11
Ископаемые растения позволяют судить о климатах геологического прошлого. Палеоботанические аргументы играют немалую роль в давнем споре о движении материков. История растительного мира, длившаяся сотни миллионов лет и богатая разнообразными событиями, не менее поучительна, чем история мира животных.
Введение
Лекарственные растения были известны человеку с глубокой древности. Первобытные народы, осваивая местную флору, находили для себя многие полезные растения, в том числе растения, обладающие целебными или ядовитыми свойствами. Так постепенно накапливались знания о лекарственных растениях, которые позже обобщались и систематизировались, и передавались из поколения в поколение.
Долгое время растения были основными средствами для лечения многих заболеваний.
На современном фармацевтическом рынке около 60 - 70 % препаратов - синтетические. Если провести сравнения между синтетическими и растительными препаратами, то у обоих можно выявить недостатки и преимущества. Преимущества синтетических препаратов - пролонгированность действия, более избирательное влияние на органы и системы, точность дозирования. Растительные препараты имеют меньше противопоказаний, побочных эффектов, они чаще менее токсичны для организма. Первые необходимо применять в разгар болезни, вторые - в период выздоровления и для профилактики.
При повышенной нагрузке на организм, при ослаблении после заболевания, для профилактики необходимо применять витаминные препараты. Немаловажно и применение витамина С. Одни из наиболее хороших источников - растительные, где аскорбиновой кислоте сопутствуют многие полезные соединения.
Иван Акопов. Из истории изучения и применения лекарственных растений
Растения в лечебных целях использовались людьми с незапамятных времен. Особенно были распространены лекарственные растения у древних народов: в Ассирии, Египте, Китае, Индии, Греции и Риме. В средние века они широко применялись в арабских странах, в Средней Азии, в Закавказье, особенно в Армении и Грузии.
На развитие медицины в Армении оказала воздействие классическая греческая медицина. Однако через сравнительно небольшой отрезок времени она, как пишет академик Л.А. Оганесян, "блеснув на закате своей былой славы появлением нескольких талантов (Аэзий, Александр Трилийский, Павел Эгинский), неудержимо пошла к своей полной и безвозвратной погибели. На смену греческой медицине выдвинулась рожденная под ее же влиянием и во многих отношениях составлявшая ее естественное продолжение медицина арабов... Замечательно, однако, что в отличие от других крупных народов-завоевателей арабы в созданной ими огромной торговой империи не только не стремились уничтожать культурные ценности завоеванных ими народов, но даже бросились изучать эту культуру с какой-то необычайной энергией" (Л. А. Оганесян. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней. Кн. 1-я, с. 203-204). Впоследствии, как известно, огромная арабская держава, просуществовав менее столетия, в VIII веке начала распадаться, оставив в наследие термин "арабская медицина".
В Институте древних рукописей "Матенадаран" им. Месропа Маштоца в Ереване хранится большое количество манускриптов на армянском, арабском, персидском и других языках, свидетельствующих о большой популярности растений при лечении больных с древнейших времен.
С.А. Варданян (1982) сообщает краткие сведения о древней и средневековой Армении, где врачи лечили больных растениями. Так, выдающийся армянский астроном, математик и философ Анания Ширакаци в 667 г. составил пространный свод наук "Кнникон", из которого очевидно, что его автор сам занимался фитотерапией. В книге С.А. Варданяна "Амирдовлат Амасиаци - армянский естествоиспытатель и врач XV в. " (1987) дан довольно обширный очерк истории естествознания и медицины средневековой Армении, приведены сведения о жизни и творчестве ученого-энциклопедиста средневековья - ботаника и географа, филолога, лексикографа, фармакогноста и врача, теоретика и опытного клинициста - Амирдовлата Амасиаци, а также о других армянских и арабских ученых-врачах, о преимущественном использовании ими фитотерапии. Так, реальное число лекарственных веществ, определенных в работе Амирдовлата Амасиаци "Ненужное для неучей", составляет 1400, из которых 1000 (72%) составили лекарственные растения. Приблизительно такой же процент их у Ибн Сины и 76 % - у Диоскорида.
Наиболее полно медицинские представления отразились в сочинениях современника Ибн Сины - Григора Магистроса Пахлавуни (X - XI вв.) - одного из крупнейших армянских ученых эллинистического направления, эрудита и знатока античной культуры, разносторонне одаренной личности, поэта, философа, врача с тонкой интуицией, прекрасно знакомого с клиникой и лекарственной терапией, особенно фитотерапией.
Немалый интерес представляет также деятельность основоположника средневековой армянской медицины, представителя Киликийской медицинской школы Мхитара Гераци, или Великого Мхитара. Как считают, он сделал для армянской медицины то же, что и Гиппократ для греческой, Гален - для римской, Ибн Сина - для арабской. В 80-х годах XII в. Мхитар Гераци приступил к созданию главного труда своей жизни, книги "Утешение при лихорадках". В описанной в ней системе лекарственного лечения ведущее место занимает фитотерапия. Среди рекомендованных Мхитаром Гераци лекарственных растений упоминаются кувшинка, фиалка, ирис, коровяк, солодка, безвременник, каперцы, мята, чабрец, якорцы и многие другие целебные растения, большинство которых включены в нашу книгу.
В плеяде выдающихся арабских и мусульманских врачей средневековья особое место занимает ученый, врач, философ и поэт Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдалах, латинизированное - Авиценна). Он родился в 980 г. в селении Афшана близ Бухары, умер в 1037 г. Некоторые мусульманские исследователи обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме. Ибн Сина писал (на арабском языке и на языке фарси) о вечности материи, проповедовал просвещение и науки. Важнейшим трудом Ибн Сины является получи ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 |
|