнять целенаправленным воздействием на экономическую систему с целью уменьшения негативных проявлений рыночной стихии. Такое влияние осуществляется при помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого и является антимонопольное регулирование. Его главное назначение - стимулировать конкуренцию, предупреждать и пресекать противоправную деятельность участников экономического процесса, посягающую на механизм конкурентной борьбы.
Итак, антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Причиной, побуждающей государство реализовывать именно эти цели, является публичный интерес, заключающийся в необходимости поддержания конкурентных основ рыночных отношений.
Важнейшими направлениями (формами) антимонопольного регулирования в современных условиях становятся нормативное и организационное воздействие.
Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением. Такое регулирование, по существу, олицетворяет особую деятельность государства, направленную на создание форм экономического порядка. В свою очередь, организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объёмом полномочий различных организационных структур, прежде всего - антимонопольных органов - Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС России) и его территориальных управлений, способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.
Типичным проявлением нормативного регулирования является антимонопольное законодательство Российской Федерации.
В отечественной юридической литературе понятие «законодательство» принято рассматривать в широком и узком (собственном) смысле слова.
В широком смысле слова законодательство - это комплекс (система) издаваемых уполномоченными органами нормативных актов, важнейшим из которых, является закон. Основополагающее место в такой системе законодательства занимает Конституция России, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской федерации.
В узком смысле слова законодательство рассматривается как система законодательных актов, включающая федеральные законодательные акты и нормативные решения Президента, Правительства России, а также законодательство субъектов Российской Федерации.
Исходя, из вышесказанного дадим определение антимонопольного законодательства: Антимонопольное законодательство - правовая форма государственного регулирования рыночных отношений представляющая собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Предметом курса антимонопольная политика в рамках изучения экономической теории являются:
1. Экономические отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках;
2. Отношения, складывающиеся в области функционирования регулируемых монополий;
3. Законодательство, являющееся правовой основой антимонопольного регулирования и практика его применения, (т.е. анализ законов, нормативных актов, практика антимонопольных органов, судебные решения).
Проблемы, касающиеся формирования, применения и совершенствования российского антимонопольного законодательства, требуют комплексного научного исследования.
Актуальность исследования проблем ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции обусловлена,
-во-первых, проведением и углублением экономических и правовых реформ в Российской Федерации,
-во-вторых, необходимостью осмысления, а также выявления специфики российского антимонопольного законодательства (законодательства о регулируемых монополиях) и практики его применения,
-в-третьих, недостаточностью разработанности юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов,
-в-четвёртых, потребностью в теоретическом обосновании предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и законодательства о регулируемых монополиях,
-в-пятых, необходимостью согласования теоретических разработок в области антимонопольного регулирования и правоприменительной практики.
Таким образом, при изучении курса ставятся следующие основные задачи:
1) проанализировать: а) понятие, содержание, сферы и пределы антимонопольной политики; б) направления антимонопольного регулирования и их отличительные особенности; в) понятие, состав и принципы антимонопольного законодательства, проблемы соотношения актов, входящих в него, а также сравнить российское и зарубежное антимонопольное законодательство; г) правовые признаки понятий, входящих в понятийный аппарат антимонопольного законодательства, соотношение и роль его ключевых категорий; д.) роль и место антимонопольных органов в системе исполнительной власти России, а также исследовать проблемы реализации их функций и правомочий по защите конкуренции; е.) правовые последствия нарушений норм законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности; ж.) правовые аспекты регулирования в сфере государственных и естественных монополий.
2) обосновать и уяснить теоретические аспекты некоторых положений антимонопольной политики и предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства России.
Необходимо учитывать при изучении курса, ряд особенностей и специфику монополистических отношений в экономике Российской Федерации.
Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:
Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.
Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.
3. Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях России. Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.
Практическая значимость изучения курса предполагает, что, во-первых, изучаемые положения и выводы могут послужить исходным моментом в последующих исследованиях экономических и правовых проблем ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках; во-вторых, изучаемые предложения по совершенствованию антимонопольной политики могут быть использованы на практике, при обсуждении проектов законодательных актов о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, а также о регулируемых монополиях; в-третьих, учебный материал курса окажет помощь в изучении теоретических проблем и практики предпринимательской деятельности, предпринимательского права.
Актуальность изучения курса «Антимонопольная политика государства» обусловлена:
Проведением и углублением экономических и правовых реформ в Российской Федерации.
Необходимостью осмысления, а также выявления специфики российского антимонопольного законодательства (законодательства о регулируемых монополиях) и практики его применения.
Недостаточностью разработанности экономических и юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов.
Потребностью в теоретическом обосновании предложений по совершенствованию антимонопольной политики и законодательства о регулируемых монополиях.
Необходимостью согласования теоретических разработок в области антимонопольного законодательства и правоприменительной практики.
Глава 2. Экономическое содержание, история возникновения и виды монополий.
Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» Самуэльсон П. Экономика. М., 1964 (П.Самуэльсон), «ценоискатель» Хейне П.Экономический образ мышления. - М., 1992 (П.Хейне).
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Популярный очерк. - М. : Политиздат, 1988.
(В.И.Ленин).
Таблица 1.
Сравнительная оценка полезности монополии
|
Достоинства (преимущества)
|
Недостатки (издержки)
|
|
Для экономики в целом
1.Прогнозируемость рынка, ограниченно банкротство фирм
2. Возможность государства осуществлять контроль и регулирование деятельности предприятия (отрасли)
3. Государству легче выстроить свои отношения с одним предприятием-отраслью, чем с большим числом компаний, конкурирующих на рынке
4. Государство может переложить часть своих расходных функций на предприятие-монополиста на взаимовыгодных договорных условиях
5. Информационная прозрачность, прогнозируемость и управляемость рынка
6. Активная благотворительная деятельность, участие в мероприятиях социального характера, более тесные связи с общественностью ради престижа и создания благоприятного имиджа
7. Предоставление высоких заработных плат, значительных социальных гарантий и создание хороших условий труда для многочисленного персонала компании
8. Существуют экономические, технологические и организационные условия для реализации открытий и нововведений
Для потребителя
I. 1. Положение фирмы на рынке стабильно; потребитель может оставаться постоянным покупателем фирмы, товары которой полностью удовлетворяют ею
2. Высок уровень доверия к крупным компаниям
3.Поведение компании па рынке более прозрачно
(отсутствует возможность махинации, ограниченна
недобросовестная конкуренция)
4.Ограниченные затраты на продвижение продукции
сокращают совокупные расходы потребителей,
связанные с рекламой, маркетингом
5.Возможно достижение более низких иен, которые могут быть установлены за счет низких издержек на единицу продукции, а также внедрения новых технологий производства (более вероятно в государственно организованных монополиях)
Для фирмы-монополиста
1.Безопасность ведения бизнеса, стабильное положение фирмы на рынке, отсутствие возможности банкротства
2.Возможно установление монопольно высоких (низких) цен
3.Наличие исключительного права распоряжения ресурсами
4.Барьеры для вступления в отрасль могут позволить монополисту получать сверхприбыли даже в долгосрочном периоде
5.Цены существенно превышают средние производственные затраты, соответственно, ценовая дискриминация может принести дополнительные прибыли
6.Возможность давления ни потребителей, контрагентов, общество в целом
7.Возможность осуществлять монополистическую деятельность
8.Существует потенциальная возможность аккумуляции средств на НИОКР
|
Для экономики в целом
1. Возможность сращивания монополии с государством
2.Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами
3.Необходимо государственное вмешательство в регулирование деятельности монополий в плане выплаты долгов и уплаты налогов
4. На экономическую эффективность рынка оказывают сдерживающее влияние барьеры входа
5. Стремление монополии к повышению цен стимулирует импорт и ухудшает условия торговли для отечественного бизнеса
6. Низкая скорость обращения капитала, замедленная оборачиваемость
7.Монопольная цена превышает предельные издержки, что провоцирует постоянный нерегулируемый рост цен
8. Высокие монопольные прибыли провоцируют неэффективное распределение ресурсов общества всех видов
9. Отсутствие стремления к снижению производственных издержек
10.Слабо стимулируется прогресс, инновации, развитие экономики за исключением случаев государственной поддержки
11.Используется стандартная технология, изменяющаяся очень медленно
12.Часть необходимой обществу продукции не производится, что сокращает возможность выбора в целом
13.Компания-монополист формирует рынок, я соответственно, и спрос, что ведет к неэффективному формированию импульсов от спроса к производству
Для потребителя
1.Цены слабо реагируют па колебания потребностей и спроса; потребителю приходится «мириться» с монопольно высокими ценами
2.Отсутствует или крайне ограниченна обратная связь от спроса к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику предприятия
3.Монопольная власть производителя при определении количества и цен продукта, возможно создание временного дефицита и изъятие товара из обращения с целью повышения на него цены
4.Ассортимент продукции имеет тенденцию к сокращению по сравнению с конкурентной отраслью, сервисное обслуживание ограниченно
, 5.Возможность поиска наиболее подходящих для потребителя вариантов ограниченна, вырабатывается консерватизм потребностей
Для фирмы-монополиста
1.Отсутствие постоянного давления конкурентов и защищенное положение на рынке ограничивают стимулы для производственной эффективности, формируют бездеятельность
2.Высокий уровень зависимости от государственного регулирования
3.Государство имеет возможность регулировать действия монополиста в области ценообразования и качества продукции, контролировать политику компании
4.Государство имеет право определять географическую сферу деятельности монополиста, что формирует высокие межрегиональные барьеры и снижает межрегиональный товарообмен
5.Ограниченные альтернативы в выборе поставщиков и т. д.
6.Высокие управленческие издержки, громоздкость управленческого аппарата
7.Присутствуют потенциальные основы к ослаблению рыночной мощи
8.Отсутствуют стимулы к использованию прогрессивных технологий, слабая заинтересованность в НИОКР и использовании НТП
9.Существует некоторое противодействие техническим улучшениям, которые могут вызвать внезапный моральный износ оборудования
|
|
|
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Таблица 2.
Многоаспектность исследования проблем функционирования и развития монополии и конкуренции.
Сравнительная оценка полезности конкуренции
|
Достоинства (преимущества)
|
Недостатки (издержки)
|
|
Для экономики в целом
|
Для экономики в целом
|
|
1.Изменение институциональной среды экономики страны
|
1. Отсутствие предсказуемости экономической политики субъектов рынка
|
|
2.Структурные изменения в производящих
и обслуживающих отраслях, формирующих ВВП
|
2.Государству трудно отслеживать деятельность малых и средних предприятий, возникает сложность в контроле и координации рыночных процессов
|
|
3.Повышение эффективности распределения и перераспределения ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребительских предпочтений
|
3. Повышается доля теневого оборота (оффшорные зоны, сокрытие от налогообложения, уход капитала за рубеж)
|
|
4. Создаются условия для формирования стабильного потребительского рынка
|
4.Короткий жизненный цикл компаний, активная миграция, отсутствие стабильности
|
|
5. Высокий уровень насыщенности потребительского рынка
товарами и услугами, ликвидация товарного дефицита
|
5.Возможность осуществления недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа
|
|
6.Формируется инфраструктура рынка
|
6.Возможность осуществления монополистических действий и установления власти на рынке тех фирм. которые имеют более высокую рыночную долю
|
|
7. Развивается малый и средний бизнес
|
7.Увеличение безработицы, снижение социальной защищенности
|
|
8.Процесс «естественного отбора» позволяет оставаться на рынке более конкурентоспособным компаниям при оптимизации государственного регулирования
|
8.Социальное расслоение общества
|
|
9.Растет мотивация к профессиональному росту на рынке труда
|
9.Стремление к достижению конкурентных преимуществ за счет широкого применения мер внеправового характера (получение льгот и преимуществ от органов власти коррупция, снижение трансакционных издержек и др.)
|
|
10. Создается экономический и социальный базис для развития среднею класса
|
10. Сокращение издержек производства и обращения не за счет внедрения новых технологий и оптимизации затрат, а путем снижения расходов на социальные нужды, проведения финансовых и налоговых махинаций, ограничения в заработной плате и др.
|
|
11.Ограничивается роль государства в управлении экономической и хозяйственной деятельностью субъектов рынка и в контроле за нею.
|
|
|
12.Обновление технологии производства, модернизация
производства, разработка новых товаров и торговых марок:
|
|
|
Для потребителя
|
Для потребителя
|
|
1. На рынке предлагается широкий и насыщенный ассортимент товаров, отсутствие дефицита
|
1.Отсутствие равенства возможностей выбора для покупателей
|
|
2. Растут конкурентоспособность и потребительские свойства продукции
|
2.Проблема выбора среди товаров-аналогов, имеющих сходные или близкие потребительские свойства
|
|
3. Формируется рыночная власть потребителя, направленная на снижение цен и повышения качества обслуживания
|
3.Появление психологического дискомфорта у потребителей из-за невозможности приобретения постоянно меняющегося модифицированного товара.
|
|
4. Неценовая конкуренция позволяет потребителям получать полную информацию о товарах и услугах на рынке, увеличивается объем и расширяется спектр потребляемых услуг.
|
4.Наличие несоответствия баланса «цена-качество»
|
|
5.Придание продукции таких эксплуатационных характеристик и свойств, которые смогут снизить потребность и затраты покупателя на обслуживание продукции, обеспечивает большую надежность
|
5.Недостаточная сегментация рынка компаниями (отсутствует товар хорошего качества ориентированный на среднего потребителя)
|
|
|
6. Активное использование недобросовестной и недостоверной рекламы, вводящей потребителей в заблуждение относительно качества товара, характера, способа и места его производства
|
|
Для субъекта рынка (фирмы)
|
Для субъекта рынка (фирмы)
|
|
1.Поиск новых возможностей использования имеющихся ресурсов
|
1.Возможность банкротства фирм, небольшой жизненный период их функционирования
|
|
2. Относительно свободный вход на рынок
|
2.Непрогнозируемость рынка, определяющая неустойчивый уровень прибыли
|
|
3. 3.Внешняя среда стимулирует компанию работать более эффективно (повышать скорость обращения капитала, ресурсов товаров)
|
3.Необходимость постоянного отслеживания рынка и выработки стратегических решений, направленных на.достижение преимуществ и выживание
|
|
4. Разрабатывается гибкая ценовая, ассортиментная и сбытовая политика
|
4.Недобросовестная конкурентная борьба и проявление монопольной власти со стороны фирм-конкурентов
|
|
5.Формируется самостоятельная оперативная деятельность фирмы на рынке
|
5. Высокий уровень косвенных затрат связанный с продвижением товаров на рынке (издержки на рекламу и т.д.)
|
|
6.Достигаются конкурентные преимущества за счет
совершенствования инструментов маркетинга мобильности капитала, эффективного менеджмента.
|
6.Большое количество конкурентов
|
|
7. Существуют альтернативы в выборе поставщиков, покупателей
|
7. Ограниченная возможность обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения НТП; низкий уровень амортизационных отчислений на обновление производства, отсутствие и ограничение научно-технической базы и недостаток специалистов для проведения исследований
|
|
8. Слабая зависимость от государственного патронажа и регулирования, отсутствие указаний о первоочередных и обязательных поставке, производстве и др.
|
|
|
9.Активизация неценовых методов конкуренции
|
|
|
|
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
Однако только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.
Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.
Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний и власть в ней принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.
Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии - «Стандард ойл», в автомобильной - «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).
Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного ...........
Страницы: [1] | 2 |
|