КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕФЛЕКСА «ИЗБЕГАНИЯ)»
Развитие ребенка определяется зрелостью нервной системы. Этапы созревания мозга проходят в определенной последовательности, и должны быть правильно завершены. Если рефлекс «избегания», который появляется еще во внутриутробном периоде жизни, не будет отработан у ребенка, возможно, останутся неадекватные реакции на прикосновения, неожиданные звуки, неуверенность при тактильном обследовании предметов и др.
Также возможна гиперчувствительность к сенсорной нагрузке, что может привести к физическим и психологическим нарушениям в виде фобий.
С целью снятия подобных состояний на занятиях проводится многократная неожиданная легкая сенсорная стимуляция для формирования адекватной реакции организма на раздражители.
Задачи:
1. Развивать тактильные, слуховые и вестибулярные анализаторы.
2. Отработать рефлекс «избегания».
3. Развивать координацию движений.
4. Совершенствовать тактильно-осязательное чувство. Оборудование: канат, бубен, колокольчики, барабан и другие звучащие предметы.
Упражнения можно выполнять в помещении группы босиком, чтобы рецепторы стопы принимали активное участие в развитии осязания.
Дети делятся на две подгруппы: одна выполняет упр. 1, другая в это же время упр. 2. Потом группы меняются местами.
Выполнять каждое упражнение по 1-2 мин 3 раза в день.
Для эмоционального настроя предлагаем детям образ кошек или котят, которые тренируются для ловли мышей.
Упр. 1. Дети выстраиваются в «цепочку». Первый ведущий обходит «цепочку» за спинами детей, касаясь рукой любых мест на спине, плечах и т. д., и становится в конец «цепочки», второй игрок продолжает и т. д.
Методические рекомендации. Тактильное касание проводится в произвольном порядке. Дети должны спокойно реагировать, не оглядываться и не избегать касаний.
Стимуляция тактильных рецепторов приводит к активации многих анализаторных систем, переводит количество неожиданных прикосновений в качество привыкания. Таким образом, формируется восприятие тактильного ощущения и возникает способность анализировать прикосновение без страха.
Упр. 2. Ходьба по канату в сопровождении любых звуков. Руки в стороны, ладони вверх, голова прямо, плечи расправлены, лопатки соединить.
Дозировка: 1-2 раза.
Методические рекомендации. Упражнение выполнять в сопро-вождении любых неожиданных звуков (бубен, барабан и т. д.). Звуки должны быть нерезкими и звучащими в неопределенном ритме, вразнобой. Источник звука желательно спрятать.
Упр. 2 направлено на осторожную стимуляцию слуховых и вестибулярных рецепторов для формирования слухового анализатора и адекватной реакции на неожиданные звуки при условии сохранения равновесия. Дети должны догадаться, что это за звук, откуда он исходит, и спокойно продолжать движение. Положение рук в стороны с раскрытыми ладонями способствует формированию правильной осанки. При этом дети не должны втягивать голову в плечи, лопатки необходимо соединить.
Через неделю упражнение можно усложнить, попросив детей иногда закрывать глаза.
Комплекс выполнять 2 недели по 3 раза в день.
На других занятиях с целью совершенствования тактильно-осязательного восприятия предлагаем проводить с детьми игры на распознавание предметов по их качествам: мягкое, шершавое, колючее и т. д.
Упр. 3. Игра "Угадай". Вначале дети ощупывают небольшую мягкую игрушку. Затем воспитатель прячет ее в непрозрачный мешочек, куда заранее сложены другие предметы: мячики, кубики, скомканная жесткая бумага, другая игрушка из материала, отличающегося от первого, и т. д.
Детям предлагается найти игрушку.
На улице во время прогулки с детьми можно проводить подвижные игры, например «Кошки-мышки».
Упр. 4. Игра «Кошки-мышки». Выбирается ведущий («кот»), который «спит». В «домике» (например, на веранде) прячутся остальные дети -- «мыши». По сигналу воспитателя они выбегают из «домика» и будят «кота», который просыпается и ловит «мышей». «Мыши» убегают в свои «норки». Пойманная «мышь», становится «котом». Игра продолжается.
Эти или аналогичные им игры закрепляют навыки реагирования на неожиданные ситуации, позволяют детям преодолевать страхи, неуверенность.
В связи с тем, что упражнения требуется выполнять систематически по 1 мин 3 раза в день в течение 3-4 недель, необходимо обучить родителей следующему упражнению для отработки рефлекса «избегания».
Ребенок стоит на одной ноге (ноги меняет по очереди произвольно). Родители сзади легко касаются его в различных местах, сопровождая прикосновения неожиданными нерезкими звуками (например, хлопки в ладоши). Упражнение можно чередовать с ходьбой по палке с поперечной перекладиной (например, по швабре). Через неделю можно предложить ребенку встать на поролон или диванную подушку.
Обязательно следите за сохранением равновесия!
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕФЛЕКСА МОРО И «ИЗБЕГАНИЯ»
Рефлекс Моро -- второй рефлекс в развитии нервной системы ребенка -- играет важную роль в формировании реакции испуга и становлении вестибулярного аппарата.
Ребенок, у которого наблюдаются проявления рефлекса Моро, часто находится в состоянии тревоги, острочувствителен, восприимчив, но с незрелыми реакциями и чрезмерно реактивен. Адаптация нервной системы может привести к формированию двух типов личности: ребенок, полны ...........
Страницы: [1] | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|